Научная статья на тему 'Изучение взаимосвязей коллективного нарциссизма и личностных особенностей студентов'

Изучение взаимосвязей коллективного нарциссизма и личностных особенностей студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальный нарциссизм / индивидуализм / коллективизм / самооценка / практичность / экстраверсия / national narcissism / individualism / collectivism / self-esteem / pragmatism / extroversion

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шабукаева Муслимат Руслановна

Введение. В настоящее время проблема коллективного нарциссизма является актуальной, что подтверждается большим количеством исследований в этой области. Понятие «коллективного нарциссизма» шире «личностного нарциссизма». Оно представляет собой способность человека наделять группу значимостью, подчеркивая ее важность, имидж, независимо от того к какой религии, расе, социальному классу или статусу она принадлежит. Одной из нерешенных на данный момент проблем является выявление личностных оснований, которые укрепляют коллективный нарциссизм. Цель. Выявление взаимосвязи коллективного нарциссизма с различными личностными особенностями студентов, роли коллективного нарциссизма в этих взаимосвязях. Материалы и методы. В ходе исследования использовались надёжные и валидные методики: Коллективный нарциссизм, Фрайбургский личностный опросник (форма B), Пятифакторный личностный опросник и Висбанденский опросник WIPPF (форма А). Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу по критерию Спирмена. Результаты исследования. В нашем исследовании с коллективным нарциссизмом были связаны артистизм, религиозность, практичность, экстраверсия, стремление к привлечению внимания. Обсуждение и заключения. Авторы обращают внимание на проблему, связанную с нарциссизмом и то, как он проявляется в различных группах. В данном исследовании удалось показать взаимосвязь между отдельными личностными особенностями, преобладающими в группе студентов Дагестана и проявлением коллективного нарциссизма, который был выражен в средней степени. Ограничение исследования заключается в том, что не был учтен фактор наличия в выборке различных национальных групп. Результаты могут быть использованы для создания более целостной научной проблемы коллективного нарциссизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collective Narcissism in Connection with the Students’ Personal Characteristics

Introduction. Currently, the problem of collective narcissism is relevant, confirmed by many studies in this area. The ‘collective narcissism’ concept is broader than ‘personal narcissism’. It represents a person’s ability to endow a group with significance, emphasizing its importance and image, regardless of what religion, race, social class or status it belongs to. One of the unresolved problems at the moment is the identification of personality determinants that strengthen collective narcissism. Purpose. The study aimed to identify the relationship of collective narcissism with various personal characteristics of students and the role of collective narcissism in these relationships. We hypothesized that group narcissism is interconnected with some respondents’ personal characteristics. Materials and Methods. The study used reliable and valid methods: Collective Narcissism, the Freiburg Personality Inventory (Form B), A Five Factor Personality Questionnaire and the Wiesbaden WIPPF questionnaire (Form A). The obtained data were subjected to correlation analysis according to Spearman’s test. Results. In our study, artistry, religiosity, pragmatism, extroversion, and attracting attention were associated with collective narcissism. Discussion and Conclusion. The authors draw attention to the problem associated with narcissism and how it manifests in different groups. In our study, it was possible to show the relationship between individual personality traits prevailing in a group of Dagestan students and the manifestation of collective narcissism, which was expressed to an average degree. The authors indicate the study limitation that involves a lack of consideration of the different national groups’ presence in the sample.

Текст научной работы на тему «Изучение взаимосвязей коллективного нарциссизма и личностных особенностей студентов»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ личности

УДК 159.9:159.923 Научная статья

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-l-5-12

Изучение взаимосвязей коллективного нарциссизма и личностных особенностей студентов

М. Р. Шабукасва Н

Дагестанский государственный университет, Российская Федерация, г. Махачкала, ул. Шамиля, 16 Н тшЦта^кттоуа@.пш1.гц

Аннотация

Введение. В настоящее время проблема коллективного нарциссизма является актуальной, что подтверждается большим количеством исследований в этой области. Понятие «коллективного нарциссизма» шире «личностного нарциссизма». Оно представляет собой способность человека наделять группу значимостью, подчеркивая ее важность, имидж, независимо от того к какой религии, расе, социальному классу или статусу она принадлежит. Одной из нерешенных на данный момент проблем является выявление личностных оснований, которые укрепляют коллективный нарциссизм.

Цель. Выявление взаимосвязи коллективного нарциссизма с различными личностными особенностями студентов, роли коллективного нарциссизма в этих взаимосвязях.

Материалы и методы. В ходе исследования использовались надёжные и валидные методики: Коллективный нарциссизм, Фрайбургский личностный опросник (форма В), Пятифакторный личностный опросник и Висбан-денский опросник \VIPPF (форма А). Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу по критерию Спирмена.

Результаты исследования. В нашем исследовании с коллективным нарциссизмом были связаны артистизм, религиозность, практичность, экстраверсия, стремление к привлечению внимания.

Обсуждение и заключения. Авторы обращают внимание на проблему, связанную с нарциссизмом и то, как он проявляется в различных группах. В данном исследовании удалось показать взаимосвязь между отдельными личностными особенностями, преобладающими в группе студентов Дагестана и проявлением коллективного нарциссизма, который был выражен в средней степени. Ограничение исследования заключается в том, что не был учтен фактор наличия в выборке различных национальных групп. Результаты могут быть использованы для создания более целостной научной проблемы коллективного нарциссизма.

Ключевые слова: национальный нарциссизм, индивидуализм, коллективизм, самооценка, практичность, экстраверсия.

Для цитирования. Шабукаева, М. Р. (2023). Коллективный нарциссизм в связи с личностными особенностями студентов. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(1), 5—12. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-l-5-12

© Шабукаева М. Р., 2023

Original article

Collective Narcissism in Connection with the Students' Personal Characteristics

M. R. ShabukaevaO H

Dagestan State University, 16, Shamil Str., Makhachkala, Russian Federation H muslimat-kerimova@mail.ru

Abstract

Introduction. Currently, the problem of collective narcissism is relevant, confirmed by many studies in this area. The 'collective narcissism' concept is broader than 'personal narcissism'. It represents a person's ability to endow a group with significance, emphasizing its importance and image, regardless of what religion, race, social class or status it belongs to. One of the unresolved problems at the moment is the identification of personality determinants that strengthen

collective narcissism.

Purpose. The study aimed to identify the relationship of collective narcissism with various personal characteristics of students and the role of collective narcissism in these relationships. We hypothesized that group narcissism is interconnected

with some respondents' personal characteristics.

Materials and Methods. The study used reliable and valid methods: Collective Narcissism, the Freiburg Personality Inventory (Form B), A Five Factor Personality Questionnaire and the Wiesbaden WIPPF questionnaire (Form A). The

obtained data were subjected to correlation analysis according to Spearman's test.

Results. In our study, artistry, religiosity, pragmatism, extroversion, and attracting attention were associated with collective narcissism.

Discussion and Conclusion. The authors draw attention to the problem associated with narcissism and how it manifests in different groups. In our study, it was possible to show the relationship between individual personality traits prevailing in a group of Dagestan students and the manifestation of collective narcissism, which was expressed to an average degree. The authors indicate the study limitation that involves a lack of consideration of the different national

groups' presence in the sample.

Keywords: national narcissism, individualism, collectivism, self-esteem, pragmatism, extroversion.

For citation. Shabukaeva, M. R. (2023). Collective Narcissism in Connection with the Students' Personal Characteristics.

Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 6(1), 5-12. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-l-5-12

Введение. Проблема нарциссизма была затронута в трудах многих исследователей. Преимущественно нарциссизм понимается как любовь к себе. Изначально нарциссизм зарождается в родительских отношениях, между мамой и ребенком, но в современном мире, где развитие общества происходит ускоренными темпами, а уровень жизни является неравномерным (одни условия тяжелые, а другие — наоборот), порождается идея избранности, превосходства и исключительности.

Z. Freud (1914), будучи первым кто заинтересовался рассматриваемой проблемой, утверждал, что нарциссизм является либидозным дополнением к эгоизму инстинкта самосохранения, или, проще говоря, желанием и энергией, которые управляют инстинктом выживания (первичный нарциссизм). Однако дело состоит в том, что у первичного нарциссизма нет никакого «Я», которое бы мог полюбить младенец, и такую возможность получает только нарциссизм вторичный.

В своих трудах К. Ногпеу (1970) определяла нарциссизм как нечто желанное и запредельное, желание соответствовать значимым моральным нормам, стремление к принятию обществом и социальной средой. В отличие от невротиков, которые привыкли к тому, что мнение окружающих и привитые ценности, а также неуверенность в себе, в корне отличают их от нарциссов, которые, рассматривая общество в качестве главного критика, уверены в своей правоте. Они являются главными игроками на поле, знающими что правильно и что хорошо. Для них в первую очередь важно удовлетворение собственных желаний, а потребности других уходят на второстепенный план.

О. Remberg классифицирует нарциссизм от нормы до патологии (The American Contribution, Journal of European Psychoanalysis, 2001). При «нормальном» нарциссизме уровень самооценки формируется в ключе удовлетворения своих желаний, в том насколько успешно мы выполняем задачи. Адекватная самооценка регулируется нашим внутренним сознанием и укрепляется представлениям о самом себе и внутреннем мире значимых других, чьи представления для нас важны. Когда мы заслуживаем хорошего мнения о себе, то мы можем позволить себе гордиться собой — что позволяет служить одним из источников, регулирующим нормальную самооценку. Патологический нарциссизм характеризуется расстройством личности, при котором у людей наблюдается ненормальная любовь к себе и к другим, а также внутренними проблемами.

J. Lacan (1994), основываясь на положении Z. Freud о том, что «все нарциссические импульсы исходят из эго и имеют свое постоянное место в эго», использовал свою собственную концепцию стадии зеркала, чтобы исследовать нарциссизм с точки зрения существенной структуры, которая извлекается из ссылки на зеркальный образ. Он показал, что в стадии зеркала ребенок, во-первых, видит вместо себя кого-то другого и только, когда другой подтверждает словами, что в зеркале отражен сам ребенок, то ребенок возникает для самого себя в зеркале в качестве «Я». Таким образом, с этого момента вся жизнь, все принятие себя происходят из другого. Ж. Лакан полагал, что любовь — это проекция, и мы любим всегда в другом что-то от себя. Нарциссизм определяется как любовь другого, а не себя.

Так или иначе, феномен нарциссизма находится в поле интереса многих исследователей. Нарциссизм является самостоятельной структурой психического аппарата человека, которая формируется в целях выполнения конкретных функций: фильтра-медиатора, между внутренней и внешней реальностью с целью поддержания равновесия в получении достаточного удовлетворения самим собой и другими людьми; интеграции базовых чувств в целях реализации потребности в самооценке; защитной в целях снижения негативного эмоционального воздействия (неудовлетворенности, действительной и мнимой угроз) внутренней (Ид и Супер-Эго) и внешней реальности.

Помимо этого, выделяется еще и коллективный нарциссизм. Это особая форма грандиозного нарциссизма, при которой группа людей сверх уверена в том, что она лучше всех помогает другим и только она может принести мир и справедливость всем остальным, когда в реальности у нее нет ни опыта, ни возможностей для реализации своих устремлений. Однако она убеждает в их наличии других, и это нередко бывает разрушительным. Мы полагаем, что коллективный нарциссизм — это, конечно, некоторое преувеличение, но тем не менее можно с некоторой долей приближения утверждать, что коллективный нарциссизм — это отражение представляемого идеала группы в образе своей собственной группы. В последние годы психологи активно изучают «коллективный нарциссизм» как защитную форму позитивного отношения внутри групп. Люди с высоким уровнем коллективного нарциссизма считают, что их группа заслуживает особого отношения и настаивают на том, чтобы «свои» получали заслуженное признание. Как и индивидуальный нарциссизм, коллективный нарциссизм уходит корнями в неудовлетворенность, связанную с потребностью в контроле и самоуважении, и является попыткой компенсировать незащищенность. В исследовании Z. Molenda, M. Marchlewska и M. Rogoza (2023) мы встречаем и понятие «национальный нарциссизм» (защитная национальная идентичность, которая проистекает из неудовлетворенных потребностей и связана с враждебным внутри- и межгрупповым поведением) и готовность вступать в заговор против собственной группы.

Проблема данного исследования заключается в том, что основные культурные замеры настоящего дня демонстрируют, что среди молодежи в большей степени распространен индивидуализм (Стефаненко, Донцов, Родионова, 2017; Пищик, 2019), что фиксируется и зарубежными исследователями (Rudnev, Magun, Schwartz, 2018). Это может объяснить и большое распространение индивидуального нарциссизма среди молодежи (Twenge, 2017). Особый интерес представляет то, что в мире чрезвычайно распространен коллективный нарциссизм (Cichocka, Cislak, 2020), который, по идее, должен быть связан с коллективизмом. Данное противоречие и составляет интерес нашего исследования. Мы хотим выяснить, что скрывается в личностных особенностях молодежи и провоцирует коллективный нарциссизм.

Материалы и методы. Исследование проводилось среди студентов Дагестанского государственного университета, факультета психологии и философии. Выборку составили студенты 1-4 курсов в количестве 70-ти человек, возрастом от 17 до 22 лет. Национальные группы: аварцы, даргинцы и кумыки, где 90 % девушек и 10 % юношей.

Для сбора данных были применены следующие методики:

— Коллективный нарциссизм (в адаптации М. О. Романовой и др. (2022));

— Фрайбургский личностный опросник (форма В) (адаптирован и модифицирован А. А. Крыловым и Т. И. Ронгинским);

— Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста);

— Висбанденский опросник, WIPPF, форма А.

Статистический анализ проводился с использованием пакета программ SPSS. Для обработки полученных данных был применен корреляционный анализ, также была проведена проверка на нормальность распределения. Распределение значений является нормальным, но не по всем шкалам, поэтому был применен коэффициент корреляции Спирмена.

Результаты исследования. Методика коллективного нарциссизма представляет собой одношкальную модальность, в которой выделено значение «ориентации на социальное доминирование». Мы предполагаем, что в данном исследовании этот феномен выше среднего значения, и обусловлен он национальным аспектом. Так как в исследовании участвовали представители разных национальных групп, то результат получился усредненным. Данный показатель говорит об открытости испытуемых. Мотивированные личными интересами, они стремятся к безопасности, контролю и стабильности. Кроме того, данное общество представленных национальных групп остается традиционным, что в свою очередь говорит о присущих им чертах взаимопомощи и взаимовыручки.

«Ингрупповая идентификация» в данном исследовании имеет усредненную степень выраженности, что говорит о характере межличностных отношений. То есть, из-за представителей различных национальностей, групповая идентификация приобретает характер идентификации коллективистской. Отражается готовность относится к переживаниям и чувствам других членов группы, а также их желаниям и целям, как к своим собственным.

«Уровень личной самооценки» в данном исследовании аналогично приобретает средний результат, что говорит о том, что «нарциссы» имеют нестабильную самооценку, они нуждаются в признании обществом. Если общество их не признает, то соответственно результаты приобретают низкие значения.

Из-за средних показателей шкала «коллективного нарциссизма» имеет невысокую степень выраженности. Коллективный нарциссизм связан с различными проявлениями положительной оценки ингруппы и негативной оценки аутгруппы. Обычно люди склонны хорошо оценивать свою ингруппу, но при этом они способны формировать позитивное отношение и к аутгруппам и не обязательно будут демонстрировать сильный ингруп-повой фаворитизм в сочетании с аутгрупповой враждебностью, в то время как нарциссы формируют по отношению к ним исключительно враждебные аттиподы. Показатели коллективного нарциссизма представлены на диаграмме (рис. 1).

доминирование

Рис. 1. Степень выраженности коллективного нарциссизма

Далее мы провели корреляционный анализ между шкалой коллективного нарциссизма и показателями личностных опросников. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели взаимосвязи между шкалами личностных опросников и шкалы коллективного нарциссизма

Показатели

«Коллективный нарциссизм»

Пятифакторный личностный опросник «Привлечение «Практичность» «Артистичность» внимания»

0,305*

0,374**

0,389**

Висбаденский опросник.

Шкала «Религия»

-0,362*

FPI. Шкала «Экстраверсия»

0,301*

Выявлена корреляционная связь между показателями по шкале коллективного нарциссизма и показателем «привлечение внимания» (p = 0,042). Данная взаимосвязь говорит нам о том, что в условиях современного мира и эпоху интернета удивлять людей становится труднее, каждый человек нуждается в любви, внимании и восхищении его собственной персоной. Что касается коллективного нарциссизма в данном исследовании, говоря о нарциссических наклонностях, мы подразумеваем группу в целом, в которой окружение поддерживает представление об их исключительности. Ошибочно полагающие, что они независимые, им необходимо получать любовь и заботу от окружающих.

Корреляционная связь обнаружена между показателями по шкале коллективного нарциссизма с показателями по шкале «практичность» (p = 0,01). Это обусловлено тем фактом, что нарциссы хорошо приспосабливаются к современному миру, взобраться по карьерной лестнице либо обрести новые знакомства для них не составит труда. Они подходят ко всему с логической точки зрения и рациональных объяснений (материальной составляющей). Выраженная черта по шкале практичность, хорошо позволяет адаптироваться в обыденной жизни.

Корреляционная связь обнаруживается между показателями по шкале коллективного нарциссизма с показателями по шкале «артистичность» (p = 0,008). Данный результат говорит о том, что, проявляя интерес к различным сторонам жизни, они легко обучаются, удовлетворяя свое любопытство.

Корреляционная взаимосвязь представлена между показателями по шкале коллективного нарциссизма с показателем по шкале «религия» (р = 0,013) Висбаденского опросника. Так как в республике Дагестан проживает большинство мусульман, то данный результат по этой шкале характеризуется интересом испытуемых к собственному внутреннему миру, выраженному интересу к вере и религии.

Корреляционная взаимосвязь была выявлена между показателями по шкале коллективного нарциссизма с показателем по шкале «экстраверсия» (p = 0,011) опросника FPI. Данный результат закономерен тем, что чем больше личность «экстравертирована», тем больше она стремится к общественному признанию. Такая взаимосвязь не случайна, так как для нарциссов характерная черта - это умение использовать других людей для достижения своих целей. Для них важен успех, их личные интересы и заслуги, что не всегда устраивает окружающих. Обладая высокой активностью, они берут на себя ответственность и главную роль. Они придают большое значение социальному успеху.

Обсуждение и заключения. Результаты, полученные нами в исследовании, находят отклик в работах других авторов. Так, данные, полученные С. S. Kay (2021), показали, что грандиозный нарциссизм связан с верой в заговоры и экстраверсией, что частично подтверждается в нашем исследовании, так как была найдена корреляция коллективного нарциссизма и экстраверсии.

В статье В. И. Пищик (2021) прослеживается разница сдвигов с тенденцией к увеличению нарциссизма в группе российских студентов. Нарциссизм и тревожность выражены в большей степени именно в группе российских студентов. Аутостереотитты поведения российских студентов находятся в зоне индидвидуализма. Группа азербайджанских студентов находится под влиянием национальной культуры, которая сдерживает проявления нарциссизма и тревожности. Аутостереотипы поведения азербайджанских студентов находятся в зоне коллективизма: активность, патриотизм, уважение старших.

В нашем исследовании были получены высокие показатели по ингрупповой идентификации, что сочетается с результатами исследования К. Bocian, A. Cichocka и В. Wojciszke (2021).

В работе R. Fatfouta et al. (2021) демонстрируется взаимосвязь самооценки и коллективного нарциссизма, что показано и в нашем исследовании, так как самооценка респондентов была зафиксирована на среднем уровне.

Последние достижения в изучении нарциссизма предполагают, что он состоит из трех компонентов: антагонизма, экстраверсии и невротизма. A. Cichocka, М. Marchlewska и М. Biddlestone (2022) обсуждают роль паранойи, легковерия и потребности в доминировании. Это сочетается с обнаруженной нами взаимосвязью коллективного нарциссизма и следующими личностными особенностями: «привлечение внимания», «артистичность», «практичность», «религия» и «экстраверсия».

Выводы. В статье была представлена проблема взаимосвязи коллективного нарциссизма с личностными особенностями студентов вуза. Мы полагаем, что можно с некоторой долей уверенности утверждать, что коллективный нарциссизм — это отражение представляемого идеала группы в образе своей собственной группы.

Данное исследование показало, что коллективный нарциссизм связан с различными проявлениями положительной оценки ингруппы и негативной оценки аутгруппы. Кроме того, были выявлены корреляционные связи с личностными особенностями студентов: «привлечение внимания», «артистичность», «практичность», «религия» и «экстраверсия».

Полученные результаты ограничены выборкой студентов Дагестанского государственного университета. Однако они позволяют сделать вывод, что попытка найти взаимосвязь коллективного нарциссизма с личностными особенностями частично удалась. Причиной ее частичного характера стало то, что не учитывался фактор наличия в выборке различных национальных групп, что обязательно будет учтено в дальнейшем.

Список литературы

Пищик, В. И. (2018). Менталъностъ поколений в текучей современности (монография). Москва: ИНФРА-М. Пищик, В. И. (2021). Нарциссизм и уровень тревожности Азербайджанских и Российских студентов с различными оценками аутостереотипов поведения. Психологический журнал, 42(5), 24—36. https://www.doi.Org/10.31857/S020595920016044-4

Романова, М. О., Иванов, А. А., Богатырева, Н. И. и др. (2022). Адаптация шкалы коллективного нарциссизма на российской выборке. Социальная психология и общество, 13(3), 201-220. https://doi.org/10.17759/sps.2022130312 Стефаненко, Т. Г., Донцов, А. И., Родионова, Д. М. (2017). Индивидуализм и коллективизм как параметр коллективной памяти. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология, 4,43—52.

Bocian, К., Cichocka, A., Wojciszke, В. (2021). Moral tribalism: Moral judgments of actions supporting ingroup interests depend on collective narcissism. Journal of Experimental Social Psychology, 93, 104098. https ://doi.org/l 0.1016/j .jesp.2020.104098

Cichocka, A., Cislak, A. (2020). Nationalism as collective narcissism. Current Opinion in Behavioral Sciences, 34, 69-74. https://doi.Org/10.1016/j.cobeha.2019.12.013

Cichocka, A., Marchlewska, M., Biddlestone, M. (2022). Why do narcissists find conspiracy theories so appealing? Current Opinion in Psychology, 47, 101386. https://doi.org/l0.1016/j.copsyc.2022.101386

Fatfouta, R., Zemojtel-Piotrowska, M., Piotrowski, J. et al. (2021). Collective narcissism and explicit and implicit collective self-esteem revisited: A preregistered replication and extension. Journal of Research in Personality, 95,104144. https://doi.Org/10.1016/j.jrp.2021.104144

Freud, S. (1914). OnNarcissism. The Standard Edition ofthe Complete Psychological Works ofSigmund Freud, Volume XIV (1914—1916). In J. Strachey (ed.): On the History of the Psycho-Analytic Movement, Papers on Metapsychology and Other Works (pp. 67-102).

Homey, K. (1970). Neurosis and human growth: the struggle toward self realization. New York: Norton. Kay, C. S. (2021). The targets of all treachery: Delusional ideation, paranoia, and the need for uniqueness as mediators between two forms of narcissism and conspiracy beliefs. Journal of Research in Personality, 93, 104128. https://doi.org/10.1016/j .jrp.2021.104128

Lacan, J. (1994). The Four Fundamental Concepts of Psycho-Analysis. London: New York: W. W. Norton & Company.

Molenda, Z., Marchlewska, M., Rogoza, M. (2023). Nothing hurts like (in-group) love? National narcissism, conspiracy intentions, and non-prosocial managing emotions of others. Personality and Individual Differences, 201, 111947. https://doi.org/10.1016/jj.paid.2022.111947

Rudnev, M., Magun, V., Schwartz, S. (2018) Relations Among Higher Order Values Around the World. Journal of Cross-Cultural Psychology, 49(8), 1165-1182. https://www.doi.org/10.1177/0022022118782644

Twenge, J. M. (2017). iGen: Why today's super-connected kids are growing up less rebellious, more tolerant, less happy- and completely unprepared for adulthood and what that means for the rest of us. New York: Atria Books.

References

Bocian, K., Cichocka, A., Wojciszke, B. (2021). Moral tribalism: Moral judgments of actions supporting ingroup interests depend on collective narcissism. Journal of Experimental Social Psychology, 93, 104098. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2020.104098

Cichocka, A., Cislak, A. (2020). Nationalism as collective narcissism. Current Opinion in Behavioral Sciences, 34, 69-74. https://doi.org/10.1016/jj.cobeha.2019.12.013

Cichocka, A., Marchlewska, M., Biddlestone, M. (2022). Why do narcissists find conspiracy theories so appealing? Current Opinion in Psychology, 47, 101386. https://doi.org/10.1016/jj.copsyc.2022.101386

Fatfouta, R., Zemojtel-Piotrowska, M., Piotrowski, J. et al. (2021). Collective narcissism and explicit and implicit collective self-esteem revisited: A preregistered replication and extension. Journal of Research in Personality, 95, 104144. https://doi.org/10.1016/jjrp.202n04144

Freud, S. (1914). OnNarcissism. The StandardEditionofthe Complete Psychological Works of SigmundFreud, Volume XIV (1914-1916). In J. Strachey (ed.): On the History of the Psycho-Analytic Movement, Papers on Metapsychology and Other Works (pp. 67-102).

Horney, K. (1970). Neurosis and human growth: the struggle toward self-realization. New York: Norton. Kay, C. S. (2021). The targets of all treachery: Delusional ideation, paranoia, and the need for uniqueness as mediators between two forms of narcissism and conspiracy beliefs. Journal of Research in Personality, 93, 104128. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2021.104128

Lacan, J. (1994). The Four Fundamental Concepts of Psycho-Analysis. London: New York: W. W. Norton & Company. Molenda, Z., Marchlewska, M., Rogoza, M. (2023). Nothing hurts like (in-group) love? National narcissism, conspiracy intentions, and non-prosocial managing emotions of others. Personality and Individual Differences, 201, 111947. https://doi.org/10.1016/jj.paid.2022.111947

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pishchik, V. I. (2018). Mentality of generations in fluid modernity (monograph). Moscow: INFRA-M. (In Russ.). Pishchik, V. I. (2021). Narcissism and anxiety level of Azerbaijani and Russian students with different assessments of autostereotypic behavior. Journal of Psychology, 42(5), 24-36. https://www.doi.org/10.31857/S020595920016044-4 (In Russ.).

Romanova, M. O., Ivanov, A. A., Bogatyreva, N. I. et al. (2022). Adaptation of the Collective Narcissism Scale on a Russian Sample. Social Psychology and Society, 13(3), 201-220. https://doi.org/10.17759/sps.2022130312 (In Russ.).

Rudnev, M., Magun, V., Schwartz, S. (2018) Relations Among Higher Order Values Around the World. Journal of Cross-Cultural Psychology, 49(8), 1165-1182. https://www.doi.org/10.1177/0022022118782644

Stefarenko, T. G., Dontsov, A. I., Rodionova, D. M. (2017). Individualism and Collectivism as a Parameter of Collective Memory. Bulletin of Tver State University. Series Pedagogy and Psychology, 4, 43-52. (In Russ.).

Twenge, J. M. (2017). iGen: Why today's super-connected kids are growing up less rebellious, more tolerant, less happy- and completely unprepared for adulthood and what that means for the rest of us. New York: Atria Books.

Об авторе:

Шабукаева Муслимат Руслановна, преподаватель кафедры психологии развития и профессиональной деятельности, Дагестанский государственный университет (РФ, 367000, г. Махачкала, ул. Шамиля, 16), ORCID. muslimat-kerimova@mail.ru About the Author:

Shabukaeva Muslimat R., Lecturer of the Department of Developmental Psychology and Professional Activity, Dagestan State University (16, Shamil str., Makhachkala, 367000, RF), ORCID. muslimat-kerimova@jnail.ru

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.