ПАМЯТНЫЕ И ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ 105
ПАМЯТНЫЕ И ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ
Щ К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОФЕССОРА ИВАНА ИВАНОВИЧА КУПЦОВА
Татьяна Александровна Симакова1
1 Академии ФСИН России, г. Рязань, Россия, [email protected]
Иван Иванович Купцов родился 10 августа 1934 г. в Сараевском районе Рязанской области, в селе Одоев-щина. Отец будущего профессора Иван Михайлович Купцов рано ушел из жизни, в неполные 35 лет. Матери Ивана Ивановича - Анастасии Петровне Купцовой пришлось поднимать одной пятерых маленьких детей в трудное военное и послевоенное время. По рассказам Ивана Ивановича эта женщина обладала сильной волей, трудолюбием и аналитическим складом ума. Она своим примером каждодневной беззаветной любви к детям, трудолюбием, честностью формировала жизненные ориентиры и ценности своих детей.
Несмотря на трудности военного и послевоенного времени, в котором прошло детство Ивана Ивановича, его воспоминания о школьном обучении были пронизаны светом человеческой радости, поскольку обучение будущего ученого проходило с любовью к ученическому труду, к познанию мира и открытиям неизвестного. Общение с педагогами Иван Иванович Купцов вспоминал с особым уважением к ним, поскольку оно было пронизано любовью и заботой, учителя были не только носителями интересных знаний, но и наставниками, искренне заботившимися о будущем своих учеников. Часто И. И. Купцов вспоминал учителя русского языка Александру Семеновну Малышеву, директора Одоевщинской школы, которую считал своей наставницей, определившей профессиональный путь на педагогическом поприще. С материнской заботой Александра Семеновна обращалась к маленькому мальчику с теплыми словами: «Ваня, у тебя очень светлая головка! Ты должен хорошо учиться, несмотря ни на какие трудности!». Эти слова, очевидно задевшие душу ребенка, были заветом на всю жизнь выдающегося ученого. Результаты учебы в семилетней школе были отмечены похвальной грамотой, после ее окончания И. И. Купцов поступил без экзаменов в Педагогическое училище районного центра Рязанской области г. Сапожок. После окончания с отличием педагогического училища в 1953 г., помня напутственные слова своей любимой учительницы, Иван Иванович продолжил обучение в Рязанском государственном педагогическом институте.
© Симакова Т. А., 2024
/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
106 ПАМЯТНЫЕ И ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ
Обучение в вузе в то время считалось очень престижным, лишенным формализма, студентам была чужда мотивация «чтобы получить диплом», дети войны понимали истинную ценность мирного времени, и не тратили его напрасно. Учеба в институте проходила для Ивана Ивановича с присущими ему трудолюбием, интересом, высокой степенью мотивации. Доказательством может являться воспоминание профессора о его студенческой подготовке с друзьями к педагогической практике. После согласования конспектов предстоящего учебного занятия друзья шли в аудиторию и нарабатывали педагогические навыки. Один становился учителем, а друзья превращались в учеников, первонально в обычный класс, затем последовательно в класс немотивированных бездельников, в класс одаренных детей, в класс озорников и так до тех пор, пока все педагогические риски не окажутся проработанными. В 1954 г. Иван Иванович Купцов по итогам учебы и общественной деятельности избирается на общем собрании пединститута секретарем комсомольской организации, членом партийного бюро института. В 1958 г. институт был окончен с отличием.
Начало педагогической карьеры состоялось в должности директора Которовской семилетней школы Касимовского района Рязанской области. По результатам педагогической деятельности, в которой были органично соединены новейшие академические знания, знания педагогики и методики преподавания и воспитания, а также лучшие традиции школьной жизни любимых учителей родной школы, Ивана Ивановича Купцова как самого успешного педагога Областной отдел народного образования рекомендует в Рыбновскую школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Успешный и быстрый карьерный рост строился на честном труде и умении отдаваться делу без остатка. Это было время сопутствия успеха тем людям, кто много и плодотворно работал, социальные лифты в то время не были эфимерны. Владимир Иванович Селиванов - основатель Рязанской психологической школы воли, заметив способности молодого педагога, приглашает И. И. Купцова к поступлению в аспирантуру на кафедру общей психологии вуза. Следует отметить, что для того времени приступить к написанию научной диссертации было большой честью, это могли только весьма одаренные люди, отличающиеся высоким уровнем интеллекта, имеющие реальные показатели практической успешности профессиональной деятельности.
В 1964 г. И. И. Купцов успешно заканчивает аспирантуру с предоставлением диссертации на тему «Психологическая характеристика преодоления недостатков собственного поведения подростков» к защите на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии), поскольку психологические направления еще не были включены в реестр специальностей по защитам научных диссертаций. По направлению Министерства образования РСФСР И. И. Купцов в 1964 г. отправляется в Уссурийский государственный педагогический институт Приморского края на должность старшего преподавателя кафедры психологии и педагогики. Как отмечал Иван Иванович, в это время начинается самый плодотворный и творческий период его профессиональной деятельности.
В январе 1966 г. в Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина состоялась успешная защита И. И. Купцовым кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии), в ноябре он получил ученое звание доцента и был назначен проректором Уссурийского государственного педагогического института. В 1968 г. Иван Иванович Купцов был назначен ректором вуза в 34-летнем возрасте. «Я был самым молодым ректором Советского
ПАМЯТНЫЕ И ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ 107
Союза», с гордостью говорил он нам, своим ученикам, для нас это было честью, обязывавшей «учиться, не взирая не на какие трудности», как это делал наш выдающийся Учитель с большой буквы, претворяющий в жизнь все лучшие традиции наставничества отечественного образования. Иван Иванович вспоминает годы работы в этой должности как самые интересные, творческие и насыщенные созиданием. Был построен учебный корпус на 1500 мест, общежитие на 900 мест для студентов института, но самым главным результатом работы стали его выпускники - заслуженные учителя РСФСР и отличники народного образования СССР и РСФСР. Спустя многие десятилетия уссурийские коллеги, сохранившие добрую память о незаурядном руководителе, удостоили Ивана Ивановича звания «Почетный профессор Уссурийского государственного педагогического института».
Переезд в Рязань состоялся по семейным обстоятельствам и это подтверждает еще одну важную черту личности И. И. Купцова, который был психологом не по сертификатам, как часто бывает в настоящее время, а по сути своей души, поскольку здоровье и благополучие членов семьи было важнее высоких чинов. Без малого 62 года семейной жизни он прожил с Александрой Михайловной Купцовой, удивительно многогранным человеком, талантливым учителем математики, истинной хранительницей семейного очага. С гордостью и душевной проникновенностью Иван Иванович говорил о себе и своих детях «мы все доценты и профессора, а Александра Михайловна - академик, мы своими защитами обязаны ей». Дети Ивана Ивановича достойно продолжили научную карьеру своего отца. Старшая дочь, Галина Ивановна Аксенова, доктор психологических наук, профессор полковник внутренней службы. Она работает профессором на факультете психологии и пробации в Академии ФСИН России. Сын, Михаил Иванович Купцов, кандидат физико-математических наук, доцент полковник внутренней службы в отставке в настоящее время работает доцентом кафедры высшей математики в Рязанском радиотехническом университете имени В. Ф. Уткина.
После переезда из Уссурийска в Рязань Иван Иванович возглавил кафедру исправительно-трудовой педагогики и психологии Рязанской высшей школы МВД СССР. Кафедра была образована приказом начальника РВШ МВД СССР от 20 февраля 1974 г. № 48 л/с. Профессорско-преподавательский состав кафедры отличался богатым практическим опытом в исправительных учреждениях и органах внутренних дел, энтузиазмом и высоким профессионализмом. Иван Иванович руководил кафедрой исправительно-трудовой педагогики и психологии (в то время не имеющей аналогов во всем Советском Союзе), являясь штатским сотрудником, а все члены кафедры имели специальные звания. Это является доказательством выдающихся организаторских способностей.
В 1988-2000 гг. он заведовал кафедрой психологии Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. За это время при кафедре активно работала аспирантура. Под руководством Ивана Ивановича Купцова подготовлено и защищено 12 кандидатских диссертаций его учениками. Становясь его учеником, каждый аспирант входил в круг его близких и доверенных людей. Если у кого-то возникали временные трудности, он призывал остальных: «Надо помочь, она же наша!». Это был главный экзистенциальный принцип построения научной психологической школы.
Выдающиеся ученые московской школы психологии, с которыми Ивана Ивановича связывали тесные профессиональные и дружеские связи, называли Ивана Ивановича современным Лазурским, потому что все его научные труды изобилуют большим коли-
108 ПАМЯТНЫЕ И ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ
чеством психологических портретов. Примечательно то, что даже на склоне лет Иван Иванович хранил в памяти имена и особенности личности своих обучающихся, которые принимали участие в его исследованиях.
За плодотворный труд профессор, член-корреспондент Международной академии психологических наук, И. И. Купцов удостоен званий: «Отличник народного образования РСФСР и СССР» (1967 г.), «Отличник народного просвещения» (1970 г.), профессор (1999 г.), член-корреспондент Международной академии психологических наук (1994 г.), лауреат Всероссийского конкурса на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования Российской Федерации (2002), Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации и др.
Главным своим трудом жизни Иван Иванович считал свой труд «Духовность, народность, патриотизм - основа возрождения великой России», мотив написания этого труда Иван Иванович объяснял необходимостью работы с молодым поколением. В монографическом труде Иван Иванович обосновывает безусловные ценности отечественного образования, апробированные в личном жизненном опыте мальчика из села Одоевщина.
Села Одоевщина уже нет, но остался плодоносящий сад князя Одоевского. Иван Иванович ушел из жизни 31 июля 2021 г. В антропологической психологии, приверженцем которой был Иван Иванович Купцов, человек определяется как конечная бесконечность, безусловно, есть дата рождения и смерти, но человек продолжает свою жизнь, пока память о нем хранится в душах его близких, потомков и учеников.
Информация об авторе
Т. А. Симакова - кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела научного центра.
Information about the author
T. A. Simakova - PhD (Psychology), associate professor, leading researcher at the Research Department of the Scientific Center.