УДК 81 Черняева Д.А., Чернова Л.В.
Черняева Д.А.
магистрант 3 курса филологического факультета Армавирский государственный педагогический университет
(г. Армавир, Россия)
Научный руководитель: Чернова Л.В.
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Армавирский государственный педагогический университет
(г. Армавир, Россия)
ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: СИНТАКСИЧЕСКИЙ И СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Аннотация: в данной статье системная характеристика сложноподчиненного изъяснительного предложения. Особое внимание уделяется функциональной специфике придаточной части предложения и коммуникативной значимости рассматриваемого типа предложения.
Ключевые слова: системная характеристика, содержание, форма, функция, оборот,
союзы.
Изъяснительные обороты играют важную роль в русском языке, так как они позволяют развивать основную мысль, уточнять информацию и расширять значение предложения. Они функционируют как средства передачи косвенной речи, выражения сомнений, оценок и других оттенков смысла. В статье рассмотрим изъяснительные обороты в синтаксическом и семантическом аспектах, их особенности и роль в русском языке.
Изъяснительные обороты — это конструкции, выполняющие функцию дополнения и объясняющие или раскрывающие содержание другого слова или целого предложения. Они могут передавать прямое значение, уточнять детали или передавать мысли, чувства и намерения. Понимание синтаксических и семантических аспектов изъяснительных оборотов помогает лучше освоить их использование и разобраться в глубине смыслов, которые они могут передавать.
Синтаксически изъяснительные обороты, как правило, зависят от глаголов, существительных, прилагательных или наречий, требующих пояснения. Они могут включать союзы (например, «что», «как», «будто»), а также используются как часть сложноподчиненного предложения.
1. Структура изъяснительных оборотов
Изъяснительные обороты в русском языке, как правило, оформляются при помощи подчинительных союзов, таких как «что», «как», «будто», «чтобы», а также союзных слов «где», «куда», «когда» и других. Например:
- Он сказал, что придет завтра.
- Она показала, как надо выполнять это упражнение.
2. Типы подчинения
Изъяснительные обороты могут занимать различные позиции в предложении и зависят от опорного слова — глагола, существительного или прилагательного. Синтаксические связи между главной и изъяснительной частью могут быть согласованными и несогласованными:
- Согласованное подчинение (глагол требует обязательного пояснения): она надеялась, что он вернется.
- Несогласованное подчинение (может существовать как отдельная мысль): у него было желание — поехать на юг.
3. Роль изъяснительных оборотов в предложении
Синтаксически изъяснительные обороты помогают структурировать сложные предложения, внося дополнительную информацию и обогащая высказывание. Они часто используются для передачи содержания косвенной
речи, эмоциональных оттенков или оценки, например, в зависимости от сказуемого (сказать, думать, верить).
Семантический аспект изъяснительных оборотов
Изъяснительные обороты добавляют к тексту новые семантические оттенки, уточняют или раскрывают детали основной мысли, подчеркивая значимость или дополняя информацию. В зависимости от контекста они могут выражать причинные, условные или временные отношения, а также предавать смысл оценочного и субъективного характера.
1. Семантические функции
Основная семантическая функция изъяснительных оборотов — уточнение или пояснение. Однако они также могут выражать предположение, сомнение или субъективное отношение говорящего:
- «Я думаю, что он придет завтра» (передача уверенности).
- «Она сомневается, что это правда» (выражение сомнения).
2. Семантика союзов и союзных слов
Союзы и союзные слова, используемые для оформления изъяснительных оборотов, несут определённую семантическую нагрузку. Так, союз «что» обычно вводит пояснение или сообщение, «как» — указывает на способ или процесс, «будто» — подчеркивает сомнение или предположение:
- Союз «что» передает прямое содержание: «Она утверждает, что это невозможно».
- Союз «будто» указывает на субъективное восприятие: «Он казался таким, будто был разочарован».
3. Выражение эмоционально-оценочных значений
Изъяснительные обороты могут передавать оценочные и эмоциональные значения, показывая отношение говорящего к ситуации или факту. Например, оборот может выражать недоверие, уверенность или предположение в зависимости от использованного союза и контекста:
- «Он уверял нас, что всё под контролем» (уверенность).
- «Они заметили, будто он был взволнован» (сомнение, оценка).
Изъяснительные обороты в русском языке выполняют важные синтаксические и семантические функции, дополняя, уточняя и развивая мысль. В синтаксическом плане они помогают структурировать сложные предложения и придают им логическую завершенность. Семантически они позволяют передать тонкие оттенки значения, оценку и субъективное восприятие, делая текст богаче и выразительнее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белая, Е. И. Сложноподчинённые предложения с собственно-вопросительной связью частей как компонент текста: дис. ... канд. фил. наук / Е. И. Белая - Липецк, 2001. - 167 с;
2. Бондарко, А. В. Теория функциональной грамматики. Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис / А. В. Бондарко, М. А. Шелякин, В. С. Храковский, отв. ред. А. В. Бондарко -М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 352 с;
3. Лаптева, О. А. Языковая системность при коммуникативном обучении / под ред. О. А. Лаптевой, Н. А. Лобановой, Н. И. Формановской. - М.: Рус. яз., 1988. -С. 3-4;
4. Золотова, Г. А. Об основаниях классификации / Г. А Золотова // Русский язык за рубежом. -1989. - № 5. - С. 66 - 73;
5. Золотова, Г. А. О возможностях грамматической науки / Г. А. Золотова // Вопросы языкознания. - 2006. - № 3. - С. 14 - 21;
6. Золотова, Г. А. О чём говорит предложение? / Г. А. Золотова // Мир русского слова. - 2005. -№ 3 - 4. - С. 58 - 61;
7. Скобликова, Е. С. Заметки о разных классификациях сложноподчинённых предложений / Е. С. Скобликова / / Русский язык в школе. - 2001. - № 6. - С. 75 -80;
8. Вагнер, В. Н. Синтаксис русского языка как иностранного и его преподавание : учеб. пособие / В. Н. Вагнер - М.: Наука, 2005. - 168 с;
9. Канакина, Г. И. Один из примеров усвоения синтаксической теории / Г. И. Канакина // Русская словесность. - 2005. - № 5. - С. 48 - 50.
Chernyaeva D.A., Chernova L. V.
Chernyaeva D.A.
Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)
Scientific advisor: Chernova L.V.
Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)
EXPLANATORY PHRASES IN RUSSIAN LANGUAGE: SYNTACTIC AND SEMANTIC ASPECTS
Abstract: this article presents a systemic characteristic of a complex explanatory sentence. Special attention is paid to the functional specifics of the subordinate part of the sentence and the communicative significance of the type of sentence under consideration.
Keywords: system characteristic, content, form, function, turnover, unions.