Научная статья на тему 'К 90-летию ГПНТБ СО РАН Аспирантура ГПНТБ СО РАН: время собирать… кадры'

К 90-летию ГПНТБ СО РАН Аспирантура ГПНТБ СО РАН: время собирать… кадры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / НАУЧНЫЕ КАДРЫ / СОИСКАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузнер Ирина Александровна, Гузнер Сало Семенович

Анализируется деятельность аспирантуры ГПНТБ СО РАН за 1967-2007 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 90-летию ГПНТБ СО РАН Аспирантура ГПНТБ СО РАН: время собирать… кадры»

Юбилеи

К 90-летию ГПНТБ СО РАН

УДК 001.89 + 378.048.2 ББК 72.4 (2Рос - 4Нос)

АСПИРАНТУРА ГПНТБ СО РАН: ВРЕМЯ СОБИРАТЬ... КАДРЫ © И. А. Гузнер*, С.С. Гузнер**, 2008

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15

Сибирский государственный университет путей сообщения,

630049, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191

Анализируется деятельность аспирантуры ГПНТБ СО РАН за 1967-2007 гг. Ключевые слова: аспирантура, научные кадры, соискательство.

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Академии наук СССР (ГПНТБ СО АН СССР), организованная в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 1154 от 17 октября 1958 г., с самого начала своего существования имела двойной статус. Первый Устав библиотеки, утвержденный постановлением № 338 Президиума АН СССР от 1 апреля 1960 г., определил ее двуединую функцию: как научную библиотеку союзного значения первой категории и научное учреждение, действующее на правах научно-исследовательского института Академии наук СССР. Одна из важнейших задач, стоящих перед ГПНТБ СО АН СССР, формулировалась в Уставе как «научно-исследовательская и научно-методическая работа в области библиотековедения, библиографии, научной информации и истории книги».

6 апреля 1960 г. постановлением Президиума СО АН СССР № 58 был утвержден первый состав ученого совета библиотеки. Постановление было подписано первым заместителем председателя СО АН СССР, одним из основателей Академгородка академиком С.А. Христиановичем. В постановлении специально оговаривалось, что совет не имеет права приема к защите докторских и кандидатских диссертаций.

В ученый совет, состоящий из 13 человек, вошло всего 4 сотрудника ГПНТБ СО АН СССР, все они не имели ученых степеней. Председателем совета был утвержден директор ГПНТБ СО АН СССР - И.Т. Суетнов, ученым секретарем -Ц.Б. Кукс. В состав совета вошли также ученые -сотрудники Московского государственного библиотечного института (ныне МГУК), доктора пе-

дагогических наук, профессора А.Д. Эйхенгольц, Е.И. Шамурин, кандидаты наук, доценты И.М. Фру-мин, О.С. Чубарьян, доктор технических наук Ф.Я. Нестерук (Институт истории, естествознания и техники), кандидат архитектуры Ф.Н. Пащенко, кандидат педагогических наук Н.П. Попова (Государственная библиотека им. В.И. Ленина).

Фактически в 1960 г. из состава ученого совета в Новосибирске находились только два его члена: А.А. Егорова, возглавлявшая Восточное отделение Библиотеки Академии наук (ВО БАН), и В.В. Власов - заместитель директора ГПНТБ СО АН СССР. Другие члены совета находились в Москве и, в лучшем случае, работали ранее в Государственной научной библиотеке Высшего совета народного хозяйства (ГНБ ВСНХ) - предшественнице ГПНТБ СО АН СССР.

Однако на первых порах существования совета, который полагался библиотеке по статусу как учреждению Академии наук СССР, основные вопросы его деятельности объективно концентрировались преимущественно вокруг производственнохозяйственных проблем: строительства здания (которое являлось уникальным архитектурным объектом для города) и перебазирования фондов из Москвы и размещения их в новом здании.

По завершении этого этапа библиотека сразу начинает реализацию одной из своих задач - организацию планомерных исследований в области теории и методики библиографии, информации, библиотековедения, истории книги: 17 октября 1966 г. новое здание библиотеки было открыто для читателей, а уже 22 ноября ученый совет рассмотрел и принял первый перспективный план научных исследований библиотеки на 1966-1970 гг., а так-

же определил конкретную систему мер по интенсификации научной работы ее сотрудников.

Значение предпринимаемых усилий может быть оценено в контексте ситуации с научными кадрами библиотеки в тот конкретно-исторический период: «Большинство главных специалистов фактически не принимает участия в научной работе. Совет молодых специалистов фактически прекратил свою работу. В библиотеке нет плана приема ведущих специалистов в заочную аспирантуру и привлечения их к диссертационным работам» (из постановления ученого совета ГПНТБ СО АН СССР от 22 ноября 1966 г.). Среди основных мер по выполнению плана научной работы библиотеки предусматривалось сосредоточить внимание на подготовке сотрудниками библиотеки диссертационных исследований.

Таким образом, проблема подготовки кадров высшей квалификации стояла перед библиотекой со всей остротой. Следует особо отметить, что новый директор библиотеки Н.С. Карташов довольно точно определил приоритеты: без создания целостной системы подготовки научных кадров высшей квалификации библиотека не сможет выполнить стоящих перед ней задач в области развития научных исследований. Как научная концепция развития библиотеки выдвигается комплексный подход: «наука - подготовка кадров высшей квалификации».

В развитие концепции в октябре 1967 г. в ГПНТБ СО АН СССР открывается заочная аспирантура. Аспирантура библиотеки была единственной за Уралом по специальностям «Библиотековедение», «Библиография» и «История книги» практически до конца ХХ в., более того, она, по нашим данным, была единственной в стране аспирантурой, существовавшей при библиотеке. Даже в ведущих библиотеках страны в этот период аспирантуры по разным причинам были закрыты (так, например, в ГБЛ, закрытая в 1954 г. аспирантура вновь начала работу только в 2000 г.).

Централизованное лимитно-распределительное планирование того времени охватывало и сферу подготовки научных кадров. Формула «план-закон» действовала и в этой сфере, поэтому получить дополнительные места в аспирантуру даже в случае наличия талантливых молодых исследователей было практически малоосуществимо. С учетом престижности обучения в аспирантуре конкуренция между институтами СО АН СССР за каждое аспирантское место была крайне острой. Поэтому ежегодно выделяемые библиотеке из лимита Президиума СО АН СССР два места в заочной аспирантуре имели, как это ни парадоксально звучит сегодня, большое значение для подготовки кадров высшей квалификации не только собственно для ГПНТБ СО АН СССР, но и для развития кадрового потенциала библиотек региона.

Первой аспиранткой становится заведующая библиотекой Института гидродинамики СО АН СССР Л.П. Павлова (впоследствии заведующая Отделением в Академгородке и заместитель директора по научной работе ГПНТБ СО АН СССР). Реализуя функции координатора научных и специальных библиотек Сибири и Дальнего Востока, ГПНТБ вовлекает в орбиту обучения в аспирантуре специалистов региона. В разные годы выпускниками аспирантуры и соискателями ГПНТБ, успешно защитившими диссертации, являлись руководители и сотрудники библиотек Сибири и Дальнего Востока (в том числе национальных библиотек Республик Саха (Якутия), Бурятии, Тывы), Урала, проректоры и преподаватели вузов, работники административных органов.

Трудно представить, что еще в начале 1960-х гг. изученность книжной культуры (в широком смысле) Сибири и Дальнего Востока можно было в определенном смысле охарактеризовать как «белое пятно с фрагментарными вкраплениями». Усилия исследователей в дальнейшем были направлены как на изучение региональных аспектов истории библиотечного дела и библиографии, книгоиздания, искусства книги, книгораспространения, вопросов читателя и чтения, так и на разработку современных проблем информационно-библиотечного обеспечения науки, образования и других сфер общественной жизни. Достойное место в ряду этих исследований занимают диссертационные работы аспирантов библиотеки1.

С начала 1980-х гг. происходит увеличение приема в аспирантуру, аспирантура приобретает очно-заочную форму. Привлекательной стороной аспирантуры в ГПНТБ СО РАН являлось и является в настоящее время сохранение преемственности в концептуальном подходе к выбору темы диссертационного исследования: сочетание фундаментальных научных проблем с актуальными аспектами совершенствования деятельности учреждений, в которых работает аспирант, с учетом его собственных научных интересов.

Представляется, что роль движущих сил в динамике процесса (рис. 1) сыграли четыре фактора:

1. Открытие в 1995 г. в ГПНТБ СО РАН диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций по специальностям 05.25.03 «Библиотековедение и библиографоведение» и 05.25.04 «Книговедение»2, а в течение 2000 г. было разрешено

1 Тематика успешно защищенных диссертационных исследований в спецсовете ГПНТБ СО РАН рассмотрена в статье Е.Б. Артемьевой «Совету по защите кандидатских диссертаций при ГПНТБ СО РАН - 10 лет». - Информ. бюл. РБА. - СПб., 2006. - № 37. - С. 69-78.

2 С 2004 г. изменена номенклатура специальностей: специальности 05.25.03 и 05.25.04 объединены в специальность 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение».

60

50

40

30

20

10

П-и

к

1967-1969 1970-1979 1980-1989 1990-1999 2000-2007

□ Поступили в аспирантуру □ Из них закончили

□ Защитили диссертации

Рис. 1. Динамика показателей деятельности аспирантуры ГПНТБ СО РАН за 1967-2007 гг.

Примечание. Следует принять во внимание, что в 2006-2007 гг. обучение в аспирантуре завершили 14 человек, защита ими кандидатских диссертаций, как показала практика, ожидается через два-три года - в 2008-2010 гг.

принимать к защите также диссертации по специальности 05.25.05 «Информационные системы и процессы»; из 73 защитивших кандидатские диссертации в Совете - 61 выпускник аспирантуры или соискатель ГПНТБ СО РАН, из них 23 - сотрудники библиотеки.

2. Усиление научного руководства: увеличилось число специалистов, имеющих ученую степень доктора наук, выросло количество кандидатов наук, включившихся в процесс подготовки научных кадров. Так, если в 1960-70-х гг. руководство аспирантами по библиотековедческой тематике осуществлял директор библиотеки Н.С. Карташов, а по книговедению - ученые и специалисты научно-исследовательских институтов, центральных библиотек и вузов, то в 1990-х гг. и позднее -преимущественно сотрудники ГПНТБ СО РАН: доктор технических наук Б.С. Елепов, доктора исторических наук С.А. Пайчадзе, А.Л. Посадсков, С.Н. Лютов, доктора педагогических наук О.Л. Лаврик, Л. А. Кожевникова, доктор культурологии Г. Б. Паршукова, плеяда кандидатов наук3.

3. Повышение требований к квалификации руководящих кадров научных библиотек.

4. Установление с 1994 г. работникам научных и образовательных организаций надбавок к заработной плате за ученую степень.

Начиная с 1990-х гг. формируется институт соискательства (на договорных условиях), что позволило ГПНТБ СО РАН реализовать, в частности, крупномасштабный интеграционный проект по подготовке и изданию первого обобщающего тру-

Следует отметить особый вклад доктора исторических наук С.А. Пайчадзе в воспитание кадров высшей квалификации, который только за время работы в ГПНТБ СО РАН подготовил 17 кандидатов наук.

да по истории книжного дела Зауралья - 5-томной коллективной монографии «Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока», охватывающей период с конца XVIII в. Организационное построение проекта заключалось в том, что тематика диссертационных исследований адресно привязывалась к конкретному региону и историческому периоду, что позволило, с одной стороны, изучить развитие книжной культуры данной территории и представляло самостоятельную научноисторическую ценность, а с другой - вошло составной частью в обобщающий труд. Научное руководство исследователями различных регионов Сибири и Дальнего Востока, координацию и интеграцию работ по подготовке издания осуществляли специалисты ГПНТБ СО РАН. Такая организация работ существенно повысила теоретико-методологический и методический уровни диссертационных исследований и обеспечила существенный профессиональный рост соискателей, в том числе ощущавших на первых этапах работы определенный дефицит в навыках проведения научных изысканий, и их последующий карьерный рост.

Развитие аспирантуры, института соискательства позволило включить в орбиту исследований новый пласт книжной культуры - военную книгу, русскоязычную книгу за рубежом, вовлечь в разработку проблем новый контингент - преподавателей высших учебных заведений системы Минобороны и Министерства внутренних дел России.

По сути, ГПНТБ как научно-методический и учебный центр выступает в качестве регионального лидера в Сибирско-Дальневосточном регионе в области библиотековедения и книговедения, а в последние десятилетия - и в прикладной информатике.

Общий кризис 90-х гг. количественно не сказался на жизнедеятельности аспирантуры ГПНТБ. Однако снижение престижности профессии ученого, проблемы финансирования науки, обеспечения достойного материального вознаграждения и социального поощрения труда научного работника, возросший спрос на специалистов высшей квалификации в коммерческих структурах, средствах массовой информации, издательствах, развитие системы негосударственного высшего образования привели к оттоку молодых кандидатов наук из ГПНТБ СО РАН.

Проблема омоложения кадров, актуальная для Академии наук, на протяжении ряда лет находится под пристальным вниманием руководства Сибирского отделения РАН. В ГПНТБ, так же как и в Академии наук в целом, резко актуализируется проблема омоложения кадров. Ответом на этот вызов времени стала система поддержки в СО РАН молодых ученых и специалистов, которая способствовала увеличению количества аспирантов и со-

0

искателей, а соответственно, и росту защитивших кандидатские диссертации. Эта же тенденция характерна для ГПНТБ СО РАН: 11 из 12 защищенных диссертаций в спецсовете ГПНТБ СО РАН в 2007 г. были представлены соискателями и аспирантами библиотеки.

Реализуемая стратегия развития аспирантуры и соискательства, предпринятые в этом направлении руководством СО РАН и учеными советами институтов СО РАН меры (например, ученый совет ГПНТБ СО РАН регулярно анализирует эффективность деятельности аспирантуры и научного руководства, принимает необходимые решения по повышению ее результативности) позволили увеличить прием в аспирантуру, повысить качество подготовки аспирантов, активизировать привлечение молодежи. Мотивационные факторы носят как организационно-экономический, так и социальный характер. Так, в частности, научным учреждениям был выделен дополнительный фонд заработной платы для стимулирования научной работы успешно обучающихся аспирантов, предоставлены средства на оплату труда научных руководителей аспирантов, в качестве одного из основных показателей рейтинговой оценки деятельности научных учреждений Отделения учитывается эффективность работы аспирантуры, при подсчете показателей результативности научной деятельности (ПРНД) сотрудника одним из ведущих критериев выступает количество подготовленных кандидатов наук.

Среди организационных мер можно выделить установление зависимости общего числа аспирантов от количества научных сотрудников институтов (до 30-50%), что привело к увеличению обучающихся в аспирантуре. Особое внимание уделялось подбору кандидатов из числа молодых сотрудников библиотеки и способных студентов вузов для последующего обучения в аспирантуре, обеспечивался их прием в пределах утвержденных институтам контрольных цифр. И что важно: в случае, если аспирант закончил аспирантуру с представлением диссертации по приоритетному направлению исследований, утвержденных СО РАН, то учреждению специальным постановлением Президиума СО РАН предоставляется право заключения (сверх штата) 2-годичного контракта с этим специалистом для завершения работы.

В приоритетном порядке в планах капитальных вложений на ближайшую перспективу (3-5 лет) предусмотрено строительство специальных общежитий для аспирантов за счет мобилизации всех возможных источников инвестирования.

В качестве факторов, способствовавших повышению роли аспирантуры, можно выделить также систему мер государственной поддержки, повышение социального статуса научного работ-

ника, наличие хорошей школы и традиций в подготовке кадров высшей квалификации, исторически сложившихся в библиотеке.

Следует отметить безусловную эффективность принятых мер. Так, по сравнению с концом 1990-х гг. в настоящее время втрое увеличился прием в очную аспирантуру ГПНТБ СО РАН. Институт соискательства переживает второе рождение: резко усилился приток специалистов из различных учреждений региона - областных и краевых библиотек, институтов культуры, вузовских и ведомственных библиотек, а также работников администраций, преподавателей вузов и др. (рис. 2). Только в январе 2008 г. шесть специалистов из регионов Сибири и Урала прикреплены как соискатели ученой степени кандидата наук.

43

1994-1999 2000-2007

□ Прикреплены соискателями □ Из них закончили

□ Защитили диссертации

Рис. 2. Динамика показателей института соискательства за 1994-2007 гг.

Примечание. В настоящее время из числа соискателей, поступивших в 2000-2007 гг., 12 человек продолжают обучение, 3 - поступили в аспирантуру, 10 - отчислены по разным причинам.

Следует также подчеркнуть, что в условиях реализации в рамках РАН пилотного проекта по повышению заработной платы научным сотрудникам, сопровождаемого повышением требований к результатам научной деятельности, в 2007 г. более чем на треть возросла доля молодых специалистов в общей численности сотрудников библиотеки по сравнению с первой половиной первого десятилетия нового века.

Приведенные некоторые итоги развития аспирантуры и соискательства могут быть проиллюстрированы конкретными количественными показателями (таблица на с. 75).

Важным направлением сохранения вектора складывающихся изменений является формирование системы непрерывной подготовки кадров для ГПНТБ СО РАН в очной аспирантуре. Для очной аспирантуры характерна следующая «цепь» (для студентов, проявивших склонность к научным исследованиям): подготовка дипломного проекта -аспирантура - зачисление на штатную должность по месту подготовки диссертации. Как тенденцию

Динамика результирующих показателей развития аспирантуры и соискательства ГПНТБ СО РАН за 1967-2007 гг.

Поступили (чел.) Из них закончили (чел.) Защитили диссертации (в% к закончившим)

Аспиранты 154 108 57,4

Соискатели 60 35 71,4

Всего 214 143 60,8

следует отметить возросший интерес к аспирантуре ГПНТБ СО РАН выпускников «непрофильных» вузов, причем не только к специальности «Информационные системы и процессы», но и к специальностям библиотечного профиля, что, в свою очередь, порождает конкурентную среду и дает возможность отбора для обучения в аспирантуре наиболее талантливых выпускников и молодых специалистов.

Что касается заочной аспирантуры и института соискательства, то их развитие в определенной степени может быть связано с деятельностью Центра непрерывного библиотечного образования ГПНТБ СО РАН, в рамках которого регулярно проводятся обучающие семинары (в том числе выездные - преимущественно в регионах Сибири, отчасти Урала и Дальнего Востока), стажировки, информационные акции в рамках научнопрактических конференций и семинаров и др.

Разумеется, дальнейшее повышение эффективности аспирантуры связано с решением ряда проблем. Необходимо увеличение процента защит кандидатских диссертаций в пределах срока обу-

чения в аспирантуре (пока такое явление носит прецедентный характер - два аспиранта). По всей видимости, основные резервы кроются в усилении контроля за соблюдением графиков и учебных планов, совершенствовании навыков проведения исследований аспирантами и соискателями, представлении промежуточных результатов исследований - научных докладов - на обсуждение ученого совета, научных сессий, научно-практических конференций, т. е. активная апробация научных достижений аспирантов и соискателей в процессе подготовки.

Другой важной проблемой является крайне низкий процентный показатель защит аспирантами диссертаций по специальности 05.25.05 «Информационные системы и процессы». Преодоление этой тенденции предполагает более тщательный отбор поступающих в аспирантуру и других мер общего характера, высказанных ранее.

Наконец, требуется повышение теоретикометодологического уровня соискателей (особенно библиотековедов), которые по объективным причинам не могут получить необходимых навыков в период обучения в высшем учебном заведении (прежде всего речь идет о способных к исследованиям специалистах, получивших заочное образование).

Резюмируя, отметим, что, несмотря на имеющиеся сложности, есть все основания утверждать, что система подготовки научных кадров в ГПНТБ СО РАН и в дальнейшем будет отвечать задачам построения информационного общества, обеспечивать потребности в специалистах высшей квалификации, способных решать проблемы информационно-библиотечного обеспечения всех сфер жизнедеятельности Сибири и Дальнего Востока.

Материал поступил в редакцию 7.03.2008 г.

Сведения от авторах: Гузнер Ирина Александровна - кандидат исторических наук, ученый секретарь, тел./факс: (383) 266-25-85, e-mail: [email protected],

Гузнер Сало Семенович - кандидат экономических наук, профессор, тел./факс: (383) 222-59-27, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.