Научная статья на тему 'ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ'

ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
662
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / РАЗВИТИЕ ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ / ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД / ПРАВООТНОШЕНИЯ / LAND LAW / STATE / SEIZURE OF LAND / DEVELOPMENT OF BUILT-UP AREAS / SEIZURE OF LAND FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS / LEGAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корякова Екатерина Александровна

В статье анализируются нормы земельного законодательства, устанавливающие исключительные случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Учитывая отсылочные нормы, содержащиеся в земельном законодательстве, исследуются нормы законодательства гражданского кодекса, регулирующие отношения в сфере изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также их правоприменительная практика. Исследование позволило сделать вывод о целесообразности корректирования правовых норм, регулирующих данные отношения, в целях предупреждения возникновения споров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WITHDRAWAL OF LAND PLOTS FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS: PROBLEMS OF LAW ENFORCEMENT PRACTICE

The article analyzes the norms of land legislation that establish exceptional cases of seizure of land for state or municipal needs. Taking into account the reference norms contained in the land legislation, the norms of the civil code legislation governing relations in the field of seizure of land plots for state and municipal needs, as well as their law enforcement practice, are investigated. The study made it possible to conclude that it is advisable to adjust the legal norms governing these relations in order to prevent the occurrence of disputes.

Текст научной работы на тему «ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ»

УДК 349.4

Корякова Екатерина Александровна Уральский филиал Российского государственного университета правосудия

Россия, Челябинск e_koryakova@mail.ru Koryakova Ekaterina Alexandrovna Ural Branch of the Russian State University of Justice

Russia, Chelyabinsk

ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Аннотация: в статье анализируются нормы земельного законодательства, устанавливающие исключительные случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Учитывая отсылочные нормы, содержащиеся в земельном законодательстве, исследуются нормы законодательства гражданского кодекса, регулирующие отношения в сфере изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также их правоприменительная практика. Исследование позволило сделать вывод о целесообразности корректирования правовых норм, регулирующих данные отношения, в целях предупреждения возникновения споров. Ключевые слова: земельное право, государство, изъятие земельных участков, развитие застроенных территорий, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, правоотношения.

WITHDRAWAL OF LAND PLOTS FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS: PROBLEMS OF LAW ENFORCEMENT PRACTICE

Annotation: the article analyzes the norms of land legislation that establish exceptional cases of seizure of land for state or municipal needs. Taking into account the reference norms contained in the land legislation, the norms of the civil code

ВОПРОСЫ

российской юстиции

legislation governing relations in the field of seizure of land plots for state and municipal needs, as well as their law enforcement practice, are investigated. The study made it possible to conclude that it is advisable to adjust the legal norms governing these relations in order to prevent the occurrence of disputes.

Key words: land law, state, seizure of land, development of built-up areas, seizure of land for state and municipal needs, legal relations.

Возведение инфраструктурных объектов, строительство нефтепроводов, газопроводов, водопроводов, линий электропередач, зачастую является причиной, из-за которой возникает вопрос об изъятия земельных участков, для государственных и муниципальных нужд. Что подразумевается под понятием «нужд»? В настоящее время не существует единого подхода к понимаю данного термина. Но стоит отметить, что законодатель попытался разъяснить суть данного понятия в разъяснении к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации». Схожее определение понятия, с понятием содержащегося в Постановлении, предлагает нам В.А. Евсегнеев. По его мнению, это «публичные нужды, удовлетворение которых идет на пользу либо всего населения страны, либо жителей муниципального образования или региона» [1, с. 69-79]. Совсем иное мнение по этому поводу высказывает российский правовед Крассов Олег Игоревич, на его взгляд, при процессе изъятия земельных участков в пользу государства, необходимо использовать термин «общественное использование» [3].

Проанализировав данные определения, мы можем выделить основные цели изъятия. Во-первых, это выполнение обязательств, предусмотренных законами субъектов РФ или федеральными законами. Также данные обязательства могут быть предусмотрены и международными договорами. Во-вторых, удовлетворение общественно значимых потребностей и осуществление деятельности в публичных интересах. Таким образом, процедура изъятия представляет собой сложный процесс, при котором ради достижения и

обеспечения «интересов общества и государства» происходит принудительное изъятие земельного участка и прекращение прав на него. Это связано с тем, что в большинстве случаев, необходимые участки принадлежат гражданам и компаниям на правах частной собственности.

Сама по себе данная процедура изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд применяется в исключительных случаях. Перечень случаев предусмотрен в ст. 49 ЗК РФ, но он не является исчерпывающим, так как в данной статье содержится оговорка, подразумевающая под собой другие основания проведения данной процедуры. Данная возможность осуществляется при принятии законов на региональном уровне. В течение последних лет, был принят ряд законодательных актов, регламентирующих основания, порядок, требования и особенности по изъятию земельных участков. Так, в 2009 году был принят федеральный закон от 08.05.2009 № 93-Ф3 регламентирующий процедуру изъятия участков для осуществления проведения встречи форума АТЭС. Позднее, в связи с проведением в России олимпиады в Сочи был принят Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310 - ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ ». По мнению Сыродоева Н. .А при данной ситуации земельные участки попадают «под руку» государственно - правового регулирования, государственных органов, земельных специалистов и строителей задолго до начала процедуры изъятия земельного участка [5].

Нормы, регулирующие процедуру изъятия содержаться как в земельном законодательстве, так и в гражданском. Порядок изъятия предусмотрен в главе VII. 1 ЗК РФ. Изъятие участка происходит независимо от формы прав на землю. Это форма может быть как в виде пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, так и на праве аренды. Решение об изъятии участка, в соответствии с п.3 ст.297 ГК РФ, принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти

или органы муниципального самоуправления. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентирует, что процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд может осуществляться на уровне городского, сельского поселения; муниципального района, а также муниципального, городского округа. Несмотря на подробное регулирование данной процедуры, зачастую возникают проблемы в правоприменительной практике. Рассмотрим некоторые из них.

Первая проблема, с которой сталкиваются собственники земельных участков, это вопрос о правомерности изъятия земельных участков для целей, установленных в ч.2 ст. 49 ЗК РФ. А именно в определении значимости объекта, который планируется возводить. В качестве примера рассмотрим определение областного суда города Нижнего Новгорода от 4 сентября 2012 г. по делу № 336489/2012. Гражданин К. обратился в суд с иском к главе администрации Доскинского сельсовета Богородского района Нижегородской области об оспаривании принятого постановления. Из определения мы видим, что у гражданина изъяли земельный участок в связи с необходимостью размещения на нем линий водоснабжения. Изучив материалы дела, суд посчитал, что линии водоснабжения, предназначенные для обеспечения питьевых нужд граждан, земельные участки которых, принадлежат ООО «Управляющей компании», не относятся к объектам муниципального значения. Но при этом, обращаясь к п.2 ст. 49 ЗК РФ мы можем отнести линии водоснабжения к объектам централизованных систем холодного, горячего водоснабжения местного, регионального, федерального значения. Несмотря на это, суд удовлетворил ходатайство истца, было принято решение, по которому органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступность водоснабжения и водоотведения. Кроме того, суд удовлетворил ходатайство в связи с нарушением законодательства, так как изъятие по данному делу было произведено в интересах коммерческой организации.

% ю

ВЫПУСК

Исходя из этого, отметим, что объекты, муниципальной и государственной значимости, необходимо размещать исходя из публичных интересов, а не из интересов частных лиц. Четкое урегулирование данного требования позволит предотвратить недопонимание, как со стороны собственников, так и со стороны органов местного самоуправления.

Вторая проблема, с которой сталкиваются собственники, это оценка земельного участка и его денежная или иная (недвижимая) компенсация. Рассматривать данную проблему необходимо с анализа норм Гражданского кодекса РФ. Они предусматривают, что должник в силу своих обязательств обязан совершить в пользу кредитора действия, выраженные в качестве передачи имущества, выполнения работ и уплаты денежных средств, также должник имеет право воздержаться от определенного действия. В свою очередь, кредитор имеет право требовать от должника исполнения возложенных на него обязательств. Исходя из этого, определяем, что государство в данном обязательстве выступает в качестве должника. Оно должно определить сумму - цену выкупа, которая будет передана собственнику. Цена выкупа формируется из трех составляющих. В первую очередь, из убытков в связи с изъятием земельного участка. Во-вторых, из рыночной стоимости земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. При выкупе в обязательном порядке проводится оценка объектов, даже если собственник и госорган договорятся о цене самостоятельно, всё равно привлечение оценщика считается необходимым.

Таким образом, при изъятии земель, собственнику должно быть предоставлено равноценное возмещение, при нарушении такого условия, процедура будет иметь характер национализации. В качестве примера рассмотрим Постановление Федерального Арбитражного Суда СевероЗападного округа от 31 марта 2011 г. по делу №2 А 56-39222/2010. Истец закрытое акционерное общество «Предпортовый» обратилось в суд с иском к государственному учреждению федерального уровня «Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт - Петербурга Федерального дорожного агентства» о выплате рыночной стоимости участка по состоянию на

12.12.2008 г., а также взыскании убытков, понесенных в связи с изъятием нескольких земельных участков для государственных нужд под размещение кольцевой автодороги.

Из постановления мы видим, что закрытому акционерному обществу «Предпортовый» было отказано в удовлетворении требований о взыскании упущенной выгоды в виде неполученной арендной платы за использование земельных участков в период с 01.01.2009 по 01.07.2010 г.

Данное обстоятельство связано с тем, что соглашение о возмещении истцу убытков, причиненных изъятием земельных участков, было подписано 15 декабря 2008 г., а расчет реального ущерба был произведен на 20 декабря 2008 г. - дату фактического изъятия земельного участка. Изучив материалы дела, суд принял решение, о частичном удовлетворении заявленных требований. Так как фактическое изъятие земельного участка было совершено до заключения соглашения о выкупе. В соответствии с этим, ответчик обязан возместить убытки. В удовлетворении требований о взыскании упущенной выгоды - было отказано.

Проанализировав нормы земельного и гражданского права, а также изучив проблемы, с которыми сталкиваются собственники, землепользователи, землевладельцы при реализации данной процедуры, мы можем сделать вывод, что необходимо ввести в ст.56.8 Земельного кодекса РФ норму, устанавливающую порядок и процедуру возмещения убытков. А также подробно прописать по каким основаниям, и из какого уровня бюджетной системы (регионального, федерального) будут возмещаться убытки, принесенные собственникам земельных участков и третьим лицам, чьи права были нарушены в связи с досрочным прекращением возложенных обязательств.

Список литературы:

1. Галиновская, Е. А. Применение земельного законодательства: проблемы и решения : науч.-практич. пособие / Е.А. Галиновская. — Москва : Институт

% Ю

ВЫПУСК

законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2019. — 270 с.

2. Евсегнеев, В. А. Собственность на землю в фокусе интересов / В.А. Евстегнеев // Журнал российского права. - 2004. - N 8. - С. 69-79.

3. Крассов, О.И. Право частной собственности на землю: купля - продажа, аренда, приватизация, судебная защита / О.И. Крассов. — Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 144 с.

4. Сонина, Д. Д. Реквизиция и изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд как основания прекращения права на землю / Д.Д. Сонина // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - N 1. -С. 110-113.

5. Сыродоев, Н. А. Возникновение права на землю // Государство и право. - 2004. - № 10. - С. 65-73.

6. Чмыхало, Е. Ю. О некоторых проблемах изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд / Е.Ю. Чмыхало // правовое обеспечение экологической безопасности в сфере природопользования и энергетики. - 2018. - N 1. - С. 143-148.

Ю

ВЫПУСК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.