Научная статья на тему 'Изучение влияния рекламы на развитие дошкольников в профессиональной подготовке педагогов'

Изучение влияния рекламы на развитие дошкольников в профессиональной подготовке педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
926
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕКЛАМА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / TELEVISION ADVERTISING / PRESCHOOL CHILDREN / SOCIALIZATION / SOCIO-CULTURAL EDUCATION / IMPACT / TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белинова Наталья Владимировна, Брызгалова Юлия Владимировна

Исследование посвящено обзору влияния телевизионной рекламы на социокультурное воспитание детей дошкольного возраста и на их социализацию в современном общественном дискурсе. Авторы полагают, что сюжет изучения влияния медиаконтента на детей дошкольного возраста целесообразно включать в производственную практику в рамках основных профессиональных образовательных программ по педагогическим направлениям подготовки. С этой целью в рамках статьи иллюстрируются примеры проектирования и организации диагностического исследования влияния телевизионной рекламы на старших дошкольников с последующей формулировкой выводов о необходимости поддержания дискуссии по данной проблематике среди всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE IMPACT OF ADVERTISING ON THE PRESCHOOLERS DEVELOPMENT IN TEACHERS’ PROFESSIONAL TRAINING

The study is devoted to a review of the impact of television advertising on the socio-cultural education of preschool age children and on their socialization in modern social discourse. The authors believe that the point of studying the influence of media content on children is recommended to include in the practice format in the framework of the main professional educational programs on pedagogical areas of training. For this purpose, the article illustrates examples of designing and organizing a diagnostic study of the impact of television advertising on preschoolers, followed by the formulation of conclusions about the need to maintain discussion on this issue among all participants in the educational process: teachers, children, parents.

Текст научной работы на тему «Изучение влияния рекламы на развитие дошкольников в профессиональной подготовке педагогов»

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук Белинова Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); студент магистратуры Брызгалова Юлия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕКЛАМЫ НА РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Исследование посвящено обзору влияния телевизионной рекламы на социокультурное воспитание детей дошкольного возраста и на их социализацию в современном общественном дискурсе. Авторы полагают, что сюжет изучения влияния медиаконтента на детей дошкольного возраста целесообразно включать в производственную практику в рамках основных профессиональных образовательных программ по педагогическим направлениям подготовки. С этой целью в рамках статьи иллюстрируются примеры проектирования и организации диагностического исследования влияния телевизионной рекламы на старших дошкольников с последующей формулировкой выводов о необходимости поддержания дискуссии по данной проблематике среди всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Ключевые слова: телевизионная реклама, дети дошкольного возраста, социализация, социокультурное воспитание, воздействие, профессиональная подготовка педагога.

Annotation. The study is devoted to a review of the impact of television advertising on the socio-cultural education of preschool age children and on their socialization in modern social discourse. The authors believe that the point of studying the influence of media content on children is recommended to include in the practice format in the framework of the main professional educational programs on pedagogical areas of training. For this purpose, the article illustrates examples of designing and organizing a diagnostic study of the impact of television advertising on preschoolers, followed by the formulation of conclusions about the need to maintain discussion on this issue among all participants in the educational process: teachers, children, parents.

Keywords: television advertising, preschool children, socialization, socio-cultural education, impact, teacher training.

Введение. В настоящее время реклама в значительной степени определяет образ и стиль жизни современного общества, неизбежно оказывая влияние на формирование взглядов и предпочтений, мировоззрения в целом.

Проблема влияния рекламы на сознание часто становится объектом изучения исследователей разных научных областей: философии, социологии, политологии, культурологии, психологии и педагогики.

Несмотря на неоднозначное отношение в обществе к рекламе как социокультурному феномену, мы считаем,ее использование в качестве ресурса в практике образования и психолого-педагогического сопровождения детей вполне оправданным. Соответственно, необходимо раскрытие этого вопроса и в аспекте профессиональной подготовки педагогов.

Привлекательность телевизионной рекламы обусловлена ее комплексным воздействием на звуковой и визуальный каналы, емкостью и насыщенностью сюжета в минимальный промежуток времени. Не в последнюю очередь индустрия рекламы способствует формированию «клипового» сознания или мышления современного поколения, о чем упоминается в исследованиях Горобец Т.Н., Котюровой М.П., Кузнецовой Е.В., Ломбиной Т.Н., Резер Т.М., Семеновских Т.В., Шеметовой Т.Н., Широковой Е.Н., Юрченко О.В., Кузнецова Е.В. и Резер Т.М. указывают, что «понятие клиповое мышление употребляется в качестве характеристики типа мышления, основанного на восприятии коротких образов (клипов), которые оказывают воздействие на эмоциональную составляющую личности» [4].

В результате регулярного просмотра телевизионной рекламы и влияния просматриваемого на психику у ребенка происходит формирование определенных взглядов на окружающую действительность, деятельностных и мотивационных установок, нравственных критериев, которые становятся частью социализации.

Модальность воздействия рекламы на становление детской психики рассматривается в современных исследованиях с диаметрально противоположных позиций.

Первая позиция утверждает, что реклама не оказывает никакого негативного влияния на психику. Сторонники данного подхода утверждают, что реклама помогает ребенку отличать выдуманный мир от мира реального, а это является важным элементом взросления - научиться понимать, кому или чему можно доверять. Кроме того, реклама является частью социализации ребенка, с ранних лет она учит его ориентироваться во взрослом мире экономических отношений [1, 2].

Герои телесериалов (например, «Здрайверы») и рекламируемые им продукты составляют основу детской субкультуры, вне которой ребенку трудно построить отношения со сверстниками. Для детей это информация о том, что на данный момент актуально и модно.

Реклама развивает память: цитирование коротких грамматически правильно построенных фраз благоприятно для развития мышления.

Современные рекламодатели привлекают к созданию рекламной продукции консультантов из представителей научного сообщества с целью сделать этот продукт более привлекательным, максимально соответствующим возрастным особенностям восприятия целевой группы.

Вторая позиция заключается в утверждении, что рекламодатели заинтересованы в формировании «материальных» установок, что неизбежно приведет к тому, что дети, вырастая, будут оценивать свою значимость, исходя из того, чем они владеют, а не из своих личностных качеств [3, 5, 8].

Самоидентификация будет возможна через определение списка потребляемых брендов, «раскрученных» рекламой. Невозможность обладания «полным списком» может приводить к формированию комплекса неполноценности и, как следствие, к нарастанию социальной напряженности в обозримом будущем. Кроме того, реклама часто культивирует насилие и приучает детей к потреблению товаров, вредных для здоровья.

Принимая во внимание аргументы обеих сторон, нельзя отрицать очевидный факт, что отказ от рекламы в современном социокультурном дискурсе невозможен - необходимо искать пути дифференциации рекламного контента и методы ограждения детей от ее.

Изложение основного материала статьи. Период дошкольного детства - это уникальное время формирования основ психического и физического облика будущего человека. В соответствии с этим проектируется система современного отечественного дошкольного образования, призванная поддерживать и культивировать развитие базисных качеств личности, культуры здоровьясбережения и социокультурных навыков у детей. В целом, следует отметить, что система обучения и воспитания в детском саду отличается негибкостью и непроницаемостью для ряда постоянно возникающих и сменяющих друг друга методик и технологий развития детей. Например, технология ментальной арифметики, метод раннего развития и обучения детей раннего возраста Макато Шичида, ряд нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в настоящее время не включены в образовательные программы (комплексные и парциальные), рекомендованные к использованию в организации образовательного процесса в детском саду (http://www.firo.ru/?page_id=11684).

Этот факт объясняется недостаточной изученностью перечисленных методов и технологий с позиций их валидности для психолого-педагогического сопровождения дошкольников. В этой связи вышеперечисленные методы и технологии не входят, соответственно и в основные профессиональные образовательные программы подготовки педагогов.

Иначе дело обстоит с использованием медиаконтента. Как уже было указано выше, телевидение в целом и телевизионная реклама в частности являются мощным стимулом стихийной социализации детей и взрослых. Язык рекламы влияет на формирование особенностей звуковой культуры речи, усвоение лексических шаблонов и языковых образных средств, характерных для рекламного клипа [6, 7].

Умение работать с этим контентом должно входить в профессиональную компетентность педагога, начиная с осознания влияния рекламы на формирующееся сознание детей, умение определять степень этого влияния с помощью диагностических методов, и заканчивая умением преобразования или корректировки этого стихийного влияния.

В рамках предлагаемого исследования мы проводили ряд исследований влияние рекламного контента на дошкольников в формате производственной практики будущих педагогов дошкольного образования, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».

Целью первого эксперимента было изучение влияния телевизионной рекламы на детей в возрасте от 5 до 7 лет. В ходе диагностического исследования решались следующие задачи:

1) выявить представление детей о назначении рекламы;

2) определить степень их доверия рекламным роликам;

3) установить влияние телевизионной рекламы на потребление товаров и услуг;

4) установить факты подражания детей старшего дошкольного возраста героям рекламных роликов.

Методом организации исследования было определено стандартизированное (формализованное)

интервью, в котором использовался опросный лист с четко определенными порядком и формулировками вопросов с целью получения точных данных. Вопросы были максимально адаптированы для детей старшего дошкольного возраста (упрощенная структура, ограниченное количество вопросов, неформальный стиль). В опросе приняли участие 75 детей.

Опросный лист.

1. Ты смотришь телевизор каждый день?

Варианты ответа: -Да / Нет

2. Знаешь ли ты, что такое реклама?

Варианты ответа: -Да / Нет

3. Для чего нужна реклама?

Варианты ответа:

- это перерыв между телепередачами

- отдых, развлечения

- она помогает покупать правильные товары

4. Нравится ли тебе смотреть рекламу по телевизору?

Варианты ответа:

- да, очень

- только некоторую

- нет

5. Веришь ли ты тому, что показывают в рекламе?

Варианты ответа:

- да

- только некоторым рекламным роликам

- нет

6. Какая реклама тебе нравится?

Варианты ответа:

- продукты питания

- напитки

- мультфильмы

- фильмы

- косметика

- бытовая техника

- игрушки

7. Какая реклама тебе не нравится?

Варианты ответа:

- продукты питания

- напитки

- мультфильмы

- фильмы

- косметика

- бытовая техника

- игрушки

8. Хочешь ли ты быть похожим на героев рекламных роликов?

Варианты ответа: - Да / Нет

9. Просишь ли ты родителей купить себе то, что рекламируют по телевизору?

Варианты ответа: -Да / Нет

10. Самая вкусная шоколадка?

Самый вкусный йогурт?

Самый вкусный сок?

На первый вопрос - Ты смотришь телевизор каждый день? - 77% опрошенных ответили на данный вопрос положительно. Это свидетельствует о том, что телевизор остается самым удобным и интересным источником развлечений для детей. Он не требует высокой концентрации и умственного напряжения. Часть детей смотрят телевизор в то время, когда родители заняты своими делами. Большинство участников опроса смотрят его совместно с родителями, для которых просмотр телепередач - повседневное явление.

На вопрос -Знаешь ли ты, что такое реклама? - 100 % участников опроса ответили положительно. Это подтверждает тот факт, что реклама - часть нашей массовой культуры, и дети с младшего возраста имеют о ней представление.

При ответе на третий вопрос - Для чего нужна реклама? - 77% опрошенных указали, что реклама помогает покупать правильные товары. Стоит отметить тот факт, что в дошкольном возрасте дети понимают реальное предназначение рекламы - информировать потенциальных покупателей о товарах. Однако критическое отношение к этому информированию у детей снижено, как правило, они доверяют тому, что видят на экране телевизора. Следующий по популярности ответ на третий вопрос - это перерыв между телепередачами (13 %) - формальный признак рекламы. Оставшиеся 10 % респондентов воспринимаю рекламу как отдых, развлечение. У детей слабая фиксация внимания, для них характерно постоянное желание переключится на что-то более интересное. Рекламные ролики обладают высокой динамикой, они яркие, красивые и, самое главное, короткие. Ребенок не устает от них, а наоборот получает удовольствие от просмотра.

При ответе на четвертый вопрос - Нравится ли тебе смотреть рекламу по телевизору? - большинство участников опроса ответили, что им нравится смотреть только некоторые рекламные ролики (85 %). Чаще всего это короткие сюжеты, где представлены объекты, важные для данного возрастного этапа: игрушки, рисованные персонажи, дети, семья и т.д. 15% утверждают, что им нравится смотреть всю рекламу, которую транслируют по телевизору. Как было сказано выше, это обусловлено особенностями детского восприятия.

На вопрос - Веришь ли ты тому, что показывают в рекламе? - все участники опроса ответили положительно. Реклама говорит на одном языке с ребенком, ему не заметны обман, опасности, угроза или вред. Герои рекламных роликов просты и линейны, их поступки и желания лишены нюансов, поэтому они понятны ребенку.

При ответе на вопрос - Какая реклама тебе нравится? - мы выяснили, что наибольшей популярностью пользуется реклама игрушек и мультфильмов (89 %).

На вопрос - Какая реклама тебе не нравится? - большинство детей ответили, что им не интересна реклама «взрослых товаров» (лекарства, бытовая техника и т.д.) (95 %).

Вопрос - Хочешь ли ты быть похожим на героев рекламных роликов? - дал 100% положительных ответов. Каждый ролик, предназначенный для детской аудитории - это законченный сюжет, где есть запоминающиеся персонажи. Для ребенка коротенькая «сказка» о товаре, подкрепленная яркими картинками и простой, но запоминающейся мелодией, интересна так же, как и мультфильм. Рекламные герои - персонажи этой сказки: красивые, веселые и счастливые. Смотря на них, у ребенка возникает желание «хочу быть, как он или она». А это говорит о том, что у них уже есть стремление приобретать вещи, которые использует рекламный герой и подражать его манерам, поведению и т.д.

Вопрос - Просишь ли ты родителей купить тебе то, что рекламируют по телевизору? - установил, что 100% респондентов испытывают на себе мотивирующее действие рекламы. В рекламных роликах нередко фигурируют персонажи, хорошо знакомые детям по детским передачам, мультфильмам, фильмам и т.д. Ребенок особенно чувствителен к призывам любимых персонажей, поэтому начинает требовать то, что ему настойчиво предлагают с экранов телевизора.

Отвечая на вопросы о самых лучших продуктах, дети отметили ряд известных торговых марок, реклама которых ежедневно появляется на экране. В рекламе данной продукции представлены хорошо знакомые и легко запоминающиеся ребенку образы.

Таким образом, проведенное исследование показало, что телевизионная реклама, оказывает влияние на детей. Старшие дошкольники доверяют ей, она выступает в качестве социокультурного фактора формирования ценностных ориентаций [8].

Целью второго исследования, проводимого в рамках прозводственной практики был исследование и анализ влияния рекламного ролика «Монстр Хай» на формирование представлений о социокультурном окружении детей старшего дошкольного возраста.

Данный рекламный ролик выбран на основании проведенного опроса. 80% девочек отметили, что хотели бы быть похожими на героев мультфильма, а промо-ролик вызывает у них желание иметь игрушку из данной коллекции. Рассмотрим подробнее, в чем заключается феномен популярности кукол Монстр Хай.

Рекламный ролик рассказывает об учениках знаменитой школы монстров с запоминающимся слоганом: «Школа монстров - мы лучшие, мы настоящие».

Текст ролика: «Кто-то прячется в коридорах школы монстров. Что-то стильное, что-то пугающее. Это загадочные ученики школы Монстр Хай! Френки скроена ладно, одета нарядно. Клодин в сапогах, улыбкой пленяет. Дракулаура с мышью ходит везде. Лагуна Блю неравнодушна к воде. Гулия - зомби с умом. Кто нас боится, идете домой. Пугающий стиль - наш образ такой. Школа монстров - мы лучшие, мы настоящие».

Продолжительность видеоролика - 47 секунд, что является оптимальным временем, для того, чтобы ролик оказал мотивирующее воздействие на ребенка. Быстрая смена кадров (за 47 сек. - 33 раза) не утомляет детей, а, наоборот, удерживает внимание и позволяет следовать за ходом сюжета. Высокая динамика видеоряда является одной из важных составляющих успеха рекламы для детей.

Новизна сюжета ролика заключается в использовании новых образов. Его герои взяты из фильмов ужасов и фантастических фильмов. Прототипами стали Дракула, Зомби, Франкенштейн, Мумия и др.

Ролик оказывает влияние на аудиальный канал, так как он начинается с устрашающей, интригующей музыки, далее следует простая ритмичная танцевальная композиция с рифмованной текстовкой. Несколько раз повторяется название бренда. Все вышеперечисленное способствует лучшему запоминанию.

Усиливающее влияние на визуальный канал оказывают типичные для стиля глэм-рока цвета. Данный стиль отличает эпатаж, дерзость и элементы женственности. Создатели показали функциональные возможности кукол. Кроме этого, в рекламу включены кадры из одноименного мультфильма, где показано, что у каждого персонажа есть своя личная сказочная история. Все это вызывает у ребенка желание узнать об увиденном больше.

Безусловно, данные куклы-монстры имеют влияние на формирование психики и внутреннего мира девочек, так как созданные на экране образы с ярким макияжем и нестандартной для школьной среды одежде меняют представление детей о привычном образе школьницы, как следствие, происходит изменение ценностных ориентаций: от скромности - к эпатажу. Девочки стремятся подражать героиням ролика, их манере поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С другой стороны, опрос родителей детей показал, что влияние персонажей ролика на детей носит положительный характер. Они помогают детям бороться со страхами, воспитывают в них чувство стиля, стремление к индивидуальности, принятию своих особенностей.

Таким образом последняя реплика в диалоге о влиянии рекламы на детей остается за родителями.

Выводы. Приведенные выше исследования иллюстрируют один из возможных сюжетов профессиональной подготовки будущих педагогов в ходе производственной практики поскольку:

- вопрос влияния рекламы на становление социокультурных представлений у детей дошкольного возраста в настоящее время открыт для дискуссий и научных исследований целого ряда наук: психологии, культурологии, социологии, педагогики и др.;

- через призму изучения данного аспекта, обучающиеся получают возможность актуализировать знания о психологических особенностях развития детей дошкольного возраста, и, таким образом, совершенствовать свои профессиональные компетенции;

- изучение влияния рекламы на развитие дошкольников позволяет построить диагностическое исследование в интересном и актуальном жанре на материале хорошо известных сюжетов;

- данное исследование коррелирует с требованиями современных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в сфере дошкольного образования, в частности ФГОС ДО (образовательная область социокультурное развитие);

- деятельность в рамках исследования направлена не только на работу с детьми, но и открывает широкие возможности для вовлечения родителей.

Литература:

1. Бахтеева Э. И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 11. - С. 1620. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95120.htm

2. Гончаров М.В. Влияние СМИ на социальный статус личности // Элитариум 2.0. URL: http://www.elitarium.ru/2006/07/19/vlijanie_smi_na_socialnyjj_status_lichnosti.html

3. Журавлева С.С. Образовательная среда организации дополнительного образования как фактор социально-коммуникативного развития старших дошкольников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. №4 С. 149-152.

4. Кузнецова Е.В., Резер Т.М. Клиповое мышление как фактор изменения образовательных технологий в высшей школе /http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/23804/1/apo 2018 14 099.pdf

5. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 799-803.

6. Песоцкий Е.А. Реклама. - М.: Издательство «Дашков и Ко», 2009. - 384 с.

7. Резепов И. Психология рекламы и PR. - М.: Издательство «Дашков и Ко», 2009. - 224 с.

8. Сорокина К.А., Килепо А.Г., Цветцых А.В. Влияние рекламы на детей // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010. №6 С. 173-174.

Педагогика

УДК: 378.147:784.4

кандидат педагогических наук, доцент Борисенко Тамара Георгиевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Аннотация. В статье раскрывается сущность профессиональной подготовки исполнителей народной песни в условиях развития современной музыкальной культуры Крыма. Выяснены особенности народной манеры исполнения будущих певцов, определена специфика учебных программ по направлению подготовки «Народное пение».

Ключевые слова: народная манера пения, профессиональная подготовка, исполнители народной песни, музыкальная культура Крыма.

An^tatton. In the article essence of professional preparation of performers of folk song opens up in the conditions of development of modern musical culture of Crimea. The features of folk manner of execution of future singers are found out, the specific of on-line tutorials is certain on speciality the «Folk singing».

Keywords: folk manner of singing, professional preparation, performers of folk song, musical culture of Crimea.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.