Научная статья на тему 'К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ ВИЛЬГЕЛЬМА ВУНДТА (1832-1920)'

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ ВИЛЬГЕЛЬМА ВУНДТА (1832-1920) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
584
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ НАУКИ / ПСИХОЛОГИЯ / ВИЛЬГЕЛЬМ ВУНДТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воробьев Вадим Сергеевич, Малых Тамара Борисовна

Представлена статья в связи со 100-летием со дня смерти В. Вундта. Проанализированы его жизненный путь, научный вклад, оценки его творчества в исторической перспективе, связи с отечественными исследователями. Рассмотрены наиболее важные труды ученого, в том числе переведенные на русский язык и изданные в разное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEDICATED TO THE 100TH ANNIVERSARY OF THE DEATH OF WILHELM WUNDT (1832-1920)

An article in connection with the 100th anniversary of the death of W. Wundt is presented. His life path, scientific contribution, assessments of his work in the historical perspective, connections with domestic researchers are discussed. The most important works of the scientist are considered, including those translated into Russian and published at different times.

Текст научной работы на тему «К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ ВИЛЬГЕЛЬМА ВУНДТА (1832-1920)»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

УДК 159.9.

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ ВИЛЬГЕЛЬМА ВУНДТА (1832-1920)

В.С. ВОРОБЬЕВ*, Т.Б. МАЛЫХ

ФГБУ «Психологический институт РАО», Москва

Представлена статья в связи со 100-летием со дня смерти В. Вундта. Пронализированы его жизненный путь, научный вклад, оценки его творчества в исторической перспективе, связи с отечественными исследователями. Рассмотрены наиболее важные труды ученого, в том числе переведенные на русский язык и изданные в разное время.

Ключевые слова: история науки, психология, Вильгельм Вундт.

В 2020 году исполнилось 100 лет со дня смерти Вильгельма Вундта, выдающегося немецкого психолога, фактического основателя этой науки. Столетие - это рубежный срок, который позволяет осуществить наиболее полную, отдаленную ретроспективную оценку научного вклада исследователя. За это время лучше, объективнее очерчиваются итоги его многогранной, первопроход-ческой деятельности, избавленные от определенной субъективной ближней ретроспекции следующих поколений психологов или чрезмерного критицизма современни-

© Воробьев В.С., 2020

* Для корреспонденции:

Воробьев Вадим Сергеевич к.м.н., научный сотрудник ПИ РАО E-mail: vorob_vs@mail.ru

ков по отношению к его энциклопедическим, объемистым трудам, не лишенным некоторых ошибочных мнений (что, естественно, снижало общую оценку достижений Вундта в исторической перспективе).

Curriculum vitae. Вундт родился в 1832 году в семье лютеранского пастора. Образование получил в Тюбингенском, Берлинском, Гейдельбергском университетах. По окончании обучения в 1856 г. и получения диплома по медицине в Гейдельберге он начинает работать у Иоганнеса Мюллера, а затем становится ассистентом у Германа фон Гельмгольца (у последнего он трудился с 1858 по 1862 гг.). Здесь же он написал статью по теории чувственного восприятия и женился на Софи Мау. В 1864 году Вундт получил место доцента в Гейдельберге.

Данный период был решающим в его научном становлении. Оба учителя - общепризнанные гении и основатели физиологии (Гельмгольц - и физики), - безусловно, предопределили его научный путь, связанный с фундаментальными исследованиями в опоре на естественные науки. Здесь он начал читать первый в мире курс по научной психологии. Лекции на эту тему были напечатаны им в 1863 году под названием «Лекции о душе человека и животных».

Продолжая избранное направление, он накопил материал для своей основополагающей книги «Принципы физиологической психологии» (1874) - она переиздавалась 6 раз. Эти принципы строились на анализе непосредственного опыта сознания с по-

мощью метода самонаблюдения (интроспекции). Примат метода самонаблюдения всегда подчеркивался им, что впоследствии вызывало критику оппонентов. Не принимались и его идеи об апперцепции, волюнтаризме и т.д.

В 1875 году он занял должность ординарного профессора философии в Лейп-цигском университете, где жил и работал 45 лет до самой смерти в 1920 году. Именно в Лейпциге в 1879 г. им была создана первая в мире психологическая лаборатория, позднее преобразованная в Институт экспериментальной психологии при Лейпциг-ском университете (1882) - здание института пострадало при авианалете в 1943 г. Десятки стажеров со всего мира осваивали тут начала психологии, а потом формировали самостоятельные лаборатории на родине. Например, ученики Вундта основали такие лаборатории в США, в Пенсильванском, Колумбийском и других университетах. Посланцы из России (Бехтерев В.М., Челпанов Г.И., Ланге Н.Н.) сформировали подобные научные очаги соответственно в Казани, Москве, Одессе). Бывали здесь и другие российские специалисты: Павлов И.П., Серебренников В.С. и др. В это время был издан главный труд Вундта «Основы физиологической психологии» (18801881).

За свои долгие годы Вундт стал живым символом актуальности и востребованности психологии как науки. Его авторитет в целом был бесспорным и общепризнанным. Правда, по многим вещам был с ним не согласен Уильям Джеймс. Была у него дискуссия о границах применения экспериментального метода в психологии с Эббингаузом Г. (исследователем памяти) и представителями Вюрцбургской школы (Кюльпе О. и др.). Имеется автобиография ученого, опубликованная на немецком языке в 1920 году.

Научный вклад. Время дает возможность четко отделить главное и признанное в его подходах, обозначить «сухой остаток» из огромного объема сделанного им.

Прежде всего, разворот от «философского» восприятия психических явлений к естественно-научной точке зрения. Здесь сказывалось влияние И. Мюллера и Г. Гель-мгольца. По сути, это был психофизиологический подход, но он отвел нарождающуюся психологию от гуманитарной схоластики и направил на путь эксперимента. Программу создания экспериментальной психологии Вундт представил в своих «Лекциях о душе человека и животных». В программе обозначались два направления исследований:

1. Анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями.

2. Изучение «психологии народов», то есть психологические аспекты культуры языка, мифов, нравов (будущий «культурно-исторический подход» и начатки социальной психологии).

Таким образом, направления фактически определили две ветви психологии: экспериментальную и социальную или же естественно-научную и культурно-историческую. Сама же общая психология рассматривалась как «физиологическая». Она же требовала метод лабораторного эксперимента для «расчленения» сознания на элементы:

- предмет психологии - непосредственный опыт (доступные самонаблюдению явления или факты сознания);

- высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту и поэтому должны изучаться культурно-историческим методом. Позже это утверждение было отклонено. Здесь последующие исследования открыли возможность и объективного экспериментального изучения.

Метод интроспекции сыграл определенную прогрессивную роль в школе Вунд-та в конце XIX века, особенно в сочетании с лабораторными и аппаратными методами.

В начале XX столетия в связи с появлением новых объектов, методов и направ-

лений в психологии интроспекция и вся интроспективная психология постепенно сошли на нет. Тем не менее для исторической объективности необходимо отметить, что теория и практика интроспекции, кроме школы В. Вундта, восходят к Р. Декарту и Дж. Локку, а также признавались и развивались Э. Титченером, Ф. Брентано и Вюрцбургской школой. В России адептами данного направления были Л.М. Лопатин и Г.И. Челпанов.

Что касается «психологии народов», то Вундтом в этом направлении был проделан титанический труд. В последние годы жизни он написал 10-томное произведение «Психология народов». Надо сказать, что им выдвинут ряд идей, в частности, о существовании «сверхиндивидуальной души», подчиненной «сверхиндивидуальной целостности» (народу). Сверхиндивидуальная душа (или общественное сознание) выражается в таких феноменах, как язык, мифы, обычаи, социальные по своему происхождению. По его мнению, в области такой «надиндивидуальной психологии» эксперимент неприменим - этот процесс относится к самой истории.

Вундта интересовали также составные элементы сознания (по аналогии с физико-химическими элементами) и особенно процесс организации всех элементов сознания в единое целое в мозге, что приписывалось им непосредственному, не опосредованному, опыту.

Он отмежевывался от примитивных толкований души и воздерживался от упрощенных физиологических и психологических коррелятов и сдвига в сторону редукционизма, фактически склоняясь к принципу психофизического параллелизма.

Надо отметить, что сам термин психофизического параллелизма был разработан Вундтом. При этом он имел в виду два принципиально разных способа рассмотрения постулируемой психофизической единицы, а не как два взгляда в контексте теории идентичности Фехнера, одного из открывателей закона Вебера - Фехнера. Вундт считал, что

физиологические и психологические суждения действуют в разных системах отсчета. Он говорил, что «все содержание опыта, принадлежащее одновременно и опосредствованному естественнонаучному и непосредственному психологическому способам рассмотрения, находится в таком отношении, что любому элементарному явлению из психической сферы соответствует аналогичный физический процесс». Его взгляды в сфере теории познания были отличны от таковых современников и имели тенденцию формирования базиса для эмпирической психологии.

В этой связи важно охарактеризовать его общие философские и методологические позиции. Их истоки восходят к Лейбницу и Канту, и они синтезировали в себе наиболее выдающиеся достижения философских осмыслений XIX столетия и были спроецированы на теорию развития разума. Правда, некоторые конкретные ответвления его общих рассуждений, например, в области этики, вызывали критику. Систематизация собственных философских взглядов Вундта отталкивалась от концептуальных установок апперцепции сознания и нашла выход в том, что интегрирующая идея заключается в волевых процессах и осознанном целеполагании и вытекающей из этого деятельности. Терминологически это получило определение «волюнтаризма», что на полуторавековом отдалении приобретает совершенно иной смысл, чем во времена создания такого понятия.

Как человек энциклопедических знаний, он обратил внимание на логику как дисциплину, формализующую законы мышления, ведущие к познанию истины. Ему принадлежит трехтомный труд «Логика», в котором, наряду с общими, традиционными вопросами, идущими от Аристотеля, сделал акцент на сравнении логики точных наук и логики гуманитарных наук. Главное - это то, что категории и принципы логики рассматривались в ракурсе теории развития интеллекта, основывающейся на психологии мышления.

Он считал естественно-научные методы применимыми только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментально душа не может быть изучена, а лишь ее внешние проявления. В связи с этим в лаборатории Вундта исследовались

в основном ощущения и вызываемые ими двигательные акты - реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущения. В научных архивах запечатлелась обстановка проведения подобных экспериментов (рис. 1).

Рис. 1. Проведение эксперимента в лаборатории Вундта

Главные труды. Вундт относится к активным авторам - им написано более 54 тысяч страниц. Выше уже упоминались некоторые его произведения, но важно дать список побольше, включая и современные переиздания.

В первую очередь, необходимо перечислить ключевые работы, изданные на немецком языке:

- Wundt W. Vorlesungen über die Menschen- und Tierseele. - Voss, Leipzig, Part 1 and 2, 1863/1864 (4th revised ed., 1906).

- Wundt W. Grundzüge der physiologischen Psychologie. - Engelmann, Leipzig, 1874 (5th ed., 1902-1903; 6th ed., 1908-1911, 3 Vols.).

- Wundt W. Einführung in die Psychologie. Leipzig, 1913.

- Wundt W. Völkerpsychologie. Bd. 1-10, 1900-1920.

- Wundt W Erlebtes und Erkanntes. - A. Kröner, Stuttgart, 1920. - xii, 399 p. [3. Aufl., 1921].

Отдельно следует отметить переводные издания на русском языке.

Дореволюционные (рис. 2):

- Душа человека и животных. Лекции профессора Гейдельбергского университета В. Вундта. - СПб.: Изд. П.А. Гайдебурова, 1865.

- Вундт Вильгельм. Основания физиологической психологии. - М.: Изд-во Н.А. Абрикосов, 1880. - 1038 с.

- Вундт Вильгельм. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни. -СПб.: Типография В.В. Комарова, 1887.

- Вундт Вильгельм. Лекции о душе человека и животных. - СПб.: Изд. К.Л. Рикке-ра, 1894. - 465 с.

- Вундт Вильгельм. Очерк психологии. Под ред. Н.Я. Грота. - М.: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1897. - ЬХУ1+388 с.

- Вундт В. Система философии. - СПб.: Ф. Пантелеев, 1902. - 436 с.

- Вундт В. Введение в психологию. -СПб., 1903.

- Вундт В. Введение в философию. -СПб., 1903. - 310 с.

- Вундт В. Душа и мозг. 2-е изд. - СПб.: Кн. склад «Право», 1909. - 48 с.

- Вундт Вильгельм. Основы физиологической психологии. В 3 томах. Т. 3. - СПб.: тип. П. Сойкина, 1909-1911. - 783 с. (Т. 1 -828 с., Т. 2 - 325 с.).

- Вундт Вильгельм. О наивном и критическом реализме. - М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1910. - 366 с.

- Вундт В. Миф и религия. - СПб.: Издательство Брокгауз-Ефрон, 1913. -416 с.

ДУША щ Вшгшю JJIJBV. Sa-* Mo \ - Ицый Мкг»:шо Пягсктеткю Mo«ста.

ШШШ II гШОТИЬМ». ЕСТЕСТВОЗНAHIE ёВилыалып ¿Зундт*.

В. ВУНДТА. м I7L0 а вунотъ ют IС И X ОЛ 0 ГI я. )ll»t(llMt Iii in». ((twW .Ubvrunrj Утмэсипт» ОЧЕРКЪ ПСЙХ0Л0Г1К

И»п» 3 рте ДУШАиМОЗГЪ. основы про». Н. Я. ГРОТА.

( Гнив!КОВ* «КНИЖКОЙ психологи сскоини элспдомктллшоЯ психологи.

с. ипиыггк 1ЙГ. - »——— ■—■■ % л > f. Atkwi . ^ JJ JL ®

I Oh utieirm jjkiioI жпн.1 Irrruiuecn muvUl

Рис. 2. Титульные листы дореволюционных изданий Вундта, переведенных на русский язык

Современные переиздания на русском языке (нужно отметить, что Вундт ныне активно переиздается - приводимый список далеко не полный);

- Вундт В. Проблемы психологии народов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2001. - 159 с.

- Вундт Вильгельм. Психология народов.

- М.: Изд. ЭКСМО; СПб.: Terra fantastica, 2002. - 864 с. - (Антология мысли).

- Вундт В. Введение в психологию. - М.: КомКнига, 2007. - 168 с. - (Из наследия мировой психологии).

- Вундт В. Этика: Принципы нравственности. Области нравственной жизни. Изд. 2. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.

- (Из наследия мировой философской мысли: этика).

Надо еще особо подчеркнуть, что Вундт с 1881 года издавал журнал «Philosophische

Studien», а с 1905 по 1918 гг. он был переименован в «Psychologische Studien». Так что весь мир систематически, в течение более 30 лет знакомился с психологией посредством интеллектуального влияния немецкого ученого через его периодические издания и авторские книги (плюс стажировка около 200 человек из разных мест земного шара). Фактически почти все психологи начала XX века были его прямыми или косвенными учениками. Однако со смертью Вундта настал период недооценки его научной деятельности (чему в немалой степени способствовали его абсолютизация метода интроспекции и критика со стороны некоторых авторов). Настороженно относились к его взглядам и современники-философы. Нужно заметить, что еще при жизни проводились обстоятельные исследования его

творчества (например, Э. Кениг «В. Вундт. Его философия и психология», СПб., 1902). Между тем в наше время появляются призывы «реабилитировать» Вундта и использовать его идеи (Блюменталь, 1975, и др.).

Однако творческое наследие Вундта в виде рукописей, печатных изданий и книг из личной библиотеки сохраняется, частично систематизировано и оцифровано. Поддерживаются и другие материальные следы, связанные с его жизнью и деятельностью: установлена мемориальная доска на месте основанного им Института психологии, имеется памятная доска на стене дома на Гриммерштрассе, 28 в Гросботене (Лейпциг), где жил ученый. В Чунцине (Китай), возле Юго-Западного университета Вильгельма Вундта ему установлен памятник. Наконец, уцелела от бомбардировок могила выдающегося немецкого исследователя на Южном кладбище Лейпцига (рис. 3).

Рис. 3. Могила Вильгельма Вундта

Но следует сказать, что и нематериальные свидетельства сохранности его идей после эпохи некоторого неприятия или полного отрицания становятся постепенно востребованными, по крайней мере, историками науки. Масштаб его личности и объем сделанного им требуют высочай-

шего профессионализма, глубокого осмысления и основательного вхождения в содержание оригиналов его произведений на немецком языке (известно, что многие переводы его трудов имеют неточности и искажения). Можно предполагать, что новыми поколениями нейрофизиологов, психологов и философов определенные мысли Вундта будут задействованы в создании интегральной картины обобщенного знания.

Биографическая литература. Существует значительная литература с анализом жизни и творчества Вундта [приводится краткий список: 1-12]. Хорошо представлены исторические данные о нем в переводном издании «История современной психологии» (2002, авторы - Д.П. Шульц и С.Э. Шульц). Интересны и автобиографические материалы ученого и его собственное описание своего детища - Института экспериментальной психологии [13, 14].

Литература

1. Вундт, Вильгельм - Википедия.

2. Кениг Э. В. Вундт. Его философия и психология. - СПб., 1902. - 200 с.

3. Мазилов В.А. Г.И. Челпанов и В. Вундт: методологические диалоги // Философ-ско-психологические Челпановские чтения / Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции (Украина, Мариуполь, 16 мая 2014 г.) Гл. ред. В.С. Волошин; Приазовский гос. тех. ун-т. - Мариуполь, 2014. - С. 35-40.

4. Саугстад Пер. История психологии. От истоков до наших дней. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. - 544 с.

5. Сметанина О.М. Проблемы психологии народов в творчестве Вильгельма Вундта: автореф. дис. - М., 1999. - 28 с.

6. Степанов С.С. Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.

7. Челпанов Г.И. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. - М.: РАО, Психологический институт, 1994. - 350 с.

8. Яровицкий В.А. 100 великих психологов. -М.: Вече, 2004. - 432 с.

9. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. - М.: 1996.

- 416 с.

10. Blumenthal A.L. A reappraisal of Wilhelm Wundt // American Psychologist. - 1975. -Vol. 30. - P. 1081-1088.

11. Boring E.G. A history of experimental psychology. - N.Y., 1929.

12. The Oxford Handbook of the History of Psychology: Global Perspectives. D.B. Baker (Ed.).

- USA: Oxford University Press, 2012. - 672 p.

13. Wundt W. Das Institut für experimentelle Psychologie, 1909. - S. 118-133.

14. Wundt W. Erlebtes und Erkanntes. - Kröner, Stuttgart, 1920.

References

1. Vundt, Vil'gel'm - Vikipediya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kenig E. V Vundt. Yego filosofiya i psikhologi-ya. St. Petersburg, 1902: 200. (in Russian).

3. Mazilov VA. GI Chelpanov i V Vundt: metod-ologicheskiye aspekty. V sb III Mezhdunarod-naya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Filosofsko-psikhologicheskiye Chelpanovski-ye chteniya». PGTU Mariupol', 2014; 5:35-40. (in Russian).

4. Saugstad Per. Istoriya psikhologii. Ot istokov do nashikh dney. Samara: Izdatel'skiy Dom «Bakhrakh-M», 2008: 544. (in Russian).

5. Smetanina OM. Problemy psikhologii naro-dov v tvorchestve Vil'gel'ma Vundta: avtoref dis. Moscow, 1999: 28. (in Russian).

6. Stepanov SS. Psikhologiya v litsakh. Moscow: Izd-vo EKSMO-Press, 2001: 384. (in Russian).

7. Chelpanov GI. Mozg i dusha. Kritika materi-alizma i ocherk sovremennykh ucheniy o du-she. Moscow: RAO, Psikhologicheskiy institut, 1994: 350 (in Russian).

8. Yarovitskiy VA. 100 velikikh psikhologov. Moscow: Veche, 2004: 432. (in Russian).

9. Yaroshevskiy MG. Istoriya psikhologii ot an-tichnosti do serediny XX v. Moscow: 1996: 416 (in Russian).

10. Blumenthal AL. A reappraisal of Wilhelm Wundt. American Psychologist 1975; 30:1081-1088.

11. Boring EG. A history of experimental psychology. NY, 1929.

12. The Oxford Handbook of the History of Psychology: Global Perspectives. DB Baker (Ed). USA: Oxford University Press, 2012: 672.

13. Wundt W. Das Institut für experimentelle Psychologie, 1909: 118-133.

14. Wundt W. Erlebtes und Erkanntes. Kröner, Stuttgart, 1920.

DEDICATED TO THE 100th ANNIVERSARY OF THE DEATH OF WILHELM WUNDT (1832-1920)

V.S. VOROBYEV, T.B. MALYKH Psychological Institute of the RAE, Moscow

An article in connection with the 100th anniversary of the death of W. Wundt is presented. His life path, scientific contribution, assessments of his work in the historical perspective, connections with domestic researchers are discussed. The most important works of the scientist are considered, including those translated into Russian and published at different times.

Keywords: history of science, psychology, Wilhelm Wundt.

Address:

Vorobyev V.S., Ph.D.

Researcher of Psychological Institute of RAE

E-mail: vorob_vs@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.