Научная статья на тему 'К анализу проекта учебного плана нового поколения'

К анализу проекта учебного плана нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТОЛОГИЯ / ПАТОФИЗИОЛОГИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / PATHOLOGY / PATHOLOGICAL PHYSIOLOGY / BOLOGNA PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянников В. Г., Бойченко А. Е., Алексеева Н. С., Хетагурова Л. Г., Каде А. Х.

При формировании учебных планов нового поколения определилась опасная тенденция объединения патологической физиологии и патологической анатомии в одну дисциплину патологию. Это давно пройденный Россией путь. Каждая из дисциплин имеет свой предмет и свой метод. Они разные, хотя и служат одной цели подготовке врача. Нельзя в угоду даже благим намерениям интеграции в единое образовательное пространство приносить в жертву уникальный, более чем столетний, оправдавший себя опыт преподавания дисциплин. Следует осознать, что Болонский процесс не направлен на клонирование форм и методов образования, а преследует одну-единственную цель: создание образовательной среды, в границах которой участники образовательного процесса будут понимать друг друга, а полученные знания будут сравнимы и достаточны. Именно знания, а не технология их достижения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EDUCATIONAL PLAN PROJECT OF NEW GENERATION

While creating the curricula of new generation, a dangerous tendency towards combining pathological physiology and pathological anatomy into a single discipline pathology, is observed. This is well known in Russia. Each discipline has its own subject and methodology. They are different despite the fact they are designed to fulfill one task to train doctors. We cannot sacrifice our unique justified experience in order to please the integration into uniform educational space. We must realize that Bologna process is not aimed at cloning educational forms and methods. It pursues the aim of creation of the educational environment within which participants of the educational process will understand each other and knowledge gained will be comparable and sufficient. We mean real knowledge but not technology of its gaining.

Текст научной работы на тему «К анализу проекта учебного плана нового поколения»

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 616-091/092:378(075.5)

© В.Г. Овсянников, А.Е. Бойченко, Н.С. Алексеева, Л.Г. Хетагурова, А.Х. Каде, А.А. Солдатов, Л.Н. Рогова, М.З. Саидов, 2009

В.Г. Овсянников1, А.Е. Бойченко1, Н.С. Алексеева1,

Л.Г. Хетагурова2, А.Х. Каде3, А.А. Солдатов4, Л.Н. Рогова5, М.З. Саидов6 К АНАЛИЗУ ПРОЕКТА УЧЕБНОГО ПЛАНА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

1Ростовский государственный медицинский университет Росздрава 2Северо-Осетинская государственная медицинская академия Росздрава 3Кубанский государственный медицинский университет Росздрава 4Ставропольская государственная медицинская академия Росздрава 5Волгоградский государственный медицинский университет Росздрава 6Дагестанская государственная медицинская академия Росздрава

При формировании учебных планов нового поколения определилась опасная тенденция объединения патологической физиологии и патологической анатомии в одну дисциплину - патологию. Это давно пройденный Россией путь. Каждая из дисциплин имеет свой предмет и свой метод. Они разные, хотя и служат одной цели - подготовке врача. Нельзя в угоду даже благим намерениям интеграции в единое образовательное пространство приносить в жертву уникальный, более чем столетний, оправдавший себя опыт преподавания дисциплин.

Следует осознать, что Болонский процесс не направлен на клонирование форм и методов образования, а преследует одну-единственную цель: создание образовательной среды, в границах которой участники образовательного процесса будут понимать друг друга, а полученные знания будут сравнимы и достаточны. Именно знания, а не технология их достижения

Ключевые слова: патология, патофизиология, Болонский процесс

V.G. Ovsyannikov, A.Ye. Boichenko, N.S. Alexeyeva,

L.G. Khetagurova, A.Kh. Kade, A.A. Soldatov, L.N. Rogova, M.Z. Saidov ANALYSIS OF THE EDUCATIONAL PLAN PROJECT OF NEW GENERATION

While creating the curricula of new generation, a dangerous tendency towards combining pathological physiology and pathological anatomy into a single discipline - pathology, is observed. This is well known in Russia. Each discipline has its own subject and methodology. They are different despite the fact they are designed to fulfill one task - to train doctors. We cannot sacrifice our unique justified experience in order to please the integration into uniform educational space.

We must realize that Bologna process is not aimed at cloning educational forms and methods. It pursues the aim of creation of the educational environment within which participants of the educational process will understand each other and knowledge gained will be comparable and sufficient. We mean real knowledge but not technology of its gaining.

Key words: pathology, pathological physiology, Bologna process

Профессиональное образование сегодня переживает и сложности, и трудности. Налицо стремление интегрироваться в Европейское образовательное пространство. В принципе это неплохо, однако, с нашей точки зрения Болонский процесс - это, прежде всего, инструмент взаимопонимания в системе образования, а не копирование западной модели, тем более что многое на западе взято от русской и немецкой медицинских школ, а многие наработки и сегодня остаются уникальными, эффективными, проверенными временем и принадлежащими нам.

Таким примером может служить вполне логичное выделение в свое время патологической анатомии и патологической физиологии из общей патологии. В последнее время наметилась тенденция возврата к старому.

В начале мая 2008 года вузы получили проект учебного плана нового поколения по специальности «лечебное дело». В ближайшее время планируется рассмотрение проектов по другим специальностям.

Обращает на себя внимание одно весьма принципиальное обстоятельство. В блоке С.2 «Математический и естественно-научный, медикобиологический цикл» выделено 3 модуля близко -родственных специальностей химия, анатомия, патология. В тексте примерного плана их трудоемкость и формы контроля знаний даны в табл.1.

Обращает на себя внимание, что для циклов «Химия» и «Анатомия» комплексный экзамен не предусматривается, а предусматриваются экзамены по каждой из составляющих дисциплин. Определены трудоемкость каждой дисциплины.

По патологии же экзамены по составляющим дисциплинам не предусмотрены, а рекомендуется единый комплексный экзамен. Более того, выделяются общие часы без ранжирования по дисциплинам.

Вряд ли необходимо нарушать наработанные десятилетиями традиции преподавания патологической анатомии и патологической физиологии как самостоятельных дисциплин, имеющих свой предмет и свой метод.

2Q8

Исходя из общей тенденции проекта нового проекта учебного плана должна быть отражена в

учебного плана и здравого смысла, «позиция 20» тексте следующим образом (табл.2).

________________________________________________________________________________________________Таблица 1

NN Название дисциплины Распределение по семестрам Всего часов Всего аудит. занят. Самост. работа Всего кредитов

Экзамены Зачеты

13 ХИМИЯ 297 198 99 8,Q

- Общая химия 2-Q,7 189 126 63 5,Q

- Биоорганическая химия 2-Q,7 1Q8 72 36 3,Q

15 АНАТОМИЯ 621 414 2Q7 16,Q

- Анатомия человека 3-Q,7 4Q5 27Q 135 11,Q

- Топогр. анат. и опер. хирур. 7-Q,7 189 126 63 4,5

- Клиническая анатомия 12-Q,3 27 18 9 Q,5

2Q ПАТОЛОГИЯ 6-Q,7 513 342 171 13,Q

- Патология (патологическая анатомия, патофизиология) 432 288 144 11,Q

- Клиническая патология (патологическая анатомия, патофизиология) 12-Q,3 54 36 18 1,5

-Секционный курс 11-Q,3 27 18 9 Q,5

Вариативная часть 673 449 224 18,Q

- Вузовский компонент (консульт преп. в том числе) 511 341 17Q 14,Q

- Элективы 162 1Q8 54 4,Q

Таблица 2.

Название дисциплины Распределение по семестрам Всего часов Всего аудит. занят. Самост. работа Всего кредитов

Экзамены Зачеты

2Q ПАТОЛОГИЯ

-Патологическая анатомия 6-Q,7 216 144 72 5,5

-Патологическая физиология 6-Q,7 216 144 72 5,5

-Клиническая патанатомия 6-Q,3 27 18 9 Q,7

-Клиническая патфизиология 6-Q,3 27 18 9 Q,7

-Секционный курс 12-Q,3 27 18 9 Q,5

Кроме того, время, отводимое на изучение клинической патоанатомии и клинической патофизиологии, неоправданно мало: 36 часов на две дисциплины.

Представляется сомнительным сохранение в полном объеме содержательной стороны дидактического процесса в случае объединения дисциплин.

Анализ наиболее авторитетных и признанных учебников по патологии [1, 2, 3, 4] показал, что в них не освещаются либо освещаются в крайне малом объеме такие разделы, как нозология, реактивность, действие электрического тока, боль,

неспецифические и специфические механизмы защиты организма, лихорадка, гипоксия, шок, аритмии сердца, недостаточность внешнего дыхания, патология эндокринной системы, патология лейкона и эритрона с позиций этиологии и патогенеза. Если повторить копирование и в этом, то подготовка отечественных врачей только проиграет.

Формирование новых учебных планов должно обеспечивать улучшение дидактического процесса, его возможностей при сохранении стабильности и традиций преподавания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Anderson, J.R. Muirs textbook of pathology. - 12th ed. / J.R. Anderson. - London, 1985.

2. Cotran, R.S. Robbins pathologic basis of disease. - 6th ed. / R.S. Cotran, V. Kumar, T. Collins. - 1999. -1425 p.

3. Kissane J.M. Anderson’s pathology. 2 vol. - 9th ed. / J.M. Kissane. - 1990. - 2196 p.

4. Mohan, H. Textbook of pathology. - 5th ed. / H. Mohan. - New Delhi, 2005. - 977 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.