VI. ЮБИЛЕИ, ДАТЫ, СОБЫТИЯ
К 60-летию Татьяны Львовны Мироновой
Татьяна Львовна Миронова (23.02.1953) -психолог по призванию. Она из династии педагогов. Ее родители - Лев Харитонович Миронов, Мария Будаевна Цыбикова-Миронова - выпускники Бурятского государственного педагогического института - в системе народного образования Бурятии проработали по 42 года. Оба прошли нелегкий путь: учитель - завуч - директор школы. Ее прадед Николай Семенович Бол-донов - видный деятель просвещения и культуры XIX в. (1833-1899 гг.), преподаватель духовной семинарии (г. Иркутск), переводчик, этнограф, автор первых бурятского букваря и грамматики бурятского разговорного языка, составленных на основе русской графики, бурятского словаря, изданных в г. Санкт-Петербурге (1865, 1866 гг.), учитель Балаганского инородческого училища (1864-1884 гг.), лучшего училища Иркутской губернии.
Общий трудовой стаж Т.Л. Мироновой составляет 43 года, в системе образования - 39 лет, в БГУ - 30. Окончила дефектологический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена в 1974 г. по специальности «олигофренопедагогика и логопедия», С 1974 по 1978 г. работала учителем и логопедом в Улан-Удэнской вспомогательной школе № 2, занималась обучением и коррекционно-воспитательной работой умственно отсталых детей.
В 1978 г. поступила в целевую аспирантуру при кафедре психологии ЛГПИ им. А.И. Герцена по специальности «Возрастная и педагогическая психология». Под руководством научного руководителя профессора, д-ра психологических наук Е.А. Климова она подготовила и защитила кандидатскую диссертацию в 1985 г.: «Развитие самосознания учащихся профессиональнотехнических училищ в процессе профессиональной подготовки».
После окончания аспирантуры с 1983 г. и по настоящее время работает в БГПИ-БГУ. Т.Л. Миронова прошла все ступени преподавательской карьеры в БГПИ - БГУ: сначала - ассистент, потом - старший преподаватель, доцент, а с 2000 г. - профессор. Т.Л. Миронова внесла большой вклад в подготовку учительских кадров для Республики Бурятия, работая на факультете начального образования, естественногеографическом, физико-техническом факультетах.
С 1993 г. по настоящее время работает заведующей кафедрой общей и социальной психологии БГУ.
С 1996 по 1998 г. работала над докторской диссертацией в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова на факультете психологии, в 1999 г. защитила диссертацию «Структура и развитие профессионального самосознания» на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.03 - Психология труда, инженерная психология в МГУ. Т.Л. Миронова - ученица известного ученого Евгения Александровича Климова, академика РАО.
Сфера научных интересов Т.Л. Мироновой, затрагивает следующие области: психологию развития, педагогическую психологию, психологию личности, психологию труда. Главным направлением научной деятельности является изучение самосознания представителей разных профессиональных общностей - врачей-хирургов, психологов, специалистов по социальной работе, представителей рабочих профессий (токарей, поваров и др.). Т.Л. Миронова занимается исследованием актуальных для современной России проблем: социально-
психологическая адаптация безработной молодежи, военнослужащих по призыву, сотрудников МВД; этническая толерантность студенческой молодежи.
Ею опубликовано 150 научных и учебнометодических работ. Из них две монографии: «Самосознание профессионала» (1999), «Профессиональная направленность личности» (2013) (в соавторстве с Л.Д. Шагдуровой).
Она является ответственным редактором 9 научных сборников по психологии, заместителем главного редактора Вестника БГУ Вып. 5: Серия «Психология. Социальная работа» (2007,
2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013), который включен в список реферируемых ВАК изданий, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора, кандидата психологических наук.
С 2008 по 2011 г. она состояла руководителем исследовательского проекта РГНФ № 09 -06 - 62601 а/т «Социально-психологические факторы формирования самосознания личности, склонной к перфекционизму» (объем финансирования за два года составил 310 000 р.). Предмет исследования: особенности Я-образа, само-отношения, самооценки, ценностных ориентаций, адаптивных возможностей у студентов, склонных к перфекционизму. Т.Л. Мироновой и исполнителем гранта ассистентом Я.О. Жебрун были представлены научные доклады по результатам исследования на IX Азиатско-Тихоокеанском международном конгрессе психологов (Китай, г. Харбин, 13 - 18 декабря 2010 г.), которые были признаны лучшими, награждены дипломом конгресса.
Сотрудники и аспиранты кафедры, возглавляемой Т.Л. Мироновой, успешно работают по следующим научным направлениям:
1. Самосознание личности; профессиональное самосознание (науч. рук. Т.Л. Миронова). Подготовлены и защищены четыре кандидатские диссертации: Н.Н. Климентьева «Развитие Я-образа в младшем школьном возрасте»; Е.В. Кондратьева «Образ Я будущего социального работника (на примере профессии социального работника)»; В.И. Стенькова «Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетентности будущих психологов, преподавателей психологии»; Е.И. Симончик «Особенности самооценки девочек-подростков с противоправным поведением».
2. Этнопсихология личности. Межэтническое взаимодействие (науч. рук-ли: проф.
А.Д. Карнышев, доц., канд. психол. наук Л.И. Эрхитуева). Подготовлены и защищены три диссертации. В рамках данного направления сотрудниками кафедры опубликовано свыше 20 монографий и учебных пособий (А.Д. Карнышев, Т.Ц. Тудупова, Л.И. Эрхитуева). Препода-
ватели кафедры проф. Р.Д. Санжаева, доц. Т.Ц. Дугарова с 2001 по 2003 г работали по гранту РГНФ и разрабатывали тему - «Формирование этнического самосознания подростков как фактор психологической поддержки в условиях изменяющейся России», объем финансирования составил 270 000 р.
3. Доценты Л.И. Эрхитуева (руководитель гранта РГНФ) и Т.Ц. Дугарова исполнитель завершили в 2010 г. работу над исследовательским проектом «Психосемантика общения в контексте взаимодействия «Восток - Запад» как фактор оптимизации кросс-культурных контактов в туристко-рекреационной зоне», объем финансирования - 270 000 р.
Вслед за известными учеными страны (А.И. Китов, В.Д. Попов, А.Л. Журавлев, О.С. Дейнека) в последние годы на кафедре стала активно разрабатываться новая для российской психологии область науки «Экономическая психология». А.Д. Карнышев совместно с учениками и коллегами обосновал специфическую отрасль экономической психологии - экономическую этнопсихологию - и показал возможности применения ее положений и рекомендаций в социально-экономических реформах у разных народов. Сотрудники кафедры, аспиранты, студенты-психологи активно участвуют в разработке проблем экономической психологии. Т.Л. Мироновой опубликовано 13 статей, затрагивающих данную область науки.
На кафедре под руководством Т.Л. Мироновой функционирует две аспирантуры по специальности «Общая психология; психология личности; история психологии», «Социальная психология». Т.Л. Миронова оказывает большую помощь молодым преподавателям кафедры и аспирантам в научно-профессиональном становлении. За время ее работы зав. кафедрой (1993-1996; 1999-2013 гг.) защитили кандидатские диссертации около тридцати преподавателей, аспирантов и соискателей.
В 2008 г. преподаватели кафедры организовали и провели межрегиональную научнопрактическую конференцию «Личность и деятельность педагога: история, традиции, инновации», посвященную 200-летию народного учителя, общественного деятеля Я.А. Болдонова и 175-летию народного учителя, лингвиста Н.С. Болдонова. Материалы конференции опубликованы в одноименном сборнике под редакцией Т.Л. Мироновой (282 с.).
В июне 2009 г. кафедра совместно с Байкальским государственным университетом экономики и права организовала международную кон-
ференцию «Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы».
По итогам конференции был опубликован сборник материалов XI международной конференции по экономической психологии (Иркутск,
2009. - 600 с.).
Заведующая кафедрой и преподаватели большое внимание уделяют научно -
исследовательской работе со студентами. Студенты-психологи под руководством Т.Л. Мироновой успешно выступали на международных научно-практических конференциях по экономической психологии в БГУЭП (г. Иркутск) в 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 г.г. (Г. Уланова,
А. Кандинская, Н. Санжижапова, Э. Базарсадае-ва, А. Могордоева, Е. Ахметзянова, И. Конева).
В 2008 г. студентка 5-го курса СПФ М.Д. Будаева заняла 1 -е место на Всероссийской олимпиаде по педагогической психологии в г. Комсомольске - на-Амуре. В 2012 г. команда сту-дентов-психологов СПФ на Всероссийской олимпиаде по психологии «Психология образования» (г. Барнаул) заняла 4 место. В 2012 г. студентка М. Петрякова во Всероссийском конкурсе по инклюзивному обучению заняла второе место.
Т.Л. Миронова принимает активное участие в научной жизни региона и страны, выступает с научными докладами на научно-практических конференциях разного уровня. В индивидуальном рейтинге по НИР занимает ведущие позиции.
Ею проведена большая работа по лицензированию, открытию специальности «Психология» в 1999 г., организации и осуществлению учебновоспитательного процесса на отделении «Психология», а также повторному лицензированию и аккредитации. Кафедра общей и социальной психологии, возглавляемая проф. Мироновой,
14 лет осуществляет подготовку психологов, за этот период выпущено более 500 психологов. С образованием отделения психологии БГУ превратился в центр по подготовке высококвалифицированных психологических кадров для Республики Бурятия и Байкальского региона. Шесть выпускников-психологов окончили аспирантуру и защитили кандидатские диссертации.
Это - Л.С. Махакова (Госуниверситет управления, г. Москва), С.П. Табхарова (Ин-т психологии РАН, г. Москва), А. Зеленкин (СПб ун-т, г. Санкт-Петербург), Д.Р. Базарова (ДВГУПС, г. Хабаровск), А.В. Комарова (БГУ, г. Улан-Удэ), Н.В. Цыбенова (БГУ, г. Улан-Удэ).
В 2011 г. получены лизенции на открытие бакалавриата по направлению 030300.62 Психоло-
гия, профиль подготовки - «Социальная психология», а также магистратуры - «Психология личности».
Т.Л. Миронова читает курсы лекций по общей психологии, методологическим основам психологии, социальной психологии, психологии труда на социально-психологическом факультете. На высоком методическом и научном уровне проводит все виды учебных занятий, под ее руководством защищено более 100 дипломных работ.
Много внимания она уделяет профессиональному становлению молодых преподавателей высшей школы. Шесть лет она работает на курсах профессиональной переподготовки преподавателей высшей школы при БГУ, читает курс лекций и ведет семинары по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы», а также осуществляет руководство дипломными работами слушателей.
Также ею проводятся занятия со студентами и в других вузах страны: читала лекции и проводила семинары по дисциплине «Введение в профессию» в Международном экологополитологическом университете (г. Москва), вела спецкурс «Психология общения в младшем и подростковом возрасте» в Московской гуманитарно-социальной академии.
Ее неоднократно назначали председателем ГАК по специальности «Психология»: в Хакасском государственном университете (г. Абакан), Забайкальском государственном университете (г. Чита), Гуманитарном институте (г. Москва, Байкальский филиал) Байкальском экономикоправовом институте (г. Улан-Удэ), а также в Республиканском институте кадров управления и образования по специальностям «олигофренопедагогика», «логопедия» (г Улан-Удэ).
Т.Л. Миронова принимала активное участие в организации курсов практических психологов с 1991 г. За эти годы практическими психологами в сфере образования, здравоохранения, МВД, МЧС стали более 800 слушателей из республик Бурятия, Саха-Якутии, Тыва, Забайкальского края, двух автономных округов - Усть-Ордынского и Агинского. С 1999 г. по настоящее время является руководителем курсов профессиональной переподготовки психологов. Около сорока выпускников курсов психологов стали кандидатами наук, а три человека - докторами наук и работают не только в вузах Республики Бурятия (Восточно-Сибирском технологическом университете, Восточно - Сибирской академии культуры и искусств), но и во многих вузах Российской Федерации - Московском го-
сударственном университете имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургском госуниверситете, Новосибирском госуниверситете, Томском гос-университете, Байкальском госуниверситете экономики и права, Байкальском филиале Гуманитарного института (г. Москва).
Татьяна Львовна сочетает преподавательскую, организаторскую, научно-исследовательскую деятельность в вузе с практической педагогической и психологической деятельностью в системе народного образования и здравоохранения Республики Бурятия. Она 10 лет работала учителем, логопедом, педагогом-психологом в ГОУ «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида, из них - 7 лет с детьми, имеющими отклонения в развитии (умственно отсталыми, слабослышащими школьниками). С 2000 г. и по настоящее время работает медицинским психологом в Республиканском психоневрологическом диспансере г. Улан-Удэ, занимается патопсиходиагностическим обследованием больных с нервно-психическими патологиями, психокоррекционной, психореабилитационной работой, а также судебно-психологической экспертизой. РПНД является базой для проведения психологической практики со студентами СПФ по специализации «Клиническая психология».
Она оказывает учебно-методическую, консультативную помощь практическим работникам образования, занимающимся обучением, воспитанием и социальной адаптацией детей-инвалидов. С 2006 г. и по настоящее время ведет занятия на курсах профессиональной переподготовки в РИКУО по специальностям «олигофренопедагогика», «логопедия». С 1992 по 2006 г. -член экспертно-профильной группы по аттестации педагогов образовательных учреждений коррекционного типа.
Татьяна Львовна проводит значительную просветительскую работу в учреждениях г. Улан-Удэ и Республики Бурятия. Вела курсы по психологии среди работников Народного Хурала РБ, налоговой инспекции РБ, Министерства чрезвычайных ситуаций, начальников отделов кадров ряда министерств и ведомств РБ.
В 2004 г. на конкурсе учебных пособий для студентов, проводимом УМУ БГУ, за учебнометодическое пособие Т.Л. Мироновой «Дипломная работа по психологии» присуждено 1 -е место.
В 2005 г. профессор Т.Л. Миронова награждена дипломом Министерства образования и науки Российской Федерации за научное руководство студенческим проектом, отмеченном медалью «За лучшую научную студенческую работу» по итогам открытого конкурса по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации.
Она является членом Ученого совета БГУ, а также докторского диссертационного совета по педагогике (2002-2009 гг.). Выступала как оппонент и эксперт докторских и кандидатских в диссертационных советах вузов Российской Федерации.
Т.Л. Миронова в 2011-2013 гг. провела большую работу по подготовке документов для открытия диссертационного совета по защите докторских диссертаций по специальности 19.00.01 - Общая психология, история психологии, психология личности.
Т.Л. Миронову характеризуют следующие качества: профессиональная направленность,
творческое, ответственное отношение в работе, гуманизм, высокий уровень развития педагогических, организаторских способностей, эрудированность, принципиальность, моральная устойчивость, целеустремленность, общая и специальная компетентность.
Награждена Почетной грамотой Министерства образования Республики Бурятия (1992), нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2003).
Ее дочь Эржена Валерьевна Дондупова -экономист-математик - окончила аспирантуру при кафедре математических и инструментальных методов анализа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова, работает в Министерстве экономического развития РФ зам. начальника отдела Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности. Она проявляет интерес к психологии, совместно со своей матерью опубликовала ряд статей по психологии. Эржена оказывает Татьяне Львовне большую помощь в использовании информационных технологий в учебновоспитательном процессе вуза.
Мы поздравляем Татьяну Львовну со знаменательной юбилейной датой и желаем успехов в научно-педагогической деятельности, воплощения творческих замыслов, а также здоровья, счастья, благополучия и удачи.
РД- Сянжаевя