Научная статья на тему 'К 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КАЗАНСКОГО КРАЕВЕДА НИКОЛАЯ АГАФОНОВА'

К 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КАЗАНСКОГО КРАЕВЕДА НИКОЛАЯ АГАФОНОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Минагетдинова Гузель Софияновна

25 ноября 2017 года исполняется 175 лет со дня рождения «идеального летописца казанской жизни» Николая Яковлевича Агафонова (1842-1908) - так емко и романтично охарактеризовал краеведа профессор Императорского Казанского университета Д.И. Нагуевский. Историк, краевед, издатель, библиограф, библиофил, общественный деятель, надворный советник - это еще не полный список всех занятий Николая Агафонова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КАЗАНСКОГО КРАЕВЕДА НИКОЛАЯ АГАФОНОВА»

ПАМЯТЬ

УДК 908(092)

Г. С. Минагетдинова

К 175-летию со Дня рождения казанского краеведа Николая Агафонова

25 ноября 2017 года исполняется 175 лет со дня рождения «идеального летописца казанской жизни» Николая Яковлевича Агафонова (18421908) - так емко и романтично охарактеризовал краеведа профессор Императорского Казанского университета Д.И. Нагуевский (Нагуевский, 1908). Историк, краевед, издатель, библиограф, библиофил, общественный деятель, надворный советник - это еще не полный список всех занятий Николая Агафонова. В то же время, несмотря на огромный труд историка-краеведа, его личность до сих пор малоизвестна, а его труды малоизучены.

Николай Яковлевич Агафонов родился 25 ноября 1842 года в Казани. Согласно сведениям казанского краеведа Л.И. Девятых, «предки Агафонова происходили из служилого стрелецкого сословия и при Петре Великом за участие в знаменитом стрелецком бунте плахи избежали и были сосланы в село Кубасы Чистопольского уезда Казанской губернии» (Девятых, 2003, с. 148-152).

Николай Агафонов получил домашнее воспитание. Трудно поверить в то, что краевед, чьи работы и сегодня являются настоящем кладезем уникальных материалов об истории Казанского края для историков наших дней, до тринадцатилетнего возраста был безграмотным. Лишь в 1855 году, уговорами и просьбами, Агафонов добился, чтобы отец отдал его в Михайловское приходское училище (Агафонов, д. 2304, л. 26-27). А уже в следующем году был переведен в Казанское Уездное училище, в котором кончил курс в 1859 году первым учеником (Там же, непронумерованный лист). Этот факт подтверждает свидетельство, выданное Управлением Казанского учебного округа от 21 июня 1859 года, о том, что ученик Николай Агафонов с 7 августа 1956 года по 20 июня 1859 года обучался в Казанском уездном училище и окончил полный курс учений. Николай был прилежным учеником: по всем предметам («Закон Божий», «Российский язык», «Арифметика», «Геометрия», «История», «География», «Чистописание», «Рисование и черчение», «Бухгалтерия и технология») - у него была оценка «отлично», поведение также «отличное».

На выпускных экзаменах в училище на юношу обратил внимание помощник попечителя Казанского учебного округа Ф.О. Веселов, который порекомендовал ему поступить в гимназию. 17 августа 1859 года Николай поступает в 3-й класс самой престижной в то время Первой гимназии. Од-

нако смерть отца и отъезд господина помощника попечителя в Санкт-Петербург, вынудили Николая оставить гимназию. Но любовь к науке, страсть к новым знаниям не дают покоя будущему историку, и, чтобы «чувствовать себя, по крайней мере, в среде читающего и более-менее развитого общества» (Там же), в том же 1859 году Н.Я. Агафонов устраивается на работу в книжный магазин А.Г. Мясникова, существовавший в Казани до 1863 года, и жил здесь четыре с половиной года. Позже некролог А.Г. Мясникова и станет самой первой статьей краеведа.

В 1866 году Н.Я. Агафонов поступает вольнослушателем в Императорский университет, на медицинский факультет, но позже переводится на факультет истории и филологии. Нужда и безденежье не дают возможности завершить образование, и в 1870 году краевед устраивается на работу в публичную библиотеку И.А. Шидловского и вскоре успешно сдает экзамены на звание домашнего учителя истории и географии. В свидетельстве, выданным Казанским учебным округом от 11 марта 1870 года о присуждении Н.Я. Агафонову звания домашнего учителя, сказано, что он показал отличные знания истории и географии и с успехом прочитал пробный урок «О состоянии церкви в московском государстве» (Свидетельство, 1870).

Пять лет Н.Я. Агафонов был домашним учителем во многих купеческих, дворянских домах Казани: у купцов Казанкина, Санина, Вараксина, генерала Чертова, дворянина Шидловского и в др. «Давая уроки в нескольких купеческих и дворянских домах Казани, я имел хороший заработок и все средства, добываемые этим трудом, затрачивал на покупку книг, старых газет и журналов» (Агафонов, д. 2304, л. 26-30), - писал Агафонов в автобиографии. Помимо этого, молодой педагог много печатался в казанских газетах.

Первая статья краеведа «Некролог казанского книгопродавца А.Г. Мясникова» была опубликована в «Казанских губернских ведомостях» 21 июня 1863 года. В 1866 году он вместе с казанским библиографом, журналистом П.П. Васильевым (1842-1883), «человеком достойным, идеально преданным интересам литературы» (Там же, л. 31) издал первый выпуск «Казанского книжного дела», в котором Н.Я. Агафонову принадлежал «Очерк книгопродавческой деятельности в Казани». Это издание историко-библиографического направления планировалось выпускать по мере накопления материала в виде брошюр. Однако цензура запретила второй выпуск «Казанского книжного дела», в дальнейшем его издание не возобновлялось.

Затем Н.Я. Агафонов стал сотрудничать с профессором Казанского университета С.М. Шпилевским (1833-1907), издававшим с января 1867 года «Справочный листок г.Казани», который составлялся, главным образом, из статей, имевших «местный интерес», поэтому каждый его номер ожидался с величайшим нетерпением и прочитывался казанским обществом весь, «от доски до доски» (Там же, л. 30).

В декабре 1868 года на средства членов местного биржевого купечества и при содействии одного из образованнейших старшин Казанского биржевого комитета того времени Н.К. Крестникова профессор Казанского университета А.Г. Чугунов учредил «Казанский биржевой листок», где печатались статьи по торгово-промышленным и экономическим вопросам. Н.Я. Агафонов был первым секретарем редакции «Казанского биржевого листка», а с 1870 года - временным редактором газеты.

По утверждению Н.Я. Агафонова, его «служение литературе» началось с 1872 года, когда он вместе с известным публицистом и общественный деятелем своего времени Константином Викторовичем Лаврским (1844-1917) стал издавать частную «Камско-Волжскую газету». Ряд опубликованных статей К.В. Лаврского вызвал «интерес» полиции, и его автор был вскоре выслан в один из глухих уездов Вологодской губернии. После его вынужденного отъезда Н.Я. Агафонов стал единственным издателем газеты.

«Камско-Волжская газета» за очень короткое время стала трибуной для многих передовых публицистов российской провинции, которые уже тогда признавали огромную заслугу Агафонова в развитии местной печати. Н.М. Ядринцев, например, вместе с Г.Н. Потаниным, которые представляли в газете Агафонова публицистов Сибири, писал, что «у него сохранились самые лучшие воспоминания об этой редакции в лице Н.Я. Агафонова и К.В. Лаврского». Также тепло об Агафонове отзывался и Потанин. «Мы писали в ней, забывая, что она издается в Казани, позволяя себе интимное обращение к сибирскому читателю» (Потанин, 1914).

Историк С.Х. Алишев в своей книге «Все об истории Казани» отмечает, что в газете «публиковались даже запрещенные вещи, помещались статьи и заметки членов революционного подполья» (Алишев, 2005, с. 493-501). Действительно, в первый же год издания в газете опубликовали свои материалы, помимо казанцев, А.С. Гациский (Нижний Новгород),

B.И. Малинин (Симбирск), Л.П. Рождественский (Чистополь), А.И. Вид-динов (Саратов) и др. В следующем году постоянными авторами стали сибиряки: Г.Н. Потанин (известный путешественник), Н.М. Ядринцев (издатель-редактор «Восточного Обозрения»), В.И. Вагин (издатель газеты «Сибирь»), А.П. Нестеров, Г.Е. Казанаев и саратовский учитель М.М. Владимиров, напечатавший в газете любопытные письма о своих путешествиях и приключениях в разных штатах Северной Америки. На страницах газеты часто печатались профессора Казанского университета Н.Н. Булич,

C.М. Шпилевский, Д.А. Корсаков, Н.В. Сорокин, Ир.П. Скворцов, а также многие студенты.

Несмотря на такое обилие литературных сил, за первые два года своего существования газета приносила одни убытки: подписка ограничивалась Камско-Волжским районом, а собранные деньги не покрывали расхо-

дов на ее печатание. На третий год издания, в 1874 году, редакции удалось собрать «блестящий сбор, благодаря сильному наплыву подписчиков из дальних губерний, из столицы и даже из заграницы». Однако в самый разгар подписки, в конце января, из Санкт-Петербурга пришло распоряжение об увольнении казанского цензора в отставку, а «Камско-Волжской газете» было предложено проходить цензуру в Москве, у действительного статского советника Ф.И. Рахманинова, который был известен своей строгостью. Это означало смерть периодического издания. 25 января 1874 года вышел последний номер газеты. Так перестала существовать «Камско-Волжская газета». Когда стало известно о закрытии «Камско-Волжской газеты», К.В. Лаврский отправил Агафонову письмо (от 25 января 1874 г.), в котором говорилось: «...мы доказали, что в провинции даже при самых неблагоприятных условиях может существовать газета, пока ее не прихлопнут» (ОРРК НБ КФУ. Д. 213. Т. II. Л. 90).

Однако эта неудача не охладила литературного рвения Николая Агафонова. В 1875 году он устраивается младшим помощником кассира в Казанское отделение Государственного банка. Через год его переводят в секретари того же отделения. В этом же году Николай Агафонов организовывает выпуск литературного сборника «Первый шаг», авторами которого стали лучшие писатели края, а также политические ссыльные: А.С. Гаци-ский, Н.М. Ядринский, Г.Н. Потанин и др. Сам Н.Я. Агафонов под псевдонимом «Я.Посадский» поместил в сборнике очерк «Как добились себе воли казанские суконщики (Из рассказов стариков)». «Первый шаг» быстро разошелся, но был враждебно встречен в правительственных кругах. За допущение сборника в печать главный казанский цензор С.М. Шпилев-ский получил строгое предупреждение. Ему ничего не оставалось делать, как сообщить редактору, что выход второго сборника «Второй шаг» будет запрещен.

В 1881 году Н.Я. Агафонов оставляет работу в банке и поступает на работу в канцелярию попечителя Казанского учебного округа на должность бухгалтера. И здесь Николай Агафонов добивается значительных успехов: губернский секретарь (1881), коллежский секретарь (1882), титулярный советник (1884), коллежский Асессор (1886), надворный Советник (1890). За отличную и безупречную службу Агафонов был награжден орденами Святого Станислава 2-й (1894) и 3-й степеней (1886) и Святой Анны 3-й степени (1889).

В 1887 году Агафонов издает новый историко-литературный сборник «Заволжская вивлиофика», в котором собраны его очерки, статьи, воспоминания. Особый интерес представляют очерки о казанском поэте и этнографе Д.Н. Садовникове, об известном писателе П.И. Мельникове, о публицисте и профессоре Казанского университета А.П. Чебышеве-Дмит-

риеве, публикации о Михайловском приходском училище, Казанской библиотеке И.А. Шидловского и т.д.

Помимо своей службы в управлении Казанского учебного округа, написания новых статей и очерков, Агафонов вел большую работу в Обществе археологии, истории и этнографии при Казанском университете, принимал активное участие на его заседаниях, консультировал краеведов и ученых. За это его ценили и уважали. В 1905 году председатель «Общества» Николай Катанов в своем докладе «Об учено-литературной деятельности Н.Я. Агафонова» отмечал, что Николай Яковлевич обладает огромной массой историко-литературного материала, что его рукописная «Казанская энциклопедия» состоит из десятков тысяч карточек с ценнейшим эксклюзивным материалом, что его услугами пользуются ныне не только казанцы, «ученые мужи» города, но и иногородние, среди которых знаменитые писатели Г.И. Успенский, В.В. Крестовский, К.Д. Кавелин, И.С. Аксаков, А.С. Гациский и др. Он был в числе членов-основателей Общества и действительным членом его состоял непрерывно в течение 8 лет (1878-1886) (Доклад Совету..., 1906, с. 15-17). В 1905 году Агафонова избрали почетным членом «Общества», что еще раз подтверждало признание его заслуг.

Публикации краеведа возобновились с новой силой в годы Первой российской революции, когда наблюдалась социальная активность самых различных слоев населения. В 1906-1907 годах он публикует знаменитые сборники «Казань и казанцы» в 2-х томах и «Из Казанской истории». В них собран огромный материал по истории города, его улиц, зданий, научных и учебных учреждений и т.п. Особый интерес представляют статьи о профессорах, ученых и литераторах того времени. В трудах Н.Я. Агафонова можно найти все интересующее по истории казанского края. Он старался охватить все области жизни и рассказать обо всем в самых малейших подробностях.

В 1906-1907 годах Н.Я. Агафонов участвовал в составлении энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Его статья «Историческая объяснительная записка о наименовании казанских улиц» и по сей день сохраняет научную ценность. В ней автор, не ограничиваясь описанием местонахождения улиц, дает исторические справки и указывает события, происходившие на данной улице, делится своими размышления о том, как следовало бы назвать ту или иную улицу.

Наряду с редакторской, публицистической деятельностью, «Агафонов был страстный библиоман. Он превратил свою комнату в склад книжного сырья; книги он приобретал у казанских букинистов; его кабинет был перегорожен полками, наполненными книгами до потолка. В этих «катакомбах» Агафонова была собрана вся книжная древность Казани, все памятники казанского книгоиздательства, полное собрание всех газет, жур-

налов, которые когда-либо издавались в Казани: у него все можно было найти» (Потанин, 1914).

Нужно отметить, что все собранные Николаем Агафоновым книги, журналы, словом, вся его годами нажитая библиотека явилась настоящим кладом для литераторов и ученых, как XIX, так и последующих столетий. А редакторская, публицистическая деятельность казанского краеведа является мощным пластом, основой в деле изучения истории Казани. Как писал Н.Ф. Катанов в своем докладе об учено-литературной деятельности Н.Я. Агафонова, в трудах краеведа «черпали нужное многие ученые и основанием которого служили как собственные воспоминания Николая Яковлевича, так и воспоминания других лиц, и масса разных рукописей официального и частного характера» (Доклад Совету., 1906, с. 17). Таким образом, собирая материал о родном крае - Казани по крупицам, воспроизводя события давно ушедших лет со слов и воспоминаний людей того времени, Агафонов заложил фундамент для многих научных исследований ученых и историков, щедро одаривая исследователей уникальными, эксклюзивными историческими фактами, собранными в своей коллекции.

15 мая 1908 года Н.Я. Агафонов берет отпуск на полтора месяца. Этот единственный отпуск в его карьере стал последним в жизни известного краеведа. Утром 7 июля 1908 года его не стало. Смерть ученого-краеведа стала невосполнимой утратой для казаневедения: «Это незаменимая утрата для местной историографии, разработке которой почивший посвящал весь свой досуг. Он нескоро найдет себе достойного преемника «, - писала газета «Казанский телеграф» в номере 4628 от 9 августа 1908 года.

9 июля в Никольской Единоверческой церкви прошли заупокойная литургия и «продолжительное и трогательное отпевание скончавшегося казанского старожила и историографа Казанского края». За литургией и при отпевании присутствовали видные чиновники, ученые и общественные деятели: попечитель Казанского учебного округа А.Н. Деревицкий, его помощник А.А. Остроумов, и.д. ректора Императорского Казанского университета А.А. Александров, директора казанских училищ Д.М. Львов и В.А. Белилин, директор 2-й гимназии В.С. Кузнецов, профессора, друзья и знакомые Агафонова.

Так ушел из жизни знаток казанской старины, летописец казанской жизни Николай Яковлевич Агафонов. Ушел, но оставил после себя огромный, бесценный материал о Казани и казанской жизни XIX - начала XX века1.

1 Библиографию напечатанных литературных трудов Н.Я. Агафонова см.: Доклад Совету Н.Ф.Катанова об учено-литературной деятельности Н.Я.Агафонова // Протоколы общих собраний ОАИЭ за 1905 год. Казань, 1906, л. 17-27.

Источники и литература

1. Агафонов Н.Я. Автобиография // Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КФУ. Д. 2304.

2. Агафонов Н.Я. Заметка автобиографического характера // Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского. Д. 2304.

3. Алишев С.Х. Все об истории Казани. Казань: Раннур, 2005. 639, [1] с.: ил.

4. Девятых Л.И. Люди и судьбы. Кн. 1. Казань: Титул, 2003. 304 с.

5. Доклад Совету Н.Ф.Катанова об учено-литературной деятельности Н.Я.Агафонова // Протоколы общих собраний ОАИЭ за 1905 год. Казань, 1906. С.15-17.

6. Нагуевский Д.И. Отошедший воспитатель // Казанский телеграф. 1908. 9 августа (№ 4628). С. 2.

7. ОРРК НБ КФУ (Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КФУ). Д. 213. Т. II.

8. Потанин Г. Воспоминания. Сибирская жизнь. 1914. № 222.

9. Свидетельство о домашнем учительстве, 1870 // Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КФУ. Д. 2305.

Минагетдинова Гузель Софияновна - соискатель отдела новой истории Института истории им. Ш.Марджани АН РТ; e-mail: [email protected]

Минагетдинова Гузэл Софиян кызы - Татарстан Фэннэр академиясе Ш.Мэрж;ани ис. Тарих институтыньщ яца гасыр тарихы бYлеге соискателе (Казан шэhэре).

Minagetdinova Guzel 8о1"1апоупа - Postgraduate Student of the Department of Modern History, Sh.Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.