Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЗЕРКАЛЕ ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ И СИСТЕМНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЗЕРКАЛЕ ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ И СИСТЕМНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗМ И СОЗНАНИЕ ЗЕМЛИ / ПЛАНЕТАРНЫЙ РАЗУМ / КОСМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СОЗНАНИЯ / ИНТЕГРАЛЬНОСТЬ МИРА / НООСФЕРНОЕ СОЗНАНИЕ / ТHE BODY AND THE CONSCIOUSNESS OF THE EARTH / PLANETARY LOGOS / СOSMIC NATURE OF CONSCIOUSNESS / INTEGRALITY WORLD / NOOSPHERIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Москатова А.К.

Обсуждаются перспективы трансформации содержания антропологического подхода к изучению жизнедеятельности человека, который подвергается испытанию многозначных воздействий как окружающего космического мира, так и восходящего развития самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF HUMAN VIABILITY IN THE MIRROR OF THE EVOLUTION OF CONSCIOUSNESS AND SYSTEM RELATIONS

Discusses the prospects for the transformation of content of the anthropological approach to the study of human activity, which put to the test multivalued influences as the ambient kosmicheskogo the world, and the rising development of consciousness

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЗЕРКАЛЕ ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ И СИСТЕМНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Coleoptera) of the lake basin Ubsu-Nur in Southern Tuva. Families Haliplidae, Noteridae, Dytiscidae, Gyrinidae and Hydrophilidae / Evraziatskij jentomologicheskij zhurnal. 2016. 15(6): 538-544. (In Russ).]

9.Кужугет Ч.Н. Экологические особенности водных жесткокрылых (Insecta, Coleoptera) бассейна озера Убсу-Нур (Южная Тува) // Природные системы и экономика центрально-азиатского региона: фундаментальные проблемы и перспективы рационального использования. Кызыл: Изд-во ТИКОПР СО РАН, 26-28 сентября 2017. 154-158 с. [Kuzhuget ChN. Ecological features of water beetles (Insecta, Coleoptera) of the Ubs-Nur lake basin (Southern Tuva) // Prirodnye sistemy i ekonomika centralnoaziatskogo regiona: fundamentalnye problemy i perspektivy racionalnogo ispolzovaniya. Kyzyl: Izd-vo TIKOPR SO RAN, 26-28 sentyabrya 2017. 154-158. (In Russ).]

10. Кужугет Ч.Н. Новые находки водных жесткокрылых (Coleoptera, Dytiscidae) в Туве / Евразиатский энтомологический журнал. 2018. Т. 17. Вып. (5). С. 386-387. [Kuzhuget ChN. New records of water beetles (Coleoptera, Dytiscidae) from Tuva, Russia / Evraziatskij jentomologicheskij zhurnal. 2018. 17(5): 386-387. (In Russ).] https ://doi.org/10.15298/euroasentj.17.5.13

11. Мателешко М.Ф. Водные жуки (Coleoptera: Haliplidae, Noteridae, Dytiscidae, Gyrinidae,

Hydrophilidae) Закарпатья: автореф. дис. на здобуття наук. ступеню канд. биол. наук: спец. 03.00.09. / Ин-т зоологии АН УССР. Киев. 1987. 24 с. [Mateleshko MF. Vodnye zhuki (Coleoptera: Haliplidae, Noteridae, Dytiscidae, Gyrinidae, Hydrophilidae) Zakarpatya: avtoref. dis. na zdobuttya nauk. stupenyu kand. biol. nauk: spec. 03.00.09. / In-t zoologii AN USSR. Kiev. 1987.24. (In Russ).]

12.Петров П.Н. Водные жесткокрылые подотряда Adephaga (Coleoptera) Урала и Западной Сибири: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. биол. наук: спец. 03.00.09. / МГУ. - М. 2004. 23 с. [Petrov PN. Vodnye zhestkokrylye podotryada Adephaga (Coleoptera) Urala i Zapadnoj Sibiri: avtoref. dis. na soiskanie uchenoj stepeni kand. biol. nauk: spec. 03.00.09. MGU. - М. 2004. 23. (In Russ).]

13. Рындевич С.К. Фауна и экология водных жесткорылых Беларуси (Coleoptera: Haliplidae, Noteridae, Dytiscidae, Gyrinidae, Helophoridae, Georissidae, Hydrochidae, Spercheidae, Hydrophilidae, Hydraenidae, Limnichidae, Dryopidae, Elmidae). В 2-х частях. Минск: УП «Технопринт», 2004. Ч.1. 272 с. [Ryndevich SK. Fauna i ekologiya vodnyh zhestkokrylyh Belarusi (Coleoptera: Haliplidae, Noteridae, Dytiscidae, Gyrinidae, Helophoridae, Georissidae, Hydrochidae, Spercheidae, Hydrophilidae, Hydraenidae, Limnichidae, Dryopidae, Elmidae). V 2-h chastyah. Minsk: UP «Tekhnoprint», 2004. Ch. 1. 272. (In Russ).]

ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЗЕРКАЛЕ ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ И СИСТЕМНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Москатова А.К.

Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, профессор, заслуженный профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма,

Москва, Россия

STUDY OF HUMAN VIABILITY IN THE MIRROR OF THE EVOLUTION OF CONSCIOUSNESS

AND SYSTEM RELATIONS

Moskatova AK.

Doctor Pedagogical sciences, candidate Biological sci., Senior Researcher, Honoured professor, Professor Russian State University Physical Education, Sport, Youth & Tourism. Moscow, Russia

АННОТАЦИЯ

Обсуждаются перспективы трансформации содержания антропологического подхода к изучению жизнедеятельности человека, который подвергается испытанию многозначных воздействий как окружающего космического мира, так и восходящего развития самосознания.

ABSTRACT

Discusses the prospects for the transformation of content of the anthropological approach to the study of human activity, which put to the test multivalued influences as the ambient kosmicheskogo the world, and the rising development of consciousness

Ключевые слова: организм и сознание Земли; планетарный разум; космическая природа Сознания; интегральность мира; ноосферное сознание.

Keywords: The Body and the consciousness of the Earth; planetary logos; œsmic nature of Consciousness; integrality world; noospheric consciousness

Введение. В стандартах содержания учебных курсов вузовских дисциплин, изучающих основы человеческой жизнедеятельности, не

предусмотрено знакомство студентов с теми разделами естествознания, которые характеризуют непрерывные, многоуровневые влияния на жизнеспособность человечества околоземной космической среды, царящих в ней геомагнитных возмущений, меняющихся состояний ионосферы, акустико-гравитационных возмущений,

периодических магнитных бурь, космических излучений бесчисленных источников,

закономерных, циклических изменений солнечной активности и множества других астрофизических, геофизических, биофизических и психофизических процессов [15].

Эти чрезвычайно важные аспекты эволюции живого организма Земли - сознательной, развивающейся сущности, обладающей своей памятью, генетической программой,

определяющей процессы развития и смены органических форм жизни, состояния её биосферы, как уникальной среды жизнеспособного обитания и закономерного развития человечества, занимали мировые умы со времён глубокой древности. Мудрые провидцы уникальной цивилизации майя - пришельцев с одноимённой планеты из созвездия Плеяд, которые располагали достоверными внеземными знаниями о принципах и законах информационного и энергетического воздействия Галактики Млечный Путь на жизнь Земли, старались подготовить разум земного человечества к восприятию эпохальных событий, связанных с наступлением завершающего этапа Великого Космического цикла Майя, ознаменованного сменой приоритета воздействия физического Солнца на планетарное и человеческое сознание, на приоритет силы Сознания Великого Духовного Солнца Галактики. Новая эпоха обещала внести существенные, глобальные изменения в состояние земной среды в связи с предстоящим эволюционным преобразованием человеческого и планетарного сознания [1, С. 137-138].

Очевидно, что современное обучающееся поколение Homo Sapience, кому предоставлена историческая миссия - стать перспективными творцами очередного этапа развития разумного земного человечества, должно понимать и отдавать себе отчёт, какого уровня подлинно цивилизационной культуры, одухотворённого самосознания им предстоит достичь, чтобы способствовать рождению и сознательному проявлению Ноосферы - объединённого, духовного поля планетарного разума. Достигнув осознания своей созидательной, миротворческой роли в гармоничном, упорядоченном развитии живого планетарного организма, который предстоит избавить от следствий тысячелетий самоистребляющих войн и давления всеобщего материализма, человечество сможет приступить к формированию сознания нового вида - Homo Noospherikus - Человека Высшего Ноосферного Сознания [ 2].

В противовес планируемому прогрессу развития общественного сознания, обучение будущих профессионалов - психофизиологов и педагогов, продолжает опираться исключительно на физические, материалистические,

механистические представления, прочно овладевшие «онаученным» разумом

преподавателей. «Первичность материи» при полном забвении сути Сознания и Разума, как универсальной основы Жизни - доминирует на всех, доступных осознанию, уровнях «очеловеченной» науки и образования. Специалисты, посвятившие себя исследованиям нескончаемых, интригующих проблем современной и вневременной физики -квантовой и классической, как и университетские преподаватели её законнорожденного детища -биофизики, уверенно утверждают и обещают, что стремительно возрастающие достижения физики и химии нанобиотехнологий не только разрешат все проблемы, угрожающие жизни и здоровью человечества, но даже помогут наконец определить, что же такое «живая материя» и на основе «физических законов» (!) раскрыть человечеству фундаментальную загадку «феномена жизни» [10].

При этом, со студентами не принято обсуждать, что никакие изучаемые физикой, «дифференцированные разновидности материи» -субстраты, субстанции, вещества - не могли появится в мировом пространстве, окружающем человеческое бытие, сами по-себе, чисто случайно или - по утверждению глубокомысленных философов, - «эмерджентно», то есть неким «внезапным скачком» в качественном содержании пространственной реальности, что могло быть обусловлено сверхестественными,

непознаваемыми причинами и силами. Отношение этих загадочных сил к созидательной мощи Универсального феномена - Абсолютного Сознания - не признаётся философией материализма, которая неотступно утверждает первичность и вечность существования материи, независимой от необъяснимой природы Сознания и, тем более, от человеческого мышления, которое «вероятно!» придано материи мозга «чудесным образом», но также неизвестным, непознаваемым инициатором. Между тем, информационная среда, непрерывно пополняемая всесторонними исследованиями феноменологии сознания, содержит убедительные свидетельства

несостоятельности материализма, как учения, противоречащего безусловным фактам роли человеческого сознания и сознательного опыта, определяющего существование земной цивилизации и мировой прогресс. Очевидно, познание человеком смысла собственного существования как непрерывного становления, не может быть ограничен исследованиями и рассуждениями, ограниченными

монологическими, духовно стерильными науками - физикой, физиологией, биофизикой, генетикой, психологией, ибо суть любых новорожденных идеаций и прозрений является результатом

упорядочивающей деятельности Универсального Сознания - духовного фундамента Интегрального Мира [ 14, С. 160-161; 167-168; 12, С. 133].

Чрезвычайно трудно скудному, однобокому мышлению перешагнуть недосягаемые границы целостности человеческой природы,

изначального сплава материи и сознания, предопределённого Высшими Источниками Универсального Разума, руководящего жизнью мироздания и всех его сознательных форм. Для эволюционного развития своего самосознания все они получают непрерывное энергетическое и информационное питание от Универсального Сознания, что безусловно требует признания именно его первичности. Также никак не обсуждается и не доводится до внимания обучающихся, что все проводимые биофизические, биологические, нанотехнологические

эксперименты и наблюдения никоим образом не учитывают состояние глобальной среды, текущего момента, не говоря уже о состояниях сознания самих экспериментаторов. Роль сознания наблюдателя в квантовых эффектах чётко установлена экспериментальной физикой. Сознание - неизбежная составляющая квантового мира. Сама способность что-то обнаруживать и интерпретировать смыл наблюдаемых эффектов, является свойством сознания мыслящего наблюдателя, готового к преодолению неизбежных испытаний со стороны окружающего мира, находящегося в непрекращающемся циклическом развитии [5, С. 301].

Изучение жизнедеятельности человека, как обладателя созидательного, творящего сознания, способного осуществлять разумное

преобразование окружающего его земного мира, жизнеобеспечивающей биосферы, не может абстрагироваться от понимания направления его эволюционного, ноосферического, разумного развития. Современному молодому поколению, включённому в систему вузовского образования, предстоит осмыслить грандиозность очередной стадии эволюции человеческого сознания -названного ноосферическим, планетарным, образующим уникальную оболочку мыслящей субстанции живого сознательного организма планеты.

Всесторонне обоснованная В.И. Вернадским идея эволюции биосферы Земли ( 1936-1938) -единого поля жизни её живых систем, которые трансформируют космическую энергию, возвышая своё сознание до универсальной стадии космического уровня - Ноосферы, создающей объединённое поле земного разума, как духовного отражения биосферы - представляет закономерный этап ноэтической эволюции человека, его разума, индивидуального и коллективного сознания, существенно

преображающих направление и смысл созидательной деятельности во взаимоотношениях человека и природы [ 17, С 243-248; 8; 13; 4 ].

Не находит никакого оправдания настойчивая стандартизация программы вузовского изучения жизнедеятельности некоего абстрактного организма - обособленной, механизированной, бессознательно функционирующей системы органов, что существенно искажает образ реальной, микрокосмической природы человека, игнорирует роль Универсальных Законов, которым подчиняются физические и сознательно контролируемые взаимоотношения человека с окружающим Макрокосмом. Студенту, как самосознающей, обучающейся и развивающейся личности, надлежит быть настроенным и самомотивированным к всестороннему, вдумчивому исследованию собственного бытия. На этом жизненном пути, не ограниченном внушениями учебных программ, никто и ничто не должно противостоять его самоовладению и разумному, творческому использованию мощи природного потенциала, дарованного его сознанию, как для расширения резервов жизнеспособности, стрессоустойчивости

организма по отношению к варьирующим факторам внешней биологической и космофизической среды, но также для эволюционному восхождению коллективного сознания к измерениям ноосферы - сферы разума планеты и духа человечества в целом.

Универсальное единство - основа

жизнедеятельности

Жизнедеятельность человека не поддаётся адекватному объяснению вне контекста его генетической связи с невидимым эфиром, с солнечным и «предвечным», сверхфизическим светом, с духовными и магнетическими энергиями Универсального Сознания, наполняющими неизмеримые пространства Вселенной. С каждым явлением физического плана сопряжено явление метафизической реальности, благодаря существованию которой появился наш видимый мир и сам человек. Поэтому в мировых духовных учениях присутствует концепция единства «человека внешнего» и «человека внутреннего»

«Человек внешний», телесный -восприемник субстанциальности и жизненной энергии Вселенной - «праны», «ци», «жизненной силы», известной человечеству миллионы лет. Человеческий организм в прототипе или замысле был предопределён служить проводником и аккумулятором энергии, пронизывающей мировой океан Космоса, питающей множества систем миров, солнечную систему и обитателей Земли. «Внешний человек» - живёт буквально в эфирном облачении и через него обменивается энергиями с центробежными и центростремительными потоками полярных энергий Земли и Космоса.

«Человек внутренний», духовный - искра живого Духа, совершенная миниатюра Универсума - «микрокосм», «творческое начало проявления Божественного Разума и Сознания во Вселенной» -посредник между миром Абсолютной Реальности и «человеком внешним», обитающим в мире относительной реальности. Благодаря высшей

природе души «человек внутренний» способен преодолеть состояние самодовольства и восхищения сознанием Homo sapiens, преобладающим в «человеке внешнем» и незаметно тормозящим его психофизическую, интеллектуальную и духовную эволюцию. Однако осознание себя как «человека внутреннего» может быть достигнуто на пути самопознания в сонастрое с Волей и Замыслом Творца.

В нарушение логики и гармонии творения, мы пытаемся изучать «человека внешнего», отстранив его от «человека внутреннего». По этому поводу один из наследников традиции гималайских мудрецов - Шри Свами Рама, учёный, философ, йог, основатель Гималайского международного института научного и философского изучения йоги (США, 1977), замечает: «Эта физическая Вселенная - лишь один аспект бытия. Мы способны узнать и другие аспекты, но не прилагаем серьёзных усилий к тому, чтобы развить в себе эту способность. Наш ум остаётся сфокусированным на одном лишь физическом аспекте. Человек страдает от незнания целого. <...>. Но, «человек творец собственной жизни. Когда человек начинает понимать этот факт, он обращает свой взор внутрь и осознаёт много уровней сознания. Затем он обнаруживает силу внутри себя. Эта внутренняя сила является источником всякого свершения.» [ 6, С. 277-278].

Итак, полнота познания человеческой природы требует обращения к принципам творения субстанции, сущности и разума, с которых начинается рождение души в бытие в Макрокосме Вселенной и циклы её множественных воплощений в телесном микрокосме. Во всех древних духовных школах Человек рассматривался как бесконечно малая единица Жизни в Великом Теле Вселенной. Учения указывали, что законы, элементы и силы Вселенной нашли своё отражение в человеческой конституции. Каждая вещь - элемент природы, субстанция, энергия, существующие вне человека, имеет аналог в человеке.

В этой связи открывается ещё один неизученный аспект жизнедеятельности: микрокосмическая организация электронных оболочек человеческой конституции. Они служат своеобразным «одеянием» индивидуальной души, функционирующей на земном плане. Пронизывая межатомные пространства, электронные оболочки или сферы выполняют роль проводящей среды, в которой циркулируют световые потоки жизненной энергии и космических излучений, влияющих на активность психофизиологических функций и состояния целого организма.

Осциллирующие (или вибрирующие) микросубстанции электронных оболочек представляют объёмную концентрацию энергии, флуктуирующую по мере поглощения или излучения квантов света. При этом изменяются гиперчастотные колебания осцилляторов в полях сознания эфирной, ментальной, эмоциональной и физической оболочек, так называемых «низших тел» функциональной конституции человека. С

этими колебаниями - их гармонией или диссонансами - непосредственно связаны все психофизиологические процессы.

«Возбуждённые» состояния, в виде изменения вибраций, отражаются на конкретных психических, эмоциональных, соматических и вегетативных реакциях организма, поддерживая его в границах здоровья или вызывая его нарушения [ 9, С. 167; 189]. Следовательно, без понимания и освоения допустимых способов сознательного, психического воздействия на электронную конституцию, а также нисходящие и восходящие потоки энергий, трудно ожидать каких-либо надёжных результатов в управлении собственным здоровьем и саморазвитием.

Пытаясь объяснить процессы, протекающие на причинных уровнях функциональной деятельности человеческого организма с помощью представлений, которые сложились в современной физике и квантовой электродинамике, мы всё же остаёмся в существенном отдалении от сокровенных тайн Природы Макрокосма, отраженных в микрокосме собственного организма. Универсальная антропология и антропологическая физиология возвращают наше знание к его реальному источнику - Духовной Науке, данной человеку ВСЕВЕДУЮЩИМ, ВСЕОРГАНИЗУЮЩИМ И ВСЕМОГУЩИМ ТВОРЯЩИМ РАЗУМОМ - СОКРОВЕННОЙ ПЕРВОПРИЧИНЫ ВСЕХ ПРИЧИН.

Во все времена упоминание Универсальной Первопричины повергало некоторых

воинствующих ученых в обморочное состояние, поскольку они настаивали на том, что мир всегда существовал сам по себе и сам себя обустроил. Однако, не все ученые оставляли своих слушателей в замешательстве и мраке иллюзий. Сошлёмся на некоторые высказывания, содержащиеся в научном и духовном наследии известного средневекового ученого философа и психолога, непревзойденного интеллектуала и мистического искателя, приверженца мистической суфийской традиции -

Абу Хамид аль-Газали (1058-1111) [16, С. 178 ].

Обращаясь к искателям Истины, он замечает: «Привычка путать убеждения со знанием -эпидемическое заболевание нашего времени.» (Заметим, эпидемия извращённого сознания продолжается и в текущем XXI столетии!). Как духовный учитель, Газали радел о том, чтобы его ученики и последователи не искажали сознание, преклоняясь перед авторитетами в науках, но профанами в духовном познании.

В Свете Мудрости Всевышнего, он призывал учеников устремляться к возвышению разума и преобразованию сознания путем духовного поиска и достижения такого вида знания, которое, подобно путеводной нити, придавало бы им чувство уверенности и помогало достичь истинной реализации. Касаясь, в частности, рассуждений физиков своего времени (XII века!), Газали указывает на их заблуждения, которые к настоящему XXI веку ещё более укоренились в виде разнообразных, фантастических, заумных

теорий и гипотез, которые упорно внедряются в умы доверчивых студентов и распространяются через систему образования на другие отрасли знания, в том числе на биофизику и психофизиологию.

«В основу всей физики, - подчеркивал Газали, - должно лечь понимание того, что природа подчиняется Всевышнему, что она не самодеятельна, но, напротив, является послушным орудием в руках своего Творца. Солнце, Луна, звёзды, природные тела - все подчиняются повелениям Его и в них нет ничего такого, что действовало бы само собой и само через себя».

Дополнив отмеченные должные

представления «физики» о природе жизни изучением сакральных оснований

жизнедеятельности человеческого существа, мы не погрешим против Истины, направив её указующий перст на необходимость духовного освещения всех измерений человекознания в системе вузовского обучения.

Следуя идеям древнейших мыслителей о том, что РАЗУМ дан человеку Творцом ради познания Его могущества и тварного Им мира, Газали ссылается на естествоиспытателей, которые проводили крупные изыскания в мире природы. «В процессе своих изысканий они увидели такие чудеса творения Всевышнего и такие изумительные плоды Его мудрости, что вынуждены были признать существование некоего мудрого Творца, Коему ведомы смысл и назначение всех вещей. Ибо невозможно, чтобы кто-нибудь изучал анатомию и изумительные проявления целесообразности органов и в то же время, не пришёл к этому необходимому знанию о совершенстве, с которым великий зодчий распорядился о строении животного, и особенно -о строении человека.»

Таким образом, как бы ни трудно было исследователям и преподавателям менять свои затвердевшие материалистические убеждения на истинное, антропологическое понимание жизнедеятельности в свете целостной, духовно-материальной природы человека, они должны освободить своё сознание и представления от «замороженного» состояния. На них лежит ответственность за высоконравственное антропологическое образование студентов -поколения, открытого для духовного прогресса. Необходимо научиться самим и научить студентов применять новые подходы, новые взгляды и энергию обновлённого сознания в прочтении Уравнения Человека.

Изучение жизнедеятельности должно быть очищено от порочной иллюзии достаточности поверхностного, эмпирического познания своей низшей, животной организации. Истинным учёным в духовных традициях всегда считался тот, кто проникся пониманием эфемерной, конечной природы физического тела и вечной природы духовной души, кто чтит единство материи и духа, но главное - кто признаёт Высший Разум,

который управляет Жизнью именем Космического Закона и по праву Творца.

Системные отношения - феномен целостности

Психофизиология человека, по традиции нацеленная преимущественно на изучение отдельных функций и систем, в ограниченном объёме касается взаимных модуляций психических, нервных, эндокринных, иммунных, вегетативных и соматических процессов и совсем не рассматривает резонансные отношения различных уровней единой конституции, начиная с уровня сознания. Однако, идея гармоничных системных отношений заложена в самой логике Жизни. Она не зависит от иллюзорных стандартов человеческого мышления, от которых особенно «страдают» именно «ученые».

Идеальность Жизни заключена в закономерном порядке и соподчинённости всех форм в иерархической организации «пирамиды Жизни» - символе гармонии. Естественная гармония связывает взаимоотношения

структурной, метаболической и функциональной организации человеческой формы. В ней встречаются нисходящая пирамида созидающих духовных энергий, пробуждающих в каждой структуре свою форму сознания - функциональную «мелодию» и восходящая пирамида материальных субстанций телесности, состав и пропорции которых находятся в гармоничных отношениях. Поэтому каждая дифференцированная единица клеточного, тканевого, органного или системного уровня сонастроена на поддержание единого, гармоничного ритма жизни всей человеческой системы именно благодаря «собственному сознанию».

Принципы системных отношений освещены в каноническом сочинении Лао-Цзы «Дао-дэ цзин» -«Трактате о пути - Дао и благой силе - дэ», который дал основание даосскому воззрению на системную природу человека. Благодаря неукоснительному следованию заповеданным принципам, связывающим человеческое сознание с сокровенным Небесным источником Жизни и с материальными субстанциями Земли и своей плоти, практика даосов получила всемирное признание. Лао-Цзы (IV - III в. до н.э.) - псевдоним, указывающий на то, что автор Учения о Пути и благой силе, признанного каноном китайского мистицизма, был человеком, «умудрённым летами». Его духовный труд доносит до нас Истину, единодушно утверждаемую великими мистиками Востока и Запада, добытую ими благодаря собственным глубочайшим прозрениям и переживаниям от встреч с запредельной Реальностью. В их понимании - «Реальность - это Единое, всеобъемлющее целое, от которого ничто не может быть отделено.» ... «Единое, перед которым отступают слова, следует найти внутри себя, и окажется, что ОНО идентично Реальности внешнего мира.» [ 7].

Нацеленные на психофизическое

совершенствование, профилактику заболеваний и

распространение культуры активного долголетия, практические методы оздоровления в традиции духовных приверженцев Дао являют собой конкретный пример подлинного и действенного знания физиологии человека на системном уровне. Системные отношения в человеческом организме -есть отражение системных взаимоотношений Высшего Сознания и материального мира, в котором установлен разумный порядок и иерархия взаимодействующих частей. Поэтому каждая функция человеческого организма соподчинена иерархическому принципу в распределении полярной жизненной (ЯН/ИНЬ) энергии и субстратов, связанных, в свою очередь, с информационным полем, подверженным вмешательству эмоционального, ментального и телесного сознания. Указанные принципы выражают признаки Единого Творческого Замысла в организации жизнеспособных, развивающихся систем Вселенной.

В человеческом восприятии, принцип системности, зависит от широты горизонта индивидуального сознания и ментальных ограничений. Последние зависят от привычного, «трёхмерного» восприятия человека, который чувствует себя статичным, обособленным объектом, разобщенным с целостностью многомерного, непрерывно трансформирующегося мира.

«Мы, люди считаем себя состоящими из «плотной материи». В действительности же физическое тело - лишь конечный продукт, так сказать, тонких информационных полей, формирующих наше тело, а заодно и всю физическую материю. Такие поля - не что иное, как голограммы, которые с течением времени преобразуются, по сути оставаясь за пределами обычного восприятия» [3, С. 189; 11, С. 331].

Студенты не смогут познавать природу человека истинного и целостного до тех пор, пока «революция сознания» не пробудит от духовной летаргии патриархов, возглавляющих наши Академии Медицинских и Естественных Наук, Образования и Педагогики. Также революция сознания должна избавить нынешнее поколение студентов и учащихся от изучения дисциплин, основанных на фрагментарном и механистическом подходе к познанию человеческой жизнедеятельности в отрыве от Единых Законов Природы.

Заключение. Так какую же антропологию жизнедеятельности надлежит изучать студентам третьего тысячелетия? - вот в чём вопрос современного естественно-научного

человекознания и подлинного гуманитарного и антропологического образования.

Антропологическая психофизиология не может игнорировать фактические свидетельства особой системной, многомерной структуры организма человека, его психики и самоосознанности.

В процессе тысячелетних наблюдений, накопленных культурными традициями коренных жителей Америки, Индии, Китая, Тибета, Ближнего

и Дальнего Востока, приведены убедительные примеры удивительной способности человеческого сознания к сверхчувственному восприятию и прочтению смысла, волновых энергетических потоков, источаемых живыми объектами многомерной Вселенной. Таким образом, они открывали свой разум, бесконечное разнообразие форм жизни, призывая к взаимному обмену энергиями и информацией, продвигая человечество к возвышенным уровням сознания, достигнутого уникальными Космическими цивилизациями.

Однако, до настоящего дня волновые послания, направляемые земным особям со стороны источников высокоразвитого

телепатического интеллекта, отвергаются как сомнительные, поскольку они не доступны технической регистрации, анализу, привычным научным подтверждениям с позиций физической науки, не отражаются в её зеркале. В тоже время, экстрафизические контакты с источниками обоснованного Галактического порядка, распространённые по всему мировому пространству, открывают мгновенному познанию человечества созидательный смысл и разумное значение наблюдаемой динамики

космофизических явлений. Они служат неотразимым свидетельством, уникального соучастия персонифицированного уровня человеческого сознания в системном преобразовании квантовых, физических, психических и духовных процессов на всех уровнях жизнедеятельности.

Трансформация современного вузовского образования должна быть направлена, без каких-либо искусственных ограничений, к приумножению числа высокосознательных, творческих особей, кому доступна свободная мобилизация духовных сил самонаправляющего знания для строительства новой, благоразумной земной цивилизации.

Список литературы

1. Аргуэльес Хозе Фактор Майя. Внетехнологический путь. -/пер. с англ./ - Киев, «София» 1996, 5. - С. 137-138 -История и Солнечная система. Взгляд из Галактики.

2. Аргуэлльес Хосе Манифест Ноосферы . Следующая стадия в эволюции человеческого сознания. - /пер. с англ. / - М., ПСИ (Планетарная Сеть Искусств) «Альциона», 2014.

3. Бентов Ицхак - цит. по М. Талбот -Голографическая Вселенная, С. 189.

4. Вернадский В.И. о ноосферном будущем -Эл. ресурс: zen.yandex.ru

5. Глейзер Марсело Остров Знаний. Пределы досягаемости большой науки. - /пер. с англ./ -СПб., М., «ПИТЕР», Гл. 27 - Сознание и квантовый мир, С. 301.

6. Жизнь «среди гималайских йогов». Духовный опыт Шри Свами Рамы - / пер. с англ./ -М., «Профит стайл», 2002, С. 277, 278.

7. Книга «Дао- дэ-Цзин» - в переводе Яна Хин Шуна - Эл. ресурс: tao-te-ching.ru; librebook.me>dao_de_czin/vol1/1//

8. Ноосфера Вернадского - мы творим наш мир - Эл. ресурс: История Земли. р.ф. >uchenie-vemadskogo.. .noasfere.Ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Профет Марк Л., Элизабет К. Профет Взойди на Высочайшую Вершину - (Книга первая

- Путь Высшего Я) - /пер. с англ./ - М., «Лонгфелло», 2002, - Гл. 4, С. 167 - Что такое индивидуальность? С. 189 - Четыре нижних тела.

10. Современные проблемы биофизики - Эл. ресурс: www.biophys.msu.ru

1 1. Талбот Майкл - Голографическая Вселенная. - М., «София», 2004, С. 331;

12. Уилбер Кен Интегральный мир. Очи Познания. Плоть, Разум, Созерцание. - /пер. с англ./

- М., «Рипол Классик», 2016, 10. - Предельное Состояние Сознания, С. 133.

13. Учение Вернадского о ноосфере - Мы во Вселенной - Эл. ресурс: vechn-strannik.>Uchenie-vernadskogo-o...

14. Чалмерс Дэвид Сознающий Ум. В поисках фундаментальной теории. (Философия Сознания) -/пер. с англ./ - М., URSS, 2015, Гл. 4 -Натуралистический дуализм, С. 160-161 -Аргумент против материализма, С. 167-168 -Возражения.

15. Чижевский А.Л. Земное Эхо солнечных бурь - М., «Мысль», 1976.

16. Шах Идрис- Суфии. - /пер. с англ./ - М., «Локид - Миф», 1999, С. 178.

17. Яшина Ф.Т. , А.Л. Яшин Эволюция Взглядов Вернадского на живое вещество и биосферу - Вестник РАН, 2000, т. 70, № 3, С. 243248

PHOTOPROTECTIIVE STRATEGIES OF UNICELULAR RED ALGA RHODELLA VIOLACEA _DURING ACCLIMATION TO STRONG LIGHT_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.3.80.1117 Neverov Konstantin V.

A.N. Bach Institute of Biochemistry, Federal Research Center of Biotechnology of Russian Academy of Sciences,

Leninskyprospect 33, Moscow 117071 RUSSIA

ФОТОПРОТЕКТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ У ОДНОКЛЕТОЧНОЙ КРАСНОЙ ВОДОРОСЛИ RHODELLA VIOLACEA В ПРОЦЕССЕ СВЕТОВОЙ АДАПТАЦИИ

Константин Викторович Неверов

ст. науч. сотр.

Института биохимии им. А.Н.Баха, ФИЦБиотехнологии РАН,

Москва

АННОТАЦИЯ

Красные водоросли содержат в своем фотосинтетическом аппарате водорастворимые антенные комплексы - фикобилисомы (PBS), связанные с тилакоидными мембранами и передающими энергию возбуждения фотосистемам. Сильный свет, поглощаемый PBS, вызывает быструю генерацию транстилакоидного ДрН, сопровождаемую нефотохимическим тушением флуоресценции хлорофилла (Хл). Генерация ДрН, очевидно, необходима для фотозащиты фотосинтетического аппарата в отсутствие ксантофиллового цикла, существующего у высших растений. Однако фотозащитные механизмы красных водорослей пока еще подробно не изучены.

Мы представляем здесь исследование по тушению флуоресценции Хл в одноклеточных красных водорослях Rhodella violacea и его корреляции с формирующимся градиентом ДрН. Также была исследована связь этого явления с фотопротекцией фотосистемы 2 (ФС 2) в нормальных и адаптированных к сильному свету клетках Rhodella.

Было обнаружено, что в условиях фотоингибирования (белый свет, I= 2000-3000 мкМ квантов / м2с) ДрН-зависимое тушение флуоресценции Хл замедляет кинетику фотоингибирования ФС 2. Разобщители -ионофоры, такие как нигерицин и NH4Cl, разрушающие ДрН-градиент, приводили к диссипации тушения флуоресценции Хл с последующим увеличением скорости фотоингибирования PS 2. Такой же эффект показал дальний красный свет, вызывающий падение транстилакоидного ДрН. Ингибитор АТФазы, DCCD, не влияющий на ДрН, не оказывал воздействия на фотоингибирование ФС 2. Это указывает на то, что фотопротекторным действием обладает именно протонный градиент, а не синтез АТФ.

Длительная адаптация клеток Rhodella к более высокой освещенности (500-1000 мкМ квантов/ м2с) приводила к частичной потере фикобилисомами периферийных фикоэритрин-содержащих субъединиц. Адаптированные культуры демонстрировали более высокую устойчивость к фотоингибирующему свету, чем контрольные. Это можно объяснить уменьшением транспорта энергии от редуцированных ФБС к ФС 2, а также экранированием света вторичными каротиноидами, которые накапливаются в клетках под действием света.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.