Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ВРЕДА МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИЗУЧЕНИЕ ВРЕДА МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
773
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН / ВРЕД / ДЕТИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бортник Александра Федоровна, Манасытова Марианна Алексеевна, Абрамов Владимир Владимирович

В данной статье рассмотрены вопросы изучения вреда мобильного телефона для детей школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бортник Александра Федоровна, Манасытова Марианна Алексеевна, Абрамов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING MOBILE PHONE HARM FOR SCHOOL-AGE CHILDREN

This article discusses the issues of studying the harm of a mobile phone for school-age children.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ВРЕДА МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Бортник Александра Федоровна

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Манасытова Марианна Алексеевна Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта (с. Чурапча); учитель Абрамов Владимир Владимирович

МБОУ «Телейская СОШ» (с. Телей)

ИЗУЧЕНИЕ ВРЕДА МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы изучения вреда мобильного телефона для детей школьного возраста.

Ключевые слова: мобильный телефон, вред, дети школьного возраста.

Annotation. This article discusses the issues of studying the harm of a mobile phone for school-age children.

Keywords: mobile phone, harm, school children.

Введение. В последние десятилетия 21 века мобильная связь стала частью нашей повседневной жизни. Быстрая связь облегчает общение людям, волны проходят сквозь нас. О том насколько это вредно для нас, мы решили в этом разобраться. Из вышесказанного можно сделать вывод, что при неправильном использовании мобильным телефоном, то телефон может негативно повлиять на наше здоровье.

Изложение основного материала статьи.

Данное исследование было проведено для изучения вреда здоровью детей школьного возраста.

Объект исследования - процесс изучения вреда мобильного телефона.

Предмет исследования - вред мобильного телефона для детей школьного возраста

Цель работы - доказать вред мобильных телефонов для здоровья человека и дать рекомендации по безопасному применению мобильных телефонов в повседневной жизни.

Гипотеза исследования. Применение мобильного телефона может быть безопасным, если:

- человек знает как им пользоваться с детских лет;

- соблюдать рекомендации, разработанные нами;

- приучить ребенка сократить время пользования мобильным телефоном.

Новизна исследования основана на том, что в результате исследований получены данные, касающиеся обучающихся МБОУ Телейская СОШ Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия).

Практическая значимость заключается в возможности использования полученных материалов при организации классных часов, лекций для детей и родителей. Разработанные практические рекомендации могут быть полезны учителям, воспитателям, родителям, обучающимся.

База исследования: МБОУ Телейская СОШ Чурапчинского улуса РС (Якутия)

С целью проверки рабочей гипотезы в ходе исследования нами решались такие задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Определить влияние мобильного телефона на физическое состояние испытуемых.

3. Экспериментально обосновать вред сотового телефона.

4. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы в МБОУ Телейская СОШ.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- анализ литературы по данной тематике;

- педагогический эксперимент:

- тестирование;

- наблюдение;

- анкетирование.

С целью глубокого и разностороннего изучения данной тематики был осуществлен анализ научно-методической литературы по вопросам изучения влияния сотового телефона на организм детей и о его вреде. Отдельное внимание было уделено аспектам рекомендациям как беречь себя от вреда сотового телефона.

Базой исследования была выбрана МБОУ Телейская СОШ Чурапчинского улуса РС (Я). В школе обучаются 122 учащихся, из них 67 девочек, 55 мальчиков.

В экспериментальном исследовании приняли участие 20 учащихся: 10 девочек и 10 мальчиков с 7-8-9-10-11 -классов по два учащихся (девочка и мальчик).

В начале исследования мы провели тестирование о том, что знают ли вред мобильного телефона, и сколько часов в сутки учащиеся пользуются и находится ли телефон в радиусе 3-4 метров.

Первый этап исследования. Провести наблюдения за детьми в течение недели.

На первом этапе (одна неделя) был осуществлен анализ теоретической литературы по теме исследования. Были определены предмет, объект, предмет, цель исследования, выдвинута гипотеза исследования, подобраны методики выявления и анализ исследовательской работы, разработана программа экспериментальной работы.

На втором этапе (2020 год) определили контрольную и экспериментальную группы, тесты и провели собеседования с учащимися. Также уточнена гипотеза и скорректирована программа исследовательской работы.

На третьем этапе (2021-год) обобщены и систематизированы полученные данные, выявлены наиболее эффективные формы и методы для контроля запрета сотового телефона в ночное и вечернее время суток.

Ход исследования:

Экспериментальная группа. 10 учащиеся вели обычный образ жизни с телефоном, засыпали поздно ночью.

Контрольная группа. 10 учащиеся было предложено спать пораньше в 22:00 - 23:00-ч вечера. Минимизировать пользование сотовым телефоном. Провести беседу , показать видео слайды, постараться убедить детей чтобы отвлеклись от телефона для нашего эксперимента. Для этого через приложения WhatsApp смотрел когда в последний раз посещали приложение , наблюдал и выявлял детей которые соблюдают режим.

В начале эксперимента испытуемым измеряли частоту пульса и артериальное давление, проводили исследование внимания и памяти. Затем в течение 10 минут испытуемые работали с сотовыми телефонами:

1) Экспериментальная группа - испытуемые, дозвонившись до оператора сотовой связи и дожидаясь его ответа, прослушивали спокойную музыку;

2) Контрольная группа - участники прослушивали спокойную мелодию в памяти сотового телефона.

В ходе исследования у 90% участников обеих групп выявлено увеличение частоты пульса. При этом в экспериментальной группе пульс увеличился с 80,3 до 86,0 ударов, а в контрольной - от 86,3 до 87,9 ударов. В экспериментальной группе изменение показателя произошло на 1 единицу, а в контрольной на 0,5 единицы. Увеличение частоты пульса свидетельствует о большой уязвимости сердечно-сосудистой системы подростков по отношению к ЭМП мобильной связи (Таблица 1).

Таблица 1

Результаты изменения частоты пульса испытуемых в результате десятиминутного воздействия ЭМП сотового

телефона

Эспериментальная группа Контрольная группа

№ До После До После

1 77 83 92 95

2 81 85 88 88

3 69 76 82 77

4 65 69 90 91

5 85 89 89 90

6 81 90 78 83

7 84 92 85 88

8 94 106 89 92

9 85 88 84 87

10 82 82 86 88

Средн. 80,3 86,0 86,3 87,9

Результаты изменения систолического давления показали, что повышение давления наблюдалось у 70% испытуемых в экспериментальной группе и у 70% контрольной группы. При этом у экспериментальной группы давление повысилось на 2,5 %, а в контрольной - на 0,8%.

Повышение диастолического давления зафиксировано у 70 % испытуемых. В экспериментальной группе изменения более значительные, чем в контрольной группе. У учащихся экспериментальной группы показатели диастолического давления увеличились на 6%, а в контрольной на 0,5%. Колебания давления у учащихся свидетельствует об изменениях показателей функционирования сердечно-сосудистой системы (Таблица 2).

Таблица 2

Результаты изменения систолического давления испытуемых в результате десятиминутного воздействия ЭМП

сотового телефона

Экспериментальная группа Контрольная группа

№ До После До После

1 92 98 104 105

2 100 102 108 109

3 118 119 110 111

4 110 111 112 113

5 105 107 106 107

6 109 109 105 103

7 107 109 111 112

8 101 105 101 104

9 111 114 99 101

10 103 107 99 99

итог 105,6 108,1 105,5 106,4

Внимание детей изучалось с помощью «Таблицы Шульте», по которому можно исследовать «устойчивость внимания». Средний показатель устойчивости внимания до использования телефоном и в экспериментальной и в контрольной группах был в норме. После работы с сотовым телефоном в течение 10 минут было обнаружено, что показатель «устойчивости внимания» снизился: в экспериментальной группе показатель снизился у 90% учащихся, а в контрольной - у 60% учащихся.

Понижение величины показателя «устойчивости внимания» свидетельствует о развитии утомления. Это доказывает неблагоприятное воздействие электромагнитного излучения (ЭМИ) мобильной связи на здоровье испытуемых (Таблица 3).

Таблица 3

Результаты изменения показателей «устойчивости внимания» испытуемых в результате десятиминутного

воздействия ЭМИ сотового телефона

Экспериментальная группа Контрольная группа

№ До После До После

1 24 21 23 21

2 23 23 22 22

3 24 22 22 17

4 21 19 20 20

5 24 21 20 20

6 22 18 24 21

7 24 21 23 22

8 19 17 21 22

9 23 21 22 22

10 22 19 24 21

Итог 22,6 20,2 22,1 20,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также в ходе исследования нами было проведено анкетирование.

Вопросы анкеты:

1. Есть ли у вас сотовый телефон?

2. Зачем нужен сотовый телефон?

3. Где чаще носите сотовый телефон?

4. Как вы держите сотовый телефон во время разговора?

5. Как вы думаете, вредит ли сотовый телефон здоровью?

6. Готовы ли вы отказаться от сотового телефона?

7. В ночное время, где находится ваш телефон?

8. До какого времени сидите в телефоне?

9. Играете ли на телефоне?

10. Сколько времени проводите с телефоном?

Анкетирование показало, что:

- у 100 % учеников есть мобильный телефон;

- сотовый телефон нужен им для общения, для игр, для просмотра фильмов, для учебы;

- мобильный телефон чаще носят в кармане брюк;

- во время разговора большая часть детей мобильный телефон держат на минимальном расстоянии от уха, только несколько детей пользуются фурнитурой;

- 80% респондентов уверены в том, что телефон не вреден;

- 100% детей не готовы отказаться от сотового телефона;

- у большинства (75%) сотовый телефон в ночное время лежит рядом с кроватью;

- 40% респондентов на телефоне сидят до 21 часа, 45% - до 22 часов, 10% - до 23 часов и 5% до 24 часов;

- 60% респондентов играют на телефоне;

- 25% респондентов сидят на телефоне до 3 часов в день; 40% - до 4 часов; 30% - до 5 часов и 5% - более 5 часов. Длительность зависит от дня недели и от сезона года. Ведь сельские дети только в зимнее время сидят дома, в остальные сезоны года, особенно мальчики, помогают родителям в сезонных работах крестьянских хозяйств и им некогда сидеть с телефоном.

Выводы. Исходя из полученных результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- организм детей наиболее подвержен неблагоприятному воздействию электромагнитного излучения мобильных телефонов, в частности у детей могут развиться нервные расстройства, искривление осанки, ухудшение зрения и другие негативные последствия.

Литература:

1. Васильева Т.И. Влияние электромагнитного поля сотового телефона на организм человека в зависимости от возраста // Вестник СамГУ. - 2012. - № 2. - С. 35

2. Беляев Ю.В. Неврологический эффект и мобильные коммуникации. - М.: Мысль, 1998

3. Пчёльник О.А., Нефёдов П.В. Электромагнитное излучение мобильных телефонов и риск для здоровья пользователей // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 1. - С. 1972

4. Результаты измерений уровня SAR для различных моделей сотовых телефонов - http://www.vrednost.ru/sar.php15.

5. Сергучёв П.А. Негативное воздействие сотовых телефонов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. -№ 9. - С. 89

6. Текшева Л.М., Барсукова Н.К. Гигиенические аспекты использования сотовой связи в школьном возрасте // Гигиена и санитария. - 2014. - № 2. - С. 624.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.