Научная статья на тему 'Изучение взаимосвязи интеллектуального развития и физического здоровья детей дошкольного возраста'

Изучение взаимосвязи интеллектуального развития и физического здоровья детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3005
528
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ИНТЕЛЛЕКТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / CHILDREN / INTELLIGENCE / PHYSICAL READINESS / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стародубцева И. В.

В статье рассмотрены проблемы установления взаимосвязи показателей интеллектуального развития и физического здоровья детей 5-7 лет; обобщены и проанализированы результаты соответствующих исследований; намечены варианты использования полученных данных в практике воспитания до-школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual Development and Physical Health of Preshool Children

The paper shows interaction of intellectual development and physical health of 5-7year-old children, corresponding research results generalized and analyzed. The data obtained may be used in practice.

Текст научной работы на тему «Изучение взаимосвязи интеллектуального развития и физического здоровья детей дошкольного возраста»

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373.21:37.025.7:37.037

И. В. Стародубцева

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы установления взаимосвязи показателей интеллектуального развития и физического здоровья детей 5-7 лет; обобщены и проанализированы результаты соответствующих исследований; намечены варианты использования полученных данных в практике воспитания дошкольников.

Ключевые слова: дети, интеллект, физическая подготовленность, здоровье.

Abstract. The paper shows interaction of intellectual development and physical health of 5-7- year-old children, corresponding research results generalized and analyzed. The data obtained may be used in practice.

Index terms: children, intelligence, physical readiness, health.

На протяжении нескольких десятилетий проблема интеллектуального становления подрастающего поколения остается одной из самых актуальных, что опосредовано невероятно высоким темпом социального и научно-технического развития. Если в предшествующие общественно-исторические эпохи самыми востребованными качествами были физическая сила и выносливость, опираясь на которые люди создавали монументальные творения, а также отстаивали право на собственную жизнь, то в современных условиях повышенные требования предъявляются к интеллектуальному потенциалу населения. Наряду с демографическими, территориальными, сырьевыми и технологическими параметрами интеллектуальные свойства человека становятся важнейшим основанием прогрессивного развития общества [12].

В изменившихся условиях вполне закономерно, что задачи интеллектуального воспитания становятся приоритетным направлением функционирования образовательной системы, в том числе на этапе дошкольного детства. Однако нередки случаи, когда интеллект, являясь основной

точкой приложения педагогических усилий, формируется в отрыве от других, не менее важных свойств и качеств человеческой личности.

Особое беспокойство вызывает недооценка роли физического воспитания в процессе формирования целостной личности ребенка [4, 13]. Физическая подготовка все чаще рассматривается педагогами как второстепенное направление, решающее исключительно задачи оптимизации телесных функций учащихся, причем не очень эффективно. В то же время, как отмечают ученые, недостаток двигательной активности, слабость мышц, ограниченность двигательных умений и навыков ведут не только к потере ребенком физического здоровья, но и к невозможности полноценного формирования его интеллектуальной составляющей.

В связи с возрастающей актуальностью и недостаточной разработанностью проблемы, нами была предпринята попытка изучить особенности взаимосвязи некоторых показателей физического здоровья и интеллектуального развития у старших дошкольников. В истории психолого-пе-дагогических исследований работы, направленные на выявление взаимозависимости различных компонентов физической и психической сфер личности, предпринимались неоднократно [2, 5, 6]. Однако разобщенность и противоречивость представленных в них результатов приводит к необходимости дальнейшего изучения и систематизации экспериментальных данных.

На первом этапе работы нами было проведено исследование интел-лектуальнъх качеств дошкольников.

Изучение интеллекта прочно вошло в практику деятельности образовательных учреждений, несмотря на отсутствие единства в дефиниции этого понятия. В педагогических трудах нередко демонстрируется преемственность понятий «обучаемость», «интеллектуальное, познавательное, умственное развитие» или подмена одного термина другим. Не прибегая к фиксации сходства и расхождений многочисленных теорий и концепций, остановимся на одном из определений, трактующем интеллект как общую способность к познанию и решению проблем, определяющую успешность любой деятельности и лежащую в основе других способностей [3, с. 202].

Воспользовавшись тестом Д. Векслера, выделяющего в системе интеллектуальных функций три основные группы способностей: вербальную, невербальную и имеющую интегративный характер и отражающую состояние общего интеллекта, мы обследовали 100 детей старшего дошкольного возраста (51 девочку и 49 мальчиков), посещающих старшую и подготовительную группы дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) г. Тюмени.

Было установлено, что у детей старшей и подготовительной групп средние показатели развития общего, вербального и невербального интеллекта находятся в диапазоне возрастной нормы (рис. 1). При этом на протяжении всего старшего дошкольного детства фиксируются более высо-

кие показатели невербального интеллекта. Психологи отмечают, что вербальный интеллект формируется позднее в онтогенезе на основе относительно развитых перцептивных способностей и накопленного опыта предметно-практической деятельности [7].

120 -100 -

60 -

20 -0-

114,3 119,1

99,3 98,5

107,1 Ю8,8 120-

100

ГШ

80 -60 -40 -20 -0

111,1 106 102,6

1

НИ ОИ

Подготовительная группа

Рис. 1. Среднегрупповые показатели интеллектуального развития детей старшей и подготовительной группы:

ВИ - вербальный интеллект, НИ - невербальный интеллект, ОИ - общий интеллект;

□ - мальчики; - девочки

114,5

97,2

94,6

ВИ

Можно предположить, что именно в дошкольный период возрастного развития самостоятельная и организованная двигательная деятельность, предоставляющая большие возможности для тренировки обозначенных компонентов, оказывает наибольшее влияние на становление интеллектуальных функций ребенка. Однако ее роль практически не рассматривается педагогами ДОУ, использующими в качестве средств интеллектуального воспитания другие виды детской деятельности.

На втором этапе нашего исследования выявленные показатели интеллектуального развития были сопоставлены с результатами выполнения детьми тестов двигательной подготовленности (бег на скорость 30 м, бег на выносливость 300 м, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине, наклон вперед, челночный бег 3 х 10 м).

В физическом воспитании взаимосвязь физических и психических качеств чаще всего изучают с помощью средств корреляционного анализа, рассчитывая коэффициент корреляции г. Однако направление и степень непосредственной связи между варьируемыми признаками имеют существенные расхождения в работах различных авторов.

В частности, согласно исследованию, проведенному Г. А. Каданцевой, наиболее тесную положительную связь с процессами, характеризующими познавательную сферу детей шести лет, имеют скоростные, координационные и скоростно-силовые качества. Коэффициенты корреляции, полученные исследователем, расположились в диапазоне от 0,453 до 0,630 [6].

Диссертационное изыскание И. К. Спириной также позволило сделать вывод о том, что у дошкольников с возрастом усиливается взаимосвязь показателей физической подготовленности и уровня развития познавательных процессов. Исследователь основывается на результатах математико-статистического анализа, установившего высокие значения коэффициента корреляции - в пределах от 0,537 до 0,71 [10].

В то же время Н. И. Дворкиной был обнаружен большой разброс коэффициента корреляции, располагающегося преимущественно в пределах от 0,019 до 0,390, и отсутствие достоверности по большинству сопоставляемых показателей. При этом автор делает вывод о том, что на уровень развития психических процессов у детей 3-6 лет, несомненно, оказывают влияние различные показатели физической подготовленности, но величина этих воздействий еще не проявляется в выраженной (достоверной) форме [5].

Возможная причина указанных расхождений, на наш взгляд, опосредована выбором методов математической статистики, стереотипно повторяющихся во всех отмеченных исследованиях. Во-первых, средства математической статистики, как бы этого ни хотелось большинству исследователей, скорее всего не могут служить неопровержимым доказательным инструментом в приложении к такому многогранному образованию, как человеческая личность. Во-вторых, коэффициент корреляции, как отмечает Г. Ф. Лакин, не является универсальным показателем корреляционных связей, так как способен характеризовать только линейные связи, выражаемые уравнением линейной регрессии [8].

В области же антропологии, по мнению А. В. Минченкова, Н. Б. Ел-пидифорова, данный подход оказывается абсолютно бессильным из-за принципиальной нелинейности и множества взаимообусловленных процессов, которые, несмотря на свою кажущуюся второстепенность, могут определять течение различных явлений [9].

В своей работе мы сочли более корректным использовать определение корреляционного отношения п, позволяющего, в отличие от коэффициента корреляции г, характеризовать любую форму корреляционной связи - линейную и нелинейную. Корреляционное отношение описывает связь между признаками двусторонне, помогая определить ведущий признак, который оказывает превалирующее влияние на другой признак (п\уХ и Пху).

Определение корреляционного отношения позволило выявить наличие достоверной корреляционной связи между всеми исследуемыми признаками. Полученные данные показывают, что в обеих возрастных группах теснота связи между элементами по семи показателям корреляционного отношения характеризуется как сильная (п > 0,7), в то время как пять показателей указывают на наличие «средней» связи между изучаемыми признаками (п = 0,5 ^ 0,6) (рис. 2, 3).

При этом наиболее взаимосвязанными оказались показатели общего интеллекта и бега на выносливость 300 м, прыжка в длину с места, «челночного» бега 3 х 10 м.

прыжок

0,973

0,841

0,595

1 0,925

------------------------------------------------1 0,66

\\\\\\\\\\\\\\\\\\Ж^^ 0,69

0,2

0,4

1,2

Рис. 2. Взаимосвязь показателей общего интеллекта (ОИ) и физической подготовленности (ФП) детей старшей группы:

| | - зависимость показателей ФП от величины ОИ (гу*);

величины ОИ от показателей ФП (гу*)

- зависимость

---------------------------1 0,583

кЧЧЧЧЧ^^^ 0,697

^\\\\\\\\^^^^^

ччччччччччччччччччччччччччччччччччч

0.898 0,856

\ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ^ О

0,2

0,4

1,2

Рис. 3. Взаимосвязь показателей общего интеллекта и физической подготовленности детей подготовительной группы:

□ - зависимость показателей ФП от величины ОИ (гу*); - зависимость

величины ОИ от показателей ФП (гу*)

Согласно итогам исследования можно предположить, что у детей старшей группы (5-6 лет) в сравнении с детьми подготовительной группы (6-7 лет) величина интеллекта в большей степени зависит от степени

сформированности двигательных навыков и уровня развития физических качеств по большинству сопоставляемых показателей. У детей подготовительной группы доминирующее значение показателей физической подготовленности снижается и уже величина интеллекта начинает оказывать более существенное влияние на степень проявления физических качеств, прежде всего координационных способностей (по результатам челночного бега 3 х 10 м), скоростно-силовых качеств (по показателям прыжка в длину) и выносливости (бег на 300 м).

Таким образом, между показателями интеллектуального и двигательного развития старших дошкольников выявляется достоверная, статистически значимая взаимосвязь, которая обнаруживается при определении корреляционного отношения п. Сравнительная оценка показателей корреляционных связей позволяет отметить период старшего дошкольного детства как благоприятный для формирования интеллекта с помощью средств двигательной активности, так как с возрастом значение физических данных в становлении интеллектуальных функций ребенка снижается.

На заключительном этапе работы было выполнено сопоставление результатов интеллектуального и двигательного развития дошкольников с состоянием их здоровья.

На основании анализа первичных данных о состоянии здоровья наблюдаемые были разделены на три группы. Первую группу составили дети (10%), у которых среднегрупповые показатели физической подготовленности по всем тестам выше, чем у детей второй группы (78,4%). Самые низкие среднегрупповые показатели зафиксированы у детей, имеющих хронические заболевания в состоянии компенсации и отнесенных к третьей группе здоровья (11,6%). Таким образом, результаты физической подготовленности можно считать своеобразным индикатором, отражающим состояние физического здоровья ребенка.

Сопоставление результатов диагностики интеллекта с группой здоровья также позволило выявить некоторые взаимосвязи. В частности, среди детей, отнесенных по состоянию здоровья к третьей группе, не было зафиксировано ни одного высокого показателя развития вербального, невербального или общего интеллекта. Среднегрупповые данные отмеченных параметров в этой группе дошкольников значительно ниже соответствующих показателей у детей первой и второй групп здоровья (рис. 4).

Вероятно, наличие хронических заболеваний может стать значительным препятствием для развития интеллектуальных способностей детей на этапе дошкольного детства, а вот отсутствие заболеваний у детей первой группы здоровья не является гарантией наличия высоких показателей интеллекта. В этой группе, так же как и у детей второй группы здоровья, фиксируется большой разброс индивидуальных результатов тестирования.

Таким образом, в результате проведенного исследования была установлена связь показателей интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с демонстрируемыми результатами физической подготовленности и состоянием здоровья, что позволяет сделать некоторые прогнозы и наметить варианты использования полученных данных в практике воспитания и образования дошкольников.

160

баллы

Рис. 4. Среднегрупповые показатели интеллектуального развития у детей

¡-III групп здоровья:

□ - вербальный интеллект; - невербальный интеллект; [ЛГ] - интегральный

показатель

В частности, активизацию оздоровительной работы в детском саду следует рассматривать не только в качестве фактора улучшения физического состояния, но и как необходимый компонент интеллектуального становления ребенка. Исследования же показывают, что большинство педагогов и родителей, считая здоровье наиболее важным фактором для достижения успеха в жизни, тем не менее не осознают его значимости в деле всестороннего формирования личности дошкольника. Среди самых главных направлений работы детского сада они чаще всего называют подготовку детей к школе и развитие их интеллекта [11].

Еще одним, не менее важным направлением, является осмысление роли физических упражнений в процессе интеллектуального становления дошкольников. В настоящее время их подбор чаще всего обосновывается наличием корреляционной зависимости физических и психических качеств [1, 5, 6]. Однако корреляционные показатели нельзя считать демонстрацией причинно-следственных связей, обозначающих, что высоких результатов интеллектуального развития можно ожидать от всех детей, обладающих хорошим физическим здоровьем и двигательной подготовленностью.

Очевидно, взаимосвязь физических и психических проявлений носит более сложный характер. Разворачиваясь во времени постепенно,

в скрытой от непосредственного восприятия форме, она не может выявляться как цепочка взаимосвязанных явлений, а значит, требует более глубокого постижения психолого-педагогической общественностью. Скорее всего, уровень сформированности физических качеств опосредует состояние физического здоровья и работоспособности ребенка, которые, в свою очередь, становятся одним из значимых факторов оптимального развития, в том числе интеллектуального.

В то же время интеллектуальные функции изменяются не под воздействием физической нагрузки, оказывающей непосредственное влияние на развитие физических качеств, а в процессе осуществления мыслительной деятельности, предваряющей и сопровождающей выполнение двигательной программы. В связи с этим механизм прямого воздействия на интеллектуальную сферу следует искать не столько в совершенствовании двигательных качеств, сколько в организации мыслительной деятельности детей по ходу выполнения двигательных действий.

В заключение необходимо еще раз отметить, что в современных условиях проблема интеллектуального развития детей и подростков становится одной из самых важных задач педагогики, в том числе в области физического воспитания. Вопросы интеллектуализации физкультурного образования дошкольников весьма актуальны и требуют проведения дальнейших научно-теоретических и практических изысканий в этой области.

Литература

1. Баландин В. А., Чернышенко Ю. К., Соленова Р. И. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. пособие. Краснодар, 1999. 104 с.

2. Бине А. Измерение умственных способностей / пер. с фр. М. Владимирского. СПб.: Союз, 1999. 432 с.

3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. 672 с.

4. Бутакова О. А. Здоровьеформирующее обучение на основе приро-до-рефлексивной технологии развития человека // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. № 7(64). С. 131-137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Дворкина Н. И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр: учеб.-метод. пособие. М.: Сов. спорт, 2005. 184 с.

6. Каданцева Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет // Теория и практика физической культуры. 1993. № 11, 12. С. 40-41.

7. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учеб. пособие. М.: Форум: Инфра-М, 2005. 288 с.

8. Лакин Г. Ф. Биометрия. М.: Высш. шк., 1990. 350 с.

9. Минченков А. В., Елпидифоров Н. Б. Методы структурной психосоматики. СПб.: Издат. дом «ЮВЕНТА»; М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2001. 409 с.

10. Спирина А. К. Методика формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе: автореф. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. 24 с.

11. Стародубцева И. В., Котенькова С. Г. Здоровье дошкольников в ракурсе семейных установок // Стратегия формирования здорового образа жизни населения: опыт, перспективы развития: материалы науч.-практ. конф. Тюмень: Вектор Бук, 2008. С. 110-114.

12. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

13. Юрченко М. В. Модель развития преемственного формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ - начальная школа» // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2007. № 4(46).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.