ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ
А.А. Федосова, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10396
Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования влияния занятий плаванием на физическую подготовленность студентов второго курса. В данной работе проанализировано понятие «физическая подготовленность», раскрыта его характеристика, обозначена роль нормативов в проведении контроля. На основе обзора источников делается вывод о положительном влиянии на физическую подготовленность регулярных занятий плаванием.
Ключевые слова: физическая подготовленность, плавание, студенты второго курса, спорт, нормативы.
Если обратиться к содержанию «Педагогического энциклопедического словаря», составленного российским академиком Б.М. Бим-Бадом, то можно увидеть, что физическую подготовленность необходимо связывать с «результатом физической подготовки», которая может быть достигнута в процессе выполнения двигательных действий - в профессии либо в спорте [4, с. 305].
В этом же словаре представлена характеристика физической подготовленности, которая проявляется через:
а) функциональные возможности различных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной);
б) развитие основных физических качеств человека (быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости).
Средством достижения физической подготовленности, оценка которой осуществляется с помощью специальных нормативов (на выносливость, силу, быстроту и т.д.), считают различные группы упражнений. Контроль физической подготовленности может быть текущим (выявляется результат после одной либо нескольких тренировок), этапным (выявляется результат после цикла тренировочных занятий), оперативным (выявляется результат после одного или нескольких упражнений) [4, с. 306].
Известно, что развитию физической подготовленности способствуют регуляр-
ные и систематические занятия разными видами спорта. Плавание, на мой взгляд, является видом спорта, который оказывает положительный эффект на состояние всего организма: обычное погружение в воду усиливает интенсивность процессов обмена, повышает частоту сердечных сокращений. Всего лишь за четверть часа пребывания в воде (температура должна быть не ниже 24°С) человек теряет 100 килокалорий тепла [3, с. 49], что хорошо для людей, стремящихся сбросить лишний вес.
В учебном пособии И. В. Переверзевой «Оздоровительное плавание в вузе» отмечается, что систематические занятия плаванием оказывают положительное воздействие на нервную систему, поскольку повышают эмоциональный тонус. В «выигрыше» остается и сердечно-сосудистая система за счет объема выталкиваемой крови за один вид деятельности. Учебные занятия по плаванию положительно действуют на дыхательную систему, так как давление воды на грудную клетку способствуют плавному выдоху [3, с. 50].
Согласно материалам наблюдения исследователя М.З. Цеслицкой, у студенческой молодежи плавание является одним из любимых видов спорта. Ссылаясь на данные отечественных ученых, Цеслицкая пишет об объективных показателях здоровья юношей и девушек: у них регистрируется гораздо меньше жалоб на вегетатив-
ные расстройства и психоэмоциональную дезадаптацию [5, с. 101].
Необходимо отметить, что проведением исследований влияния занятий плаванием на здоровье студентов занимались Н.М. Бламутова, Е.В. Волошина,
А.И. Гончар, С.С. Ермаков, Ж.Л. Козина, Г.М. Сидоренко, О.Я. Федчишин,
И.Ю. Химич. В работах перечисленных авторов представлены различные рекомендации по организации занятий плаванием для студентов с различным уровнем физической подготовленности.
Все сказанное выше позволяет приступить к изучению влияния занятий плава-
Для развития уровня физических качеств участников исследования были организованы занятия, которые предусматривали ряд задач:
1) повышение уровня развития общей и специальной физической подготовленности;
2) совершенствование техники спортивных способов плавания.
Периодичность проведения занятий, длительность которых достигала одного часа, составляла 2 раза в неделю. Совершенствование различных техник плавания осуществлялось на дистанциях в 25 и 50 м; развитие выносливости отрабатывалось на дистанциях 50 и 100 м (с небольшой скоростью) и непрерывное плавание вольным стилем (время - до 12 мин.).
нием на физическую подготовленность студентов ПетрГу. Для проведения исследования были приглашены студенты-юноши, обучающиеся на втором курсе. Общее количество испытуемых - 50 человек, возраст - от 18 до 20 лет.
Эксперимент проводился в период с октября 2018 года по апрель 2019 года. Контрольные нормативы включали тест К. Купера (беспрерывное плавание в течение 12 мин.); оценка скоростных возможностей на дистанции 50 м (вольным стилем), а также на дистанциях 12,5 и 25 м. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Повторное проплывание организовывалось на дистанциях 12,5 м и 25 м (с максимальной скоростью). Таким образом, за одно занятие студенты проплывали до 1000-1200 м.
По окончанию эксперимента в апреле было организовано повторное исследование по тем же критериям, которые были проведены осенью.
В результате было установлено, что у большинства студентов 2 курса зафиксировано улучшение результатов на всех дистанциях (12,5 м, 25 м, 50 м), а также улучшены результаты по тесту К. Купера: если в начале исследования средние результаты физической подготовленности студентов были плохими, то по завершении - удовлетворительными. Полученные данные отражены в таблице 2.
Таблица 1. Средние результаты сдачи контрольных нормативов (октябрь)
Период исследования Параметры оценки
Октябрь 2018 Проплывание (м)
12,5 25 50 Длина дистанции по тесту К.Купера (12 мин.)
9,2 19,9 45,5 530
Таблица 2. Средние результаты сдачи контрольных нормативов (апрель)
Период исследования Параметры оценки
Апрель 2019 Проплывание (м)
12,5 25 50 Длина дистанции по тесту К.Купера(12мин.)
8,3 18,8 42,5 640
Динамика контрольных результатов студентов 2 курса в период с октября 2018 по апрель 2019 можно проследить на рисунке.
Рисунок. Динамика контрольных результатов студентов 2 курса в период с октября 2018
по апрель 2019
Выводы. Проанализировав данную ис- неделю недостаточно для достижения вы-следовательскую работу, по результатам соких результатов, а как для занятий в всех критериев оценки видно, что студен- обычной учебной группе 2 раза в неделю ты улучшили свои результаты за период с достаточно, но если бы занятия проходили октября 2018 по апрель 2019 г., хотя ре- четыре раза в неделю, то результаты уве-зультаты не самые высокие, как у спорт- личились бы на много лучше. сменов. Это показывает то, что 2 раза в
Библиографический список
1. Ганчар А.И., Гаргуша С.В. Теоретико-методические аспекты формирования навыков плавания среди разных групп населения в процессе физического воспитания и спорта с учётом гендерных отличий обучающихся // Физическое воспитание студентов. - 2012. -№3. - С. 24-28.
2. Каунсилмен Джеймс Е. Спортивное плавание: Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт,1982. - 208 с.
3. Оздоровительное плавание в вузу: теория и практика: учебное пособие.
/ Сост. И.В. Переверзева, О.В. Арбузова. - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - 143 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
5. Цеслицкая М.З. Занятия плаванием в повышении уровня здоровья студентов // Педагогика, психология и методико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2013. - №12. - С. 101-104.
STUDYING THE INFLUENCE OF LESSONS BY SWIMMING ON THE PHYSICAL
PREPARATION OF STUDENTS
A.A. Fedosova, Senior Lecturer Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)
Abstract. This article presents the results of research of influence of swimming on the physical fitness of second-year students. In this paper, the content of the concept of «physical fitness» is analyzed, its characteristics are disclosed, and the role of standards for conducting control is indicated. Based on a review of sources, it is concluded that regular swimming lessons have a positive impact on physical fitness.
Keywords: physical fitness, swimming, second-year students, sports, the control standards.