Научная статья на тему 'Изучение удерживающей способности аммиачной селитрой дизельного топлива'

Изучение удерживающей способности аммиачной селитрой дизельного топлива Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
628
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АММИАЧНАЯ СЕЛИТРА / AMMONIUM NITRATE / ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / DIESEL FUEL / КОНВЕКТИВНАЯ СУШКА / CONVECTIVE DRYING / ТЕРМО-ВАКУУМ-ИМПУЛЬСНЫЕ РЕЖИМЫ СУШКИ / THERMO-VACUUM-PULSE DRYING MODES / ЗАВОДСКАЯ ПРОПИТКА / FACTORY IMPREGNATION / ТЕРМО-ВАКУУМ-ИМПУЛЬСНАЯ ПРОПИТКА / THERMO-VACUUMIMPULSE IMPREGNATION / ВПИТЫВАЮЩАЯ И УДЕРЖИВАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ / ABSORBENCY AND RETENTION CAPACITY

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Игнатьева С. Ю., Базотов В. Я., Мадякин В. Ф., Пальцев А. В., Захаров Д. А.

Исследование влияния различных факторов на удерживающую способность аммиачной селитрой дизельного топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Игнатьева С. Ю., Базотов В. Я., Мадякин В. Ф., Пальцев А. В., Захаров Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение удерживающей способности аммиачной селитрой дизельного топлива»

УДК 66.047

С. Ю. Игнатьева, В. Я. Базотов, В. Ф. Мадякин, А. В. Пальцев, Д. А. Захаров, Т. Р. Хасанов

ИЗУЧЕНИЕ УДЕРЖИВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ

АММИАЧНОЙ СЕЛИТРОЙ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Ключевые слова:аммиачная селитра,дизельное топливо, конвективная сушка, термо-вакуум-импульсныережимы сушки, заводская пропитка, термо-вакуум-импульсная пропитка, впитывающая и удерживающая способность.

Исследование влияния различных факторов на удерживающую способность аммиачной селитрой дизельного топлива.

Keywords:ammonium nitrate, diesel fuel, convective drying,thermo-vacuum-pulse drying modes, factory impregnation, thermo-

vacuum- impulse impregnation,absorbency and retention capacity.

Research of influence of various factors on the retention capacity ammonium nitrate of diesel fuel.

Простейшие промышленные вещества (ПВВ) представляют собой механическую смесь типа АС-ДТ, которая состоит из аммиачной селитры (АС), пропитанной 5,5-6% дизельного топлива (ДТ). Такие ПВВ отличаются простотой изготовления и низкой стоимостью. Но ПВВ типа АС-ДТ расслаивается при хранении, и часть жидкой фазы мигрирует в нижние слои заряда и флегматизирует его. Поэтому инструкция по эксплуатации рекомендует использовать такое ПВВ в течение той же смены и разрешает небольшой избыток дизельного топлива в рецептуре при проведении подземных работ (более 5,5% ДТ) из-за его потери за счет испарения и поглощения породой, окружающей заряд [1].

В ранее проведенной работе [2] определялась впитывающая способность аммиачной селитры. За 1,5 часа миграции дизельного топлива из пропитанной им селитры оно не успевает полностью стечь. Поэтому для определения удерживающей способности АС необходимо вычисление впитывающей способности и изучение ее изменения при длительном хранении. Удерживающая способность полнее характеризует пористость АС, следовательно, и физическую стабильность ПВВ типа АС-ДТ.

Определение впитывающей и удерживающей способности АС марок П, Ап (порошок с фракцией 1>х>0,5мм), Агр (гранулы с фракцией х>1мм), Ч (порошок с фракцией 1>х>0,5мм), гранулированной Бгр проводилось для влажной АС и после ТВИ-сушки в режимах (ТВИП), (ТВИП+ТВИС 5+5), (ТВИП+ТВИС 5+1), после конвективной сушки (КС) при температурах 1100С, 800С, 500С, после заводской и термо-вакуум-импульсной (ТВИ) пропитки. Подробное описание режимов сушки, методик проведения заводской и ТВИ-пропитки, формулы определения впитывающей способности АС приведены в работах [2, 3].

В таблице 1 представлены значения впитывающей и удерживающей способности АС различных марок после заводской пропитки.

Из таблицы 1 следует, чтовлажная и не подвергшаяся тепловому воздействию сушки гранулированная АС рассматриваемых марок П,

Таблица 1 - Заводская пропитка АС различных марок при различных температурах и технологиях сушки

Технология Влажнос Впиты- Удержи-

сушки ть АС, % вающая способность АС, % вающая способность АС после 15 дней выдержки, %

1 2 3 4

Аммиачная селитра марки П

Влажная 0,35 8,36 5,3

Температура сушки 1100С

КС 0,02 10,78 7,33

ТВИП 0,012 10,81 7,48

ТВИП+ТВИС 0,03 10,78 7,33

5+5

ТВИП+ТВИС 0,04 12,3 8,6

5+1

Температура сушки 800С

КС 0,036 10,91 7,95

ТВИП 0,169 11,5 8,19

ТВИП+ТВИС 0,022 11,29 8,1

5+5

ТВИП+ТВИС 0,078 10,69 7,5

5+1

Температура сушки 500С

КС 0,32 11,17 8,24

ТВИП 0,284 11,01 7,72

ТВИП+ТВИС 0,245 10,87 7,65

5+5

ТВИП+ТВИС 0,184 10,83 7,88

5+1

Аммиачная селитра марки Ап

Влажная 0,33 9,8 7,06

Температура сушки 1100С

КС 0,045 16,46 12,14

ТВИП 0,035 13,85 10,04

ТВИП+ТВИС 0,011 25 19,45

5+5

ТВИП+ТВИС 0,028 28,22 23,5

5+1

Окончание таб. 1

1 2 3 4

Температура сушки 800С

КС 0,012 19,57 15,07

ТВИП 0,103 21,45 17,06

ТВИП+ТВИС 0,072 29,46 23,2

5+5

ТВИП+ТВИС 0,162 24,59 19,7

5+1

Температура сушки 500С

КС 0,185 21,62 18,64

ТВИП 0,172 19,27 15,48

ТВИП+ТВИС 0,098 22,7 18,6

5+5

ТВИП+ТВИС 0,167 24,99 20,65

5+1

Аммиачная селитра марки Агр

Влажная 0,35 4,34 2,69

Температура сушки 1100С

КС 0,02 13,07 Увлаж-ся

ТВИП 0,014 7,019 6,57

ТВИП+ТВИС 0,015 7,22 Увлаж-ся

5+5

ТВИП+ТВИС 0,035 9,42 Увлаж-ся

5+1

Температура сушки 800С

КС 0,212 7,77 7,07

ТВИП 0,194 7,75 7,15

ТВИП+ТВИС 0,017 8,07 7,62

5+5

ТВИП+ТВИС 0,112 7,59 7,35

5+1

Температура сушки 500С

КС 0,314 9,08 7,9

ТВИП 0,219 8,57 Увлаж-ся

ТВИП+ТВИС 0,109 7,04 Увлаж-ся

5+5

ТВИП+ТВИС 0,131 7,3 Увлаж-ся

5+1

Аммиачная селитра марки Ч

Влажная 0,102 9,3 4,58

Температура сушки 1100С

КС 0,014 9,12 6,82

ТВИП 0,014 8,83 6,5

ТВИП+ТВИС 0,01 14,19 10,363

5+5

ТВИП+ТВИС 0,01 10,03 7,37

5+1

Температура сушки 800С

КС 0,031 9,58 6,95

ТВИП 0,031 11,07 8,11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТВИП+ТВИС 0,028 9,17 7,17

5+5

ТВИП+ТВИС 0,015 10,54 -

5+1

Температура сушки 500С

КС 0,039 7,78 5,86

ТВИП 0,069 10,68 8,38

ТВИП+ТВИС 0,05 7,87 5,4

5+5

ТВИП+ТВИС 5+1 0,071 11,67 10,14

Аммиачная селитра марки Бгр

Влажная 0,32 3,3 2,9

Температура сушки 1100С

КС 0,029 5,22 Увлаж-ся

ТВИП 0,019 5,13 Увлаж-ся

ТВИП+ТВИС 5+5 0,011 4,65 Увлаж-ся

ТВИП+ТВИС 5+1 0,005 4,99 Увлаж-ся

Температура сушки 800С

КС 0,078 4,81 Увлаж-ся

ТВИП 0,112 4,83 Увлаж-ся

ТВИП+ТВИС 5+5 0,083 5,15 Увлаж-ся

ТВИП+ТВИС 5+1 0,114 5,14 Увлаж-ся

Температура сушки 500С

КС - - -

ТВИП 0,193 5,65 Увлаж-ся

ТВИП+ТВИС 5+5 0,166 5,7 Увлаж-ся

ТВИП+ТВИС 5+1 0,186 6,81 Увлаж-ся

Агр, Бгр имеет малые значения впитывающей способности для АС марки П -8%, для Агр - 4%, а для Бгр - 3,3% при наличии в порах и капиллярах влаги и воздуха. После выдержки в течение 15 дней при естественных условиях (без перемешивания образцов) удерживающая способность дизельного топлива аммиачной селитрой марки П равна 5%, Агр - 2,7%, а Бгр - 2,9%. Эти значения вполне согласуются с данными, представленными в [1]. Содержащаяся во влажной и не подвергшейся тепловому воздействию АС вода затрудняет удерживание требуемого количества 5,5-6% дизельного топлива в ее капиллярах. Впитывающая способность влажной порошкообразной АС марок Ап равна 9,8%, а Ч - 9,3%. Удерживающая способность влажной порошкообразной АС марок Ап - 7,06% и Ч - 4,58% выше, чем гранулированной. Это связано с повышенной удельной поверхностью АС, образующейся при получении требуемых фракций. Порошкообразная АС поглощает дизельное топливо и удерживает его за счет абсорбционных и капиллярных сил,и по прошествии определенного количества времени за счет слабых адгезионных взаимодействий часть ДТ из верхних слоевиспаряется, а другая часть мигрирует в нижние слои. На рисунке 1 представлено сравнение изменение массы образцов смеси (АС+ДТ) для влажной АС марки Ас влажностью 0,3% в порошкообразной (Ап+ДТ) и гранулированной форме (Агр+ДТ).

Пока на поверхности образцов находится большое количество слабо связанного с АСдизельного топлива, оно испаряется вне зависимости от условий окружающей среды, что наиболее ярко иллюстрирует образец на основе порошкообразной АС с развитой поверхностью

марки Ап. Когда дизельное топливо испарится с поверхности АС, масса образца начинает изменяться согласно изменению параметров окружающего воздуха. Увеличение массы образцов (положительные значения) при высоких температуре и влажности воздуха указывает на то, что влага окружающей среды начинает конденсироваться на поверхность АС и увлажнять ее при испарившемся ДТ. Эти механизмы справедливы и для высушенной порошкообразной и гранулированной АС различных марок.

Таблица 2 - Анализ способов пропитки АС различных марок дизельным топливом

Рис. 1 - Анализ влияния формы частиц АС марки А на испарение ДТ в смеси (АС+ДТ)

Процесс сушки АС различных марок способствует увеличению поверхности из-за увеличения количества капилляров АС вследствие ее полиморфизма, что приводит вместе с удалением влаги и части защепленного воздухак увеличению впитывающей способности за счет увеличения общей поверхности. На ее значение для определенной марки АС существенного влияния не оказывает способ сушки, температура теплоносителя и конечная влажность вещества. Поэтому в отличие от удерживающей способности влажной и не подвергшейся тепловому воздействию гранулированной АС удерживающая способность высушенной АС марки П увеличивается с 5% до 78%, марки Агр - с 2,7% до 6-7%, марки Бгр - с 2,9% до 4-5%, порошкообразной АС марки Ап с 7% до

4,6%

до 7%. сразу же после

способности способами и при температурах сушки показывает, заводской

17%, а АС марки Чс гранул АС впитывающей различными

Увлажнение определения высушенной различных что технология пропитки не обеспечивает качественную адсорбцию дизельного топлива за счет наличия в мелких капиллярах воздуха и водяных паров, препятствующих проникновению и удержанию ДТ на стенках капилляров АСза счет абсорбционных сил.

Данные впитывающей и удерживающей способности АС различных марок после предлагаемой термо-вакуум-импульсной-пропитки приведены в таблице 2.

Способ сушки при Т=1100С Впитывающая способность, % Удерживающая способность АС после 15 дней выдержки, %

ТВИ- пропитка АС Дизельным Топливом

(ТВИП)АС марки П 20,61 17,97

(ТВИП)АС марки Агр 11,1 9,5

(ТВИП)АС марки Ап 26,27 22,06

(КС)АС марки П 22,58 -

(КС)АС марки Агр 16,08 14,22

Заводская пропитка АС Дизельным Топливом

(ТВИП)АС марки П 10,81 7,48

(ТВИП)АС марки Агр 7,019 6,55

(ТВИП)АС марки Ап 13,85 10,58

(КС)АС марки П 10,78 7,33

(КС)АС марки Агр 13,07 Увлаж-ся

Технология термо-вакуум-импульсной пропитки АС дизельным топливом способствует увеличению удерживающей способности АС различных марок за счет удаления воздуха и водяных паров из мелких капилляров, увеличения за счет этого удельной поверхности АС и усиления абсорбционных связейс необходимым количеством ДТ на увеличенной активной поверхностиАС.

По полученным экспериментальным данным можно сделать следующие выводы:

1. АС с влажностью, соответствующей ГОСТ 285, и не подвергшаяся тепловому и механическому воздействию имеет малую величину удерживающей способности.

2. Порошкообразная АСс влажностью, соответствующей ГОСТ 2-85, в следствие измельчения обладает большей удерживающей способностью по сравнению с гранулированной за счет высокой удельной поверхности.

3. Пропитка АС дизельным топливом препятствует проникновению влаги из воздуха. После испарения ДТ с поверхности АС начинают оказывать влияние параметры окружающей среды и АС увлажняется. Эти механизмы имеют место для влажной и высушенной порошкообразной и гранулированной АС различных марок.

4. Сушка приводит к удалению влаги из капилляров АС, увеличению поверхности за счет растрескивания АС вследствие полиморфных превращений во время процесса сушки и

увеличению впитывающей и удерживающей способности не зависимо от способа сушки, температуры теплоносителя и конечного влагосодержания.

5. Технология заводской пропитки не обеспечивает качественную адсорбцию ДТ в отличие от технологии ТВИ-пропитки аммиачной селитры дизельного топлива при удалении воздушных пробок и водяного пара.

Литература

1 З.Г. Поздняков, Б.Д. Росси. Справочник по промышленным взрывчатым веществам и средствам взрывания. Недра Москва 1976. 252с.

2 С.Ю. Игнатьева, В.Я. Базотов, В.Ф. Мадякин, Вестник Казанского технологического университета, 23, 348351, (2014).

3 С.Ю. Игнатьева, В.Я. Базотов, В.Ф. Мадякин, Д. А. Захаров, Вестник технологического университета, 15, 130-132, (2015).

© C. Ю. Игнатьева - старший научный сотрудник УПК КНИТУe-mail: [email protected], В. Я. Базотов - заведующий кафедры ТТХВ КНИТУ, В. Ф. Мадякин - доцент кафедры ТТХВ КНИТУ e-mail: [email protected], А. В. Пальцев -инженер УПК КНИТУ, Д. А. Захаров - магистр группы 114-М9 кафедры ТТХВКНИТУ, Т. Р. Хасанов - магистр группы 415-МП41 кафедры ХТПНГКНИТУ.

© S. Y. Ignatieva - Senior Researcher UPK KNRTU, [email protected], V. Y. Bazotov - Head of the Department TTHV KNRTU, V. F. Madyakin - Associate Professor of TTHV KNRTU, [email protected], A. V. Palcev - engineer UPK KNRTU, D. A. Zaharov - student group 114- M9TTHV KNRTU, T. R. Hasanov - student group 415- MH41HTPNG KNRTU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.