МЕДИЦИНА И ЗДОРОВЬЕ
УДК 796
Малозёмов О.Ю., к.пед.н.
доцент
кафедра физической культуры Боярских М.П. старший преподаватель кафедра физической культуры Коротких Н.А. студент
лечебно-профилактический факультет Уральский государственный медицинский университет
Чермашенцев В.В. ассистент
кафедра физического воспитания и спорта Уральский государственный лесотехнический университет
Россия, г. Екатеринбург К АКТУАЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
(НА ПРИМЕРЕ ПОДТЯГИВАНИЯ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ) Аннотация. В статье рассматриваются необходимость развития у студентов медицинского вуза двигательных способностей в качестве профессионально-ориентированных, способствующих оздоровлению и будущих врачей, и их пациентов. На примере упражнения «подтягивание на перекладине» показано его разностороннее влияние и возможности. Представлены некоторые методические особенности развития силовых способностей с помощью данного упражнения.
Ключевые слова: развитие двигательных способностей, подтягивание на перекладине.
Malozemov O.Yu., kand. ped. sciences associate professor of the Department of physical culture
Korotkikh N.A.
student of the of medicine- prevention faculty
Boyarsky M.P.
senior teacher of the department of physical culture
Ural state medical university Chermashentsev V. V. assistant of the department of physical education and sports
Ural state forestry university Russia, Yekaterinburg
ON THE RELEVANCE OF MOTOR DEVELOPMENT ABILITIES OF MEDICAL STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF PULLING UP
ON A CROSSBAR)
Annotation. The article discusses the needfor students of a medical university to develop motor abilities as professionally oriented, contributing to the recovery of future doctors and their patients. On the example of the exercise "pulling up on the horizontal bar" shows its versatile influence and capabilities. Some methodological features of the development of strength abilities using this exercise are presented.
Key words: development of motor abilities, pulling up on the crossbar.
На сегодняшний день особое внимание уделяется здоровому образу жизни учащейся молодёжи. Это неспроста, поскольку общество осознаёт и озабочено ухудшением здоровья не только детей, но и специалистов, выпускаемых вузами, снижением их работоспособности, психофизических показателей в течение профессиональной подготовки [1]. Постоянно увеличивающийся объём и интенсивность получаемой информации, заставляет студентов прилагать большие усилия в основном умственного, психологического характера в ущерб двигательной активности. Исключения, по-видимому, составляют вузы спортивного профиля. Таким образом, за счёт гипокинезии нарушается психосоматический баланс, снижаются адаптационные возможности. В медико-биологической сфере это практически всё известно, поэтому перед вузами медицинского профиля оптимизация подготовки будущих врачей, поддержание их здоровья средствами физической культуры, а также само физкультурное образование актуализировано условиями социально-биологического выживания [2, 5].
У представителей медицинских профессий физическая культура входит не только в общую культуру, но и в профессиональную. Медицинский работник, восстанавливая и поддерживая здоровье пациентов, сам обязан быть здоровым, знать пути и способы не только медикаментозного оздоровления, чтобы качественно выполнять свою работу. Поэтому учебная дисциплина «Физическая культура» в медицинских вузах имеет больший смысл, связанный не только с общей культурой и поддержанием индивидуального здоровья, но и чисто профессиональный - профилактика многих заболеваний пациентов с помощью средств двигательной деятельности. В медицинской и физкультурной сферах «работает» один и тот же принцип - «не навреди». Для этого врачи даже общего профиля должны знать специфику развития двигательных способностей, показания и противопоказания к различным видам двигательных нагрузок, биомеханику движений и пр. не хуже специалистов в сфере физической культуры. Кинезитерапию человечество вряд ли когда-нибудь отменит.
В связи с вышеизложенным, попытаемся на примере развития силовых способностей с помощью всем известного упражнения - подтягивание на высокой перекладине - продемонстрировать широкие общеоздоровительные
возможности данного упражнения и его тренировочную специфику. Стоит заметить, что данное упражнение является базовым в системе общей физической подготовки, а также при тестировании силовых способностей (ни одна система общей физической подготовки в мире без этого упражнения не обходится, что отражено также и в ВФСК ГТО).
Данный вид физической активности помогает укрепить и повысить эластичность мышц плечевого пояса, рук, спины и брюшного пресса [3, 4]. В этом упражнении позвоночник растягивается и расслабляется, выпрямляется вдоль своей оси, поддерживается его функциональная активность. Снимаются контрактуры, возвращается былая эластичность позвоночного столба и предотвращается защемление нервных корешков. При висах на перекладине, подтягивании расслабляются и растягиваются мышцы окружающие позвоночник, улучшается кровоснабжение тканей, следовательно, увеличивается трофика межпозвоночных дисков, способствующая профилактике дегенеративных изменений в позвоночном столбе [6].
Специалисты уверены, что это упражнение можно использовать для коррекции и полноценного лечения имеющегося искривления позвоночника первой степени. Кроме того, подтягивание используется и для профилактики сколиоза. Поскольку при этом упражнении снижается перенапряжение в прилежащих мышцах, то оно очень важно для профилактики остеохондроза у людей с сидячей работой, к которым могут относиться студенты (вся педагогика у нас «седалищная», выделен даже отдельный вид гипокинезии -«школьная»). Подтягивание не требует какого-либо специального оборудования, кроме перекладины (турника). Техника данного упражнения проста и доступна всем, однако есть специфические особенности, которых многие (даже занимающиеся в тренажёрных залах) могут не знать.
В целом от положения рук на перекладине (хвата), амплитуды упражнения, скоростных и численных показателей (повторений) упражнения напрямую зависит ожидаемый результат. Например, при подтягивании прямым хватом поднимая подбородок до перекладины, широчайшая мышца спины растягивается и в ширину, и в толщину, а если касаться перекладины затылком, то мышца растягивается только в ширину. Хват можно использовать любой, главное не слишком широкий, чтобы не повредить связки. Чем уже хват, тем большая нагрузка будет приходиться на бицепсы, и тем меньше будут напрягаться широчайшие мышцы спины. Следовательно, и развиваться будут более эффективно те или иные мышцы.
Для предотвращения травм и достижения максимального эффекта от упражнения, нужно строго придерживаться определённой техники. Одной из самых распространённых ошибок является рывок из виса. Голова при этом откинута назад, подбородок тянется к перекладине, в рывке на фазе вдоха, происходит подъём массы тела с одновременным сгибанием обеих рук. При таком выполнении упражнения инстинктивно сводятся плечи, и усиливается нагрузка на шейные позвонки, что может привести к травме (грыжевым изменениям или же смещениям дисков). К тому же при данной ошибке
теряется до 80% всей эффективности. Такая нагрузка слишком кратковременна и приходится на мышцы шеи и рук.
Технически правильное выполнение подтягивания представляет иное: туловище располагается перпендикулярно поверхности пола (земли), крепкий хват, прямые ноги. Упражнение выполняется на вдохе, с задержкой дыхания. Такая техника позволяет снизить нагрузку на широчайшие мышцы и предотвращает повреждение мелких мышц, прикрепляющихся к лопаткам. При выполнении упражнения на выдохе возможна боль в нижней трети спины, в районе брюшного пресса и груди. Правильное дыхание (при подъёме осуществляется вдох, при опускании - выдох) очень важный элемент. Обратная постановка дыхательных движений возможна при совершенном овладении упражнения, поскольку это создаёт дополнительную физическую нагрузку.
Необходимо знать и продолжительность фаз данного упражнения. Подъём должен быть примерно одинаков по продолжительности опусканию тела. При выполнении подтягивания эффективнее для развития и профилактики является правильная техника и количество повторений (лучше меньше подходов, но подтягивания должны быть выполнены правильно). Инерция, покачивания и рывки должны исключаться.
В связи с этим, фразы «не умею» и «не могу» подтягиваться имеют различный смысл. «Не умею» означает - нет техники, «не могу» - не хватает силовых способностей, которые требуется развить. Зачастую возникает ситуация, когда необходимо подтягиваться с «нулевого уровня», т.е. человек изначально не может ни разу подтянуться (данный вариант снижает мотивацию, многих отпугивает от упражнения). Подтягиваться в данном случае нужно при помощи «негативных» повторений (плиометрический (уступающий) режим силовых упражнений). Для этого необходима лишь подставка под ноги или помощник (товарищ). В уступающем режиме упражнение выполняется из исходного положения полного сгибания рук и постепенного их разгибания под собственным весом. Необходимо сделать максимальное количество повторений, на которое человек в данное время способен. Второй вариант подразумевает подтягивание с помощью партнёра, который помогает поднимать ваше туловище вверх.
Теория и методика говорит (а практика показывает) о том, что таких повторений для увеличения силы мышц надо сделать 4-8, при этом подходов от 3 до 5, отдых между которыми 2-3 минуты. Нужно стремиться к 10 и более повторениям и пяти подходам. Как только цель достигается, сокращать время отдыха до минуты. В этом случае будет развиваться не только сила, но и силовая выносливость. В последующем можно перейти к обычным упражнениям.
Рассмотрим один из многих существующих способов увеличить количество подтягиваний. Методика «частого» подхода помогает значительно увеличить количество подтягиваний. Суть её - во множестве подходов (не менее десяти) с небольшим количеством повторений.
Одновременно развивается и волевая сфера в нужном (здравотворческом!) направлении. Данный способ очень удобен для выполнения в бытовых, домашних условиях. По истечении времени результаты в упражнении значительно возрастают, одновременно формируя дальнейшую мотивацию к самосовершенствованию средствами физической культуры. В заключение отметим, что:
во-первых, подтягивание на высокой перекладине, являясь упражнением глобального характера, оказывает системное влияние на организм человека. Выявлено множество полезных последствий данного упражнения, затрагивающих сразу несколько физиологических систем, психическую сферу;
во-вторых, для большей эффективности и, чтобы не навредить принципы систематичности и последовательности должны быть реализованы сполна, также как и внетренировочные факторы (например, сбалансированное питание, полноценный сон, отдых, гигиена и пр.), являющиеся важнейшими критериями для психофизического развития в целом;
в третьих, врачу важно не только самому иметь хорошее физическое здоровье и соответствующий стиль жизни, но и нацеливать на это своих пациентов, поскольку сбалансированная двигательная деятельность и развитие двигательных качеств являются неспецифическим средством оздоровления. Неспроста ежегодно проводятся командные первенства по студенческому многоборью в рамках Фестиваля студентов медицинских и фармацевтических вузов России «Физическая культура и спорт - вторая профессия врача».
Использованные источники:
1. Алексеев С. В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: монография / С. В. Алексеев, Р. Г. Гостев, А. В. Лотоненко, Л. И. Лубышева, С. И. Филимонова, Ю. Ф. Курамшин. - М.: Теория и практика физической культуры, 2013. - 779 с.
2. Вайнер Э. Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура / Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. - М.: Флинта, 2012. -144 с.
3. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В. А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 568 с.
4. Мошков В. Н. Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней / В. Н. Мошков. - М.: Медицина, 1982. - 224 с.
5. Политика О. И. Лечебная физическая культура в вузе: учебное пособие / О. И. Политика, Ю. А. Поскрякова. - М.: Высшая школа, 2007. - 458 с.
6. Сназин В. Я. Лечебная физическая культура при болях в спине и суставах / В. Я. Сназин. - М.: Социальный проект, 2012. - 270 с.