Научная статья на тему 'Изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье человека и качество жизни'

Изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье человека и качество жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
6737
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА / БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / ИЗМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРИРОДНОГО / НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ / МЕЖСИСТЕМНЫЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ / THE CONCEPT OF THE QUALITY OF LIFE / HUMAN HEALTH / BIOLOGICAL AND SOCIAL FACTORS OF THE QUALITY OF LIFE / CHANGES IN THE QUALITY OF LIFE / THE INFLUENCE OF THE UNFAVORABLE ECOLOGICAL FACTORS / NATURAL AND TECHNOGENIC ORIGIN / INTERSYSTEM DISCREPANCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гедулянов М.Т.

В статье анализируется влияние факторов окружающей среды: биологических, социальных, экологических, адаптогенных на здоровье человека и качество его жизни. Рассмотрена методология изучения здоровья человека, группы факторов окружающей среды, оказывающих тяжелое влияние на здоровье человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гедулянов М.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE IMPACT OF ENVIRONMENTAL FACTORS ON HUMAN HEALTH AND QUALITY OF LIFE

The article analyzes the influence of environmental factors: biological, social, ecological, adaptogenic on human health and the quality of his life. The methodology of studying human health, a group of environmental factors that have a dangerous influence on human health is considered.

Текст научной работы на тему «Изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье человека и качество жизни»

УДК 614.78:616-084

UDC 614.78:616-084

ГЕДУЛЯНОВ M.T.

студент 3 курса ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. A.M. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации E-mail: /ambrador2@gmail.com

GEDULYANOVM.T.

3-rd year student, Moscow State Medical and Dental University named after A.I. Yevdokimov E-mail: lambrador2@gmail.com

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ STUDYING THE IMPACT OF ENVIRONMENTAL FACTORS ON HUMAN HEALTH AND QUALITY OF LIFE

В статье анализируется влияние факторов окружающей среды: биологических, социальных, экологических, адаптогенных на здоровье человека и качество его жизни. Рассмотрена методология изучения здоровья человека, группы факторов окружающей среды, оказывающих тяжелое влияние на здоровье человека.

Ключевые слова: понятие качества жизни, здоровье человека, биологические и социальные факторы качества жизни, изменения качества жизни в условиях влияния неблагоприятных экологических факторов природного и техногенного происхождения, межсистемные несоответствия.

The article analyzes the influence of environmental factors: biological, social, ecological, adaptogenic on human health and the quality of his life. The methodology of studying human health, a group of environmental factors that have a dangerous influence on human health is considered.

Keywords: The concept of the quality of life, human health, biological and social f actors of the quality of life, changes in the quality of life under the influence of the unfavorable ecological factors of natural and technogenic origin, intersystem discrepancy.

Понятие качества жизни человека. Качество жизни человека - интегральная характеристика физического, психологического и социального функционирования человека, основанная на его субъективном восприятии мира.

Изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье человека и качество жизни - общепринятый в международной практике высокоинформативный чувствительный и экономичный метод оценки состояния здоровья социальных групп.

Разработка концепции качества жизни интенсивно началась в конце 1960-х годов. В 1991 г. был подготовлен и начат крупный Международный проект оценки качества жизни - International Quality of Life Assessment (IQOLA) Project, цель которого состояла в переводе, ва-лидации опросника SF-36 и получении популяционных норм качества жизни для различных стран. В настоящее

время в этом проекте участвует более 45 государств.

В число маркёров качества жизни попадают:

• здоровье;

• условия рабочего места;

• возможность хорошо провести свободное время;

• чувство социальной уверенности;

• самоубийства;

• количество телевизоров и телефонов на душу населения;

• плотность населения;

• наличие жилищ с ваннами;

• число разводов на душу населения;

• загрязнённость окружающей среды;

• снабжение и обеспечение продуктами питания;

• эстетические наслаждения;

• хорошее настроение и другие показатели (рис. 1).

Рис. 1. Структура потребностей населения, ориентированная на выбор критериев качества жизни.

© Гедулянов М.Т. © Gedulyanov М.Т.

Влияние биологических и социальных факторов окружающей среды на качество жизни человека. Здоровье человека связано от качества его жизни, которое рассматривают как систему потребностей для оптимальной жизни человека [1, с. 158-163]. Качество жизни охватывает психофизиологическое и соматическое здоровье человека, его духовные и культурные ценности, уровень цивилизованности общества и его экономическое развитие [2, с. 249-253]. В интересах исследования проблемы здоровья человека, проживающего в неблагоприятных экологических условиях, целесообразен саноцентрический подход, при котором системообразующим фактором качества жизни является здоровье (индивидуальное, общественное, семейное, профессиональное).

Качество жизни определяют шестью основными составляющими:

• заболеваемость и связанная с ней продолжительность жизни;

• потребление (с ним связаны экология и гигиена производства);

• риск как социально-биологическое явление;

• • потомство (семья);

• медико-санитарное состояние (здравоохранение);

• информационное обеспечение человека (печать, радио, телевидение, общение).

По мнению ученых, различают качество жизни индивидуума, отдельных больших когорт, популяций в целом [3, с. 205-210].

Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека и качество его жизни. В современном обществе возрастает потребность в перспективных технологиях и энергетическом обеспечении. При этом, многие новейшие технологии, занимая важное место в повышении уровня жизни в современном обществе, порождают повышенный риск для здоровья человека, общественное и даже политическое противодействие.

Экологические факторы. Медико-психологическая и социальная интерпретация проблемы «экологический риск - здоровье человека - качество жизни» представляет большие сложности, поскольку существуют экономические аспекты этой проблемы. Качество жизни во многом зависит от потребления продуктов производства. уровень которого во многом определяется профессиональным здоровьем и трудоспособностью населения [4, с. 118-127]. Неизлечимые болезни, трудо-потери по состоянию здоровья человека увеличивают стоимость продукции, что в свою очередь приводит к ограничению затрат на утилизацию отходов производства. Такое ограничение влияет на здоровье человека и качество его жизни - круг замыкается.

Проблема триединого взаимодействия аспектов «качества жизни - здоровья человека - экологического риска» ещё более сложна и на сегодняшний день не может быть решена однозначно для всех регионов или отдельных стран на все времена. Проблема очень динамична, и её различные аспекты в разные периоды истории могут иметь многообразные акценты [5, с. 32-36].

В проблеме «экологический риск - здоровье человека - качество жизни» важно восприятие риска, в том числе радиационного. Прежде всего, существует медико-психологический аспект этой проблемы: неадекватное восприятие риска может перерасти в радиофобию, то есть ложное, извращённое или гиперболизированное восприятие риска. Сейчас это одна из главных проблем психологической реабилитации граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции.

По данным социально-психологических исследований, нарадиоактивно загрязнённыхтерриторияху станов-леноснижение качества жизни населения, обусловленное высокой стрессированностью и, как следствие, низкой субъективной самооценкой здоровья человека [6, с. 41-44].

При изучении изменений, происходящих в организме под влиянием совокупности экологических (природных и антропотехногенных) факторов, применяют термин «адаптация». Под адаптацией понимают все виды врождённой и приобретённой приспособительной деятельности, которые обеспечиваются физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. При изучении адаптационной деятельности человека применяют системный и индивидуальный подходы [7, с. 46-49].

Системный подход к адаптации предполагает необходимость изучения адаптации и как процесса, и как состояния системы, для которой характерно подвижное равновесие, сохраняющее постоянство структур лишь при непрерывном движении всех компонентов системы. В итоге уравновешивание со средой происходит за счёт приобретения нового системного качества.

Индивидуальный подход к адаптации человека рассматривают как совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования индивидуума в конкретной экологической среде обитания. Для человека существует оптимальная экологическая среда с производственными и социальными условиями. Трудовая и биологическая активность человека постепенно снижается, пока, условия не станут такими, в которых организм вообще не сможет существовать [8, с. 137-140]. И тогда у человека формируется приспособительное поведение. Различают три типа приспособительного поведения живых организмов в ответ на действие неблагоприятного раздражителя: бегство от неблагоприятного раздражителя, пассивное подчинение раздражителю и активное противодействие за счёт развития специфических адаптивных реакций.

Адаптогенные факторы. Профессор Словении Ганс Селье назвал факторы, воздействие которых приводит к адаптации, стресс-факторами или иначе экстремальные факторы. Экстремальными могут быть не только отдельные воздействия на организм, но и изменённые условия существования в целом (например, перемещение человека с севера на юг и т.д.). По отно-

шению к человеку адаптогенные факторы могут быть природными и социальными, связанными с трудовой деятельностью. Природные факторы. В ходе эволюционного развития живые организмы адаптировались к действию широкого спектра природных раздражителей. Действие природных факторов, вызывающих развитие адаптационных механизмов, всегда является комплексным. Социальные факторы. Их число растёт с развитием цивилизации. Так, с расширением среды обитания появляются совершенно новые для человеческого организма условия и воздействия. Например, космические полёты приносят новые комплексы воздействия. К их числу относится невесомость - состояние, абсолютно неадекватное для любого организма. Невесомость сочетается с гипокинезией, изменением суточного режима жизни и т.д.

Следующий аспект проблемы - методология изучения здоровья человека. Проблема исследования феномена здоровья важна не только для медицины, но и человечества в целом. Экспертами ВОЗ предложено одно определение «человек и его здоровье - среда». При рассмотрении этой проблемы констатируется, что дать определение понятия «здоровье человека» весьма сложно. Анализируя существующие на данное время дефиниции здоровья, можно заключить, что в определенном смысле их можно сгруппировать по семантическим признакам.

В части определений раскрывается, прежде всего, философское содержание понятия «здоровье», которое сформулировал К. Маркс: «Болезнь - стесненная в своей свободе жизнь», подразумевая, что под здоровьем в этом случае следует понимать отсутствие болезни. Вторая разновидность дефиниций в какой-то мере детализирует приведенное выше определение. Сюда относится упомянутая выше формулировка ВОЗ, которая констатирует не только отсутствие болезни, но и наличие «...полного физического, душевного и социального благополучия...».

Оба аспекта феномена здоровья в общефилософском, методологическом плане, по-видимому, справедливы и имеют право на существование, однако возникает вопрос - как их использовать практически? Ведь понятийный аппарат и в том и другом случае не поддается доступной для врача количественной оценке. А это уже противоречит самому существу гигиенической науки, которая, как уже подчеркивалось, носит статус доказательной, т.е. количественной дисциплины.

Согласно третьей группы определений, здоровье человека состоит в том, что его сторонники рассматривают данное понятие либо как процесс «здоровье - процесс...^, либо как состояние «здоровье - состояние...».

Отметим, что и тот и другой феномены (процесс, состояние) поддаются как качественному (в самом общем виде: прогресс или регресс), так и количественному (больше или меньше) анализу. И с этой точки зрения данный подход следует считать более приемлемым. Таким образом, появляется возможность применить определенные качественно-количественные критерии

по отношению к системе «человек - среда» в конкретных условиях.

Но применительно к человеку, его здоровью нужна четкая определенность: жизнь - это «процесс», а здоровье - «состояние». Только исходя из такого понимания столь сложного биосоциального существа, каковым является человек, можно далее продвигаться по пути исследования здоровья человека (популяции) как критерия оценки социально-гигиенического благополучия человека и состояния окружающей среды.

Общебиологическое здоровье (норма) - интервал, в пределах которого количественные колебания всех физиологических систем организма не выходят за пределы оптимального (нормального) уровня саморегуляции.

Популяционное здоровье - условное статистическое понятие, характеризующее состояние демографических показателей, физическое развитие, частоту преморбид-ных, морбидных показателей и инвалидность определенной группы населения.

Индивидуальное здоровье - состояние организма, при котором он способен полноценно выполнять свои социальные и биологические функции.

Население - совокупность людей, проживающих на определенной территории и способных к самовосстановлению своей численности.

Наличное население - число всех лиц, которые в критический момент переписи находились в данном населенном пункте, включая временно проживающих и исключая временно отсутствующих.

Постоянное население - лица, постоянно проживающие в данном населенном пункте, включая временно отсутствующих и исключая временно проживающих.

Юридическое население - лица, внесенные в списки жителей данной территории независимо от их постоянного места жительства и пребывания в момент переписи.

Расчетное наличное население -лица, имеющиеся в наличии на данной территории в момент переписи.

Популяция - часть населения в пределах конкретной территории, выделенная по наиболее характерным для ее жизнедеятельности социально-экономическим, экологическим и иным факторам, демографическим и этническим характеристикам, образу жизни, ценностным ориентациям, традициям и т.д., объединяющим ее как единое целое с присущими ей общегрупповыми процессами формирования уровня здоровья.

Когорта - часть населения, объединенная единым сроком наступления определенного события (рождение, приезд в данный регион или проживание в определенной его зоне (месте), начало трудовой деятельности, вступление в брак, военная служба и т.д.).

Для изучения влияния, выявления и оценки взаимосвязи факторов окружающей среды и здоровья человека проводят математическое моделирование, т.е. по специальным методикам строят математические модели, отражающие зависимость уровня здоровья человека (населения) от исследуемых факторов [9, с. 337-340].

В процессе такого анализа устанавливается степень

влияния каждого из изучаемых факторов на уровень здоровья человека (населения).

Одним из способов, позволяющих делать вывод о степени влияния каждого фактора, является использование критерия корреляционно-регрессионного анализа - коэффициента детерминации.

Достоинством этого критерия является то, что он характеризует относительную роль каждого конкретного фактора среды во влиянии на уровень здоровья. Это позволяет ранжировать факторы по степени их вредности и разрабатывать программы профилактики с учетом приоритета их действия.

По тяжести возможные влияния на здоровье человека подразделяются на следующие группы факторов окружающей среды: катастрофические (безвременная смерть, уменьшение продолжительности жизни, выраженное бессилие, инвалидизация, задержка умственного развития, врожденные уродства), тяжелые (дисфункция органов, нервной системы, дисфункция развития, поведенческие дисфункции) и неблагоприятные (похудение, гиперплазия, гипертрофия, атрофия, изменение активности ферментов, обратимая дисфункция органов и систем и др.) [10, с. 11-21].

Например, к группе факторов, оказывающих тяжелое влияние на здоровье человека - экологически зависимые заболевания.

В настоящее время особую актуальность в связи с антропогенным воздействием на окружающую среду приобрели аллергические заболевания. Различными разновидностями этих болезней (бронхиальная астма, аллергические риниты, дерматиты, крапивница, экзема и т.д.) страдают от 20 до 50% населения. Эти заболевания, по сути дела, стали профессиональными для медицинских работников (аллергия на лекарства, медицинские отходы, дезинфицирующие средства и т.д.).

В последние годы наряду с «классическими» аллергическими заболеваниями внимание врачей привлекают экологически обусловленные заболевания, этиология и патогенез которых остаются пока малоизученными. Возникновение этих заболеваний связывают с интенсивной химизацией современного общества и постоянным, на протяжении всей жизни, воздействием сотен разнообразных химических соединений [11, с. 319-323].

Выделяют 2 группы нарушений состояния здоровья человека, обусловленных воздействием внутрижилищ-ной среды. Первая группа носит название «заболевания, связанные со зданием (BRI)» и включает в себя нарушения состояния здоровья, этиологически связанные с определенными факторами внутри помещения, например выделением формальдегида из полимерных и древесно-стружечных материалов. После устранения вредного воздействия симптомы заболевания, как правило, не исчезают, и процесс восстановления может потребовать достаточно длительного времени.

Вторая группа носит название «синдром больного здания (SBS)» и включает в себя острые нарушения состояния здоровья и дискомфорт, возникающие в конкретном помещении и почти полностью исчезающие

при выходе из него. Синдром больного здания проявляет себя в виде головной боли, раздражении глаз, носа и органов дыхания, сухого кашля, сухости и зуда кожи, слабости и тошноты, повышенной утомляемости, восприимчивости к запахам.

По данным ВОЗ, около 30% новых или реконструированных зданий могут провоцировать названные симптомы. Развитие синдрома больного здания, по-видимому, обусловлено комбинированными и со-четанными воздействиями химических, физических (температура, влажность) и биологических (бактерии, неизвестные вирусы и др.) факторов.

Причинами синдрома больного здания чаще всего становится недостаточная естественная и искусственная вентиляция помещения, строительные отделочные материалы, мебель, нерегулярная или неправильная уборка помещений.

Другим синдромом, в развитии которого определенную роль могут играть факторы окружающей среды, является синдром хронической усталости (синдром иммунной дисфункции) [12, с. 282-284]. Для диагностики данного синдрома учитывают следующие критерии:

1. Ощущение выраженной усталости отмечается на протяжении не менее 6 месяцев.

2. Ощущение усталости сочетается с нарушением кратковременной памяти, спутанностью сознания, дезориентацией, нарушениями речи и затруднениями при выполнении счетных операций.

3. Присутствуют по крайне мере 4 из следующих 10 симптомов:

- лихорадка или озноб;

- рецидивирующие заболевания горла;

- увеличение лимфатических узлов:

- мышечный дискомфорт;

- гриппоподобные мышечные боли;

- повышенная чувствительность мышц при пальпации;

- генерализованная слабость;

- чувство суставного дискомфорта;

- асимметричное поражение крупных суставов;

- головная боль (в ретроорбитальных и окципи-тальных областях);

- нарушения сна;

- повышенная сонливость (сон более 10 ч в сутки);

- хронический, часто повторяющийся насморк.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что

проблема «экологический риск - здоровье человека - качество жизни» сложна. Причин межсистемных несоответствий достаточно много. В основе этих межсистемных несоответствий могут быть следующие:

- экологический риск, в том числе и радиационный, практически неустраним в жизни человека (общества). В связи с этим одной из важных медико-психологических задач является смягчение последствий радиационного, химического, электромагнитного и других видов риска путём улучшения качества жизни и уменьшения неадекватного восприятия населением техногенного риска;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- улучшение жизненных стандартов (качества жизни) создаёт новый риск. В дальнейшем на человека могут оказывать влияние факторы научно-технического прогресса, гораздо более значимые, чем радиационный (химический, электромагнитный и т.п.) риск;

- человек должен быть готов в жизни к любому риску. Однако это удел немногих. Если лётчики, космонавты, подводники, горняки мотивированы на риск, то население в целом к нему не готово. Не случайно, по данным ВОЗ, в последние годы наблюдается увеличение психических расстройств и социальных патологий;

- философский подход к проблеме «качество жизни - здоровье человека - риск» позволяет рассмотреть её шире. Создавая новые технологии, человек истоща-

ет природные ресурсы и ухудшает окружающую среду, создавая себе временное благополучие, улучшая качество жизни. Человек, думая об улучшении своего бытия, должен знать, что резервы природы и энергоресурсов не бесконечны;

- специфика категории качества жизни состоит в том, что она позволяет зафиксировать объективные характеристики реального общества в особенностях повседневной жизни социальных су бъектов;

- здоровье, в том числе и профессиональное, -синтетический индикатор качества жизни, обобщающий всё многообразие этого понятия, включая феномены творческого и физического долгожительства. В свою очередь качество жизни - сильнейший модификатор здоровья, в том числе и профессионального.

Библиографический список

1. Гедулянова Н.С., Геду.чяновМ.Т. Формирование профессиональных компетенций в профилактической деятельности будущего специалиста // Эко-потенциал. 2017. № 1(17). С.158-163.

2. Гедуляиов М.Т. Готовность врача стоматолога к коммуникации для решения задач в профессиональной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №4(73). С. 249-253.

3. Гедулянова Н.С., Гедуляиов М.Т. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №2(71). С. 205-210.

4. Гедулянова Н.С., Митяева A.M., Гедуляиов М. Т. Развитие творческих способностей и качество подготовки выпускника вуза //Эко-потенциал. 2016. № 3(15). С.118-127.

5. Гедулянова Н.С., Гедуляиов М.Т. Экономическая подготовка обучающихся: теории и технологии // Образование и общество. 2016.'№ 3(98). С. 32-36.

6. Гедулянова Н.С., Гедуляиов М.Т. Ключевые концепты подготовки кадров по востребованным профессиям и специальностям // Эко-потенциал. 2015. № 4(12). С.41-44.

7. Гедулянова Н.С., Геду.чянов М.Т. Качество образования - цель и результат инноваций // Эко-потенциал. 2015. № 3(11). С.46-49.

8. Гедулянова Н.С. Регулирование отношений в образовательной организации в части вопросов подготовки практик // Эко-потенциал 2015. № 3(11). С. 137-140.

9. Гедулянова Н.С., Гедуляиов М.Т. Компетентностный подход в подготовке инженеров педагогов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 337-340.

10. Гедулянова Н. С., Горовая Л.В., Богданович Е.В. Рациональная модель системы наставничества как условие эффективного управления персоналом в российской организации// Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2(3). С. 11-21.

11. Мурадова Н.С. НИРС - инвестиции в будущее // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3. С. 319-323.

12. Мурадова Н.С. Непрерывное педагогическое образование как условие формирования социально-экономической культуры педагога // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2006. № 2. С. 282 - 284.

References

1. Gedulvanova N.S., Gedulyanov М.Т. The formation of professional competences in the preventive activities of a future specialist // Eco-potential. 2017. Number 1 (17). Pp. 158-163.

2. Gedulyanov M.T. The readiness of a dentist for communication for solving problems in professional activity // Scientific Notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2016. Number 4 (73). P. 249-253.

3. Gedulvanova N.S., Gedulyanov M.T. Tutorship as a condition for effective management of the Ministry of health in the field of dentistry // Scientific notes of Orel State University. Series 2016. .Number 2 (71). Pp. 205-210.

4. Gedulvanova N.S., Mitiaeva A.M., Gedulyanov M.T. Development of creative abilities and the quality of the graduates training // Eco-potential. 2016. Number 3 (15). 1'p. I IS-127.

5. Gedulvanova N.S., Gedulyanov M.T. Economic preparation of students: theory and technology // Education and Society. 2016. Number 3 (98). Pp. 32-36.

6. Gedulvanova N.S., Gedulyanov M. T. The key concepts of the training in demand occupations and professions // Eco-potential 2015. Number. 4 (12). P.41-44.

7. Gedulvanova N.S., Gedulyanov M.T. The quality of education - the purpose and the result of innovations // Eco-potential. 2015. Number 3 (11). Pp. 46-49.

8. Gedulvanova N.S. The relation of the educational organization in terms of the issues of training practices // Eco-potential. 2015. Number 3 (11). Pp. 137-140.

9. Gedulvanova N.S., Gedulyanov M.T. The competence approach in the training of the engineers teachers // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2013. Number 4. Pp. 337-340.

10. Gedulyanova N.S., Gorovaya L. V Bogdanovich E. V. The rational model of mentoring system as a condition for effective personnel management in the Russian organization//Educational resources and technology 2013. Number 2 (3). Pp. 11-21.

11. Muradova N.S. NIRS - investments in the future // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2009. Number 3. Pp. 319-323.

12. Muradova N.S. The continuous teaching training as a condition of the format ion of economic and social culture of the teacher // Herald of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2006. Number № 2. Pp. 282 - 284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.