ПЕРСОНАЖИ ИСТОРИИ/ CHARACTERS OF HISTORY
УДК 001.89; 930
DOI: 10.24412/2070-9773-2024-10-186-193
Дата поступления (Submitted) 12.09.2024
Дата принятия к печати (Accepted) 30.09.2024
К 460-летию со дня рождения Галилео Галилея
ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА КОЛТАЧИХИНА
кандидат исторических наук, доцент кафедры высшей математики и физики МГРИ, начальник группы Управления научной политики и организации научных исследований Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
119991, Москва, Ленинские горы, МГУ, Главное здание, сектор А, комн. 1006
e-mail: kolt-elena@yandex.ru
Аннотация. В 2024 г. исполняется 460 лет со дня рождения Галилео Галилея. В статье на основе широкого круга источников и обширной историографии показана эволюция мировоззрений Галилея, его открытия в оптике, астрономии и механике, а также создание телескопа.
Во времена Галилея представления о мире обосновывались на хорошо разработанной для того времени и целостной системе взглядов, которые опирались на учение Аристотеля, Птолемея и богословов. В центре располагалась Земля, вокруг которой был вращающийся купол со светилами: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Всё казалось очевидным: ты ходишь по твёрдой и неподвижной Земле, а Солнце движется по небу. Молодой Галилей изучил „Физику" Аристотеля и его книги „О небе". В сочинениях Архимеда он нашёл близкий для себя метод постижения мира - язык математики. Он понял, что в основу изучения мира надо положить не толкование текстов, а наблюдения, измерения и опыт. Благодаря его экспериментальному подходу, исследования приобрели систематический характер и стали неотъемлемой частью науки. А. Эйнштейн отмечал, что методы Галилея познания миры являются одними из важнейших достижений в истории человеческой мысли.
Автором выделены и описаны ключевые этапы становления Галилея как учёного, проанализирован его вклад в мировую науку.
Ключевые слова: Галилей, телескоп, Звёздный вестник, первые телескопические наблюдения, картина мира
On the 460th Anniversary of Galileo Galilei's Birth
ELENA YUREVNA KOLTACHIKHINA
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics and Physics, Moscow State Geological Survey, Head of the Group of the Department of Scientific Policy and Organization of Scientific Research at Lomonosov Moscow State University.
119991, Russia, Moscow, Leninskie Gory, Moscow State University, Main
Building, Sector A, Room 1006 e-mail: kolt-elena@yandex.ru
Abstract. 2024 marks the 460th anniversary of the birth of Galileo Galilei. Our article, based on a wide range of published sources and extensive historiography, shows the evolution of Galileo's worldview, his discoveries in optics, astronomy and mechanics, as well as the creation of the telescope. During the time of Galileo, ideas about the world were based on a well-developed and holistic system of views, which were based on the teachings of Aristotle, Ptolemy and theologians. The world was arranged clearly and reasonably. In the center was the Earth, around which there was a rotating dome with luminaries: the Moon, Mercury, Venus, the Sun, Mars, Jupiter and Saturn. Everything seemed obvious: you were walking on the hard and motionless Earth, and the Sun was moving across the sky. Young Galileo studied Aristotle's Physics and his book On the Heavens. In the writings of Archimedes, he found a method of understanding the world that was close to him - the language of mathematics. He realized that the basis for studying the world should not be the interpretation of texts, but observations, measurements and experience. Thanks to his experimental approach, research became
systematic and became an integral part of science. A. Einstein noted that Galileo's methods of understanding the world are one of the most important achievements in the history of human thought. The author identifies and describes the key stages in the formation of Galileo as a scientist, and analyzes his contribution to world science.
Keywords: Galileo, telescope, Star Messenger, first telescopic observations
Галилео Галилея по праву можно назвать одним из создателей современной науки [1-18]. Значимость его работ трудно переоценить. Известный учёный, философ и исследователь, 460-летие которого, мы отмечаем в этом году, оставил огромный научный вклад в своих трудах. Благодаря его экспериментальному подходу, исследования приобрели систематический характер и стали неотъемлемой частью науки. Галилео Галилей утверждал, что задача учёного состоит в изучении великой книги природы, которая и является настоящим предметом философии. Р.Н. Щербаков в статье [4] указывает очень точно на значимость работ учёного: „Для становления физической науки научные открытия Галилея явились тем важнейшим началом её возникновения, теми её корнями, на которых расцвела классическая механика и физика" [4, с. 153]. Академик С.И. Вавилов писал: «Галилей обладал в изумительной степени даром того, что ... теперь называют „внедрением" научной истины» [3, с. 584]. Учёный обладал потребностью всеобщего понимания и умением передавать знания.
Галилео Галилей родился в городе Пизе в обедневшей дворянской семье и был старшим ребёнком. Первое образование он получил в школе в Пизе, после - в монастыре бенедиктинцев во Флоренции, где изучал арифметику, грамматику, риторику и другие предметы.
В 1581 г., планируя стать врачом, он поступил в Пизанский университет, где увлёкся трудами по механике и математике Евклида и Архимеда. Через два года, оказавшись в Пизанском соборе, в ходе наблюдений за колебаниями люстры он сделал вывод, что выдвинутая им раннее гипотеза об изохронности колебаний маятника, верна [1, 443]. Этот вопрос Галилей подверг тщательному экспериментальному исследованию, что следует из письма ученика и первого биографа Галилея - Винченцо Вивиани: «В 1583 г., имея около двадцати лет роду, Галилей находился в Пизе, ... находясь в соборе этого города, ... решил наблюдать за движением люстры, подвешенной к самому верху. ... И ему на основании таких подсчётов показалось, что он не заблуждался, подсчитав, что времена колебаний одинаковы, но не удовлетворённый этим, вернувшись домой, он, чтобы надёжнее в этом удостовериться, решил сделать следующее. Он привязал два свинцовых шара на нитях совершенно одинаковой длины так, чтобы они могли свободно раскачиваться» [1, с. 443-444].
К сожалению, через три года из-за сложного материального положения Галилей вынужден
Галилео Галилей (15.02.1564-08.01.1642)
был бросить университет, и вернуться обратно во Флоренцию, где продолжил самостоятельно углублённо изучать математику и физику.
В 1586 г. он написал свою первую работу «Маленькие весы», где описал построенные им на идеях Архимеда гидростатические весы для быстрого определения состава металлических сплавов. В это же время провёл геометрические исследования о центрах тяжести телесных фигур. Эти труды принесли ему известность среди итальянских математиков, в частности привлекли внимание маркиза Гвидобальдо дель Монте (11.01.1545-06.01.1607), который стал его покровителем. Считается, что в это же время Галилей пришёл к мысли о необходимости пересмотра толкования движения Аристотелем [5].
В 1589 г. Галилей вернулся в Пизанский университет как профессор математики на кафедру математики, где продолжил свои исследования по математике и механике. Он хотел опытным путём доказать или опровергнуть, что падение различных тел с наклонной Пизанской башни соответствует учению Аристотеля. Через год вышел его трактат «О движении», в котором говорится, что ускорение свободного падения тела не зависит от его массы и тем самым, вы-
ступил против учения Аристотеля. В качестве доказательства Галилей привёл ряд примеров тел различной формы и веса, но выполненных из одного материала. В это время его также заинтересовало учение Коперника. Поскольку выводы последнего опирались на повседневный здравый смысл, Галилей хотел найти факты, которые подтверждали или опровергали бы, что земное и небесное подчиняются единым законам природы. К сожалению, отношение с некоторыми профессорами не дало ему возможности в этот период заняться полностью этим вопросом. Через два года после возвращения в Пизу ему пришлось покинуть этот город.
С 1592 г. по 1610 г. Галилей работал на кафедре математики в Падуе. Он славился как превосходный оратор и педагог, а его лекции пользовались особым интересом. В частности, студентам он дал представление о таких темах, как сфера и Евклид, „Альмагест" Птолемея, Евклид и механика Аристотеля, теория движения планет [3, с. 157]. Галилей провёл ряд исследований о прочности материалов, машинах, механике тел животных, опубликовал описание пропорционального циркуля, позволяющего быстро производить различные расчёты и построения [3]. Хотя в это время он стал последователем идей Коперника, при этом все лекции продолжал читать по программе, где излагалось учение Птолемея.
В тот же период Галилей заинтересовался техникой и завёл механическую и оптическую мастерские, где им были созданы термометр (1592), устройство для подъёма воды (1594), пропорциональный циркуль для инженерных работ (1606).
В 1604 г. он написал письмо своему другу Пао-ло Сарпи, где привёл закон свободного падения тел [1]. Галилей пришёл к правильному выводу, что пройденный путь пропорционален квадрату времени.
В 1609 г. Галилей узнал, что в Голландии был сконструирован прибор, позволяющий приближать дальние объекты. Учёный настолько проникся этим механизмом, что смог самостоятельно создать подзорную трубу, которую называл перспективой (термин «телескоп» предложил принц Ф. Чези (1585-1630) 14 апреля 1611 г.) [20]. Она состояла из трубы длиной 1245 мм, объектива - линзы диаметром 53 мм, плоско вогнутого окуляра оптической силой 25 диоптрий. В это время Галилей написал: «... Я сделал себе свинцовую трубу, по концам которой я приспособил два оптических стекла, оба с одной стороны плоские, а с другой - первое было сферически выпуклым, а второе - вогнутым; приблизив затем глаз к вогнутому стеклу, я увидел предметы достаточно большими и близкими» [1, с.21-22].
Конечно же подзорные трубы были созданы до Галилея, но именно он первым понял, что её основное научное предназначение - наблюде-
Л
Г
Подзорная труба Галилея
ние за небесными телами, и использовал её для наблюдения за небом и сделал ряд важных открытий, которые по-новому представили Солнце, Луну и планеты. В отличии от голландской трубы, где изображение было перевёрнутым, подзорная труба Галилея давала прямые изображения. В неё учёный рассматривал небесные светила. Так появился первый в мире телескоп. Первая конструкция давала увеличение всего лишь в три раза и по своим оптическим качествам уступала современному театральному биноклю, при этом она позволяла увидеть многое из того, что было недоступно невооружённому человеческому глазу. После первого варианта перспективы Галилей изготовил трубу с 30-кратным увеличением и уже с её помощью сделал свои открытия. В январе 1609 г. он начал свои наблюдения, которые показали, что на поверхности Луны есть горы, долины и равнины: «Поверхность Луны не гладкая и отполированная, а неровная и жёсткая, на ней, как и на земной поверхности, существуют огромные возвышенности, глубокие впадины и пропасти», - писал Галилей [20]. Он был потрясён увиденными ландшафтами. На основании своих наблюдений учёный пришёл к выводу, что Луна такое же каменистое тело, как и Земля: «Луна представляет собой как бы вторую Землю; более светлая её часть соответствует поверхности суши, а более тёмная - водной поверхности; никогда не было сомнений в том, что если смотреть издалека на залитый солнечными лучами земной шар, то поверхность суши будет казаться более светлой, а вода - более тёмной» [20].
Свет Луны он объяснил, как результат попадания на наш природный спутник солнечного света, отражённого Землёй. Всё это опроверг-
ло учение Аристотеля про противоположность «земного» и «небесного». Земля стала телом той же природы, что и небесные светила. Галилей обнаружил также либрацию Луны и достаточно точно оценил высоту лунных гор, измеряя длину их теней при видимом положении Солнца. Кроме того, учёный изучил несколько больших тёмных низинных областей, которые назвал морями.
Далее он направил телескоп на дальние небесные тела. Особенно его поразил Юпитер, который выглядел как маленький шар, вокруг которого вращались четыре спутника. Спутники Юпитера кружили вокруг него так же, как планеты совершают свой путь вокруг Солнца. «Хотя я и думал, что они относятся к неподвижным, я всё же таки несколько им удивился, так как они были расположены точно по прямой линии, параллельной эклиптике, и были более блестящими, чем другие такой же величины, - писал Галилей. - Хотя определить численно их периоды ещё невозможно, но на основании наблюдений можно высказать весьма достойное замечание. Во-первых, они на таких расстояниях то следуют за Юпитером, то опережают его и удаляются от него либо на восток, либо на запад, совершая лишь небольшое отклонение, и никто не может сомневаться в том, что они возле него и совершают своё вращение, одновременно вращаясь с двенадцатилетним периодом вокруг центра света. Кроме того, они совершают вращение не по одинаковому кругу, что ясно с того, что в более значительных отклонениях от Юпитера никогда нельзя было видеть соединёнными две планеты, тогда как вблизи Юпитера можно было найти близкие соседства двух, трёх, а иногда и всех планет» [20].
Не менее удивительной в телескоп оказалась Венера. Она была видна маленьким полумесяцем, и Галилей наблюдал, как с каждым днём этот полумесяц вытягивался, увеличивался и превращался в тонкий серп. Он делал зарисовки этих изменений, которые позднее были опубликованы в Звёздном вестнике. Таким образом в сентябре 1610 г. Галилей открыл фазы Венеры (от узкого серпа до полного диска), что стало результатом научного предвидения, основанного на учении Коперника [1].
В своей работе «Звёздный вестник» Галилей писал: «Мы обратились к наблюдению того, что относится к сущности либо веществу Млечного Пути и определили с помощью перспективы возможность сделать её настолько доступной нашему взору, что все споры, которые на протяжении столетий мучили философов, замолчали сами по себе при наличии полной очевидности ... Действительно, Галактика не представляет собой ничего другого, чем скопление бесконечного множества звёзд» [1, с. 23].
Он указал на отличия между неподвижными звёздами и планетами, что Млечный Путь - это колоссальное скопление звёзд [20]. Галилей писал: «Галактика оказывается ничем другим как
SIDERE VS
N V N С I V S
MAGNA, LONGEQVE A DMlRAEILIA Spcftacula pandens, fufpícicnda^uc proponen* vnicuique, praricrcím vero P н I LO SOPtí IS , Atjt ASTSOÜ OMIS, qttó ¿
G ALILE O' G AL I LE O
PATRlTiO FLORENTINO
Patauíni Gymnafij Publico Mathcmatico
PER S JP ICILLI
^tsfírdfi Ttfrrtf beneficie fíat obfcrHxte m WV&ig ТЛСЩ F1XIS JVJ jyMEXJS, LACTEO CIRfVLG) STELLIS ЩВУЮЯ$3 Afrfrime vero in
QVATVOR PLANETIS
Cirea l.O VI S Stcllant difptrfbós intcruailií, atque pen'odis,cclcti. Hit mitabiJi cit<;iimuolutÍ5; guos , nemini rn tuncvfqae dii-ni cogniro?, nouiífimí ЛтЬог deprj-Ьяídh piimus; »que
MEDICEA SIDERA
KVNCVPAHDOS DECREVIT
y EN ВТ US, ApudTIlomatn Birglionum. M D С X,
¿íijariirbm l'a mtfit j c- l'rittrltoit,
Титульный лист книги Г. Галилея «Звёздный вестник» (1610)
совокупностью многочисленных звёзд, расположенных группами. В какую бы его часть не направить подзорную трубу, сразу представляется большое множество звёзд, большинство из которых кажутся довольно большими и хорошо заметными» [1, с.37].
На протяжении 1610-1611 гг. Галилей сделал первые телескопические наблюдения солнечных пятен и обнаружил вращение Солнца вокруг оси. На Солнце в телескоп он увидел какие-то чёрные пятна. Вскоре учёный обнаружил, что пятна изменяют своё положение по отношению к краю диска Солнца, а двигаются они потому, что Солнце вращается вокруг своей оси, как наша Земля.
Научный мир встретил «Звёздный вестник» с недоверием, его обвиняли, что всё увиденное им это оптический обман и что это противоречит Аристотелю. Галилей отправил экземпляр книги И. Кеплеру и попросил у него поддержки. Тот опубликовал ответ, в котором назвал его «Разговором со Звёздным вестником» [19] и высказал полное доверие галилеевским наблюдениям и предложил для «звёзд» Юпитера и для Луны название «спутник», уверенный, что спутники есть и у других планет. Телескопические исследования Галилея положили начало оптической астрономии.
«Звёздный вестник» был тем толчком, который подтолкнул учёный мир начала XVII в. заняться диоптрическими приборами, шлифовкой и полировкой стёкол. За этим делом история застаёт Декарта, Спинозу, Ньютона, королей и принцев, аббатов и монахов, физиков, филосо-
фов и врачей. На этой почве очень быстро выросла геометрическая оптика преломляющих сред, технология обработки стекла, искусство построения оптических приборов и оптических производств в широком смысле. До Галилея оптика была распространённым, но чисто схоластическим занятием. С тех пор как труба была повёрнута Галилеем на звёздное небо, она стала основной частью физики и важной технической отраслью. Образ учёного отделяет античную и средневековую оптику с их архаизмом, схоластикой и замкнутостью от новой, живой и действенной дисциплины [3, с. 584].
По словам академика С.И. Вавилова, важна, прежде всего, степень самостоятельности Галилея в этом изобретении. Он был таким же независимым изобретателем оптической трубы, как и многие прочие претенденты на это звание. Галилей не отрицает стимулирующего влияния на его изобретение сведений о существовании изготовленной трубы без каких-либо подробностей об её устройстве; вместе с тем он прав, что в его время изобрести трубу случайно было, пожалуй, легче и вероятнее, чем построить намеренно. Ясен ход мыслей и работы Галилея. Он поставил вопрос о действии системы линз, экспериментирует с двумя линзами, выпуклой и вогнутой, и таким способом находит искомую систему. Галилей не испытал системы из двух выпуклых линз. Возможно, потому, что, исходя из своей логической схемы, он сразу начал с возможно более общего случая. Из его рассказов следует, что у него не было никаких новых теоретических представлений о действии сферических линз по сравнению с тем, что знали Леонардо, Мавроли-ко и де ла Порта. Отличие от предшественников состояло прежде всего в живом, ясном и широком понимании Галилеем возможностей нового инструмента для мореходства, военного дела и астрономии [3, с.601-602].
Как уже говорилось, свои открытия Галилей описал в «Звёздном вестнике», что произвело огромное впечатление на современников. В научном мире того времени проходили дискуссии и споры, а имя Галилея было известным. Он был удостоен почётного звания первого математика и философа Флорентийского университета, куда он переехал.
В тот период между Г. Галилеем и И. Кеплером велась переписка. Последний в 1610 г. в своём трактате „Новая астрономия" излагает два первых закона движения планет, в 1611 г. - создаёт свою зрительную трубу, а в 1619 г. - записывает третий закон движения планет. Однако Галилей пренебрёг фактом движения планет по эллипсам Кеплера, у него корабль движется не строго поступательно, но по дуге большого круга поверхности Земли, тела же падают вертикально и не отклоняются к востоку и несколько к югу и т.д. По замечанию С.И. Вавилова «физические и астрономические доводы Галилея в пользу под-
вижности Земли либо не новы, либо ошибочны, либо малосущественны; законы Кеплера ускользнули от его внимания или остались непонятыми им, Галилеева теория приливов неверна, а его представления о кометах кажутся архаическими» [3, с.584]. Но это станет понятно позже, с дальнейшим развитием науки, с появлением фактов и доказательств, которых у Галилей не было. По словам Р.Н. Щербакова: «... гений не совершает ошибок, они становятся вратами в новые открытия» [4, с. 159].
Идеи Галилея не сразу смогли овладеть сознанием научного мира. На заре классической науки необходимо было преобразовать представления людей о мире и его устройстве, преобразовать стиль их мышления. На это требовалось время. Галилей обсуждал с друзьями интересующие его проблемы. Он рассказывал о наблюдениях, которые подтверждали учение Коперника. В 1611 г. за свои достижения Галилей был избран в члены Академии Линчеев.
В 1612 г. учёный опубликовал «Рассуждения о телах, пребывающих в воде», которые не только были доказательством определённых физических истин, но и стали обоснованием новой методологии и методики исследования [1, т. 2, с. 421]. Работа была обращена не только к специалистам, но и к широкому кругу читателей. В „Рассуждениях" Галилей опроверг возможность вечного движения. В основу своих выводов и доказательств он положил принцип возможных перемещений, использованный им раньше в „Механике" для теории простых машин. Галилей первым применил принцип возможных перемещений к гидростатике. Позже Лагранж писал, что только на этой основе можно связать вместе статику твёрдых тел и гидростатику, и указывал, что Галилей «выводит непосредственно из этого принципа равновесие воды в сифоне ... и доказывает подобным образом равновесие жидкостей и погруженных тел» [1, т. 2, с. 421]. И.Б. Погребыский выделил две заслуги Галилея: первая - введение в гидростатику принципа возможных перемещений и получение с его помощью новых результатов о плавающих телах и вторая - опровержение различных возражений, которые выдвигались сторонниками Аристотеля против закона Архимеда и вытекающего из него условия плавания [1, т. 2, с. 421].
Несмотря на то, что с открытиями Галилея соглашались и называли его первооткрывателем нового, представители церкви не считали истинными его выводы о гелиоцентрической системе мира. По их мнению, наука не могла обладать объективными знаниями об устройстве мироздания. В связи с этим Галилей приобрёл недругов в кругах церковнослужителей и верующих. На учёного были написаны ряд доносов, на которые он должен был писать ответы. Последние в свою очередь изучались католической церковью и в итоге опасность высказываемых
им взглядов стала очевидной.
В 1616 г. цензоры из ряда богословов осудили идеи Коперника и запретили его труд «Об обращении небесных тел». Галилею было вручено свидетельство «учение, приписываемое Копернику, что Земля движется вокруг Солнца, Солнца же стоит в центре мира, ... , противно Святому писанию, и потому его нельзя ни защищать, ни придерживаться» [10, с. 125]. На восемь лет Галилей вынужден был оставить обсуждения идей Коперника, но продолжал свою научную деятельность.
В 1623 г. учёный издал свой труд «Пробирных дел мастер», где выдвинул идеи количественного исследования природы. В математике он видит язык природы: „понять её может лишь тот, кто сначала научится постигать её язык и толковать знаки, которыми она написана. Написана же она на языке математики, и знаки её - треугольники, круги и другие геометрические фигуры" [21, с. 41]. Через год появилась его следующая публикация „Послание к Франческо Инголи", в которой он подчёркивает „мы остаёмся обязаны высшим наукам, которые одни только и в состоянии развеять темноту, в которую погружён наш разум" [1, с.60]. Здесь же Галилей изложил свои аргументы в пользу коперниковской картины мира. Он попытался сформулировать доказательство истинности последней с позиции механики и астрономии.
В дальнейшем учёный не прекратил свою работу над доказательством гелиоцентрической модели. В 1632 г. вышел „Диалог о двух главнейших системах мира" [1], который собрал все аргументы в пользу гелиоцентрической системы мира. Изложение взглядов на строение Вселенной происходит в форме диалога, который в конечном итоге приводит к выявлению научной истины и опровержению геоцентризма. Весь „Диалог" состоит из четырёх дней обсуждений. В первый день высказываются соображения о равномерном движении тел, во второй - суточное вращение земли, в третий - годовое обращение Земли и других планет вокруг Солнца, опыты по магнетизму и Земля как природный магнит, в четвёртый - теория приливов и отливов. „Диалогом" Галилей разрушил архаические взгляды о природе на Земле и в космосе, предоставив взамен новую теорию мировоззрений. Об этом периоде позже писал А. Эйнштейн: «Выступая в защиту учения Коперника и ведя борьбу за неё, Галилей руководствовался не только стремлением упростить представление о движении небесных тел. Его цель состояла в том, чтобы с помощью беспристрастного и напряжённого поиска достичь более глубокого и более последовательного понимания физических и астрономических фактов, которое бы заменило прогнившую и ставшую бесплодной систему идей» [22, с. 339]. К сожалению, галилеевское обоснование истинности учения Коперника не могло в то вре-
мя привести к формированию новой картины мира у широких масс. Р.Н. Щербаков подчёркивает: «Обществу Европы необходимы были значительные социальные перемены, чтобы гелиоцентризм оказался жизненно интересен и важен простому человеку, после чего идеи Коперника органично вошли бы в плоть и кровь европейской культуры» [4, с. 157]. Назначение и значение «Диалога» он видит в мастерском представлении в дидактическом и литературном плане образца популярного и отчасти учебного пособия.
Распространённость таких работ Галилея как «Звёздный вестник», «Послание» и «Диалог» привели его к особому вниманию со стороны инквизиции. В 1633 г. прошёл процесс с допросами над Галилеем, который прибыл в Рим. 22 июня по приговору он остался под сильным подозрением в ереси и ему было предложено «очиститься от ереси» [4, с. 158]. В итоге «Диалог» был запрещён, Галилей приговорён к заключению и покаянию. Учёному пришлось публично отречься от нового учения: «От чистого сердца и с непритворною верою отрекаюсь, проклинаю, объявляя ненавистными вышеназванные заблуждения и ереси и вообще все и всякие противные вышеназванной святой церкви заблуждения, ереси и сектантские учения» [10, с. 217]. Галилею удалось избежать смертной казни, в отличии от Дж. Бруно. Он был приговорён к пожизненному заточению, а спустя полгода получил разрешение поселиться в своём доме в Арчетри, где и прожил под домашним арестом до конца своих дней. Только 24 сентября 1989 г. Папа Иоанн Павел II объявил, что Галилей был прав, публично принёс извинения учёному и вернул ему «право быть законным сыном церкви». Официально Ватикан реабилитировал Галилея 31 октября 1992 г. Выступая на заседании Папской академии наук, Павел II признал ошибку, которую совершила Церковь почти четыре столетия назад [23].
После приговора Галилей не прекратил заниматься наукой. В 1638 г. вышли «Беседы и математические доказательства», где была предложена более сложная кинематическая картина мира. Этот труд был предназначен для специалистов, в ходе обсуждений автор опирается на эксперимент и математические расчёты [1]. Он доказал, что период колебаний маятника не зависит от его массы, но от длины нити: „длины маятников обратно пропорциональны квадратам чисел их качаний, совершаемых в течение определённого промежутка времени" [1, т. 2, с. 190]. В этом труде Галилей остался верен своему подходу, согласно которому именно эксперимент играет главную роль. Например, для подтверждения закона свободного падения тел он описал опыт с наклонной плоскостью, при попытке рассчитать скорость света он использовал опыт с двумя наблюдателями с фонарями. Последнее исследование не удалось, но при этом учёный пришёл к верному выводу о конеч-
ности скорости света.
В «Беседах» Галилей отметил важность технической практики и настаивал на полезности рассмотрения технических задач как задач физико-математических. Согласно высказыванию Р.Н. Щербакова, Галилей первым поставил вопрос о необходимости союза науки и производства [4, с. 158]. «Беседы» стали последней работой учёного и вобрали в себя всё, что он знал, понимал и умел.
После приговора Галилей продолжал переписку с учёными того времени - с Дж. Борелли, Б. Кавальери, Э. Торричели и др. К сожалению, к моменту публикации «Бесед» Галилей ослеп и 8 января 1642 г. он скончался и был похоронен в церкви Санта-Кроче в Италии.
Р.Н. Щербаков писал, что Галилей был наделён талантами по наблюдению и научному анализу природных явлений, потому был способен к осмыслению целостности физических явлений,
Литература и источники
а своей деятельности он заложил основы рационального восприятия мира, без которого немыслимо его понимание и освоение [4, с. 160].
А. Эйнштейн считал, что открытие, сделанное Г. Галилеем, и применение им методов научного рассуждения были одними из самых важных достижений в истории человеческой мысли. Это учит нас тому, что интуитивным выводам, базирующимся на непосредственном наблюдении, не всегда можно доверять, так как они иногда ведут по ложному следу [3, с. 363]. Сегодня Галилей является основателем экспериментального и математического естествознания, своими работами он создал количественную картину мира, которая и стала началом научного мировоззрения. Его методы исследования были схожи с современными: восприятие физического явления, рабочая гипотеза, нахождение логических следствий из неё и опытная проверка (эксперимент) как высший критерий всего пути открытия.
1. Галилео Галилей. Избранные труды в двух томах. - М.: Наука, 1964.
2. Крылов А.Н. Очерк истории установления основных начал механики // УФН. - 1921. - Т. 2. - № 2. - С. 143-161.
3. Вавилов С.И. Галилей в истории оптики // УФН. - 1964. - Т. 64. - № 8. - С. 583-615.
4. Щербаков Р.Н. Галилей обладал в изумительной степени даром того, что ... теперь называют „внедрением" научной истины // УФН. - 2014. - Т. 184. - № 2. - С. 153-160
5. Фок В.А. Принципы механики Галилея и теория Эйнштейна // УФН. - 1964. - Т. 64. - № 4. - С. 577-582.
6. Штекли А.Э. Галилей. - М.: Молодая гвардия, 1972.
7. Зубов, В. П. Галилей и борьба за новую систему мира // Философский журнал. — 2009. — № 1 (2). — С. 88-110.
8. Библер В.С. Галилей и логика мышления Нового времени // Механика и цивилизация XVII-XIX вв. М.: Наука, 1979. С. 448-518.
9. Дмитриев И. С. Упрямый Галилей М.: Новое литературное обозрение, 2015. 848 с.
10. Кузнецов, Б. Г. Галилей. М.: Наука, 1964. 326 с.
11. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до начала XVII в.). - М.: Наука, 1976.
12. Кирсанов В.С. Научная революция XVII в. - М.: Наука, 1987.
13. Косарева Л.М. отв. ред. Методологические принципы современных исследований развития науки. - М.: ИНИОН АН СССР, 1989.
14. Деборин А.М. Галилео Галилей. 1564-1642 гг. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1943.
15. Смородинский Я.А. отв. ред. Галилей Галилео. Пробирных дел мастер. - М.: Наука, 1987.
16. Косарева Л.М. Картины Вселенной в европейской культуре XVI-XVIII вв. // Историко-астрономические исследования. - 1990. - Вып. 22. - С. 74-110
17. Тюлина И.А., Чиненова В.Н. К учению Галилея о движении тяжелых тел. / Исследования по истории физики и механики. - М.: Наука, 1988.
18. Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. Галилей и его время. - М.-Л.: Гостехиздат, 1933.
19. И. Кеплер О Шестиугольных снежинках. - М.: Наука, 1983. - С. 33-69
20. Идельсон Н.И. Галилей в истории оптики // Вопросы истории естествознания и техники. -1964. - Вып.16. -С. 53-54.
21. Галилей Галилео. Пробирных дел мастер. - М.: Наука, 1987.
22. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. - М.: Наука, 1967. - Т.4.
23. Ansprache von Johannes Paul II. An die Teilnehmer der Vollversammlung der Päpstlichen Akademie der Wissenschaften. - 31. Oktober. 1992. - Der Heilige Stuhl. URL: https://www.vatican.va/content/john-paul-ii/de/speeches/1992/october/ documents/hf_jp-ii_spe_19921031_accademia-scienze.html (дата обращения: 16.08.2024).
References
1. Galileo Galilej. Izbrannye trudy v dvuh tomah [Selected Works in Two Volumes]. Moscow: Nauka Publ., 1964.
2. Krylov A.N. Ocherk istorii ustanovlenija osnovnyh nachal mehaniki [An essay on the history of the establishment of the fundamental principles of mechanics]. UFN Publ., 1921, Vol. 2, no. 2, pp. 143-161.
3. Vavilov S.I. Galilej v istorii optiki [Galileo in the history of optics]. UFN Publ., 1964, Vol. 64, no. 8, pp. 583-615.
4. Shherbakov R.N. Galilej obladal v izumitel'noj stepeni darom togo, chto teper' nazyvajut „vnedreniem" nauchnoj istiny [Galileo had an amazing gift for what is now called the "introduction" of scientific truth]. UFN Publ., 2014, Vol. 184, no. 2, pp. 153-160.
5. Fok V.A. Principy mehaniki Galileja i teorija Jejshtejna [Galileo's principles of mechanics and Einstein's theory]. UFN Publ., 1964, Vol. 64, no. 4, pp. 577-582.
6. Shtekli A.Je. Galilej [Galileo]. Moscow: Molodaja gvardija Publ., 1972.
7. Zubov, V. P. Galilej i bor'ba za novuju sistemu mira [Galileo and the Struggle for a New World System]. Filosofskij zhurnal [Philosophical journal]. Publ., 2009, no. 1(2), pp. 88-110.
8. Bibler V.S. Galilej i logika myshlenija Novogo vremeni [Galileo and the Logic of Thinking in the New Age]. Mehanika i civilizacija XVII-XIX vv [Mechanics and Civilization of the 17th-20th Centuries]. Moscow: Nauka Publ., 1979, pp. 448-518.
9. Dmitriev I. S. Uprjamyj Galilej [Stubborn Galileo]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Review] Publ., 2015, 848 p.
10. Kuznecov, B. G. Galilej [G.Galileo]. Moscow: Nauka Publ., 1964, 326 p.
11. Ahutin A.V. Istorija principov fizicheskogo jeksperimenta (ot antichnosti do nachala XVII v.) [History of the principles of physical experiment (from antiquity to the beginning of the 17th century)]. Moscow: Nauka Publ., 1976.
12. Kirsanov V.S. Nauchnaja revoljucija XVII v. [Scientific revolution of the 19th century]. Moscow: Nauka Publ., 1987.
13. Kosareva L.M. otv.red. Metodologicheskie principy sovremennyh issledovanij razvitija nauki [Methodological principles of modern
research into the development of science]. Moscow: INION AN SSSR Publ., 1989.
14. Deborin A.M. Galileo Galilej. 1564-1642 gg. [Galileo Galilei. 1564-1642]. Moscow: L.: Izd-vo AN SSSR Publ., 1943.
15. Smorodinskij Ja.A. otv. red. Galilej Galileo. Probirnyh del master [Galileo Galileo. Assay Master]. Moscow: Nauka Publ, 1987.
16. Kosareva L.M. Kartiny Vselennoj v evropejskoj kul'ture XVI-XVIII vv. [Pictures of the Universe in European Culture of the 16th-17th Centuries]. Istoriko-astronomicheskie issledovanija [Historical and astronomical research], 1990, Iss. 22, Pp. 74-110.
17. Tjulina I.A., Chinenova V.N. K ucheniju Galileja o dvizhenii tjazhelyh tel. [On Galileo's teaching on the motion of heavy bodies]. Issledovanija po istorii fiziki i mehaniki [Research on the history of physics and mechanics]. Moscow: Nauka Publ., 1988.
18. Ol'shki L. Istorija nauchnoj literatury na novyh jazykah. Galilej i ego vremja [History of scientific literature in modern languages. Galileo and his time]. M.-L.: Gostehizdat Publ., 1933.
19. I. Kepler O Shestiugol'nyh snezhinkah [About Hexagonal Snowflakes]. Moscow: Nauka Publ., 1983. Pp. 33-69.
20. Idel'son N.I. Galilej v istorii optiki [Galileo in the history of optics]. Voprosy istorii estestvoznanija i tehniki [Questions of the history of natural science and technology], 1964, Iss.16, Pp. 53-54.
21. Galilej Galileo. Probirnyh del master [Assay Master]. Moscow: Nauka Publ., 1987.
22. Jejnshtejn A. Sobranie nauchnyh trudov [Collection of scientific papers]. Moscow: Nauka Publ., 1967, Vol.4.
23. Ansprache von Johannes Paul II. An die Teilnehmer der Vollversammlung der Päpstlichen Akademie der Wissenschaften. - 31. Oktober. 1992. - Der Heilige Stuhl. Available at: https://www.vatican.va/content/john-paul-ii/de/speeches/1992/october/documents/ hf_jp-ii_spe_19921031_accademia-scienze.html (accessed: 16.08.2024).
© «KMO», 2024 © Ko^Ta^MXMHa E.№., 2024