Научная статья на тему 'К анализу математических методов управления запасами на предприятии'

К анализу математических методов управления запасами на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЗАПАС / ПОТОК / ТРАНЗИТ / ЗАКУПКА / LOGISTICS / STOCK / FLOW / TRANSIT / SUPPLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекмарева Г. И.

Логистические методы управления запасами быстро развивается. Запасы, будучи с одной стороны угрозой для предприятия, за счет замораживания финансовых ресурсов, с другой – приносят пользу, обеспечивая возможность гибкого и непрерывного процесса производства. Важным аспектом в данном случае является создание определенного оптимального уровня запасов, с целью своевременного восполнение производственной необходимости и потребителя. Однако зачастую сложно определить оптимальный уровень запасов, т.к. в случае появления сверхнормативных остатков материалов или готовой продукции себестоимость производства резко возрастает. В зависимости от назначения и причины их появления, остатки подразделяются на две группы. Сбытовые запасы подразумеваю остатки материалов в транзите или на складах. Производственные остатки определяются как материалы или продукция, непосредственно задействована в производственном процессе. В настоящее время используется несколько моделей управления запасами, которые основываются на точном определении момента и объема заказа, а также распределения новых входящих потоков на уровне подсистем. Способы определения формы закупок, описанные в статье, решаю проблему с точки зрения микрологистической системы, но полученный результат на уровне отдельных подсистем не оказывает влияния на макро-логистическую систему в целом. Основываясь на этом, можно сделать заключение, что самые подходящие на сегодняшний день методы описаны в работах Геронимуса и Шлефрина. Недостатком других систем является тот факт, что они нацелены исключительно на монопродукт, которые используют лишь в узконаправленных системах. Описанные в работе системы не учитывают нестабильность входящих потоков, управление которыми существенно влияет на контроль уровня запасов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чекмарева Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logistic methods of stock management are rapidly developing. The stocks, being a threat to a company, fulfilling the warehouses, freezing financial resources etc. can be on the other hand very helpful, providing flexible and continuous production process. Companies tend to create a controlled stock level in order to satisfy the needs of the consumer. But the difficult aspect of this is to identify the required amount of stock needed, because overstocked companies face the increase of production cost, difficulties in managing the incoming flow of material resources. That is why in order to acquire stable financial income it is very important to keep the optimal stock level that depends on a specific standard about preparation timing, or a list of statistic information on time spend on getting the product ready for dispatch. The stocks are usually divided into two groups, according on its cause and purpose. The sales stocks are classified as product in transit and stocks that are in warehouses. The production stocks are materials or products that are being used, or are planed to use for production in some time. Several stock management models are used nowadays and refer to defining the order’s exact moment and volume and distributing the new incoming product lots onto system’s sublevels. Methods of choosing the supply form that are described in the article solve the problem from the micro logistic system point of view, but the gained result on separate subsystems doesn’t give a result in any effect to the macro logistic system. According to that is possible to say, that the most suitable method available today is the one, proposed by Geronimus and Shlefrin. The lack of other studies is that they work only with a single product task, which can correspond only to simplified and specialized warehouses. All the described models and methods do not consider the instability of incoming product flows, which are important for managing the stock.

Текст научной работы на тему «К анализу математических методов управления запасами на предприятии»

Чекмарева Г.И.

д.э.н,, профессор кафедры «Товароведение и экспертиза товаров»

РГЭУ (РИНХ)

Эл. почта:

[email protected] К АНАЛИЗУ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Логистические методы управле- ния запасами быстро развивается. За- пасы, будучи с одной стороны угрозой для предприятия, за счет заморажива- ния финансовых ресурсов, с другой - приносят пользу, обеспечивая возмож- ность гибкого и непрерывного процесса производства.

Важным аспектом в данном слу- чае является создание определенного оптимального уровня запасов, с целью своевременного восполнение производ- ственной необходимости и потреби- теля. Однако зачастую сложно опреде- лить оптимальный уровень запасов, т.к. в случае появления сверхнорматив- ных остатков материалов или готовой продукции себестоимость производст- ва резко возрастает.

В зависимости от назначения и причины их появления, остатки подраз- деляются на две группы. Сбытовые за- пасы подразумеваю остатки материа- лов в транзите или на складах. Произ- водственные остатки определяются как материалы или продукция, непо- средственно задействована в производ- ственном процессе. В настоящее время используется несколько моделей управления запасами, которые основывают- ся на точном определении момента и объема заказа, а также распределения новых входящих потоков на уровне под- систем.

Способы определения формы за- купок, описанные в статье, решаю про- блему с точки зрения микрологистиче- ской системы, но полученный резуль- тат на уровне отдельных подсистем не оказывает влияния на макро- логистическую систему в целом. Основываясь на этом, можно сделать за- ключение, что самые подходящие на сегодняшний день методы описаны в работах Геронимуса и Шлефрина. Не- достатком других систем является тот факт, что они нацелены исключи- тельно на монопродукт, которые используют лишь в узконаправленных системах. Описанные в работе систе- мы не учитывают нестабильность входящих потоков, управление которы- ми существенно влияет на контроль уровня запасов.

Ключевые слова: логистика, запас, поток, транзит, закупка.

В настоящее время быстро разви- ваются логистические подходы к управлению запасами. Это объясняется тем, что на практике очень часто возни- кают проблемы создания

запасов. Под запасами понимают материалы, храня- щиеся на складе для последующего ис- пользования или продажи. Они могут храниться в форме сырья и полуфабри- катов для дальнейшей обработки и го- товой продукции, предназначенной для, продажи. Благодаря образованию запасов на каждой стадии процесса воспроизводст- ва создается его непрерывность. Запасы готовой продукции обеспечивают свое- временную отгрузку ее потребителям. Снабженческо-сбытовые запасы про- дукции гарантируют отпуск ее в нетран- зитных количествах в соответствии с потребностями. Производственные за-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 183 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

пасы позволяют организовать непре- рывное «питание» производства при периодическом поступлении материаль- ных ресурсов от поставщиков.

Возрастание величины запасов от- влекает оборотные средства предпри- ятия, влечет к повышению себестоимо- сти готовой продукции и усложняет в целом процесс управлением и контро- лем за входящим материальным пото- ком в логистическую систему. Возника- ет проблема логистизации управления запасами на предприятиях, т.е. установ- ления величины запасов, при которой непрерывность производственного процесса обеспечивается минимальными их размерами и с наименьшими затратами. Недостаточный запас вызывает нарушение ритмичной работы предпри- ятия, снижение производительности труда, перерасход материала в резуль- тате замен другими сортами или разме- рами и как следствие - повышение себе- стоимости продукции.

Наличие излишних и сверхнорма- тивных производственных запасов уве- личивает остатки оборотных средств, замедляет их оборачиваемость, отвлека- ет их из кругооборота, что и конечном итоге снижает темпы расширенного воспроизводства. Необходимое количество запасов позволяет ритмично выполнять планы производства, обеспечивая получение прибыли. Показатель рентабельности производства, который представляет собой отношение прибыли к сумме производственных фондов, зависит от размеров запасов.

Величина запаса может быть представлена в относительном, абсо- лютном и стоимостном выражении. Аб- солютное значение выражается в нату- ральных единицах: тоннах, метрах, штуках и т.д.; стоимостное (руб.) ис- пользуется при разработке финансового плана, например, для исчисления разме- ра требующихся оборотных средств. Мерой относительной величины запаса

является количество дней, в течение ко- торых запас обеспечивает бесперебой- ную работу предприятия. Уровень запа- сов (% от объема потребления) также указывает на относительную величину запаса.

С развитием производства абсо- лютные запасы непрерывно увеличива- ются, а относительные - уменьшаются. Это результат увеличения массы сырья и материалов, поступающих в произ- водство, и появления возможности чаще получать материалы по мере увеличе- ния потребности в них.

Величина абсолютных запасов прямо пропорциональна в единицу вре- мени размеру потребления, который в свою очередь зависит от масштабов ло- гистической системы, типа предпри- ятия, степени унификации номенклату- ры потребляемых материалов и ряда других факторов. Умножением относи- тельного размера запаса на среднесу- точный расход получается абсолютный запас, умножение которого на цену ма- териала позволяет установить его стои- мость.

В зависимости от назначения и причин образования запасы принято разделять на сбытовые, т.е. товарные, а также производственные в незавершен- ном производстве.

Сбытовые - подраз- деляются на запасы готовой продукции, в пути (транспортные), на базах и скла- дах снабженческо-сбытовых организа- ций и оптовой торговли. Запасы готовой продукции образуются на складах пред- приятий-изготовителей из-за несовпадения ритмов ее производства и отправ- ления потребителям. Постепенное на- копление продукции до величины от- гружаемой партии образует текущий запас, среднее значение которого опре- деляется делением максимального запа- са пополам.

Кроме текущего, в структуре запа- сов готовой продукции можно выделить подготовительный и страховой. Подго- товительный определяется временем

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 184 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

для организации отгрузки продукции потребителю, страховой - это запав ма- териалов, обеспечивающий бесперебой- ность работы оптовой базы предприятия в случае нарушения режима поставок, предусмотренного при расчете текуще- го запаса. Он необходим для создания резервов с целью удовлетворения сроч- ных запросов при нарушениях сроков и размеров производства конкретного ма- териала.

Общая средняя величина запаса готовой продукции Зср=Зтек/2+Зподг+Зстр (1)

где Зтек - максимальная величина текущего запаса;

Зподг _- подготовительный запас;

Зстр - страховой запас.

В свою очередь максимальную ве- личину текущего запаса определяют умножением среднесуточного расхода ( р ) на интервал поставки ( t ):

Зтек = р х t (2)

где р =рг/360=ркв/90=рм/30,

рг , ркв, рм - соответственно годовая, квартальная и месячная по- требность в материале. Величину подготовительных запа- сов устанавливают на основании либо нормативов времени для осуществления подготовительных операций, либо ста- тистических данных о фактических временных затратах на подготовку ма- териалов к выдаче. Материалы, находящиеся в процессе перемещения от по- ставщиков до потребителей напрямую или через снабженческо-сбытовые ор- ганизации, представляют собой транс- портные запасы или запасы материалов в пути. Величина их (Зп) определяется умножением среднесуточной отгрузки (Ротгр) на время транспортировки Отр)

Зп = Ротгр х ^р (3)

При складской форме снабжения необходимо создавать запасы на базах и складах снабженческо-сбытовых орга- низаций для бесперебойного обеспече- ния материалами в нетранзитных количествах. Этот вид запаса также подраз- деляется на текущую, подготовитель- ную и страховую части. В отличие от запасов готовой продукции, изменение текущего транспортного происходит в обратном направлении: от максималь- ной величины в момент поставки к ну- лю перед следующей поставкой.

Максимальную величину запаса на базах определяют суммированием текущего максимального, подготови- тельного и страхового запасов. При равномерном отпуске материала сред- няя величина запаса равна половине максимального.

Материалы, обеспечивающие бес- перебойность производственного по- требления и находящиеся на складах предприятий - потребителей, образуют производственные запасы, в структуре которых также выделяют текущую, подготовительную и страховую части. Текущая определяется частотой или ин- тервалом поставки, подготовительная -

условиями производства и потребления материала, организацией складского хо- зяйства, страховая имеет такое же на- значение, как я у других разновидно- стей совокупного запаса.

Запасы в незавершенном произ- водстве представляют собой полуфаб- рикаты, узлы и другую продукцию, из- готовление которой еще не закончено. Образование этого вида запаса опреде- ляется условиями производства, когда процесс обработки продукции осущест- вляется в несколько последовательных этапов.

Сезонные запасы образуются с учетом различия в сезонных условиях производства, транспортировки и по- требления. Экономические последствия недопоставок выпутают увеличивать запасы, что приводит к временному ис- ключению из оборота значительных объемов материальных ресурсов. При необоснованном сокращении запасов возможна остановка производства из-за нарушения сроков или объемов постав-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 185 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

ки предприятием-поставщиком. Приме- няемые в таких случаях штрафные санкции лишь отчасти компенсируют убытки конкретного предприятия. Ме- тоды достижения наиболее рациональ- ного соотношения между сокращением расходов на хранение и надежным обеспечением потребности в материа- лах и являются предметом логистиче- ского управления запасами. Управление запасами является функциональной дея- тельностью, цель которой при мини- мальных затратах на формирование и содержание запасов обеспечить беспе- ребойность производственного процес- са. Современные логистические подхо- ды к управлению запасами связаны с учетом вероятностной природы процес- са поставки и потребления, которые в реальной жизни подвержены огромному числу случайно действующих факторов. В настоящее время разработаны раз- личные модели управления запасами, заключающиеся в установлении момен- тов и объемов заказа на выполнение их и в распределении вновь прибывшей партии по нижестоящим звеньям системы. Совокупность правил, по кото- рым применяются эти решения, назы- ваются стратегией управления запаса- ми. Каждая стратегия связана с опреде- ленными затратами по доведению мате- риальных средств до потребителей. Оп- тимальной будет считаться стратегия, минимизирующая эти затраты. Отыска- ние ее, и является предметом теории управления запасами. Математическая формулировка этой задачи существенно зависит от исследуемой реальной си- туация. Сложность реальных систем управления запасами обусловлена дву- мя обстоятельствами: во-первых, на складах, как правило, хранится много видов разнородных изделий, во-вторых, эти склады образуют разветвленную сеть. Многообразие реальных ситуаций вызывает необходимость рассмотрения множества вариантов задач управления запасами, которые систематизированы в настоящее время лишь частично. Сле- дует классифицировать это множество в зависимости от основных элементов за- дач управления запасами. В зависимо- сти от системы снабжения, под которой понимается совокупность складов, меж- ду которыми в процессе снабжения осуществляются перевозки материалов, можно выделить модели:

• однокаскадные (децентрализо- ванные) и многокаскадные (эшелониро- ванные);

• однокомпонентные и многокомпонентные;

• статические (один период) и динамические (многопериодные).

Характер спроса на предметы снабжения также влияет на варианты моделирования:

• стационарный и нестационар-

ный;

• детерминированный и стохасти- ческий (с известным и неизвестным распределением спроса);

• непрерывный и дискретный с объемом требования (постоянным, пе- ременным, случайным);

• зависящий от спроса на другие номенклатуры или независимый.

По характеру пополнения запаса выделяют модели с задержкой поставок на фиксированный срок и на случайный интервал времени (распределенный по известному вероятностному закону), а в случае мгновенной поставки - модель с отсутствием задержки. Кроме того, учи- тывается объем постави: равна она тре- буемому количеству или является слу- чайной величиной с характеристиками закона распределения, в общем случае зависящим от величины заказа.

По виду функции затрат модель может быть линейной и нелинейной.

Управление запасами разделяется на две задачи: выбор форм снабжения (распределения грузопотоков); разме- щение складского хозяйства предпри- ятий.

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 186 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Зарождение математической тео- рии управления запасами относится к началу нашего века, когда появилась ставшая ныне классической модель Уилсона, в которой интенсивность спроса рассматривается как детермини- рованная постоянная величина с учетом стоимости снабжения, определяющей экономические границы складского снабжения

складское снабжение, определяется по формуле:

где Р - годовая потребность в том или ином сорторазмере материала, до которой выгодно складское снабже- ние, т;

Пф - плата за фонды, %;

С=Q/q С1+q/2С2 (3) Ц - цена 1 материала, руб.;

где Q - объем потребляемого

материала;

q - средняя партия поставки;

С1 - стоимость доставки 1 партии поставляемого материала;

С2 - стоимость хранения 1 партии поставляемого материала; q/2- средний запас материала.

Продифференцировав (3) по q и приравняв первую производную нулю, найдем оптимальную величину партии поставки qопт, при которой затрата снабжения ( С) будут минимальными (формула Уилсона):

Если принять qопт > Ьгр, где Ьгр - транзитная норма поставки и Qтр - объ- ем, получаемый транзитом, то можно найти ту годовую потребность, выше которой выгодно снабжение транзитом, то есть

Пф/100[Н(Ц+Стр)-№(Ц+Сскл)]

2

2С^тр > hтр С2;

2

Ртр > hтр С2/2С1 (5)

Если Q < Qтр, то данный материал выгодно получить со склада, если Q > Qтр, то экономически целесо- образно транзитное снабжение. Недос- татком данного метода выбора форм снабжения является сложность процесса расчёта затрат связанных с хранением тех или иных видов материала.

По методике Суворина Г.Н. [1]

граница, до которой целесообразно

Н - транзитная (заказная) норма отгрузки, т;

W - средняя партия поставки материала со склада, т;

Стр,Сскл - соответственно, расходы при транзитной и складской формах снабжения, руб/т.

Этот метод также не нашел широ- кого применения из-за сложности рас- чета стоимостей доставки при различ- ных формах снабжения. Кроме того, ус- танавливаемая плата за фонды почти не улавливает изменения величины запаса в этом случае.

Наибольшее распространение на практике для решения поставленной за- дачи получила методика В.Т. Наумика [2] , по которой складская форма снаб- жения может быть выбрана на основе сопоставления экономии, получаемый от сокращения производственных запасов при переходе с транзитного на складское снабжение - "Э", с величиной дополнительных транспортных расхо- дов, возникающих при применении складской формы снабжения - «Сдоп», т.е. складское снабжение целесообраз- но, если Э >Сдоп. Рассмотренные методы выбора форм снабжения подходят к решению задачи с точки зрения микрологистиче- ских систем. Достигаемое решение по отдельным подсистемам не дает резуль- тата в целом по макрологистической системе. Поэтому в последнее время ищут методы оптимального выбора форм снабжения в целом для макроло- гистической системы.

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 187 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Б.Л. Геронимусом и В. И. Шлеф- риным [3] был разработан такой метод решения задачи выбора формы снабже- ния с учетом возможности прикрепле- ния потребителей к поставщикам. Он сводится к однократному решению транспортной задачи линейного программирования. Постановка задачи принципиально не отличается от опи- санной Г.Н. Чеботаревой [4] , но зада- ча формулируется как двухэтапная. За- пасы на базах и у потребителей прини- маются равными половине партии еди- новременной поставки. Так как потре- бители фигурируют как на первом, так и на втором этапе, то нет надобности решать 2 транспортных задач.

На основе анализа этих методов можно сделать следующие выводы.

1. Предложенный В.Л. Герониму- сом и В.И. Шлефриным метод решения задачи выбора формы снабжения явля- ется в настоящее время наиболее при- емлемы.

2. Недостатком проведенных раз- работок является то, что рассматривает- ся однапродуктовая задача. Это упро- щение возможно только в отношении специализированных складов. Для универсальных же оно не позволяет пра- вильно учитывать ограниченность про- пускных способностей по складу в це- лом. Необходима разработка многопро- дуктовой постановки задачи и методов ее решения.

3. Все рассмотренные модели и методы решения задач выбора форм снабжения не учитывают стохастиче- ский характер грузопотоков, являющий- ся одним из важнейших факторов, зна- чимых для оперативного управления запасами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Суворин Г.Н. Эффективность тран- зитного и складского снабжения метал- лопрокатом. Учебное пособие. - М.: Мир, 2008.

2.Наумик В.Т. Транзитом или базой? -М.: Экономика, 2006г.

3.Геронимус В.Л., Шлефрин В.И. Оп- тимизация транзитного и складского снабжения потребителей. - М.: Эконо- мика, 2000.

4.Чеботарева Г.Н. Оптимизация процес- са поставок в двухкаскадных системах снабжения (задача выбора форм снаб- жения). - М.: Дельта,1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.