К 70-ЛЕТИЮ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА ХРШАНОВСКОГО
TO THE 70-TH ANNIVERSARY OF VLADIMIR ANDREEVICH KCHRSHANOVSKY
В ноябре 2018 г. отмечает свой 70-летний юбилей Владимир Андреевич Хршановский, один из ведущих специалистов Государственного Музея истории религии, с которым связана вся его трудовая деятельность, начиная с зачисления в аспирантуру музея в ноябре 1970 г. и до выхода на пенсию в марте 2009 г. Почти 50 лет он входит в сообщество исследователей античного Боспора как сотрудник и руководитель археологических экспедиций, автор более 130 научных работ по широкому кругу проблем северопричерноморской истории и археологии, как непременный участник конференций в России и за рубежом, оппонент диссертационных исследований, член редколлегий ряда периодических научных изданий.
Разнообразие исследовательских интересов и неистощимая увлеченность своим делом, незаурядные организаторские способности и яркий педагогический талант, искренняя признательность своим учителям - все эти качества В.А. Хршановского, хорошо известные в сообществе российских антиковедов, снискали ему заслуженный авторитет и всеобщее уважение.
Владимир Андреевич Хршановский родился 10 ноября 1948 г. в г. Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) в семье журналистов. Именно от них он унаследовал незаурядный литературный талант. Мама - Серафима Матвеевна Драбкина (1911 -1990), закончила в 30-е гг. Коммунистический институт журналистики (КИЖ). Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде служила корреспондентом газеты «Ленинградская правда».
Отец - Андрей Александрович Хршановский (1915 - 1964), ведет свой род из богатой и большой семьи купцов Пиликиных, живших в Кунгуре почти со времен основания города (1663 г.). В 20-е годы семья переехала в Петроград, где в 1930 году А.А. поступил в ФЗУ завода «Электросила», овладел профессией токаря. С 1934 года учился на рабфаке Лесотехнической академии, затем экстерном сдал экзамены за первые курсы исторического факультета ЛГУ. С 1938 года пробует себя в литературе. Осенью 1939 г. призван в ряды Советской армии. По военной специальности - артиллерист (зенитные и 45-миллиметровые противотанковые орудия). В своей автобиографии он писал: «Наша батарея стояла на границе с Восточной Пруссией и в 4 часа 15 минут 22 июня 1941 года сделала первый залп
3
по фашистским самолетам». Большую часть войны провел во внутреннем кольце обороны Ленинграда в качестве артиллериста-разведчика гвардейского 509 истребительно-противотанкового полка 42 армии. Участвовал в освобождении Пскова, Эстонии и Латвии. Начал войну курсантом, помощником командира взвода, закончил майором, старшим помощником начальника оперативного отдела штаба артиллерии 3 Прибалтийского фронта. Осенью 1945 года принимал участие в разгроме Японии. Награждён орденами Красной Звезды (1944), Отечественной войны I и II степени (1944), медалями «За отвагу» (1942), «За оборону Ленинграда» (1943), «За победу над Германией» (1946).
После демобилизации в 1946 году Андрей Александрович начинает серьезно заниматься журналистикой. Его статьи публикуются в газетах «Ленинградская правда», «Смена», «Ленинские искры». С 1948 года он становится редактором, а затем главным редактором и директором Ленинградского отделения издательства «Молодая гвардия». После его ликвидации с середины 50-х годов работал главным редактором Ленинградского отделения издательства «Детгиз». В 1958 году он переходит на работу во всесоюзный литературно-художественный и общественно-политический журнал «Звезда», заняв должность заведующего отделом прозы. Заочно продолжал учиться на факультете журналистики ЛГУ, который окончил в 1962 году. 6 мая 1964 года скоропостижно скончался от сердечного приступа.
Детские годы Владимира Андреевича прошли в Ленинграде на Греческом проспекте, где он живет и по сей день. Учился с 1 по 8 класс в школе № 155 Смольнинского района, 9-10 классы заканчивал в школе № 172, где преподавала литературу Ирина Николаевна Вакина, научившая Володю любить и понимать русскую литературу и повлиявшая на развитие литературного таланта. В 1966 г., закончив школу, он поступает в Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена. После первого курса в 1967 г. отправляется на археологическую практику в станицу Елизаветинскую, открыв счет своих археологических полевых сезонов. После окончания института, недолго поработав в школе учителем истории (сентябрь - декабрь, 1970 г.), а в декабре 1970 г. зачислен в аспирантуру Музея истории религии, с которым связана вся его дальнейшая трудовая деятельность.
Закончив аспирантуру (1974), он остается работать в музее младшим научным сотрудником, успешно защищает кандидатскую диссертацию (1977 г.) и занимает в музее более ответственные должности, включая такие, как заведующий отделом и заместитель директора по научной работе. В ноябре 2002 г. за многолетний и плодотворный труд, за особые заслуги в области сохранения и развития культуры и искусства награжден знаком «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ.
Следующей экспедицией увлеченного археологией аспиранта стал Илурат в 1972 г. В те годы руководителем экспедиции был Михаил Моисеевич Кубланов (1914 - 1998), ученый-религиовед и археолог, ставший учителем и наставником
Владимира. Возможно, именно там Владимир окончательно осознал свое призвание, которому и посвятил дальнейшую жизнь. Археология стала его основной специальностью. С 1984 года он возглавляет сначала отряд Боспорской экспедиции ИИМК РАН, являющийся фактически экспедицией ГМИР, в 1990 г. получает собственный открытый лист на некрополь Китея, а затем с 1994 г. - на некрополь Илурата, бессменно, вплоть до 2009 г., возглавляя археологическую экспедицию Государственного Музея истории религии.
После ухода из музея Владимир Андреевич не бросил свою экспедицию и продолжает руководить ею до настоящего времени, за что ему очень благодарны «птенцы его гнезда». В общей сложности В.А. Хршановский провел на Илурате и Китее около 40 полевых сезонов. Объекты археологической деятельности -некрополи - предопределили особый и специальный интерес ученого к выявлению семантики вещей, символов, животных, связанных с погребально-поминальными обрядами. Сферой его научных интересов также являются проблемы, связанные с архаическими формами сознания и возможностью их реконструкции на основе археологических данных.
Работая в музее, он был соорганизатором и участником нескольких музейных конференций, в числе которых: «Реконструкция древних верований: источники, метод, цель», 1990; «Вещь в контексте культуры», 1992; «Чужая вещь в культуре», 1994; «Животные и растения в мифоритуальных системах», 1996. Является бессменным председателем оргкомитета и постоянным участником одной из крупнейших международных археологических конференций «Боспорский феномен» (1998 - 2018). Принимает активное участие во многих научных археологических конференциях в России и за рубежом.
Как бы ни складывались карьерные и житейские обстоятельства в биографии Владимира Андреевича, в его отношении к науке главным движущим фактором всегда был и остается интерес к боспорским древностям. И это не только материально-вещественные остатки былых времен, но также общественно-политические и правовые учреждения, военные структуры, хозяйственный и бытовой уклады, культовые установления и религиозные взгляды, воплощавшиеся и в повседневных практиках, и высоких шедеврах поэзии и изобразительных искусств. Именно в таком понимании предмета своих изысканий работает В.А. Хршановский и как многоопытный полевой археолог, прекрасный знаток и интерпретатор конкретных артефактов, и как исследователь культурной и социально-экономической истории Боспорского царства, опирающийся на скрупулезный анализ письменных свидетельств и стремящийся к разносторонней реконструкции событий, к постижению сущности исторических процессов. В этом, безусловно, заключается главный фактор и залог его плодотворной многолетней работы в избранной области.
Во всех направлениях деятельности В.А. Хршановским сделано и достигнуто действительно очень многое. Тем не менее, он снова и снова обращается к спорным вопросам боспорской истории и, привлекая новооткрытые материалы, с
завидной энергией продолжает свою педагогическую и исследовательскую работу, выдвигает оригинальные идеи, неустанно оттачивает свою аргументацию в ответ на высказанные точки зрения или на критику своих положений.
Поздравляя Владимира Андреевича с 70-летием, хотелось бы от имени всех его коллег, друзей и учеников пожелать ему достижения новых высот в любимой профессии, интересных открытий, неизменной удачи, сил и здоровья.
Друзья, коллеги.
Библиография работ В.А. Хршановского
1. [Рецензия]// Звезда. 1970. № 6. С. 216-218. - Рец. на кн.: Утченко С.Л. Древний Рим. События, люди, идеи. М.: Наука, 1969. 320 с.
2. Свет и любовь// Звезда. 1971. № 11. С. 214-215. - Рец. на кн.: Шереметьева Е.М. С грядущим заодно: Роман. Л.: Сов.писатель. Ленингр.отд-ние, 1970. 342 с., портр. (в соавторстве с С.М. Драбкиной).
3. [Рецензия]// Звезда. 1973. № 10. С. 219-220. - Рец. на кн.: Западов А.В. В глубине строки: О мастерстве читателя. М.: Сов.писатель, 1972. 279 с.
4. Мистицизм как религиозный феномен// Социально-психологические аспекты критики религиозной морали. Вып. 2. Л., 1974. С. 34-48.
5. Поклонники дьявола// Звезда. 1974. № 8. С. 177-184.
6. Тысяча первый оттенок (критика религиозно-мистической концепции Э. Массона)// Наука и религия. 1974. № 8. С. 70-71.
7. [Рецензия]// Звезда. 1976. № 5. С. 216. - Рец. на кн.: Калмановский Е.С. Дни и годы (Жизнь Т. Грановского). М.: Сов.писатель, 1975. 200 с.
8. Три ипостаси дьявола // Наука и религия. 1976. № 11. С. 84-88.
9. Книга друзей// Звезда. 1977. № 1. С. 216.
10. Проза требует мыслей// Звезда. 1977. № 7. С. 206-209. - Рец. на кн.: Лихоносов В. Элегия: Повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1976. 400 с.
11. Три ипостаси дьявола// Мир человека. М., 1977. С. 140-146.
12. В поисках истины// Звезда. 1978. № 4. С. 220. Рец. на кн.: Васильев Б. Были и небыли: Роман. Кн. 1. 1876. М.: Сов.писатель, 1977. 480 с.
13. Неокультомания как проявление кризиса религиозного сознания на Западе// Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. Л., 1978. С. 55-70.
14. Верность теме// Звезда. 1979. № 10. С.219. Рец. на кн.: Ветемаа Э. О головах: Пьесы/ Пер. с эстонского. Таллин: Ээсти раамат, 1976. 270 с.
15. Неокультомания как эмоциональное восполнение и романтическая критика современного капиталистического общества// Социально-философские аспекты критики религии. Л., 1979. С. 93-106.
16. Повесть о Петрашевском// Звезда. 1979. № 3. С. 213-214. Рец. на кн.: Кокин Л. Зову живых: Повесть о Петрашевском. М., 1978. 424 с.
17. Гипотеза о Грибоедове// Звезда. 1982. № 1. С. 186-187. Рец. на кн.: Лебедев А. Грибоедов: факты и гипотезы. М.: Искусство, 1980. 303 с.
18. К истории католической общины в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургской губернии
в XVIII - начале XX веков (обзор литературы и источников)// Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. Л., 1982. С. 142-160.
19. К оценке Ф. Энгельсом Бруно Бауэра как историка раннего христианства// Проблемы атеизма и критики религии в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Л., 1983. С. 77-92.
20. Опыт использования археологических материалов некрополя Илурата в экспозиции «Религия и свободомыслие древнего мира» ГМИРиА// Научно-атеистические исследования в музеях. Л., 1983. С. 88-96.
21. Пятнадцать лет спустя// Звезда. 1983. № 9. С. 195-196. Рец. на кн.: Унт М. Осенний бал: Повести и роман. М.: Сов.писатель, 1982. 320 с.
22. [Рецензия]// Звезда. 1986. № 12. С. 195-196. Рец. на кн.: Калмановский Е.С. Путник запоздалый: рассказы и разборы. Л.: Сов.писатель ЛО, 1985. 256 с.
23. У стен древнего Илурата// Ноосфера. М., 1986. С. 154-165 (в соавторстве с В.А. Го -рончаровским).
24. Афродита Илуратская (о раскопках на некрополе античного города Илурата)// Наука и религия. 1987. № 3. С. 50-51.
25. Проблема отношения христианства к античному культурному наследию в русской и советской историографии Х1Х-ХХ веков// Проблемы формирования светской культуры в Западной Европе. Л., 1987. С. 106-124.
26. Новый погребальный комплекс на некрополе Илурата// Проблемы античной культуры: Тезисы докладов Крымской конференции. Ч. III. Симферополь, 1988. С. 28-29.
27. Позднеантичные погребения на некрополе Илурата// Научно-атеистические исследования в музеях: Сборник научных трудов ГМИРиА. Л., 1988. С. 16-27.
28. Некрополь Илурата: раскопки 1984-1988 годов// Проблемы религиоведения и атеизма в музеях. Л., 1989. С. 6-42 (в соавторстве с М.М. Кублановым).
29. Тайна Лермонтова// Звезда. 1989. № 10. С. 184-188.
30. Рельеф из некрополя Илурата// Конференция «Реконструкция древних верований: источники, метод, цель»: тезисы докладов. Л., 1990. С. 96-97.
31. Барельеф из некрополя Илурата// Реконструкции древних верований: источники, метод, цель: Сборник научных трудов. СПб., 1991. С. 122-129.
32. Памяти Б.Р. Шварцвальда// Там же. С. 219-225.
33. Два лика древнего Боспора// Музеи России. 1992. № 1. С. 15-17.
34. Новые материалы о хтонических культах на Боспоре в первые века нашей эры// Краткое содержание докладов лавровских (среднеазиатско-кавказских) чтений. 1990-1991. СПб.,
1992. С. 43.
35. Жизнь без смерти (реконструкция архаических представлений о смерти по материалам античных некрополей Боспора)// Жизнь. Смерть. Бессмертие. СПб.,
1993. С. 14-16.
36. Жернова на некрополе// Вещь в контексте культуры: материалы научной конференции. СПб., 1994. С. 108-109 (в соавторстве с И.А. Тульпе).
37. «Многобожие» Лермонтова (о подходе к исследованию религиозных воззрений поэта)// Опыт религиозной жизни и ценности культуры. СПб., 1994. С. 113-114.
38. Раскопки верхнего некрополя Илурата// Археологические исследования в Крыму. 1993. Симферополь, 1994. С. 83-85 (в соавторстве с В.А. Горончаровским).
39. Раскопки некрополя Китея // Там же. С. 264-265.
40. Семантика «двойной спирали» в знаковой системе античного Боспора// Краткое
содержание докладов лавровских (среднеазиатско-кавказских) чтений. 1993. СПб., 1994. С. 68-69.
41. Время и труд (об археологической экспедиции ГМИР)// Санкт-Петербург. 1995. № 1. С. 12.
42. Реликты каменного века на античных некрополях Боспора (по материалам некрополей Илурата и Китея)// Чужая вещь в культуре: материалы научной конференции. Октябрь-ноябрь, 1995 г. СПб., 1995. С. 45-47 (в соавторстве с И.А. Тульпе).
43. Тризна в грунтовых некрополях Боспора (по материалам археологических раскопок некрополей Илурата и Китея)// Ритуал и ритуальный предмет: сборник научных трудов. СПб., 1995. С. 32-42.
44. Собака в погребальном обряде античного Боспора// Животные и растения в мифоритуальных системах: Материалы научной конференции. Октябрь, 1996. СПб,
1996. С. 36-37.
45. Архаические культовые сооружения на античном некрополе// Музей - хранитель памятников сакральной культуры. Религия и культурная память человечества: Материалы V Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. Ноябрь 1997 г. СПб.,
1997. С. 64-65.
46. Боспорское христианство Ш-^ вв. н.э.// Религиозный синкретизм: проблемы теоретического и исторического исследования. СПб., 1997. С. 20-21.
47. Конь в погребально-поминальной обрядности античного Боспора// Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения. 1994-1995. Краткое содержание докладов. СПб., 1997. С. 96-98.
48. Семантика «розетки» в погребальной обрядности античного Боспора// Там же. С. 98-100.
49. Кремни в погребально-поминальной обрядности античного Боспора// Боспор и античный мир: сборник научных трудов. Нижний Новгород, 1997. С. 155-166 (в соавторстве с И.А. Тульпе).
50. Раскопки некрополя Китея и верхнего некрополя Илурата. Археологические исследования в Крыму. 1994 г. Симферополь, 10997. С. 265.
51. Некрополи Илурата и Китея. Археологическая экспедиция ГМИР 1968-1998 (предварительные итоги)// Историк. Археолог. Литератор. К 80-летию Михаила Моисеевича Кубланова: юбилейный сборник. СПб., 1998. С. 102-105.
52. Новый памятник гуннской эпохи из некрополя Китея// Ювелирное искусство и материальная культура: тезисы докладов участников пятого коллоквиума. СПб., 1998. С. 80-81.
53. Погребения 1-11 вв. н.э. с краснолаковой керамикой из некрополя Илурата// Эллинистическая и римская керамика в Северном Причерноморье. Труды ГИМ. Вып. 102. М., 1998. С. 77-87.
54. «Башни», «круги», «святилища»// Боспорский феномен. Греческая культура на периферии античного мира: материалы международной научной конференции. СПб., 1999. С. 52-57.
55. Погребальный комплекс с трупосожжением I в. н.э. на некрополе Китея// Боспорский город Нимфей: новые исследования, материалы и вопросы изучения античных городов Северного Причерноморья: международная научная конференция, посвященная 60-летию Нимфейской археологической экспедиции и 70-летию со дня рождения Н.Л. Грач: тезисы докладов. СПб., 1999. С. 83-85.
56. Позднеримский погребально-поминальный комплекс в прибрежной зоне некрополя Китея// Там же. С. 78-83 (в соавторстве с И.А. Тульпе).
57. Француз из Петербурга. К 225-летию Поля Дюбрюкса// Звезда. 1999. № 12. С. 160-172.
58. Жертвоприношение в погребально-поминальной обрядности Европейского Боспора II в. до н.э. - IV в. н.э. (по материалам археологических раскопок некрополей Илурата и Китея)// Жертвоприношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней. М., 2000. С. 241-252.
59. Истоки// «Истинно, истинно говорю вам...»: Выставка к 2000-летию христианства. СПб., 2000. С. 5-7 (в соавторстве с М.Б. Джигарханян).
60. Международная научная конференция «Боспорский феномен: греческая культура на периферии античного мира» (Санкт-Петербург, 15-17 декабря 1999 г.)// Археологические вести. 2000. № 7. С. 354-356 (в соавторстве с М.Ю. Вахтиной).
61. Христианская символика в духовном контексте Боспорского царства III-VI вв. (к постановке проблемы о раннем этапе христианизации на Востоке // Христианство на Африканском Роге: материалы конференции (ГМВ, 21-22 марта 2000 г.). М., 2000. С. 28.
62. Вырубной склеп позднеримского времени на некрополе Китея // Ольвгя та античний свгг: матер1али наукових читань, присвячених 75-р1ччю утворення юторико-археолопчного заповедника «Ольв1я» НАН Украни. (19-20 листопада 2001 р.). С. 138-141.
63. Двухкамерный склеп римского времени на некрополе Китея// Боспор Киммерийский и Понт в период античности и средневековья: материалы II Боспорских чтений. Керчь, 2001. С. 178-186.
64. Эллинистический ритуальный комплекс на некрополе Китея // Боспорский феномен: колонизация региона, формирование полисов, образование государства. Материалы международной научной конференции. Ч. 1. СПб., 2001. С. 146-154 (в соавторстве с И.А. Тульпе).
65. Эллинистический склеп на некрополе Китея // 175 лет Керченскому музею древностей: материалы международной конференции. Керчь, 2001. С. 40-43.
66. The Burial of Military leader in Necropolis of Kytei // Second international Congress on Black Sea Antiquities. Abstracts. Bilkent University, Turkey, 2001.
67. Вырубной склеп с полуциркульным сводом на некрополе Китея// Боспорский феномен: погребальные памятники и святилища. Материалы международной научной конференции. СПб., 2002. Ч.1. С. 139-145.
68. Отложенный тост (памяти Евгения Яковлевича Рогова (1951-2001))// Там же. С. 17-18.
69. Сакральное пространство некрополя// Там же. С.161-167 (в соавторстве с И.А. Тульпе).
70. Погребальные комплексы IV в. н.э. на некрополе Китея// // Боспорские исследования. Вып. 2. Керчь, 2002. С. 313-326.
71. Погребальный комплекс римского времени на некрополе Илурата// Боспор Киммерийский, Понт и варварский мир в период античности и средневековья: Материалы III Боспорских чтений. Керчь, 2002. С. 255-258.
72. Некоторые итоги раскопок некрополя Китея в 2001 году// Из истории античного общества: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 8. Нижний Новгород, 2003. С. 162-176.
73. Новый склеп с полуциркульным сводом на некрополе Илурата// Археолопя. 2003. № 3. С. 21-31.
74. Ритуальные сооружения на некрополе Илурата// Боспорские исследования. Вып. 3. Керчь, 2003. С. 315-328 (в соавторстве с З.В. Ханутиной).
75. Некрополь Илурата: топография, хронология, этнокультурная характеристика // Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. IV. Керчь, 2003. С. 270-276.
76. Выдающийся памятник погребальной архитектуры некрополя Илурата// Историк. Археолог. Литератор. К 90-летию Михаила Моисеевича Кубланова: юбилейный сборник. СПб., 2004. С. 73-85 (в соавторстве с Н.В. Захаренковым и М.Ю. Трейстером).
77. Костяная поделка из Илурата - боспорский календарь?// Боспорский феномен: проблемы хронологии и датировки памятников. Материалы международной научной конференции. СПб., 2004. Ч.1. С. 171-183 (в соавторстве с Н.В. Молевой и И. А. Тульпе).
78. Новые погребальные комплексы ^^ вв. до н.э. на некрополе Китея//Боспор киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Этнические процессы: материалы V Боспорских чтений. Керчь, 2004. С. 384-390.
79. Погребально-поминальная обрядность как религиоведческий источник (по материалам археологических раскопок некрополей малых городов Европейского Боспора)// Труды Государственного Музея истории религии. Вып. 4. СПб., 2004. С. 239-253 (в соавторстве с И.А. Тульпе).
80. Христианство в духовном контексте Европейского Боспора Ш-УТ вв. н.э. (к постановке проблемы)// Там же. С. 45-60 (в соавторстве с И.А. Тульпе).
81. Некрополь без акрополя// Боспор киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Периоды дестабилизаций, катастроф. Материалы VI Боспорских чтений. Керчь, 2005. С. 343-347.
82. Некрополь Илурата: общее и особенное// Боспорский феномен: проблема соотношений письменных и археологических источников. Материалы международной научной конференции. СПб., 2005. С. 124-130.
83. Раскопки некрополей Илурата и Китея в 2003-2004 гг.// Археолопчш дослвдження УкраЫ 2003-2004. Киев, 2005. С. 311.
84. Краснолаковая столовая посуда как погребальный инвентарь (по материалам раскопок некрополя Илурата)// Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья: материалы VII Боспорских чтений. Керчь, 2006. С. 327-331.
85. Грунтовые жертвенные ямы на некрополе Илурата// Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Святилища и сакральные объекты: материалы VIII Боспорских чтений. Керчь, 2007. С. 318-328.
86. Два лика античного Боспора// История Петербурга. 2007. № 5(39). С. 46-48.
87. Некрополи возле акрополя (К 180-летию открытия и начала исследования некрополя Илурата)// Боспорский феномен: сакральный смысл региона, памятников, находок. Материалы международной научной конференции. СПб., 2007. Ч.1. С. 150-158.
88. Погребение военачальника боспорского царя на некрополе Китея// Из истории античного общества. Вып. 9-10. Нижний Новгород, 2007. С. 182-192.
89. Предварительные итоги исследования некрополей боспорских городов Илурата и Китея на материале археологических экспедиций ГМИР 1969-2006 гг.// Труды Государственного Музея истории религии. Вып. 6-7. СПб., 2007. С. 88-101.
90. Раскопки некрополей Илурата и Китея в 2005-2006 гг.// Археолопчш дослвдження УкраЫ 2005-2006. Киев, 2007.
91. Археологическая экспедиция ГМИР в 1999-2008 гг.//Боспор и Северное Причерноморье
в античную эпоху: Материалы юбилейного Международного «Круглого стола», посвященного 10-летию конференции «Боспорский феномен». СПб., 2008. С. 128-138.
92. Позднеримское погребение воина с копьем на некрополе Китея// Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Militaría: Материалы IX Боспорских чтений. Керчь, 2008. С. 301-306.
93. О принадлежности некоторых боспорских некрополей// Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Актуальные проблемы: материалы X Боспорских чтений. Керчь, 2009. С. 489-494.
94. Погребальный комплекс гуннского времени из некрополя Китея// Боспорский феномен: Искусство на периферии античного мира. Материалы международной научной конференции. СПб., 2009. С. 58-69 (в соавторстве с З.В. Ханутиной).
95. Каменотесы и камнерезы: от ремесла к искусству// Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Ремесла и промыслы: материалы XI Боспорских чтений. Керчь, 2010. С. 458-464.
96. Катакомба № 360 Китейского некрополя // Из истории античного общества: Сборник научных трудов. Вып. 13. Нижний Новгород, 2010. С. 164-177.
97. Погребально-поминальные комплексы второй половины I - первой половины II вв. н.э. на некрополе Илурата// Древности Боспора. Т. 14. М., 2010. С. 583-609.
98. Раскопки некрополей Китея и Илурата в 2009 году//Археологшчш дослвдження в УкраЫ 2009. Кшв-Луцьк, 2010.
99. Ritual Constructions in the Necropolieis of Small Cimmerian Bosporus Towns of Kytaia and Iluraton// Ancient Sacral Monuments in the Black Sea. Ed. By E.K. Petropoulos and A.Maslennikov. Thessaloniki, 2010. P. 399-416.
100. Исследования российских экспедиций в Крыму в 2009-2011 гг. /Бутягин А.М., Соколова О.Ю., Вахтина М.Ю., Хршановский В.А., Винокуров Н.И., Внуков С.Ю., Масленников А.А., Егорова Т.В., Попова Е.А., Зубарев В.Г., Молев Е.А., Толстиков В.П.// Труды III(XIX) Всероссийского археологического съезда. Посвящается 100-летию проведения XV Всероссийского археологического съезда в г. Новгороде. Новосибирск, 2011. С. 304-305.
101. Кенотафы на Боспоре: новые открытия (по материалам некрополей Китея и Илурата)// Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Взаимовлияние культур: материалы XII Боспорских чтений, посвященных 185-летию Керченского музея. Керчь, 2011. С. 397-402.
102. Новый комплекс хазарского времени на Илуратском плато// Боспорский феномен: Население, языки, контакты. Материалы международной научной конференции. СПб., 2011. С. 228-236 (в соавторстве с И.А. Тульпе).
103. Склепы I - первой половины II вв. н.э. на Илуратском плато// Древности Боспора. Т. 15. М., 2011. С. 370-490.
104. Склепы-катакомбы на Илуратском плато: типология, хронология, проблемы этнокультурной принадлежности// Древности Боспора. Т. 16. М., 2012. С. 526-547.
105. Боспорский город в зеркале некрополя: проблемы отражения (по материалам исследования городища Илурат и некрополей на Илуратском плато) // Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Керчь, 2012. С. 441-446.
106. Памяти Дмитрия Алексеевича Мачинского// Боспорский феномен: греки и варвары на
Евразийском перекрестке. Материалы международной научной конференции. СПб., 2013. С. 809-811.
107. Памятники погребальной и сакральной архитектуры на Илуратском плато и перспективы их музеефикации// Тавршсьш студи. 1сторичш науки. № 1(4). Симферополь, 2013. С. 155-162.
108. Сакральная топография Илуратского плато// Там же. С. 248-255.
109. Элитные эллинистические склепы IV-III вв. до н.э. на юго-западном участке некрополя Китея// Культурный слой. Вып. 2. Сборник научных статей. Нижний Новгород, 2013. С. 182-200.
110. Эллинистический склеп на некрополе Китея// Фидития. Памяти Юрия Викторовича Андреева /Гл.ред. Ю. Виноградов. СПб., 2013. С. 100-107.
111. Перстень с христианской геммой из некрополя Китея (к истории распространения христианства на Боспоре) // Боспорские чтения. Вып. XIV. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Археологический объект в контексте истории. Керчь, 2013. С. 491-497.
112. Археологические исследования Илуратского плато (ретроспектива и перспектива)// Погребальная культура Боспорского царства: материалы «Круглого стол», посвященного 100-летию со дня рождения М.М. Кубланова (1914-1998). СПб., 2014. С. 172-182.
113. Асинхронные вещи в погребально-поминальных комплексах и святилищах (по материалам некрополей Китея и Илуратского плато)// Боспорские чтения. XV. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Актуальные проблемы хронологии. Керчь, 2014. С. 433-438.
114. Боспорские некрополи и географическая среда (по материалам некрополей Китейской равнины и Илуратского плато)// Боспорские чтения. Вып. XVI. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Географическая среда и социум. Керчь, 2015 С. 386-387.
115. Круглые святилища на Илуратском плато. Проблемы хронологии и культурной принадлежности// Таврические студии. Исторические науки. № 7 (2015). Симферополь,
2015. С. 69-74.
116. О садике, греческой церкви и татарском семействе. К истории стихотворения «Остановка в пустыне»// Звезда. 2015. № 5. С. 151-155.
117. Фрагменты аттического чернофигурного кратера VI в. до н.э. из некрополя Китея// С Митридата дует ветер. Боспор и Причерноморье в античности. К 70-летию В.П.Толстикова. М., 2015. С. 99-104 ( в соавторстве с А.Е. Петраковой и З.В. Ханутиной).
118. An Investigation of the Necropolies of Kytaion and Iluraton Plateau (2006-2013)// Hyperboreus. Studia classica. Petropoli. 2015. Vol. 21. Fasc. 1.
119. Грунтовые могилы на юго-западном участке некрополя Китея (по материалам раскопок 1992-2013 гг.)// Культурный слой. Вып. 4. Сборник научных статей. Нижний Новгород,
2016. С. 108-141.
120. Разведки курганных некрополей возле Илурата и Китея// Таврические студии. № 10 (2016). Симферополь, 2016. С. 174-179.
121. Раиса Викторовна Шмид. Страницы забытой жизни (1899-1941)// Боспорские чтения. XVII. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Исследователи и исследования. Керчь, 2016. С. 535-542.
122. Элитный склеп-кенотаф на Илуратском плато// Элита Боспора и Боспорская элитарная
культура: материалы Международного «Круглого стола» (Санкт-Петербург, 22-25 ноября 2016 г.). С. 130-136.
123. Памяти Марианны Казимировны Трофимовой (1926-2016)// Там же. С. 421-428.
124. Артефакты - «секондхэнд» в погребально-поминальных и сакральных комплексах античного Боспора// Новое прошлое/New Past. (Ростов-на-Дону). 2017. № 4. С. 74-90.
125. «Иду своим путем.» К 90-летию Е.С. Калмановского// Звезда. 2017. № 6. С. 232-241.
126. Керамические клейма из тризн на юго-западном участке некрополя Китея// Боспорские чтения. XVIII. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Торговля: пути-товары-отношения: материалы международной археологической конференции. Керчь, 2017. С. 385-393 (в соавторстве с Н.А. Павличенко).
127. Между готами и гуннами. Новые материалы к истории Европейского Боспора IV в. н. э. (по результатам раскопок некрополя Китея в 2009-2016 гг. //Боспорские исследования. 2017. № XXXV. С. 208-228.
128. Миграционные процессы на Керченском полуострове в IV в. н.э. (по материалам раскопок Илуратского плато и Китейской равнины)// Ранний железный век Евразии от рубежа эр до середины I тыс. н.э. Динамика освоения культурного пространства: Материалы международной научной конференции «Археологические источники и культурогенез». 14-18 ноября 2017 г. СПб., 2017. С. 162-167.
129. Старая находка в новом контексте (к возможной интерпретации илуратского барельефа// Артефакты и сакральное в истории Боспора: коллективная монография. Нижний Новгород, 2017. С. 137-142.
130. Элитные склепы возле малых боспорских городов Китея и Илурата// The Crimea and Northern Black Sea Coast in Archaeological Research 1956-2013. Крым и Северное Причерноморье в археологических исследованиях 1956-2013 гг./ eds. M. Matera, R. Ka-rasiewicz-Szczypiorski. Warsaw, 2017. С. 17-27.
131. Admirandus et dingus Adorari (к 70-летию Евгения Александровича Молева)// Профессор Евгений Александрович Молев. Автобиография. Н. Новгород, 2017. C. 16-20.
132. Старая находка в новом контексте (к возможной интерпретации илуратского барельефа // Артефакты и сакральное в истории Боспора. Н.Новгород, изд-во ННГУ, 2017. С. 137-142.
133. «Свое» и «чужое» в погребально-поминальных комплексах (по материалам некрополей Илуратского плато и Китейской равнины) // XIX Боспорские чтения. Симферополь-Керчь, 2018. С. 534-542.
Редактор, составитель, автор предисловия и пр.
Проблемы формирования и изучения музейных коллекций Государственного Музея истории
религии: сборник научных трудов/ МК РСФСР; ГМИР/ ред. В.А. Хршановский. Л., Изд-во
ГМИР, 1990. 280 с.
Вещь в контексте культуры: материалы научной конференции. Февраль, 1994/ МК РФ; ГМИР;
ИИМК РАН/ ред., сост. Т.Н. Дмитриева; ред., сост. В. А. Хршановский. СПб.: СПбГАУ, 1994.
121 с.
Чужая вещь в культуре: материалы научной конференции. Октябрь-ноябрь 1995/ МК РФ;
ГМИР; РЭМ/ ред., сост. Т.Н. Дмитриева; ред., сост. В. А. Хршановский. СПб.: Изд-во ГМИР,
1995. 85 с.
Животные и растения в мифоритуальных системах: материалы научной конференции. Октябрь, 1996/ МК РФ; ГМИР; ИИМК РАН/ ред., сост. Т.Н. Дмитриева; ред., сост. В.А. Хршановский. СПб.: Изд-во ГМИР, 1996. 144 с.
Боспорское царство как историко-культурный феномен: материалы научной конференции. Декабрь 1998/ сост. В.А. Хршановский. СПб., 1998. 117 с.
Историк. Археолог. Литератор. К 80-летию Михаила Моисеевича Кубланова: юбилейный сборник/ науч.ред. и сост. В.А. Хршановский. СПб., Акционер и Ко, 2004. 134 с.
Коллекция античных древностей Государственного Музея истории религии/ сост., автор пре-дисл. В.А. Хршановский. СПб., ИПЦ СПбГУТД, 2007. 62 с.
Бранко Рудольфович Шварцвальд (1920-1990). Елена Павловна Шварцвальд-Хмызникова (1924-2006). Ш МБМОШАМ/ сост.; автор предисл. В.А. Хршановский. СПб., 2007. 112 с. Андрей Хршановский. Письма жене. Июнь-ноябрь 1945 г./Публикация и примечания
B. Хршановского, вступ. заметки Б. Голлера и В. Хршановского// Звезда. 2010. № 10.
C. 118-138.
Погребальная культура Боспорского царства: материалы «Круглого стол», посвященного 100-летию со дня рождения М.М. Кубланова (1914-1998)/отв. редакторы-составители В.Ю. Зуев и В.А. Хршановский; авт.предисл. В.А. Хршановский. СПб.: Нестор-История, 2014. 242 с.
Элита Боспора и Боспорская элитарная культура: Материалы Международного «Круглого стола» (Санкт-Петербург, 22-25 ноября 2016 г.) /отв. редакторы В.Ю. Зуев и В.А. Хршановский. СПб.: Палаццо, 2016. 464 с.
Составил Е.А. Молев.
Из фотоархива юбиляра
А.А. Хршановский. Володя.1953 г. С.М. Драбкина.
С коллегами. Государственный Музей истории религии.
Опять в поле.. .2015 г. Сын Андрей и внук Максик.