Научная статья на тему 'К 90-летию выдающегося кораблестроителя Олега Марковича палия'

К 90-летию выдающегося кораблестроителя Олега Марковича палия Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY-NC
143
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Крыловский центр / прочность / надежность / экспериментальные исследования / Krylov centre / strength / reliability / experimental studies

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Половинкин Валерий Николаевич, Шапошников Валерий Михайлович

Объект и цель научной работы. В связи с 90-летним юбилеем известного ученого, выдающегося инженера и организатора научных исследований О.М. Палия, почти 65 лет прослужившего отечественному кораблестроению и Крыловскому государственному научному центру, отмечается его огромный вклад в науку. Материалы и методы. При подготовке материала использовался метод ретроспективного анализа. Основные результаты. Приведены основные вехи научной биографии О.М. Палия, при этом акцент сделан на особой важности его работ для отечественного кораблестроения. Заключение. О.М. Палий участвовал в создании атомных подводных лодок четырех поколений; именно он (и возглавляемая им научная школа) дал гарантию их прочности, что позволило появиться практически всем проектам современных подводных лодок и глубоководных аппаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Половинкин Валерий Николаевич, Шапошников Валерий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE 90TH ANNIVERSARY OF OLEG M. PALIY, OUTSTANDING NAVAL ARCHITECT

Object and purpose of research. This publication is to commemorate the 90th anniversary of Oleg M. Paliy, outstanding scientist, naval architect and research supervisor, with almost 65 years of career in Russian shipbuilding and Krylov State Research Centre, as well as to pay tribute to his tremendous scientific achievements. Materials and methods. This publication is based on the method of retrospective analysis. Main results. The paper highlights key milestones in scientific biography of Professor Paliy with the emphasis on critical importance of his studies for Russian shipbuilding. Conclusion. Professor Paliy took part in development of four generations of Russian Submarines, and structural strength requirements developed by him and his scientific school became the guarantee of viability for practically all designs of modern submarines and deepwater submersibles.

Текст научной работы на тему «К 90-летию выдающегося кораблестроителя Олега Марковича палия»

DOI: 10.24937/2542-2324-2019-2-388-95-100 УДК 629.5(092)

В.Н. Половинкин, В.М. Шапошников

ФГУП «Крыловский государственный научный центр», Санкт-Петербург, Россия

К 90-ЛЕТИЮ ВЫДАЮЩЕГОСЯ КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЯ ОЛЕГА МАРКОВИЧА ПАЛИЯ

Объект и цель научной работы. В связи с 90-летним юбилеем известного ученого, выдающегося инженера и организатора научных исследований О.М. Палия, почти 65 лет прослужившего отечественному кораблестроению и Крыловскому государственному научному центру, отмечается его огромный вклад в науку. Материалы и методы. При подготовке материала использовался метод ретроспективного анализа. Основные результаты. Приведены основные вехи научной биографии О.М. Палия, при этом акцент сделан на особой важности его работ для отечественного кораблестроения.

Заключение. О.М. Палий участвовал в создании атомных подводных лодок четырех поколений; именно он (и возглавляемая им научная школа) дал гарантию их прочности, что позволило появиться практически всем проектам современных подводных лодок и глубоководных аппаратов.

Ключевые слова: Крыловский центр, прочность, надежность, экспериментальные исследования. Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

DOI: 10.24937/2542-2324-2019-2-388-95-100 UDC 629.5(092)

V. Polovinkin, V. Shaposhnikov

Krylov State Research Centre, St. Petersburg, Russia

TO THE 90th ANNIVERSARY OF OLEG M. PALIY, OUTSTANDING NAVAL ARCHITECT

Object and purpose of research. This publication is to commemorate the 90th anniversary of Oleg M. Paliy, outstanding scientist, naval architect and research supervisor, with almost 65 years of career in Russian shipbuilding and Krylov State Research Centre, as well as to pay tribute to his tremendous scientific achievements. Materials and methods. This publication is based on the method of retrospective analysis.

Main results. The paper highlights key milestones in scientific biography of Professor Paliy with the emphasis on critical importance of his studies for Russian shipbuilding.

Conclusion. Professor Paliy took part in development of four generations of Russian Submarines, and structural strength requirements developed by him and his scientific school became the guarantee of viability for practically all designs of modern submarines and deepwater submersibles.

Keywords: Krylov centre, strength, reliability, experimental studies. Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

30 июня 2018 года отечественные кораблестроители отмечали бы 90-летний юбилей Олега Марковича Палия - известного ученого, выдающегося инженера и организатора научных исследований, преподавателя, наставника, удивительно мудрого и высокообразованного человека, доктора техниче-

ских наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, лауреата Государственной премии СССР, премий Совета Министров СССР и Правительства РФ, Почетного судостроителя (рис. 1).

Эта статья - дань памяти и признательности Олегу Марковичу, верой и правдой служившему

Для цитирования: Половинкин В.Н., Шапошников В.М. К 90-летию выдающегося кораблестроителя Олега Марковича Палия. Труды Крыловского государственного научного центра. 2019; 2(388): 95-100.

For citations: Polovinkin V., Shaposhnikov V. To the 90th anniversary of Oleg M. Paliy, outstanding naval architect. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2019; 2(388): 95-100 (in Russian).

Рис. 1. Олег Маркович Палий (30.06.1929-10.12.2017) Fig. 1. Oleg M. Paliy (June 30, 1929 - December 10, 2017)

почти 65 лет отечественной кораблестроительной науке и Крыловскому государственному научному центру.

С именем Олега Марковича Палия наше кораблестроение в значительной степени связывает успешное освоение и многолетнюю безаварийную эксплуатацию многоцелевых атомных подводных лодок, атомных подводных крейсеров стратегического назначения и боевых надводных кораблей нескольких поколений, а также судов различного назначения и специальной морской техники.

Области научных интересов Олега Марковича Палия разнообразны: теория оболочек, аналитические и численные методы решения задач строительной механики, усталостная прочность сварных корпусных конструкций, строительная механика, в том числе применительно к конструкциям из композиционных материалов, учет технологических факторов в расчетах прочности и несущей способности оболочечных конструкций, длительная прочность конструкций с учетом склонности материала к ползучести при нормальных температурах, вибрация и взрывостойкость корпусных конструкций, требования к корпусным металлическим материалам, нормирование прочности и т.д. Олег Маркович является основоположником ряда новых научных направлений, связанных, в частно-

сти, с проблемами эксплуатационной надежности высоконагруженных сварных конструкций подводных лодок, контроля качества их изготовления и диагностики предопасных состояний несущих конструкций.

На протяжении всей своей карьеры он перенимал опыт и сотрудничал с корифеями Крыловского центра - академиками Ю.А. Шиманским и В.В. Новожиловым, профессорами В.Ф. Сегалем, А.И. Кудриным, А.И. Вознесенским, Г.А. Матвеевым, В.С. Чувиковским, В.С. Ивановым. Нельзя не отметить и его многолетнее творческое взаимодействие со многими выдающимися учеными и специалистами НИИ и КБ отрасли и Военно-Морского Флота, а также видными вузовскими учеными-механиками.

Огромной заслугой О.М. Палия является то, что он собрал вокруг себя талантливых ученых, которые и сегодня являются гордостью отечественной кораблестроительной науки. Научная школа Палия - оформленная система научных взглядов в области прочности и строительной механики, а также сообщество, придерживающееся этих взглядов. Формирование школы происходило под влиянием ее лидера, эрудиция, круг интересов и стиль работы которого имели определяющее значение для привлечения новых сторонников. Авторитет школы О.М. Палия в области прочности объектов морской техники практически непререкаем как у нас, так и за рубежом.

Олег Маркович, окончивший Ленинградский кораблестроительный институт в 1953 г., принадлежал к плеяде первых выпускников организованного профессором А. А. Курдюмовым инженерно-физического факультета, специализирующихся в вопросах прочности судовых конструкций. А.А. Курдюмов, скорее всего, обладал даром предвидения и готовил специалистов, которым предстояло «свершить великие дела» - построить первую отечественную атомную подводную лодку, первый в мире атомный ледокол, атомные подводные ракетоносцы с межконтинентальными баллистическими ракетами, уникальные глубоководные аппараты, первые в стране авианесущие корабли и корабли с динамическими принципами поддержания. И О. М. Палий принял самое активное участие в решении многих проблем при создании практически всех новейших для того времени кораблей. В 50-е гг., лишь начиная свой путь ученого, он участвовал в проектировании и сопровождении строительства первой атомной подводной лодки проекта 627. Далее в его послужном списке - под-

водная лодка проекта 661 с корпусом из титанового сплава и связанная с этим разработка нормативов прочности. Олег Маркович участвовал в создании атомных подводных лодок четырех поколений; именно он (и возглавляемая им научная школа) дал гарантию их прочности, что позволило появиться практически всем проектам современных подводных лодок и глубоководных аппаратов. Особенностью выполненных непосредственно О.М. Палием и его школой работ является сочетание углубленных теоретических исследований с крупномасштабными экспериментами на базе созданных уникальных установок и стендов. Именно он (и возглавляемая им научная школа) дал гарантию их прочности, что позволило появиться практически всем проектам современных подводных лодок и глубоководных аппаратов.

Для решения задач, стоявших перед советским кораблестроением в годы модернизации флота (в первую очередь подводного), О.М. Палий совместно с В. С. Чувиковским обратились к использованию подходов и принципов общей теории надежности, рассматривая корпус корабля, например атомной подводной лодки, как сложную техническую систему, элементы которой различным образом связаны между собой. Целью работы было создать методы исследования и повышения надежности корпусных конструкций и разработать с их помощью оптимальные планы экспериментальных исследований с минимальными затратами времени и средств, выработать организационные мероприятия для обеспечения прочности и надежности конструкций. Корпусные конструкции из новых высокопрочных материалов создавались в короткие сроки. Их прочность и надежность зависела не только от конструкторов, но и от технологов, металлофизиков, металлургов и сварщиков. Комплексное решение этих проблем нашло отражение в книге О.М. Палия и В.С. Чувиковского «Основы теории надежности судовых корпусных конструкций» [1].

Олег Маркович внес большой вклад в дело внедрения новейших для своего времени численных методов в практику расчетов прочности и устойчивости конструкций объектов подводной техники. Вместе с В.С. Чувиковским и В.Е. Спи-ро в 1966 г. им была опубликована монография «Оболочки судовых конструкций» [2].

Многообразие исследованных объектов подводной техники и кораблей обеспечило создание О.М. Палием совместно с коллегами документально оформленного свода базовых положений,

регламентирующих прочность и рациональное конструирование корпусов, а также обоснованное применение новых корпусных материалов, в первую очередь высокопрочных сталей и титановых сплавов.

О.М. Палий - соавтор внедренных в отрасли требований к корпусным материалам и правил их приемки для военного кораблестроения. Им были организованы и проведены многие экспериментальные исследования новых материалов в составе конструкций подводных лодок и надводных кораблей.

В 60-х гг. Олег Маркович внес значительный вклад в строительную механику подводных лодок и глубоководных аппаратов своими исследованиями влияния «холодной» ползучести титановых сплавов на напряженное состояние и устойчивость корпусных конструкций, а также уточненным решением задач по оценке несущей способности обо-лочечных конструкций лодок с учетом начальных несовершенств их формы производственного происхождения. В связи с этим он опубликовал статью «Закритическая деформация упругопластических цилиндрических оболочек» [3], в которой впервые решил задачу о несущей способности несовершенной подкрепленной оболочки при многоволновом выпучивании обшивки в пределах шпации.

В 70-е гг. О.М Палий руководил научным обеспечением расчетов прочности и надежности при проектировании и строительстве надводных кораблей, транспортных судов и платформ для освоения шельфа. Вместе с профессором Г.В. Бойцовым он внес большой вклад в разработку методов расчета судов новых конструктивных типов, в частности судов с большим раскрытием палуб, беспереборочных судов и ледоколов. Особое внимание он уделял влиянию технологических факторов на надежность судовых конструкций, разработке критериев прочности и проблемам работоспособности материала и узлов корпуса при действии повторяющихся нагрузок.

Олегом Марковичем много сделано для практического внедрения программ проверки корпусов судов на соответствие требованиям правил Морского Регистра. Он во многом усовершенствовал методы расчетного проектирования и обоснования коэффициентов безопасности конструкций подводных лодок, глубоководных аппаратов и надводных кораблей из материалов высокой удельной прочности (рис. 2).

Также следует отметить важнейшую роль Олега Марковича в создании уникальной эксперимен-

Рис. 2. Заседание комиссии по надежности корпусов подводных лодок. Первый слева - академик Н.Н. Исанин (председатель), далее - академик Н.С. Соломенко и профессор О.М. Палий (заместители председателя)

Fig. 2. A session of Commission on reliability of submarine hull. From left to right: Academician N. Isanin (Chairman), Academician N. Solomenko and Prof. O. Paliy, deputy chairmen

тальной базы Крыловского центра и организации аккредитованных испытательных лабораторий, эффективно работающих в области проверки прочности и работоспособности материалов и конструкций судов, морских сооружений и кораблей всех назначений.

О. М. Палий является автором многих научных трудов. Среди них кроме уже упоминавшихся особую известность получили «Анизотропные оболочки в судостроении», «Прочность и конструкция судов новых типов», «Метод редуцированных элементов для расчета конструкций», «Деформации и устойчивость элементов корпусных конструкций. Основы расчета» [4-7].

Нельзя не отметить полученные О.М. Палием и внедренные в реальную практику патенты на изобретения и авторские свидетельства на средства для осуществления подводных транспортных операций, например, с целью транспортировки подводных технологических средств разведки, обустройства и эксплуатации морских месторождений полезных ископаемых, обеспечения и повышения эксплуатационного ресурса судов арктического плавания, сварные конструкции которых находятся под воздействием циклических нагрузок и низких температур, а также устройств для подъема в условиях морского волнения объектов, расположенных на дне. Будущие поколения корабелов должны помнить, что уникальная операция подъема АПК «Курск» стала возможной в значительной степени благодаря творческому потенциалу Олега Марковича и его соратников.

В 1980-2013 гг. О.М. Палий руководил научно-исследовательским отделением, отвечающим за обеспечение прочности и рационального конструирования конструкций судов. В отделении царила творческая, доброжелательная и вместе с тем серь-

езная атмосфера. К этому времени О.М. Палий по праву выдвинулся в ряды корифеев отечественного кораблестроения, хорошо известных и за рубежом. Он имел уникальный опыт успешного решения проблемных задач обеспечения прочности и эксплуатационной надежности практически всех видов современных кораблей, судов и морских сооружений. Обладая блестящей инженерной интуицией, Олег Маркович активно выдвигал или поддерживал новые смелые технические решения. Он сыграл ведущую роль в разработке последних редакций основных отраслевых нормативно-технических документов, обеспечивающих прочность и эксплуатационную надежность корпусов современных подводных лодок.

Несомненную известность О.М. Палий имел и среди зарубежных ученых. О международном признании его научной деятельности свидетельствуют многие факты. Например, в 90-е гг. О.М. Палий развернул большую работу по контракту с Lloyd's Register по проведению уникальных полунатурных испытаний на циклические нагрузки шпангоутных рам для судов с двойными бортами и днищем с целью оптимизации конструкции скуловых цистерн - зоны возникновения опасных трещин. Изготовление конструкций, компьютерные расчеты и обработка полученных результатов выполнялись российской стороной. Данная работа вызвала большой интерес специалистов в мире.

Ряд направлений научной, исследовательской, научно-просветительской и научно-педагогической деятельности О.М. Палия формировались, а затем динамично развивались под непосредственным влиянием выдающихся отечественных ученых -академиков Ю.А. Шиманского, В.В. Новожилова, Н.С. Соломенко, С.Н. Ковалева. С академиками

В.М. Пашиным, А. А. Саркисовым, И.В. Горыни-ным, И. Д. Спасским, Н.Ф. Морозовым его связывали тесные, дружеские отношения.

Еще одним положительным качеством О.М. Палия было умение передавать свой опыт и знания коллегам и специалистам других предприятий, расширяя их эрудицию и компетентность. Еще в конце 60-х - начале 70-х гг. он начал преподавать в Военно-морской академии на кафедре военного кораблестроения, в Ленинградском кораблестроительном институте. По его инициативе был разработан трехтомный «Справочник по строительной механике корабля» [8], при этом он взял на себя обязанности главного редактора. В конце 90-х гг. указанный справочник был издан и в Китае. В последние годы жизни О.М. Палий возобновил эту традицию, начав публикацию своих книг, направленных на адаптацию молодых специалистов, переходящих от обучения в вузах к практической работе (см., например, [9]). Присущий Олегу Марковичу неиссякаемый творческий потенциал подтверждает статья «Учет влияния «холодной» ползучести на деформирование конструкций», написанная им на 89 году жизни совместно с О.Г. Рыбакиной и опубликованная в 2018 г. [10].

Уверены, что наши соратники из других НИИ, КБ и заводов отрасли могли бы отметить и многие другие достижения профессора

0.М. Палия в деле развития отечественного кораблестроения.

Библиографический список

1. Чувиковский В.С., Палий О.М. Основы теории надежности судовых корпусных конструкций. Л.: Судостроение, 1965.

2. Палий О.М., Чувиковский В.С., Спиро В.Е. Оболочки судовых конструкций. Л.: Судостроение, 1966.

3. Палий О.М. Закритическая деформация упругопла-стических цилиндрических оболочек // Прикладная механика. 1966. Т. 2. Вып. 11.

4. Палий О.М., Спиро В.Е. Анизотропные оболочки в судостроении. Л.: Судостроение, 1977.

5. Бойцов Г.В., Палий О.В. Прочность и конструкция судов новых типов. Л.: Судостроение, 1979.

6. Сочинский С.В., Палий О.М., ВороненокЕ.Я. Метод редуцированных элементов для расчета конструкций. Л.: Судостроение, 1990.

7. Палий О.М. Деформации и устойчивость элементов корпусных конструкций. Основы расчета. СПб.: Крыловский государственный научный центр, 2016.

8. Бойцов Г.В., Палий О.В. и др. Справочник по строительной механике корабля. В 3-х тт. Л.: Судостроение, 1982.

9. Палий О.М. Введение в строительную механику. СПб.: ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, 2010.

10. Палий О.М., Рыбакина О.Г. Учет влияния «холодной» ползучести на деформирование конструкций // Известия Российской академии наук. Механика твердого тела. 2018. № 3. С. 53-60.

References

1. V. Chuvikovsky, O. Paliy. Fundamentals of hull reliability theory. Leningrad: Sudostroyeniye, 1965 (in Russian).

2. O. Paliy, V. Chuvikovsky, V. Spiro. Shells of ship structures. Leningrad: Sudostroyeniye, 1966 (in Russian).

3. O. Paliy. Super-critical straining of elastic-plastic cylindrical shells // International Applied Mechanics. 1966. Vol. 2. Issue 11 (in Russian).

4. O. Paliy, V. Spiro. Anisotropic shells in shipbuilding. Leningrad: Sudostroyeniye, 1977 (in Russian).

5. G. Boytsov, O. Paliy. Strength and structures of new ship types. Leningrad: Sudostroyeniye, 1979 (in Russian).

6. S. Sochinsky, O. Paliy, Ye. Voronenok. Method of reduced elements for structural calculations. Leningrad: Sudostroyeniye, 1990 (in Russian).

7. O. Paliy. Straining and structural stability of hull elements. Fundamentals of calculations. St. Petersburg: KSRC, 2016 (in Russian).

8. G. Boytsov, O. Paliy et al. Naval structural mechanics. Reference books. In 3 vol. Leningrad: Sudostroyeniye, 1982 (in Russian).

9. O. Paliy. Introduction to structural mechanics. St. Petersburg: KSRC, 2010 (in Russian).

10. O. Paliy, O. Rybakina. Consideration of "cold" creep effect upon structural straining // Mechanics of solids. A journal of the Russian Academy of Sciences. 2018. No. 3. P. 53-60 (in Russian).

Сведения об авторах

Половинкин Валерий Николаевич, д.т.н., профессор, научный руководитель ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, 44. Тел.: 8 (812) 386-67-03. E-mail: krylov@krylov.spb.ru.

Шапошников Валерий Михайлович, к.т.н., начальник отделения ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, 44. Тел.: 8 (812) 415-46-10. E-mail: v_shaposhnikov@ksrc.ru.

About the authors

Valery N. Polovinkin, Dr. Sci. (Eng.), Prof., Scientific Principal of Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: 8 (812) 386-67-03. E-mail: krylov@krylov.spb.ru.

Valery M. Shaposhnikov, Cand. Sci. (Eng.), Head of Division, Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: 8 (812) 415-46-10. E-mail: v_shaposhnikov@ksrc.ru.

Поступила / Received: 03.04.19 Принята в печать / Accepted: 21.05.19 © Половинкин В.Н., Шапошников В.М., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.