Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ'

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическая культура / обучающаяся молодежь / региональный туризм / Республика Южная Осетия / методы исследования / patriotic culture / young people in training / regional tourism / Republic of South Ossetia / research methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бедоева Э. Х.

В данной статье рассматривается возможность комплексного использования различных методов исследования для изучения сформированности патриотической культуры у обучающейся молодежи Республики Южная Осетия. Одним из наиболее эффективных средств формирования патриотической культуры, по мнению автора, является региональный туризм Республики Южная Осетия. Проблема заключается в отсутствии инструментария для его изучения. В статье предпринята попытка уточнить и операционализировать понятие «патриотическая культура, определить методы диагностики такой сложной интегральной совокупности, как патриотическая культура, формируемая средствами регионального туризма. Предлагаемые нами методы рассматриваются как основа научного исследования, необходимая для осуществления системного подхода, от определения используемого диагностического инструментария до механизмов создания дидактически обоснованных форм, приемов и методов работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE LEVEL OF PATRIOTIC CULTURE AMONG THE YOUTH OF THE REPUBLIC OF SOUTH OSSETIA

The paper considers the possibility of complex use of various research methods to study the formation of patriotic culture in the youth of the Republic of South Ossetia. One of the most effective means of formation of patriotic culture, according to the author, is regional tourism of the Republic of South Ossetia. The problem consists in the lack of tools for its study. The article attempts to clarify and operationalize the concept of "patriotic culture", to determine the methods of diagnostics of such a complex integral totality as patriotic culture formed by means of regional tourism. Methods proposed are considered as the basis of scientific research, necessary for the realization of a systematic approach, from the definition of the used diagnostic tools to the mechanisms of creating didactically justified forms, techniques and methods of work.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 5 (95). С.115-122. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 5 (95). P. 115-122.

Научная статья УДК 379

doi: 10.24412/2224-0772-2023-95-115-122

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Э. Х. Бедоева

Элеонора Христофоровна Бедоева

Юго-Осетинский государственный университет, Цхинвал, Республика Южная Осетия, bedoeva@list.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается возможность комплексного использования различных методов исследования для изучения сформиро-ванности патриотической культуры у обучающейся молодежи Республики Южная Осетия. Одним из наиболее эффективных средств формирования патриотической культуры, по мнению автора, является региональный туризм Республики Южная Осетия. Проблема заключается в отсутствии инструментария для его изучения. В статье предпринята попытка уточнить и операционализировать понятие «патриотическая культура, определить методы диагностики такой сложной интегральной совокупности, как патриотическая культура, формируемая средствами регионального туризма. Предлагаемые нами методы рассматриваются как основа научного исследования, необходимая для осуществления системного подхода, от определения используемого диагностического инструментария до механизмов создания дидактически обоснованных форм, приемов и методов работы.

Ключевые слова: патриотическая культура, обучающаяся молодежь, региональный туризм, Республика Южная Осетия, методы исследования

© Бедоева Э. Х., 2023

Для цитирования: Бедоева Э. Х. Изучение уровня патриотической культуры обучающейся молодежи Республики Южная Осетия // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 5 (95). С. 115-122. аок 10.24412/2224-0772-2023-95-115-122

Original article

STUDY OF THE LEVEL OF PATRIOTIC CULTURE AMONG THE YOUTH OF THE REPUBLIC OF SOUTH OSSETIA

Eleonora Kh. Bedoeva

South Ossetian State University, Tskhinval, Republic South Ossetia, bedoeva@list.ru

Abstract. The paper considers the possibility of complex use of various research methods to study the formation of patriotic culture in the youth of the Republic of South Ossetia. One of the most effective means of formation of patriotic culture, according to the author, is regional tourism of the Republic of South Ossetia. The problem consists in the lack of tools for its study. The article attempts to clarify and operationalize the concept of "patriotic culture", to determine the methods of diagnostics of such a complex integral totality as patriotic culture formed by means of regional tourism. Methods proposed are considered as the basis of scientific research, necessary for the realization of a systematic approach, from the definition of the used diagnostic tools to the mechanisms of creating didactically justified forms, techniques and methods of work.

Keywords: patriotic culture, young people in training, regional tourism, Republic of South Ossetia, research methods

For citation: Bedoeva E. Kh. Study of the level of patriotic culture among the youth of the Republic of South Ossetia. Domestic and foreign pedagogy. 2023;1(5): 115-122. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2023-95-115-122

Введение

В свете последних событий, происходящих в мире, мы наблюдаем различную интерпретацию понятия «патриотическая культура», основным смысловым элементом которого является термин «патриотизм». Он «был и остается одним из важнейших источников опор и ресурсов развития жизнеспособности общества» [11, c. 47] и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики. «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,

способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [9].

Исследователи по-разному подходят к определению понятия «патриотическая культура». С. Ю. Андреев в патриотической культуре видит высокую социальную активность и гражданскую ответственность [1], М. А. Ариарский — область духовной жизни, «усвоение определенного уровня знаний и умений, поведение человека в преобразовании действительности и себя» [2, с. 34]. Н. И. Верещагина считает, что формирование патриотической культуры «базируется на понимании внутренних индивидуальных потребностей личности» [6, с. 71]. Е. Н. Нуттунен под формированием патриотической культуры понимает системно организованную деятельность, направленную на «качественные изменения личности» во всех сферах» [7, с. 193]. С. Н. Филипченко предлагает формировать патриотическую культуру средствами военно-патриотической подготовки [10]. В. А. Ружа считает основными чертами патриотической культуры «межпоколенческую преемственность», «взаимосвязь исторической памяти и инноваций» и органическую целостность высшего типа» [8].

Автор дает свою трактовку понятию «патриотическая культура: «это принятый личностью и обществом кодекс ценностей, особый способ мышления и культуры поведения, оказывающий управленческое воздействие средствами сохраненных в памяти патриотических знаний и культурного опыта» [3]. При определении понятия «патриотическая культура» целесообразно учитывать все многообразие составляющих компонентов патриотической культуры обучающейся молодежи: устойчивые традиционные ценности, патриотическое сознание и патриотическое поведение [5]. В связи с этим возникла необходимость комплексно исследовать это явление.

Основное содержание

Целью данной статьи является определение диагностического инструментария для научно-объективной и доказательной проверки проблемы исследования.

Определяя комплекс методов исследования, мы в первую очередь обозначили показатели критериев исследования как состояние исследуемого объекта, исходя из того, что показатели раскрывают суть критериев [3]. Кроме того, показатели отражают признаки и характеристики формирования патриотической культуры, количественные

и качественные цифры достигнутых результатов. Для всестороннего изучения феномена патриотической культуры были определены показатели критериев ее сформированности. Так, показателями мотивацион-но-ценностного критерия явились наличие мотивационных суждений, характеризующих отношение к духовным, нравственным, гуманистическим и общечеловеческим ценностям, стремление к справедливости, ценностное отношение к Родине [4]. Такие показатели, как владение знаниями о сущности патриотической культуры и умение использовать знания о родном крае, раскрывают суть когнитивного критерия [4]. Деятельностно-поведенческий критерий определяют такие показатели, как отношение к обществу, патриотической деятельности на благо общества в ходе региональной туристской деятельности, отношение к родной природе, горам в ходе региональной туристской деятельности, активность обучающейся молодежи в культурно-патриотической региональной туристской деятельности на территории Южной Осетии.

Измерителями показателей явились типовые диагностические задания. Их мы использовали на стадиях констатирующего и формирующего этапов эксперимента в контрольной и экспериментальной группах. На формирующем этапе экспериментальные группы (10 «А», «Б», «В» и 11 «А», «Б», «В» классы Государственных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ г. Цхинвал № 1 и 6 (всего 138 обучающихся) участвовали в разработанной авторской программе «Формирование патриотической культуры обучающейся молодежи средствами регионального туризма Республики Южная Осетия» (далее — Программа) [1]. Обучающаяся молодежь, которая фрагментарно участвовала в мероприятиях Программы, вошла в контрольные группы (обучающиеся 10 «А», «Б», «В» и 11 «А», «Б», «В» классов Государственных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ г. Цхинвал № 2 и 5 (всего 132 обучающихся). В эксперименте участвовали старшеклассники (10-11-х классов) в возрасте 16-17 лет, всего 270 человек.

Уровень сформированности патриотической культуры у респондентов контрольных групп определялся путем обследования их по тем же критериям и показателям, что и в экспериментальных группах. Три уровня (высокий, средний и низкий) выражали соответственно в полной мере, в достаточной мере и не в полной или нулевой мере показатели критериев сформированности патриотической культуры.

Для достоверности результатов эксперимента были использованы

идентичные методики в идентичных условиях как для контрольных, так и для экспериментальных групп:

- исследовались типичные группы в типичных условиях;

- выбраны параллельные классы городских школ для равнозначного педагогического, морально-психологического воздействия в условиях региональной туристской деятельности на территории Южной Осетии, кроме того, подбирались обучающиеся, которые имели примерно одинаковый уровень физической подготовки;

- количество респондентов в контрольных и экспериментальных группах приблизительно одинаково (132 респондента в контрольной группе и 138 — в экспериментальной).

В общей сложности участниками эксперимента было заполнено, пройдено, выполнено около 1000 анкет, тестов, эссе, сделано множество фотографий, изданы фотоальбомы клуба «Аполлон», разработаны маршруты, изданы буклеты по региональному туризму Южной Осетии, снято несколько видеофильмов о региональном туризме, проведены туристский слет и множество мероприятий.

Разработанные нами критерии, показатели и уровни сформирован-ности патриотической культуры обучающейся молодежи средствами регионального туризма Южной Осетии были проверены типичным диагностическим инструментарием. Кроме этого, нами были составлены авторские анкеты, подготовлены вопросы по диагностике знаний региональных культурно-исторических, архитектурных, христианских, археологических, природных памятников, были проведены предварительные опросы обучающихся о готовности участвовать в экспериментальном исследовании. Предложен и апробирован инструментарий для оценки системы показателей, характеризующих критерии сформированности патриотической культуры.

Так, мотивационно-ценностный критерий, показателями которого являются ценностно-смысловая сфера личности и наличие у обучающихся мотивационных суждений, характеризующих отношение к духовным и нравственным ценностям, были исследованы при помощи теста М. Рокича, модифицированного Э. Х. Бедоевой, и теста «Отношение к Родине». Кроме того, показатель наличия гуманистических и общечеловеческих ценностей, стремление к справедливости, наличие ценностного отношения к Родине обучающиеся выразили в тексте эссе «Как стать человеком высокой патриотической культуры?» Оценка эссе была

произведена экспертной группой, в которую вошли учителя-русисты и члены студенческого клуба любителей прекрасного «Аполлон», которые занимаются региональной туристской деятельностью. Прирост по мотивационно-ценностному критерию может говорить о включенности обучающейся молодежи в исследуемый процесс.

Для исследования показателя уровня знания о сущности патриотической культуры (когнитивный критерий) было проведено тестирование «Методика выявления уровня понимания обучающейся молодежью сущности патриотизма» (патриотическое сознание), умение использовать знания о родном крае выявлялось посредством заполнения обучающейся молодежью авторской анкеты «Методика выявления знания обучающейся молодежью природных и культурно-исторических памятников Южной Осетии».

Показатели отношения к обществу, к патриотической деятельности на благо общества деятельностно-поведенческого критерия были протестированы с использованием методики «Патриотическая деятельность обучающейся молодежи», модифицированная Э. Х. Бедоевой. Отношение к родной природе, к горам исследовалось обсервационными методами — прямым и косвенным наблюдением за поведением обучающейся молодежи в естественных и специально организованных условиях. Оценивались изменения экспертной группой, наблюдавшей и фиксировавшей изменения уровня патриотической культуры обучающейся молодежи при участии в различных видах региональной туристской деятельности, в период обучения, во внеклассной и внешкольной патриотической деятельности в процессе изучения культуры, обычаев Республики Южная Осетия.

Заключение

Исследуя процесс формирования патриотической культуры и результаты анализа культурно-патриотической региональной туристской деятельности в Южной Осетии, мы наблюдали динамику исследуемого процесса от одного уровня к другому, при этом уровень активности обучающейся молодежи все время повышался. Кроме того, наблюдалась активизация участия исследуемых в патриотических акциях и патриотических мероприятиях, которые проходили во внешкольной региональной туристской деятельности.

На основе исследования патриотическая культура обучающейся моло-

дежи определена как ценность, включающая понимание национальных интересов, проверенные социально-культурным опытом традиционные идеалы, понятия о чести и долге перед народом и Отечеством.

Авторская программа определила новые формы и методы работы с обучающейся молодежью, позволила осуществлять системный переход научных знаний на практическую работу в туристских и патриотических клубах, кружках, школьных музеях и др.

Значимость диагностического исследования может способствовать уточнению и диверсификации Схемы территориального планирования Республики Южная Осетия в области регионального туризма. При этом создаются благоприятные условия для развития новых видов регионального туризма, патриотической самореализации и социализации обучающейся молодежи, возникает возможность приобретения жизненно необходимых физических навыков и мотивационно-ценностных основ личности патриота, его коммуникативной культуры, созидательного опыта патриотической деятельности.

Список источников

1. Андреев В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография. Казань: Центр инновационных технологий. 2015. С. 168 [Электронный ресурс]. URL: http://logos-press.ru/docs/evristika.pdf (дата обращения: 18.06.2023).

2. Ариарский М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский. СПб.: ЭГО, 2001. 288 с.

3. Бедоева Э. Х. Педагогические условия формирования патриотической культуры обучающейся молодежи // Национальная Ассоциация Ученых. 2021. № 72-2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-uslovie-formirovaniya-patrioticheskoy-kultury-obu-chayuscheysya-molodezhi-sredstvami-regionalnogo (дата обращения: 18.06.2023).

4. Бедоева Э. Х. Проблема определения критериев сформированности патриотической культуры у обучающейся молодежи // Педагогический журнал. 2021. Т. 11, № 2А. С. 128-135. doi: 10.34670/AR.2021.29.20.017

5. Бедоева Э. Х. Формирование патриотической культуры молодежи Осетии в контексте интеграционных процессов. Междисциплинарной секции учителей РНПК «Колмогоровские чтения» 2021 [Электронный ресурс]. URL: http://vcnmo.ru/news/forteachers/kolmchten/kch2021teach/ opublikovany_raboty_uchiteley_v_ramkakh_kolmagorav.html (дата обращения: 18.06.2023).

6. Верещагина Н. И. Содержание структурных компонентов патриотической культуры школьника // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сборник статей / под общ. ред. О. К. Поздняковой. Т. 4. Самара: СГСПУ; М.: МПСУ, 2016. С. 47-51.

7. Нуттунен Е. А. Формирование патриотической культуры школьников как актуальная образовательная задача в условиях современных ценностных трансформаций культуры / Е. А. Нуттунен, А. А. Мельникова // Наука и школа. 2016. № 6. С. 193-200.

8. Ружа В. А. Патриотическая культура и ее измерения // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 6 (14) [Электронный ресурс]. URL: www.sisp.nkras.ru (дата обращения: 18.06.2023).

9. Федеральная рабочая программа воспитания [Электронный ресурс]. URL: https://xn-80adrabb4aegksdjbafk0u.xn — p1ai/upload/medialibrary/ddc/sr3zcu3teyyu74meajjj1vzn171 157v9.pdf (дата обращения: 18.06.2023).

10. Филипченко С. Н. Формирование патриотической культуры курсантов в военном вузе

// Сборник конференций НИЦ «Социосфера». 2015. № 29. С. 247-250.

11. Хаустов В. М. Патриотизм и патриотическое воспитание // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 4. С. 325-331.

References

1. Andreev V. I. Pedagogicheskaja jevristika dlja tvorcheskogo samorazvitija mnogomernogo myshlenija i mudrosti: monografija. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij. 2015. S. 168 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://logos-press.ru/docs/evristika.pdf (data obrashhenija: 18.06.2023). [In Rus].

2. AriarskijM. A. Prikladnaja kul'turologija / M. A. Ariarskij. SPb.: JeGO, 2001. 288 s. [In Rus].

3. Bedoeva Je. H. Pedagogicheskie uslovija formirovanija patrioticheskoj kul'tury obuchajushhe-jsja molodezhi // Nacional'naja Associacija Uchenyh. 2021. № 72-2 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-uslovie-formirovaniya-patrioticheskoy-kultury-obuchayuscheysya-molodezhi-sredstvami-regionalnogo (data obrashhenija: 18.06.2023). [In Rus].

4. Bedoeva Je. H. Problema opredelenija kriteriev sformirovannosti patrioticheskoj kul'tury u obu-chajushhejsja molodezhi // Pedagogicheskij zhurnal. 2021. T. 11, № 2A. S. 128-135. doi: 10.34670/ AR.2021.29.20.017 [In Rus].

5. Bedoeva Je. H. Formirovanie patrioticheskoj kul'tury molodezhi Osetii v kontekste integracionnyh processov. Mezhdisciplinarnoj sekcii uchitelej RNPK «Kolmogorovskie chtenija» 2021 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://vcnmo.ru/news/forteachers/kolmchten/kch2021teach/opublikovany_raboty_ uchiteley_v_ramkakh_kolmagorav.html (data obrashhenija: 18.06.2023). [In Rus].

6. Vereshhagina N. I. Soderzhanie strukturnyh komponentov patrioticheskoj kul'tury shkol'nika // Vospitanie v sovremennom kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve: sbornik statej / pod obshh. red. O. K. Pozdnjakovoj. T. 4. Samara: SGSPU; M.: MPSU, 2016. S. 47-51. [In Rus].

7. Nuttunen E. A. Formirovanie patrioticheskoj kul'tury shkol'nikov kak aktual'naja obrazovatel'naja za-dacha v uslovijah sovremennyh cennostnyh transformacij kul'tury / E. A. Nuttunen, A. A. Mel'nikova // Nauka i shkola. 2016. № 6. S. 193-200. [In Rus].

8. Ruzha V. A. Patrioticheskaja kul'tura i ee izmerenija // Sovremennye issledovanija social'nyh problem. 2012. № 6 (14) [Jelektronnyj resurs]. URL: www.sisp.nkras.ru (data obrashhenija: 18.06.2023). [In Rus].

9. Federal'naja rabochaja programma vospitanija [Jelektronnyj resurs]. URL: https://xn-80adrabb4ae-gksdjbafk0u.xn — p1ai/upload/medialibrary/ddc/sr3zcu3teyyu74meajjj1vzn171157v9.pdf (data obrashhenija: 18.06.2023). [In Rus].

10. Filipchenko S. N. Formirovanie patrioticheskoj kul'tury kursantov v voennom vuze // Sbornik konfer-encij NIC «Sociosfera». 2015. № 29. S. 247-250. [In Rus].

11. Haustov V. M. Patriotizm i patrioticheskoe vospitanie // Social'no-gumanitarnye znanija. 2007. № 4. S. 325-331. [In Rus].

Информация об авторе

Э. Х. Бедоева — старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Information about the author

E. Kh. Bedoeva — senior lecturer, the Chair of Pedagogy and Psychology

Статья поступила в редакцию 08.08.2023; одобрена после рецензирования 28.08.2023; принята к публикации 08.09.2023. The article was submitted 08.08.2023; approved after reviewing 28.08.2023; accepted for publication 08.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.