Научная статья на тему 'Изящество и легкость в скрипичных сонатах В. А. Моцарта'

Изящество и легкость в скрипичных сонатах В. А. Моцарта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1118
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
Камерная музыка / соната / скрипка / клавир / тематизм / форма / жанр. / Chamber music / sonata / violin / clavier / themes / form / genre

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Изабелла Альбертовна Мнацаканян

Данная статья посвящена камерному творчеству В.А.Моцарта. Камерные сонаты для скрипки и фортепиано занимают особое место в творчестве композитора. Им создано тридцать пять сонат для клавира и скрипки. Основываясь на исполнительский опыт, автор раскрывает стилистические особенности и художественные образы в данных сочинениях. Особый акцент делается на анализ произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRACE AND LIGHTNESS IN VIOLIN SONATAS OF W.A.MOZART

This article is dedicated to the chamber artwork of V.A. Mozart. Chamber sonatas for violin and piano occupy a special place in the composer's work. He created thirty-five sonatas for clavier and violin. Based on the performing experience, the author reveals the stylistic features and artistic images in these compositions. Particular emphasis is placed on the analysis of the work.

Текст научной работы на тему «Изящество и легкость в скрипичных сонатах В. А. Моцарта»

ИЗЯЩЕСТВО И ЛЕГКОСТЬ В СКРИПИЧНЫХ СОНАТАХ

В.А.МОЦАРТА

Изабелла Альбертовна Мнацаканян

[email protected] Государственная Консерватория Узбекистана

Аннотация: Данная статья посвящена камерному творчеству В.А.Моцарта. Камерные сонаты для скрипки и фортепиано занимают особое место в творчестве композитора. Им создано тридцать пять сонат для клавира и скрипки. Основываясь на исполнительский опыт, автор раскрывает стилистические особенности и художественные образы в данных сочинениях. Особый акцент делается на анализ произведения.

Ключевые слова: Камерная музыка, соната, скрипка, клавир, тематизм, форма, жанр.

GRACE AND LIGHTNESS IN VIOLIN SONATAS OF W.A.MOZART

Izabella Albertovna Mnatsakanyan [email protected] State Conservatory of Uzbekistan

Abstract: This article is dedicated to the chamber artwork of V.A. Mozart. Chamber sonatas for violin and piano occupy a special place in the composer's work. He created thirty-five sonatas for clavier and violin. Based on the performing experience, the author reveals the stylistic features and artistic images in these compositions. Particular emphasis is placed on the analysis of the work.

Keywords: Chamber music, sonata, violin, clavier, themes, form, genre.

Вольфганг Амадей Моцарт - выдающийся австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. В отличие от многих композиторов XVIII века, Моцарт не просто работал во всех музыкальных формах своего времени, но и добился в них большого успеха. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.

Музыкальные способности Моцарта проявились с раннего возраста. Он обучался игре на клавесине и скрипки. Скрипка играла не меньшую роль в жизни Моцарта, чем клавесин. Он любил сочинять произведения для скрипки.

Важным разделом скрипичного творчества Моцарта являются его скрипичные сонаты. Им создано тридцать пять сонат для клавира и скрипки. Шестнадцать из них были созданы во время раннего периода творчества и связаны с концертной деятельностью Моцарта, поездками в Париж, Лондон, Гаагу и другие города. Первые скрипичные сонаты относятся к 1763 году.

В ранних сонатах клавир, как правило, господствует над сольной скрипкой, в развитии музыки проявляются черты импровизационного мастерства композитора, его блестящее владение не только клавиром, но и скрипкой. Характерно, что сонаты для клавира и скрипки возникли ранее его чисто клавирных сонат и были как бы подступами к ним.

В тематизме сонат Моцарта во многом проявились вокальные влияния, связанные, в частности, с оперным творчеством, мелодическая напевность, декламационность. В то же время здесь четко проявляются и жанровые комплексы, в первую очередь танцевальные. Полифонические приемы, хотя и представлены, не занимают в скрипичных сонатах заметного места, проявляясь чаще всего в имитациях, перекличках, полифонических структурах развертывания материала.

Для скрипичных сонат Моцарта в целом характерно разнообразие структуры цикла. Наряду с трехчастным циклом имеются и двухчастные построения. Типичное строение моцартовских сонат все же трехчастное: первая часть быстрая, динамичная, порой с контрастными темами, драматическими элементами, воплощающая глубокие художественные образы. Вторая часть -медленная, песенная, нередко углубленно-лирическая, трехчастная с драматизированной средней частью. Финал сонаты - типа рондо, порой - тема с вариациями, воплощающий настроение праздника, оживления, построенный на жанрово-танцевальных темах.

В двухчастных сонатах несколько иная структура цикла, более близкая к старинным формам. Первая часть нередко медленная, порой трактуемая как развернутое вступление, интрада. Здесь господствует торжественное, патетическое или интимно-лирическое начало. Вторая часть - жанровая, танцевальная или тема с вариациями, где Моцарт проявляет неистощимую выдумку. Но встречаются сочинения и с обратным соотношением темпов, и соната оканчивается относительно медленной, спокойной музыкой.

Наиболее значительные в художественном отношении, развитые по концертной фактуре сонаты созданы Моцартом в венский период творчества. В

них стабилизируется сонатный классический цикл, углубляется образность, возрастает драматизм. Они стали вершиной скрипичной сонаты XVIII века.

На начальном этапе знакомство молодых музыкантов с камерным творчеством В.А.Моцарта наиболее часто исполняемыми сонатами являются Сонаты для скрипки и фортепиано Соль мажор К.301 и Ми минор К.304. В этой работе остановимся на разборе сонаты Соль мажор.

Соната для скрипки и фортепиано Соль мажор К.301 входит в сборник из шести сонат, выпущенный в 1778 году в Париже с посвящением курфюрстине Пфальца и Баварии Элизабете Августе. Сочинялись она в феврале 1778-го в Мангейме и в начале лета в Париже без всякого заказа с чьей-либо стороны. Напротив, ради сонаты Моцарт отложил срочную и очень нужную в финансовом отношении работу над флейтовыми квартетами и концертами. В письме к отцу он оправдывался: «Как Вы знаете, я тупею, если мне приходится все время писать для некоего инструмента (который я терпеть не могу); следовательно, время от времени я для перемены сочинял что-нибудь иное -клавирные дуэты со скрипкой»

Соната по форме двухчастная. Первая часть - Allegro con spirito, вторая часть - Allegro. Первая часть написана в форме сонатного аллегро. Очень привлекательная музыка, легкая, воздушная. Простой и понятный тематизм, парящая танцевальность, певучесть и мелодизм - замечательное введение в камерную музыку Моцарта для юных музыкантов! Галантный стиль музыки проявляется в тематизме, его развитии и построении фраз.

Тема главной партии начинается у скрипки, клавир несет функцию аккомпанимента, так называемые «альбертиевы басы». Вся тема проходит на оттенке piano. Противосложение бурно дает ответ тематизму, врываясь на forte в унисон октав в левой руки. И передает тему в партию фортепиано. А скрипка теперь несет функцию аккомпанимента.

Далее скрипка и клавир сливаются в одно целое, образуя мелодическую линию в терцию. Легкая и воздушная мелодия, слегка прыгающего характера, образует как бы тихий крадущийся вопрос. На что получает ответ в виде утвердительных октав на forte.

Перекличка между клавиром и скрипкой образуют диалог- своеобразный вопрос и ответ. Этот диалог приходит в бурные пассажи шестнадцатых у клавира. Здесь пианист может показать свою филигранную технику, легкий и воздушный звук в пассажах, который отображает стиль того времени. Очень взволнованная и яркая музыка.

Побочная партия начинается с тематизма у клавира - легкая воздушная мелодия, построенная на небольших скачках. Скрипка вторит эту мелодию за

клавиром. Классическое построение гармонии- побочная партия в доминантовой тональности- ре мажор.

В середине побочной партии есть сложный момент для пианистов-мелодическая линия построена шестнадцатыми с перебросами тематизма в левой руке из басового регистра в верхний. Единственный момент в сонате, где автором указана педаль для удобного переброса левой руки. Пианистам здесь нужно показать свою технику и точность в исполнении. При этом сохранить легкость в пассажах и моцартовское прикосновение.

Заключительная партия построена на мелодический оборотах у клавира, проходящих шестнадцатыми. Скрипка в этот момент вторит клавиру небольшими мотивами, сливаясь в последних тактах в унисон с ним.

Разработка небольшая, построена на темах главной партии. темы построены по-разному: в обратном направлении, в другой динамике, включают переклички у клавира и скрипки. Так же присутствует и новое развитие тем.

Реприза точная, проходят все партии в главной тональности. Таким образом заканчивается первая часть сонаты.

Вторая часть сонаты написана в трехчастной форме. Она состоит из частей, которых композитор сам обозначил- Maggiore и Minore. То есть середина, которая написана в миноре и оттеняет характер второй части Allegro. Обычно принято при исполнении середины играть более медленный темп, чтоб показать характер.

Сама тема второй части построена на терцовых интонациях. Легкая и непринужденная мелодия. Начинается тема у клавира, далее передается скрипке. Первая тема повторяется дважды. Далее идет новый тематизм на forte, более утверждающий, с возгласами, проходящими в унисон у двух инструментов. Далее тема приобретает новый оттенок. Она проходит у клавира с элементами минора и украшена пассажами шестнадцатых. Этот пассаж шестнадцатых подхватывает скрипка. Теперь тема у скрипки на piano, а клавир аккомпанирует ей. Так заканчивается первая часть- Maggiore.

Далее следует минорная часть. Она представляет собой меланхоличную безумно красивую мелодию у скрипки на фоне аккомпанимента у клавира в виде гармонических оборотов шестнадцатыми. У клавира есть своя скрытая мелодия внутри гармонических построений. Минорная часть состоит из двух построений, у которых есть повторы. Второе построение у клавира представляет собой очень романтическую мелодию, которую пианист должен сыграть на legato красивым звуком, при этом не переглушая скрипку, но и не потеряв свою индивидуальность и мелодизм.

"Oriental Art and Culture" Scientific-Methodical Journal - (4) IV/2020 ISSN 2181-063X

Реприза - Maggiore. Она построена почти точно, за исключением небольшого заключительного момента, который жизнеутверждающими аккордами заканчивает эту сонату.

Эта соната очень подходит для работы со студентами Консерватории на начальном этапе обучения. Она привлекает своим мелодизмом и красочностью.

Исполнять камерные сочинения В.А.Моцарта доставляют большое удовольствие музыкантам. Всемирно известные исполнители включают в свой концертный репертуар камерные сочинения, так как они вызывают большой интерес у слушателей.

Используемая литература

1. Бэлза И. Ф., Моцарт (к двухсотлетию со дня рождения). М., 1956.

2. Берлянд-Черная Е. С., Моцарт. Жизнь и творчество. М., Музгиз, 1956.

3. Улыбышев А. Д., Новая биография Моцарта. М., 1890-1892.

References

1. Бэлза И. Ф., Моцарт (к двухсотлетию со дня рождения). М., 1956.

2. Берлянд-Черная Е. С., Моцарт. Жизнь и творчество. М., Музгиз, 1956.

3. Улыбышев А. Д., Новая биография Моцарта. М., 1890-1892.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.