ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1517: 4484-4489
К авифауне национального парка «Бузулукский бор» и запада Оренбургской области
В.В.Морозов, С.В.Корнев
Второе издание. Первая публикация в 2010*
Национальный парк «Бузулукский бор» образован в конце 2007 года. Он расположен на территории Оренбургской и Самарской областей и включает как сосновые боры на древних песчаных, предположительно морских, отложениях, так и дубравы на водоразделах, примыкающие к сосновым массивам, а также пойменные лиственные леса по рекам Самаре и Боровке. Площадь парка 106788.25 га. Орнитофауна Бузулукского бора в его современных границах пока ещё детально не изучена, однако информация о птицах сосновых лесов имеется в целом ряде публикаций. Представление о составе фауны птиц Бузулукского бора можно почерпнуть из книги Я.Н.Даршкевича (1953), хотя, конечно, полного списка птиц бора там нет, да и характер пребывания боль -шинства видов описан недостаточно подробно.
О ряде фаунистических находок, сделанных нами в пределах этого национального парка и его ближайших окрестностей, мы сообщили в недавней публикации (Морозов, Корнев 2009). Обследование некоторых участков в восточной и северной частях Бузулукского бора и прилежащих территорий, проведённое нами весной и летом 2010 года, прояснило характер пребывания ряда отмеченных в предыдущем сезоне видов, получены новые авифаунистические сведения не только для территории национального парка, но и для запада Оренбургской области в целом.
Большая горлица Streptopelia orientalis. Распространение на гнездовье в Оренбуржье ограничено востоком области, за Уральскими горами; залёты известны вплоть до Западной Европы (Рябицев 2008). Два токующих самца отмечены 21 и 22 мая 2010 в глубине Бузулукского бора в районе Наташиной горы (52°58' с.ш., 52°13' в.д.).
Глухая кукушка Cuculus saturatus. Вечером 12 июня слышали кукование в старовозрастном сосняке у деревни Воронцовка.
Длиннохвостая неясыть Strix uralensis. Одиночный территориальный самец отмечен 14 мая близ устья ручья Черталык, впадающего в реку Боровку. Его брачные крики были слышны всю ночь с 14 на 15 мая и утром 15 мая вплоть до 11 ч. Также одиночная неясыть этого
* Морозов В.В., Корнев С.В. 2010. К авифауне национального парка «Бузулукский бор» и запада Оренбургской области IIМатериалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири 15: 106-112.
вида отмечена 9 июня в смешанном лесу в окрестностях хутора Мельничного на правобережье реки Боровки. В обоих случаях признаков гнездования не выявлено.
Юла Lullula arbórea. Как и в 2009 году, лесные жаворонки обнаружены в двух местах у границ национального парка. В массиве закреплённых бугристых песков, покрытых ковыльной степью и зарослями кустарников с посадками американского клёна, тополя, карагача и сосны, между поймой реки Самары и юго-восточной окраиной Бузу-лукского бора, западнее деревни Елховка, 16-17 мая встречены 2 выводка. В одном выводке было 3 молодых, один из которых летал неуверенно, в другом — 4. В обоих случаях молодых сопровождали оба родителя, которые беспокоились возле них и иногда подкармливали.
На втором участке, в долине реки Танеевки недалеко от деревни Воронцовка, на сухих песчаных лугах с отдельными берёзами, вётла-ми или куртинами ив с черёмухой выявлены 4 территории, на которых отмечены токовавшие самцы, пары или выводки. Один из самцов 9 и 10 мая отмечен с кормом в клюве, молодых птиц или слётков обнаружить не удалось, однако на территории этого самца было найдено уже оставленное птенцами гнездо. На другой территории 20 мая встречена взрослая птица, кормившая уже хорошо летавшего молодого. На третьей территории 21 мая держались обе взрослые птицы, с ними отмечен лётный молодой, от которого самка интенсивно отводила, изображая раненую птицу. На четвертой территории 20 мая обнаружено готовое, но ещё пустое гнездо, возле которого держался один жаворонок. Первое яйцо в этом гнезде появилось 23 мая, на следующий день было 2 яйца, 1 июня - полная кладка из 5 яиц. Данное гнездо было устроено под кустиком кровохлёбки на ровном мезофитном разнотравно-злаковом лугу с отдельными плешинами с разреженным травостоем. Расстояние от гнезда до границы леса не превышало 50 м. Гнездо было свито из сухих листьев злаков, выстилка состояла также из злаковых листьев, но более тонких. Наружный поперечник гнезда 11 см, диаметр лотка 5.5^6.0 см, глубина лотка 4.7 см. Вне всякого сомнения, это была вторая кладка. До вылупления птенцов кладка не сохранилась, при осмотре 12 июня гнездо оказалось пустым.
Ещё один участок, где явно гнездились юлы, расположен в непосредственной близости от Воронцовки на высоком песчаном бугре, между кладбищем и сосновыми посадками. Там 23 и 24 мая отмечен токующий самец и пара лесных жаворонков. Это место представляет собой зарастающие выгоны, поросшие низкой разреженной травкой и отдельными молодыми деревцами вяза, с сохранившимися кое-где небольшими фрагментами ковыльной степи. Участок граничит с сосновыми посадками 20-30-летнего возраста.
Таким образом, представленные данные окончательно определяют
характер пребывания лесного жаворонка на территории Оренбургской области в качестве гнездящегося вида, и знак вопроса на карте распространения юлы в определителе В.К.Рябицева (2008) должен быть убран.
Зелёная пересмешка Шрро1а1з 1еЬвг1па. Запад Оренбургской области полностью входит в область гнездования этого вида (Рябицев 2008), однако доказанных фактов размножения практически нет. В окрестностях деревни Воронцовка близ Бузулукского бора 2 июня найдено гнездо в развилке боковой ветки берёзы на высоте 15 м. Для осмотра оно было недоступно. Птицы часто появлялись у гнезда, одна из них, вероятно самка, в вечернее время постоянно сидела в гнезде. Второе гнездо обнаружено 12 июня в 60 м от предыдущего, в развилке боковой ветки берёзы на высоте 13 м. Обе взрослые птицы держались в районе гнезда, но не насиживали.
Пеночка-трещотка РНуНоБаориБ Б1Ы1аШх. Наряду с информацией 2009 года (Морозов, Корнев 2009), полученные новые данные позволяют однозначно утверждать, что трещотка — регулярно гнездящийся вид сосновых лесов Бузулукского бора. Эта пеночка отмечена нами в старых комплексных сосновых борах по восточной окраине Бузулук-ского бора в разных местах, близ Воронцовки, где она сравнительно обычна. Холостые поющие самцы встречены 9 мая в осиново-берёзовом колке в пойме реки Танеевки и 21-22 мая — в комплексном старом бору близ Наташиной горы (52°58' с.ш., 52°13' в.д.).
Две самки, строившие гнезда, отмечены 10 мая; 11 мая одно из гнёзд было закончено, и в нём находилось первое яйцо. При проверке этих гнёзд 15 мая одно из них оказалось брошенным и по-прежнему содержало 1 яйцо, в другом также находилось 1 яйцо. Оба самца активно пели на своих территориях. Первое гнездо было устроено в траве возле маленькой сосенки на восточном склоне разнотравно-злакового бугра в старом комплексном сосновом бору и свито из сухой травы и прошлогодних листьев осины с добавлением зелёного мха. Выстилка состояла из сухих тонких листьев злаков. Наружный диаметр постройки 16x10 см, диаметр лотка 6.0x5.0 см, высота «шалашика» 10 см, глубина лотка — 2.6 см. Второе гнездо находилось в липняке с ольхой и берёзой и подлеском из вяза и малины, занимавшем обширную сырую западину между высоких песчаных бугров, покрытых старым сосновым бором, и помещалось в листовом опаде среди зарослей ландыша на склоне большого сухого бугра. Оно было свито из сухой травы и прошлогодних сухих листьев липы, выстлано сухими листьями осок и злаков. Диаметр этого гнезда 7.5x12 см, диаметр лотка 5.0 см, высота постройки 8 см, глубина лотка 3.2 см.
При визите на этот участок бора 21 мая обнаружили, что второе гнездо также брошено, но на территории первого самца нашли новое
гнездо с полной кладкой из 6 слабо насиженных яиц. Оно находилось на границе паркового старого соснового леса с редким подлеском из вяза и липы и травяным напочвенным покровом и хвощового березняка в низине, захламлённой упавшими стволами. Гнездо было устроено на ровном месте в траве возле молодого вяза, сделано из сухой травы с добавлением старых листьев и зелёного мха, выстилка состояла из тонких цветоносов злаков. Диаметр гнезда 15x12 см, высота 10 см, диаметр лотка 5.5 см, глубина лотка 3.0 см. 15 июня здесь наблюдали взрослых трещоток, кормивших двух слётков. На территории соседнего самца 24 мая отмечена самка трещотки, строившая гнездо, 1 июня оно содержало полную кладку из 5 яиц, а 13 июня в нём находились 4 птенца 2-3-дневного возраста и яйцо; родители кормили птенцов мелкими насекомыми.
Мухоловка-белошейка Ficedula albicollis. Впервые отмечена для Оренбургской области в 2009 году (Морозов, Корнев 2009). В настоящее время мухоловка-белошейка может быть отнесена к регулярно гнездящимся видам национального парка «Бузулукский бор» и запада области. В нагорной дубраве у деревни Булгаково (Державинское лесничество) Бузулукского района, где в 2009 году мы наблюдали двух поющих территориальных самцов (Морозов, Корнев 2009), 11 мая встречен самец, активно певший и беспокоившийся возле дупла в стволе клёна. Ещё один тревожившийся самец отмечен в соседней дубраве на плакоре, ближе к селу Державино. На следующий день в этой дубраве мы обнаружили 3 территориальных самцов белошейки.
Второй участок, где обитали мухоловки-белошейки, расположен в верховьях реки Карачев Муштай между деревнями Карачево и Ржа-вец и селом Державино. Белошейки обнаружены 13-14 мая в старых мертво-покровных дубравах, растущих по склонам водоразделов. Два самца занимали склоны сыртов, третий — вершину плакора у опушки леса. Между центрами двух соседних территорий дистанция составляла 350 м, территория третьего самца отстояла от ближайшего соседа на 780 м. В этом районе найдены 3 гнезда. Одно из них, обнаруженное 3 июня, было устроено в стволе клёна на высоте 13 м, в выемке от бокового сучка. В дупле находились, вероятно, маленькие птенцы, поскольку самка носила им мелких насекомых. Второе гнездо, найденное в тот же день, было сделано в боковом дупле от сучка в стволе тонкого клёна на высоте 3.5 м. Самка сидела в дупле, но вылетала, когда наблюдатель подходил на расстояние 4 м. В кладке оказалось 6 яиц, 3 из которых были сильно насижены, а 3 — совершенно свежие. Третье гнездо белошеек найдено 21 июня в стволе клёна на высоте около 8 м, также в дупле от выпавшего сучка; и самка, и самец активно кормили птенцов. 22 июня птенцы покинули гнездо. В тот день видели двух слётков, которых кормили родители.
Зарянка Erithacus rubecula. В отличие от 2009 года, встречи с зарянками в Бузулукском бору были более частыми и удалось доказать гнездование этого вида. В старом сложном сосновом бору близ Ворон-цовки 9 мая слышали крики беспокойства зарянки в мощных зарослях черёмухи у лесной дороги. На следующий день пение самца отмечено в захламлённом осиново-липовом лесу в западине среди сосняков на песчаных холмах. Поющий самец встречен 11 мая в сосновой посадке у реки Танеевки. В глубине бора, в пойме ручья Черталык вечером 14 мая в паутинную сеть пойман самец зарянки. Вполне возможно, что это были пролётные птицы, ибо позднее зарянки в тех же местах не обнаружены. Однако 23 мая поющих самцов мы слышали в захламлённом широколиственном лесу по руслу оврага возле Воронцовки и в смешанном лесу возле болота у восточной границы бора. Птицу с кормом наблюдали в смешанном лесу в окрестностях деревни Алексан-дровка, расположенной в 8 км к юго-востоку от села Державино.
Таким образом, упоминаемое ранее гнездование зарянки в Бузу-лукском бору (Даршкевич 1953) получило подтверждение современными данными.
Чёрный дрозд Turdus merula. На территории национального парка «Бузулукский бор» чёрный дрозд - редкая гнездящаяся птица. Он населяет в основном лиственные и смешанные леса по поймам рек, широколиственные леса на склонах оврагов и по днищам оврагов и мелколесья на болотах, примыкающих к сосновым борам или расположенных внутри бора. Поющих самцов мы видели и слышали 10, 21 и 22 мая у Воронцовки в пойме Танеевки, 22 и 23 мая - в широколиственном лесу по руслу оврага и в берёзово-осиновом колке на окраине соснового бора, 12 мая - в пойменных черёмушниках верховьев реки Кутулук близ деревни Булгаково Бузулукского района, 13 мая - в пойме реки Карачев Муштай севернее деревни Карачево, 14 мая — в пойме ручья Черталык близ его устья (внутренняя часть Бузулукского бора). В заболоченном ольховом лесу в пойме Танеевки 17 мая встречена пара чёрных дроздов, 21 июня в овраге в широколиственном лесу у села Державино наблюдали самца, кормившего двух слётков. Кроме того, 13 мая гнездо чёрного дрозда найдено вне территории национального парка, в окрестностях села Пилюгино Бугурусланского района. Птицы загнездились в старом осиннике с клёном на северном склоне яров, спускающихся к реке Малый Кинель у деревни Веригино. Гнездо было устроено на высоте 1.7 м между упирающихся в ствол старого дуба упавших сухих сучьев. Кладка содержала 4 слабо насиженных яйца. Таким образом, сделанный нами раннее вывод о характере распространения чёрного дрозда в Оренбуржье получил подтверждение.
Московка Parus ater. Предположения о возможном гнездовании этой синицы в сосняках Бузулукского бора (Морозов, Корнев 2009)
можно дополнительно аргументировать новыми наблюдениями. 9 и 10 мая мы встречали поющих самцов в старых сосновых посадках внутри бора в окрестностях деревни Воронцовка, 15 мая — близ устья ручья Черталык и 22 мая — у Наташиной горы. Во всех случаях это были нетерриториальные, широко кочующие птицы. Тем не менее, 31 мая в лесополосе у деревни Елховки мы наблюдали московку, собиравшую корм в кронах сосен.
Чиж Spinus spinus. Эти птицы изредка встречались весной в Бузу-лукском бору. По 1-2 кочующих чижа отмечены 9, 10 и 23 мая в старом бору близ Воронцовки и 15 мая — в районе устья ручья Черталык. Во всех случаях они перемещались в северном направлении.
Обыкновенный снегирь Pyrrhulapyrrhula. Согласно В.К.Рябице-ву (2008), южная граница гнездового ареала снегиря проходит гораздо севернее пределов Оренбургской области. Однако отмеченные ранее поздние встречи снегирей в западных районах области (Морозов, Корнев 2009) наводили на мысль об их возможном гнездовании. Это предположение было подтверждено последними исследованиями. В старом сосновом бору в окрестностях деревни Воронцовка 10 мая отмечена самка, строившая гнездо на боковой ветви большой сосны на высоте 15 м. Самец всегда сопровождал самку, носившую материал для гнезда, но сам участия в строительстве не принимал. Строительство гнезда наблюдали до 12 мая; 20-24 мая и 1-2 июня здесь по-прежнему слышали голоса снегирей, когда самец приносил корм самке, видимо, занятой насиживаем. Кроме этой пары, в данном районе 9-11 мая отмечена ещё одна пара снегирей. Помимо этого, не менее двух пар держались 15 мая в сосняках по кромке поймы ручья Черталык, в 2 км выше его устья, двух птиц видели в лесу у реки Боровки в устье Черталыка, 14 мая голос снегиря слышали в пойме реки Карачев Муштай севернее деревни Карачево, 12 июня видели самца в смешанном лесу у деревни Александровка, в 8 км юго-восточнее села Державино, а с 6 по 9 июня там регулярно слышали позывки снегирей.
Литератур а Даршкевич Я.Н. 1953. Бузулукский бор. Чкалов: 1-88.
Морозов В.В., Корнев С.В. 2009. Орнитологические находки на западе Оренбургской
области // Рус. орнитол. журн. 18 (528): 2069-2081. Рябицев В.К. 2008. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: справочник-определитель. Екатеринбург: 1-634.