Научная статья на тему 'Изучение творчества Н. А. Римского-Корсакова в начальной школе на основе цветомузыкального восприятия'

Изучение творчества Н. А. Римского-Корсакова в начальной школе на основе цветомузыкального восприятия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1366
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА / ЦВЕТ / ЦВЕТОМУЗЫКА / ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНОЕ ВОС-ПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михалева Валентина Васильевна, Храмова Любовь Юрьевна

Рассматривается проблема изучения творчества Н. А. Римского-Корсакова в начальной школе на основе цветомузыкального восприятия. Рассматриваются некоторые педагогические условия и методические приемы цветомузыкального восприятия произведений Н. А. Римского-Корсакова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение творчества Н. А. Римского-Корсакова в начальной школе на основе цветомузыкального восприятия»

УДК 372. 878

В. В. Михалева, Л. Ю. Храмова

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Аннотация. Рассматривается проблема изучения творчества Н. А. Римского-Корсакова в начальной школе на основе цветомузыкального восприятия. Рассматриваются некоторые педагогические условия и методические приемы цветомузыкального восприятия произведений Н. А. Римского-Корсакова.

Ключевые слова: творчество Н. А. Римского-Корсакова, цвет, цветомузыка, цветомузыкальное восприятие.

Культура и искусство в современном мире оказывают огромное влияние на формирование целостной и гармонично развитой личности. Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного.

Слушая высокохудожественные образцы музыкального искусства, дети накапливают музыкально-слушательский опыт и ценные в художественном отношении интонации музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса. Примером высокохудожественной музыки являются произведения Н. А. Римского-Корсакова, в которых обнаруживается удивительная цельность внутреннего мира художника, органичность его философии и эстетики.

Н. А. Римский-Корсаков - выдающийся композитор, музыкальный и общественный деятель, педагог. Он оставил огромное творческое наследие в различных музыкальных жанрах: пятнадцать опер, три симфонии, симфоническую сюиту «Шехеразада», музыкальные картины «Садко», «Испанское каприччио», симфоническую сюиту «Антар», 79 романсов и др. Николаю Андреевичу принадлежит два сборника русских народных песен в собственной обработке, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства [1].

В творчестве Н. А. Римского-Корсакова органично соединяется опора на русский музыкальный фольклор (главным образом древнейшие его пласты) и на традиции национальной классики с широким развитием живописно-колористических тенденций романтического искусства, упорядоченностью и уравновешенностью всех элементов музыкального языка. Являясь верным продолжателем традиций М. И. Глинки, композитор вводит в свои произведения подлинные народные песни и создает собственные мелодии в духе народных.

Н. А. Римский-Корсаков обладал цветным слухом еще до А. Н. Скрябина, считающегося основоположником цветомузыкального искусства в России. У композитора возникали конкретно-цветовые ощущения от тональностей, аккордов, звуков, тембров. Различные уменьшенные септаккорды, увеличенные трезвучия, секундаккорды и тому подобные созвучия вызывали ассоциации сложных сочетаний цветов. Именно поэтому сочинения Н. А. Римского-Корсакова музыковеды часто именуют «звуковой живописью». Такое определение связано с дивной изобразительностью музыки композитора.

В своих операх и симфонических композициях Н. А. Римский-Корсаков заключал музыкальные образы в строго определенных цветовых тональностях (табл. 1). Так, в опере «Садко» лейттемы Моря написаны в двух сине-голубых тональностях - ми мажоре и ми-бемоль мажоре. Описывая это явление в «Летописи моей музыкальной жизни», Н. А. Римский-Корсаков всегда подчеркивал значимость своего замысла: звучащие лейтмотивы в сочетании с оттенками синего цвета в декорациях на сцене, психологически воздействуя на слушателя, способствуют лучшему восприятию, а значит, и запоминанию музыкальных образов.

Таблица 1

Цветомузыкальные представления Н. А. Римского-Корсакова [2]

Тональности Цветомузыкальные представления А. Н. Римского-Корсакова

C - dur до мажор Белый

G - dur соль мажор Коричневато-золотистый - светлый, радостный, откровенный

D - dur ре мажор Желтый - дневной, солнечный, царственный, властный

A - dur ля мажор Розовый - ясный, весенний, цвет вечной юности

E - dur ми мажор Синий, сапфировый - блестящий, ночной, темно-лазурный

H - dur си мажор Темно-синий со стальным серовато-свинцовым отливом - мрачный, цвет зловещих грозовых туч

Fis - dur фа-диез мажор Серовато-зеленоватый

Des - dur ре-бемоль мажор Багряный темный - теплый

As - dur ля-бемоль мажор Серовато-фиолетовый - нежный, мечтательный

Es - dur ми-бемоль мажор Серо-синеватый - темный, сумрачный, (тональность «крепостей и градов»)

B - dur си-бемоль мажор Серо-синий - несколько темный, сильный

F - dur фа мажор Яснозеленый - пасторальный, цвет весенних березок

В музыкальной психологии и педагогике все больше внимания уделяется цветому-зыкальному восприятию. Исследования ученых доказывают необходимость более серьезного подхода к изучению формирования цветомузыкального восприятия и применения его у школьников, особенно у младших, так как они более эмоционально раскрепощены. На основе усвоения цветомузыкального языка, отражающего богатство образов окружающей нас действительности, развиваются у школьников первые цветому-зыкальные впечатления, которые становятся основой приобретения первых цветомузы-кальных представлений и цветомузыкального воображения.

Специалисты изучают влияние музыки на изменения чувствительности зрения к восприятию цвета, его насыщенности, яркости, мерцания в зависимости от громкости, высоты звука, соотношений обертонов; психологические особенности единовременного восприятия музыки и цвета (А. Н. Леонтьев).

В исследованиях по психологии цветовосприятия отмечается недооценка цвета как мощного фактора эмоционального воздействия на психику (Л. Н. Миронова, В. Тернер и др.).

Цвета окружают человека в течение всей жизни и имеют огромное значение. Склонность к определенному оттенку может помочь определить характер личности, ее душевное и психологическое состояние. Цвета обладают терапевтическими свойствами и могут оказывать лечебное воздействие на нервную систему. Разумное цветовое решение при создании интерьера способствует комфортному нахождению в помещении. Определенный оттенок в одежде способен придавать чувство уверенности своему хозяину, помогает создавать позитивный настрой и принести успех в делах.

Существует наука «цветоведение», которая включает в себя систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, составные и дополнительные цвета, основные характеристики цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит, цветовую гармонию, цветовой язык и цветовую культуру.

Цвет - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя - например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.

Цвета разделяют на группы:

1) ахроматические - бесцветные: белый, черный, все оттенки серого;

2) хроматические - цветные, которые в свою очередь делятся:

- на теплые - желтый, оранжевый, красный;

- холодные - зеленый, синий, фиолетовый [3].

Психологическое воздействие цвета базируется на физиологии нервной системы. Были проведены эксперименты, при которых установлено, что спокойную музыку можно охарактеризовать розовым цветом, который снимает депрессивное состояние и действует успокаивающе на нервную систему человека. Со стороны психологии этот цвет олицетворяет нежность и любовь. Громкая и агрессивная музыка характеризуется цветами от темно-синего до красного, вызывая чувство грусти и приводя к депрессии. Красный цвет действует возбуждающе на нервную систему, что может приводить к агрессии. Музыка, которая характеризуется голубым цветом, снимает напряжение и дает ощущение комфорта. Имея эти общие положения о влиянии музыки и цвета на психику человека, можно использовать их для воздействия на настроение и самочувствие [4].

Цветомузыкальное восприятие - это эмоционально окрашенное восприятие цвета, возникающее от прослушивания музыкальных произведений.

Цветомузыкальное восприятие было бы невозможно без воображения. Воображение интегрирует в себе эмоциональное и рациональное начала, все познавательные процессы, оно сочетает зрительно-образное восприятие реальности с воспроизведением и трансформацией ее в памяти. Воображение выполняет функцию главного инструмента мыслительного поиска.

Многие исследователи изучали проявление цветомузыкального восприятия у детей. С. П. Козырева отмечает, что совмещенность музыкальной и изобразительной деятельности является одним из наиболее плодотворных методов для формирования у детей полноценного, комплексного художественного восприятия [5].

Е. А. Флерина рассматривает особенность детского рисования как процесс трансформации образа во время его изображения. Она отмечает, что детское рисование похо-

же на музыкальную импровизацию: оно также разворачивается во времени и претерпевает значительные изменения по сравнению с первоначальным замыслом. Рисуя, ребенок рассказывает историю в картинках, и часто на одном листе бумаги умещается целая повесть, прочитать которую можно, только «проиграв» ее заново [6].

Цветомузыкальное восприятие базируется на природных задатках, но формируется и развивается в направленной творческой деятельности. Эмоциональная идентификация и выявление «настроения» музыки становятся исходным моментом в цветомузыкальном восприятии. Создание школьником цветовых композиций под воздействием звучащей в это время музыки сопровождается углубленным «созерцанием» ребенка своего внутреннего эмоционального состояния, что обеспечивает адекватный подбор цветовой гаммы для «описания» возникающих эмоций и настроений. Таким образом, цветомузы-кальное восприятие рассматривается как способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, проявляющаяся в специфической художественной деятельности.

Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы определили педагогические условия изучения творчества Н. А. Римского-Корсакова в начальной школе на основе цветомузыкального восприятия. Одним из главных педагогических условий стало накопление музыкально-слушательского и музыкально-интонационного опыта школьников.

Действенным методическим приемом, способствующим накоплению музыкально-слушательского и музыкально-интонационного опыта школьников, мы считаем обязательное ведение каждым учащимся «Музыкально-творческой тетради». Основными ее разделами стали:

1. Название музыкального произведения и его жанр (опера, сюита, симфония).

2. Главные герои или их музыкальные образы.

3. Характеристика средств музыкальной выразительности прослушанных произведений.

4. Цветовые ассоциации прослушанных музыкальных фрагментов.

Учитывая необходимость и значимость более глубокого и системного подхода к изучению творчества Н. А. Римского-Корсакова в начальной школе на основе цветому-зыкального восприятия, мы разработали цикл факультативных занятий «Сказка в творчестве Н. А. Римского-Корсакова» со следующими темами:

1. Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова.

2. Цветомузыкальные представления Н. А. Римского-Корсакова.

3. Симфоническая сюита «Шехеразада».

4. Опера «Садко».

5. Опера «Сказка о царе Салтане».

6. Опера «Золотой петушок».

На внеклассных занятиях мы рассказывали ребятам о жизни и творчестве Н. А. Рим-ского-Корсакова, беседовали о цвете. Познакомили с понятиями «теплых» и «холодных» цветов. По ощущениям детей, «теплые» цвета - желтый, оранжевый, красный, как цвета солнца и пламени - вызывают чувство радости, яркости. «Холодные» цвета - синий, зеленый, голубой - ассоциируются с чувством прохлады или свежести.

В процессе опытно-экспериментальной работы мы предлагали детям выполнять творческие задания, способствующие накоплению музыкально-слушательского и музыкально-интонационного опыта. В помощь ребятам были составлены таблицы-подсказки со словами, характеризующими музыкальные образы, помогающие детям овладевать эмоционально окрашенной речью и средствами музыкальной выразительности для описания характера музыки.

Для яркости музыкального восприятия мы использовали интеграцию музыки с живописью, репродукции картин И. К. Айвазовского («Черное море», «Гроза», «Девятый вал»), В. М. Васнецова («Снегурочка»), И. Е. Репина («Садко») и др.

В процессе развития цветомузыкального восприятия мы использовали разработанные нами игры-упражнения: «Фея музыки», «Волшебный образ», «Музыка и цвет», «Музыкальные картины».

Игра-упражнение «Фея музыки» заключалась в прослушивании фрагментов из оперы «Золотой петушок» - лейтмотивов Царя Додона и Звездочета. Затем ребятам предлагалось описать в «Музыкально-творческой тетради» цветовые образы музыкальных героев.

Во время игры «Волшебный образ» дети два раза слушали арию Снегурочки «С подружками по ягоды ходить...» из оперы «Снегурочка». Первый раз - с закрытыми глазами, представляя цветовой образ. При втором прослушивании дети перенесли цветовой образ на бумагу в виде цветовых пятен. Затем мы предложили их вниманию картину В. М. Васнецова «Снегурочка» и вместе проанализировали соответствие музыки и картины. Композитор написал эту арию в тональности E-dur и ассоциировал ее с синим, сапфировым блестящим, темно-лазурным цветами. Анализ творческих работ детей показал, что большинство ребят использовали в задании синий, голубой, фиолетовый цвета, которые ближе всего к цветомузыкальным ассоциациям Н. А. Римского-Корсакова.

В игре-упражнении «Музыка и цвет» детям выдаются цветные карточки: красные, темно-синие, черные, желтые, фиолетовые, бордовые, серебряные, зеленые, бирюзовые, розовые, коричневые. Учащиеся должны выбрать из данных цветов более подходящие для описания симфонической картины «Океан-море синее» из интродукции к опере «Садко».

В процессе игры-упражнения «Музыкальные картины» мы слушали I часть «Море и Синдбадов корабль» из симфонической сюиты «Шехеразада». Детям были представлены картины художника И. К. Айвазовского («Черное море», «Гроза», «Девятый вал»), которые следовало расположить в той последовательности, в какой идет развитие музыки. Сначала музыка напоминает шторм. Темно-серые густые облака низко нависли, закрывая небо, волны бурлят и перекатываются (картина «Черное море»). И вот ураган в самом разгаре (картина «Гроза»). Тяжелые свинцово-сизые, почти черные тучи словно слились с такой же тяжелой сине-черной водой. А вот и утро после штормовой ночи (картина «Девятый вал»). Яркий розово-желтый свет зари заливает небо. Буря еще не утихла: самая высокая волна - девятый вал - поднялась к небу, грозя потопить путешественников, переживших ужасную ночь и спасшихся на обломке корабля.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что уровень изучения творчества Н. А. Римского-Корсакова в начальной школе на основе цветомузы-кального восприятия заметно повысился. У школьников выросла познавательная активность, связанная с творчеством Н. А. Римского-Корсакова; речь стала более выразительной, эмоционально-окрашенной при высказывании своего отношения к музыке. При рисовании ассоциаций в виде цветовых пятен или цветовых образов основная масса детей использовала большее количество красок и цветов, что позволяло им конкретнее и эмоциональнее выразить возникающий у них цветовой образ на музыку.

Полученные экспериментальным путем данные подтверждают эффективность выдвинутых нами педагогических условий при изучении творчества Н. А. Римского-Кор-сакова в начальной школе на основе цветомузыкального восприятия.

Библиографический список

1. Барсова, Л. Г. Н. А. Римский-Корсаков : популярная моногр. / Л. Г. Барсова. - 2-е изд. - Л. : Музыка, 1989. - 88 с.

2. Ванечкина, И. А. «Цветной слух» в творчестве Н. А. Римского-Корсакова / И. А. Ванечкина, Б. М. Галеев // Русская музыка и традиция : межвуз. сб. науч. тр. - Казань : Консерватория, 2003.- С. 182-195.

3. Артюшин, Л. Ф. Цветоведение / Л. Ф. Артюшин. - М. : Книга, 1982. - 200 с.

4. Боронина, Е. В. Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности младших школьников / Е. В. Боронина, В. В. Кадина // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. - Челябинск : Два комсомольца, 2016. - С. 57-60.

5. Домогацких, В. В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Домогацких В. В. - М. : Моск. пед. ун-т, 2000. - С. 22.

6. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина. -М. : Учпедгиз, 1956. - 160 с.

Михалева Валентина Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Музыка и методика преподавания музыки», Пензенский государственный университет E-mail: valvas008@mail.ru

Храмова Любовь Юрьевна

студентка,

Пензенский государственный университет E-mail: lubany96@gmail.com

УДК 372.878 Михалева, В. В.

Изучение творчества Н. А. Римского-Корсакова в начальной школе на основе цветомузыкального восприятия / В. В. Михалева, Л. Ю. Храмова // Вестник Пензенского государственного университета. -2017. - № 2 (17). - С. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.