Научная статья на тему 'К АНАЛИЗУ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В СУБФЕДЕРАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

К АНАЛИЗУ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В СУБФЕДЕРАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / САНКЦИЯ / НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балаева Диана Алексеевна, Гетоева Дзерасса Руслановна, Еналдиева Элиза Олеговна, Гадзаонова Фатима Валерьевна

Проводится анализ контрольной деятельности налоговых органов субъекта федерации. Актуальность заключается в том, что от результативности контрольной деятельности налоговых органов в субфедеральном образовании зависят общие экономические итоги системы налогового администрирования субъекта федерации. С этих позиций рассматриваются результаты контрольной деятельности налоговых органов РСО - Алания за период 2017-2019 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балаева Диана Алексеевна, Гетоева Дзерасса Руслановна, Еналдиева Элиза Олеговна, Гадзаонова Фатима Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ANALYSIS OF THE CONTROL ACTIVITIES OF TAX AUTHORITIES IN THE SUBFEDERAL EDUCATION

The analysis of the control activities of the tax authorities of the subject of the federation is carried out. The relevance lies in the fact that the overall economic results of the tax administration system of the subject of the federation depend on the effectiveness of the control activities of tax authorities in sub-federal education. From these positions, the results of the control activities of the tax authorities of the Russian Federation for the period 2017-2019 are considered

Текст научной работы на тему «К АНАЛИЗУ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В СУБФЕДЕРАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Научная статья УДК 336.2

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-346-351 NIION: 2003-0059-1/22-197 MOSURED: 77/27-003-2022-01-396

К анализу контрольной деятельности налоговых органов в субфедеральном образовании

Диана Алексеевна Балаева1, Дзерасса Руслановна Гетоева2, Элиза Олеговна Еналдиева3,

Фатима Валерьевна Гадзаонова4

1'2'3'4 Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия

1 diana^akeva^^maiLru

2 mar.vanna@inbox.ru

3 elizaenaldieva@mail.ru

4 f_gadzaonti@mail.ru

Аннотация. Проводится анализ контрольной деятельности налоговых органов субъекта федерации. Актуальность заключается в том, что от результативности контрольной деятельности налоговых органов в субфедеральном образовании зависят общие экономические итоги системы налогового администрирования субъекта федерации. С этих позиций рассматриваются результаты контрольной деятельности налоговых органов РСО — Алания за период 2017-2019 гг.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые проверки, результаты контрольной работы, ответственность, санкция, налоговые правонарушения

Для цитирования: Балаева Д. А., Гетоева Д. Р., Еналдиева Э. О., Гадзаонова Ф. В. К анализу контрольной деятельности налоговых органов в субфедеральном образовании // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 346-351. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-346-351.

Original article

To the analysis of the control activities of tax authorities in the subfederal education

Diana A. Balaeva1, Dzerassa R. Getoeva2, Eliza O. Enaldieva3, Fatima V. Gadzaonova4

i,2,3,4 North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia

1 diana.balaeva.71@mail.ru

2 mar.vanna@inbox.ru

3 elizaenaldieva@mail.ru

4 f_gadzaonti@mail.ru

Abstract. The analysis of the control activities of the tax authorities of the subject of the federation is carried out. The relevance lies in the fact that the overall economic results of the tax administration system of the subject of the federation depend on the effectiveness of the control activities of tax authorities in sub-federal education. From these positions, the results of the control activities of the tax authorities of the Russian Federation for the period 2017-2019 are considered .

Keywords: tax control, tax audits, test results, liability, sanction, tax offenses

For citation: Balaeva D. A., Getoeva D. R., Enaldieva E. O., Gadzaonova F. V. To the analysis of the control activities of tax authorities in the subfederal education. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):346-351. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-346-351.

© Ea.iaeisa ,3,. A., TeToeBa ,3,. P., EHa^aneBa Э. O., Tag3a0H0Ba B., 2022

В настоящее время особо актуализируются вопросы налогового контроля. В этой связи проведем оценку контрольной деятельности УФНС Российской Федерации по РСО — Алания. Исследование поставленных вопросов направлено на оценку и анализ деятельности УФНС Российской Федерации по РСО — Алания в ходе проведения контрольной работы в рамках гармонизации отношений в области налогообложения в субъекте. На оценку работы территориального налогового органа прямое влияние оказывает степень эффективности осуществления налогового контроля. Формой проведения налогового контроля являются налоговые проверки. Территориальным налоговым органом в РСО — Алания осуществляются как камеральные, так и выездные проверки, в ходе которых обнару-

живаются и выявляются определенные правонарушения и, как следствие, дополнительно начисляются законодательно установленные суммы сборов и налогов. Рассмотрим результаты контрольной работы налоговых органов РСО — Алания за 2017-2019 гг. В табл. 1 приведены показатели результативности проведения налоговых проверок за 2017 г. Из табл. 1 видно, что результаты контрольной работы налоговых органов РСО — Алания за 2017 г. (по состоянию на 1 января 2018 г.) характеризуются определенными тенденциями.

Так, количество камеральных налоговых проверок в 2017 г. составило 136 305 единиц, выездных проверок организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой, — 30 единиц. Начислено дополнительно платежей по ка-

Таблица 1

льной работы налоговых органов РСО — Алания за 2017 г (по состоянию на 1 января 2018 г.), тыс. руб.

Наименование показателей Код строки Количество Начислено дополнительно платежей Из графы 2: налогов

Камеральные проверки 3010 136 305 171 727 76 519

Из них: выявившие нарушения 3020 19 065 XXX XXX

Пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции 3030 XXX 388 656 XXX

Выездные проверки организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой 3040 30 159 667 116 510

Из них: выявившие нарушения 3041 30 XXX XXX

Из строки 3040: проверки организаций 3045 29 158 838 115 954

Из них: выявившие нарушения 3046 29 XXX XXX

Из строки 3040: проверки индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой 3050 1 829 556

Из них: выявившие нарушения 3051 1 XXX XXX

Выездные проверки физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) 3055 0 0 0

Из них: выявившие нарушения 3056 0 XXX XXX

Всего — выездные проверки организаций и физических лиц 3060 30 159 667 116 510

Из них: выявившие нарушения 3061 30 XXX XXX

Контрольная сумма 3065 155 550 1 039 384 426 049

Источник: отчетность федеральной налоговой службы, 2017-2019 гг.

меральным налоговым проверкам — 171 727 тыс. руб., по выездным — 159 667 тыс. руб. Из этой суммы налогов — 76 519 тыс. руб. по камеральным налоговым проверкам, и 116 510 тыс. руб. — по выездным. В табл. 2 приведены показатели результативности проведения налоговых проверок за 2018 г. Из табл. 2 видно, что результаты контрольной работы налоговых органов РСО — Алания за 2018 г. (по состоянию на 1 января 2019 г.) характеризуются определенными тенденциями. Так, количество камеральных налоговых проверок в 2018 г. составило 164 804 единицы, выездных проверок организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой — 22 единицы. Начислено дополнительно платежей по камеральным налоговым проверкам —

831 429 тыс. руб., по выездным — 259 356 тыс. руб. Из этой суммы налогов — 550 635 тыс. руб. по камеральным налоговым проверкам, и 174 822 тыс. руб. — по выездным. Далее, с целью проведения динамического анализа приведем сопоставимые данные за следующий аналитический год.

В табл. 3 приведены показатели результативности проведения налоговых проверок за 2019 г. Из табл. 3 видно, что результаты контрольной работы налоговых органов РСО — Алания за 2019 г. (по состоянию на 1 января 2020 г.) характеризуются также определенными тенденциями.

Так, количество камеральных налоговых проверок в 2019 г. составило 145 214 единицы, выездных проверок организаций, индивидуальных предприни-

Таблица 2

льной работы налоговых органов РСО — Алания за 2018 г.

(по состоянию на 1 января 2019 г.), тыс руб.

Наименование показателей Код строки Количество Начислено дополнительно платежей Из графы 2: налогов

Камеральные проверки 3010 164 804 831 429 550 635

Из них: выявившие нарушения 3020 18206 XXX XXX

Пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции 3030 XXX 563 482 XXX

Выездные проверки организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой 3040 22 259 356 174 822

Из них: выявившие нарушения 3041 22 XXX XXX

Из строки 3040: проверки организаций 3045 22 259 356 174 822

Из них: выявившие нарушения 3046 22 XXX XXX

Из строки 3040: проверки индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой 3050 0 0 0

Из них: выявившие нарушения 3051 0 XXX XXX

Выездные проверки физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) 3055 0 0 0

Из них: выявившие нарушения 3056 0 XXX XXX

Всего — выездные проверки организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой и физических лиц 3060 22 259 356 174 822

Из них: выявившие нарушения 3061 22 XXX XXX

Контрольная сумма 3065 183 142 2 172 979 1 075 101

Источник: отчетность федеральной налоговой службы, 2017-2019 гг.

jjiiL.

-^pr-

мателей и других лиц, занимающихся частной практикой — 22 единицы. Начислено дополнительно платежей по камеральным налоговым проверкам — 161 711 тыс. руб., по выездным — 418 545 тыс. руб. Из этой суммы налогов — 86 236 тыс. руб. по камеральным налоговым проверкам, и 305 563 тыс. руб. — по выездным. В табл. 4 приведены показатели результативности проведения налоговых проверок за 2017-2019 гг., а именно сводный анализ результатов контрольной работы налоговых органов РСО — Алания за 2017-2019 гг. (тыс. руб.).

Из данных табл. 4 видно, что за 2017-2019 гг. количество выездных налоговых проверок сократилось на 8 единиц: с 30 единиц в 2017 г. до 22 единиц в 2019 г. По камеральным налоговым проверкам си-

туация несколько иная: в 2018 г. наблюдается рост на 28 499 единиц по сравнению с 2017 г., а в 2019 г., наоборот, сокращение на 19 590 единиц в сравнении с 2018 г. По дополнительно начисленным платежам по выездным налоговым проверкам ситуация за анализируемый период 2017-2019 гг. стабильно положительная: наблюдается ежегодный рост практически на 100 тыс. руб. По дополнительно начисленным платежам по камеральным налоговым проверкам ситуация за анализируемый период 2017-2019 гг. несколько нестабильная: значительный рост в 2018 г., и значительное сокращение в 2019 г. По налогам из дополнительно начисленных платежей картина следующая: по выездным налоговым проверкам динамика роста, по камеральным налоговым проверкам

Таблица 3

льной работы налоговых органов РСО — Алания за 2019 г (по состоянию на 1 января 2020 г.), тыс. руб.

Наименование показателей Код строки Количество Начислено дополнительно платежей Из графы 2: налогов

Камеральные проверки 3010 145 214 161 711 86 236

Из них: выявившие нарушения 3020 14 558 XXX XXX

Пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции 3030 XXX 248 091 XXX

Выездные проверки организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой 3040 22 418 545 305 563

Из них: выявившие нарушения 3041 22 XXX XXX

Из строки 3040: проверки организаций 3045 21 413 847 302 180

Из них: выявившие нарушения 3046 21 XXX XXX

Из строки 3040: проверки индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой 3050 1 4698 3383

Из них: выявившие нарушения 3051 1 XXX XXX

Выездные проверки физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) 3055 0 0 0

Из них: выявившие нарушения 3056 0 XXX XXX

Всего — выездные проверки организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой и физических лиц 3060 22 418 545 305 563

Из них: выявившие нарушения 3061 22 XXX XXX

Контрольная сумма 3065 159 904 1 665 437 1 002 925

Источник: отчетность федеральной налоговой службы, 2017-2019 гг.

Таблица 4

Сводный анализ результатов контрольной работы налоговых органов РСО — Алания за 2017-2019 гг., тыс. руб.

Наименование показателей Количество налоговых проверок Начислено дополнительно платежей В том числе налогов

ед. тыс. руб.

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

ВНП 30 22 22 159 667 259356 418 545 116 510 174 822 305 563

КНП 136 305 164 804 145 214 171 727 831 429 161 711 76 519 550 635 86 236

Источник: отчетность федеральной налоговой службы, 2017-2019 гг.

в 2018 г. рост поступлений, в 2019 г. — сокращение. Итак, проведенный анализ и комплексная оценка действующих налоговых правоотношений в субъекте федерации за 2017-2019 гг., рассмотрение организационно-правовой базы деятельности УФНС РФ по РСО — Алания в рамках налоговой гармонизации эффективности деятельности Управления ФНС РФ по субъекту РСО — Алания за 2017-2019 гг. продемонстрировал, что в рамках гармонизации налоговых отношений этой организацией осуществляется системная работа по оптимизации налогообложения и совершенствованию взаимоотношений всех участников налоговых отношений. Таким образом, за анализируемый период 2017-2019 гг. количество общих выездных налоговых проверок уменьшается на 8 единиц: с 30 единиц в 2017 г. до 22 единиц в 2019 г., что свидетельствует об оптимизации налогового администрирования. Далее, по камеральным налоговым проверкам обстановка нестабильная: в 2018 г. наблюдается рост показателя на 28 499 проверок по сравнению с 2017 г., а в 2019 г. наблюдается сокращение на 19 590 проверок в сравнении с 2018 г. Анализ показателей по дополнительно начисленным платежам по выездным налоговым проверкам показал, что ситуация за 2017-2019 гг. стабильно положительная, так как наблюдается ежегодный рост сумм на 100 тыс. руб. Анализ же результатов дополнительно начисленных платежей по камеральным налоговым проверкам показал, что ситуация за 20172019 гг. несколько нестабильна, так как имел место значительный рост в 2018 г., и значительное сокращение в 2019 г. По суммам полученных налогов из дополнительно начисленных платежей картина следующая: динамика роста наблюдается по выездным налоговым проверкам в 2018 г., сокращение же по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

камеральным налоговым проверкам в 2019 г. Итак, контрольная работа налоговых органов направлена на выявление отклонений от норм действующего налогового законодательства с целью гармонизации всех налоговых правоотношений в субфедеральном образовании РФ.

Таким образом, проведенный анализ показал специфику осуществления налогового контроля в РСО — Алания за 2017-2019 гг. Организационно-правовая база деятельности УФНС РФ по РСО — Алания в рамках налогового контроля обеспечивает дальнейшую работу в рамках борьбы с налоговыми правонарушениями в регионе с целью совершенствования всего процесса налогового администрир-вания в данном субъекте федерации.

Библиографический список

1. Балаева Д. А., Дзарасова А. К. Приоритеты современной налоговой политики России/Мировая экономика в XXI веке: Мат. Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. Л. М. Цаллаговой. Владикавказ : Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, 2016. С. 161-164.

2. Агузарова Ф. С., Моргоева А. Х., Макоева Ф. А. Повышение эффективности проведения контрольной работы налоговых органов. В сб.: Актуальные проблемы налогового регулирования в современной России: Сб. науч. трудов. Владикавказ, 2013. С. 12-21.

3. URL://http://www.nalog.ru.

4. URL ://http ://www.ossetia-invest.ru.

Bibliographic list

1. Balaeva D. A., Dzarasova A. K. Priorities of modern tax policy of Russia/The world economy in the XXI century: Mat. International Scientific and Practical

ECONOMIC SCIENCE

Conference / Edited by L. M. Tsallagova. Vladikavkaz : K. L. Khetagurov North Ossetian State University, 2016. P. 161-164.

2. Aguzarova F. S., Morgoeva A. H., Makoeva F. A. Improving the efficiency of control work of tax authori-

ties. In the collection: Actual problems of tax regulation in modern Russia: Collection of scientific works. Vladikavkaz, 2013. P. 12-21.

3. URL://http://www.nalog.ru.

4. URL://http://www.ossetia-invest.ru.

Информация об авторах

Д. А. Балаева — доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова, кандидат экономических наук;

Д. Р. Гетоева — студентка 2 курса магистратуры направления «Налоги. Бухгалтерский учет. Налоговый консалтинг» факультета экономики и управления Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова;

Э. О. Еналдиева — студентка 2 курса магистратуры направления «Налоги. Бухгалтерский учет. Налоговый консалтинг» факультета экономики и управления Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова;

Ф. В. Гадзаонова — студентка 2 курса магистратуры направления «Налоги. Бухгалтерский учет. Налоговый консалтинг» факультета экономики и управления Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова.

Information about the authors

D. A. Balaeva — Associate Professor of the Department of Accounting and Taxation of the North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov, Candidate of Economic Sciences;

D. R. Getoeva — 2nd year Student of the Master's Program in the Direction «Taxes. Accounting. Tax Consulting» of the Faculty of Economics and Management of the North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov;

E. O. Enaldieva — 2nd year Student of the Master's Program in the Direction «Taxes. Accounting. Tax Consulting» of the Faculty of Economics and Management of the North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov;

F. V. Gadzaonova — 2nd year Student of the Master's Program in the Direction «Taxes. Accounting. Tax Consulting» of the Faculty of Economics and Management of the North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.12.2021; одобрена после рецензирования 24.01.2022; принята к публикации 01.02.2022.

The article was submitted 18.12.2021; approved after reviewing 24.01.2022; accepted for publication 01.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.