Научная статья на тему 'К 55-летию со дня кончины Чарльза Сиднея Гиббса, наставника детей императора Николая II в России и православного священнослужителя в Англии'

К 55-летию со дня кончины Чарльза Сиднея Гиббса, наставника детей императора Николая II в России и православного священнослужителя в Англии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
235
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архимандрит Николай (Гиббс) / Православная Церковь / Романовы / царская семья / мученичество / святость / Оксфорд / англиканское священство / archimandrite Nicholas (Gibbes) / Orthodox Church / Romanovs / Royal family / martyrdom / holiness / Oxford / Anglican clergy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наталья Сергеевна Смирнова, Маргарита Александровна Иванова

Статья посвящена памяти англичанина Чарльза Сиднея Гиббса, учителя английского языка детей последнего российского императора. Ч. С. Гиббс был свидетелем мученического подвига царской семьи, в память о которой он сначала принял крещение с именем Алексий, а со временем стал православным священником, архимандритом Николаем, основавшим в Оксфорде первый православный приход и музей в честь семьи императора Николая II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the 55th Anniversary of the Death of Charles Sydney Gibbes, Mentor of Emperor Nicholas II ’s Children in Russia and an Orthodox Clergyman in England.

The article is devoted to the memory of an Englishman Charles Sydney Gibbes, an English tutor to the children of the last Russian Emperor. Having witnessed the martyrdom of the Royal family, Gibbes embraced Orthodoxy and took, in their memory, the names Alexis at baptism and Nicholas at his monastic tonsure, eventually becoming an Orthodox priest. Archimandrite Nicholas founded the first ever Orthodox parish in Oxford and a museum in memory of the family of Emperor Nicholas II.

Текст научной работы на тему «К 55-летию со дня кончины Чарльза Сиднея Гиббса, наставника детей императора Николая II в России и православного священнослужителя в Англии»

DOI: 10.24411/2587-7607-2019-10017

События и юбилеи

М. А. Иванова, Н. С. Смирнова

к 55-летию со дня кончинЫ чарльза Сиднея гиббса, наставника детей императора николая и в россии и православного священнослужителя в Англии

Статья посвящена памяти англичанина Чарльза Сиднея Гиббса, учителя английского языка детей последнего российского императора. Ч. С. Гиббс был свидетелем мученического подвига царской семьи, в память о которой он сначала принял крещение с именем Алексий, а со временем стал православным священником, архимандритом Николаем, основавшим в Оксфорде первый православный приход и музей в честь семьи императора Николая II.

ключевые слова: архимандрит Николай (Гиббс), Православная Церковь, Романовы, царская семья, мученичество, святость, оксфорд, англиканское священство.

Прошедший 2018 год был годом 150-летия со дня рождения последнего русского императора и столетия со дня злодейского убийства всей августейшей семьи, их слуг и великой княгини Елизаветы. Память о произошедших 100 лет назад трагических событиях не оставляет нас, став неотъемлемой частью нашего сознания, подобно глубоко ушедшей внутрь затаившейся хронической болезни, с которой суждено со смирением жить.

Последний российский император строил страну, которая была непонятна и не нужна противникам из политической и интеллектуальной элиты, давно отказавшимся от духовной почвы, веками дававшей России возможность пережить многие беды и преодолеть все испытания, и мир тогда не хотел его принять и не принял.

Вспоминаются строки Сергея Бехтеева:

Взгляни — Ему ли править нами, Ему ли, жалкому, карать? Ему ли кроткими устами Своим рабам повелевать? Безсилен Он пред общей ложью, Пред злобой, близкой нам всегда. И ни за что к Его подножью Мы не склонимся никогда!

Угрозу России представляли не столько внешние враги и недостаточность военной мощи российской армии, сколько само больное русское общество. Ближайшие к трону лица предпочли свои интересы и интриги осуществлению насущных исторических задач. О печальном состоянии русского общества в Х1Х-ХХ веках писали святые и подвижники благочестия. Святитель Феофан Затворник видел основную причину утраты благочестия в народе в современном ему образовании: «Злые начала вошли в науки и в жизнь; у нас нет книг, читая которые, можно бы образумиться

Наталья Сергеевна Смирнова — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургской духовной академии, доцент Русской Христианской Гуманитарной Академии ([email protected]).

Маргарита Александровна Иванова — старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургской духовной академии ([email protected]).

тем, кои еще способны к образумлению»1. Писал святитель и о тлетворном влиянии современной ему литературы: «Другая злая у нас вещь — наша литература, западным духом наполненная»2.

Однако в окружении царя были и преданные люди, не оставившие его в глубокой скорби, верные слуги, хотя и не прошедшие через смертные крестные муки, как многие крестьяне, солдаты, священники, рабочие и офицеры, но глубоким душевным состраданием разделившие мученичество Уральской голгофы. Одним из таких верных был британец, выходец с того самого Запада, о тлетворном влиянии которого писал святитель Феофан, Чарльз Сидней Гиббс, 55-летие со дня кончины которого мы также отмечаем в этом году. Этот в высшей степени благородный человек несколько лет был учителем английского языка детей Николая II. Красота жизни, сила веры, величие подвига и духа царской семьи стали для Гиббса примером жертвенного служения Христу и стране.

Чарльз сидней Гиббс происходил из благочестивого англиканского многодетного семейства образованного сословия. Родился он 19 января 1876 года — в день, на который в 19 веке приходилась память Иоанна Крестителя. Поистине, можно сказать, что и сам Сидней впоследствии станет гласом, вопиющим в пустыне. Отец, банковский менеджер, воспитал его типичным викторианским протестантом. В юности он блестяще сдал экзамен по нравственным наукам в колледже святого иоанна в Кембридже, окончил его со степенью бакалавра искусств, поступил в Кембриджский университет, где изучал психологию. В Кембридже он изменил написание своей фамилии на Gibbes вместо Gibbs, так как в измененном виде она приобретала древнюю форму. изменение написания свидетельствовало о его любви к историческим деталям. Сиднея называли человеком «строгим, чопорным, выдержанным, спокойным, воспитанным, культурным, практичным, простым, смелым, преданным, светлым, остроумным, энергичным, почтенным, надежным, безупречной чистоты и сильного характера, здравого смысла и приятных манер»3. Трудолюбивый, вдумчивый, крайне религиозный по натуре, он также, согласно отзывам его наставников, проявлял «благородство характера, здравый смысл и учтивость»4. И этому идеальному английскому джентльмену предстояла необычная судьба.

за викторианской сдержанностью была скрыта натура духовно-чувствительная, интересующаяся театром и всем театральным миром, спиритуализмом, гаданием и хиромантией, склонная записывать свои сны. Истинная же индивидуальность человека викторианской закалки проявилась со временем.

В университет Сидней пришел человеком верующим, так как христианские корни были еще прочны, но вынужден был оставить учебу, почувствовав вредное влияние новых веяний в науке. Отец его хотел, чтобы он стал англиканским священником. Сидней стал заниматься на курсах богословия, и там началось разочарование в вере, связанное с новыми теориями геологов, археологов, критиков Библейского текста и других. Так об этом пишет в своей книге американская исследовательница биографии Гиббса Кристина Бенаг: «... подлинная проблема была гораздо глубже, хотя осталась почти незамеченной. на западе не было ничего такого, что можно было бы сравнить с богословием Восточной Церкви, для которого характерны гимны, воздающие хвалу Господу как Началу, не поддающемуся пониманию, невыразимому, непостижимому, — богословием, прославляющим Его, не пытаясь ничего объяснить»5.

1 Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. М.:«Правило веры», 2003. С. 139.

2 Там же. С. 126.

3 Phillips A., archpriest. Fr. Nicolas Gibbes: the first English disciple of tsar Nicholas II and the first English priest of the Russian Orthodox Church outside Russia. / URL: http://www.orthochristian. com/114440.html. (Дата обращения: 10.10.2018). Этот доклад был прочитан в поместье Barton Manor 19 июля 2018 года.

4 Бенаг К. Англичанин при Царском Дворе. — СПб.: Царское Дело, 2006. С. 14.

5 Там же.

Инстинктивно ищущий это великое непостижимое, чего не мог он найти в англиканской церкви, он перестал рассматривать священство как будущую карьеру. Позднее в 1901 году, в возрасте двадцати пяти лет, он отправляется в далекую незнакомую ему Россию, страну, с которой его до того времени ничего не связывало, в которой ему суждено будет провести более семнадцати лет. От Бога наделенный учительским даром, он зарекомендовал себя в Петербурге блестящим преподавателем английского языка и поэтому в 1908 году был приглашен в императорский дворец в Царском Селе и стал репетитором английского для великих княжон и цесаревича. Дети очень полюбили Чарльза и стали называть его Сиднеем Ивановичем. С цесаревичем же Алексеем у него сложилась истинная духовная связь.

Цесаревич страдал от тяжелейшей болезни. По отношению к нему необходимо было проявлять большое терпение, что было нелегко: мальчика можно было учить только через сердце, не авторитарно. Подчинялся же Алексей только отцу. Сидней Иванович делил с ним досуг и со временем стал просто Сидом.

«Назначение на должность наставника для участия в обучении и воспитании наследника российского Престола возлагало огромную ответственность и воспринималось Гиббсом как священный долг, присущий ему как прирожденному и убежденному монархисту. Хотя британская монархия была конституционной, понимание им принципа самодержавия было, пожалуй, острее, чем у Пьера Жильяра, второго превосходного наставника, швейцарского француза с более ярко выраженными демократическими взглядами»6. Это было время, когда империя «представляла собой редкое и любопытное социально-политическое явление, наделенное своеобразной экзотической красотой, однако ее, по словам Уинстона Черчилля, уже разъедала смертоносная бацилла. Эта болезнь уродовала и подрывала силы Империи, и было мало надежды, что она уцелеет во враждебном мире, отвернувшемся от многих институтов и традиций, по-прежнему дорогих большинству русских. <...> Многовековая русская политическая система — самодержавие, — подвергавшаяся нападкам и насмешкам со стороны политиканов хх века, обладала величием, которым восхищались и которое почитали самые различные слои населения. Самодержавие означало связь подданных между собой и с православным Царем-Батюшкой, распределявшим между ними земные блага и приобщавшим их к высоким благам и Самому Господу Богу»7.

Сидней Иванович стал почти членом царской семьи, а также глубоким и постоянным приверженцем того, что он как очевидец назвал «образцовой христианской верой и сплоченной семейной жизнью»8. В благочестивой семье Романовых царили любовь и уважение друг к другу, доверие главе семьи, какое бывает у народа к своему пастырю. Семья императора была примером бескорыстного служения Богу, ближнему и людям. она являла собой образец семьи как малой церкви, где глава и отец, и управитель, и учитель, показывающий пример.

Через общение с царской семьей Чарльз Сидней Гиббс принял Русский мир. Любовь к семье Романовых, чувство бесконечного уважения и преданности им послужили причиной того, что он без колебания принял решение остаться с ними, когда их арестовали. Правда, возникли серьезные препятствия: британское посольство не дало ему разрешения присоединиться к царской семье сразу после их ареста. Тогда он, в отличие от некоторых других, отважился писать Романовым письма в Александровский дворец. Когда царскую семью отправили в Тобольск, он настойчиво стремился разделить участь царственных пленников и последовать за ними. Он смог поехать на последнем пароходе и оказался последним, кого тогда пустили в тобольский Дом свободы. При переезде из Тобольска в Екатеринбург он сопровождал цесаревича и великих княжон. В Екатеринбурге его к Романовым не пустили.

Историк Кирилл Протопопов в статье «Война и мир Чарльза Гиббса» сообщает, что удалось обнаружить дневники Гиббса, которые он вел в Екатеринбурге, где «Гиббс

6 Там же. С. 62.

7 Там же.

8 Phillips A., archpriest. Fr. Nicolas Gibbes: the first English disciple.

описывает посещение Ипатьевского подвала 2 ноября 1918 года. Пятна крови на бетонном полу, сорванные обои, замытые водой стены. Он несколько раз был в подвале»9. В ответе на вопрос, участвовали ли британцы в расследовании преступления, проводимого Николаем Соколовым сначала в Екатеринбурге, затем в Европе, К. Протопопов утверждает, что участвовал «только Гиббс, частным образом... как свидетель помогал Соколову»10.

В дальнейшем находиться в России было опасно. По Англии Гиббс тосковал, но на смену тоске по родине пришла тоска и душевная. Потрясение началось еще весной 1917 года, когда Временное правительство изъявило готовность выслать царскую семью. Решение отказать в убежище в Великобритании было принято на уровне премьер-министра этой страны. В своем докладе о Чарльзе Гиббсе в июле 2018 года, сделанном в поместье Barton в Англии (семья Романовых посетила это поместье в 1909 году), протоиерей Эндрю Филлипс сказал: «Он не вернулся, как многие, в Англию. Мы знаем, что он, как и царь Николай, был особенно потрясен тем, что он расценивал как предательство царской семьи Британией. Мы действительно знаем, что британский посол в Санкт-Петербурге Джордж Бьюкенен отчасти стоял за отстранение царя изменнической аристократией, политиками и генералами в феврале 1917 года. Эта узурпация власти приветствовалась Ллойдом Джорджем в Палате общин как, говоря его словами, «достижение одной из наших военных целей». (Мы теперь также знаем из книги Эндрю Кука, что двоюродный брат царя Георг V отказался помочь царю и его семье спастись)»11. Чарльз Сидней вспоминал «ту обиду, которую испытал Царь Николай II, узнав о реакции англичан на его отречение, радостные восклицания членов парламента, приветственную телеграмму последнего, адресованную Временному правительству, и разгул критики в адрес Царя в британской печати. Тот народ, к которому он был так расположен и ради которого принес столько жертв, буквально радовался его низложению12. Прискорбно, но и в России превалировали те же настроения. В своих воспоминаниях княгиня Н. В. Урусова описывает, с каким ликованием приняли современники, и не в последнюю очередь священство, вынужденное отречение царя. В переполненной народом церкви, во время чтения акта об отречении, лишь только она, мать семерых детей, на удивление всем не смогла сдержать слез, тогда как все вокруг пребывали в эйфории от предвкушения грядущих «неслыханных земных благ»13. Личные переживания Гиббса усугубил опыт, приобретенный во время работы в британской Верховной комиссии. известно, что в ноябре, объявив Белое дело проигранным, премьер-министр Ллойд Джордж оставил белых сражаться в одиночку без дальнейшей помощи и поддержки. Гиббс переводил на русский официальные бюллетени для распространения их среди оказавшихся в тяжелом положении русских генералов, со многими из которых он был знаком лично. Ярче всего ему запомнилась драматическая полуночная встреча с Дитерихсом, когда убитый горем генерал передал ему шкатулку с «останками Их Императорских Величеств, которые удалось обнаружить там, где были сожжены их тела», вместе с письмом, поручающим Лэмпсону, как представителю Великобритании, «принять на сохранение эти Священные Реликвии»14. Однако в Лондоне отвергли и эту смиренную просьбу.

Ему было сорок два года, почти половина жизни позади, когда русская «трагедия стала решающим, поворотным моментом в его жизни, побудившим его искать свой путь. С убийством царской семьи опора в его жизни и смысл существования исчезли. Куда он мог идти после этого?»15. Не желая возвращаться домой после всего

9 Пушкарь А. Война и мир Чарльза Гиббса // «Русский Мир», 2015, июль. С. 27.

10 Там же.

11 Phillips A., archpriest. Fr. Nicolas Gibbes: the first English disciple.

12 Там же.

13 Урусова Н.В., кн. Материнскш плачъ Святой Руси. М.: «Русскш Паломникъ», 2006. С. 17.

14 Бенаг К. Англичанин при Царском Дворе. С. 229-230.

15 Phillips A., archpriest. Fr. Nicolas Gibbes: the first English disciple.

пережитого, Гиббс принял решение уехать в Китай. В Китае у него возобновился интерес к буддизму, при этом Гиббс часто посещал русскую церковь, где у него завязалась дружба не только с прихожанами, но и с клиром. Православные испытывали к нему особенное уважение, узнав о его знакомстве с царской семьей. Он перевел на английский несколько православных богослужебных книг, посетил в Пекине склеп кладбищенской церкви при Русской духовной миссии, где были погребены останки зверски убиенных в Алапаевске великой княгини Елизаветы Феодоровны, сестры государыни императрицы и основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве, преданной ей монахини Варвары, великого князя Сергея Михайловича, князей Иоанна Константиновича, Константина Константиновича, Игоря Константиновича и Владимира Палей, а также нескольких их слуг. Эти останки были привезены из Сибири и переданы Русской духовной миссии генералом Дитерихсом.

Начинается период духовных исканий. Он укорял себя в том, что в молодости отверг щедро дарованный талант богословия и решил еще раз пойти по первому пути, посвятить себя служению, на которое благословлял его когда-то отец.

Гиббс выехал в Англию, где окунулся в чтение духовной литературы и был окружен людьми интеллектуальными и духовными. Однако он не нашел помощи в своих духовных исканиях и после недолгого обучения на священника принял решение, что рукоположение в англиканской церкви не является его призванием. После этого он посетил еще синтоистские святилища в Японии, где также не получил душевного покоя.

Поиски действительной духовной жизни привели его к тому, что он увидел истину, которую Царственные Мученики доказали своей жизнью: «вся их надежда была возложена на Источник Силы, Которая сохраняла в них радость, <...> несмотря на то, что тела их были уничтожены <...> врагами, которых они простили»16.

В 1934 году Гиббс пришел к принятию православия с именем Алексий — в память маленького ученика, к которому он так привязался, и мученика, смерть которого так повлияла на него. «Он мог назвать это событие «возвращением домой после долгого путешествия», словами, которые, возможно, описывают принятие любого западного человека в православную церковь»17. Его крестная мать была русской, профессором оксфордского университета. Постриженный в монаха с именем Николай, в честь умученного императора, он далее становится дьяконом, а затем и священником.

Ему был 61 год, когда он вернулся на постоянное жительство в Англию. В Лондоне он надеялся устроить англоязычный приход внутри Русской Православной Церкви Заграницей, но успеха не последовало. В 1940 году он переехал в Оксфорд. В этот последний период своей жизни он стал основателем первого русского православного прихода в честь святителя Николая Чудотворца в Оксфорде. До этого в 1938 году архиепископ Камчатский и Петропавловский Нестор (Анисимов) посвятил его в архимандрита и возложил на него митру. Он стал первым удостоенным сана архимандрита православным англичанином. В 1945 году отец Николай перешел в Московский Патриархат. Он купил три здания в Оксфорде, в одном из которых был открыт и освящен в 1946 году храм-часовня в честь святителя Николая. Появилась возможность проводить регулярные богослужения. Прихожанами стали как члены русской диаспор, так и местные жители, принимавшие православие. Тогда же им был основан музей, где находились некоторые личные вещи и предметы быта царской семьи, среди которых иконы, подарки императрицы Александры Федоровны с ее дарственной надписью, валенки, которые он вез царю из тобольска в Екатеринбург, люстра из тобольского Дома Свободы и другие реликвии, которые он собирал в Ипатьевском доме после бойни, вновь и вновь спускаясь в подвал, чтобы помочь следствию идентифицировать все оставшиеся там вещи. Оксфорд, философский и богословский центр в течение более восьмисот лет, получил возможность обогатиться светом православия.

16 Бенаг К. Англичанин при Царском Дворе... С. 247.

17 Phillips A., archpriest. Fr. Nicolas Gibbes: the first English disciple.

Всю свою жизнь отец Николай горячо почитал и бережно хранил память о Царственных мучениках. По воспоминаниям очевидцев, в последние годы своей жизни во время поминальных богослужений по Царственным страдальцам он всегда проливал обильные слезы18.

Архимандрит Николай умер в 1963 году, но ощущение его присутствия всегда сохранялось в городе, где он служил. В семидесятые годы богослужения в храме-часовне прекратились — там расположилась библиотека, — а как храм стало использоваться, совместно с греческим приходом, другое вновь построенное здание.

В 2006 году первая русская православная община в Оксфорде начала новый этап своего самостоятельного существования с восстановлением православного прихода в честь святителя Николая. В 2010 году приход обосновался в бывшей англиканской церкви, рядом с бывшим домом архимандрита Николая (Гиббса). Примечательно, что приобретенная приходом церковь принадлежала ранее англиканской общине деревни Марстон, исторически также носившей имя святого Николая. Сегодня на стенах церкви иконы русских и британских святых, таких как британский пер-вомученик святой Альбан и жившая в конце седьмого — первой половине восьмого века и прославившаяся своими подвигами и чудесами покровительница оксфорда преподобная Фридесвида, игумения находившегоя в этом месте двойного монастыря в честь Божией Матери. Есть здесь и икона святителя Иоанна Шанхайского, так много сделавшего для возвращения православия на эти земли и возобновления памяти местных святых.

Вещи императорской семьи больше не находятся в церкви: после смерти Гиббса большинство из них были проданы, часть попала в коллекцию музея Вернера в Luton Hoo, английский загородный дом и поместье, часть оказалась в частных руках при посредстве известных аукционов Кристи и Сотби. Когда в 1997 году аренда в Luton Hoo была аннулирована, предметы семьи Государя хранились в Лондоне. В канун празднования 300-летия православного присутствия на Британских островах, которое отмечалось в 2016 году, Оксфордский приход сообщил о намерении найти постоянное место пребывания святынь, собранных архимандритом Николаем и первоначально хранившихся в закрытом теперь музее-часовне царской семьи. Так что есть надежда, что все реликвии когда-нибудь будут представлены в единой экспозиции. Главное, что благодаря Чарльзу Гиббсу они не исчезли в Екатеринбурге, а были им сохранены.

Трагические события в России и мученичество Царской семьи, коренным образом изменившие жизнь русского общества, отозвались мощным эхом по всему миру. Многим русским, оказавшимся в вынужденном изгнании (или, по слову святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского, «в послании»), суждено было стать миссионерами православия на западе. К числу таких посланцев Русского мира принадлежит и англичанин Сидней Гиббс, несколько лет находившийся при царской семье в качестве учителя царских детей и за это время успевший и сам усвоить главный урок своей жизни, приняв в свое сердце семя истинной веры. Божиим промыслом став православным монахом, Гиббс вернулся на свою родину поистине миссионером, который не просто дал соотечественникам возможность узнать о вере людей в далекой России, но и вспомнить, что и Англия была когда-то православной после того, как ее население было обращено в христианство первыми миссионерами в VII веке. Конец почти пятисотлетнему английскому православию был положен норманнским завоеванием, когда герцог Вильгельм Нормандский, благословленный римским папой Александром привести английскую церковь под контроль римского папства, одержал победу над королем Гарольдом II в битве при Гастингсе в 1066 году.

Верноподданный Британской короны Гиббс навсегда полюбил Россию, поместив обе страны в свое сердце. Став православным, он почувствовал, что вернулся домой. Вновь оказавшись в родной Англии, он своим молитвенным предстоянием

18 Там же.

пред Престолом Божиим послужил тому, чтобы на его земле люди могли бы вспомнить о вере предков и возобновить общение с Вселенской Православной Церковью, что могло бы способствовать как ослаблению влияния многовековой исторической неправды, в том числе и неправды вокруг Царской России и Царской семьи, так и возрождению всего истинно и исконно английского, духовному единению всех «вернувшихся домой».

источники и литература

1. Бенаг К. Англичанин при Царском Дворе. СПб.: Царское Дело, 2006. 300 с.

2. УрусоваН.В, кн. Материнскш плачъ Святой Руси. М.: «Русскш Паломникъ», 2006. 560 с.

3. Phillips A, archpriest. Fr. Nicolas Gibbes: the first English disciple of tsar Nicholas II and the first English priest of the Russian Orthodox Church outside Russia / URL: http://www. orthochristian.com/114440.html. (Дата обращения: 10.10.2018).

4. Пушкарь А Война и мир Чарльза Гиббса // «Русский Мир». 2015, июль. С. 24-29.

5. Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. М.:«Правило веры», 2003. 445 с.

Natalya Smirnova, Margarita Ivanova. To the 55th Anniversary of the Death of Charles Sydney Gibbes, Mentor of Emperor Nicholas Il's Children in Russia and an Orthodox Clergyman in England.

Abstract: The article is devoted to the memory of an Englishman Charles Sydney Gibbes, an English tutor to the children of the last Russian Emperor. Having witnessed the martyrdom of the Royal family, Gibbes embraced Orthodoxy and took, in their memory, the names Alexis at baptism and Nicholas at his monastic tonsure, eventually becoming an Orthodox priest. Archimandrite Nicholas founded the first ever Orthodox parish in Oxford and a museum in memory of the family of Emperor Nicholas II.

Keywords: archimandrite Nicholas (Gibbes), Orthodox Church, Romanovs, Royal family, martyrdom, holiness, Oxford, Anglican clergy.

Natalya Sergeyevna Smirnova — Candidate of Philological Sciences, Senior Lecturer at the Department of Foreign Languages at St. Petersburg Theological Academy, Assistant Professor at the Russian Christian Academy for the Humanities ([email protected]).

Margarita Aleksandrovna Ivanova — Senior Lecturer at the Department of Foreign Languages at St. Petersburg Theological Academy ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.