Научная статья на тему 'Изучение творческого конструирования у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи'

Изучение творческого конструирования у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильякова О.С.

В статье представлена сравнительная характеристика особенностей творческого конструирования дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи и нормальным речевым развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exploring creative design in preschool children with severe speech disorders

The article presents a comparative characteristic features creative design preschool children with severe speech and normal speech development.

Текст научной работы на тему «Изучение творческого конструирования у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

УДК [376 - 056.264] - 053.4

О. С. Ильякова

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ У

ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

УО «Белорусский государственный педагогический университет имени

Максима Танка»

Конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития. При создании конструкции необходимо учитывать взаимное расположение деталей, способ их соединения, возможность замены на другие детали и т.д. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом - со всех сторон, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали. Учитывая вышесказанное, а также то, что в процессе конструирования ребенок овладевает грамматическими закономерностями языка в аспекте развития связной речи и становления речевой коммуникации в целом проблема нашего исследования представляется значимой и достаточно актуальной.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДУО № 287 и ДУО № 99 г. Минска. В обследовании принимали участие 30 старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) - основная группа, 30 детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием - контрольная группа.

Задания исследования были направлены на выявление особенностей творческого конструирования дошкольников с ТНР. Основным методом исследования в данной части эксперимента являлось наблюдение за конструктивной деятельностью детей. Для фиксирования результатов была использована «Карта наблюдения за ребенком в процессе спонтанной конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО», разработанная Татьяной Вячеславовной Лусс.

Целью методики являлось наблюдение за процессом творческого конструирования детей. Для этого им предоставлялся набор конструктора-лего, состоящего из различных деталей. Перед началом проверки ребенку давалась возможность ознакомиться со всеми элементами конструктора. Инструкция: «Собери из этого конструктора все, что захочешь».

В процессе исследования нами были выявлены как количественные, так и качественные отличия в конструировании старшими дошкольниками с ТНР и нормальным речевым развитием. Так, дошкольники с нарушением речи использовали меньшее количество деталей в своих постройках, чем дети без речевого нарушения: если дети основной группы задействовали в своих конструкциях от 15 до 50 элементов, то дошкольники контрольной группы - не менее 63. Несмотря на то, что дети обеих групп затрачивали на создание объекта приблизительно одинаковое время, учитывая более масштабные конструкции детей без речевой патологии, можно сказать, что с поставленной задачей они справлялись быстрее, чем дети с ТНР. Также следует отметить

56

Научные стремления 2(10)2014

некоторую моторную неловкость, трудности скрепления деталей, которые отмечались у детей с нарушением речевого развития в процессе конструктивной игры. Им тяжелее удавалось удерживать мелкие детали конструктора, чем детям с нормальным речевым развитием. Нами также было выявлено, что дети с ТНР не всегда заранее знали, что строили, могли несколько раз в процессе конструирования менять свою задумку, а некоторые из них вообще не придумали, что построить. У детей контрольной группы таких сложностей не возникало. Также дети основной группы, в отличие от контрольной, не всегда могли рассказать как о своей задумке, так и о результатах конструирования. В использовании речи в процессе конструирования также выявлены значительные отличия. Так, в предварительной беседе, дети с нормальным развитием речи легко вступали в контакт, охотно отвечали на вопросы, их речь была развернутой. Дошкольники с ТНР, наоборот, отличались скованностью робостью, отвечали простыми, нераспространенными предложениями. Однако в процессе конструирования дети основной группы стали активно пользоваться речью, хотя чаще их высказывания не были связаны с будущей постройкой, в то время как дошкольники контрольной группы выполняли задание молча. После окончания конструирования дети с нормальным речевым развитием активно рассказывали о выполненной постройке, дети же с нарушением речи снова становились молчаливыми и не могли достаточно полно рассказать о созданном объекте. Следует отметить и тот факт, что постройки детей контрольной группы отличались большей оригинальностью. В отличие от детей с ТНР, которые строили однотипные «кораблики» и «самолеты», дошкольники без речевой патологии представили более творческие работы: «Пекарня» (Анна), «Склад значков» (Полина), «Гараж» (Дарья Б.), «Танк» (Артем А.), «Снегоуборочная машина» (Владислав У.) и др. Дети основной группы использовали в своих постройках больше интересных элементов, чем дети с ТНР. Полученные данные могут свидетельствовать о меньшей продуктивности творческого конструирования у детей с речевой патологией.

Таким образом, сравнительный анализ результатов исследования двух групп показал, что у детей с речевой патологией творческое конструирование сформировано на более низком уровне, чем у детей с нормальным речевым развитием. Результаты исследования показали, что дошкольники без речевой патологии более успешно справляются с заданием, могут рассказать о предстоящей постройке, об этапах планирования, о том, что получилось; используют большее количество элементов для постройки, при этом затрачивая на сбор конструкции меньше времени, чем дети с ТНР. Дети с речевой патологией отличаются моторной неловкостью, наличием определенных трудностей при скреплении и разъединении деталей, при манипулировании мелкими элементами конструктора. Однако следует отметить повышение речевой активности у детей с ТНР в процессе конструирования, что, несомненно, является хорошей базой для коррекционной работы по развитию речи.

57

Список литературных источников:

1. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи: Программа для специальных дошкольных учреждений / Авт. - сост. Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мороз. - Мн.: НИО, 2007. - 280 с.

2. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд. 2-е, доп / А.Н. Давидчук. М.: Просвещение, 1976. - 79 с. с ил.

3. Лиштван, З. В. Конструирование / Спец. ред. Л. А. Парамонова. - М.: Просвещение, 1981 - 159 с.

4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. Пособие для педагогов-дефектологов. / Т.В.Лусс, Т.В.Волосовец, Е.Н. Кутепова [и др.]; под ред. Е.Н. Кутеповой. - М.: Российский университет дружбы народов, 2007. - 133 с.

5. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.

Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание». 3е изд., дораб. / Т.С. Комарова [и др.]; под ред. Т.С. Комаровой. - М.:

Просвещение, 1991 г. - 256 с.

6. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. выш. пед. учеб. заведений / Л.А. Парамонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

7. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я Семаго, М.М. Семаго.- СПб.: Речь, 2005. - 384 с., илл.

O.S. Ilyakova

EXPLORING CREATIVE DESIGN IN PRESCHOOL CHILDREN WITH SEVERE

SPEECH DISORDERS

Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank

Summary

The article presents a comparative characteristic features creative design preschool children with severe speech and normal speech development.

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.