Научная статья на тему 'Изучение взаимодействия покупателей и фармацевтических специалистов в процессе отпуска лекарственных средств из аптек'

Изучение взаимодействия покупателей и фармацевтических специалистов в процессе отпуска лекарственных средств из аптек Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1267
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТПУСК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРИ ОТПУСКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПОБОЧНЫЕ РЕАКЦИИ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / RELEASE MEDICINES / CONSULTATION AT RELEASE MEDICINES / ADVERSE SIDE EFF ECTS OF MEDICINES / PHARMACISTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рыжова Ольга Александровна, Мороз Татьяна Львовна

Изучено взаимодействие покупателей и фармацевтических специалистов в процессе отпуска лекарственных средств (ЛС) из аптек. Установлено, что взаимодействие покупателей и фармацевтических специалистов в настоящее время не сбалансировано, т.к. имеет место отпуск рецептурных ЛС без рецепта врача, недостаточное информационное сопровождения отпуска ЛС и снижение удовлетворенности покупателей качеством фармацевтической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рыжова Ольга Александровна, Мороз Татьяна Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of buyers and pharmaceutical experts in the course of release medicines from drugstores

Interaction is studied of buyers and pharmacists in the course of release medicines from drugstores. It is established that interaction of buyers and pharmaceutical experts isnt balanced now, since release prescription medicines without the prescription of the doctor, insuffi cient information supports of release medicines and depression of satisfaction of buyers by quality of the pharmaceutical help.

Текст научной работы на тему «Изучение взаимодействия покупателей и фармацевтических специалистов в процессе отпуска лекарственных средств из аптек»

гическую ситуацию по туберкулезу в Иркутской обла- выделить районы и группы районов с разной степенью

сти в ее многолетней динамике как неблагополучную и их эпидемиологического благополучия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Савилов Е. Д., Астафьев В. А. Применение непараметрических критериев статистики в эпидемиологических исследованиях // Журн. микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. — 1987. — № 11. — С. 36-38.

2. Савилов Е.Д., Мамонтова Л.М., Астафьев В.А., Жданова С.Н. Применение статистических методов в эпидемиологическом анализе. — 2е изд., перераб. — М.: МЕД пресс-информ, 2004. — 112с.

3. Сазыкин В.Л. Метод интегральной оценки объектов по сумме мест // Материалы областного совещания по итогам противотуберкулезной работы за 1993 год. — Оренбург, 1994. — С. 14-16.

4. Сазыкин В.Л., Сон И.М. Комплексная оценка эпидемиологической ситуации по туберкулезу в России // Проблемы туберкулеза и болезни легких. — 2006. — №10. — С. 65-69.

Информация об авторах: тел. (3952) 333425, e-mail: astaw48@mail.ru Астафьев Виктор Александрович — профессор, ведущий научный сотрудник, д.м.н.,

Савилов Евгений Дмитриевич — заведующий кафедрой, руководитель лаборатории, д.м.н., профессор, Зоркальцева Елена Юльевна — заведующий кафедрой, д.м.н., профессор,

Мальцева Марина Валерьевна — старший научный сотрудник, к.м.н.,

Огарков Олег Борисович — старший научный сотрудник, к.б.н.,

Погорелов Владимир Иванович — старший преподаватель, к.м.н.

© РЫЖОВА О .А., МОРОЗ Т.Л. — 2011 УДК 615.1:615.035/. 077

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОТПУСКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ИЗ АПТЕК

Ольга Александровна Рыжова, Татьяна Львовна Мороз (Иркутский институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра фармации, зав. — д.ф.н., проф. Г.Н. Ковальская)

Резюме. Изучено взаимодействие покупателей и фармацевтических специалистов в процессе отпуска лекарственных средств (ЛС) из аптек. Установлено, что взаимодействие покупателей и фармацевтических специалистов в настоящее время не сбалансировано, т.к. имеет место отпуск рецептурных ЛС без рецепта врача, недостаточное информационное сопровождения отпуска ЛС и снижение удовлетворенности покупателей качеством фармацевтической помощи.

Ключевые слова: отпуск лекарственных средств, консультирование при отпуске лекарственных средств, нежелательные побочные реакции, фармацевтические специалисты.

INTERACTION OF BUYERS AND PHARMACEUTICAL EXPERTS IN THE COURSE OF RELEASE MEDICINES FROM DRUGSTORES

O.A. Ryzhova, T.L. Moroz (Irkutsk State Institute for Medical Advanced Studies)

Summary. Interaction is studied of buyers and pharmacists in the course of release medicines from drugstores. It is established that interaction of buyers and pharmaceutical experts isn’t balanced now, since release prescription medicines without the prescription of the doctor, insufficient information supports of release medicines and depression of satisfaction of buyers by quality of the pharmaceutical help.

Key words: release medicines, consultation at release medicines, adverse side effects of medicines, pharmacists.

Приобретение лекарственных средств (ЛС) в аптеках является для покупателей достаточно сложной задачей.

За ЛС покупатель приходит, имея более или менее серьезные проблемы с собственным здоровьем или здоровьем своих близких, и надеется на понимание и помощь со стороны специалистов аптек. Чрезвычайно важно для покупателя — установление контакта со специалистами первого стола, получение квалифицированной консультации, помощи в принятии решения о покупке.

Нередко с целью упрощения лечения посетители негативно относятся к требованию специалистами рецепта. Иногда покупатели пытаются вернуть приобретенное ЛС после ознакомления с инструкцией, прочитав в ней информацию о побочных эффектах и противопоказаниях. С другой стороны и работники аптек не всегда готовы правильно информировать покупателя об особенностях применения ЛС, объяснить необходимость следовать врачебным назначениям. Возникающие не-

доразумения связаны с недопониманием, как специалистами аптек, так и покупателями проблемы безопасности применения ЛС и недостаточной квалификацией фармацевтических специалистов.

В связи с изложенным нами была поставлена цель исследования: комплексное изучение проблемы взаимодействия покупателей и фармацевтических специалистов, учитывая интересы и особенности поведения каждой из сторон.

Материалы и методы

Исследование было проведено методом заочного анонимного анкетирования покупателей аптек г. Иркутска. Исследование носит описательный характер. Всего было опрошено 100 человек, из них 75% женщины и 25% мужчины, 60% опрошенных имеют высшее образование.

Результаты и обсуждение

По действующим в настоящее время лицензионным требованиям в аптечных организациях отпуском ЛС имеет право заниматься только специалист с высшим или средним фармацевтическим образованием и сертификатом специалиста. В аптеках с открытой формой выкладки разрешается привлечение консультантов для работы с покупателями по реализации парафармацев-тической продукции в торговом зале. Консультантами могут работать лица с высшим или средним медицинским образованием или со средним образованием [4, 5].

С целью выяснения отношения покупателей к профессиональному уровню фармацевтических специалистов, осуществляющих отпуск ЛС, был задан первый вопрос «Как Вы считаете, какое образование имеет специалист аптеки, отпускающий ЛС».

53% покупателей считают, что они имеют высшее фармацевтическое образование, 37% думают, что среднее фармацевтическое образование, только 9 % респондентов предполагают, что высшее или среднее медицинское, и 1% — любое среднее. Т.о. среди покупателей преобладает мнение, что в аптеке их встречает специалист с высшим фармацевтическим образованием и в этом они видят гарантию качества обслуживания.

Для уточнения вопроса насколько мнение покупателей соответствует действительности, нами было проведено дополнительное исследование методом наблюдения в аптеках города Иркутска.

Обследовались 25 аптек крупных аптечных сетей г. Иркутска.

В момент отпуска ЛС за первым столом были зафиксированы 23 консультанта, которые занимались отпуском ЛС, т.е. почти 40% из 53 специалистов, отпускающих ЛС. В 8 из обследованных аптек при двух рабочих местах работали 1 провизор или фармацевт и на втором рабочем месте — консультант, в 5 — только консультанты, а в вечернее время и в выходные дни в аптеках нередко оказываются специалисты без бейджа, определить профессию и квалификацию которых не представляется возможным.

Полученные результаты говорят о том, что мнение покупателей об образовании обслуживающих их специалистов не всегда соответствует действительности.

Вторым вопросом «Как Вы относитесь к требованию аптечными специалистами рецепта на ЛС» мы постарались оценить отношение покупателей к рецептурному отпуску ЛС.

Процедура отпуска ЛС из аптек регламентируется приказами Минздрава РФ №80 от 04.03.2003 г. «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»», Минздравсоцразвития России №785 от 14.12.2005 «О порядке отпуска лекарственных средств из аптек» и №578 от 13.09. 2005 г. «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача». Соблюдение требований действующей нормативной базы существенно влияет

40%

НПРЛС 126 /о

чп%

о хранении 15 /о

U £2% ® больные

□ провизоры

о разовой и суточной дозе -6/0 —| врачи

1 47%

^■ 47%

о схеме приема

175%

1 45%

Рис.1. О чем должны информировать специалисты аптек при отпуске ЛС

О показания к применению □ противопоказания

В побочное действие 1 правила приема

О возрастные офаничения

Рис. 2. Какие сведения в инструкции являются для больного наиболее значимыми

на безопасность использования ЛС амбулаторными больными, которая является одной из самых острых проблем в современном здравоохранении.

В целом население понимает, что требование рецепта аптечными работниками сделает процесс лечения более безопасным, так считают 80% посетителей аптек.

Следующая группа вопросов была направлена на выяснение мнения покупателей о том, что влияет на принятие ими решения о покупке ЛС.

Проведенное анкетирование показало, что 55% покупателей принимают решение о покупке по назначению врача, 15% — по рекомендации аптечного специалиста и 30% — самостоятельно, причем, эти данные совпадают с результатами ряда других исследований по проблеме самолечения [1,3].

Однако на вопрос «Что влияет на Ваш выбор ЛС?» 55% опрошенных ответили: «советы знакомых» на основании чего можно предположить, что покупатели либо не честно отвечали на предыдущий вопрос, либо это хронические больные которым когда-то были назначены те или иные препараты, и в дальнейшем они приобретают их в аптеках, не обращаясь к врачу.

Следующая группа вопросов касалась информирования больных о ЛС.

В ранее проведенных нами исследованиях на эти вопросы отвечали медицинские специалисты: врачи и фельдшеры, и фармацевтические специалисты [2].

На вопрос «О чем должны информировать больного специалисты аптек?» 45% опрошенных покупателей ответили, что о схеме приема, 40% — о нежелательных побочных реакциях (НПР) и о необходимости прочитать инструкцию, 26% — о разовой и суточной дозе, 15% — о хранении.

45% опрошенных врачей считают, что специалисты аптек должны информировать больного о схеме приема, 42% о разовой и суточной дозе, 62 % — о хранении препаратов в домашних условиях и 30% о возможных НПР.

75% специалистов аптек считают, что они должны информировать больного о схеме приема, 47% о разовой и суточной дозе, 35 %о хранении препаратов в домашних условиях и 26% о возможных НПР (рис. 1).

На вопрос «О чем на практике информируют больного специалисты аптек?» 50% опрошенных покупателей отметили — ни о чем, только 15% ответили: о схеме приема и о необходимости прочитать инструкцию, и 30% — о необходимости приобрести дополнительно ЛС, способствующие повышению эффективности лечения.

Это свидетельствует о невыполнении аптечными специалистами положений приказов Минздрава России №80 и №785 об информационном сопровождении отпуска ЛС из аптек, где прописано, что при отпуске они должны информировать покупателя о правилах приема

Рис. 3. Как повлияет информирование пациентов о НПР на результаты лечения

лекарственного препарата: режиме приема, разовой и суточной дозе, способе приема (с учетом приема пищи и пр.), правилах хранения в домашних условиях и обращать внимание покупателя на необходимость внимательно ознакомиться с информацией о лекарственном препарате. Однако в приказе нет указаний о необходимости информирования пациента о неблагоприятных побочных реакциях (НПР). Но как мы видели ранее 40 % т.е. почти половина больных хотели бы об этом знать до того, как примут решение о покупке.

Далее была поставлена группа вопросов, описывающих отношение больных к инструкции на ЛС.

Лишь 60% опрошенных больных всегда читают инструкцию по применению ЛС, 10% вообще не читают и 30% — не всегда.

На вопрос «Какие сведения в инструкции по применению ЛС являются для Вас наиболее значимыми?» 54% покупателей ответили: «показания к применению», по 40% респондентов отметили противопоказания, побочное действие и правила приема и всего 20% ответили, что обращают внимание на возрастные ограничения (рис. 2).

Очень важно, что у специалистов аптек также отсутствует настороженность к возрастным особенностям применения препаратов. В государственных фармако-пеях СССР имелись таблицы высших разовых доз (ВРД) и высших суточных доз (ВСД) в которых существовала градация возраста больных на детский, взрослый и пожилой. В современных инструкциях по применению ЛС дозы указываются для детей и взрослых. Особенности дозировки у пожилых больных обычно описываются в разделах: фармакинетика, побочное действие или особые указания, поэтому составить представления о воз-

растных ограничениях сложно как специалистам, так и больным.

Последняя группа вопросов касалась влияния информирования о НПР на результаты лечения.

65% больных отвечает, что информирование о НПР ЛС улучшит результаты лечения, 21% — что это приведет к отказу от лечения, 10% — что не повлияет на результаты лечения.

Из опрошенных врачей — 46% считают, что информирование о НПР ЛС улучшит результаты лечения, 18% — что ухудшит, 26% предполагают, что предупреждение не повлияет на результаты лечения, а 17% считают, что предупреждение может привести к отказу от лечения

Из опрошенных аптечных специалистов 65% — считает, что информирование о НПР ЛС улучшит результаты лечения, 9% — что ухудшит, 9% — что не повлияет на лечение и 18 % что приведет к отказу от лечения (рис. 3).

66% опрошенных больных отметили, что это приведет к отказу от покупки, но при этом 40% ответили, что это повысит доверие к специалистам аптеки. На этот же вопрос отвечали и специалисты аптек: 44% из них думают, что это приведет к отказу от покупки, 65% — что это повысит доверие к специалистам аптеки, 9% — что не повлияет на решение о покупке и не один не считает, что это приведет к увеличению продаж.

Проведенное исследование показало, что покупатели доверяют свое здоровье специалистам аптек, предполагая наличие у них специального высшего или среднего фармацевтического образования, а требование в аптеках рецептов оценивают как повышение безопасности лечения.

Большинство покупателей хотят получать консультацию аптечных работников по различным вопросам применения лекарств, но половина специалистов аптек нарушает требования действующих нормативных документов и вообще ни о чем не информирует больного

Работники аптек не акцентируют внимание покупателя на НПР, предполагая, как и большинство покупателей, последующий отказ от покупки.

Таким образом, несбалансированное взаимодействие покупателей и фармацевтических специалистов в настоящее время приводит к значительному снижению безопасности использования ЛС и удовлетворенности покупателей качеством фармацевтической помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мошкова Л.В., Коржавых Э.А., Федина Е.А., Саутенкова Н.Л. Безрецептурный отпуск лекарственных средств в системе самопомощи и самопрофилактики. — М.: МЦФЭР, 2001. — 314с.

2. Рыжова О.А., Мороз Т.Л. Изучение информированности врачей о назначении лекарственных средств // Сибирский медицинский журнал. — Иркутск, 2010. — №5. — С. 201-203.

3. Сулейманов С.Ш. Юридические и этические аспекты от-

ветственного самолечения // Московские аптеки. — 2008. — N 8. — С.15-19.

4. Правительство Российской Федерации. Постановления. Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности: постановление от 06.07.2006 N 416 (с изм.).

5. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Приказы. Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»: приказ №80 от 04.03.2003(с изм.).

Информация об авторах: тел. (3952) 46-53-86, е-шаИ: samarar@rambler.ru, moroz_tl@mail.ru Рыжова Ольга Александровна — доцент кафедры, к. фарм.н.

Мороз Татьяна Львовна — профессор кафедры, д. фарм.н.

© ОКУНЬ Т.В., ВЕРЛАН Н.В., ПАИСОВА Г.Г., ДВОЙНИКОВА Н.А., БАРАХОВСКАЯ Т.В. — 2011 УДК: 615.01-316

ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Тамара Васильевна Окунь1, Надежда Вадимовна Верлан2, Галина ГеннадьевнаПаисова1,

Наталья Анатольевна Двойникова1, Татьяна Васильевна Бараховская2 (ЮГУЗ «Центр контроля качества и сертификации лекарств Иркутской области», директор — Т.В. Окунь; 2Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра клинической фармакологии, зав. — доц., д.м.н. Н.В. Верлан)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.