Научная статья на тему 'К 80-летию Галины Александровны Петровой'

К 80-летию Галины Александровны Петровой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 80-летию Галины Александровны Петровой»

им ЮБИЛЯРЫ

К 80-ПЕТИЮ ГАЛИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ПЕТРОВОЙ

Г. В. Мухаметзянова, академик РАО, директор института психологии и педагогики профессионального образования РАО, О. А. Хабриева, доцент кафедры педагогики Казанского университета

Галине Александровне Петровой, профессору кафедры педагогики Казанского государственного университета, доктору педагогических наук, Заслуженному деятелю науки Республики Татарстан, Отличнику народного просвещения РСФСР, действительному члену Международной педагогической академии исполняется 80 лет.

Г. А. Петрова родилась 26 февраля 1928г. в Чувашии, в городе Алатырь. Окончила среднюю школу в Шумерле, затем отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского государственного университета. После окончания университета в 1951 г. оставлена на кафедре педагогики и психологии для подготовки кандидатской диссертации по педагогике. Тема диссертационного исследования была практико-ориентированной - «Воспитание художественного вкуса на уроках и во внеклассной работе по литературе как одна из педагогических задач курса литературы в средней школе», поэтому Г. А. Петрова совмещает учебу в аспирантуре с работой в школе. В 1955г. в Казанском университете защищает диссертацию на

степень кандидата педагогических наук под руководством Б. П. Рождественского и на всю жизнь остается работать на кафедре педагогики университета: ассистент, доцент, профессор, в 1975-1980 гг.- заведующий этой кафедрой. Г. А. Петрова совместно со своим учителем, с коллегами по кафедре, а позже и со своими учениками, закладывает основы нового направления - педагогические основы эстетического воспитания. Научное направление развивалось в результате собственной многогранной научно- исследовательской деятельности Г. А. Петровой в Казанском университете и на факультете искусствоведения общественного университета учителя при Казанском Городском отделе народного образования, бессменным деканом которого она была почти четверть века (с 1961 по 1985г.).

Научные изыскания позволили Г. А. Петровой разработать концепцию эстетической подготовки учителя, которая обоснована в ее докторской диссертации, защищенной в 1989г. в Москве в АПН СССР: «Педагогические основы эстетической подготовки учителя в педагогических вузах», атак-

124

16.01.09, 12:49

^^^тлшл п жшгс

же в ее монографиях. Г. А. Петрова подготовила более десяти кандидатов педагогических наук и продолжает обучать аспирантов и соискателей. Г. А. Петрова является автором сотен работ, в числе которых монографии, статьи, учебные и методические пособия, программы учебных курсов. Педагоги всей страны, занимающиеся проблемами эстетического воспитания, знают ее труды. Г.А.Петровой благодарны казанские учителя гуманитарно-художественных дисциплин, совершенствовавшие свою педагогическую квалификацию на искусствоведческом факультете общественного университета. Галина Александровна и сейчас пишет интересные статьи, является

Наши юбиляры

членом двух диссертационных советов, постоянно востребована как оппонент докторских и кандидатских диссертаций.

Галина Александровна - человек умный. образованный, очень деликатный, с сильным характером, мужественный и женственный одновременно, с особым мудрым отношением к жизни, свойственным настоящим, а поэтому редким, российским интеллигентам. Для университетского ученого, работающего в молодежной аудитории, это не менее важно, чем научные публикации.

Поздравляем юбиляра, желаем здоровья, творческого настроения и новых успехов.

■■■■um

EC Hill

ANNOTATIONS

Y. A. Shikhov. In article conceptual bases qualimetric monitoring of quality of training are considered. The offered model of monitoring of quality has three-level hierarchical structure: regional, municipal and separate educational establishment . The organizational structure of monitoring is resulted and problems of divisions are described.

O. N. Nurgatina. The article under consideration observes the basic social, age and professional peculiarities of the students' development. The article includes the description of the complex of conditions, aims and problems considering the students' adaptive abilities development during different stages (courses) of their professional preparation.

V. R. Shamsutdinova. Content and structure of worldview culture of a student of professional college of pedagogical profile. Substantial content (psychological structure) of quality-integrative criteria revealing organization of worldview of future specialists of pedagogical profile in the process of education in professional college, Cognitive, emotionally valuable, motivationally-semantic, activation - productive. All this stands as basis for integral diagnostics and revealing of levels of organization of students worldview within the process of education in professional colleges.

R. N. Nauryzbaeva. Application of heuristic methods in formation of national consciousness of students by facilities of folk art. In a modern period of development of society the problem of formation of national consciousness of young student becomes actual. In the process of teaching of pedagogical disciplines in Kzylordinsk Humanitarian university the idea of ethnocultural formation are directed on creation of national system of training and education, co-operation and dialogue of cultures for development of creative potential in formation of national consciousness of students.

N. N. Maslennikova, The increase of the students' ecological consciousness forming efficiency in Technical University is becoming possible by means of changing the content of studies, by means of strengthening the problems of studies and the subjective significance of the considered questions for the students. It is also possible by means of using «The strategy of orientation» in problem space in organization part of practical and experimental works.

■m i i m

EC niXD

E. V, Leus, P, L Sidorov, A. G. Soloviev. Personality features of delinquents under age in process of adaptation in juvenile institution. Personality features of persons under age in a juvenile institution have been determined, and their effect on nature of a process of adaptation to conditions of limited freedom has been studied. It has been established that behavioral responses of adolescents were changed depending on duration of stay at such an institution. Respondents being in the process of adaptation (first 6 months of their stay) showed anxiety and unstable behavior, lock-in, immersion in their own emotions. Adapted adolescents (after first 6 months) were less anxious, more active in contacts and hard-working in their activity. It has been noticed that situations of limited freedom, judicial-investigation actions affected behavior of adolescents. Key words: delinquent behavior, delinquents under age, conditions of limited freedom, adaptation process.

E. N. Faskhutdinova. Educational level, improvement of qualification and requalification of the teachers of Kazan province/TASSR at the first decade after revolution. This article tells us about the system of courses of the improvement of teacher's qualification. There were short-term courses, year long courses and three year long courses for teachers. The last ones finally became colleges in the field of education. Besides that, in this article you can find analysis of an average level of education of the teachers of that time, which shoes the necessity of qualification of teachers.

A. N. Nikolaev. Professional training of the future technology teachers in rural school. The material in professional training of the future technology teachers in rural school is submitted in the given work as the certain system, and this system is characterized as the ordered set and totality the unity of elements of educa-tional process in the technological - economic faculty, directed on increase of a level and perfecting of professional competence of the future technology teachers in rural school.

N. A. Biryukova. Training the Adult Educator as an Actual Pedagogical Task. The article deals with specific aspects of profession «Adult Educator», requirements to his personal and professional qualities. The differences between school teacher and adult educator are revealed. The necessity of special training of adult educator for supplementary vocational education is justified.

L. R. Shafigulina. The professional self-development of the young teacher, which activity will define development of education for the nearest decades, gets the special importance now. The article is devoted to results of research of a level of self-actualization of the person of 70 beginner teachers of schools of Astrakhan. Results of the test have shown, that at the majority of examinees the level of expressiveness of the measured characteristic does not enter into a range of self-actualization.

^^■zmjzn 4- п жжгс

Журнал входит в перечень научных периодических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата наук и доктора наук.

КАЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

К сведению авторов!

К рассмотрению принимаются: статьи, соответствующие профилю журнала - педагогика и психология профессионального Образования и оформленные в соответствие с ниже изложенными требованиями.

Материал дляпублвдации должен быть представлен в распечатанное виде с обязательным приложением электронной версии (один файл см. «Структура статьи»).

Объем - до 10-ти страниц формата A4 (0,5 п.л.). Текстовый редактор Word 2003. Шрифт: Times New Roman, 14 пт., межстрочный интервал - 1,5. Поля: левое - 1,5 см, правое - 1 см; нижнее - 1,5 см; верхнее - 1,6 см. Выравнивание по ширине. Нумерация страниц - внизу, от центра. Отступ первой строки абзаца - 1 см. Без переносов.

Таблицы, рисунки, графики и диаграммы: внедряются в текст в формате A4 после первой ссылки. Перед таблицей ставится ее номер (выравнивается по правому краю) и название, выставленное по центру.

Сноски и примечания приводятся только в конце статьи и оформляются в соответствии с действующими стандартами. При цитировании и ссылке на источники, указываются: фамилия: и инициалы автора, название книги, место и год издания, конкретные страницы:. Допускаются только общепринятые сокращения. Электронный носитель не возвращается.

К статье прилагаются: направление кафедры (отдела), рецензия и выпийса из протокола обсуждения статьи.

Стоимость статьи определяется только после её размещения в журнале. Сроки публикации определяются: редакцией исходя из актуальности и очередности подачи материала.

Представляя в редакцию рукопись своей статьи, автор берёт на себя обязательства не публиковать её ни полностью, ни частично в ином издании без согласия редакции.

Авторы несут всю ответственность за подбор и достоверность приведённых фактов, цитат, ..iKoiioMiiKo ei;iгпети'Н'ских данных, имён собственных, географических названий И прочих сведений, а также за использование данных, не предназначенных для открытой печати.

Название статьи печатается прописными буквами. Ниже указывают инициалы автора и фамилию, полное и сокращенное наименование вуза и город. Основной текст следует печатать, отступив 2 интервала.

Аннотации на русском, и английском (включают в себя ФИО и название статьи на английском языке) размещаются в конце статьи на отдельной странице. Здесв же размещается авторская справка: адрес, ФИО полностью, официальное наименование места работы, должность, ученая степень, контактный телефон, электронная почта,

« Материалы не рецензируются и не возвращаются.

s При перепечатке ссылка на журнал обязательна.

e-mail: kpj07@mail.ru

http; //www .ken. ru/t.at_ru/sc ience/isporao /index. htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.