Научная статья на тему 'Изъятие земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон в Российской Федерации, для государственных или муниципальных нужд'

Изъятие земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон в Российской Федерации, для государственных или муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
569
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ОЗЭ / ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ГРАНИЦАХ ОЗЭ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОЗЭ / SPECIAL ECONOMIC ZONES / WITHDRAWAL OF THE LANDS WITHIN THE BOUNDARIES OF SPECIAL ECONOMIC ZONES / CONTROLS OF SPECIAL ECONOMIC ZONES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кучинская Анастасия Владимировна

В статье выявлены правовые проблемы, возникающие при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, расположенных в границах особых экономических зон Российской Федерации. Рассмотрены условия и возможности изменения правового механизма изъятия таких земельных участков для указанных целей. Проанализирована соответствующая нормативная правовая база. Автором предложены пути решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кучинская Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WITHDRAWAL OF THE LAND PLOTS FOR THE STATE OR MUNICIPAL NEEDS LOCATED IN BORDERS OF SPESIAL ECONOMIC ZONES IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the legal problems arising from the seizure of land for state and municipal needs, located within the boundaries of the special economic zones of the Russian Federation. Conditions are considered, and the possibility of changing the legal mechanism of withdrawal of such land for such purposes. Having analyzed the relevant legal and regulatory framework. The author offers solutions to the problems identified.

Текст научной работы на тему «Изъятие земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон в Российской Федерации, для государственных или муниципальных нужд»

№ 8 (155) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Изъятие земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон в Российской Федерации, для государственных или муниципальных нужд

А.В. Кучинская

главный советник Экспертного управления Администрации Президента Российской Федерации, аспирант кафедры земельного права федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет по землеустройству» (г. Москва)

Анастасия Владимировна Кучинская, oez77@mail.ru

В целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции в Российской Федерации (начиная с 2005 года) создаются особые экономические зоны (далее - также ОЭЗ), в которых действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [5].

Особый режим ОЭЗ предусматривает определенную специфику правового регулирования земельно-имущественных отношений на такой территории.

Решение о создании ОЭЗ на территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается ОЭЗ, заключают в течение тридцати дней со дня принятия

Подписка в любое время по минимальной цене (495) :

Правительством Российской Федерации решения о создании ОЭЗ соглашение (далее - соглашение о создании ОЭЗ), которым устанавливаются, в том числе обязательства по передаче уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости, расположенными в границах особой экономической зоны, на срок ее существования.

Также соглашением о создании ОЭЗ устанавливаются границы такой зоны и перечень образующих ее земельных участков.

В настоящее время управление ОЭЗ осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) в порядке и пределах, предусмотренных Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон), а также Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 8 Закона Минэ-

-9789, iovrf@mail.ru

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

кономразвития России управляет и распоряжается земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах ОЭЗ и находящимися в государственной или муниципальной собственности [6].

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти - Минэкономразвития России, для осуществления своих функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования объектов недвижимости в границах ОЭЗ и на прилегающей к ней территории и управлению этими и ранее созданными объектами недвижимости вправе привлекать управляющую компанию. Кроме того, полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах ОЭЗ, могут быть переданы управляющей компании, которая обязана представлять в Минэкономразвития России отчет о реализации переданных полномочий в установленные сроки.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона земельный участок, расположенный в границах особой экономической зоны, может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случае если в соответствии с проектом планировки территории земельный участок предназначен для размещения линейного объекта, составляющего инфраструктуру особой экономической зоны, за исключением случаев, если размещение линейного объекта осуществляется на условиях сервитута.

Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) определены лишь органы власти, которые принимают решение об изъятии земельного участка, но отсутствуют понятия государственных или муниципальных нужд, основания для изъятия и указания на порядок определения публич-

ных нужд, являющихся основанием для такого изъятия. В пункте 2 статьи 279 ГК РФ дана отсылка на Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о том, что органы, уполномоченные принимать решения об изъятии, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Что касается З К РФ, то пунктом 1 статьи 49 установлено, что изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд возможно в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения таких объектов (согласно приведенному перечню). Кроме того, подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи вводится дополнение о том, что изъятие земельных участков возможно также в случаях, связанных с иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию - в том числе путем выкупа земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Более детальное регулирование вопросов, связанных с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд, расположенных в границах ОЭЗ, ни другие федеральные законы, за исключением Закона, ни законы субъектов Российской Федерации не предусматривают.

Исходя из изложенного, а также с учетом накопленного опыта за период функционирования ОЭЗ в Российской Федерации очевидно, что необходимо внести поправки в Закон в части изменения возможности изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, расположенных в границах ОЭЗ, а именно: земельный участок, может быть изъят у собственника

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

№ 8 (155) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случае если такой земельный участок необходим для функционирования ОЭЗ.

Внесение указанных изменений позволит упорядочить вопросы, связанные со строительством инфраструктуры на территориях ОЭЗ, а также предоставят возможность при необходимости осуществлять строительство объектов недвижимости на таких земельных участках компаниям - резидентам ОЭЗ.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 271 1 ; № 41 , ст. 3993; № 52, ст. 5276; 2005, № 1, ст. 15, 17; № 1 0, ст. 763; № 30, ст. 31 22, 31 28; 2006, № 1, ст. 17; № 17, ст. 1782; № 23, ст. 2380; № 27, ст. 2880, 2881; № 31, ст. 3453; № 43, ст. 4412; № 50, ст. 5279, 5282; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 23, 24; № 10, ст. 1148; № 21 , ст. 2455; № 26, ст. 3075; № 31 , ст. 4009; № 45, ст. 5417; № 46, ст. 5553; 2008, № 20, ст. 2251, 2253; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3597, 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 19; № 11, ст. 1261; № 29, ст. 3582, 3601; № 30, ст. 3735; № 52, ст. 6416, 6419, 6441; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 47, 54;

№ 13, ст. 1688; № 15, ст. 2029; № 25, ст. 3531; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4284; № 30, ст. 4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7027, 7043; № 50, ст. 7343, 7359, 7365, 7366; № 51, ст. 7446, 7448; 2012, № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4322; № 53, ст. 7643; 2013, № 9, ст. 873; № 14, ст. 1663.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301.

3. Об особых экономических зонах в Российской Федерации : Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, ст. 3127; 2006, № 23, ст. 2383; № 52, ст. 5498; 2007, № 45, ст. 5417; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 52, ст. 6416; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4563; 4590; № 45, ст. 6335; № 49, ст. 7043, 7070; № 50, ст. 7351.

4. Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437.

5. Кучинская А. В., Липски С. А. Правовое регулирование предоставления земельных участков на территориях особых экономических зон в Российской Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 7.

6. Итоги деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации в 2011 году и задачи на 2012 год. URL: http://economy.gov.ru

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.