Научная статья на тему 'К 25-летию Праздничного хора Московского Данилова монастыря'

К 25-летию Праздничного хора Московского Данилова монастыря Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
164
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 25-летию Праздничного хора Московского Данилова монастыря»

Вестник ПСТГУ

Серия V. Вопросы истории

и теории христианского искусства

Варапаева Ирина Михайловна, аспирант кафедры теории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных [email protected]

2014. Вып. 2 (14). С. 183-187

К 25-летию Праздничного хора Московского Данилова монастыря

И. М. Варапаева

В последние годы мы наблюдаем растущий интерес общественности к хоровому пению. Часто можно увидеть афиши выступлений не только признанных государственных хоровых коллективов, но и не менее известных монастырских хоров. Это такие коллективы, как хор Троице-Сергиевой Лавры, хор подворья Троице-Сергиевой Лавры, хор Сретенского монастыря, хор Зосимовой пустыни, Московский Синодальный хор, хор Московского Данилова монастыря. Активная исполнительская деятельность монастырских хоров со своим, отличным от других хоровых коллективов репертуаром и звучанием выявила также и своего слушателя.

Трудно перечесть все мероприятия, которые ныне выпадают на долю церковных музыкантов за пределами «ограды храма»: фестивали и конкурсы, звукозаписи и медиа-акции. Так, хор Сретенского монастыря1 оказался совсем недавно участником уникального действа, торжественно исполнив на Сочинской 0лимпиаде-2014, в рамках грандиозного шоу, Гимн России. А 25 марта 2014 г. в Москве состоялась презентация документального фильма «Миротворец. Святой Даниил Московский», в котором рассказывается о родоначальнике Московских князей — святом благоверном князе Данииле Московском. Картина снята студией Данилова монастыря, режиссер — Сергей Дубинкин, в съемках приняли участие,— наряду со специалистами в области истории, археологии, военного искусства,— духовные лица.

Но наш рассказ — о Праздничном хоре Данилова монастыря, который отмечает в этом году свое 25-летие. Регент хора — Георгий Сафонов, окончивший, как и регент Сретенского монастыря Никон Жила, Российскую академию музыки имени Гнесиных, является его бессменным руководителем и наставником.

Этот хор, существующий с 1989 г., включает 16 профессиональных певцов — выпускников Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Российской академии музыки им. Гнесиных, Академии хорового искус-

1 О хоре Сретенского монастыря: «Свои нынешние черты хор возродившейся в 1994 г. обители начал приобретать около 10 лет назад. В 2005 г., по благословению архимандрита Тихона (Шевкунова), хор возглавил его нынешний регент — Никон Степанович Жила, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, сын священника, с детства певший в хорах Троице-Сергиевой Лавры» (http://www.bestchoir.ru/).

ства им. А. В. Свешникова, — имеющих высшее вокально-хоровое образование. Сам регент — Георгий Леонидович Сафонов — лауреат 1-го Всероссийского конкурса дирижеров, почетный член Всероссийского музыкального общества, обладатель награды «Золотой витязь». Его художественный вкус и знание репертуара во многом определяют характер деятельности данного коллектива.

Добавим к этому, что Праздничный хор тоже является лауреатом международных и всероссийских конкурсов церковной музыки, награжден Патриаршими грамотами и многочисленными дипломами Московской Патриархии и государственных учреждений культуры. С 2003 г. Праздничный хор Данилова монастыря именуется как Мужской хор Синодальной резиденции Святейшего Патриарха.

Сформировавшийся непосредственно из певчих богослужебного хора, Праздничный хор Данилова монастыря теперь выходит и за пределы монастырских стен. Его сегодняшняя цель — общественное просвещение и приобщение слушателей к традициям церковного пения и к культуре светского народного песнетворчества2.

Каков же репертуар хора? По какому принципу он организуется? Чему отдается предпочтение в нем?

2 «Праздничный Патриарший мужской хор Московского Данилова монастыря фактически является лицом русского исполнительского искусства в сфере церковной музыки... Патриарший хор Данилова монастыря часто представляет Россию в музыкальных концертных программах и фестивалях за рубежом и всегда желанный гость на крупнейших концертных площадках у себя дома» (http://kurgan-filarmonia.ru/news/522/afisha2014).

Обширный репертуар хора можно разделить на богослужебный и внебого-служебный. Остановимся на первом. Главным для Праздничного хора является, безусловно, церковный репертуар. Коллектив постоянно принимает участие в богослужениях по субботним и воскресным дням, а также в дни великих праздников в храмах Данилова монастыря и резиденции Святейшего Патриарха Московского Кирилла. Известно, что монастырские службы нередко отличаются от служб, совершающихся в приходских храмах, продолжительностью, размеренностью, особым звучанием молитвенного и вместе с тем торжественного пения. И эту традицию, на наш взгляд, поддерживает своей деятельностью хор Данилова монастыря.

Выбор песнопений к той или иной службе определяется, естественно, значением праздника в церковном круге. Меняется от службы к службе и «жанровый ансамбль» — стихиры, тропари, кондаки и другие песнопения, их местоположение в богослужении, зависящее от церковного устава. На основе обиходных распевов, а также авторских произведений складывается своего рода стилевой синтез.

особое место в репертуаре хора занимает обиход как существенная часть церковного богослужения. Характерно, что Обиход Церковного пения, звучащий в обители князя Даниила, не был неизменным, он развивался и обогащался. В Даниловом монастыре принят Синодальный обиход (Всенощное бдение и Божественная литургия), изданный под редакцией А. Д. Кастальского в начале XX в. Но наряду с Синодальным обиходом, в обители уже несколько лет существует своя, не похожая на другие, традиция исполнения обиходного певческого материала. И в этом плане большую роль играет направляющая воля регента, его приемы работы с коллективом. По словам Г. Л. Сафонова, работа заключается в совмещении разных напевов. Приведем характерный пример — стихиры на «Господи, воззвах» часто распеваются следующим образом:

Глас Господи, воззвах Стихира на «Господи, воззвах»

1 Киевский с канонархом

2 Лаврский Зосимовой пустыни

3 Киевский обработка о. Матфея

4 Обиходный обработка о. Матфея (3-голос.)

5 Киевский обработка о. Матфея

6 Обиходный обработка о. Матфея

7 Обиходный с канонархом

8 Обиходный Зосимовой пустыни

Такого рода сочетание разных обиходных роспевов и напевов позволяет сосредоточить внимание на тексте и дает возможность погрузиться в богослужение. Кроме того, это — попытка найти новый обиход, отличающий Праздничный хор от братского хора обители.

Что касается славников, догматиков и стихир на литии, то они поются по сей день знаменным роспевом, что очень важно и в смысле сохранения древней традиции, и в плане создания органичного сочетания прошлого и настоящего в интонационной палитре богослужебного пения. (Стихиры на стиховне исполняются «на подобен», или используется авторский вариант.)

Хор Данилова монастыря хранит и продолжает древнюю традицию пения стихир «на подобен» (с канонархом). Такие напевы «подобнов», как «О дивное чудо», «Радуйся, Живоносный Кресте», «Доме Евфрафов», «О преславнаго чуде-се», «Дал еси знамение», «Все отложше» и другие, придают молитвенному тону богослужения некую торжественность. Песнопения «на подобен» не исполняются Праздничным хором в его концертных программах, но очень широко используются в качестве «запричастного концерта» за богослужением.

Принципиальная основа составления репертуара хора — сочетание обиходных песнопений с обработками и гармонизациями древних напевов.

Специального обсуждения требует также включение в эту интонационную среду авторских композиций, среди которых выделим особо сочинения композиторов Московской школы: А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, С. В. Смоленского, В. С. Калинникова, Д. В. Аллеманова, Д. М. Яичкова, Н. С. Голованова и других.

Значительное место в репертуаре занимают новейшие произведения современных церковных музыкантов: диакона Сергия (Трубачева), архимандрита Матфея (Мормыля), митрополита Илариона (Алфеева), игумена Никифора (Кирзина), игумена Силуана (Туманова), протоиерея Николая (Ведерникова). Это огромный пласт неизменяемых песнопений, таких как 103 псалом, «Блажен муж», «Свете тихий», «Сподоби, Господи», «Ныне отпущаеши», полиелей, Песнь Богородицы, Великое славословие, ектении, Херувимская песнь, «Милость мира», «Достойно есть» и др.

Заслуживает внимания и другая специфическая сторона профессиональной деятельности регента хора, а именно обработка роспевов и напевов. За богослужением мы можем услышать стихиры на шестой глас в обработке Георгия Леонидовича. Им же сделана обработка прокимна Великой Субботы «Воскресни, Боже...». В своих обработках он стремится создать традиционные гармонизации, близкие по духу гармонизациям о. Матфея (Мормыля) и о. Сергия (Трубачева).

Таким образом, Праздничный хор формирует особый стиль пения в Данило-вом монастыре, характеризующийся разнообразием песнопений, которые вместе с тем отличаются строгостью, сдержанностью, близостью русскому мелосу. Высокий профессионализм, богатый опыт и умение дают возможность регенту выстраивать богослужение в едином музыкальном стиле.

Что касается внебогослужебного репертуара, то следует, прежде всего, отметить большой опыт работы хора на крупных концертных площадках Москвы и других городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Важными качествами репертуара Праздничного хора Данилова монастыря являются присущие ему единство и целостность. В репертуаре хора — песнопения великих и двунадесятых праздников, части Всенощного бдения и Божественной литургии, песнопения Великого поста и Святой Пасхи. Хор ежегодно принимает активное участие в Рождественском и Пасхальном фестивалях.

Регент не исключает из концертных программ и произведений светской направленности. Георгий Сафонов возрождает традицию прошлого — устроение так называемых исторических концертов в период Четыредесятницы. На этих Великопостных концертах можно услышать древние песнопения Великого поста,

Всенощного бдения и Божественной литургии. А также духовные стихи и светские песнопения, соответствующие по тематике великопостному периоду. Это могут быть молитвы русских поэтов, романсы. Например: «Владыко дней моих» А. С. Пушкина, «Молитва», «Выхожу один я на дорогу» М. Ю. Лермонтова и другие. Упомянем здесь уникальный концерт, который состоялся 25 марта 2014 г. в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Впервые в своей концертной деятельности Праздничный хор Данилова монастыря исполнил антифоны Страстной Пятницы Супрасльской Лавры XVI века3.

Как отражена эта деятельность в современных средствах информации?

Коллективом были записаны более двадцати компакт-дисков разных жанров. Среди них песнопения Рождества Христова, Великого поста и Святой Пасхи, канты, колядки, духовные стихи, русские народные, российские военные и исторические песни и гимны, казачьи и застольные песни, а также романсы, вальсы, народные песни и песни современных авторов, русская и зарубежная классическая хоровая и вокальная музыка.

Слушатель с неизменным восторгом воспринимает индивидуальную исполнительскую манеру пения Праздничного хора Данилова монастыря. В определенном смысле хор близок по звучанию тем любительским хорам, которые как бы пропускают свое пение, прежде всего, через сердце и душу. Намеренно не подчеркивая профессионализма певцов, регент тем самым приближает звучание хора к монастырскому, учитывая место и предназначение своего коллектива. При этом в пении хора нет преобладания сухого, выровненного звука, и это делает его звучание близким и понятным самой различной аудитории. Концертные залы, в которых выступает хор, всегда переполнены, люди с нетерпением ждут выступлений этого малочисленного коллектива, который, благодаря своей внутренней силе, звучит ярко и выразительно.

Целью сегодняшних концертных выступлений Праздничного хора становится ознакомление публики не только с известными многим слушателям хоровыми произведениями русской музыки, но зачастую и с сочинениями авторов, не являвшихся композиторами, музыкантами. Это песнопения известных общественных деятелей и членов княжеских семей, а именно: князя Ю. Голицына, принца П. Ольденбургского, графа А. Шереметьева, князя П. Оболенского и других. Музыка этих авторов XIX столетия по духу своему — музыка православная. Ее дух, ее настроение мы слышим благодаря Праздничному хору, исполнительская манера которого филигранно отточена.

Возрождение традиций церковного пения Успенского собора Московского Кремля и Синодального хора, использование богатого опыта Троице-Сергиевой и Киево-Печерской Лавр, Оптиной и Ниловой пустынь, веяний нового музыкального языка, характеризующих творчество современных композиторов, — все это в целом обогащает исполнительское мастерство Праздничного мужского хора Даниловой обители.

3 Супрасльская Лавра славилась своей высокой певческой культурой, восходящей к традициям Киево-Печерской Лавры. Антифоны Страстной Пятницы расшифрованы из Ирмо-логия 1598 г. д-ром искусствоведения профессором А. В. Конотопом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.