Научная статья на тему 'Изучение влияния электронных образовательных ресурсов на процесс обучения будущих учителей'

Изучение влияния электронных образовательных ресурсов на процесс обучения будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ / ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE / TRANSFORMATION OF CHEMISTRY EDUCATION / FUTURE CHEMISTRY TEACHERS / DESIGN AND TECHNOLOGICAL PRACTICE / DEMONSTRATION CHEMICAL EXPERIMENT / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халикова Ф.Д.

Статья посвящается изучению влияния электронных образовательных ресурсов на процесс обучения химии будущих учителей. Целью исследования является изучение изменений, произошедших вследствие применения электронных образовательных ресурсов в обучении химии. Площадкой для проведения исследования являлся Химический институт им. А.М. Бутлерова Казанского федерального университета, в исследовании участвовали студенты первого курса. В статье указано, что для самостоятельной организации и осуществления процесса обучения студентов был разработан и внедрен электронный образовательный ресурс по дисциплине «Проектно-технологическая практика «практикум по демонстрационному химическому эксперименту»». Анкетирование, проведенное до внедрения электронного образовательного ресурса в процесс обучения среди студентов первого курса кафедры химического образования, показало неосведомленность опрошенных в основных функциях электронных образовательных ресурсов и их влиянии на уровень образования в целом. Результаты проведенного исследования были положительными, что выражается в проведенном анкетировании после внедрения разработанного электронного образовательного ресурса. Студентами будущими учителями химии были отмечены положительные качества применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: возможность самостоятельного оценивания полученных знаний, формирование навыков и умений и применение их в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халикова Ф.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE INFLUENCE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES ON THE PROCESS OF TEACHING FUTURE TEACHERS

The article is devoted to studying the influence of electronic educational resources on the process of teaching chemistry to future teachers. The aim of the study is to study the changes that have occurred as a result of the use of electronic educational resources in chemistry education. The platform for research was the Chemical Institute. A.M. Butlerova, Kazan Federal University, first-year students took part in the study. The article states that for the independent organization and implementation of the student learning process, an electronic educational resource was developed and introduced in the discipline "Design and technological practice" practical demonstration chemical experiment workshop"". The questionnaire conducted before the introduction of the electronic educational resource in the learning process among first-year students of the Department of Chemical Education showed that the respondents were not aware of the main functions of electronic educational resources and their impact on the level of education in general. The results of the study were positive, which is expressed in the survey after the introduction of the developed electronic educational resource. Students future chemistry teachers noted the positive qualities of the use of electronic educational resources in the learning process: the possibility of independent assessment of the knowledge gained, the formation of skills and their application in practice.

Текст научной работы на тему «Изучение влияния электронных образовательных ресурсов на процесс обучения будущих учителей»

УДК 373.1

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Ф.Д. Халикова

Аннотация. Статья посвящается изучению влияния электронных образовательных ресурсов на процесс обучения химии будущих учителей. Целью исследования является изучение изменений, произошедших вследствие применения электронных образовательных ресурсов в обучении химии. Площадкой для проведения исследования являлся Химический институт им. А.М. Бутлерова Казанского федерального университета, в исследовании участвовали студенты первого курса. В статье указано, что для самостоятельной организации и осуществления процесса обучения студентов был разработан и внедрен электронный образовательный ресурс по дисциплине «Проектно-технологическая практика «практикум по демонстрационному химическому эксперименту»». Анкетирование, проведенное до внедрения электронного образовательного ресурса в процесс обучения среди студентов первого курса кафедры химического образования, показало неосведомленность опрошенных в основных функциях электронных образовательных ресурсов и их влиянии на уровень образования в целом. Результаты проведенного исследования были положительными, что выражается в проведенном анкетировании после внедрения разработанного электронного образовательного ресурса. Студентами - будущими учителями химии были отмечены положительные качества применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: возможность самостоятельного оценивания полученных знаний, формирование навыков и умений и применение их в практической деятельности.

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, трансформация обучения химии, будущие учителя химии, проектно-технологическая практика, демонстрационный химический эксперимент, федеральный государственный образовательный стандарт.

STUDYING THE INFLUENCE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES ON THE PROCESS OF TEACHING FUTURE TEACHERS

F. Halikova

Abstract. The article is devoted to studying the influence of electronic educational resources on the process of teaching chemistry to future teachers. The aim of the study is to study the changes that have occurred as a result of the use of electronic educational resources in chemistry education. The platform for research was the Chemical Institute. A.M. Butlerova, Kazan Federal University, first-year students took part in the study. The article states that for the independent organization and implementation of the student learning process, an electronic educational resource was developed and introduced in the discipline "Design and technological practice" practical demonstration chemical experiment workshop"". The questionnaire conducted before the introduction of the electronic educational resource in the learning process among first-year students of the Department of Chemical Education showed that the respondents were not aware of the main functions of electronic educational resources and their impact on the level of education in general. The results of the study were positive, which is expressed in the survey after the introduction of the developed electronic educational resource. Students - future chemistry teachers noted the positive qualities of the use of electronic educational resources in the learning process: the possibility of independent assessment of the knowledge gained, the formation of skills and their application in practice.

Keywords: Electronic educational resource, transformation of chemistry education, future chemistry teachers, design and technological practice, demonstration chemical experiment, federal state educational standard.

Введение. В связи со стремительным развитием информационных и

коммуникационных технологий перед образовательным процессом встает задача модернизации обучения с использованием новейших разработок. Но основной целью образования является правильное их применение, то есть усовершенствование методик использования данных технологий. Иначе говоря,

разработка различных электронных и цифровых образовательных ресурсов, которые повышают эффективность обучения, познавательную активность студентов и их самостоятельную деятельность.

Электронные образовательные ресурсы - это средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения учебного процесса. К ним чаще всего относятся

электронные издания, учебники, то есть та информация, которую можно найти в сети Интернет. Авторы нацпроекта «Образование» упростили термин «электронные

образовательные ресурсы» и объяснили его так: это те учебные материалы, воспроизведение которых проходит с помощью электронных устройств [6].

Внедрение информационных и

коммуникационных технологий с применением электронных и цифровых образовательных ресурсов началось относительно недавно. Практически каждый преподаватель создает и разрабатывает электронный образовательный ресурс для использования на преподаваемых ими дисциплинах, благодаря которому студенты самостоятельно могут оценить свои знания и закрепить их. Такое активное использование электронных образовательных ресурсов в обучении связано с тем, что правительство страны заинтересовано в быстрой адаптации людей к изменяющимся условиям жизни, поиска оптимальных решений проблемных ситуаций и грамотной работе с поступающей информацией. Все эти процессы идут непрерывно на протяжении всей жизни человека, поэтому внедрение электронных образовательных ресурсов является вспомогательным

компонентом в развитии индивидуума [2]. Но основным важнейшим вопросом является то, как влияет применение электронных

образовательных ресурсов на процесс обучения, и какие изменения произошли вследствие их применения. Данную статью можно рассматривать как одну из попыток поиска путей решения данной проблемы.

Цель исследования: изучить изменения, произошедшие вследствие применения электронных образовательных ресурсов в обучении химии.

Задачи исследования:

1. Дать определение понятию «электронных образовательных ресурсов».

2. Изучить влияние электронных образовательных ресурсов на процесс обучения химии.

3. Сравнить результаты обучения до и после использования электронных образовательных ресурсов.

Объект исследования: процесс

трансформации обучения химии при использовании электронных образовательных ресурсов.

Предмет исследования: методика использования электронных образовательных ресурсов в обучении химии.

Теоретическая значимость: создан и разработан электронный образовательный ресурс на базе сайта КФУ по дисциплине «Проектно-технологическая практика «практикум по демонстрационному химическому

эксперименту»».

Практическая значимость: данный ресурс может использоваться на занятиях по дисциплине «Проектно-технологическая практика «практикум по демонстрационному химическому

эксперименту»».

Обзор состояния проблемы. На данный момент известно немалое количество способов создания и разработки электронных образовательных ресурсов. Такая тенденция развития электронных образовательных ресурсов связана с высоким спросом к росту уровня образования, обусловленным переходом процесса обучения на новый формат в соответствии с Федеральным Государственным

Образовательным Стандартом (ФГОС) [11].

Внедрение ЭОР в образование дошло вплоть до того, что начинают функционировать специальные компании по разработке электронных образовательных ресурсов. К одной из таких компаний относится издательство «ФИЗИКОН», основанное в 1993 году. Интерактивные курсы, создаваемые

издательством, используются не только в России, но и за рубежом. Одним словом, данное издательство вышло на мировой уровень, что показывает рост качества образования в Российской Федерации вследствие применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения [1].

Высокие требования ФГОС способствуют масштабному созданию электронных

образовательных ресурсов преподавателями высших учебных заведений для применения их в преподаваемых ими дисциплинах. Все это связано с реализацией самостоятельной деятельности студентов, применения полученных знаний, навыков и умений в практической деятельности. Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов в процессе обучения оценивание знаний становится более объективным, а также облегчается работа преподавателей: затрачивается намного меньшее количество временных ресурсов на подготовку учебного материала [12].

Материал и методы исследования: площадкой для проведения исследования являлся

Химический институт им. А.М. Бутлерова; анкетирование, разработка электронного образовательного ресурса, анализ и обработка полученных результатов.

Для проверки эффективности применения электронных образовательных ресурсов был создан электронный курс для студентов первого курса Химического института им. А.М. Бутлерова кафедры химического образования по дисциплине «Проектно-технологическая

практика «практикум по демонстрационному химическому эксперименту»». Процесс создания электронных образовательных ресурсов проходил в два этапа: первый (2017 - 2018 учебный год) -это поиск необходимого учебного материала, разработка тестовых заданий; второй (2018 - 2019 учебный год) - непосредственно создание электронного образовательного ресурса на сайте Казанского Федерального Университета в разделе «Дистанционное обучение».

Первый этап (2017 - 2018 учебный год) - сбор материала для создания электронного образовательного ресурса по дисциплине «Проектно-технологическая практика «практикум по демонстрационному химическому

эксперименту»». С начала нового учебного года началась работа по поиску необходимого учебного материала для создания электронного образовательного ресурса и применения его в дисциплине «Проектно-технологическая

практика «практикум по демонстрационному химическому эксперименту»».

Был усовершенствован уже готовый пакет лекций, внеся новую информацию по изучаемым темам. На данной дисциплине изучаются восемь разделов, каждый из которых включает в себя несколько подразделов: «Введение в школьный эксперимент», «Простые вещества. Смеси», «Классификация, номенклатура и химические свойства неорганических соединений», «Дисперсные системы. Растворы»,

«Окислительно-восстановительные системы», «Кинетика и скорость химической реакции. Химическое равновесие», «Классификация, номенклатура и химические свойства органических соединений», «Качественные реакции в органической и неорганической химии». В качестве дополнительного материала использовались учебники по органической и неорганической, физической и аналитической химии для студентов высших учебных заведений [8;9].

Был собран пакет презентаций по описанным выше восьми разделам для использования их в электронном образовательном ресурсе. Как и в

случае с лекциями, при создании презентаций, были использованы все учебные материалы по органической и неорганической, физической и аналитической химии. Использование презентаций для применения в электронном образовательном ресурсе связано с тем, что это повышает познавательную активность студентов, развивает в них стремление к получению новых знаний, помогает лучше понимать учебный материал. Следует также упомянуть о том, что в разработанных нами презентациях содержится теоретическая информация не только в форме сплошного текста, но также и в форме видеофрагментов, фото и анимации. Поэтому это также положительно сказывается на процессе обучения, так как информация, воспринимаемая органами чувств, лучше запоминается студентами.

Для оценивания полученных знаний студентов и проведения контрольных работ были разработаны тестовые задания по вышеперечисленным восьми разделам. Первый тест по теме: «Введение в школьный эксперимент» состоял из 20 заданий. Данные тесты имели более общий характер: рассматривались такие понятия, как «урок», «форма организации урока», «демонстрационный эксперимент» и т.д. Источниками при составлении данного теста являлись учебники по педагогике и методике обучения химии разных авторов [7].

При составлении остальных тестов по темам: «Простые вещества. Смеси», «Классификация, номенклатура и химические свойства неорганических соединений», «Дисперсные системы. Растворы», «Окислительно-восстановительные реакции», «Кинетика и скорость химической реакции. Химическое равновесие», «Классификация, номенклатура и химические свойства органических соединений», «Качественные реакции в органической и неорганической химии» использовались учебные материалы школьного курса по химии, а также учебники по неорганической и органической, физической и аналитической химии для студентов 1-1У курсов [10;4].

Нужно отметить, что данные тестовые задания способствуют усовершенствованию методики оценивания знаний студентов, а также его объективности. При разработке данных контрольных тестирований был учтен тот факт, что они будут реализовываться в онлайн-режиме, что положительно будет сказываться на методике проведения контрольных и итоговых работ для проверки полученных знаний по данной

дисциплине. Была использована дополнительная информация по правилам техники безопасности для использования их в первом разделе по изучаемой студентами первого курса кафедры химического образования дисциплине «Проектно-технологическая практика «практикум по демонстрационному химическому

эксперименту»» [3]. На процесс сбора материала для создания электронного образовательного ресурса, для поиска учебного материала, был затрачен один учебный год.

Второй этап (2018 - 2019 учебный год) -создание электронного образовательного ресурса для студентов первого курса кафедры химического образования по дисциплине «Проектно-технологическая практика «практикум по демонстрационному химическому

эксперименту»», который будет помещен на сайте Казанского Федерального университета в разделе «Дистанционное обучение». Работа шла по составленному плану дальнейшей деятельности:

- внесение метаданных по курсу «Проектно-технологическая практика «практикум по демонстрационному химическому эксперименту»»;

- внесение подготовленного пакета лекций с дальнейшим разделением его на восемь разделов, согласно утвержденной рабочей программе;

- внесение разработанных презентаций, также разделенных на восемь разделов;

- оформление и внесение разработанных тестовых заданий согласно требованиям разработчиков раздела «Дистанционное обучение»;

- внесение дополнительного материала к каждой теме курса «Проектно-технологическая практика «практикум по демонстрационному химическому эксперименту»»;

- отправка разработанного курса на экспертизу [5].

Прежде чем применить созданный нами электронный образовательный ресурс по дисциплине «Проектно-технологическая

практика «практикум по демонстрационному химическому эксперименту»», мы провели анкетирование студентов первого курса кафедры химического образования для того чтобы выяснить, какие положительные стороны использования электронных образовательных ресурсов они могут выделить. В опросе приняло участие 26 студентов первого курса.

Анкетирование включало в себя следующие четыре вопроса:

1. Слышали ли вы когда-либо об электронных образовательных ресурсах?

2. Использовались ли ранее электронные образовательные ресурсы в вашем обучении?

3. Хотели бы вы, чтобы по данной дисциплине применялись электронные образовательные ресурсы?

4. Изменилось бы ваше обучение вследствие применения электронных образовательных ресурсов?

По результатам анкетирования было выявлено, что многие студенты положительно относятся к использованию электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Некоторые студенты также выразили свое желание использовать электронные

образовательные ресурсы в дальнейшей их профессиональной деятельности. Они связывают это с тем, что применение новейших информационных разработок в процессе обучения оказывает влияние на рост познавательной активности обучаемых, развитие их самостоятельной деятельности, а также повышает уровень образования, его цифровизации и модернизации.

Некоторые из опрошенных считают, что электронные образовательные ресурсы помогают в развитии профессиональной деятельности; позволяют более тщательно подходить к выполнению заданий, так как время не ограничено; развиваются навыки работы с новейшими информационными разработками, и возможен свободный доступ к учебным материалам. Также многие студенты отмечают, что электронные образовательные ресурсы являются источником для получения дополнительных баллов.

После проведения необходимой работы для создания и разработки электронного образовательного ресурса по дисциплине «Проектно-технологическая практика «практикум по демонстрационному химическому

эксперименту»» для студентов первого курса кафедры химического образования был введен в эксплуатацию созданный курс.

Сегодня данный курс находится на сайте Казанского Федерального университета в разделе «Дистанционное образование». Зайдя в раздел «Высшее образование» - «Химический институт им. А.М. Бутлерова» - «Кафедра химического образования», можно найти курс «Проектно-технологическая практика «практикум по демонстрационному химическому

эксперименту»».

За весь процесс разработки электронного образовательного ресурса было проведено два анкетирования среди студентов первого курса кафедры химического образования: до внедрения электронного образовательного ресурса в процесс обучения и после. Второй этап анкетирования проводился по следующим вопросам:

1. Оказал ли он влияние на процесс вашего обучения?

2. Вызывает ли у вас выполнение заданий в электронном образовательном ресурсе какие-либо трудности?

3. Повысилась ли ваша познавательная активность?

4. Реализуется ли самостоятельная деятельность вследствие применения электронных образовательных ресурсов?

Результаты, как и предполагалось, были совсем иные, нежели до применения электронного образовательного ресурса. Это связано, в первую очередь, с тем, что каждый преподаватель создает разный по структуре электронный образовательный ресурс. Вследствие того, что ранее в процессе обучения студентов первого курса кафедры химического образования, электронный образовательный ресурс использовался как дополнительный материал, они считали, что он не оказывает никакого влияния на процесс обучения, разве что немного упрощает его.

Студенты, проголосовавшие отрицательно на первый вопрос, объяснили это тем, что электронные образовательные ресурсы занимают все их свободное время вне учебы. Вероятнее всего, это связано с тем, что для них невозможен быстрый доступ к сети Интернет, а, следовательно, и к разработанному курсу. Но, процент студентов, проголосовавших

положительно, намного выше, что говорит о том, что разработанный нами электронный

образовательный ресурс является

дополнительным источником получения знаний, а также помогает студентам самостоятельно оценивать полученные знания.

Студент, проголосовавший отрицательно на второй вопрос, обосновал свой ответ тем, что электронный образовательный ресурс является лишь вспомогательным учебным материалом, то есть все лекции, презентации, а также тестовые задания он может изучить и на занятиях у преподавателя. Другие же, наоборот, отметили, что доступ к учебным материалам является положительным аспектом электронных образовательных ресурсов, так как у них есть возможность подробнее изучить те или иные темы по дисциплине «Проектно-технологическая практика «практикум по демонстрационному химическому эксперименту»». По мнению опрошенных студентов, вследствие применения электронных образовательных ресурсов процесс обучения индивидуализируется, то есть к каждому обучающемуся реализуется индивидуальный подход; возрастает мотивация к изучению нового, вследствие чего развивается и познавательная деятельность.

Большинство студентов отметили, что благодаря применению электронных

образовательных ресурсов на данной дисциплине, у них повысилась познавательная активность, на лекциях отводится больше времени для живого общения с преподавателем, реализуется их самостоятельная деятельность, а также усовершенствуется методика оценивания полученных знаний.

Результаты исследования и их обсуждение. Ниже приведены диаграммы, см. рисунок 1, 2 с процентным соотношением результатов проведенного нами анкетирования среди студентов первого курса кафедры химического образования.

Рисунок 1 и 2. - Результаты анкетирования студентов первого курса до внедрения электронного

образовательного ресурса

Видно по этим диаграммам, см. рисунок 1 и 2, что на занятиях у студентов первого курса кафедры химического образования очень часто применяются электронные образовательные ресурсы. Этим и объясняется то, что они смогли выделить немалое количество положительных сторон внедрения электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс.

Как видно из диаграмм, см. рисунок 3, 4, большинство опрошенных проголосовало за внедрение электронных образовательных

Хотели бы вы, чтобы по данной дисциплине применялись ЭОР?

4%

а Да □ Нет

■ Частично

ресурсов по изучаемой ими дисциплине «Проектно-технологическая практика «практикум по демонстрационному химическому

эксперименту»». Студенты, проголосовавшие против применения электронных

образовательных ресурсов, объяснили это тем, что у них не всегда есть доступ к компьютеру, соответственно и к сети Интернет, затрачивается больше времени на выполнение тестовых заданий.

Изменилось бы ваше обучение вследствие применения ЭОР?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12%

31%

57%

□ Да ЫНет

и Затрудняюсь ответить

Рисунок 3 и 4. - Результаты анкетирования студентов первого курса до внедрения электронного

образовательного ресурса

Было проведено анкетирование студентов первого курса после внедрения электронного образовательного ресурса по дисциплине «Проектно-технологическая практика «практикум по демонстрационному химическому

эксперименту»». Напомним, причин разработки электронного образовательного ресурса было несколько:

- во-первых, изучить его влияние на процесс обучения;

- во-вторых, рассмотреть зависимость роста уровня образования от применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения;

- в-третьих, выяснить изменение деятельности студентов вследствие использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения.

Результаты проведенного исследования были положительными, студенты отметили, что у них возросла познавательная активность, началось развитие самостоятельной деятельности, появилась возможность изучать лекции в свободном доступе в домашних условиях. Также они подчеркнули некоторые положительные качества применения электронных

образовательных ресурсов в процессе обучения: возможность самостоятельного оценивания полученных знаний, формирование навыков и

умений и применение их в практической деятельности, см. рисунок 5, 6.

Как видим по приведенным диаграммам, внедрение электронного образовательного ресурса в процесс обучения дисциплине «Проектно-технологическая практика «практикум по демонстрационному химическому

эксперименту»» оказало положительное влияние на познавательную активность студентов первого курса кафедры химического образования.

Большинство студентов отметили, что благодаря применению электронных образовательных ресурсов на данной дисциплине у них повысилась познавательная активность, на лекциях отводится больше времени для живого общения с преподавателем, реализуется их самостоятельная деятельность, а также усовершенствуется методика оценивания полученных знаний.

Многие студенты отметили, что благодаря данному электронному курсу они начали грамотно организовывать свою самостоятельную деятельность вне учебного заведения, получили возможность оценивать полученные знания без участия преподавателя. Некоторые студенты упомянули также то, что данный электронный образовательный ресурс помог им лучше разбираться с новейшими разработками информационных технологий.

Рисунок 5 и 6. - Результаты анкетирования студентов первого курса после внедрения электронного образовательного ресурса

Повысилась ли ваша познавательная

активность?

/+++++< /♦+++++< *++++++< &++++++< (+++++++< ШШШк 0 Да

шШШШ ЕНет

Рисунок 7 и 8. - Результаты анкетирования студентов первого курса после внедрения электронного образовательного ресурса

Благодаря внедрению электронных образовательных ресурсов по дисциплине «Проектно-технологическая практика «практикум по демонстрационному химическому

эксперименту»», повысилось качество образования, началось развитие самостоятельной деятельности студентов, а также рост их познавательной активности. Теперь занятия проходят в формате живого общения «преподаватель-студенты», а также стало возможным проводить индивидуальные консультации для решения возникающих вопросов по тем или иным темам.

Вследствие использования разработанного курса на занятиях по дисциплине «Проектно-технологическая практика «практикум по демонстрационному химическому

эксперименту»» у студентов первого курса кафедры химического образования появилась возможность в индивидуальном порядке выполнять тестовые задания, самостоятельно

обрабатывая полученные результаты. Данная форма контроля знаний подготавливает студентов к их будущей профессиональной деятельности, они получают знания о том, как разрабатывать электронные образовательные ресурсы, в чем их основная функция.

Еще одним основным положительным аспектом разработанного курса является то, что он может использоваться неоднократно. Студенты могут восполнять пробелы в знаниях по данной дисциплине в постоянном режиме, оценивать полученные навыки и умения и применять их в практической деятельности.

Заключение. В заключение можно сказать, что поставленная цель была достигнута в ходе исследования. Был создан, разработан и введен электронный образовательный ресурс по курсу «Проектно-технологическая практика «практикум по демонстрационному химическому

эксперименту»» для применения на занятиях у студентов первого курса кафедры химического

образования. В ходе исследования было доказано, что электронные образовательные ресурсы оказывают положительное влияние на весь процесс обучения. Благодаря электронным образовательным ресурсам возрастает способность у преподавателей к объективному оцениванию знаний, упрощается процесс подготовки учебного материала, реализуется самостоятельная деятельность студентов и

повышается качество образования. Применение электронных образовательных ресурсов в обучении привело к активизации познавательной деятельности студентов, к объективному оцениванию знаний и повышению качества образования, что соответствует современным требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Литература:

1. Алешин Л.И. Информационные технологии: учебное пособие / Л.И. Алешин. - М.: Маркет ДС, 2016.

- 384 с.

2. Баранова Е.В. Информационные технологии в образовании / Е.В. Баранова, М.И. Бочаров, С.С. Куликова, Т.Б. Павлова. - 1-е изд. - Лань, 2016. - 296 с.

3. Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе / В.Н. Верховский.

- М. Дрофа, 2017. - Ч. 1, 2. - 788 с.

4. Гильманшина С.И. Методика решения заданий единого государственного экзамена по общей и неорганической химии: учеб. пособие / С.И. Гильманшина, А.И. Курамшин, Ф.Д. Халикова. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 188 с.

5. Дербышева Д.Л., Халикова Ф.Д. Использование электронных образовательных ресурсов для оценивания знаний учащихся: сборник научных трудов / Д.Л. Дербышева, Ф.Д. Халикова // Научные тенденции: Педагогика и психология / Материалы XV международной научно-практической конференции 4 апреля 2018 г. - Изд. ЦНК МОАН, 2018. - С. 13

6. Ившина Г.В. Учебно-методическое пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы» / Г.В. Ившина. - Казань: КГУ, 2008.

7. Космодемьянская С.С., Гильманшина С.И. Методика обучения химии: учебное пособие / С.С.

Космодемьянская, С.И. Гильманшина // Татарский государственный гуманитарно-педагогический

университет. - Казань: ТГГПУ, 2011. - 136 с.

8. Медведев Ю.Н. Химия. Вступительные испытания. Подготовка к ЕГЭ / Ю.Н. Медведев, А.Э. Антошин, Р.А. Лидин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 511 с. (Серия «ЕГЭ. Вступительные испытания»).

9. Неорганическая химия: в 3-х томах; под ред. Третьякова Ю.Д. - М.: Академия, 2004; Т.1. - 240 с., Т.2. - 2004. - 368 с., Т.3. - 2007. - 352 с., Т.4. - 2007. -400 с.

10. Основы физической химии. Теория и задачи / В.В. Еремин, С.И. Каргов и др. - М.: 2005. - 480 с. (Серия "Классический университетский учебник").

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://portal.ivedu.ru/dep/mouorodnrn /rodrn_kaminsk/commondocs/ФГОС/ФГОС_ООО.pdf

12. Федотова Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании: учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРАМ, 2017. - 336 с.

Сведения об авторе:

Халикова Фидалия Дамировна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры химического образования Химического института им. А.М. Бутлерова, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: public.mail@kpfu.ru

Data about the author:

F. Halikova (Kazan, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of chemical education of the Chemical Institute. A.M. Butlerov, Federal STATE Autonomous educational institution "Kazan (Volga region) Federal University», e-mail: public.mail@kpfu.ru

Статья поступила в редакцию 05.11.2019 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.