Научная статья на тему 'К. А. Сколари. Картирование дискуссий о новых медиа: теоретическая область цифровой коммуникации'

К. А. Сколари. Картирование дискуссий о новых медиа: теоретическая область цифровой коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Соколова Марианна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К. А. Сколари. Картирование дискуссий о новых медиа: теоретическая область цифровой коммуникации»

К.А. Сколари

КАРТИРОВАНИЕ ДИСКУССИЙ О НОВЫХ МЕДИА: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Scolari C.A.

Mapping conversations about new media: The theoretical field of digital communication // New media & society. - L., 2009. - Vol. 11, N 6. - P. 943-964.

В статье Карлоса Альберто Сколари (Университет Вика, Барселона, Испания) рассматриваются эпистемологическая структура дискурсивного пространства теоретических знаний о цифровых коммуникациях и их связь с традиционными теориями массовой коммуникации (ТМК). Помимо исторической реконструкции генезиса этой актуальной сегодня теоретической области, Сколари составляет карту гетерогенного дискуссионного поля, создаваемого многообразием исследовательских подходов и концепций.

Основной корпус ТМК формировался на протяжении второй половины XX в. на основе теоретической рефлексии таких СМИ, как радио и телевидение. Эти теоретические разработки постепенно слились с уже сложившейся традицией исследований журналистики, прессы и общественного мнения. Результатом такой конвергенции стало возникновение нового эпистемологического пространства исследований массовых коммуникаций.

Сколари выделяет три исследовательских парадигмы ТМК в период 1940-1980-х годов:

1) критическая парадигма, опирающаяся на идеи мыслителей Франкфуртской школы и исследования культурного империализма;

2) эмпирическая парадигма, основанная на критическом подходе к дискуссиям о массовой коммуникации и отражающая расхождения между европейскими коммуникационными исследованиями и североамериканским подходом к массмедиа;

3) связанная с антропологическими исследованиями интерпретатив-но-культурная парадигма, в рамках которой массовая коммуникация рассматривается с точки зрения социального конструирования на основе семиологии и этнографии (с. 946-947).

Эта классификация, по словам самого Сколари, не является исчерпывающей и полной1, поскольку состав участников научных дискуссий о массовых коммуникациях гораздо более сложен. Он включает также представителей семиотики, психологии, экономической науки, истории и т.д. Тем не менее Сколари считает, что его классификация может быть принята за основу для дальнейшей систематизации теорий цифровой коммуникации.

ТМК могут быть классифицированы и по дисциплинарному принципу (например, социологические, психологические теории и т.д.), способам и методам объяснения (когнитивный подход, системно-теоретический подход и т.д.), уровню организации (групповые, массовые и т.д.), эпистемологическим предпосылкам (эмпирические, критические и т.д.) (с. 946).

В целом же все теоретические подходы в области коммуникационных теорий не могут быть интегрированы в рамках какого-либо одного типа научного дискурса. Различные традиции предполагают различные подходы к концептуализации и обсуждению коммуникационных проблем и практик. Поэтому теоретическое знание о массовой коммуникации должно рассматриваться как особое дискуссионное пространство, комплекс теоретических конструкций, методологий, техник и особых словарей, которые порой полностью растворяются в практическом дискурсе или метадискурсе о коммуникации в обществе. Разработка новых теорий цифровой коммуникации привела к еще большему усложнению этого пространства и способствовала пересмотру дискуссий о массмедиа.

Появление поколения цифровых медиа, преодолевающих одностороннюю коммуникативную логику вещания (one-to-many), повлекло за собой изменение знаний о массовой коммуникации. В начале 1980-х годов стало ясно, что традиционные подходы ТМК устарели и в ближайшее время произойдет переход к теоретическим моделям, основанным на интерактивности, свойственной большинству новых технологий. Неспособность старых теорий адекватно анализировать феномены, связанные с цифровыми технологиями, создала условия для возникновения новых теорий медиа.

Исследователи цифровой коммуникации выдвигают на первый план такие ее характеристики, как интерактивность, виртуальность, дисперсность, гипертекстуальность, цифровые (numerical) репрезентации, модулярность, автоматизация, вариабельность, транскодирование, сети, конвергенция. То, что на первый взгляд выглядит как семантическое смешение, на самом деле должно рассматриваться как неотъемлемая осо-

1 В ней, в частности, не нашлось места для идей М. Маклюэна. - Прим. реф.

бенность новой исследовательской области. Сам Сколари предлагает понимать цифровой характер коммуникации как технологический процесс, который трансформирует традиционный текст. При этом текст с легкостью поддается фрагментации, обработке и распространению, а его отдельные части связываются гиперссылками (с. 946).

Говоря о реакции исследователей на распространение цифровых медиа в 1990-х годах, автор выделяет две противоположные позиции: рассмотрение этого процесса как фазы в эволюции медиасистемы и как революционного изменения. Позиция Сколари ближе к первому подходу. Он предлагает классифицировать исследования цифровых коммуникаций в соответствии с прежней эпистемологической классификацией ТМК, включающей критическую, эмпирическую (исследования онлайновой аудитории, распространения Интернета, социологические исследования сетевого общества, интеракции «человек - компьютер») и интерпретативно-культурную (этнография виртуальных сообществ и исследования потребления, связанного с цифровыми медиа) парадигмы (с. 949).

Фактическое соотношение традиционных ТМК и многочисленных новых теорий, изучающих цифровую коммуникацию, не может быть сведено к оппозиции «преемственность - разрыв» и должно рассматриваться как комплексное явление. Однако граница между методологическим инструментарием ТМК и исследованиями цифровых медиа все же может быть обозначена с помощью новых дискурсов, возникших в новом цифровом культурном окружении (например, гипертекст, интерфейс, виртуальная реальность и др.). Сколари особо выделяет такие дискурсы, как кибер-культура и исследования Интернета (Internet studies).

Под термином «киберкультура» понимается широкий круг подходов к новым коммуникационным технологиям. В него входят нарративы, теоретические конструкции, контркультурные, утопические и постмодернистские практики и маркетинговые стратегии. Именно внутри этого уникального и гетерогенного дискурса киберкультуры возник целый ряд вопросов и теоретических положений, которые со временем должны быть интегрированы в единую и комплексную теорию цифровых коммуникаций.

Дискурсивное пространство киберкультуры начало формироваться в начале 1980-х годов, когда широкое распространение персональных компьютеров, графических интерфейсов, видеоигр, приложений, необходимых для создания новых гипермедийных систем и т.п., повлекло за собой стремительное увеличение числа нарративов и теоретических размышлений о цифровой культуре. Д. Силвер выделяет три стадии развития кибер-культурного дискурса. На первой стадии популярная киберкультура тесно связана с журналистикой и по преимуществу является описательной. На этом этапе широко распространена метафора Интернета как фронтира (frontier). На второй стадии появляются более серьезные научные исследования, посвященные виртуальным сообществам, творческим возможностям, онлайновым идентичностям. Третья стадия (конец XX в.) характери-

зуется ростом критических научных исследований, которые расширяют понятие киберкультуры, включая такие области исследования, как онлайновые взаимодействия, цифровые дискурсы, доступ и отказ (denial) от Интернета, дизайн интерфейса киберпространства (interface design of cyberspace), цифровой разрыв, и изучают взаимодействия и взаимозависимости между этими областями (1).

Главной особенностью киберкультуры является сочетание огромного заряда оптимизма с утопическим пафосом эмансипаторских возможностей цифровых медиа, виртуальной реальности и интернет-медиа. В этот период, с одной стороны, получили распространение идеи политического отчуждения и социальной фрагментации, а с другой - возникли темы большого бизнеса, нового цивилизационного фронтира, демократического участия, экономических и социальных неравенств и т.д. Возникли новые методы и теории, связанные с рассмотрением социальных сетей и виртуальных сообществ. Сформировались новые исследовательские области, например киборг-антропология, изучающая взаимоотношения между индивидами, цифровым обществом и сетями, а такие понятия, как «киборг», «виртуальное тело», «киберфеминизм», получили довольно широкую известность.

Сколари оценивает дискурс киберкультуры как инструментально удобный для постановки исследовательских задач и развития научных дискуссий. Но такой дискурс все же не может использоваться для конструирования теоретических представлений о цифровой коммуникации, постчеловеческой жизни, этнографического и экологического изучения цифровых сетей и виртуальных сообществ. В целом он является необходимым звеном в процессе создания новой коммуникационной теории.

Следующим важным этапом изучения новых форм цифровых медиа стали исследования Интернета, фактически отрицающие киберкультуру. Возникновение этой исследовательской области в начале нынешнего столетия связано с трансформацией World Wide Web, которая породила ряд социальных практик - например, таких, как блогосфера, сетевое сотрудничество, Wikipedia или YouTube и т.д. Качественные изменения сетевой коммуникации (Web 2.0) сразу же стали предметом оживленных дискуссий. Представители этого нового дискурса критикуют исследователей, работавших в рамках понятийного поля киберкультуры, как за чрезмерную идеологизированность подхода, так и за его известную хаотичность (с. 953).

Сколари проводит аналогию между первым поколением исследователей массмедиа и специалистами, занимающимися цифровыми медиа. Первыми исследователями массмедиа были социологи и политологи, и лишь через 20 лет появились специалисты именно в этой области. Также и первое поколение исследователей цифровых коммуникаций состояло в основном из специалистов в области кино, литературы и нарративов, компьютерной науки и т.д. И только теперь начинает формироваться новое сообщество ученых, которых можно назвать профессионалами в области

цифровых коммуникаций. Многие из них занимаются междисциплинарными проблемами и приобретают универсальные навыки, постепенно переходя из традиционной сферы текстов и обсуждений к освоению компьютерной науки, дизайна интерфейса и визуального анализа.

Рассматривая вопрос о преемственности дискурсов киберкультуры и исследований Интернета, Сколари отмечает, что, хотя формирование и эволюцию традиционных и новых теорий коммуникации удобнее всего представить в линейно-хронологическом порядке, на деле все эти научные и популярные подходы сосуществуют в современном дискуссионном пространстве. Он ставит вопрос следующим образом: должна ли теория цифровой коммуникации стать преемницей всего гетерогенного дискурсивного ансамбля киберкультуры, в котором сосуществуют эмпирический дискурс, философские спекуляции, журналистский анализ, эсхатологическое видение, оптимистическая прогностика, литературная критика и ки-берпанковая литература, или же ей следует ограничиться восприятием только научных теорий? По его мнению, очень многие концепции, идеи и гипотезы киберкультурного пространства могут быть интегрированы в теоретическое поле исследований цифровых коммуникаций. Например, материалы изучения виртуальных сообществ, представления о киборгах и виртуальной коммуникации не потеряли своего значения и для сегодняшних исследователей цифровой культуры. Киберкультурные теории и методологии важны и для такой научной области, как влияние технологии на человеческую культуру.

В то же время самой негативной чертой дискурса киберкультуры Сколари считает «журнализм» и оптимистическо-апокалиптический стиль предсказаний. Именно его исследователи цифровой коммуникации и не должны унаследовать.

Новое коммуникационное пространство основано на гипертекстуальности, мультимедийности, интерактивности. Изучающие его теории цифровой коммуникации включают в качестве важнейших составляющих исследования гипертекста, взаимодействия между человеком и компьютером, семиотику новых медиа и медиаконвергенции. Именно эти позиции являются исходными для осмысления изменений традиционных форм производства, творческого контента и потребления.

Возможности свободного распространении информации означают появление инновационной логики производства, что особенно важно для представителей профессий, связанных с формированием и распространением цифрового контента, например журналистов цифровых изданий или сетевых блогеров. Новая цифровая логика производства создает и новое рабочее место. Цифровой труд требует постоянного изменения и обновления трудовых навыков, гибкого стиля работы. В связи с развитием цифровых медиа все больше возрастает значение политэкономии сетевой коммуникации, социологии труда и организации, в особенности исследований постфордистского способа производства.

С интерактивной точки зрения должны быть пересмотрены и все традиционные подходы к контенту, аудитории и массмедийному потреблению. Новые цифровые продукты демонстрируют необходимость пересмотра положения В. Беньямина о противоположности между оригинальным произведением искусства и его механической технической копией. Если файл в формате МР3 может быть скопирован и распространен в бесконечном количестве экземпляров без потери качества и нарушения закона об авторских правах, это ведет к изменению представлений об авторском произведении искусства.

Компьютерно-опосредованная коммуникация как сформировавшаяся мультидисциплинарная исследовательская область меняет традиционный взгляд и на отношения между автором (производителем) и читателем (потребителем). Если первое поколение гипертекстов уже поменяло отношение между автором и читателем, то современные формы цифровой коммуникации (например, сетевые блоги) связаны с еще более радикальным изменением представлений о производстве и распределении контента.

Эти новые потребительские практики могут быть проанализированы с самых различных позиций. Например, культурные исследования, имеющие давнюю традицию изучения использования технологий в домашнем хозяйстве, так же как и исследования аудитории традиционных медиа, могут быть использованы для анализа потребления в контексте развития цифровых медиа. Перспективными в этом отношении являются и сформировавшиеся в последние 20 лет теории социальной конструкции техники и теория сетевых акторов Бруно Латура.

Чтобы понять динамику теоретического формирования цифровой коммуникации как научной области, необходимо создать карту этого дискурсивного поля, определить его участников, реконструировать их взаимовлияния и связи. Для этого Сколари использует, прежде всего, хронологический принцип, располагая на континуальной оси карты основные этапы формирования традиционных теорий массмедиа, а затем и новых теорий цифровой коммуникации, тем самым демонстрируя их связь и преемственность. На дисконтинуальной оси карты обозначены взаимосвязи и междисциплинарные взаимовлияния между отдельными теориями и дискурсами. Карта также включает политические, экономические и иные коммуникации и соответствующие им дисциплины (социология, социология труда, социально конструированные технологии и т.д.). Автор обращает особое внимание на необходимость включения в эту карту новых участников социотехнической системы начала XXI в., таких как социальные сети и мобильные медиа.

По словам К.А. Сколари, предлагаемая им схема эпистемологического картирования должна рассматриваться в качестве первичной попытки, которая в будущем будет дополнена и расширена. Говоря о перспективах создания в будущем интегрированного корпуса теоретических знаний о цифровой коммуникации, автор выражает убеждение, что такая теория

должна быть отграничена от утопических и псевдонаучных подходов, а в основе ее должны лежать четко определенные дефиниции. Подобно ТМК, теория цифровых коммуникаций должна стать метадискурсом или диалогически-диалектической мультидисциплинарной матрицей, открытой для различных участников и подходов.

Литература

1. Silver D. Looking backwards looking forwards: Cyber studies 1990-2000 // Web. studies: Rewiring media studies for the digital age / Ed. by D. Gauntlett. - 2nd edn. - L.: Arnold, 2000. - P. 19-30.

М.Е. Соколова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.