Научная статья на тему 'К актуальным вопросам ценообразования'

К актуальным вопросам ценообразования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
910
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / PRICING / УСЛОВИЯ КОНКУРЕНЦИИ / COMPETITION / КАЧЕСТВО ТОВАРА / PRODUCT QUALITY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / THE EFFICIENCY OF THE DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шнайдер Ольга Владимировна

В статье акцентируется внимание на то, что общая стратегия финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия, а её значимой частью является ценовая политика. Ценовая политика коммерческого предприятия характеризуется как совокупность экономических и организационных мер, направленных на достижение с помощью цен лучших результатов финансово-хозяйственной деятельности, на обеспечение устойчивого сбыта и получения достаточной прибыли. Следует отметить и то, что ценовая политика предполагает взаимосвязанный учет необходимости возмещения затрат и получения прибыли, ориентируясь на состояние спроса и уровень конкуренции в сочетании с гибкими ценами на производимую продукцию. Цена это активный инструмент, участвующий в формировании структуры производства, оказывающий воздействие на продвижение продукта, способствующая повышению эффективности производства, влияющая на распределение и использование рабочей силы, предопределяющая жизненный уровень населения. Жесткие условия конкуренции определяют пути ценообразования на всех этапах жизненного цикла товаров производимых и реализуемых промышленными предприятиями. Процесс ценообразования многогранен и сложен, так как подвержен воздействию внешних и внутренних факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шнайдер Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO-DATE PRICING

This article focuses on what the overall strategy of financial and economic activity of business and it is a significant part of the pricing policy. The pricing policy of business is characterized as a set of economic and organizational measures aimed at achieving the best price by means of financial and economic activities for sustainable sales and generate sufficient profits. It should be noted also that pricing involves interrelated account the need for cost recovery and profit, focusing on the state of demand and the level of competition in conjunction with flexible prices for manufactured products. Price it is an active instrument involved in the formation of the structure of production, which affects product promotion, enhance the efficiency of production, affecting the distribution and use of manpower, predetermining the standard of living. Tough competitive conditions define the way the pricing at all stages of the life cycle of the goods produced and sold by industrial enterprises. Pricing process is multifaceted and complex, as is exposed to external and internal factors.

Текст научной работы на тему «К актуальным вопросам ценообразования»

экономические науки

В.В. Шнайдер

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КАК ОПРЕДЕЛЕННАЯ СОВОКУПНОСТЬ...

object and give it a competitive advantage when choosing an investment is the investor of his time free capital. Evaluation of investment attractiveness plays an important role in a lot of today's market conditions. It is of great importance not only for potential investors evaluating investment objects of their funds in order to determine future revenues and minimize risks, but also for the owners of companies that are not only trying to attract additional resources through investment capital, but also strive to improve their condition, improve ranking and popularity on the market. The investment is to increase the attractiveness of returns on invested capital before to ensure the best conditions for producing higher results in the competition.

Keywords: investment attractiveness, risk minimization, stability, profit, capital. УДК 658.012

К АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

© 2015

О.В. Шнайдер, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. В статье акцентируется внимание на то, что общая стратегия финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия, а её значимой частью является ценовая политика. Ценовая политика коммерческого предприятия характеризуется как совокупность экономических и организационных мер, направленных на достижение с помощью цен лучших результатов финансово-хозяйственной деятельности, на обеспечение устойчивого сбыта и получения достаточной прибыли. Следует отметить и то, что ценовая политика предполагает взаимосвязанный учет необходимости возмещения затрат и получения прибыли, ориентируясь на состояние спроса и уровень конкуренции в сочетании с гибкими ценами на производимую продукцию. Цена - это активный инструмент, участвующий в формировании структуры производства, оказывающий воздействие на продвижение продукта, способствующая повышению эффективности производства, влияющая на распределение и использование рабочей силы, предопределяющая жизненный уровень населения. Жесткие условия конкуренции определяют пути ценообразования на всех этапах жизненного цикла товаров производимых и реализуемых промышленными предприятиями. Процесс ценообразования многогранен и сложен, так как подвержен воздействию внешних и внутренних факторов.

Ключевые слова: ценообразование, условия конкуренции, качество товара, эффективность деятельности, стратегия развития.

Жесткие условия конкуренции определяют пути ценообразования на всех этапах жизненного цикла товаров производимых и реализуемых промышленными предприятиями.

Процесс ценообразования многогранен и сложен, так как подвержен воздействию внешних и внутренних факторов. Следует отметить, что цены и ценовая политика являются одной из ролевых составляющих маркетинга, значение которого в настоящее время возрастает [1, 2, 3]. В частности конечный результат деятельности, т.е. прибыль, будет зависеть от того насколько рациональна, эффективна и эластична ценовая политика коммерческого предприятия, потому что она может оказать долговременное (положительное или отрицательное)

воздействие на всю финансово-хозяйственную деятельность. Ценовая политика взаимосвязана с целями коммерческого предприятия. Целенаправленность ценовой политики заключается в том, что на товары коммерческого предприятия необходимо устанавливать такие цены которые могли бы безболезненно для его финансово-хозяйственной деятельности реагировать на малейшие изменения рынка, при этом не снижать намеченные объемы прибыли и решать оперативные и стратегические задачи.

В рамках механизма ценообразования используются как прямые, так и косвенные методы управления ценой на произведенный товар. Основные принципы ценообразования представлены на рисунке 1.

Г

1. Принцип научного обоснования цен

2. Принцип целевой направленности ценообразования

3. Принцип непрерывности

процесса ценообразования

4. Принцип единства ценообразования и

контроля за соблюдением цен

Рис. 1. Принципы ценообразования Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12) 95

О.В. Шнайдер экономические

К АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ науки

Необходимо отметить, что принцип научного обоснования цен базируется на познании и учёте в цене действия объективных экономических законов и факторов ценообразования. Принцип целевой направленности ценообразования заключается в определении приоритетов, решаемых с помощью цен в экономических и социальных задачах общества. Третий принцип непрерывности процесса ценообразования, полностью зависит от слаженности стадий продвижения продукта от производителя к покупателю с немедленной реакцией на рыночные изменения. Принцип единства ценообразования и контроля за соблюдением цен можно охарактеризовать как четвёртый принцип, находящийся в государственном и/или общественном контроле за ценами. Контроль нацелен на проверку достоверности поставленных законодательством общих для всех правил ценообразования. Общая ценовая политика определяет взаимосвязь цен на товары с учетом ассортимента, скидок и изменённых цен. Сопоставляются свои цены и цены конкурентов, методы формирования цен товары согласовывая их в интегрированную систему. Оптимальная ценовая политика оказывает влияние на инвестиционную деятельность, а с позиции перспективного развития - это определенный уровень эффективности и прибыльности деятельности для любого субъекта хозяйствования [4, с. 124-128.].

Цена является основополагающим фактором при выборе покупателем того или иного товара, в современных рыночных отношениях увеличивается доля неценовых факторов, таких как качество товара, стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов. В финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий, как в прочем и других коммерческих структурах, различают активную и пассивную ценовую политику. Это обосновывается тем, что на практике при определении цены принимают различные маркетинговые калькуляции цены, ориентированные на издержки, спрос, конкуренцию, психологию и целевое ценообразование.

Предприятия, стремящиеся проводить грамотную ценовую политику, прежде всего, должны максимизировать прибыль, расширить рынки сбыта, разумно снижать издержки, увеличивать объем производства и продажи продукции, определить стратегию борьбы с конкурирующими предприятиями.

Поэтому промышленные предприятия производящие одинаковые группы товаров к этому вопросу подходят с индивидуальной точки зрения, а фундаментом в ценообразовании прежде всего определяю уровень затрат на производство и продажу той или иной ассортиментной группы товаров. Построение бухгалтерского учета производственных затрат и выбор методов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в значительной степени зависят от различных факторов.

Результаты бухгалтерского учёта затрат зависят от правдивой, достоверной и оперативной информации в центрах формирования затрат. Вышеизложенное предопределяет порядок документального оформления затрат, группировки и систематизации данных первичных документов, построение аналитического учета, способы исчисления себестоимости конкретных видов продукции (работ, услуг) [6-10]. Однако, ошибки имеют место как в предоставлении информации, так и в обработке предоставленной информации. К наиболее часто встречающимся ошибкам в формировании цен следует отнести: чрезмерно ориентированное ценообразование на издержки; слабо приспособленные цены к изменению рыночной ситуации; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка и другие. В ряде случаев эти ошибки ведут к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Данные недостатки вызваны во многом наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек [11].

Коммерческие предприятия, имеющие

вую концепцию хозяйствования, обязательным этапом, при производстве обусловленного вида продукции, определяют тщательное изучение рынка. Данный этап маркетинговой политики очень важен для любого коммерческого предприятия, т.к. он включает в себя: изучение спроса на продукцию в зависимости от этапа ее жизненного цикла; анализ качества продукции с прогнозированием объема продаж; изучение цен конкурентов на аналогичную продукцию и пр. [12-15].

Проведённое маркетинговое исследование даёт возможность достоверно оценить и проанализировать возможности коммерческого предприятия в части требуемых объемов продаж, возможных издержек производства и прочее. Можно утверждать, что это общая стратегия финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия, а её значимой частью является ценовая политика.

Ценовая политика коммерческого предприятия характеризуется как совокупность экономических и организационных мер, направленных на достижение с помощью цен лучших результатов финансово-хозяйственной деятельности, на обеспечение устойчивого сбыта и получения достаточной прибыли [16-18]. Следует отметить и то, что ценовая политика предполагает взаимосвязанный учет необходимости возмещения затрат и получения прибыли, ориентируясь на состояние спроса и уровень конкуренции в сочетании с гибкими ценами на производимую продукцию.

Цена - это активный инструмент, участвующий в формировании структуры производства, оказывающий воздействие на продвижение продукта, способствующая повышению эффективности производства, влияющая на распределение и использование рабочей силы, предопределяющая жизненный уровень населения. Имеется два подхода к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен либо единых цен. Первая формируется на договорной основе в результате переговоров между покупателем и продавцом, обеспечивающих согласование интересов сторон. Вторая характерна тем, что все покупатели приобретают товар по одинаковой цене. Внедрение единых цен для всех потребителей связано обычно с особенностями рынка конкретного товара или с технической сложностью и крупными издержками при дифференциации цен. Единые цены важны там, где предприниматель предлагает рынку стандартизированный продукт серийного производства. В этой обстановке важно, чтобы массовый потребитель знал цену, сравнивал ее с ценой конкурирующих товаров и без проблем принимал решение о покупке [11].

В заключение статьи следует заметить, что для любого коммерческого предприятия очень важна совершенная и рациональная система ценообразования, так как результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия оказывают влияние на политический, социальный и экономический уровень развития города и страны в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шнайдер В.В., Коростелева Л.А. Теоретические аспекты механизма ценообразования в современных условиях ведения бизнеса // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 190-195.

2. Захарова И.И., Крылова Р.В. Механизмы и стратегии ценообразования в индустрии питания // Вестник НГИЭИ. 2014. № 11 (42). С. 41-46.

3. Чукурна Е.П. Маркетинговое ценообразование промышленного предприятия в период перехода к неоиндустриализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 1 (16). С. 94-97.

4. Шнайдер В.В., Коростелева Л.А. Проблемы и вопросы инвестиционного направления современных организаций. Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 6

экономические науки

О.В. Шнайдер

К АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

(32). С. 124-128.

5. Желтяков И.А., Маховикова Г.А., Пузыня Н. Ю. Цены и ценообразование: Учебное пособие - СПб.: Издательство "Питер", 2005. - 208с.

6. Михайлова Д.В. К вопросу об аналитических возможностях бухгалтерской отчетности // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 125-127.

7. Зубенко Е.Н. 402 Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» - новое в системе учета // Вестник НГИЭИ. 2014. № 7 (38). С. 63-70.

8. Ушанов И.Г. Стратегический управленческий учет как информационная основа бизнес-анализа // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 85-88.

9. Шнайдер В.В. Объективно-ориентированный подход к формированию управленческого учёта // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 2 (17). С. 62-64.

10. Кутаева Т.Н. Особенности формирования учетной политики в организациях потребительской кооперации // Вестник НГИЭИ. 2013. № 5 (24). С. 17-25.

11. Ценообразование: Учеб. Пособие для вузов/ Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т; И.К. Рощина и др.; Под ред И.К. Салимжанова. - 2-е изд., доп. - М.: АО "Финстатинформ", 1999. - 159 с.

12. Бугаенко С.А. Повышение эффективности маркетинговых мероприятий предприятий пищевой про-

мышленности, основанных на учете маркетинговых особенностей объекта маркетинга // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 61-64.

13. Максакова Л.М. Маркетинговые подходы в повышении эффективности деятельности птицеводческих предприятий // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 78-80.

14. Папроцкий Е.А. Использование сети интернет в организации интерактивных маркетинговых коммуникаций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 4 (19). С. 34-38.

15. Бугаенко С.А. Адаптация маркетингово-логи-стической стратегии компаний // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 104-107.

16. Зубков А.Ф., Пономарёва Н.В., Захарова Т.В. Математическая модель динамики изменения цены для условий стабилизации рынка // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 167-171.

17. Пулочкина Л.В. Качество продукции - одно из производных конкурентоспособности организации // Вестник НГИЭИ. 2013. № 11 (30). С. 90-97.

18. Шабанова Л.Б., Кушниренко В.Н. Экономико-математические модели как инструмент решения практических задач // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 157-160.

TO-DATE PRICING

© 2015

O.V. Schneider, Ph.D., associate professor, Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: This article focuses on what the overall strategy of financial and economic activity of business and it is a significant part of the pricing policy. The pricing policy of business is characterized as a set of economic and organizational measures aimed at achieving the best price by means of financial and economic activities for sustainable sales and generate sufficient profits. It should be noted also that pricing involves interrelated account the need for cost recovery and profit, focusing on the state of demand and the level of competition in conjunction with flexible prices for manufactured products. Price - it is an active instrument involved in the formation of the structure of production, which affects product promotion, enhance the efficiency of production, affecting the distribution and use of manpower, predetermining the standard of living. Tough competitive conditions define the way the pricing at all stages of the life cycle of the goods produced and sold by industrial enterprises. Pricing process is multifaceted and complex, as is exposed to external and internal factors.

Keywords: pricing, competition, product quality, the efficiency of the development strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.