В. Г. Никифоров
К биографии бабушки поэта Марии Алексеевны Пушкиной-Ганнибал
БАБУШКА А. С. Пушкина Мария Алексеевна Ганнибал похоронена у алтарной стены Святогорского монастыря, на родовом кладбище Ганнибалов-Пушкиных. Бывая в разные годы в Михайловском, А. С. Пушкин навещал могилы своих предков, вспоминал рассказы бабушки о «милой старине». Так же, как и няня Арина Родионовна, бабушка Мария Алексеевна оставила в его душе глубокий добрый след.
Она была человеком необыкновенным, в ней соединились черты, унаследованные от предков-иностранцев, и исконно русские, прожила она долгую нелегкую жизнь. Родилась 20 января (ст. стиль) 1745 г. Правда, мы пока не знаем, где она родилась. Известно, что у отца, Алексея Федоровича Пушкина, был дом в г. Липецке, тогда Тамбовской губернии, возможно, она там и родилась. Отец Марии Алексеевны в молодости был пажом при дворе царевны Прасковьи Ивановны и жил некоторое время в селе Рождествено (ныне музей-усадьба Набокова), в поместье, подаренном Петром I племянницам...»[1]. О детстве бабушки поэта мы знаем мало. Видимо, она получила хорошее домашнее воспитание, обладала прекрасной русской речью, так восхищавшей А. А. Дельвига. Замуж вышла поздно. Ей было 28 лет, когда к ней посватался Осип Абрамович Г аннибал.
О замужестве Марии Алексеевны писали А. М. Гордин в книге «Пушкин в Михайловском», Н.И. Грановская в книге «Вместе с Пушкиным от Царского села до Михайловского», откуда мы взяли цитату. А. М. Гордин пишет: Свадьба состоялась в доме А. Ф. Пушкина 9 ноября 1773 года»[2]. Сноску на
Никифоров Виктор Григорьевич - зав. историкокраеведческим отделом музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское»
метрическую запись он не дает. Н. И. Грановская сообщает: «Мария Алексеевна Пушкина вышла замуж за Осипа Абрамовича Г анниба-ла в начале 1773 года...»[3]. Ноябрь месяц -это не начало, а конец года, очевидно, точных данных нет. Далее Нина Ивановна продолжает: «Известно, что вначале молодые некоторое время жили вблизи липецких заводов в Муроме. Здесь у них родился первый ребенок
- мальчик, умерший младенцем.. .»[3]. Мы не знаем, когда он родился, как назвали мальчи ка, когда умер. О поведении Осипа Абрамо вича и отношениях его с отцом известно. Из Мурома Ганнибалы переехали в Петербург.
«В Петербурге молодые поселились у родной тетки Марии Алексеевны - Анны Юрьевны Квашниной-Самариной.»[4] -
пишет далее Грановская. После примирения Осипа Абрамовича с отцом, в чем большую роль сыграла Мария Алексеевна, супруги переезжают жить в Суйду. «Здесь родилась у них 21 июня 1775 года дочь - будущая мать великого поэта.» - приводит Н. И. Грановская дату рождения Надежды Осиповны, очевидно, по книге Л. А Черейского «Пушкин и его окружение».
О дальнейших отношениях Марии Алексеевны и Осипа Абрамовича написано много. По обоюдному согласию они разъехались. Через какое-то время Мария Алексеевна, как предполагает Грановская, снова переехала к Квашниной-Самариной. Далее Нина Ивановна пишет: «Мария Алексеевна с дочерью вскоре уехала в деревню к родным, не имея средств существования в Петербурге. Здесь она повергла в отчаяние все семейство Пушкиных своим бедственным положением.» [5]. О второй женитьбе деда Пушкина все знают, а также чем этот брак закончился
- тоже. Известно и об отношении ко второму браку Осипа Абрамовича и его братьев.
Сколько времени Мария Алексеевна прожила в родительском доме в Липецке, неизвестно, да жила ли - ревизские сказки Липецкой губернии Тамбовского уезда никто не изучал. Грановская далее говорит: «Мария Алексеевна с дочерью до указа императрицы (1784) жила у Ивана Абрамовича Ганнибала в Суйде, затем она поселилась в выделенной им деревне Кобрино на мызе Руново»[6]. Нина Ивановна подробно пишет о всех судебных делах того времени между Осипом Абрамовичем и опекунами дочери его Надежды. «К 1790-м годам материальное положение Марии Алексеевны Ганнибал улучшилось. Доходы с имения и десять тысяч рублей, выделенные Иваном Абрамовичем из наследства отца на воспитание племянницы, дали возможность бабушке Пушкина жить безбедно. Благодаря знакомствам, посещениям театра и родстве нным связям Марии Алексеевны мать и дочь общались с самыми образованными людьми Петербурга. Дом Марии Алексеевны посещают сыновья ее родственника Льва Александровича Пушкина - Василий и Сергей Львовичи, блестящие гвардейские офицеры и образованные молодые люди.»[7]. Н. И. Грановская приводит запись в метрической книге Суйдинской Воскресенской церкви о венчании Надежды Осиповны и Сергея Львовича Пушкина 28 сентября 1796 г. «После свадьбы молодые поселились «в Измайловском полку». Вскоре и Мария Алексеевна, продав свой прежний дом, купила другой, поближе к дочери и зятю, также «в Измайловском полку.
Летом Пушкины и Мария Алексеевна жили на мызе Руново.»[8]. Как известно, там же жил и брат Марии Алексеевны Михаил Алексеевич. «. В 1792 г. Арина Родионовна была взята Марией Алексеевной в дом покойного опекуна Надежды Осиповны, Михаила Алексеевича Пушкина. ко времени рождения его сына Алексея. 20 декабря 1797 года у Марии Алексеевны родилась внучка Ольга. После ее рождения Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных. Вскоре после рождения дочери Ольги Сергей Львович вышел в отставку и переехал с семейством на постоянное жительство в Москву. Мария Алексеевна также решила перебраться в Москву, а Кобрино продать
(продала в 1800 г) «по причине связанных с ним тяжелых воспоминаний» и под давлением желавших этого дочери и зятя. В 1804 году ею было куплено подмосковное сельцо Захарово, где проходили детские годы А. С. Пушкина. Но уже в 1811 году это сельцо было продано, так как обстоятельства жизни родителей поэта снова изменились и они собрались вернуться в Петербург.»[9].
Где жили Пушкины в это время в Петербурге - мы знаем, а в Михайловское Мария Алексеевна приехала, возможно, впервые в 1816 г. В ревизской (ревижской) сказке за 1816 г., приводимой П. Е. Щеголевым в книге «Пушкин и мужики»[10], указаны деревни с количеством крестьян. Владельцами сельца Михайловского в этом году были: «... помещицы военной советницы Надежды Осиповны Пушкиной и капитан-лейтенантши 2 ранга Марьи Алексеевны Ганнибаловой...». Сергей Львович не был членом Военного Совета, а числился в Польше «по комиссариатской части», поэтому жена его, конечно, «военной советницей» не была. Что касается звания бабушки поэта Марьи Алексеевны, то она была «капитаншей 2 ранга», если считать звание Осипа Абрамовича, ее мужа, «морской артиллерии капитана 2 ранга», но звания капитан-лейтенант 2 ранга - в русском флоте нет. Но простим «Священно-церковнослужителям», не разбиравшимся в военной терминологии. Возможно предположить, что Мария Алексеевна болела в этом году и Арина Родионовна привезла ее в Михайловское на свежий деревенский воздух, ухаживала за ней. Об отношениях Марии Алексеевны, бабушки поэта, и няни его Арины Родионовны замечательно пишет в своей книге Нина Ивановна Грановская. К сожалению, в Государственном архиве Псковской области по Опочецкому узеду хранятся ревизские сказки только о беглых крестьянах, поэтому точно сказать нельзя, но, возможно, няня и бабушка Александра Сергеевича жили в Михайловском и зимою 1816 - 1818 годов. Мария Алексеевна, видимо, тяжело болела, и няня сообщила об этом Надежде Осиповне. Надежда Осиповна и Сергей Львович с дочерью приехали в Михайловское. Об этом в 1818 году пишет Василий Львович Пушкин в письме П. А. Вяземскому в Варшаву. Его
письмо в своей книге приводит Цявловский: «Брат Сергей Львович в Опочке, на границе Белорусских губерний. Он приехал в свою деревню 27 июня, а 28- го, то есть на другой день, умерла его теща; Надежда Осиповна и Оленька в большом огорчении. Покойница была со всяченкой, и мне ее вовсе не жаль, но здоровье Оленьки очень худо, и я о том сокрушаюсь. Александр остался в Петербурге; теперь узнав о кончине бабушки своей, он, может быть, поедет к отцу. Я о нем знаю только по слуху, около года я от нашего поэта не получил ни строчки.»[11]. Мария Алексеевна пережила своего мужа на 12 лет.
В 1806 г. умер Осип Абрамович Ганнибал и был похоронен у алтарной стены Святогорского монастыря. В метрической книге Воскресенской церкви погоста Воронича от 18 октября есть запись: «Сельца Михайловского помещик Осип Абрамов Ганнибал умре натуральною болезнею и с покаянием... Требу сию совершил означенной церкви Священник Петр Иоанов Диякон Стефан Савинов Дячок Егор Гаврилов Понамарь Дмитрий Петров» [12]. Считается, что в Михайловское приехала его жена, бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал. Однако в исповедных и клировых докумен-
ча» имени ее за 1807 - 1814 гг. не обнаружено. И, как свидетельствуют исповедные росписи, в Михайловское владельцы не приезжали, а может быть, наследство оформлено еще не было. Т ольк о в исповедной росписи за 1811 год сказано: «...Сельца Михайловского поручик Иван Игнатьев... жена его Анна Андреева...»[13], далее идут имена дворовых людей. Скорее всего, Иван Игнатьев был управляющим имением. В исповедной росписи за 1814 г. владелицей сельца Михайловского названа «Надежда Осипова жена Пушкина»[14]. Когда владелицей имения Михайловское стала Надежда Осиповна, она сделала владелицей деревни Морозова Марию Алексеевну, свою мать. В клировой ведомости Воскресенской церкви за 1823 г. есть запись: «Помещицы Марьи Алексеевой Ганибаловой деревня Морозова... дворов 2 мужеска 5 жен-ск а 8 душ.. .»[15]. Т о ест ь пос ле см ерт и М а рии Алексеевны прошло уже 5 лет, а она еще числится владелицей.
Впервые ли в 1817 году семья Пушкиных приехала в Михайловское? Почему не обнаружилось в стихах, письмах молодого поэта никакого отклика на общение с бабушкой и няней. Допустим, что бабушка была прикована к постели и не могла общаться, но няня. или до нас не дошли его отзывы?
тах Воскресенской церкви «пригорода Ворони-
Примечание
1. Грановская Н.И. «Вместе с Пушкиным от Царского села до Михайловского». Спб.1999. С. 121
2. Гордин А.М. «Пушкин в Михайловском». Лениздат. 1989. С.26
3. Грановская Н.И. ... С. 122
4. Там же
5. Там же, с. 125
6. Там же, с. 130
7. Там же, с. 131
8. Там же, с. 133
9. Там же, с. 141
10. Щеголев П.Е. Пушкин и мужики.
11. Цявловский М.А. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина. 1799-1826. Л. 1991. С.163
12. ГАПО. Ф. 39, оп.1, ед. хр. 4321, л. 427об.
13. Там же, ед. хр. 2687, л. 603
14. Там же, ед. хр. 2690, л. 598
15. Там же, ед. хр. 685, л. 168