Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / МЕТОДИКА "ЛИЧНОСТНАЯ БИОГРАФИЯ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Азимова А.З., Чупина В.Б.

С помощью методики «Личностная биография» проведено изучение жизненных перспектив личности 70 юношей и девушек, учащихся в старших классах МБОУ «Школа №12» и МБОУ «Школа №8» г. Ачинска. Установлено, что большинство респондентов не имеют четкого представления о своем будущем, однако, они стремятся к саморазвитию и самореализации, испытывают положительные эмоции и получают удовольствие от прожитой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE LIFE PROSPECTS OF A PERSON IN ADOLESCENCE

With the help of the "Personal biography" technique, the study of the life prospects of the personality of 70 young men and women students in the senior classes of MBOU SOSH No. 12 and MBOU SOSH No 8 of Achinsk was carried out. It is established that the majority of respondents do not have a clear idea about their future, however, they strive for self-development and self-realization, experience positive emotions and enjoy their lives.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9.072

Азимова А.З. студент

Научный руководитель: Чупина В.Б., к.пс.н.

Красноярский государственный медицинский университет

им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Россия, г. Красноярск

ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: С помощью методики «Личностная биография» проведено изучение жизненных перспектив личности 70 юношей и девушек, учащихся в старших классах МБОУ «Школа №12» и МБОУ «Школа №8» г. Ачинска. Установлено, что большинство респондентов не имеют четкого представления о своем будущем, однако, они стремятся к саморазвитию и самореализации, испытывают положительные эмоции и получают удовольствие от прожитой жизни.

Ключевые слова: жизненные перспективы личности, юношеский возраст, методика «Личностная биография».

Azimova A. Z. student

Scientific supervisor: Chupina V.B., c.ps.s.

Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetsky

Russia, Krasnoyarsk

STUDYING THE LIFE PROSPECTS OF A PERSON IN ADOLESCENCE

Abstract: With the help of the "Personal biography " technique, the study of the life prospects of the personality of 70 young men and women students in the senior classes of MBOU SOSH No. 12 and MBOU SOSH No 8 of Achinsk was carried out. It is established that the majority of respondents do not have a clear idea about their future, however, they strive for self-development and self-realization, experience positive emotions and enjoy their lives.

Key words: life prospects of the individual, adolescence, the method "Personal biography».

Актуальность исследования жизненных перспектив личности обусловлена тем, что их анализ позволяет определить свой потенциал, свое место на пути развития личности, увидеть себя в близком и отдаленном

будущем, проследить взаимосвязь с прошлым и настоящим, и, следовательно, спланировать свое время для личностного саморазвития.

Согласно классификации жизненных перспектив личности К.А. Абульхановой-Славской выделяют психологические, личностные и собственно жизненные перспективы личности1. Психологическая перспектива личности зависит от типа личности и представляет собой способность индивида составлять свои жизненные планы, предвидеть и организовывать свое будущее, но не включает готовность к их реализации. Личностная перспектива представляет собой показатель зрелости и развития личности и заключается в способности индивида прогнозировать свое будущее, быть готовым к возникающим трудностям, неопределенностям и т.д. Жизненная перспектива личности - совокупность предыдущего жизненного опыта и стечения обстоятельств, создающих оптимальные условия для саморазвития и успешности личности в будущем.

Жизненные перспективы доступны тому, кто имеет множество жизненных отношений, таких как: образование, профессионализм, личностные достижения, положение в обществе и других, называемых жизненной позицией2.

Неопределенность в жизненных перспективах в юношеском возрасте является основой психологических проблем, связанных с трудностями профессионального самоопределения, что существенно сказывается на личностной активности юношей и девушек3.

Поэтому в работе психолога необходимо учитывать жизненные перспективы личности в юношеском возрасте и своевременно проводить необходимую коррекцию.

Отсюда целью исследования является изучение жизненных перспектив личности в юношеском возрасте.

Исследование проведено на выборки из 70 старшеклассников МБОУ «Школа №12» и МБОУ «Школа №8» » г. Ачинска.

Для изучения жизненных перспектив личности юношей и девушек использовалась методика «Личностная биография», входящая в пакет методик «Гармония» О.И. Моткова4. Данная методика включает в себя 25 вопросов, ответы на которые предусматривает от испытуемых проставление баллов от 1 до 5 шкалы с градацией от «да» до «нет». Полученные баллы суммируются и вычисляется средний балл по каждой шкале и общему интегральному фактору.

1 Абульханова, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 299 с.

2 Карпинский, К.В. Психология жизненного пути личности: учеб. пособие / К.В. Карипинский. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с.

3 Живаева, Ю.В. Исследование жизненных перспектив в юношеском возрасте / Ю.В. Живаева, Е.И. Стоянова // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал. - Красноярск, 24-25 ноября 2016 года. - С. 137-148.

4 Мотков, О.И. Методика «Личностная биография» / О.И. Мотков // Школьный психолог, 1998. - № 38. - С. 8-9.

Анализ результатов исследования по методике «Личностная биография» (рис. 1) показывает, что среди людей юношеского возраста наблюдаются следующие тенденции.

Во-первых, 36% опрошенных старшеклассников имеют низкое значение по шкале жизненное самоопределение, следовательно, для них характерна жизненная неопределенность, невозможность четко сформулировать свои жизненные планы на ближайшее и отдаленное будущее. 29% опрошенных старшеклассников, наоборот, характеризуются ясными жизненными планами на ближайшее и отдаленное будущее и могут четко сформулировать свои жизненные перспективы. Оставшиеся 35% опрошенных старшеклассников занимают промежуточное положение.

IМ I I

низкий средний высокий псевдовысокий

■ жизненное самоопределение ■ жизненная самореализация

■ трансформация личности ■ гармоничность развития личности

■ общая конструктивность личности

Рисунок 1 - Результаты опроса старшеклассников по методике «Личностная биография»

Во-вторых, примерно половина опрошенных старшеклассников (47%) занимают среднее положение по шкале жизненной самореализации, то есть они характеризуются средними затратами времени и собственных сил на достижение основных жизненных целей. 29% опрошенных юношей и девушек стремятся осуществлять свои жизненные планы в настоящем и ближайшем будущем. Респонденты, имеющие низкий (21%) и псевдовысокий (3%) уровни жизненной самореализации не стремятся к реализации своих жизненных планов, либо имеют сильно завышенную самооценку и трудно переживают неудачи, возникающие на пути реализации их жизненных планов.

В-третьих, 41% опрошенных старшеклассников имеет высокое значение по шкале трансформации личности, что говорит о большой проделываемой ими работе для развития своей личности, стремлении достичь как можно больших успехов в жизни. Примерно столько же опрошенных старшеклассников (39%) имеют среднее значение по шкале трансформации личности, что говорит о медленном развитии их личности и малом количество усилий, затрачиваемых для реализации своих жизненных планов. Оставшиеся

20% респондентов имеют низкое значение по шкале трансформации личности и не стремятся к собственному развитию, следуют выработанным стереотипам поведения, характеризуются эмоциональными переживаниями.

В-четвертых, половина опрошенных юношей и девушек (50%) имеют среднее значение по шкале гармоничности развития личности. Данная группа респондентов характеризуется частичной удовлетворенностью своей жизнью, отношениями с близкими родственниками, друзьями и одноклассниками, они имеют хорошее психическое, физическое и духовное здоровье и неустойчивый эмоциональный фон. 24% респондентов, имеющих высокое значение по шкале гармоничности развития личности, ведут здоровый образ жизни, удовлетворены своей жизнью и отношениями с близкими родственниками, друзьями и одноклассниками, имеют хорошее физическое, психическое и духовное здоровье, малое количество внутренних противоречий. Оставшиеся 26% респондентов, имеют низкое значение по шкале гармоничности развития личности. Данная группа опрошенных юношей и девушек характеризуется отсутствием удовлетворенности в своей жизни и отношениях с близкими родственниками, друзьями и одноклассниками, имеют высокий эмоциональный фон переживаний, и не стремятся что-либо менять в своей жизни.

В-пятых, наибольшее число опрошенных старшеклассников (44%) имеют среднее значение по шкале общей конструктивности личности. Они характеризуются средним уровнем организации и протекания их жизнедеятельности и жизненной самореализации. Низкое значение по шкале общей конструктивности личности имеют 29% опрошенных старшеклассников. Данная группа респондентов испытывает постоянные внутренние противоречия, неудовлетворенность в своей жизни в отношениях с близкими родственниками, друзьями и одноклассниками, следует стандартным стереотипам поведения и не прикладывают каких-либо усилий для изменения своей жизни и реализации жизненных планов. Оставшиеся 27% старшеклассников, напротив, имеют высокое значение по шкале общей конструктивности личности. Для них характерно планирование своей жизни, направленное на достижение реалистичных жизненных планов, удовлетворенность в своей жизни и отношениях с близкими родственниками, друзьями, одноклассниками.

На основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что большинство юношей и девушек не имеют четкого представления о своем будущем, не могут определиться с интересами и увлечениями на ближайшее время, с областью своей будущей профессиональной деятельности, а тем более с жизненными планами и смыслом своей жизни, однако, они стремятся к саморазвитию и самореализации, испытывают положительные эмоции и получают удовольствие от прожитой жизни.

Использованные источники: 1. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 299 с.

2. Карпинский, К.В. Психология жизненного пути личности: учеб. пособие / К.В. Карипинский. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с.

3. Живаева, Ю.В. Исследование жизненных перспектив в юношеском возрасте / Ю.В. Живаева, Е.И. Стоянова // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал. - Красноярск, 24-25 ноября 2016 года. - С. 137-148.

4. Мотков, О.И. Методика «Личностная биография» / О.И. Мотков // Школьный психолог, 1998. - № 38. - С. 8-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.