ЗАБЫТОЕ ИМЯ
DOI 10.37386/2305-4077-2021-2-113-120
Е. Н. Строганова1
Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Институт славянской культуры
К 200-ЛЕТИЮ НАДЕЖДЫ ДМИТРИЕВНЫ ХВОЩИНСКОЙ: О ДАТЕ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ
На материале архивных источников уточняется год рождения известной русской писательницы второй половины XIX в. Надежды Дмитриевны Хвощинской, печатавшейся под именем В. Крестовский-псевдоним. Приведенные сведения опровергают утвердившееся мнение о том, что писательница родилась в 1824 или 1825 г. и позволяют говорить, что 2021-й - год 200-летия писательницы. Акцентировано внимание на вопросе о неверной портретной репрезентации писательницы в 6-м томе биографического словаря «Русские писатели. 1800-1917».
Ключевые слова: Н. Д. Хвощинская, В. Крестовский-псевдоним, архивные источники, отсутствие метрических записей, уменьшение возраста, биографический словарь, портретное изображение.
E. N. Stroganova
A. N. Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), The Institute of Slavic Culture
TO THE 200TH ANNIVERSARY OF NADEZHDA DMITRIEVNA KHVOSHCHINSKAYA: ABOUT THE DATE OF THE WRITERS BIRTH
The year of birth of the famous Russian writer of the second half of the XIX century Nadezhda Dmitrievna Khvoshchinskaya, who published her works under the name V. Krestovskyj-pseudonym, is specified on the material of archival sources. The above information refutes the established opinion that the writer was born in 1824 or 1825 and allows us to say that 2021 is the year of the 200th anniversary of the writer. The author focuses on the question of the incorrect portrait representation of the writer in the 6th volume of the biographical dictionary «Russian Writers. 1800-1917».
Keywords: N. D. Khvoshchinskaya, V. Krestovsky-pseudonym, archival sources, lack of metric records, age reduction, biographical dictionary, portrait image.
1 Евгения Нахимовна Строганова, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры общего и славянского искусствознания Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Институт славянской культуры (Москва).
Имя героини этой статьи Надежды Дмитриевны Хвощинской (в замуж. Зайончковской) мало что говорит современному читателю, да и во второй половине XIX в., когда выходили ее сочинения, такого автора основная масса читателей не знала. Зато все знали произведения писателя, который подписывался именем В. Крестовский, с 1868 г.- В. Крестовский-псевдоним [Строганова, 2011]. Писательницу с таким именем не следует путать с автором «Петербургских трущоб» Всеволодом Крестовским. Как писал М. Е. Салтыков-Щедрин, «есть настоящий Крестовский (к сожалению, псевдоним) и есть псевдо-Крестовский (Всеволод, к сожалению, не псевдоним)» [Салтыков, 1968, с. 482]. «Настоящим Крестовским», то есть автором, действительно достойным читательского внимания, он называл Н. Д. Хвощинскую, которая с 1850 г., начав публиковать прозу, подписывалась В. Крестовский. По словам сестры, псевдоним этот был выбран случайно: «.. .то была фамилия маленького красивого мальчика, зачем-то приходившего к нам в дом» [Б. п., с. VII]. Когда в конце 1850-х гг. появился писатель Всеволод Крестовский, многие современники уговаривали Хвощинскую обнародовать свое настоящее имя. С. С. Дудышкин писал 26 октября 1862 г. в Рязань, где жила писательница: «В Рязани вы теперь не секрет, чего ж вы больше боитесь? Имя себе составили, так и покажите его публике.»2. Она не согласилась, и на то были причины. Во-первых, у В. Крестовского уже сложилась определенная литературная репутация, с которой она не хотела расставаться. С этим был связан второй, гораздо более существенный фактор: нежелание женщины-автора открывать публике свое истинное лицо, стремление сохранить приватность и не позволить любопытствующим вторгаться в свою частную жизнь. В наше время, когда любая так называемая медийная персона рвется «заголиться и обнажиться», это звучит более чем странно. Но, как мы понимаем, и общая ситуация разительно отличалась от нынешней, и представления у людей были другие.
Хвощинская всячески стремилась защитить свое право на жизнь частного человека и не желала публиковать какие-либо сведения о себе. Адресуясь к библиографу П. В. Быкову, который обратился к ней с такой просьбой, она процитировала слова Н. К. Михайловского: «Неприкосновенность псевдонима есть едва ли не элементарнейшее понятие добропорядочного литературного общества» [«Я живу от почты до почты.», 2001, с. 64]. В этой связи интересна история ее портрета, написанного в 1876 г. И. Н. Крамским по просьбе П. М. Третьякова для его коллекции. Хвощинская согласилась позировать, но поставила условие, что оставит портрет у себя «на неопределенное время» [Переписка, 1953, с. 133],- до своей смерти, как замечает мемуарист [Горленко, 1897, с. 663]. И действительно: Третьяков получил портрет только после кончины писательницы от ее сестры [Переписка, 1953, с. 436]. Хвощинская не позволяла публиковать свои изображения и в журналах, о чем 9 декабря 1858 г. писала В. Р. Зотову, который передавал ей просьбу издателя «Русского художественного
2 Цит. по: [Семевский, с. 68]. 114
листка» В. Ф. Тимма: «.печатать моего портрета я решительно не хочу, находя вполне достаточным, что он есть в моей семье и у немногих знакомых» [«Я живу от почты до почты.», 2001, с. 66]3. Такое стремление писательницы к личной безвестности объясняет нехватку сведений о многих обстоятельствах ее жизни, в частности отсутствие достоверной информации о годе и месте рождения. Актуализация это вопроса позволяет уточнить и даты рождения ее сестер - талантливой писательницы Софьи Дмитриевны Хвощинской (псевд. И. Весеньев) и Прасковьи Дмитриевны Хвощинской, которая написала несколько повестей (псевд. Зимарова) и ценнейшие мемуары о жизни семьи.
Надежда Дмитриевна была старшим ребенком в семье отставного поручика Дмитрия Кесаревича Хвощинского и дочери надворного советника Юлии Викентьевны Дробышевской-Рубец4. Кроме нее в семье было еще четверо детей: Кесарь (1826-1873), Софья, Любовь (1827-1838) и Прасковья. Принято считать, что Надежда родилась 20 мая 1824 или 1825 г.,5 Софья - 20 мая 1828 г., а Прасковья в 1831 г., но эти сведения не подтверждаются архивными источниками.
Если полагаться на свидетельство, выданное Рязанской духовной консисторией, Софья родилась 20 мая 1824 г. Соответствующая запись в метрических книгах церкви с. Воронки за этот период пропущена, но церковнослужители подтвердили дату со слов свидетелей, бывших при крещении6. Это свидетельство было приложено к обращению Д. Хвощинского от 22 апреля 1833 г. в Рязанское дворянское собрание с просьбой о признании дворянства Софьи «для вступления в какое-либо училищное заведение»7. Но в его же прошении на имя рязанского уездного предводителя дворянства, поданном в январе 1830 г., возраст дочерей указан так: Надежде 8 лет, Софье 4 года, Прасковье 1 год, из чего следует, что Надежда родилась в 1821, Софья в 1825, а Прасковья в 1828 г.8 Таким образом, рождение Софьи датируется 1824 или 1825 г., а рождение Надежды -1821 г. Косвенным аргументом в пользу последней даты может служить отставка Д. Хвощинского 20 марта 1821 г. «по домашним обстоятельствам», возможно, связанная с ожидаемым рождением ребенка и намерением переехать в родные места9. К тому же тот факт, что Прасковье в нваре 1830 г. уже исполнился год, не позволяет относить ее рождение к 1831 г., следовательно, принятые датировки рождения старших сестер также неверны.
3 То же и в письме к П. И. Вейнбергу от 20 мая 1885 г. [«Я живу от почты до почты.», 2001, с. 66-67].
4 Государственный архив Рязанской области (ГАРО). Ф. 98. Оп. 11. Д. 46. Св. 98. Л. 28 об.
5 1825 г.: [Гербель, 1873, с. 580; Голицын, 1889, с. 262; Цебрикова, 1897, с. 1 с. 1-40]; 1824 г.: [Каррик, 1899, с. 7; Могилянский, 1956, с. 234].
6 ГАРО. Ф. 98. Оп. 11. Д. 46. Св. 98. Л. 21; вперв.: [Крупин, 1988, с. 3).
7 ГАРО. Ф. 98. Оп. 11. Д. 46. Св. 98. Л. 20.
8 ГАРО. Ф. 98. Оп. 15. Д. 31. Св. 110б. Л. 1167 об.
9 ГАРО. Ф. 98. Оп. 11. Д. 46. Св. 98. Л. 28 об.
Есть еще один документ, касающийся Софьи Дмитриевны,- Аттестат, выданный ей Советом Московского училища святой Екатерины 9 марта 1843 г.10 Здесь она названа 18-летней, и если строго следовать дате выдачи документа, то годом рождения надо признать 1825-й.
Отсутствие точных метрических записей серьезно усложняет картину, но сопоставление фактов убеждает, что даты рождения трех сестер следует откорректировать следующим образом: Надежда родилась в 1821, Софья - в 1824 или 1825, Прасковья - в 1828 г.
Чем же объясняется сложившаяся ситуация и в частности неверная дата рождения Н. Хвощинской, которая, по всей видимости, определила и остальные? Вряд ли можно сомневаться в том, что это было инициировано самой писательницей. Биографии ее современников убеждают, что неточное указание возраста не было редкостью, хотя мотивировалось разными причинами и в некоторых случаях могло исходить от родителей. В мужских биографиях оно, как правило, связано с обстоятельствами рождения, учебы или службы. В женских биографиях это, скорее всего, объяснялось психологическими причинами, в случае Хвощинской - публичным характером ее деятельности и необходимостью каким-то образом быть представленной публике, чего она всячески избегала. Можно предположить, что желание уменьшить возраст появилось у Хвощинской в то время, когда у читателей и критиков возник интерес к талантливому автору,-в конце 1840-х - начале 1850-х гг.
Характерно, что версию о 1824 г. как дате своего рождения Хвощинская поддерживала и в личном общении. Два фрагмента такого рода можно найти в ее письмах к О. А. Новиковой.
19 мая 1864
«Дело в том, друг мой, что я нахожусь в таком состоянии тоски, какой не запомню еще за собою. <.. > Но была сила, была какая-то поддержка с терпением и способностями; были ожидания. Теперь - ничего нет - так ничего, как бывает нищета. Меня, что называется, кругом обобрали. Я должна делать себе искусственный характер: привязываться к чему-нибудь, заниматься чем-нибудь; ради того, что если меня хватит прожить еще хоть полстолька того, что мне будет завтра,- надо же делать что-нибудь на свете! - вот тебе причина моих недоговорок, недописок...»11
Выделенное автором слово «того» дает основание полагать, что имеется в виду круглая дата, то есть 40 лет.
1 апреля 1874
«У меня мнений нет, а есть только убеждения. Я ведь живу целиком, непосредственно, азбукой. Я человек дикий, если тебе угодно, но цивилизоваться на пятидесятом году возраста - немножко поздно»12.
10 Государственный музей-заповедник С. А. Есенина. Фонд Хвощинских. ОНФ 6165. Р-528.
11 РГАЛИ. Ф. 345. Оп. 1. Д. 851. Л. 28-28 об.
12 РГАЛИ. Ф. 345. Оп. 1. Д. 852. Л. 117 об. 116
Письмо датировано 1 апреля, значит, согласно этому высказыванию, 20 мая 1874 г. ей должно было исполниться 50 лет.
Приведенные фрагменты интимных писем Хвощинской показывают, что писательница не раз переживала творческие кризисы, испытывая недовольство своей деятельностью. Вместе с тем, по словам современника, она уже с момента своего появления была «любимицей читающей публики» [Кропоткин, https://informaxinc.ru/anarchy/kropotkin_idealy/#CO44], критики воспринимали ее как «лучшую русскую писательницу» [Я., 1890, с. 191] и упоминали в ряду авторов-мужчин, что служило особой формой признания. Особенностью творческой манеры Хвощинской называли мастерское ведение интриги, психологическую напряженность, страстность и убедительность авторского тона. И. А. Гончаров писал ей в 1872 г.: «.. .я никогда не соглашаюсь с теми, которые называют вообще Ваши произведения "симпатичными" Это значит лишать их главного и лучшего их характера. Симпатичен талант, как всякий талант, но произведения Ваши действуют не симпатией и не на симпатию, а другой могущественной силой - правдой анализа и неотразимостью логики, без всякой лести и также без преувеличений, в самом отрицании. Правда, правда и правда!» [Гончаров, т. 8, с. 393]. Однако в наши дни читатели лишены возможности познакомиться в полной мере с ее творчеством, если только не обратятся к «Отечественным запискам» второй половины XIX в., где в основном печаталась писательница. В XX в. дважды были переизданы только несколько ее повестей, в электронном варианте воспроизводятся еще и три романа, один из которых - «Домашняя идиллия недавнего времени» - принадлежит не ей, а С. Д. Хвощинской [Lib.Ru, http:// az.lib.ru/h/hwoshinskaja_n_d/], а между тем Н. Д. Хвощинская была автором одиннадцати романов, которыми зачитывались современники.
Уточнение даты рождения Н. Д. Хвощинской дает основание говорить, что в нынешнем году ей исполняется 200 лет. По сложившейся традиции принято отмечать юбилеи только авторов-мужчин, поэтому особенно важно подчеркнуть дату, обращающую нас к творчеству замечательной писательницы.
Необходимо также привлечь внимание к вопросу о портретных изображениях Хвощинской. В 2020 г. вышел долгожданный 6-й том словаря «Русские писатели. 1800-1917», где на цветной вклейке представлен портрет некой Н. Д. Хвощинской, который не имеет никакого отношения к писательнице Н. Д. Хвощинской. Сообразно этому неверному изображению отретуширована и фотография в тексте статьи, что привело к искажению внешнего облика писательницы [Русские писатели, 2019, вклейка между с. 240-241, с. 510]. Не буду обсуждать причины, гораздо важнее восстановить истину и вернуть писательнице ее реальный облик.
Завершая свои заметки, приведу два изображения Н. Д. Хвощинской: портрет работы И. Н. Крамского и фотографию, сделанную В. Карриком.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ [Б. п.] [Биографическая справка] / П. Д. Хвощинская // Крестовский
B. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. I.- Санкт-Петербург: А. А. Каспари, 1898.- С. 1-ХМП.
Гербель, Н. В. Хрестоматия для всех: Русские поэты в биографиях и образцах / Н. В. Гербель. - Санкт-Петербург: Тип. имп. Акад. наук, 1873.- 656 с.
Голицын, Н. Н. Библиографический словарь русских писательниц / Н. Н. Голицын.- Санкт-Петербург, 1889. (Приложение к Журналу Министерства народного просвещения. отд. оттиск).- 308 с.
Гончаров, И. А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 8 / И. А. Гончаров.- Москва: Художественная литература, 1980.- 560 с.
Горленко, В. Крестовский-псевдоним (Воспоминание) / В. Горленко // Русский архив.- 1897.- Кн. 1.- С. 658-663.
Каррик, А. Из воспоминаний о Н. Д. Хвощинской-Заиончковской (В. Крестовский-псевдоним) / А. Каррик // Женское дело.- 1899. Сентябрь.-
C. 3-19.
Кропоткин, П. А. Идеалы и действительность в русской литературе / П. А. Кропоткин.- URL: https://informaxinc.rU/anarchy/kropotkin_idealy/#CO44 (дата обращения: 28.03.2021).
Крупин, Е. Софья, Надежда, Прасковья... / Е. Крупин // Рязанский комсомолец.- 1988.- 5 апреля.
Могилянский, А. П. Н.Д. и С. Д. Хвощинские / А. П. Могилянский // История русской литературы: в 10 т. Т. IX. Ч. 2.- Москва; Ленинград: АН СССР, 1956.- С. 228-237.
Переписка И. Н. Крамского. И. Н. Крамской и П. М. Третьяков. 18691887. - Москва: Искусство, 1953.- 460 с.
Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т. 6.- Москва: Большая российская энциклопедия: Нестор-история, 2019.- 656 с.
Салтыков-Щедрин, М. Е. Собрание сочинений: в 20 т. Т. 6 / М. Е. Салтыков-Щедрин.- Москва: Художественная литература, 1968.- 740 с.
Семевский, В. Н. Д. Хвощинская-Заинчковская (В. Крестовский-псевдоним) /
B. Семевский // Русская мысль.- 1890. Октябрь.- С. 49-89.
Строганова, Е. Н. По поводу неудобного псевдонима: Надежда Хвощинская, она же В. Крестовский / Е. Н. Строганова // Долг и любовь: Сб. филологических работ в честь 65-летия профессора М. В. Михайловой. Статьи. Рецензии. Эссе. Публикации.- Москва: Кругъ, 2011.- С. 173-182.
Цебрикова, М. Очерк жизни Н. Д. Хвощинской-Заиончковской (В. Крестовский-псевдоним) / М. Цебрикова // Мир Божий.- 1897.- № 12. -
C. 1-40.
Я. Н. Д. Хвощинская - В. Крестовский-псевдоним (Библиографический очерк) / Д. Д. Языков // Русская мысль.- 1890. Июль.- С. 191-195.
«Я живу от почты до почты...»: Из переписки Надежды Дмитриевны Хвощинской / Сост. Арья Розенхольм и Хильде Хогенбом. Fichtenwalde: Verlag F. K. Gopfert, 2001.- 272 с.
Lib.Ru/Классика: Хвощинская Надежда Дмитриевна: Собрание сочинений.- URL: http://az.lib.ru/h/hwoshinskaja_n_d/ (дата обращения 29.03.2021).
REFERENCES:
[B. p.] [Biograficheskaya spravka] / P. D. Hvoshchinskaya // Krestovskij V Polnoe sobranie sochinenij: v 6 t. T. I.- Sаnkt-Peterburg: A. A. Kaspari, 1898.- S. I-XVIII.
Cebrikova, M. Ocherk zhizni N. D. Hvoshchinskoj-Zaionchkovskoj (V. Krestovskij-psevdonim) / M. Cebrikova // Mir Bozhij.- 1897.- № 12.- S. 1-40.
Gerbel', N. V. Hrestomatiya dlya vsekh: Russkie poety v biografiyah i obrazcah / N. V Gerbel'.- Sаnkt-Peterburg: Tip. imp. Akad. nauk, 1873.- 656 s.
Golicyn, N. N. Bibliograficheskij slovar' russkih pisatel'nic / N. N. Golicyn.-Sаnkt-Peterburg, 1889. (Prilozhenie k Zhurnalu Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. otd. ottisk) - 308 s.
Goncharov, I. A. Sobranie sochinenij: v 8 t. T. 8 / I. A. Goncharov.- Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1980.- 560 s.
Gorlenko, V. Krestovskij-psevdonim (Vospominanie) / V. Gorlenko // Russkij arhiv.- 1897. Kn. 1.- S. 658-663.
Karrik, A. Iz vospominanij o N. D. Hvoshchinskoj-Zaionchkovskoj (V. Krestovskij-psevdonim) / A. Karrik // Zhenskoe delo.- 1899. Sentyabr'.- S. 3-19.
Kropotkin, P. A. Idealy i dejstvitel'nost' v russkoj literature / P. A. Kropotkin.-URL: https://informaxinc.ru/anarchy/kropotkin_idealy/#CO44 (data obrashcheniya: 28.03.2021).
Krupin, E. Sof'ya, Nadezhda, Praskov'ya... / E. Krupin // Ryazanskij komsomolec.- 1988.- 5 aprelya.
Mogilyanskij, A.P. N.D. i S. D. Hvoshchinskie / A. P. Mogilyanskij // Istoriya russkoj literatury: v 10 t. T. IX. Ch. 2.- Moskva; Leningrad: AN SSSR, 1956.-S. 228-237.
Perepiska I. N. Kramskogo. I. N. Kramskoj i P. M. Tret'yakov. 1869-1887.-Moskva: Iskusstvo, 1953.- 460 s.
Russkie pisateli. 1800-1917. Biograficheskij slovar'. T. 6.- Moskva: Bol'shaya rossijskaya enciklopediya: Nestor-istoriya, 2019.- 656 s.
Saltykov-Shchedrin, M. E. Sobranie sochinenij: v 20 t. T. 6 / M. E. Saltykov-Shchedrin.- Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1968.- 740 s.
Semevskij, V. N. D. Hvoshchinskaya-Zainchkovskaya (V. Krestovskij-psevdonim) / V. Semevskij // Russkaya mysl'.- 1890. Oktyabr'.- S. 49-89.
Stroganova, E. N. Po povodu neudobnogo psevdonima: Nadezhda Hvoshchinskaya, ona zhe V Krestovskij / E. N. Stroganova // Dolg i lyubov': Sb. filologicheskih rabot v chest' 65-letiya professora M. V. Mihajlovoj. Stat'i. Recenzii. Esse. Publikacii.- Moskva: Krug, 2011.- S. 173-182.
Ya. N. D. Hvoshchinskaya - V Krestovskij-psevdonim (Bibliograficheskij ocherk) / D. D. Yazykov // Russkaya mysl'.- 1890. Iyul'.- S. 191-195.
«Ya zhivu ot pochty do pochty...»: Iz perepiski Nadezhdy Dmitrievny Hvoshchinskoj / Sost. Ar'ya Rozenhol'm i Hil'de Hogenbom.- Fichtenwalde: Verlag F. K. Göpfert, 2001.- 272 s.
Lib.Ru/Klassika: Hvoshchinskaya Nadezhda Dmitrievna: Sobranie sochinenij.-URL: http://az.lib.ru/h7hwoshinskaja_n_d/ (data obrashcheniya 29.03.2021).