Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. С. 82-85
УДК 165.9
И. В. Черникова
К 150-ЛЕТИЮ В.И. ВЕРНАДСКОГО.
НООСФЕРНОЕ УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО В РУССКОМ КОСМИЗМЕ
И В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
Ноосферное учение В.И. Вернадского возникло и развивалось в интеллектуальной среде, имя которой - русский космизм. В статье показано, что ноосферный подход В.И. Вернадского - это описание процессов самоорганизации, объединенных единой глобальной динамикой. Природа натуралистов, понимаемая как динамическое равновесие, ноосфера как естественный процесс, осуществляемый с участием сознания, «слияние» философских и научных вопросов, познание как проявление духовной личности человека - во всем этом отчетливо выражены характерные черты современной эволюционно-синергетической парадигмы естествознания.
Ключевые слова: ноосфера; человек; наука; русский космизм; глобальный эволюционизм.
Ноосферное учение В.И. Вернадского возникло и развивалось в интеллектуальной среде, имя которой -русский космизм. Идея ноосферы связывается у
B.И. Вернадского не только с разумом, понимаемым как научно-технический логос, но и с моральным обликом людей, нравственным началом цивилизации. Сфера разума обозначается не термином «рациосфера», а «ноосфера» (гр. Нус (noos) - мировой разум). Смысл этого символа перевести в наш культурный контекст можно синтезом: интуиция - мысль - разум - сознание - мудрость - дух. Идея ноосферы играет важную роль и в понимании В.И. Вернадским природы науки. По его словам, «наука не является логическим построением, ищущим истину аппаратом. Познать научную истину нельзя логикой, можно лишь жизнью» [1.
C. 54]. Он рассматривал науку не только как собрание фактов и не ограничивал ее инструментальными функциями, а понимал как наиболее мощное и важное духовное движение.
Ноосферу В.И. Вернадский характеризует как естественный, а не искусственный процесс, который подготавливался сотнями миллионов лет эволюции, создавшей Homo sapiens. Такие процессы не могут быть преходящими, не могут остановиться. «Человек должен понять, как только научная, а не философская или религиозная концепция мира его охватит, что он есть не случайное, независимое от окружающего (биосферы или ноосферы) свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет» [2. С. 28]. В современной философии науки обращение к космизму связано с теми проблемами, которые возникают в ситуации глобального цивилизационного кризиса. Традиционная научность, опирающаяся на «чистый разум», не включает во внутреннее содержание науки ни ценности, ни нравственно-этическую составляющую, она относит эти вопросы к прикладным исследованиям. Для русских космистов, к которым принадлежал и В. И. Вернадский, более характерен другой путь - человеческое измерение реальности.
В свое время П. Флоренский замечал по поводу русской философии, что «философия, как дело кабинета, дело “ума”, не привилось у нас, как не было ее в античной обстановке. Наши философы стремились быть не столько умными, как мудрыми, не столько
мыслителями, как мудрецами» [3. С. 207]. Следует сравнить различные трактовки познания: традиционную, идущую от Галилея: познать - значит знать, как измерить, и трактовку познания в русском космизме. Так, у С.Л. Франка познать - значит полюбить, у П.В. Флоренского - чтобы познать, надо настроиться на бытие и уловить соритмичное бытию биение духа. Познание у В.И. Вернадского трактуется как естественно-исторический процесс, ноосферный процесс.
В отечественной философии осознается необходимость поиска точек роста новой научности, отмечается, что выход из культурного и цивилизационного кризиса следует искать, обращаясь не к технологическому логосу, а к экзистенциальному, «умудренному» разуму. Такая постановка вопроса с новой силой актуализирует идеи В.И. Вернадского. Сегодня, на новом этапе развития цивилизации, характеризуемом конвергенцией наук и технологий, концепция ноосферы получила развитие. Утверждается, что преодоление системного кризиса цивилизации, по сути, выживание человечества, возможно лишь через формирование новой ноосферы, где техносфера должна стать органической частью природы (биосферы) [4. С. 10-13]. С другой стороны, существует позиция, согласно которой ноосферные идеи утопичны и имеют лишь историческую ценность. Рассмотрим, получает ли развитие ноосферное учение В.И. Вернадского в современном научном мировоззрении?
Русский космизм появился как реакция на бездуховность западных форм цивилизации, на сциентизирован-ную культуру. Исходной интуицией этого мировоззрения стала идея о том, что в мироздании, в истории и в душе человека есть внутренняя глубина, которая не укладывается ни в какие рациональные схемы. Космизм возникает, чтобы сориентировать поведение человека в мире, но мир представителями русского космизма понимается не механистически. В.И. Вернадский говорил о существовании двух картин мира - физической (механистической) и натуралистической, натуралистическое представление рассматривал как более близкое и реальное. «Природа натуралистов, - писал ученый, - не аморфна и не бесформенна, как это веками считалось, и имеет определенное, очень точно ограниченное строение. Это строение очень своеобразно. Это не есть механизм и не есть что-нибудь неподвижное. Это динамическое, вечно изменчивое, подвижное, в каждый момент меняющееся и никогда не возвращающееся к прежнему
образу равновесие» [5. С. 438]. Космос натуралиста - это природа, понятая эволюционно.
В представлении космистов существует изоморфизм мира и человека, но не пространственный, не морфологический изоморфизм (не по форме), а изоморфизм по способу существования, изоморфизм со-ритмичности: человек - с душой, а мир - с непроизвольной волей, т. е. мир оказывается спонтанным. В русле такого понимания русские космисты выявляют пространство, соразмерное душе человека. В.И. Вернадский вводит это пространство как ноосферу, а П. Флоренский - как пневматосферу.
Русский космизм очень близок эволюционизму. Идея сопричастности человека к космосу воплотилась еще в античной философии, но в отличие от других форм космизма, именно в русском космизме человек -потенциально космичен. Человеку еще надлежит стать космичным, его становление как космического существа, как причастного к целому есть его - человека -собственная эволюция, рождение человеческой души. У космистов духовность и космичность - очень близкие понятия. Космизм - это мировоззрение личности, не просто разумного, природного существа, но именно личности - человека, сознающего свои пределы, включая смертность, но в то же время свою значимость и бессмертие как самосознание космоса. Не имея определенного места в природе, человек проявляет себя как существо свободное, и поэтому ему нужно всякий раз заново определять себя в качестве части природы. Вот почему рождение человеческой души рассматривается как космическое явление: как бы проигрывается заново вселенская драма на уровне отдельного человека. Космизм связывает расчлененные западноевропейским сознанием историю природы и историю культуры в единое космическое Со-Бытие.
Формирование ноосферы понимается в космизме как естественный процесс, но в то же время и культурный, связанный с проявлением личностного начала на уровне индивида и в обществе в целом. Биосфера сама себя трансформирует, используя человеческое сознание, но личность создает ноосферу не только как сферу проявления мысли, но и как область человеческой культуры. В.И. Вернадский отмечал, что XX в. - это время интенсивной перестройки нашего научного миросозерцания, глубокого изменения картины мира, означающего глубокий переворот в нас самих и окружающем, в искании смысла бытия.
Ноосфера трактуется им не как случайное явление, создание свободного разума, а как природное явление, как результат естественно-исторического развития материального мира и как результат планомерного труда. «В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и труд на самоистребление» [6. С. 327]. Для космистов рост науки и силы человечества в окружающей природе - это, прежде всего, эволюционное явление, естественный процесс; Вернадский делает вывод о том, что рост научного знания является основной биологической силой, создающей ноосферу. Говоря современным языком, ноосферный подход В.И. Вернадского - это описание процессов самоорганизации, объединенных единой глобальной динамикой.
Отличительной чертой русского космизма как умонастроения, выражающего определенную онтологию, является «склеивание» бытийной и нравственной составляющих. Этическая тематика связана с эволюционной и экологической идеей. В механистической картине мира, где материя «спешит без конца и без смысла», а порождение и существование человека никак не связано с миром, в котором он живет, в итоге сформировалось отчужденное, потребительское отношение к природе. В картине мира, утверждаемой космистами, напротив, формируется мировоззрение, содержащее не только экономические, технологические ценности, но и ценности этического плана. Для русских космистов, понимающих мироздание как целостность, в которой все составляющие связаны и имеют эволюционный смысл, человечество не может противостоять природе, быть локализованной сущностью. Особенно явно и глубоко формируется представление о человеке, ответственном перед природой, в теории ноосферы В. И. Вернадского. В ходе эволюции живое, биосфера становятся, как показал В.И. Вернадский, реальной геологической силой. Еще более мощным фактором эволюции стала человеческая цивилизация, которая характеризуется определенным типом деятельности, определенным способом взаимодействия с природой. В этой связи понятие «ноосфера» фиксирует не только само появление разума как качественно новый этап эволюции, но и способ организации и функционирования общества как носителя разума. Тогда ноосфера -это тоже эволюция, процесс коэволюции Человека и Природы, направляемый, определяемый деятельностью человека.
В лоне русского космизма сформировались такие взгляды на природу науки, которые указывают на его связь с идеалами современной науки. В частности, учение В.И. Вернадского о био-ноосфере академик Н.Н. Моисеев назвал естественнонаучным фундаментом глобалистики. В своих исследованиях В.И. Вернадский осуществил принцип, который отличает научное мышление конца XX в.: научное объяснение не может быть получено, если исследуемое явление не рассматривается с более широкой, синтетической точки зрения, как часть, генетически и структурно связанная с определенной областью космоса. Естествознание рассматривалось им как единая исторически развивающаяся система знаний, включающая знания о природе, космосе, человеке.
Подход В.И. Вернадского к пониманию эволюции природы воплощает концепцию глобального эволюционизма. Такой подход позволил не только поставить перед наукой проблему зарождения жизни, но и по-новому взглянуть на сущность этого явления, понять жизнь не с точки зрения ее носителя, субстрата, будь то организм как целое, клетка или просто биоплазма, а в связи с определенным состоянием, функционально. Уточняя свое понимание сущности жизни, В. И. Вернадский указывает, что жизнь прекращается не с уничтожением какого-нибудь вещества, а с разрушением определенной структуры, организации; эта идея нашла отражение в современной науке, где жизнь определяется как экологическое равновесие. Эволюционная термодинамика описывает живое как диссипативную
структуру - неравновесную систему, поддерживающую устойчивое состояние за счет обмена энергией со средой. Это еще один пример подтверждения и развития идей, высказанных великим естествоиспытателем.
Отвечая на вопрос о возможности всеобщего, универсального процесса развития, В.И. Вернадский обращается к вопросу о сходстве между явлениями жизни и целым рядом разнообразных физических явлений. «Это сходство, - подчеркивает ученый, - не самих явлений, а тех общих законов их изменений, которые отражают лишь законы изменения формы» [5. С. 151]. В настоящее время законы формообразования изучаются общей теорией систем, общность законов самоорганизации -предмет эволюционной термодинамики.
В современной науке концепция ноосферы в основном рассматривается в контексте обсуждения экологических проблем, в частности в связи с программой устойчивого развития общества. Стратегии выживания человечества соотносят с этапами становления ноосферы. Выделяют стадии информационного, экологического, космического общества как фазы ноосферогене-за. Формирование единого информационного и единого экологического пространства уже стало реальностью, и на этом основании в обществе реализуются новые социальные взаимодействия, а в системе знаний интерес к феномену информации и экологии трудно переоценить. Расхожим стало выражение «кто владеет информацией, тот владеет всем». Разрабатываются новые ноосферные технологии, отличительной особенностью которых является реализация принципа коэволюции человека и его среды.
Идеи В.И. Вернадского находят воплощение в современном научном мировоззрении. В работах автора статьи представлена концептуальная модель ноосфер-ного знания. Ноосферное знание формируется в контексте холистического мировидения, опирается на эволюционно-синергетическую парадигму и является гуманистически ориентированным [7. С. 336]. Начало этой новой форме знания положено ноосферной концепцией В.И. Вернадского, в которой эволюционные процессы последовательно рассматриваются как ко-эволюционные - совместная эволюция системы и ее среды. Современной науке, обратившейся к саморазви-вающимся сложным системам, «человекоразмерным» объектам, феноменам, природа которых столь же фи-зична, сколь и ментальна, требуются не только новые методы, происходит радикальное изменение научного мировоззрения. К ноосферному знанию следует отнести те научные разработки, которые не абстрагируются от такой реальности, как глобальный экологический кризис, в которых стратегии природопользования сформулированы с учетом новых гуманитарных ценностей. В ноосферном знании меняется не только отношение к природе, но и к человеку как самосознанию природы.
Сближение естественнонаучного и гуманитарного проявляется в социально-практической ориентации, в том, что в ноосферных подходах проблематика, связанная с учетом человеческого фактора, присутствием человека в мире не исключается, а принимается во внимание. Здесь напрашивается следующая аналогия:
как междисциплинарное знание не укладывается в прокрустово ложе дисциплинарно организованной науки, в которой выделяем математический, физический, биологический, гуманитарный... типы научного знания, так ноосферное знание не укладывается в схему «гуманитарное или естественнонаучное».
Традиционно все многообразие знаний делят на науки о природе - естествознание - и науки о культуре - гуманитарное знание. В ноосферном учении преодолевается и этот дуализм. Это знание не претендует на объяснение реальности, поскольку сама реальность - самоорганизующийся процесс, и, прежде всего, реальность природы нераздельна с реальностью сознания. Природа действительности, понятая с позиций феноменологии, и природа действительности, описываемая в натуралистическо-реалистических традициях, - это две крайности, это разрыв в поле философского мышления. Новые подходы в науке способствуют решению и этой сугубо философской проблемы. В контексте ноосферного знания природа действительности - это реальность, которая актуализируется самим актом познания. Поэтому рядом с онтологией единства, системности (ее называют в литературе по-разному) созвучная ей эпистемология соучастия, или диалоговая. Через диалог человек (разум) не навязывает миру свой порядок, скорее, мировая истина осуществляется внутри себя через человеческий разум.
Ноосферное знание - это знание, ориентированное на описание реальности, существующей не «сама по себе», а с человеком, систем «человек - природа», поэтому общей его характеристикой, отмечаемой во всех формах ноосферного знания, является единение бытийной и нравственной составляющих. Ноосферное знание - это элемент холистического мировидения, оно опирается на новую картину мира, обозначаемую как системная, теоретическим базисом которой является эволюционносинергетическая парадигма современной науки. Современной науке, обратившейся к саморазвивающимся сложным системам, «человекоразмерным» объектам, феноменам, природа которых столь же физична, сколь и ментальна, требуются не только новые методы, происходит радикальное изменение научного мировоззрения. К ноосферному знанию следует отнести те научные разработки, которые не абстрагируются от такой реальности, как глобальный экологический кризис, в которых стратегии природопользования сформулированы с учетом новых гуманитарных ценностей. В ноосферном знании меняется не только отношение к природе, но и к человеку как самосознанию природы.
Говоря современным языком, ноосферный подход В.И. Вернадского - это описание процессов самоорганизации, объединенных единой глобальной динамикой и включающих человека. Природа натуралистов, понимаемая как динамическое равновесие, ноосфера как естественный процесс, осуществляемый с участием сознания, «слияние» философских и научных вопросов, познание как проявление духовной личности человека. Во всем этом отчетливо выражены характерные черты современной эволюционно-синергетической парадигмы естествознания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М. : Наука, 1988. 520 с.
2. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М. : Наука, 1988. ЗЗ6 с.
3. Флоренский П. Сочинения : в 4 т. М. : Мысль, 1999. Т. 1. 512 с.
4. Ковальчук М.В., Нарайкин О.С., Яцишина Е.Б. Конвергенция наук и технологий и формирование новой ноосферы // Российские нанотехно-
логии. 2011. Т. 6, № 9-10. С. 10-13.
5. Вернадский В.И. О науке. Дубна : Феникс, 1997. Т. 1. 576 с.
6. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М. : Наука, 1977. Кн. 2. 191 с.
7. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск : НТЛ, 2001. С. 292-342.
Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 18 ноября 2013 г.
Chernikova Irina V. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation), Tomsk Polytechnic University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: chernic@mail.tsu.ru
THE NOOSPHERIC THEORY OF VI. VERNADSKY IN RUSSIAN COSMISM AND IN MODERN SCIENCE.
Key words: noosphere; human being; science; Russian cosmism; global evolutionism.
In 2013 the world commemorated the 150th anniversary of the outstanding thinker, Vladimir I. Vernadsky. The paper reflects the materials of the author's contribution to the conference dedicated to this event. The noospheric theory of V.I. Vernadsky appeared and developed in the intellectual environment called Russian cosmism. The development of noosphere is interpreted by the Russian cosmists as a natural and historical process, but at the same time cultural, connected with the manifestation of the personal principle on the level of the individual and the society as a whole. The biosphere transforms itself using the human consciousness, however, the person creates noosphere not only as a sphere of thoughts and ideas, but also as a part of human culture. In the contemporary history and philosophy of science addressing to cosmism is connected with the challenges of the global civilization crisis. The traditional scientificity based on ''pure reason'' does not include either values, or moral or ethical component into the inner content of science, leaving these issues for applied research. For Russian cosmists, including V.I. Vernadsky, the other approach appears more attractive - the human dimension of the reality. In the Russian philosophy the necessity for searching of points of growth for the new scientificity is emphasised. Moreover, it is highlighted that the way out of the cultural and civilization crisis is in the existential wise mind, not in the technological logos. This formulation of question makes the ideas of Vladimir I. Vernadsky even more vital. Today, on the new stage of civilization development, characterised by the convergence of science and technology, two separate approaches for the noosphere concept were formed. On the one hand, it is stated that the survival of humankind (overcoming of the civilization systemic crisis) is possible only with the formation of a new noosphere, in which technosphere shall become an integral part of nature (biosphere). On the other hand, a position exists that affirms the utopic character of the noosphere ideas and exclusively historic value of this approach. The paper shows that Vernadsky's approach represents a description of self-organisation processes integrated with a single global dynamics. The nature is interpreted as a dynamic balance; the noosphere is a natural process involving consciousness, ''convergence'' of philosophy and science; cognition as a manifestation of inner personality. The whole approach distinctly reflects the characteristic features of the modern evolutionary-synergetic paradigm of the natural science.
REFERENCES
1. Vernadskiy V.I. Filosofskie mysli naturalista. M. : Nauka, 1988. 520 s.
2. Vernadskiy V.I. Trudy po vseobshchey istorii nauki. M. : Nauka, 1988. 336 s.
3. Florenskiy P. Sochineniya : v 4 t. M. : Mysl', 1999. T. 1. 512 s.
4. Koval'chuk M.V., Naraykin O.S., Yatsishina E.B. Konvergentsiya nauk i tekhnologiy i formirovanie novoy noosfery // Rossiyskie nanotekhnologii.
2011. T. 6, № 9-10. S. 10-13.
5. Vernadskiy V.I. O nauke. Dubna : Feniks, 1997. T. 1. 576 s.
6. Vernadskiy V.I. Razmyshleniya naturalista. M. : Nauka, 1977. Kn. 2. 191 s.
7. Chernikova I.V. Filosofiya i istoriya nauki. Tomsk : NTL, 2001. S. 292-342.