Научная статья на тему 'К 10-летию служения Высокопреосвященнейшего митрополита Владимира на Санкт-Петербургской митрополичьей кафедре'

К 10-летию служения Высокопреосвященнейшего митрополита Владимира на Санкт-Петербургской митрополичьей кафедре Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
20
6
Поделиться

Текст научной работы на тему «К 10-летию служения Высокопреосвященнейшего митрополита Владимира на Санкт-Петербургской митрополичьей кафедре»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Георгий Митрофанов

К 10-летию служения Высокопреосвященнейшего митрополита Владимира на Санкт-Петербургской митрополичьей кафедре

Опубликовано: Христианское чтение. 2005. № 25. С. 12-25

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

(ЧА книги

К 10-ЛЕТИЮ СЛУЖЕНИЯ ВЫСОКОПРЕОСВЯ1ЦЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА НА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ МИТРОПОЛИЧЬЕЙ КАФЕДРЕ

27 декабря 2005 года исполняется 10 лет служения Высокопре-освященнейшего митрополита Владимира на Санкт-Петербургской митрополичьей кафедре.

Правящим архиереем Санкт-Петербургской епархии митрополит Владимир был назначен определением Священного Синода Русской Православной Церкви в декабре 1995 года и прибыл в Северную столицу 13 января 1996 года ~ в день отдания праздника Рождества Христова (31 декабря по старому стилю). В день прибытия на Московском вокзале своего нового Владыку встречали: мэр города Санкт-Петербурга Анатолий Александрович Собчак, многочисленное духовенство епархии и еще большее число православных мирян, ожидавшие прибытия нового Санкт-Петербургского архипастыря с большим нетерпением и еще большей надеждой. Кажется весьма символичным, что следующий день, 1 января по старому стилю, не только в соответствий с церковным календарем открывал новый год, но и ознаменовал, таким образом, начало нового этапа в жизни, а значит и в истории Санкт-Петербургской епархии. Владыка Владимир стал тридцать третьим по счету митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.

Ко времени своего назначения на Санкт-Петербургскую кафедру митрополит Владимир уже приобрел большой и многогранный опыт служения на других епископских кафедрах и на многих ответственных церковных постах. Однако о своем прибытии в Северную столицу сам Владыка Владимир говорит с особой теплотой, как о возвращении 33 года спустя в город, с которым связаны самые юные и самые светлые годы его священнического становления.

Митрополит Владимир (в миру Владимир Саввич Котляров) родился в семье диакона в городе Актюбинске Казахской ССР 27 мая 1929 года. Он был шестым и последним ребенком в семье. Проведя отроческие годы в Средней Азии, где пребывало в ссылке немало репрессированных священнослужителей, будущий Владыка отчетливо понимал, чем может грозить в советское время выбор пастырского пути. Поэтому, как вспоминает сам митрополит Владимир, «чтобы получить гражданскую профессию на случай если сошлют или посадят»1, он окончил бухгалтерское отделе-

1 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Жизнь и труды. (К 70-летию со дня рождения). СПб., 1999. С. 18.

ние Джамбульского статистического техникума и только после этого поступил в Московскую духовную семинарию, обучение в которой было завершено по I разряду в 1952 году.

После годичного служения псаломщиком в Никольском кафедральном соборе г. Алма-Аты, Владимир Котляров был рукоположен в диакона и пресвитера 22 и 24 мая 1953 года. Обе хиротонии были совершены архиепископом, а впоследствии митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским священноисповедником Николаем (Могилевским), проведшим более 30 лет в лагерях и ссылках и олицетворявшим своей жизнью Гол-гофский путь Русской Православной Церкви в XX веке. Благословляя в 1954 году священника Владимира на поступление в Ленинградскую духовную академию, священноисповедник подарил юному пастырю свой академический значок в надежде, что в своей будущей деятельности в качестве студента он будет руководствоваться стремлением следовать лучшим традициям русской богословской школы предреволюционного времени.

Ленинградская духовная академия в лице многих своих преподавателей открыла молодому священнику так до конца и не уничтоженную богоборцами санкт-петербургскую традицию русской духовой школы.

1Н(Т1ПШ1 Н1111 ¥ Н !М1

Заседание Ученого совета СпбДЛ

(нити

Человеческая простота и пастырская мудрость ректора академии прото-иерея-исповедника Михаила Сперанского, дисциплинарная строгость и безукоризненная интеллигентность инспектора профессора Л.Н. Парийс-кого, академическая требовательность и высоко профессиональный интеллектуализм профессора Н.Д. Успенского — являли собой подлинный церковно-культурный универсализм и свободную для богословского творчества атмосферу носившей название Ленинградской, но во многом остававшейся Санкт-Петербургской духовной академии. Именно в этой атмосфере в эти годы происходило интенсивное научное развитие таких молодых преподавателей как будущий протопресвитер Виталий Боровой и протоиерей Петр Гнедич. Вспоминая свои впечатления о студенческих годах, проведенных в Ленинградской духовной академии, митрополит Владимир отмечает: «В нашей академии была атмосфера лучше. В Московской духовной академии сказывалось влияние монастыря и наблюдалось показное благочестие, у кого-то было увлечение монашеством, а здесь была здоровая обстановка. Там не разрешали выходить в город. Часто бывало, что за выход из Лавры воспитанникам снижали балл за поведение, лишали стипендии. А здесь вы закончили занятие, пообедали, по-

Всенощное бдение

2 Там же. С. 25-26.

Открытие выставки «Православная Русь»

шли все в город: кто в библиотеку, кто в театр, кто в магазин, кто в кино, и к 18.00 собирались на вечерние занятия. <...> Обстановка была здоровой, не было «увлечений», что мне нравилось. Лев Николаевич требовал, но требовал по форме, дальше никогда не позволял себе вторгаться. Отец ректор Сперанский был вообще замечательный человек, по-отечески добрый. <...> Мы могли пойти в театр, только надо было согласовать с инспектором, чтобы знали, куда ты ушел. Я, например, ездил работать в Синодальном архиве, когда был на IV курсе. Все знали, что я работаю в архиве. Мне никогда никто не задавал вопросов. Культура в Ленинграде была гораздо выше, народ был действительно столичный, была особая интеллигентность, какой на Руси нам не хватало. Дух в академии был хороший, и не было фальшивого «Приидите поклонимся...», и не было излишней открытости миру, светскому образу жизни»2.

Именно в студенческие годы будущий митрополит Владимир ощутил на себе громадное культурно-историческое влияние Северной столицы, которая, несмотря на всю бездуховность и бескультурность советской эпо-

нкитп

Митрополит Санкт- Петербургский и Ладожский Владимир осматривает экспозицию выставки

хи, продолжала своими музеями и библиотеками, дворцами и парками, улицами и каналами напоминать о блистательной духовной культуре, казалось бы, навсегда утраченной Российской империи. «Когда у меня была возможность и было время, я был студентом академии, — вспоминает Владыка Владимир, — то я любил ездить в Павловск, в Царское Село, в Петергоф, ходить в парках, ездил даже в Ломоносов. Эти исторические места удивительно красивы»3. Сочетая свое знакомство с культурными достопримечательностями Северной столицы и ее окрестностей с пристальным интересом к истории Санкт-Петербургской епархии, будущий Владыка решил посвятить свое курсовое сочинение истории Троице-Сер-гиевой пустыни. Олицетворявшая собой подлинный синтез традиционного монастырского благочестия и многообразной культуры петербургского периода русской истории Троице-Сергиевой пустынь стала предметом серьезного исследования священника Владимира Котлярова, написавшего свое курсовое сочинение (что крайне редко имело место в те времена) на основе изучения архивных материалов из фондов Центрального государственного исторического архива (ныне РГИА) и Государственного исторического архива Ленинградской области (ныне ЦГИА Санкт-Петербурга). Высокий научный уровень курсового сочинения не только обусловил присвоение будущему митрополиту ученой степени кандидата богословия, но и предопределил оставление его в Ленинградской ду-

3 Там же. С. 38.

ШШ1ШИ ЧТ1Ш 1° КММ

Богослужение на престольный праздник апостола и евангелиста Иоанна Богослова в академическом храме

ховной академии в качестве профессорского стипендиата.

Около четырех лет продолжалась деятельность будущего Владыки в должности преподавателя Церковного устава в семинарии и Священного Писания Ветхого Завета в академии. Осуществляя преподавание курса Священного Писания Ветхого Завета после таких по-своему выдающихся, хотя и значительно отличавшихся друг от друга в чтении лекций по данному предмету преподавателей, как бывший профессор-протоиерей Александр Осипов и доцент М.А. Добрынин, будущий Владыка сумел придать преподаванию Священного Писания Ветхого Завета в академии характер подлинно православной библеистической дисциплины. Однако, приняв в 1962 году монашество, решением Священного Синода священник Владимир был назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Через полгода его возвели в сан архимандрита и командировали наблюдателем на первую сессию II Ватиканского собора. 30 декабря 1962 года архимандрит Владимир (монашеское имя дано в честь благоверного КНЯЗЯ Новгородского Владимира Ярославовича) был рукоположен в сан епископа Звенигородского и назначен представите-

лем Московского Патриарха при Всемирном Совете Церквей в Женеве. В 1964 году в качестве правящего архиерея он возглавил Воронежскую и Липецкую епархию. В короткий период своего служения в этой епархии Владыке Владимиру довелось встретиться со своим бывшим Алма-Атинским настоятелем, служившим под его архипастырским омофором архимандритом Исаакием (Виноградовым), поразительная судьба которого, подобно судьбе священноисповедника митрополита Николая {Мо-гилевского), ярко иллюстрировала исполненный исторических терний путь русского православного священнослужителя в XX веке. Бывший студент Санкт-Петербургской духовной академии, героически сражавшийся на фронтах первой мировой и гражданской войн и завершивший свое доблестное воинское служение в чине капитана и в должности адъютанта прославленной Дроздовской дивизии в армии генерала П.Н. Врангеля, архимандрит Исаакий (Виноградов) принял монашество и священство в русской эмиграции, а затем, пройдя через арест и заключение в советской тюрьме, продолжил свое поистине подвижническое пастырское служение на Родине. Общение с архимандритом Исаакием должно было вновь зримо напомнить Владыке Владимиру, принявшему на себя тяжкое бремя международной деятельности, столь необходимой тогда для выживания Русской Православной Церкви в СССР, о неистребимой вере и несокрушимом муже-стве, которые требовались от каждого русского православного христианина в XX веке.

В 1965 году Владыка Владимир был назначен представителем Святейшего Патриарха Московского при Блаженнейшем Патриархе Анти-охийском и всего Востока. В 1967 году, проведя девять месяцев на Кировской и Слободской кафедре, Владыка Владимир был назначен епископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом в Средней Европе и возведен в сан архиепископа. В конце 1969 года его назначили архиепископом Ростовским и Новочеркасским. В середине 1973 года архиепископ Владимир был переведен в Иркутскую и Читинскую епархию с временным управлением Хабаровской и Владивостокской епархией, где под его началом находились города от Иркутской области до Курильских островов, а также Якутия, Бурятия, весь северо-восточный край России до китайской границы. В апреле 1975 года архиепископа Владимира перевели во Владимирскую и Суздальскую епархию, а в 1980 году -на вдовствующую Краснодарскую и Кубанскую епархию. В мае 1987 года он был назначен архиепископом Псковским и Порховским. 26 февраля 1993 года митрополита Владимира вторично назначили предстоятелем Ростовской и Новочеркасской кафедры. В марте 1992 года в Кремлевском Успенском патриаршем соборе архиепископ Владимир был возведен в сан митрополита, и Святейший Патриарх Алексий надел на его главу свой белый клобук, в котором он сам служил

штшш

1ТШ11- II ¡401

В Тихвинской обители

в Санкт-Петербурге, будучи правящим митрополитом.

27 декабря 1995 года, на очередной, зимней сессии Священного Синода, митрополит Владимир был назначен на Санкт-Петербургскую кафедру, став, таким образом, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 12 января 1996 года, перед отъездом в Северную столицу, в Кремлевском Успенском патриаршем соборе Святейший Патриарх Алексий после литургии тепло напутствовал и благословил митрополита Владимира на новое и ответственное служение в Санкт-Петербургской епархии. Все это время Владыка Владимир оставался прописан здесь как житель города на Неве. Здесь он начинал свой путь и как священнослужитель, и как преподаватель Санкт-Петербургских (тогда Ленинградских) духовных школ.

Прошедшее петербургское десятилетие в жизни Высокопреосвящен-нейшего митрополита Владимира оказалось наполненным многими замечательными церковными деяниями, которые имели место, во-первых, в силу высокого и ответственного — второго по значению в России после столичной — статуса Петербургской кафедры, во-вторых, потому что последние 10-15 лет сами по себе были поистине судьбоносными для всей Русской Православной Церкви, и, наконец, в-третьих, потому что сам Владыка умело и мудро осуществлял руководство вверенной ему епархией в нашу динамично развивающуюся и сложную эпоху.

За время своего архипастырства на берегах Невы Владыка Владимир сумел наладить стабильный доверительный диалог Санкт-Петербургской

((Г") НШТИ

епархии с органами власти и администрацией Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также буквально со всеми общественно и политически значимыми структурами и организациями нашего города. В краткой статье нет возможности подробно перечислять все те награды и грамоты, каковыми был почтен Владыка за прошедшие десять лет различными общественными организациями, учебными заведениями, культурными центрами, органами администрации самых разных уровней. Одной из высоких наград стала, например, международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность», врученная Владыке в декабре 2004 года.

27 мая 2004 года здесь, в Санкт-Петербурге, Владыка отметил свой 75-летний юбилей со дня рождения. Торжество, проходившее в один из дней Пасхального попразднства, как всегда, сочеталось с главным городским праздником - Днем города. Как и подобает в такой день, была торжественно совершена Божественная литургия в Исаакиевском соборе. Владыке сослужили многочисленные клирики Санкт-Петербургской митрополии, присутствовали высокопоставленные гости. О здравии Владыки молились все пришедшие в этот знаменательный день в великолепный собор, один из красивейших соборов мира. Несколько ранее, 23 мая, Божественную литургию в сослужении клириков епархии Владыка совершил в другом замечательном храме-памятнике - Воскресения Христова «Спас-на-Крови». С того момента служение Божественной литургии в «Спасе-на-Крови» в один из воскресных дней Пасхального периода стало традиционным. Юбилейные торжества были наполнены благодарственными молебнами по всей епархии и многочисленными поздравлениями, которые произнесли или направили на имя Владыки Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий П, Президент Российской Федерации В.В. Путин, губернаторы Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко и Ленинградской области В.П. Сердюков, а также многие другие священнослужители и деятели Церкви, общества и государства. Все это свидетельствовало о высокой оценке деятельности митрополита Владимира как Санкт-Петербургского митрополита и во многом объясняет, почему летом 2004 года, когда Владыка Владимир, согласно Уставу Русской Православной Церкви подал прошение о почислении его на покой в связи с 75-летием, Священный Синод постановил просить его продолжить служение на вверенной ему митрополичьей кафедре.

Хроника основных вех архиерейского служения Высокопреосвящен-нейшего митрополита Владимира в городе на Неве и его области, которую можно проследить по многочисленным откликам в прессе — не только церковной, но и светской, - предстает как недавнее, еще свежее и еще не ушедшее в историю прошлое, уже наполненное знаменательными событиями. Это, прежде всего, стремительный рост епархии как в количественном (многократно возросло число священнослужителей и приходов), так и в качественном отношении. За эти годы, вслед за своим архипасты-

пктпшн

1Т1Ш ¥ Н ЕМ1

Тихвин, 9 июля 2004 года. После Божественной Литургии перед Чудотворной Тихвинской иконой, возвращенной из США в Россию.

рем, многие авторитетные священнослужители нашей епархии обрели или развили возможность многогранного открытого общения со своими духовными чадами, молодые священнослужители повзрослели и нашли себе искомые и перспективные поприща церковных служений, значительно пополнились и неуклонно продолжают пополняться ряды новых и новых непрерывно рукополагаемых диаконов и иереев. Одним из многих ценных качеств Владыки Владимира оказались деликатность и ненавязчивость в общении с теми, кто должен находится в его послушании.

Большой опыт международного и межцерковного общения, безукоризненное знание канонов Церкви и обычаев человеческого общества стали залогом того, что под омофором митрополита Владимира Санкт-Петербургская епархия в лице многочисленных приходов за эти десять лет процвела самими разными инициативами, служениями и начинаниями. Достаточно сказать, что было построено и освящено более пятидесяти только новых храмов и часовен, не считая возвращенных Церкви и восстановленных старых, полуразрушенных и оскверненных храмов и соборов. Созданы и возрождены многие общественно и церковно полезные братства, сестричества, епархиальные отделы и приходские службы. При-

Е ПНТИ

давая большое значение развитию церковно-просветительской и миссионерской деятельности во вверенной его архипастырскому попечению епархии, Владыка Владимир является главным редактором двух основных периодических изданий епархии - «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей» и «Санкт-Петербургского церковного вестника». По инициативе и под непосредственным руководством митрополита Владимира пять лет назад была создана и все эти годы успешно осуществляла свою деятельность епархиальная радиостанция «Град Петров».

Все десять лет своего пребывания на Санкт-Петербургской кафедре митрополит Владимир не обделял своим архипастырским вниманием и дорогие его сердцу духовные школы. Желая восстановить подобающий церковно-административный статус руководства Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, митрополит Владимир в 1996 г. сделал представление в Священный Синод о назначении на пост ректора священнослужителя в епископском сане. 17 июля 1996 г. на этот высокий пост был назначен Преосвященный Константин (Горянов) с титулом «Епископ Тихвинский, викарий Санкт-Петербургской епархии». Высоко ценя глубоко запавшие в его душу со студенческих лет традиции дерзновенного богословского творчества и возвышающей душу студента нравственной свободы, исторически присущие Санкт-Петербургским школам, Владыка Владимир предоставил ректору и профессорско-преподавательской корпорации возможность реализовывать в жизни духовных школ избиравшиеся ими самими принципы организации богословского образования и воспитания. Регулярно участвуя в деятельности Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, митрополит Владимир со вниманием готов был выслушивать изложение точек зрения каждого члена корпорации. Однако, продолжающийся уже около десяти лет сложный и противоречивый период реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви, когда в поисках организационно-дисциплинарных и учебно-методических «новаций» подчас происходило игнорирование важнейших традиций русской богословской школы, побуждал Владыку Владимира все чаще обращать внимание на состояние учебного процесса и кадрового состава учащих и учащихся Санкт-Петербургских духовных школ4. В архипастырском внимании

4 «Во исполнение определения Архиерейского Собора 1994 года Учебным комитетом была выработана концепция новой системы богословского образования, одобренная Священным Синодом. Суть этой концепции заключается в том, что духовная семинария, предназначенная главным образом для подготовки пастырей, преобразуется в пятилетнее высшее учебное заведение, выпускники которого будут получать диплом бакалавра. Духовная же академия становится местом подготовки богословов, преподавательских кадров, ответственных церковных работников, а потому приобретает специализированный характер. Выпускники духовных академий после защиты соответствующих диссертаций будут получать дипломы кандидата (магистра) богословия» {Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Русская Православная Церковь на рубеже веков / Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г.: Материалы. М., 2001. С. 44) - прим. ред.

ШЕТНКШ

1ТШ1ППМ1

митрополита Владимира к жизни Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии их профессорско-преподавательская корпорация и учащиеся видят важнейшее условие того, что проходящая сейчас в Русской Православной Церкви образовательная реформа, призванная содействовать подлинному обновлению богословской школы, пройдет в нашей епархии, успешно избежав всех крайностей как «левого», так и «правого» реформаторства, о которых все чаще с естественной обеспокоенностью говорят представители нашей церковной иерархии5.

Вторая половина 1990-х, начало 2000-х годов, на которые пришлось архиерейство митрополита Владимира в Санкт-Петербургской митрополии, для Русской Православной Церкви стали временем новых, более трезвых и взвешенных оценок своих возможностей и перспектив после головокружения от обретенной свободы в период «Второго Крещения Руси», случившегося как подарок истории в 1988 году. За десять лет, прошедшие под омофором митрополита Владимира, Санкт-Петербургская епархия обрела атмосферу доверия и освоила ту долю свободы, на которые ныне способен и которых в настоящее время оказывается достоин современный русский православный человек, во всяком случае, житель града Святого Петра и его окрестностей.

Да дарует Всеблагий и Всещедрый Господь Свою преизобильную благодать Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему митрополиту Владимиру для продолжения его плодотворного на благо Санкт-Петербургской митрополии и духовно полезного для Русской Православной Церкви служения на многая и благая лета!

5 «Мы внимательно следим за процессом реформирования духовных учебных заведений. 16 апреля 2002 года под моим председательством состоялось совещание ректоров духовных школ Московского Патриархата по вопросам реформы духовного образования, на котором было подчеркнуто, что эта реформа вызвана тем, что радикально изменилась историческая ситуация, в которой Церковь сегодня призвана нести свое свидетельство и служение миру. А это, в свою очередь, означает, что будущим пастырям Церкви необходимо дать такой уровень образования, который будет соответствовать нуждам Русской Православной Церкви в данный исторический момент Ее земного бытия» (Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2004 г.) - прим. ред.

Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор СПбДА, магистр богословия

(Ш HIUT13

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.