Научная статья на тему 'К 90-ЛЕТИЮ Д.В. ДЕОПИКА: О ВКЛАДЕ В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ'

К 90-ЛЕТИЮ Д.В. ДЕОПИКА: О ВКЛАДЕ В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮБИЛЕЙ / 90-ЛЕТИЕ / ДЕГА ВИТАЛЬЕВИЧ ДЕОПИК / ИСТОРИЯ / ВОСТОКОВЕДЕНИЕ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ / ПЕДАГОГИКА / ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ / МЕДИЕВИСТИКА / АРХЕОЛОГИЯ / ЭПИГРАФИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ульянов Марк Юрьевич, Федорин Андрей Львович

Статья посвящена 90-летию доктора исторических наук, профессора Деги Витальевича Деопика, чье имя, блестящая научная и педагогическая деятельность неразрывно связаны с ИСАА МГУ. В статье говорится о важнейших направлениях его научного творчества в сфере востоковедения. Но диапазон его академических интересов значительно шире, он касается вопросов археологии, древней истории и культуры, происхождения письменности в Восточной Азии и много другого. Особое внимание уделено вьетнамистике - его первой и долгие годы основной специальности, говорится о его работах в области изучения различных стран и народов Юго-Восточной Азии и древнейшей истории Восточной Азии - «Древнего Китая». Упоминаются его достижения в области изучения эпиграфических памятников и средневекового летописания, а также в разработке и внедрении количественных методов в востоковедные исследования. Подчеркивается, что Дега Витальевич еще и выдающийся педагог - научный руководитель и лектор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CELEBRATING THE 90TH ANNIVERSARY OF DEGA V. DEOPIK: HIS CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF THE ORIENTAL STUDIES IN RUSSIA

The article is dedicated to the 90th anniversary of Dega V. Deopik, Professor, PhD in History, whose brilliant research and educational work is closely related to the Institute for Asian and African Studies of the Moscow State University. The article dwells upon major fields of his research activity in oriental studies. Nevertheless, the scope of his academic interests is much wider, it embraces archaeology, ancient history and culture, origin of writing in the Eastern Asia, etc. In the article a special attention is given to the Vietnamese studies, his first and for long major special field, and also to his works on countries and peoples of the South-East Asia as well as ancient history of the Eastern Asia, so called Old China. Mentioned are his achievements in studying epigraphic artifacts and medieval chronicles and also development and implementation of quantitative methods in oriental studies. It is emphasised that Dega V. Deopik is also a distinguished teacher, research advisor and lecturer.

Текст научной работы на тему «К 90-ЛЕТИЮ Д.В. ДЕОПИКА: О ВКЛАДЕ В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2022. № 4. C. 98-120

Moscow State University Bulletin. Series 13. Vostokovedenie, 2022, no. 4, pp. 98-120

ПУБЛИКАЦИИ

К 90-летию Д.В. ДЕОПИКА: О ВКЛАДЕ В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

М.Ю. Ульянов, А.Л. Федорин1

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва,

Россия; ulm@mail.ru

Институт Китая и современной Азии РАН, Москва, Россия; ffeedd@list.ru

Аннотация: Статья посвящена 90-летию доктора исторических наук, профессора Деги Витальевича Деопика, чье имя, блестящая научная и педагогическая деятельность неразрывно связаны с ИСАА МГУ В статье говорится о важнейших направлениях его научного творчества в сфере востоковедения. Но диапазон его академических интересов значительно шире, он касается вопросов археологии, древней истории и культуры, происхождения письменности в Восточной Азии и много другого. Особое внимание уделено вьетна-мистике — его первой и долгие годы основной специальности, говорится о его работах в области изучения различных стран и народов Юго-Восточной Азии и древнейшей истории Восточной Азии — «Древнего Китая». Упоминаются его достижения в области изучения эпиграфических памятников и средневекового летописания, а также в разработке и внедрении количественных методов в востоковедные исследования. Подчеркивается, что Дега Витальевич еще и выдающийся педагог — научный руководитель и лектор.

Ключевые слова: юбилей; 90-летие; Дега Витальевич Деопик; история; востоковедение; количественные методы; педагогика; древняя история; медиевистика; археология; эпиграфика

Финансирование: Статья подготовлена на основе исследовательского проекта «История и культура стран Востока: межцивилизационные контакты», разработанного в Институте азиатских и африканских исследований Московского государственного университета.

Для цитирования: Ульянов М.Ю., Федорин А.Л. К 90-летию Д.В. Деопика: о вкладе в развитие отечественного востоковедения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2022. № 4. С. 98-120.

1 А.Л. Федориным написаны разделы по вьетнамоведению и истории Института практического востоковедения.

CELEBRATING THE 90th ANNIVERSARY

OF DEGA V. DEOPIK:

HIS CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT

OF THE ORIENTAL STUDIES IN RUSSIA

Mark Yu. Ulyanov, Andrei L. Fedorin

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; ulm@mail.ru

Institute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russia; ffeedd@list.ru

Abstract: The article is dedicated to the 90th anniversary of Dega V. Deopik, Professor, PhD in History, whose brilliant research and educational work is closely related to the Institute for Asian and African Studies of the Moscow State University. The article dwells upon major fields of his research activity in oriental studies. Nevertheless, the scope of his academic interests is much wider, it embraces archaeology, ancient history and culture, origin of writing in the Eastern Asia, etc. In the article a special attention is given to the Vietnamese studies, his first and for long major special field, and also to his works on countries and peoples of the South-East Asia as well as ancient history of the Eastern Asia, so called Old China. Mentioned are his achievements in studying epigraphic artifacts and medieval chronicles and also development and implementation of quantitative methods in oriental studies. It is emphasised that Dega V. Deopik is also a distinguished teacher, research advisor and lecturer.

Key words: anniversary; 90th anniversary; Dega V. Deopik; history; oriental studies; quantitative methods; educational work; ancient history; medieval studies; archaeology; epigraphy

Finding: The article has been prepared on the basis of the Research Project "History and culture of the countries of the East: inter-civilizational contacts" worked out at the Institute for Asian and African studies, Moscow State University.

For citation: Ulyanov M.Yu, Fedorin A.L. Celebrating the 90th Anniversary of Dega V. Deopik: His Contribution to the Development of the Oriental Studies in Russia. Moscow State University Bulletin. Series 13. Vostokovedenie, 2022, no. 4, pp. 98-120. (In Russ.)

В ноябре 2022 г. Дега Витальевич Деопик отметил 90-летний юбилей.

Д.В. Деопик — выпускник истфака МГУ (1956), историк и археолог. На протяжении многих лет был заместителем заведующего кафедрой истории стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, потом, в сложные 1990-е годы, заведовал ею. Многолетняя работа на кафедре позволила ему рас-

крыть различные грани своего научного дарования. Он продуктивно совмещает работу в двух сферах: в изучении истории стран Востока и в археологии. Его основная специализация — история вьетов и традиционного Вьетнама. Научное творчество его разносторонне. Сам он — образец трудолюбия и работоспособности.

У Д.В. Деопика всегда была большая педагогическая нагрузка. Он читал лекции по древней и средневековой истории практически всех стран ЮВА. В результате были созданы уникальные лекционные курсы. Он автор и соавтор целого ряда учебных пособий: «Истории Вьетнама» (т. 1), разделов в «Истории Кампучии»2, в «Истории Индонезии», «Археологии Зарубежной Азии», «Истории Древнего Востока», а также оригинальных учебных пособий по археологии древней Западной Азии и истории Древнего Востока, которые были выпущены в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ).

Ученый руководил достаточным количеством курсовых и дипломных работ, большое внимание уделял научным исследованиям аспирантов и молодых преподавателей. Это позволило воспитать несколько поколений специалистов, которые оставили заметный след в российской науке как в истории, так и в археологии. Для многих из нас он остается примером того, что в научной работе нет и не может быть никакого противоречия с нашей реальностью. Мы видим, какой должна быть исследовательская культура, как важны оптимизм и стремление выявлять и формулировать законы и закономерности исторического процесса, создавать и применять методики его познания. И как много специальных навыков и знаний требует такой труд.

Имя Д.В. Деопика неразрывно связано с именем академика А.А. Губера (1902-1971), который заложил глубокие академические

2 История Кампучии. Краткий очерк. М., 1981.

традиции в изучении стран ЮВА3. Благодаря усилиям А.А. Губера, его учеников и коллег в послевоенный период интенсивно развивалось изучение различных аспектов истории и культуры стран ЮВА. Прежде всего остро востребованных в то время социально-экономических: истории национально освободительного движения и построения получивших независимость государств региона. Губер, по роду научных занятий обществовед, не противопоставлял «современность» «классике», он сам много времени уделял исследованию истории Нового времени и, являясь научным администратором очень высокого уровня, всячески способствовал развитию изучения традиционной истории и культуры4.

Защита кандидатской диссертации Д.В. Деопика (1961), которой руководил А.А. Губер, стала важным шагом в формировании «классики» в исследованиях ЮВА. Она была посвящена истории самых ранних вьетских государств5. В процессе написания им была проработана не только литература на французском и вьетнамском языках, но и выполнены переводы китайских источников: отдельных глав Шицзи («Исторических записок») Сыма Цяня, в которых описана история юэсских государств, а также главы из еще одного важного

источника: У Юэ чуньцю («Вёсны и осени [царств] У и Юэ»)6.

* * *

В каждой научной ипостаси Дега Витальевич выступает как новатор, как историк высокого класса. Он все время нащупывает приемлемые формы публикации результатов своих исследований, оставляя их нам как своего рода эталон. Все стороны его творчества в одной статье охватить невозможно, поэтому коснемся лишь

3 Как заметил С.В. Волков: «А.А. Губер — человек старой русской культуры и того же научного склада». См.: Волков С.В. Д.В. Деопик как ученый // Три четверти века. Д.В. Деопику — друзья и ученики. М., 2007. Е.И. Гневушева, характеризуя А.А. Губера, отметив оптимизм как основную черту его характера, продолжила: «Его отталкивали люди, которые видели действительность в темном свете, сознательно или бессознательно сосредотачивали внимание на дурном, несправедливости. Он прежде всего замечал хорошее и всегда надеялся на лучшее». См.: Гневушева Е.И. Академик Александр Андреевич Губер. М., 1987. С. 70.

4 Одна из центральных тем А.А. Губера, особенно в последние годы жизни — изучение истории Нового времени. См.: Губер А.А. Избранные труды. М., 1976.

5 См.: Деопик Д.В. Организация управления на окраинах китайской империи на примере вьетских земель крайнего Юга // Научная конференция «Общество и государство в Китае»: Доклады и тезисы. Вып. 1. М., 1970.

6 Сама диссертация, сопутствующие ей работы и переводы источников были переизданы в 2002 г. См.: Деопик Д.В. Вьетнам. История, традиция, современность. М., 2002.

некоторых аспектов его научной и педагогической деятельности в сфере востоковедения.

Вьетнамистика — основная специальность Д.В. Деопика. Ей отданы многие годы творческой жизни юбиляра, с ней связаны многие его научные достижения. Долгое время он был чуть ли не единственным педагогом, компетентным в этих вопросах и читал курсы практически по всем дисциплинам, связанным с Вьетнамом, исключая язык, но включая географию, экономику и новейшую историю. Основной проблемой этого периода его деятельности был острый дефицит источников либо тогда еще не опубликованных, либо недоступных отечественным исследователям.

Заимствованием мыслей и идей европейских или вьетнамских историков Дега Витальевич никогда не занимался. Во многом по этой причине первоначально он сосредоточил внимание на древней истории страны, сведения по которой можно было почерпнуть из китайских хроник, более доступных, хотя для этого ему пришлось овладеть китайским языком. Именно этим вопросам и посвящена большая часть его исследований по Вьетнаму. Если проанализировать список других публикаций по этой стране, то он поражает широчайшим диапазоном знаний и интересов автора. Это и анализ китайских авторских сочинений эпохи Южных Сун, касающихся Вьетнама (совместно с М.Ю. Ульяновым), и политическая история династии Чан (совместно А.Б. Поляковым), и сравнительная характеристика Сингапура и вьетнамского Хатиена, и крестьянские восстания XVI в., и анализ происхождения лауреатов конфуцианских экзаменов, и даже средневековые лубок и резьба по дереву.

Видимая эклектичность и несистематичность тематики объясняется просто: появлялся доступ к новым источникам, к новым публикациям и тут же следовал должный ответ. То, что юбиляр был не в силах сделать сам, он щедро раздавал ученикам, принимая активное участие в руководстве их исследованиями. Это имена таких известных ученых, как О.В. Новакова, Г.М. Маслов, А.Б. Поляков, А.Л. Федорин, А.Л. Рябинин, П.В. Познер, П.Ю. Цветов, А.В. Никитин, К.Ю. Леонов, В.И. Антощенко. Его учениками были и вьетнамские исследователи, которые защитили в Москве докторские и кандидатские диссертации и в дальнейшем составили цвет сообщества историков этой страны (Ву Минь Зянг, Нгуен Хай Кэ, Нгуен Данг На, Нго Тон Тхи Дыонг и др.). На завершающем этапе «вьетнамского» периода исследований Д.В. Деопик активно занялся обобщением знаний и опыта, которые были накоплены им и его учениками. Им был создан концептуальный курс истории тради-

ционного Вьетнама, написан первый том в двухтомной «Истории Вьетнама», а также раздел по политической истории в коллективной монографии «Новая история Вьетнама» (Раздел I. Феодальный Вьетнам в середине XVII — середине XVIII в.).

НОВАЯ

ИСТОРИЯ

ВЬЕТНАМА

Д.В.Дсонпк

ИСТОРИЯ ВЬЕТНАМА

Д.В. Деопик, Д.В. Никитин

АГРАРНАЯ ИСТОРИЯ

ВЬЕТНАМА

(Х-начало XVI в.)

1980

1994

2015

Основные труды по вьетнамистике неоднократно переиздавались. Многие из них служили и служат образцом для его коллег и учеников7.

2019 Вестник -'«£05) Университета [пЩ|

Дмитрия Пожарского

ВЬЕТНАМ

история традиции современность

2002 2007 2019

Д.В. Деопик—инициатор создания Вьетнамоведческого центра, который действовал в ИСАА при МГУ в 1990-е годы и стал одним из крупнейших востоковедных центров в Москве. Этот центр был соз-

7 Деопик Д.В. Вьетнам. История, традиция, современность. М., 2002; Три четверти века. Д.В. Деопику — друзья и ученики. М., 2007.

дан для реализации исследовательских, переводческих и издательских проектов. Был получен бесценный опыт организации научного сообщества, перевода и анализа исторических источников. Один из таких проектов уже завершен усилиями А.Л. Федорина — издание первого в Европе перевода основного вьетнамского летописного свода Дайвьет шы ки тоан тхы («Полное собрание исторических записок Дайвьета»), к которым прилагаются переводы сообщений

и китаиских памятников

8

1993

1996

2008

На протяжении десятилетия Центр вел текущую исследовательскую работу и ежегодно проводил конференцию, которая объединяла почти всех вьетнамистов Москвы и на которую часто приезжали вьетнамские и западные специалисты по стране.

8 Полное собрание исторических записок ДаИвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы) / Пер. с ханвьета, коммент., вступит. ст. и прил. К.Ю. Леонова, А.В. Никитина, при участии В.И. Антощенко, М.Ю. Ульянова. Т. 1. М., 2002; Полное собрание исторических записок ДаИвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы) / Пер. с ханвьета, коммент., вступит. ст. и прил. К.Ю. Леонова, А.В. Никитина и А.Л. Федорина. Т. 2. М., 2010; Полное собрание исторических записок ДаИвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы) / Пер. с ханвьета, коммент., вступит. ст. и прил. К.Ю. Леонова, А.В. Никитина, А.Л. Федорина при уч. М.Ю. Ульянова. Т. 3. М., 2012; Полное собрание исторических записок ДаИвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы) / Пер. с ханвьета, коммент., вступит. ст. и прил. А.Л. Федорина. Т. 5. М., 2014; Полное собрание исторических записок Дайвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы) / Пер. с ханвьета, коммент., вступит. ст. и прил. А.Л. Федорина. Т. 6. М., 2018; Полное собрание исторических записок Дайвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы) / Пер. с ханвьета, коммент., вступит. ст. и прил. А.Л. Федорина. Т. 7. М., 2020; Полное собрание исторических записок Дайвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы) / Пер. с ханвьета, коммент., вступит. ст. и прил. А.Л. Федорина. Т. 8. М., 2021; Полное собрание исторических записок Дайвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы) / Пер. с ханвьета, коммент., вступит. ст. и прил. А.Л. Федорина. Т. 4. М., 2022.

Еще одной заслугой юбиляра перед отечественным востоковедением в целом и российской вьетнамистикой в частности стало создание в 1994 г. «Института практического востоковедения» (ИПВ), первого и единственного в стране негосударственного образовательного учреждения, в котором велась подготовка студентов по различным востоковедным специальностям, в том числе и «История Вьетнама». Под эгидой и на средства ИПВ более чем 20 лет издавались основные труды российских вьетнамистов. Все эти годы Дега Витальевич был его бессменным научным руководителем.

Творческая судьба сложилась таким образом, что темы его исследований вышли далеко за пределы Вьетнама и ЮВА. Он изучал также древнейшую историю Индии (совместно с Г.М. Бонгард-Леви-ным, А.А. Столяровым), историю средневековой Кореи (с С.В. Волковым), Японии (с Е.К. Симоновой-Гудзенко) и др. Но более всего внимания на протяжении своей длительной творческой биографии он уделяет различным странам ЮВА.

Эпиграфика. Индонезиеведение, изучение Камбоджи, Чампы и Бирмы. Обзор творчества Д.В. Деопика будет неполным без упоминания его достижений в изучении истории соседних с Вьетнамом государств Юго-Восточной Азии.

Важное место в исследовательских проектах Деги Витальевича всегда занимали исследования эпиграфических надписей. Ведь именно приоритет изучения источников всех видов (отдавая при этом предпочтение массовым категориям источников, которые обычно находятся на периферии внимания медиевистов) с использованием методов количественного анализа — важнейшая черта его подхода к историческому исследованию.

Заслуга его в том, что он одним из первых в востоковедении, а в изучении истории средневековых стран ЮВА точно первым, предложил систему научных проектов и показал пример их воплощения. И проекты эти были связаны с анализом эпиграфических комплексов. Еще в 1970-е годы он стал инициатором уникального проекта по изучению аграрных отношений в средневековых обществах ЮВА и написанию аграрных историй. Так начала складываться целостная концепция аграрной истории крупнейших древних и средневековых обществ ЮВА, а также теория «аграрных империй». Он обработал доступные эпиграфические комплексы всех средневековых государств ЮВА: яванских Матарама и Кедири

(совместно с С.В. Кулландой)9, Камбоджи10, Вьетнама (совместно с А.В. Никитиным)11, Чампы, Бирмы (Мьянмы).

Большое место отводится теории анализа эпиграфических массивов. В случае с яванской эпиграфикой удалось опубликовать результаты анализа пространственного и временного распределения надписей12, с кхмерской — также пространственного распределения надписей и корпуса социально-зависимого населения13, бирманской —разработать методику исследования эпиграфики и написания «аграрных историй»14, чамской — дать модель анализа социально-экономической структуры одного из государств ЮВА, в том числе объяснить, как и для чего составляется периодизация и дать описание всех периодов через призму протекания изучаемого процесса15.

Именно анализ пространственного распределения эпиграфики привел его к интереснейшему выводу о причинах перемещения столиц рисоводческих государств ЮВА по мере освоения новых сельскохозяйственных угодий и о гибели этих государств по исчерпании оных.

9 Аграрная история Индонезии (рукопись, совм. с С.В. Кулландой).

10 Аграрная история Камбоджи (рукопись).

11 См.: Деопик Д.В., Никитин А.В. Аграрные отношения в средневековом Вьетнаме. М., 2015.

12 См.: Деопик Д.В., Кулланда С.В. Простейшие признаки яванского эпиграфического массива VII — начала X вв. как источник по истории раннесредневековой Явы // Этническая история народов Восточной и Юго-Восточной Азии в древности и в средние века. М., 1981. С. 279-301.

13 См.: ДеопикД.В. Эпиграфика и карта // Карта, схема и число в этнической географии. М., 1975. С. 83-129; Он же. Корпус имен рабов и представителей других категорий лично зависимых в Камбодже V-VIII вв. (По данным эпиграфики) // Эпиграфика Южной и Восточной Азии. 1972. С. 114-166; Он же. Типы социальной терминологии кхмеров // Проблемы типологии в этнографии. М., 1979. С. 105-115.

14 См.: Деопик Д.В. Народная хронологическая традиция как исторический источник (по материалам средневековой Бирмы) // Математические методы в исторических исследованиях. М., 1972. С. 141-166; Он же. Проблемы методики исследования эпиграфического комплекса применительно к задачам социально-экономического анализа (на материале бирманской эпиграфики) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1977. № 2. С. 30-41; Он же. Эволюция аграрных отношений по данным количественного анализа бирманской эпиграфики // Математические методы и ЭВМ в исторических исследованиях. М., 1985. С. 281-344; Он же. Аграрные отношения в Бирме XI-XV вв. по данным эпиграфики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1986. № 1. С. 25-40.

15 См.: Деопик Д.В. Социально-экономическая структура государства Тямпа в III-XV вв. и ее эволюция по данным количественного анализа видов надписей и их пространственно-временного распределения // Количественные методы в изучении истории стран Востока. М., 1986. С. 80-107; Он же. Аграрная история государства Чампа во II-XV вв. по данным количественного анализа эпиграфики // Теория и методы исследования восточной эпиграфики. М., 2006. С. 73-161.

Эти работы заложили фундамент для дальнейших исследований, без них не могло бы появиться на свет мощное обобщение закономерностей протекания исторического процесса в ЮВА16. В том числе была сформулирована теория периодизации истории традиционных обществ ЮВА17 и отдельно Вьетнама, т.е. было дано временное осмысление социально-экономических и социально-политических процессов в регионе.

Нельзя не сказать о том, что благодаря научным и педагогическим усилиям Д.В. Деопика в Москве возникла индонезиеведческая медиевистика. Его научный интерес к прошлому Нусантары воплотился в фундаментальном научном проекте по изучению социально-экономической истории средневековых яванских государств на основе анализа эпиграфических надписей (совместно с С.В. Кулландой). Среди наиболее значимых его учеников в индонезиеведении Г.Г. Бан-диленко (1946-2002), С.В. Кулланда (1954-2020) и С.С. Кузнецова. Г.Г. Бандиленко изучал основные источники, титулатуру монархов, архитектуру и скульптуру, разрабатывал «концепцию монархической власти» в средневековых государствах Нусантары. С.В. Куллан-да, изучая структуру яванского общества, описал происхождение яванской общины, развитие и возникновение государственности на Яве. С.С. Кузнецова посвятила себя изучению ключевого яванского источника нового времени «Бабад Танах Джава» и яванской традиционной культуры. Сам Дега Витальевич — автор ряда принципиально важных для изучения средневекового яванского общества трудов: статей и разделов по социально-экономической истории яванских средневековых государств18.

Китаеведение. Обращение к китаеведению Д.В. Деопика как сотрудника кафедры истории стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии вполне закономерно. Занимаясь Юго-Восточной Ази-

16 См.: Деопик Д.В. Регион Юго-Восточной Азии с древнейших времен до XV в. // Юго-Восточная Азия в мировой истории. Ч. I. М., 1977. С. 9-69; Он же. Проблема сходства культур Вьетнама, Кореи и Японии // Традиционный Вьетнам, Вып. II. М., 1996. С. 40-49; Он же. Некоторые важнейшие процессы формирования государственности в Восточной и прото-Юго-Восточной Азии в III-II тысячелетиях до н.э. // Научная конференция Ломоносовские чтения. Апрель 2007 г. Востоковедение. Тезисы докладов. М., 2007. С. 110-114.

17 См.: Деопик Д.В. Субстратные сходства и связи времен формирования Юго-Восточной Азии как исторического региона в эпоху становления государственности и полиэтнических империй // Становление региона: интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии. М., 1989. С. 64-67.

18 Деопик Д.В. Внутриполитическая история позднего Маджапахита и ее связь с изменением структуры класса феодалов // Малайско-индонезийские исследования. М., 1977. С. 25-41.

ей, нельзя не заниматься крайним югом Восточной Азии, который в древности являлся северной частью региона «прото-ЮВА». Значительная часть территории Китая, вся ее южная половина находится в субтропической и тропической климатических зонах и была заселена рисоводческими народами. Именно здесь — исторические прародины почти всех народов ЮВА, здесь возникали их ранние государства, здесь и сейчас живут родственные им этносы.

Так, предки вьетнамцев вьеты (юэсцы) с неолита населяли территорию Нижней Янцзы — районы, где зародилась и развивалась их государственность. В целом история древних вьетов и их государства неразрывно связана с историей Восточной Азии как двуединого исторического региона. Древние вьетские государства существовали на территории центральной части современного Китая, в долине Нижней Янцзы (У, Юэ), гирлянда вьетских государств тянулась вдоль всего восточного побережья (Миньюэ, Оуюэ, Сиюэ, Наньюэ и др.), а исторический Вьетнам, расположенный в долине Красной реки на северо-востоке Индокитайского полуострова, до Х в. являлся административной частью китайских империй и отдельных государств, когда империи распадались.

Кроме того, на протяжении всей своей истории Китай оказывал сильнейшее политическое и культурное влияние на государства ЮВА, и сейчас в каждом из них проживает значительное число китайцев, которые активно участвуют во всех сферах политической и экономической жизни. Трудно переоценить значимость китайских источников в изучении истории всех этих стран.

К началу 1990-х Д.В. Деопиком уже был накоплен немалый опыт китаеведческих исследований. Наиболее значимыми вехами можно считать исследование 1970-х годов важнейшего источника по древней истории—хроники царства Лу Чуньцю («Весны и осени»), совместный с К.В. Лепешинским перевод ряда разделов «Исторических записок» Сыма Цяня и У Юэ Чуньцю («"Весны и Осени" [царств] У и Юэ»)19.

В китаеведческих статьях Д.В. Деопика, написанных на базе анализа хроники Чуньцю, обсуждается проблема гегемонии в период Чуньцю (771-453 гг. до н.э.), говорится о царстве Ци как первом гегемоне Восточной Азии этого периода. Значение их в том, что в компактной и концептуальной форме в них изложены результаты проведенных с помощью количественных методов исследований текстов важнейших источников. Представлен образец их исторической интерпретации в сфере политического процесса. Показана специфика гегемонии как нового института политического взаи-

19 См.: Деопик Д.В. Вьетнам. История, традиция, современность. М., 2002; Три четверти века. Д.В. Деопику — друзья и ученики. М., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

модействия между царствами в условиях утраты чжоуским двором

20

прямого влияния на них20.

В статье «О южной традиции в китайском мифе» впервые было указано на интереснейший феномен древнекитайской культуры — вьетский бог Великий Юй в мифологии хуася (этнических предков современных китайцев, ханьцзу) и исторической картине мира стал восприниматься как основоположник первого легендарного государства хуася — Ся. В последующем им были опубликованы исследования древнекитайского памятника сакральной географии Шаньхай цзина («Канон гор и морей»). Также были опубликованы работы по истории и культуре древнего царства Диен в юго-западной части современного Китая21.

В 2004 г. Д.В. Деопик стал инициатором проекта, проводимого совместно с М.Ю. Ульяновым, по изучению археологии неолита и бронзового века в истории Восточной Азии, который проводился в 2004-2016 гг. и привел к написанию соответствующих разделов в первом томе академической десятитомной «Истории Китая»22.

20 См.: Деопик Д.В. Опыт систематизации конкретно-исторического материала, содержащегося в «Чуньцю» // Четвертая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Вып. 1. М., 1973; Он же. Опыт систематизации конкретно-исторического материала, содержащегося в «Чуньцю» // Четвертая научная конференция «Общество и государство в Китае». Вып. 2. М., 1973; Он же. Гегемония и гегемоны по данным «Чуньцю» // Пятая научная конференция «Общество и государство в Китае». Вып. 1. М., 1974; Он же. Государство Ци в VIII — начале V в. до н.э. (по данным «Чуньцю») // Шестая научная конференция «Общество и государство в Китае». Вып. 1. М., 1975; Он же. Гегемония и гегемоны по данным «Чуньцю» // Государство и общество в Китае. М., 1978; Он же. Некоторые тенденции социальной и политической истории Восточной Азии в VШ-V вв. до н.э. (на основе систематизации данных «Чуньцю») // Конфуциева летопись «Чуньцю» («Вёсны и осени») / Пер. и примеч. Н.И. Монастырева. М., 1999.

21 Деопик Д.В. Центральноазиатские связи раннегосударственных объединений в верховьях Сицзяна, Янцзы и Красной реки в позднем бронзовом — раннем железном веке // Традиционный Вьетнам. Вып. 3. М., 2008. Промежуточные итоги изучения Китая были подведены в работе: Деопик Д.В. Четыре этюда об истории древней Восточной Азии: взгляд с Юга // Сорок первая научная конференция «Общество и государство в Китае». Ученые записки отдела Китая. Вып. 3. М., 2011.

22 История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Т. 1: Древнейшая и древняя история (по археологическим данным). От палеолита до V в. до н.э. М., 2016. В рамках этого проекта написаны десятки статей. Основные итоги нашего участия в данном проекте были подведены в статье: Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х—I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции // 47-я научная конференция Общество и государство в Китае. Ученые записки отдела Китая. Вып. 22. Т. XLVII. Ч. 1. М., 2017. С. 321—355; Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. О нашем направлении в изучении истории традиционного Китая: теория и практика создания научного коллектива // Вестник Университета Дмитрия Пожарского. 2019. № 3. С. 37—38; 40—42.

Важной частью этого проекта стало исследование вопросов происхождения иероглифического письма в Восточной Азии.

В написании этого тома приняли участие представители двух научных коллективов: новосибирского и московского. Наш «московский» коллектив, помимо авторов этого Введения, был представлен Д.В. Деопиком и М.Ю. Ульяновым, а также соавторами отдельных разделов из числа наших учеников: Е.С. Аникушиной (ИВКЯ РГГУ: археологическое описание шан-иньской столицы), Н.О. Азаровой (ИСАА МГУ, МГИМО: царство Юэ), П.В. Халтуриной (истфак МГУ: описание столиц царств Цзинь, Чжао, Вэй, Хань) и М.С. Целуйко (ИСАА МГУ, школа востоковедения ВШЭ: политическая история царства Цинь)23. В этом же томе нашли отражение и результаты исследований коллег из Новосибирска24.

23 Д.В. Деопиком совместно с М.Ю. Ульяновым были написаны следующие разделы: Часть III. Неолит (IX — середина III тыс. до н.э.). Глава 1. Неолит исторического региона Восточная Азия. С. 151-302; глава 2. Неолит областей за пределами исторического региона. Раздел: Южные районы современной КНР (пров. Гуандун и Гуанси-Чжуанский автономный район). С. 340-354. Часть IV. Зарождение государственности. Ранняя и средняя бронза (2500-1300 гг. до н.э.). Глава 1. Ранний бронзовый век исторического региона Восточная Азия (2500-1800 гг. до н.э.). Разделы: Периодизация бронзового века в регионе. Полезные ископаемые и металлургическое производство. Первый этап раннего бронзового века (2500-2100 гг. до н.э.). Второй этап раннего бронзового века (2100-1800 гг. до н.э.). С. 367-435. Глава 2. Средний бронзовый век исторического региона Восточная Азия (1800-1300 гг. до н.э.). Разделы: Нижняя Янцзы. Шаньдун. Великая равнина. Восток Средней Хуанхэ (Культура Сяциюань. «Северный город». Культура Эрлитоу). Запад Средней Хуанхэ. Итоги развития исторического региона Восточная Азия в среднем бронзовом веке. С. 436-479, 484-485, 488-489. Часть V. Периоды Шан-Инь и Западное Чжоу (конец XIV-VIII в. до н.э.) Поздний бронзовый век. Глава 1. Государство Шан-Инь (около 1300-1027 гг. до н.э.). С. 531-626. Глава 2. Государство Западное Чжоу (1027-771 гг. до н.э.). Разделы: Политическая история Западного Чжоу. Социальная структура и государственное устройство. Владения, суверенные государства и народы Восточной Азии. С. 658-694. Часть VI. Период Чуньцю (771-453 гг. до н.э.). Ранний железный век. Глава 1. История и культура региона Восточная Азия в период Чуньцю (771-453 гг. до н.э.). Разделы: Политическая история. Структура власти и аппарат управления. Система подготовки гражданских и военных кадров и создание «философских школ». Верования и жречество. С. 768-792. Глава 2. История и материальная культура царств на территории исторического региона. Разделы. Личное владение вана. Царство Цзинь (Политическая история). Царство Ци (Политическая история). Царство Лу (Политическая история). Царство Чжэн. Царство Сун. Царство Чу (Политическая история). Царство У (Политическая история). Царство Юэ (Политическая история) — совместно с Н.О. Азаровой. С. 793-798, 805-809, 814-826, 832-843. Глава 3. История и культура государства Цинь в период Чуньцю. Раздел: Политическая история (совместно с М.С. Целуйко). С. 860-863.

24 Новосибирский коллектив, которым руководит А.П. Деревянко (автор главы по палеолиту Восточной Азии), представлен С.А. Комиссаровым, С.В. Алкиным, их коллегами (среди них ведущие специалисты А.В. Варёнов, В.И. Молодин, Ю.С. Ху-

ВСЕМИРНАЯ

ИСТОРИЯ

Том 1

Древний мир

НАУКА

ИСТОРИЯ КИТАЯ

с древнейших времен до начала XXI века

Том I ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

(по археологическим данным) От палеолита до V в. до н.э.

НАУКА

2011 2016

В последние годы вышел еще ряд работ, посвященных Китаю. Статья 2019 г., содержащая изложение археологического материала о стене, возведенной жителями царства Чу (Средняя Янцзы) на границе их земель и мира хуася (предков современных китайцев). В 2022 г. увидела свет статья, которая содержит оригинальное исследование символов (девизов) правлений китайских императоров25.

Д.В. Деопика связывали и связывают тесные контакты с коллегами и творческое взаимодействие с ними. Он являлся научным консультантом С. Кучеры при написании диссертации и первой его монографии, в которой были обобщены результаты археологических исследований в КНР26. При его участии увидели свет монография А.Ю. Тюрина «Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в Ш—УШ веках» о социальной структуре раннесредневеко-вого Китая, монография М.В. Исаевой, статьи В.В. Дорофеевой-Лих-тман по пространственным представлениям в древнем Китае и др.27 Ему как научному руководителю посвящена одна из монографий

дяков и др.) и учениками (Е.А. Гирченко, М.А. Кудинова, А.Н. Чистякова и др.), а та кже сотрудничавшими с ними П.М. Кожиным (1934—2016) и С.В. Лаптевым. При описании западночжоуской эпиграфики были использованы материалы и выводы из монографий В.М. Крюкова (1962—2008).

25 Деопик Д.В., Ганшин Б.К. Великая Чуская стена // Вестник Университета Дмитрия Пожарского. 2019. № 3. С. 9—45. Деопик Д.В., Ганшин Б.К. Символы правления как источник при изучении истории Китая (Часть 1) // Китай: общество и культура. 2022. Т. 1. № 1.

26 См.: Кучера С. Китайская археология, 1965—1974 гг.: палеолит — эпоха Инь: Находки и проблемы. М., 1977.

27 См.: Тюрин А.Ю. Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках. М., 1980; Исаева М.В. Представления о мире и государстве в Китае в веках н.э. М., 2000.

выдающегося отечественного синолога-лингвиста и мыслителя А.М. Карапетьянца28.

Применение количественных методов. Важнейшая часть научного творчества Д.В. Деопика связана с разработкой и применением различных методов исторических исследований. Прежде всего, количественных, которые позволяют обрабатывать большие массивы информации29. Как неправы были те, кто говорил: так историю не изучают. Еще как изучают! В 2011 г. самые значимые работы были опубликованы отдельным сборником30.

Общеисторические труды. В течение последних десятилетий Дега Витальевич стал автором ряда оригинальных учебных пособий по археологии древней Западной Азии и истории Древнего Востока, которые были выпущены в ПСТГУ. В них живым и доступным языком рассказывается об очень сложных проблемах становления ближневосточных обществ.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

<проверяемая история)

и

2011

2021

2016

Все эти труды отражают огромную научную эрудицию автора, они содержат его размышления над особенностями исторического процесса в важнейшем для европейской культуры и цивилизации регионе — на Ближнем Востоке.

28 См.: Карапетьянц А.М. У истоков китайской словесности: Собрание трудов. М., 2010.

29 См.: Деопик Д.В. Вопросы количественного анализа эпиграфических памятников // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1983. № 4. С. 43-53; Он же. Количественные методы в исследованиях эпиграфики // 31-й Международный конгресс общественных наук: Востоковедение и африканистика. Токио; М., 1983. С. 1-13 (на англ. яз.).

30 См.: Деопик Д.В. Количественные методы в изучении исторической информации (проверяемая история). М., 2011.

Д.В. Деопик как педагог. Дега Витальевич отличается умением уделять время студентами и младшим коллегам. Беседы с ним вдохновляют на научный поиск. Основа его подхода в том, чтобы привлекать к научной работе с самого начала обучения. Наиболее выдающимся ученикам Д.В. Деопик еще в студенческие годы дал замечательные темы, которые имели огромную исследовательскую перспективу.

Д.В. Деопик всегда говорит о том, что преподавание и одновременное проведение научно-исследовательской работы вместе со студентами — это академическая практика, присущая классическому университету; со студентами и аспирантами можно и нужно «возиться», не жалея на то своего времени. Студенческая среда содержит колоссальный потенциал, который нельзя недооценивать, но который нужно уметь эффективно использовать.

По его мнению, основополагающий этап подготовки специалиста приходится на время написания курсовой и квалификационной выпускной работы бакалавра. Затем навыки закрепляются и шлифуются в магистерской диссертации, и если выпускник, полюбив науку, захотел продолжить образование и остаться в академической сфере (таких всегда немного), то на их основе он пишет кандидатскую диссертацию. Пройдя эти этапы, в отдел НИИ или на кафедру приходит уже подготовленный специалист.

Уже тема курсовой работы может быть сформулирована таким образом, чтобы студент стремился пойти в аспирантуру и в будущем смог работать как исследователь, развиваясь на протяжении всей жизни. Будущему ученому нужно многому научиться: грамотно поставить исследовательскую задачу; разработать и применить необходимую методику; провести само исследование; получить и обобщить результаты анализа; дать их историческую интерпретацию; при этом необходимо найти адекватную форму изложения полученных выводов.

Д.В. Деопик как исторический мыслитель. Дега Витальевич отличается неординарностью мышления и остроумием, он автор глубоких афоризмов, которые «пошли в народ». Это отдельная тема его творчества как историка. Приведем некоторые из них: «Мы тесно связаны с источником: тот, кто обращает внимание на метод анализа источника, тот обращает внимание и на метод написания истории»; «В ХХ в. немало историков думало об историческом процессе, но мало кто о нем писал»; «При изучении истории вопрос периодизации — один из важнейших»; «Историки, прежде всего исследователи истории России, ответственны перед обществом. Общая проблема:

Кто мы и что делать дальше? не решается без обращения к истори-

" 31

ческой традиции»31.

Заключение. Когда пишешь о Деге Витальевиче, нельзя не вспомнить о том, что академическая наука — сложное культурное явление, она консервативна, в ней огромную роль играют понятия «академическая среда», «научная школа», «научное направление», «научная традиция», «основоположник научной школы», «ученик». Но все это в естественной жизни — очень зыбко, порой даже эфемерно. Чтобы все это появилось требуются годы, чтобы разрушить и потерять — считанные дни. Так, по-видимому, развивается культурный процесс. Накопление опыта — процесс непрерывный, но не линейно-последовательный, а возвратно-поступательный. Всё это не пустые слова, они наполнены глубочайшим практическим смыслом. Именно они предопределяют само появление ученого, а также качество его труда, глубину мысли, широту в постановке исследовательских задач и многое другое. В такой ситуации и сегодня необходимо внимательно изучать опыт предшественников и обобщать его.

Жизненный и научный путь Деги Витальевича дает для этого хорошую возможность. И не случайно его однокашник и друг, академик Г.М. Бонгард-Левин (1933—2008), в своем вступлении к сборнику статей, посвященному 75-летию Деги Витальевича, писал: «Среди моих знакомых востоковедов найдется немного людей, у которых научная судьба сложилась бы так счастливо. Мало кому удается стать основателем целого направления в науке — Д.В. Деопик создал школу вьетнамистики, написал учебники, перевел и издал летописи. Его труды читают, цитируют, по его книгам учится уже не одно поколение востоковедов... Круг творческих интересов Деги Витальевича необычайно широк. Он блестящий знаток археологии, истории древности и средних веков, эпиграфики не только стран и народов Юго-Восточной, но и Восточной и даже Западной Азии. Особое место Д.В. Деопика в российской науке определяется мастерским сочетанием классического и новаторского подхода к изучению истории стран Востока — одним из первых в отечественной ориенталистике он применил методы системного анализа для исследования письменных вьетнамских летописей, кхмерских, бирманских и яванских эпиграфических материалов ... Дега Вита-

31 Деопик Д.В. Об исторических свидетельствах и восприятии истории в различные эпохи // Отголосок прошедшего в будущем: Сборник научных статей преподавателей и аспирантов Исторического факультета (ПСТГУ). М., 2012.

льевич обладает удивительной способностью приобщать к своим научным исследованиям все новых и новых учеников и подвижников, заражая их творческой энергией и жаждой открытий... Блестящий ученый, превосходный преподаватель, профессор и мэтр, красивый, остроумный человек при каждой встрече щедро дарит свои знания, улыбку, уверенность в прочности мужской дружбы»32.

Посвятив свою жизнь служению науке, Дега Витальевич достиг на этом поприще немалых успехов. Многие из его научных достижений и открытий станут понятны позже. Начатые им проекты имеют научную перспективу и научное будущее. Должно пройти время, чтобы стало возможным в полной мере осознать его вклад в историческую науку и роль в развитии востоковедения.

Что же еще сказать? Пожелаем Деге Витальевичу здоровья, жизненных сил, бодрости духа и воплощения всех замыслов. Все мы благодарим его за годы учебы, живого общения и возможности совместно думать об истории, изучать историю, которая как он любит повторять, цитируя В.О. Ключевского: «Никакая не учительница...»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков С.В. Д.В. Деопик как ученый // Три четверти века. Д.В. Деопику—друзья и ученики. М., 2007.

2. Гневушева Е.И. Академик Александр Андреевич Губер. М., 1987.

3. Губер А.А. Избранные труды. М., 1976.

4. Деопик Д.В. Организация управления на окраинах китайской империи на примере вьетских земель крайнего Юга // Научная конференция «Общество и государство в Китае»: Доклады и тезисы. Вып. 1. М., 1970.

5. Деопик Д.В. Корпус имен рабов и представителей других категорий лично зависимых в Камбодже У-УШ вв. (По данным эпиграфики) // Эпиграфика Южной и Восточной Азии. М., 1972.

6. Деопик Д.В. Народная хронологическая традиция как исторический источник (по материалам средневековой Бирмы) // Математические методы в исторических исследованиях. М., 1972.

7. Деопик Д.В. Опыт систематизации конкретно-исторического материала, содержащегося в «Чуньцю» // Четвертая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Вып. 1. М., 1973.

8. Деопик Д.В. Опыт систематизации конкретно-исторического материала, содержащегося в «Чуньцю» // Четвертая научная конференция «Общество и государство в Китае». Вып. 2. М., 1973.

9. Деопик Д.В. Гегемония и гегемоны по данным «Чуньцю» // Пятая научная конференция «Общество и государство в Китае». Вып. 1. М., 1974.

10. Деопик Д.В. Государство Ци в VIII — начале У в. до н.э. (по данным «Чуньцю») // Шестая научная конференция «Общество и государство в Китае». Вып. 1. М., 1975.

32 Три четверти века. Д.В. Деопику — друзья и ученики. М., 2007. С. 5-6.

11. ДеопикД.В. Эпиграфика и карта // Карта, схема и число в этнической географии. М., 1975.

12. Деопик Д.В. Проблемы методики исследования эпиграфического комплекса применительно к задачам социально-экономического анализа (на материале бирманской эпиграфики) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1977. № 2.

13. Деопик Д.В. Регион Юго-Восточной Азии с древнейших времен до XV в. // Юго-Восточная Азия в мировой истории. Ч. I. М., 1977.

14. Деопик Д.В. Внутриполитическая история позднего Маджапахита и ее связь с изменением структуры класса феодалов // Малайско-индонезийские исследования. М., 1977.

15. Деопик Д.В. Гегемония и гегемоны по данным «Чуньцю» // «Государство и общество в Китае». М., 1978.

16. Деопик Д.В. Типы социальной терминологии кхмеров // Проблемы типологии в этнографии. М., 1979.

17. Деопик Д.В., Кулланда С.В. Простейшие признаки яванского эпиграфического массива VII — начала X вв. как источник по истории раннесредневековой Явы // Этническая история народов Восточной и Юго-Восточной Азии в древности и в средние века. М., 1981.

18. Деопик Д.В. Вопросы количественного анализа эпиграфических памятников // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1983. № 4.

19. Деопик Д.В. Количественные методы в исследованиях эпиграфики // 31-й международный конгресс общественных наук: Востоковедение и африканистика. Токио. М., 1983. С. 1-13 (на англ. яз.).

20. Деопик Д.В. Эволюция аграрных отношений по данным количественного анализа бирманской эпиграфики // Математические методы и ЭВМ в исторических исследованиях. М., 1985.

21. Деопик Д.В. Аграрные отношения в Бирме XI-XV вв. по данным эпиграфики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1986. № 1.

22. Деопик Д.В. Социально-экономическая структура государства Тямпа в III-XV вв. и ее эволюция по данным количественного анализа видов надписей и их пространственно-временного распределения // Количественные методы в изучении истории стран Востока. М., 1986.

23. Деопик Д.В. Субстратные сходства и связи времен формирования Юго-Восточной Азии как исторического региона в эпоху становления государственности и полиэтнических империй // Становление региона: интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии. М., 1989.

24. Деопик Д.В. Проблема сходства культур Вьетнама, Кореи и Японии // Традиционный Вьетнам, Вып. II. М., 1996.

25. Деопик Д.В. Некоторые тенденции социальной и политической истории Восточной Азии в VIII-V вв. до н.э. (на основе систематизации данных «Чуньцю») // Конфуциева летопись «Чуньцю» («Вёсны и осени») / Пер. и примеч. Н.И. Мо-настырева. М., 1999.

26. Деопик Д.В. Вьетнам. История, традиция, современность. М., 2002.

27. Деопик Д.В. Некоторые важнейшие процессы формирования государственности в Восточной и прото-Юго-Восточной Азии в III-II тысячелетиях до н.э. // Научная конференция Ломоносовские чтения. Апрель 2007 г. Востоковедение. Тезисы докладов. М., 2007.

28. Деопик Д.В. Аграрная история государства Чампа во II-XV вв. по данным количественного анализа эпиграфики // Теория и методы исследования восточной эпиграфики. М., 2006.

29. Деопик Д.В. Центральноазиатские связи раннегосударственных объединений в верховьях Сицзяна, Янцзы и Красной реки в позднем бронзовом — раннем железном веке // Традиционный Вьетнам. Вып. 3. М., 2008.

30. Деопик Д.В. Четыре этюда об истории древней Восточной Азии: взгляд с Юга // Сорок первая научная конференция «Общество и государство в Китае». Ученые записки отдела Китая. Вып. 3. М., 2011.

31. Деопик Д.В. Количественные методы в изучении исторической информации (проверяемая история). М., 2011.

32. Деопик Д.В. Об исторических свидетельствах и восприятии истории в различные эпохи // Отголосок прошедшего в будущем: Сборник научных статей преподавателей и аспирантов Исторического факультета (ПСТГУ). М., 2012.

33. Деопик Д.В., Никитин А.В. Аграрные отношения в средневековом Вьетнаме. М., 2015.

34. Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х-1 тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции // 47-я научная конференция Общество и государство в Китае. Ученые записки отдела Китая. Вып. 22. Т. ХЬУП. Ч. 1. М., 2017.

35. Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. О нашем направлении в изучении истории традиционного Китая: теория и практика создания научного коллектива // Вестник Университета Дмитрия Пожарского. 2019. № 3 (15).

36. Деопик Д.В., Ганшин Б.К. Великая Чуская стена // Вестник Университета Дмитрия Пожарского. 2019. № 3 (15).

37. Деопик Д.В., Ганшин Б.К. Символы правления как источник при изучении истории Китая (Часть 1) // Китай: общество и культура. 2022. Т. 1. № 1.

38. Исаева М.В. Представления о мире и государстве в Китае в Ш-У1 веках н.э. М., 2000.

39. История Кампучии. Краткий очерк. М., 1981.

40. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Т. 1: Древнейшая и древняя история (по археологическим данным). От палеолита до У в. до н.э. М., 2016.

41. Карапетьянц А.М. У истоков китайской словесности: Собрание трудов. М., 2010.

42. Кучера С. Китайская археология, 1965-1974 гг.: палеолит—эпоха Инь: Находки и проблемы. М., 1977.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43. Полное собрание исторических записок Дайвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы) / Пер. с ханвьета, коммент., вступит. ст. и прил. К.Ю. Леонова, А.В. Никитина, при участии В.И. Антощенко, М.Ю. Ульянова. Т. 1. М., 2002.

44. Полное собрание исторических записок Дайвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы) / Пер. с ханвьета, коммент., вступит. ст. и прил. К.Ю. Леонова, А.В. Никитина и А.Л. Федорина. Т. 2. М., 2010.

45. Полное собрание исторических записок Дайвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы) / Пер. с ханвьета, коммент., вступит. ст. и прил. К.Ю. Леонова, А.В. Никитина, А.Л. Федорина при уч. М.Ю. Ульянова. Т. 3. М., 2012.

46. Полное собрание исторических записок Дайвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы) / Пер. с ханвьета, коммент., вступит. ст. и прил. А.Л. Федорина. Т. 5. М., 2014.

47. Полное собрание исторических записок Дайвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы) / Пер. с ханвьета, коммент., вступит. ст. и прил. А.Л. Федорина. Т. 6. М., 2018.

48. Полное собрание исторических записок Дайвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы) / Пер. с ханвьета, коммент., вступит. ст. и прил. А.Л. Федорина. Т. 7. М., 2020.

49. Полное собрание исторических записок Дайвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы) / Пер. с ханвьета, коммент., вступит. ст. и прил. А.Л. Федорина. Т. 8. М., 2021.

50. Полное собрание исторических записок Дайвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы) / Пер. с ханвьета, коммент., вступит. ст. и прил. А.Л. Федорина. Т. 4. М., 2022.

51. Три четверти века. Д.В. Деопику — друзья и ученики. М., 2007.

52. Тюрин А.Ю. Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III-VIII веках. М., 1980.

REFERENCES

1. Volkov S.V. D.V. Deopik kak uchenyj. Tri chetverti veka. D.V. Deopiku — druz'ya i ucheniki. M., 2007.

2. Gnevusheva E.I. Akademik Aleksandr Andreevich Guber. M., 1987.

3. Guber A.A. Izbrannye trudy. M., 1976.

4. Deopik D.V. Organizaciya upravleniya na okrainah kitajskoj imperii na primere v'etskih zemel' krajnego Yuga. Nauchnaya konferenciya "Obshchestvo i gosudarstvo vKitae". Doklady i tezisy. Vyp. 1. M., 1970.

5. Deopik D.V. Korpus imen rabov i predstavitelej drugih kategorij lichno zavisimyh vKambodzhe V-VIIIvv. (Po dannym epigrafiki). Epigrafika Yuzhnoj i Vostochnoj Azii. 1972.

6. Deopik D.V. Narodnaya hronologicheskaya tradiciya kak istoricheskij istochnik (po materialam srednevekovoj Birmy). Matematicheskie metody v istoricheskih issledovaniyah. M., 1972.

7. Deopik D.V. Opyt sistematizacii konkretno-istoricheskogo materiala, soderzhash-chegosya v "Chun qiu". Chetvertaya nauchnaya konferenciya "Obshchestvo i gosudarstvo vKitae". Tezisy i doklady. Vyp. 1. M., 1973.

8. Deopik D.V. Opyt sistematizacii konkretno-istoricheskogo materiala, soderzhashchegosya v "Chun qiu". Chetvertaya nauchnaya konferenciya "Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae". Vyp. 2. M., 1973.

9. Deopik D.V. Gegemoniya i gegemony po dannym "Chun qiu". Pyataya nauchnaya konferenciya "Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae". Vyp. 1. M., 1974.

10. Deopik D.V. Gosudarstvo Qi v VIII — nachale V v. do n.e. (po dannym "Cun'cYu"). Shestaya nauchnaya konferenciya "Obshchestvo i gosudarstvo vKitae". Vyp. 1. M., 1975.

11. Deopik D.V. Epigrafika i karta. Karta, skhema i chislo v etnicheskoj geografii. M., 1975.

12. Deopik D.V. Problemy metodiki issledovaniya epigraficheskogo kompleksa primenitel'no k zadacham social'no-ekonomicheskogo analiza (na materiale birmanskoj epigrafiki). Vestnik MGU. Ser. 13. Vostokovedenie, 1977, № 2.

13. Deopik D.V. Region Yugo-Vostochnoj Azii s drevnejshih vremen do XV v. Yugo-Vostochnaya Aziya v mirovoj istorii. Chast' I. M., 1977.

14. Deopik D.V. Vnutripoliticheskaya istoriya pozdnego Madzhapahita i eyo svyaz' s izmeneniem struktury klassafeodalov. Malajsko-indonezijskie issledovaniya. M., 1977.

15. Deopik D.V. Gegemoniya i gegemony po dannym "Chun qiu". Gosudarstvo i ob-shchestvo v Kitae. M., 1978.

16. Deopik D.V. Tipy social 'noj terminologii kkhmerov. Problemy tipologii v etnografii. M., 1979.

17. Deopik D.V., Kullanda S.V. Prostejshie priznaki yavanskogo epigraficheskogo massiva VII — nachala X vv. kak istochnik po istorii rannesrednevekovoj Yavy. Etnicheskaya istoriya narodov Vostochnoj i Yugo-Vostochnoj Azii v drevnosti i v srednie veka. M., 1981.

18. Deopik D.V. Voprosy kolichestvennogo analiza epigraficheskih pamyatnikov. Vestnik MGU. Ser. 13. Vostokovedenie. 1983. № 4.

19. Deopik D.V. Kolichestvennye metody v issledovaniyah epigrafiki. 31-j mezhdun-arodnyj kongress obshchestvennyh nauk: Vostokovedenie i afrikanistika. Tokio. M., 1983. S. 1-13 (na angl. yaz.).

20. Deopik D.V. Evolyuciya agrarnyh otnoshenij po dannym kolichestvennogo analiza birmanskoj epigrafiki. Matematicheskie metody i EVMv istoricheskih issledovaniyah. M., 1985.

21. Deopik D.V. Agrarnye otnosheniya v Birme XI-XV vv. po dannym epigrafiki. Vestnik MGU. Ser. 13. Vostokovedenie. 1986. N 1.

22. Deopik D.V. Social'no-ekonomicheskaya struktura gosudarstva Tyampa v III-XV vv. i ee evolyuciya po dannym kolichestvennogo analiza vidov nadpisej i ih prostranstvenno-vremennogo raspredeleniya. Kolichestvennye metody v izuchenii istorii stran Vostoka. M., 1986.

23. Deopik D.V. Substratnye skhodstva i svyazi vremen formirovaniya Yugo-Vostochnoj Azii kak istoricheskogo regiona v epohu stanovleniya gosudarstvennosti i polietnicheskih imperij. Stanovlenie regiona: integracionnye processy v Yugo-Vostochnoj Azii. M., 1989.

24. Deopik D.V. Problema skhodstva kul'tur V'etnama, Korei i Yaponii. Tradicionnyj V'etnam, Vyp. II. M., 1996.

25. Deopik D.V. Nekotorye tendencii social'noj ipoliticheskoj istorii Vostochnoj Azii v VIII-Vvv. do n.e. (na osnovesistematizacii dannyh "Chun qiu"). Konfucieva letopis' "Chun qiu" ("Vyosny i oseni"). Per. i primech. N.I. Monastyreva. M., 1999.

26. Deopik D.V. V'etnam. Istoriya, tradiciya, sovremennost'. M., 2002.

27. Deopik D.V. Nekotorye vazhnejshie processy formirovaniya gosudarstvennosti v Vostochnoj iproto-Yugo-Vostochnoj Azii vIII-II tysyacheletiyah do n.e. Nauchnaya konferenciya Lomonosovskie chteniya. Aprel' 2007 g. Vostokovedenie. Tezisy dokladov. M., 2007.

28. Deopik D.V. Agrarnaya istoriya gosudarstva Champa vo II-XV vv. po dannym kolichestvennogo analiza epigrafiki. Teoriya i metody issledovaniya vostochnoj epigrafiki. M., 2006.

29. Deopik D.V. Central'noaziatskie svyazi rannegosudarstvennyh ob'edinenij v verhov'yah Siczyana, Yanczy i Krasnoj reki v pozdnem bronzovom — rannem zheleznom veke. Tradicionnyj V'etnam. Vyp. 3. M., 2008.

30. Deopik D.V. Chetyre etyuda ob istorii drevnej Vostochnoj Azii: vzglyad s Yuga. Sorok pervaya nauchnaya konferenciya "Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae". Uchenye zapiski otdela Kitaya. Vyp. 3. M., 2011.

31. Deopik D.V. Kolichestvennye metody v izuchenii istoricheskoj informacii (provery-aemaya istoriya). M., 2011.

32. Deopik D.V. Ob istoricheskih svidetel'stvah i vospriyatii istorii v razlichnye epohi. Otgolosok proshedshego v budushchem. Sbornik nauchnyh statej prepodavatelej i aspirantov Istoricheskogo fakul'teta (PSTGU). M., 2012.

33. Deopik D.V., Nikitin A.V. Agrarnye otnosheniya v srednevekovom V'etname. M., 2015.

34. Deopik D.V., Ul'yanov M.Yu. Istoriya osnovnyh istoriko-kul'turnyh zon Vostochnoj Azii v X-I tys. do n.e. v pervom tome "Istorii Kitaya": podhody i koncepcii. 47-ya nauchnaya konferenciya "Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae. Uchenye zapiski otdela Kitaya". Vyp. 22. T. XLVII. Chast' 1. M., 2017.

35. Deopik D.V., Ul'yanov M.Yu. O nashem napravlenii v izuchenii istorii tradicionnogo Kitaya: teoriya i praktika sozdaniya nauchnogo kollektiva. Vestnik Universiteta Dmitriya Pozharskogo. 2019. N 3 (15).

36. Deopik D.V., Ganshin B.K. Velikaya Chuskaya stena. Vestnik UniversitetaDmitriya Pozharskogo. 2019. N 3 (15).

37. Deopik D.V., Ganshin B.K. Simvoly pravleniya kak istochnik pri izuchenii istorii Kitaya (Chast' 1). Kitaj: obshchestvo i kul'tura. 2022. T. 1. № 1.

38. Isaeva M.V. Predstavleniya o mire igosudarstve vKitae vIII-VIvekah n.e. M., 2000.

39. Istoriya Kampuchii. Kratkij ocherk. M., 1981.

40. Istoriya Kitayas drevnejshih vremen do nachalaXXIveka. T. 1. Drevnejshaya i drevnyaya istoriya (po arheologicheskim dannym). Ot paleolita do V v. do n.e. M., 2016.

41. Karapet'yanc A.M. U istokov kitajskoj slovesnosti. Sobranie trudov. M., 2010.

42. Kuchera S. Kitajskaya arheologiya, 1965-1974 gg.: paleolit — epoha In': Nahodki i problemy. M., 1977.

43. Polnoe sobranie istoricheskih zapisok Dajv'eta (Dajv'et shy ki toan thy). Per. s hanv'eta, komment., vstupit. st. i pril. K.Yu. Leonova, A.V. Nikitina, pri uchastii V. I. Antoshchenko, M.Yu. Ul'yanova. T. 1. M., 2002.

44. Polnoe sobranie istoricheskih zapisok Dajv'eta (Dajv'et shy ki toan thy). Per. s hanv'eta, komment., vstupit. st. i pril. K.Yu. Leonova, A.V. Nikitina i A.L. Fedorina. T. 2. M., 2010.

45. Polnoe sobranie istoricheskih zapisok Dajv'eta (Dajv'et shy ki toan thy). Per. s hanv'eta, komment., vstupit. st. i pril. K.Yu. Leonova, A.V. Nikitina, A.L. Fedorina pri uch. M.Yu. Ul'yanova. T. 3. M., 2012.

46. Polnoe sobranie istoricheskih zapisok Dajv'eta (Dajv'et shy ki toan thy). Per. s hanv'eta, komment., vstupit. st. i pril. A.L. Fedorina. T. 5. M., 2014.

47. Polnoe sobranie istoricheskih zapisok Dajv'eta (Dajv'et shy ki toan thy). Per. s hanv'eta, komment., vstupit. st. i pril. A.L. Fedorina. T. 6. M., 2018.

48. Polnoe sobranie istoricheskih zapisok Dajv'eta (Dajv'et shy ki toan thy). Per. s hanv'eta, komment., vstupit. st. i pril. A.L. Fedorina. T. 7. M., 2020.

49. Polnoe sobranie istoricheskih zapisok Dajv'eta (Dajv'et shy ki toan thy). Per. s hanv'eta, komment., vstupit. st. i pril. A.L. Fedorina. T. 8. M., 2021.

50. Полное собрание исторических записок Дайвьета (Дайвьет шы ки тоан тхы) / Пер. с ханвьета, коммент., вступит. ст. и прил. А.Л. Федорина. Т. 4. М., 2022.

51. Tri chetverti veka. D.V. Deopiku — druz'ya i ucheniki. M., 2007.

52. Tyurin A.Yu. Formirovanie feodal'no-zavisimogo krest'yanstva v Kitae v III-VIII vekah. M., 1980.

Статья поступила в редакцию 13.11.2022; одобрена после рецензирования 19.11.2022; принята к публикации 25.11.2022

The article was submitted 13.11.2022; approved after reviewing 19.11.2022; accepted for publication 25.11.2022

ОБ АВТОРАХ

Ульянов Марк Юрьевич — кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой китайской филологии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова; ulm@mail.ru

Федорин Андрей Львович — доктор исторических наук, научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН; ffeedd@list.ru

ABOUT THE AUTHORS

Mark Yu. Ulyanov — PhD, Associate Professor, Head of Department of the Chinese philology, Institute for Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University; ulm@mail.ru

Andrei L. Fedorin — Doctor of Historical Sciences, Researcher at the Center for the Study of Vietnam and ASEAN IKSA RAS; ffeedd@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.