Научная статья на тему 'Изучение терминологии на примере сферы рекламы и связей с общественностью'

Изучение терминологии на примере сферы рекламы и связей с общественностью Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
464
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИНОЛОГИЯ / ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ / КОММУНИКАЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ТЕЗАУРУС / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА / ФРЕЙМ / TERMINOLOGY / PRINCIPLE OF CONSISTENCY / COMMUNICATION / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS / THESAURUS / THEMATIC GROUP / FRAME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Валитова Наиля Равильевна, Паутов Алексей Дмитриевич, Пушкарева Людмила Григорьевна

Проблема и цель. Исследование осуществлено в рамках изучения проблемы терминологии языка направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» на основе профессионально-ориентированного, когнитивного и функционально-коммуникативного подходов, в соответствии с которыми термины усваиваются в тесной связи с их функциями в речи, что способствует созданию ситуативно-речевых условий, связанных с соотнесённостью иерархий понятийного и языкового тезаурусов. Целью статьи является изучение терминологии сферы рекламы и связей с общественностью на основе комплексного подхода. Методология. В работе использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, контент-анализ. Результаты. На основе анализа логически выстроенных определений терминов сферы рекламы и связей с общественностью была выстроена модель тезауруса указанной профессиональной сферы, т. е. терминологический словарь тезаурусного типа данного направления подготовки. Включённые в тезаурус термины объединены на основе тематической общности в ряды, связанные с когнитивными структурами, эти ряды отражают категории реального мира, а категориальные понятия соответствуют именам классов слов. Выводы. Использование тезауруса в учебном процессе и овладение терминами определённого направления подготовки не только способствуют усвоению специального языка, совершенствованию навыков общения в профессиональной сфере, но и могут служить критерием и/или показателем усвоения программы в соответствии с объёмом и компетенциями, указанными в образовательном стандарте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Валитова Наиля Равильевна, Паутов Алексей Дмитриевич, Пушкарева Людмила Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING TERMINOLOGY ON THE EXAMPLE OF ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS

Problem and purpose. The present article is devoted to the ways of creating artistic unity in Dmitry Vodennikov’s cycle “Bur”. The article suggests a possible experience of interpreting the cycle, built on the analysis of the special view of the lyrical “I” worldoutlook. The methodology of the “Bur” analysis is determined with the artistic integrity of the cycle being a single metatext. Separate poems within the cycle interact with each other, so that the meaning of each of them is complicated and expanded. Semantic unity also generates a formal unity: interaction and roll-call of images, compositional techniques. It is through the semantic and formal rolls in the cycle that the unity of the development of the lyrical “I” the consciousness of the lyric character is achieved. The results. It can be said that self-discovery and self-awareness form the basis of the inner lyrical plot of this cycle. The lyrical character of Dmitry Vodennikov, holding together seemingly disparate, multi-thematic poems, is the main element creating the cyclic unity of the “Bur”. Conclusions. The fundamental element holding the artistic unity of the “Bur” is the consciousness of the lyric character. It is a child, who undergoes certain changes in the cycle. The image of the external world in the “Bur” cycle is built on the subjective-associational principle. A characteristic feature of the world image in “Bur” is its duality, which is existing and imaginary at the same time. Besides, it should be noted that precedent texts play an important role in the cycle. The lyric character comprehends the surrounding reality with their help. All these features lead to the fact, the compositional and semantic structure of the poems included in the “Bur” and the cycle as the artistic unity itself possess a complexity allowing to expose the cycle to various and ambiguous interpretations.

Текст научной работы на тему «Изучение терминологии на примере сферы рекламы и связей с общественностью»

УДК 81 Б01 10.17238/188П1998-5320.2018.33.42

Н. Р. Валитова, А. Д. Паутов, Л. Г. Пушкарева, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ИЗУЧЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Проблема и цель. Исследование осуществлено в рамках изучения проблемы терминологии языка направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» на основе профессионально-ориентированного, когнитивного и функционально-коммуникативного подходов, в соответствии с которыми термины усваиваются в тесной связи с их функциями в речи, что способствует созданию ситуативно-речевых условий, связанных с соотнесённостью иерархий понятийного и языкового тезаурусов. Целью статьи является изучение терминологии сферы рекламы и связей с общественностью на основе комплексного подхода.

Методология. В работе использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, контент-анализ.

Результаты. На основе анализа логически выстроенных определений терминов сферы рекламы и связей с общественностью была выстроена модель тезауруса указанной профессиональной сферы, т. е. терминологический словарь тезаурусного типа данного направления подготовки. Включённые в тезаурус термины объединены на основе тематической общности в ряды, связанные с когнитивными структурами, эти ряды отражают категории реального мира, а категориальные понятия соответствуют именам классов слов.

Выводы. Использование тезауруса в учебном процессе и овладение терминами определённого направления подготовки не только способствуют усвоению специального языка, совершенствованию навыков общения в профессиональной сфере, но и могут служить критерием и/или показателем усвоения программы в соответствии с объёмом и компетенциями, указанными в образовательном стандарте.

Ключевые слова: терминология, принцип системности, коммуникация, междисциплинарная интеграция, реклама и связи с общественностью, тезаурус, тематическая группа, фрейм.

Проблема и цель. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью в теоретическом и практическом отношении особенностей и специфики терминологии, связанной со сферой рекламы и связей с общественностью. Считаем, что обучение профессиональной терминологии - важнейшая задача, носящая не только теоретический, но и прикладной характер. Профессионализм бакалавра в сфере рекламы и связей с общественностью требует владения терминами и понятиями, умения выражать и обосновывать положения предметной области знания, вести научные исследования и дискуссии, обладать культурой речи, материализуя в языковой форме профессиональные знания как стереотипные когнитивно-информационные модели, которые необходимы в процессе конкретной профессиональной и научной деятельности. В связи с вышеизложенным можно сформулировать проблему исследования - осмысление терминологии сферы рекламы и связей с общественностью, усваиваемой обучающимися при овладении дисциплиной «Теория и практика связей с общественностью», с точки зрения комплексного подхода, и включение профессиональных терминов в содержание общеобразовательной дисциплины «Русский язык и культура речи».

Цель исследования - рассмотреть изучение терминологии сферы рекламы и связей с общественностью на основе комплексного подхода, сочетающего в себе профессионально-ориентированный, когнитивный, функционально-коммуникативный аспекты в междисциплинарной интеграции дисциплин «Русский язык и культура речи» и «Теория и практика связей с общественностью».

Методология. При исследовании проблемы изучения терминологии в сфере рекламы и связей с общественностью использованы методы: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; контент-анализ для изучения профессионально-ориентированных научно-учебных текстов путём систематической числовой обработки, оценки и интерпретации формы и содержания понятийного материала с целью формирования ситуативно-тематического минимума -терминологического словаря тезаурусного типа.

Проблемы терминологии, связанные с её изучением, вызывают интерес среди специалистов разных отраслей знания и сфер деятельности. Для обучающихся вуза знание предметной терминологии и

понятий является не только способом овладения языком профессионального общения, но и средством овладения будущей профессией, обеспечивает доступ к научной и методической литературе, позволяет на высоком уровне участвовать в ситуациях профессиональной коммуникации как в процессе обучения (обсуждение проблем в ходе практических и семинарских занятий, защиты выпускных квалификационных работ и др.), так и в будущей деятельности (научные конференции, диспуты, мастер-классы и др.). Одним из эффективных приёмов научной подготовки будущего специалиста и одновременно средством повышения профессиональной языковой культуры является регулярная работа над введением специальных понятий и связанных с ними терминов в словарный запас обучающегося.

Термины обозначают понятие, составляющее основу любой науки. Язык гармонично входит в структуру науки, составляет её так называемый терминологический уровень. Данный уровень науки строится по определённым правилам и законам, организуется в соответствии с принципами логики и может быть уподоблен математическим и иным моделям. Выстроенные таким образом термины науки позволяют обслуживать её коммуникативные потребности и в целом образуют терминосистему, которая чаще всего понимается как совокупность терминов какой-либо сферы познавательной деятельности.

Использование совокупности терминов сферы рекламы и связей с общественностью возможно при обучении общенаучным дисциплинам, которые не имеют профессионально ориентированной направленности, но благодаря включению специальной лексики в содержание программы эти дисциплины будут способствовать реализации междисциплинарных связей. Например, при разработке курса «Русский язык и культура речи» актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход, сущность которого заключается в комплексной интеграции так называемых базовых дисциплин и дисциплин, направленных на формирование профессиональных компетенций. При реализации образовательного стандарта по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью к одной из базовых дисциплин относится курс «Русский язык и культура речи», а к профессионально ориентированным дисциплинам - курс «Теория и практика связей с общественностью». Комплексный подход к преподаванию данных курсов предполагает решение вопроса разработки словаря, представляющего собой ситуативно-тематический минимум, состоящий из тщательно отобранных профессиональных терминов, которые позволят сформировать базу понятийного аппарата данной области знания и сферы деятельности. Отбор терминов осуществляется на основе нескольких критериев: частотность использования в науке, общепринятость использования в научных кругах, общность в определении содержания.

Интеграция в базовые дисциплины терминологии профессиональной сферы обусловлена, как отмечают современные лингводидакты, сложностью овладения специальной лексикой, потому что в слове как речевом компоненте содержатся и отражаются системные связи всех языковых уровней, в том числе научного. Язык отражает системность окружающего мира, основанную на различных отношениях между реалиями материи, предметами, явлениями. В целях повышения уровня усвоения профессионального контента, выраженного в языке, одним из эффективных приёмов научной и речевой подготовки бакалавра является, на наш взгляд, систематическая, строго продуманная работа над введением специальных понятий предметной области науки и связанных с ними терминов в активный и пассивный словарь обучающегося.

Приём введения терминологии профессиональной сферы в программу изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» опирается на когнитивный подход, используемый в том числе при усвоении лингвистического содержания. Для эффективного решения задачи овладения профессиональной терминологией бакалаврами применяются методы когнитивного подхода в обучении, в частности, метод лингвистической семантики и метод родо-видовых отношений внутри терминосистем. Подчеркнём, что в родо-видовых, или гиперо-гипонимических, отношениях отражается иерархия человеческого знания, позволяющая проследить систематизацию познания профессиональной картины мира обучающимся, степень её сформированности [1, с. 989].

Лингвистическая семантика и родо-видовые отношения внутри терминосистем - это ведущие принципы, на которых построена вся система терминологии. Ориентация на данные принципы при обучении позволит обучающимся не только понимать значение терминов и отношения между ними, но и предугадывать семантику неизвестных терминов и классифицировать их, соотносить между собой, выстраивать логические связи терминов.

Таким образом, использование когнитивного подхода в процессе усвоения терминологии позволяет сформировать у обучающегося признаки профессиональной языковой личности, соответствующей

модели первого уровня. Об уровнях развития языковой личности впервые заговорил Ю. Н. Караулов, теоретические посылы которого были развиты в дальнейших исследованиях. Отмечается, что человек в собственном речевом развитии прогрессирует, т. е. постепенно переходит от более низкого уровня развития собственной языковой личности к более высокому уровню её развития. Исследователь описал три типа языковых личностей: языковая личность нулевого уровня, языковая личность первого уровня и личность второго уровня. Каждый тип личности обладает характерными особенностями. Если говорить о первом уровне языковой личности, к которому приближает описываемый подход в обучении бакалавров, то он характеризуется как логико-когнитивный, представленный тезаурусом личности, и выражает «систему знаний о мире» [2, с. 70].

При обучении терминологии следует воздействовать не только на коммуникативную способность обучающегося, что вполне закономерно в этом процессе, но и на профессиональное когнитивное сознание будущего выпускника, т. к. в речевой деятельности участвуют не только речемысли-тельная, эмоциональная, но и когнитивная сферы. Элементами когнитивной сферы личности являются обобщённые понятия, концепты, выраженные в словах информационно-поискового (дескриптор-ного) статуса. Концепт как любая дискретная содержательная единица коллективного сознания отражает предмет реального или идеального мира, хранимого в национальной памяти носителей языка, обозначается словом, иначе его существование невозможно [1, с. 990]. В связи с этим перечисленные элементы когнитивной сферы личности находятся в строго иерархичных отношениях друг с другом. Данные иерархические отношения отражают в том числе профессиональную картину мира, в которой представлены устойчивые стандартные связи между терминами, находящими выражение в обобщённых высказываниях и определениях.

Усвоение лексики сферы рекламы и связей с общественностью способствует расширению профессионального кругозора обучающегося, т. к. в специальной лексике системность экстралингвистического, т. е. не связанного непосредственно с самим языком, характера проявляется в виде терминов, объединённых в тематические ряды на основе общности обозначаемых ими реалий, объектов и предметов материального мира. Объединение слов в тематические ряды осуществляется на основании существенных составляющих значения терминов, в которых отражение предметных связей в семантике закрепляется лингвистически.

Таким образом, логико-семантическая структура терминологии сферы рекламы и связей с общественностью представляет собой тезаурус учебного предмета «Теория и практика связей с общественностью», который описывает предметное поле указанной сферы как совокупность терминов и понятий. Созданный и используемый в процессе изучения курса «Русский язык и культура речи» профессиональный тезаурус представляет собой определённым образом структурированное и иерархически организованное знание, включающее максимально полный объём лексики, выстроенный по тематическому принципу с отражением определённого набора базовых семантических отношений. Указанный тезаурус позволяет обучающемуся в конкретной речевой ситуации профессионального общения проанализировать и выбрать соответствующие термины в рамках определённой темы; расширить своё высказывание посредством наполнения его терминами; конструировать наибольшее количество высказываний с использованием специальной лексики, что будет свидетельствовать о высоком уровне его языкового и речевого развития в профессиональной сфере, владении умением развёртывать текст по темам и семантическим полям.

Тематическая организация терминосистемы сферы рекламы и связи с общественностью создаёт основу для овладения лексическим базисом предметной области и расширяет запас терминологической лексики, что, в свою очередь, способствует развитию навыков понимания профессиональной лексики при чтении, а следовательно, речевой деятельности.

На тематический принцип организации лексического материала, отвечающий коммуникативной направленности обучения, указывает Л. Г. Саяхова, подчёркивая, что тематический принцип систематизации терминологии облегчает процесс обучения, а также повышает «...интенсивность процесса развития речи» [3, с. 371], при этом позволяет более эффективно решать образовательные задачи. Тематический принцип организации лексики наиболее эффективен и отвечает конечной цели обучения профессиональному языку - развитию речевых навыков обучающихся, т. к. соответствует характеру речевого профессионального общения, которое всегда ситуативно и тематически организовано. Тезаурус сферы рекламы и связей с общественностью позволяет использовать интерактивные методы организации занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи», например, посредством создания ситуаций профессионального общения и вовлечения каждого обучающегося в процесс

взаимодействия. Таким образом, элементы тезауруса, систематизированные в тематические ряды, характеризуют профессиональную сферу набором терминов предметной области рекламы и связей с общественностью, которые употребляются в специальных текстах и передают их основное содержание, тематические ряды сближаются с языковыми группировками по значению, а также с другими связями слов, в частности с ситуативными.

Эффективность использования тематического принципа объединения терминологической лексики подтверждается с психологической точки зрения: на основе тематически связанных терминов облегчается построение связной речи, ассоциативные связи между терминами облегчают их запоминание. Тематические связи слов также служат отражением общих принципов классификации явлений, которые формируются в сознании обучающегося в ходе познавательной деятельности. Объединение терминов сферы рекламы и связей с общественностью на основе тематического принципа в тезаурус наиболее органично и целесообразно с позиции процесса усвоения профессиональной терминологии.

В психологической и психолингвистической литературе существует точка зрения, согласно которой тезаурус является средством понимания текста [1]. Овладев профессиональным тезаурусом, обучающийся может продемонстрировать навыки понимания специальных текстов. Это понимание может быть измерено тем или иным способом (с помощью вопросов и/или заданий к тексту), что немаловажно в современных условиях реализации образовательных стандартов, для которых важными характеристиками являются чёткие (объективно измеряемые) критерии достижения результатов. Таким образом, овладение профессиональным тезаурусом может стать надёжным критерием и показателем для присвоения квалификации «бакалавр» по тому или иному направлению подготовки, т. к. позволяет объективно измерить и/или выявить степень владения необходимой в рамках осваиваемого направления терминологией в соответствии с заданной стандартом компетенцией/компетенциями. Без знания терминологии выпускник не сможет стать равноправным участником профессионального сообщества, не овладеет необходимыми компетенциями.

Усвоение терминологии в формате профессионального тезауруса в процессе подготовки в системе высшего образования позволяет обучающемуся коррелировать профессиональную языковую картину мира и специальную терминологию, что будет способствовать глубокому пониманию специальных текстов, их самостоятельному созданию, свободным высказываниям в профессиональных кругах. Следовательно, терминология, представленная в форме профессионального тезауруса, соотносит иерархическую организацию профессиональных знаний с профессиональной картиной мира, что позволяет обучающемуся даже при приблизительном знании семантики слов равнозначно соотносить их с «узлами» профессионального тезауруса в ситуации профессиональной коммуникации, осуществляемой в устной и/или письменной формах.

Результаты. На основе логического анализа следующих определений терминов сферы рекламы и связей с общественностью - информация, пропаганда, коммуникация, связи с общественностью, корпоративная культура, паблисити, реклама, маркетинг, имидж [4] - нами была выстроена иерархическая и строго структурированная модель тезауруса указанной профессиональной сферы, т. е. ситуативно-тематический минимум [5] - терминологический словарь тезаурусного типа данной специальности. Выбор терминов, подчеркнём ещё раз, обусловлен их концептуальностью, обобщённостью, частотностью употребления, вследствие чего данные термины могут быть отнесены к «узловым». Как уже отмечалось, включённые в тезаурус термины объединены на основе тематической общности в ряды, связанные с когнитивными структурами, данные ряды отражают категории реального мира, а категориальные понятия соответствуют именам классов слов. Таким образом, тематические ряды терминов, в свою очередь, соответствуют родо-видовым отношениям между классами слов.

Приведём в качестве примера один из элементов составленного ситуативно-тематического минимума сферы рекламы и связей с общественностью. Паблисити: 1) создание информационных поводов с целью увеличения известности и популярности в коммерческой, политической сфере; 2) неконтролируемый, неоплачиваемый метод размещения сообщений в СМИ, стимулирующий спрос на товар, услугу или деятельность; 3) публичность, гласность, известность, открытость, рекламирование, самореклама; 4) инструмент маркетинга; 5) популяризация. Толкование термина предполагает обобщённую трактовку содержания на основе анализа нескольких источников учебной литературы, в которых используется данный термин.

В составленном терминологическом словаре тезаурусного типа тематическая группировка предполагает владение обучающимися экстралингвистической информацией. Кроме этого, парадигматические, синтагматические группировки терминов в пределах одной терминологической темы

позволяют провести аналогии между структурой текста и фреймовым характером организации её в памяти обучающегося. Целесообразность такой организации подтверждается тем, что любой фрейм имеет обыкновение соединяться с другими фреймами, образуя систему фреймов.

Следует отметить, что терминологический словарь тезаурусного типа в учебных целях опирается на сочетание тезауруса и фрейма, что служит основой методического обеспечения терминологических тем при обучении не только профессиональному языку, но и созданию коммуникативных ситуаций профессионального общения при порождении профессиональной речи.

По сути, обучение языку сферы рекламы и связей с общественностью, как и любой другой профессиональной сферы, может быть представлено в виде системы специфических языковых игр, организованных по определённым правилам (ситуативным структурам), вокруг которых группируется тематически общая и функционально необходимая терминологическая лексика, реализуемая в соответствующих дискурсах. Предложенная методика на основе работы с тезаурусом специальности предполагает использование на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» профессиональных языковых средств в коммуникативных условиях, соответствующих второму уровню развития языковой личности.

Выводы. Обучение специальной лексике, предполагающее изучение терминов в составе определённой темы для формирования профессиональной картины мира обучающегося, соответствующей ситуативным структурам, которые способствуют повышению коммуникативной мотивации и лучшему усвоению терминологии сферы рекламы и связей с общественностью, логически обусловлено функционально-коммуникативным подходом. Взаимосвязанное профессиональное, когнитивное и коммуникативное обучение позволяет будущим выпускникам научиться практически использовать термины в конструируемых ситуациях профессионального общения; расширять «профессиональную картину мира» за счёт приобщения к «профессиональной языковой картине мира» носителей изучаемого профессионального языка.

Указанные взаимообусловленные подходы отвечают коммуникативной направленности обучения профессиональной терминологии как на уровне языковой системы, так и на уровне речевой деятельности, которая предполагает когнитивные преобразования.

Таким образом, интеграция в содержание дисциплины «Русский язык и культура речи» профессиональной терминологии сферы рекламы и связей с общественностью, создание коммуникативных ситуаций профессионального общения на практических занятиях, использование языковых игр и других интерактивных методов позволяет обучающимся овладеть профессиональной терминологией, использовать её в речевой деятельности. Использование тезауруса в учебном процессе и овладение терминами определённого направления подготовки может служить критерием и/или показателем усвоения программы в соответствии с объёмом и компетенциями, указанными в образовательном стандарте.

Библиографический список

1. Саяхова Л. Г. Концепт как единица лингвокультурологии, когнитивной лингвистики и лингводидак-тики // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. № 3. С. 987-993. URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=22483511

2. Лазарева О. А. Процесс обучения русскому языку как иностранному: формирование концептуального знания // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. Т. 5. С. 66-70. URL: https://elibrary.ru/ item. asp?id=22449169

3. Саяхова Л. Г. Языковая картина мира и проблема систематизации лексики в современной словарной форме // Российский гуманитарный журнал. 2013. Т. 2. № 4. С. 368-374. URL: https://elibrary.ru/ item. asp?id=21241303

4. Чумиков А. Н. Реклама и связи с общественностью. Имидж, репутация, бренд : учеб. пособие для студентов вузов по направлению подготовки (специальности) «Реклама и связи с общественностью». М.: Аспект Пресс, 2014. 159 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21859964

5. Валитова Н. Р., Паутов А. Д. Значение профессионального тезауруса при обучении профессиональной речи бакалавров в области рекламы и связи с общественностью // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 8 (173). С. 40-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26421428

N. R. Valitova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, 148 Maslennikova st., Omsk, 644009, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0199-0301

e-mail: [email protected] A. D. Pautov,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Siberian State University of Physical Culture and Sports, 148 Maslennikova st., Omsk, 644009, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0311-5722 e-mail: [email protected] L. G. Pushkareva,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, 148 Maslennikova st., Omsk, 644009, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8130-9621

e-mail: [email protected]

STUDYING TERMINOLOGY ON THE EXAMPLE OF ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS

Introduction. The research was carried out within the framework of studying the terminology of the language of the "Advertising and Public Relations" educational program based on professionally-oriented, cognitive and functional-communicative approaches; professional terms are learned in close connection with their functions in speech, which facilitates the creation of situational-speech conditions associated with the correlation of hierarchies of conceptual and linguistic thesaurus. The purpose of the article is to study advertising and public relations terminology on the basis of an integrated approach.

Materials and methods. The following methods are used in the work: theoretical analysis and generalization of scientific and methodological literature data, content analysis.

Results. Based on the analysis of logically arranged definitions of advertising and public relations terms, a thesaurus model of this professional sphere was built, i. e., terminological dictionary of the thesaurus type. The terms included in the thesaurus are grouped into series on the basis of a thematic identity associated with cognitive structures, these series reflect the categories of the real world, and categorical concepts correspond to the names of the word classes.

Conclusions. The work concludes that using a thesaurus in the learning process and mastering the terms of a certain direction of training not only promotes the mastering of a special language, the improvement of communication skills in the professional sphere, but can also serve as a criterion and / or indicator of mastering the program in accordance with the scope and competences, specified in the educational standard.

Keywords: terminology, the principle of consistency, communication, interdisciplinary integration; advertising and public relations, thesaurus; thematic group, frame.

References

1. Sayahova L. G. Concept as a unit of linguoculturology, cognitive linguistics and linguodidactics. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2014. Vol. 19. No. 3. pp. 987-993. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22483511 (In Russ.).

2. Lazareva O. A. The process of teaching Russian as a foreign language: the formation of conceptual knowledge. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2014. Vol. 5. pp. 66-70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22449169 (In Russ.).

3. Sayahova L. G. Language picture of the world and the problem of systematization of the vocabulary in modern dictionary form. Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. 2013. Vol. 2. No. 4. pp. 368-374. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21241303 (In Russ.).

4. Chumikov A. N. Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu. Imidzh, reputaciya, brend: ucheb. posobie dlya studentov vuzov po napravleniyu podgotovki (special'nosti) "Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu " [Advertising and public relations. Image, reputation, brand: studies. manual for University students in the field of training (specialty) "Advertising and public relations"]. Moscow: Aspekt Press Publ., 2014. 159 p. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21859964 (In Russ.).

5. Valitova N. R., Pautov A. D. The Value of professional thesaurus in teaching of professional speech bachelor in advertising and public relations. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016. No. 8 (173). pp. 40-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26421428 (In Russ.).

Поступила в редакцию 29.06.2018 © Н. Р. Валитова, А. Д. Паутов, Л. Г. Пушкарева, 2018

Авторы статьи:

Наиля Равильевна Валитова, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644009, Омск, ул. Масленникова, 148, e-mail: [email protected] Алексей Дмитриевич Паутов, кандидат исторических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644009, Омск, ул. Масленникова, 148, e-mail: [email protected] Людмила Григорьевна Пушкарева, кандидат филологических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644009, Омск, ул. Масленникова, 148, e-mail: [email protected] Рецензенты:

М. Г. Васильева, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и медиатехнологий СМИ, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. М. А. Федорова, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Омский государственный технический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.