Научная статья на тему 'Изучение топонимов в якутских героических эпосах «Олонхо»'

Изучение топонимов в якутских героических эпосах «Олонхо» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
450
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС ОЛОНХО / THE HEROIC EPIC OLONKHO / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / GEOGRAPHICAL SPACE / ТОПОНИМЫ / TOPONYMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Саввинова Антонина Николаевна

Представления о пространстве составляют одну из самых основных категорий человеческого бытия. В эпосе олонхо четко отображены, как жили наши предки: их быт, традиции, обычаи, и вместе с тем важную роль занимают географические условия, природа и климат, которые определяют целый ряд этнических ценностей представление народа о времени и пространстве, человеке и обществе, жизни и смерти. В статье представлено изучение топонимов на примере двух текстов олонхо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение топонимов в якутских героических эпосах «Олонхо»»

УДК 81373.21

Антонина Саввинова1

ИЗУЧЕНИЕ ТОПОНИМОВ В ЯКУТСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ ОЛОНХО*

THE STUDY OF TOPONYMS IN THE YAKUT HEROIC EPIC OLONKHO

* Статья представлена на конференции, организованной при финансовой поддержке РГНФ и фонда «Дом наук о человеке» (Франция). Проект № 15-22-08501 «Организация и проведение научной конференции (с международным участием) «Ландшафт в нарративе памяти. Реальность. Образ. Моделирование».

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект №15-18-20047).

Представления о пространстве составляют одну из самых основных категорий человеческого бытия. В эпосе олонхо четко отображены, как жили наши предки: их быт, традиции, обычаи, и вместе с тем важную роль занимают географические условия, природа и климат, которые определяют целый ряд этнических ценностей - представление народа о времени и пространстве, человеке и обществе, жизни и смерти. В статье представлено изучение топонимов на примере двух текстов олонхо.

Ключевые слова: героический эпос олонхо, географическое пространство, топонимы.

The idea of space constitutes one of the most basic categories of human existence. In the epos of Olonkho clearly displayed how our ancestors lived: their way of life, traditions, customs, and the role of geography, nature and climate, which define a number of ethnic values - the perception of the people about time and space, man and society, of life and death. The article presents the study of toponyms on an example of two texts of Olonkho.

Key words: the heroic epic Olonkho, the geographical space, toponyms.

Географические названия - это выражение ментальности людей, их мироощущения, культуры, быта, обычаев, психологического состояния. Они являются неотъемлемой частью современной цивилизации и представляют собой уникальную топонимическую среду, без которой невозможно существование человечества. Являясь

1 Саввинова Антонина Николаевна, кандидат географических наук, доцент кафедры географии естественных наук ИЕН СВФУ им. М.К.Аммосова. E-mail sava_73@mail.ru

Antonina Savvinova, Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor in Department of Geography, Institute of Natural Sciences, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

важнейшим элементом картины мира, они реализуются практически во всех текстах культуры. Любое устное творчество, будь это рассказ, былина или олонхо, начинается с описания окружающего пространства, для этого авторы используют разные термины и названия географических объектов. Топонимы - это своего рода исторические памятники, отражающие особенности истории, общественной жизни и материальной культуры того или иного народа [3].

В художественных произведениях реальное географическое пространство подвергается, как правило, наибольшим и наиболее глубоким трансформациям. То есть географическое пространство - это результат процесса описания, осознания и осмысления земного пространства, то есть его географизация. С точки зрения изучения генезиса эти образы можно классифицировать, упорядочивать по отдельным авторам, отдельному произведению или ряду произведений одного писателя. По мнению Д.Н. Замятина: «Художественно-географические образы могут быть в известной мере типологизированы и обобщены, при этом их связь с реальным географическим пространством может быть затушевана и проявляться лишь в ряде повторяющихся ландшафтно-культурных или ландшафтно-мифологических примет» [2].

Географическая терминология в силу ее активного использования при хозяйственной и бытовой деятельности является одной из наиболее важных составляющих при изучении территорий. Народы, населяющие территорию Якутии, осваивали этот сложный в климатическом и географическом отношении регион с разнообразными ландшафтами: обширными лесами, горами, разветвленными речными системами. Вследствие этого у каждого народа, населяющего регион, выработалась своя система географических терминов, которые находили отражение в художественных произведениях, устных сказаниях. Семантическое наполнение топонимов определялось не только особенностями ландшафта и физико-географического пространства, но и исторически сложившимися культурно-бытовыми отношениями между людьми, образом жизни, хозяйственными занятиями населения. Таким образом, исследование топонимов по художественным произведениям дает возможность сопоставления различных представлений о природном мире, позволяет выявить изменения в видении и использовании окружающего ландшафта.

Художественный талант народов России создал великие произведения героического эпоса: это русские былины, карело-финские руны «Калевалы», нартские сказания народов Северного Кавказа, «Джангар» калмыков, «Гэсэр» бурятов, «Манас» киргизов, а также национальный якутский героический эпос «Олонхо». Якутский эпос олонхо является одним из выдающихся памятников эпического наследия народов тюрко-монгольского мира, в 2005 году был признан ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. Анализ эпосов разных народов показал, что мировосприятие и осознание особенностей географического пространства у них отличается, однако прослеживаются и сходные аспекты, такие как строение мира (верхний, средний, нижний миры) например, в калмыцком и якутском эпосах.

В данном исследовании в рамках работ по гранту РНФ №15-18-20047 изучены особенности географического пространства в героических эпосах писателей Плато-

на Алексеевича Ойунского «Нюргун Боотур стремительный» [4] и Николая Петровича Бурнашева «Кыыс Дэбэлийэ» [1] в русском переводе. В ходе анализа были отобраны названия всех географических объектов, их оказалось достаточно много (всего 419) - в олонхо «Нюргун Боотур стремительный» состоящем из восьми песен - 216 географических терминов, в олонхо «Кыыс Дэбилийэ» - 203 наименований. Материалы анализа представлены в базе данных в виде таблицы (рис. 1).

Рис. 1. Пример базы данных топонимов олонхо «Нюргун Боотур Стремительный»

Наиболее часто встречаемые названия географических объектов - это небо, земля, горы, реки, море, солнце, гром, молния и другие, а также стороны света - север, юг, запад, восток. Как известно, якуты - самый северный в мире скотоводческий народ. Разведение лошадей и крупного рогатого скота, с незапамятных времен было основным источником существования якутского народа, а вместе с тем и основным признаком его культуры, выделяющим якутов из числа остальных северных племен: оленеводов, охотников и рыбаков. Так, зоонимы - термины связанные с фауной, встречаются в олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» от 1 и более 20 раз в каждой песне, например: конь - 25 раз, жеребенок - 5 раз, собака - 1 раз, жаворонки, журавли, кукушки и другие:

.. .Там в низинах - творожная топь, До вертлюгов неукрощенным коням, Из молочной гущи солончаки До колен ездовым коням. .Бесчисленные табуны Белых, длинногривых коней, Бешено игривых коней, Чьи округлые копыта тверды, Чтобы вольно им было пастись На лугах, у светлой воды____

Гидронимы в первой песне встречаются достаточно много раз: озеро - 2 раза, река - 8, а море целых - 13 раз. В описании объектов гидрологии прослеживается характеристика бассейнов рек с одной основной рекой и притоками первого (реки) и второго (ручьи) порядка Тем самым автор видимо хотел показать необъятность и ширь пространства с многочисленными водными объектами:

...Чтобы без числа породил, В изобилии расплодил В водах рек, морей и озер Где восемь еще говорливых рек Сбегаются шумно в одну реку, Где семь ручьев из семи лощин В лиственной зеленой кайме, Будто за руки ухватясь, Сходятся в хоровод, .

В олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» особенности растительного покрова также нашли яркое отражение в топонимике исследуемой территории. Частота встречаемости фитонимов в тексте олонхо следующая: лес (-ной) - 67 раз, дерево - 57, трава - 53, луг - 36, тайга - 13, кустарник - 4, заросли- 2 раза и пр. Также наблюдается использование в тексте названий деревьев, то есть прослеживается определение видового состава лесов: береза- 22 раза, лиственница - 14, сосна - 3 раза. В олонхо «Кыыс Дэбилийэ»: лес - 21, трава - 17, дерево - 15, луг - 3, кустарник - 1 раз. Видовой состав более разнообразен: лиственница - 5, береза - 4, ива - 3, одуванчик - 4, осина - 2, тайга - 1, роща - 1 раз. Безусловно в обоих произведениях центральным символом, объединяющим три мира пространства, фигурирует мировое священное дерево - Аал-Луук мас, которое упоминается 12 раз.

Гидронимы также часто встречаются в текстах олонхо - например, говорится что земля, на которой люди проживают, всегда окружена бесконечными водами. Море Одун - мировой океан, служащий «ложем» земли. Сюнг - его другое название. Есть еще и другие водные объекты, такие как - море Араат на западе Среднего мира. Некоторые исследователи считают, что здесь имеется в виду Аральское море, вот так он описывается в произведении:

. Далеко, где желтеет склон Западных холодных небес, Играет, бушует, гремит ... ... Великое море Араат. Через просторы моря того Птица не перелетит. Восемь заливов его Вторгаются в грудь земли.

В олонхо нередко встречаются реальные географические названия, встречающиеся на современной географической карте республики в районах проживания якутов - например, река Таатта, протекающая по территории Лено-Амгинского между-

речья в Центральной Якутии. Они сосуществуют с мифическими странами и часто сами приобретают мифическое значение.

.Густые ветви его Куполом высятся над землей На семьдесят дней пути, Изгибаются плавно вниз, Достигая моря с одной стороны, А с другой до Татты-реки...

Оронимы также широко представлены в текстах олонхо, главным элементами при изображении рельефа являются горные массивы и хребты, теснины, ущелья и перевалы. Горы как пространственный элемент часто упоминаются в экспозиционной части олонхо и обрамляют пределы Аан Ийэ дойду (Среднего мира). Периферийное положение гор в структуре эпического пространства во многом определено закрепленной в культуре семантикой образа горы. Гора является элементом отрицательного или неблагоприятного пространства, а идеальным примером благоприятного ландшафта в олонхо безусловно служит алаас [5].

Центральным орографическим объектом - центром земли представляется долина Кыладыкы, это местность в Среднем мире, куда Урун Айыы опускают на жительство Нюргун Боотура стремительного, его брата и сестру.

.На груди праматери Кыладыкы, В долине ее золотой, На широком ее хребте,. ... На округлой вершине его Поднялись еще три холма.

Также в текстах олонхо красной нитью проходит описания направлений сторон света, описываемые при помощи пространственного кода, который можно назвать «топографическим». В традиционном мифологическом мировоззрении якутов средний мир имел горизонтальное членение, ориентированное на четыре стороны света — север, юг, восток, запад. Структура почти любого экспозиционного описания, строящегося по принципу выделения частей света, следует за «взглядом сказителя», который движется от востока через юг и запад к северу, т.е. по ходу солнца, что обусловлено традиционной восточной ориентацией якутов и восприятием востока и передней части как одной пространственной координаты. Противопоставление востока и запада, учитывая традиционную для тюркоязычных народов Сибири солярную ориентацию, при которой сакральным признается восточное направление, следует понимать как оппозицию благополучного восточного направления и неблагополучного западного [5].

Например, так представляется описание сторон света в тексте олонхо «Нюргун Боотур стремительный». Описание Восточной стороны:

.Если полетим на восток Великой равнины Кыладыкы, Где по светлому небосклону бегут

Перистые облака, Если на крылатом коне Дальше полетим на восток, На открытом просторе увидим мы Величавое в блеске своем Озеро с островом среди волн..

Запад представляется как бескрайнее водное пространство - холодное и бушующее:

. Далеко, где желтеет склон Западных холодных небес, Играет, бушует, гремит. . Великое море Араат. Через просторы моря того Птица не перелетит. Восемь заливов его Вторгаются в грудь земли .

Описание Северной стороны соотносится с климатическими особенностями северных территорий с вихрями, пургой и метелью:

.В бездонную щель Метели кружащего, колдовского Северного склона небес, -Выступят из мглы вихревой Восемь свирепых горных вершин.. Там великий Куктуйский пролег перевал.

Южная сторона представляется как нижнее направление (нижний мир), где простираются горы, холодное урочище - мир враждебного человеку племени абаасы характеризуется как неблагоприятное и враждебное место:

.Далеко на южной ее стороне Возвышаются девять горбатых гор, Там, бесконечное, пролегло Ущелье горя и мук -Урочище Ледяной Хотун, Как перерезанная гортань, Там зияет теснина Хаан Дьарылык .

События, описываемые в произведениях, происходят в пространстве трех мифологических миров, из которых Средний мир играет главную роль как страна обитания племени «Айыы аймага» - долина Кыладыкы по всем признакам и описаниям удобная для проживания и разведения скота и лошадей. Изучение частоты встречаемости видов топонимов и их анализ в текстах двух олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» и «Кыыс Дэбэлийэ» позволил сделать предварительное заключение, что у обоих эпосов, географическое пространство описывается почти одинаково, однако

прослеживаются отличия в художественном живописном описании географических объектов.

Литература:

1. Бурнашев, Н.П. Кыыс Дэбилийэ : якутский героический эпос / Н.П. Бурнашев. -Новосибирск : Наука, 1993. - 206 с.

2. Замятин, Д.Н. Феноменология географических образов / Д.Н. Замятин // http:// www.ruthenia.ru/loqos/kofr/2000/2000 06.htm (дата обращения 10.10.2015)

3. Колодезникова, С.К. Духовная культура в жизни этноса / С.К. Колодезникова // Сборник научных трудов. [под ред. Романова Е.Н. ] - Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1991.

- С. 17

4. Нюргун Боотур Стремительный : якутский героический эпос олонхо / под ред. С.В. Михалкова; статья и комментарий И.В. Пухова. - Изд. 2-е. - Якутск : Якутское книжное издательство - 1982. - 432 с.

5. Семенова, Л.Н. Семантика эпического пространства и ее роль в сюжетообразо-вании (на материале якутского эпоса олонхо): дисс. канд. культур.наук / Л.Н. Семенова. - Москва : Российский государственный гуманитарный университет, 2000. - 160 с.

References

1. Burnashev N.P. Kyys Djebilijje: Jakutskij geroicheskij jepos / N.P. Burnashev. -Novosibirsk : Nauka, 1993. - 206 p.

2. Zamjatin D.N. Fenomenologija geograficheskih obrazov / D.N. Zamjatin // http:// www.ruthenia.ru/logos/kofr/2000/2000_06.htm (data obrashhenija 10.10.2015)

3. Kolodeznikova S.K. Duhovnaja kul'tura v zhizni jetnosa / S.K. Kolodeznikova // Sbornik nauchnyh trudov. [pod red. Romanova E.N. ] - Jakutsk : JaNC SO AN SSSR, 1991.

- p. 17

4. Njurgun Bootur Stremitel'nyj : Jakutskij geroicheskij jepos olonho / рod red. S.V. Mihalkova; stat'ja i kommentarij I.V. Puhova. - Izd. 2-e. - Jakutsk : Jakutskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1982. - 432 p.

5. Semenova L.N. Semantika jepicheskogo prostranstva i ee rol' v sjuzhetoobrazovanii (na materiale jakutskogo jeposa olonho): diss. kand. kul'tur. nauk / L.N. Semenova. -Rossijskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet, 2000. - 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.