Научная статья на тему 'Изучение темы «Состав слова» по модульно-блочной системе'

Изучение темы «Состав слова» по модульно-блочной системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНО-БЛОЧНАЯ СИСТЕМА / СОСТАВ СЛОВА / МОРФЕМА / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жажева Дариет Долетчериевна

В настоящей статье описывается модульно-блочная система изучения состава слова, раскрывается сущность системы. Рассматриваются задачи изучения морфемного состава слова. Задача учителя максимально способствовать не только пониманию учащимися лексического значения слова, но и развитию у них осознанного употребления в контексте слов с определенными приставками и суффиксами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение темы «Состав слова» по модульно-блочной системе»

УДК 37.016:811.161.1 ББК 74.261.3 Ж-19

Жажева Дариет Долетчериевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания педагогического факультета Адыгейского государственного университета, тел.: 89184214921.

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «СОСТАВ СЛОВА»

ПО МОДУЛЬНО-БЛОЧНОЙ СИСТЕМЕ

(рецензирована)

В настоящей статье описывается модульно-блочная система изучения состава слова, раскрывается сущность системы. Рассматриваются задачи изучения морфемного состава слова. Задача учителя — максимально способствовать не только пониманию учащимися лексического значения слова, но и развитию у них осознанного употребления в контексте слов с определенными приставками и суффиксами.

Ключевые слова: модульно-блочная система, состав слова, морфема,

словообразование.

Zhazheva Dariet Doletcherievna, Cand. of Pedagogics, senior lecturer of the chair of Russian language and methods of teaching of the faculty of pedagogics , Adyghe State University, phone: 89184214921.

STUDYING THE TOPIC ‘STRUCTURE OF A WORD’ USING A MODULAR - BLOCK

SYSTEM

This article describes a modular -block system of studying words, reveals the essence of the system. The problems of the study of the morpheme of the word have been considered. Teacher’s task is not only to maximize the students' understanding of the lexical meaning of the word, but also to develop deliberate use in the context of words with certain prefixes and suffixes.

Keywords: modular-block system, the composition of the word, morpheme, word-formation.

В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые, так и школьники смысл неизвестного слова часто стремятся раскрыть на основе членения его на морфемы и установления семантической связи с известным однокоренным словом. «Тенденция самостоятельно раскрывать значения неизвестных слов,— пишет А. Н. Гвоздев,— путем расчленения их на морфологические части является очень мощной и постоянно действующей... С ее помощью легко усваиваются многие слова литературного языка во время обучения в школе».

Членение слова на морфемы в целях установления его лексического значения имеет свое теоретическое обоснование в самой науке о языке.

Морфемам, как установлено многочисленными лингвистическими исследованиями, свойственно семантико-словообразовательное и грамматическое значения. Лексическое значение слова «создается» путем взаимодействия и слияний в единое целое значений, присущих отдельным морфемам, составляющим данное слово.

Поскольку слияние морфем представляет собой не механическое соединение, а взаимодействие и, кроме того, многие префиксы, корни и суффиксы многозначны, то только по морфемному составу трудно (а иногда и невозможно) определить лексическое значение слова. Тем не менее лексическое значение многих мотивированных слов определяется его морфемным составом (например: последователь, разведчик, сотрудник,

прибрежный и т.д.). Особая роль принадлежит корню как смысловому ядру, создающему семантическую общность однокоренных слов.

Указанная особенность языка является одной из причин, обусловливающих возможность использования членения слова на морфемы

в целях выяснения его смысла.

Итак, значение работы над морфемным составом слов состоит, во-первых, в том, что школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов. Отсюда вытекает задача учителя — создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке между лексическим значением слова и его морфемным составом, целенаправленно руководить на этой основе уточнением словаря учащихся.

Во-вторыгх, даже элементарные знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами.

В-третьих, ознакомление с основами словообразования способствует обогащению знаний школьников об окружающей их действительности. Слова опосредованно (через понятия) соотносятся с предметами, процессами, явлениями. Установление семантикоструктурной связи между словами опирается на связь между соотносимыми понятиями.

В-четвертых, осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Задача учителя — максимально способствовать не только пониманию учащимися лексического значения слова, но и развитию у них осознанного употребления в контексте слов с определенными приставками и суффиксами.

В-пятыгх, изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков. Обусловлено это тем, что ведущим принципом русского правописания является морфологический. Формирование навыков правописания корня, приставок, суффиксов и окончаний на теоретической основе (а только такое письмо может быть сознательным) требует целенаправленного применения (фонетических, словообразовательных и грамматических знаний). Поэтому одной из важных задач изучения морфемного состава слова является создание основы знаний и умений, необходимых для формирования навыков правописания морфем слова, и, прежде всего, корня.

В настоящее время, согласно утвержденным программам, морфемный состав изучается в качестве самостоятельной темы во II классе. I класс рассматривается как пропедевтический; в III классе предусматривается совершенствование знаний о составе слова в связи с изучением частей речи.

Прежде чем раскрывать конкретное содержание системы, необходимо уточнить, что такое система изучения языкового материала. Под системой изучения языкового материала понимается нами целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной, научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на их основе практических умений (общеречевых, грамматических, словообразовательных, орфографических). Система определяет: а) место изучения морфемного состава слова в общей системе изучения программного материала по русскому языку; б) последовательность работы над такими понятиями, как «корень», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», «окончание»; в) взаимодействие между изучением морфемного состава слова и образования слов, а также морфемного состава слова и его лексического значения; г) связь работы над формированием навыков правописания морфем с усвоением основ знаний из области словообразования и грамматики.

При построении системы в качестве ведущего выступают следующие положения: все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскрывается только в составе слова. Исходя из этого, изучение школьниками корня, приставки, суффикса и

окончания проводится не изолированно друг от друга, а во взаимодействии: вначале учащиеся знакомятся с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико-словообразовательной и орфографической сторон.

В настоящее время внимание учителей привлекают разработки образовательных технологий, а среди них модульно-блочные цельноблочные системы. Блоком уроков называется совокупность уроков по одной теме программы, выделенной в тематическом плане, который может содержать от 3 - 4 уроков до 40 - 50.

Минимальной единицей учебного процесса модульно-блочной технологии является не урок, а цикл уроков (модуль). Каждый цикл в этой технологии является миниблоком и имеет жесткую структуру.

Какова же структура блоков уроков?

Вводное повторение. В этом модуле ведущую роль играет учитель, т.к. только он знает, какая ранее изученная информация потребуется для введения нового материала. С другой стороны, здесь активно действуют и ученики. Основные формы работы - беседа и выполнение практических заданий. Учитель, задавая, ученикам, вопросы и задания, помогает ученикам восстановить в оперативной памяти все необходимое. Изучение нового материала (основной объем). Здесь основные формы - беседа, рассказ, решение проблемных задач. На этом уроке учащиеся получают задание написать конспект (в опорах, схемах), который составляется по мере объяснения. На этом уроке проводится и первичное закрепление, типичным средством которого является задание на печатной основе или таблица.

Урок обобщения. Тренинг-минимум. Его цель - проработка материала, обеспечение усвоения и проверка усвоения. Этот модуль предназначен для выполнения заданий минимального уровня до автоматизма. Основной способ работы - работа в парах, во время которой каждый ученик вначале овладевает материалом в соответствии с шаблоном, затем шлифует материал в общении со своим собеседником, а затем отвечает материал, “сдает” учителю или консультанту из числа уже ответивших учеников. Перед уроком учитель воспроизводит на доске “конспект”, известный учащимся по первому уроку цикла, и записывает вопросы и задания, на которые необходимо ответить. Принцип формирования пар - “равный с равным”, т.е. в пары попадают ученики с одинаковым развитием и темпом работы.

Следующий модуль содержит изучение нового материала (дополнительный объем) и развивающее дифференцированное обучение. Особенность этапа состоит в том, что учащиеся по-разному нуждаются в дополнительном материале. Одни должны разобраться во всем, другим полезно усвоить идеи, третьим достаточно познакомиться только с содержанием. Развивающее дифференцированное обучение реализовывает схему развития для каждого ученика. Процесс осуществляется через активное использование групповой работы. Часть учащихся объединяется в группы, и каждая группа получает задание на ограниченное время, по истечению которого группа отчитывается в своей работе в той или иной форме. Иногда одну и ту же задачу решают несколько групп соответствующего уровня. Пока группы заняты работой, учитель работает с остальной частью класса в нужном ему режиме. Определение групп зависит от успешности усвоения детьми материала. Для успешного управления деятельностью учеников и планированием работы необходимо своевременное получение информации об успешности продвижения каждого ученика. Следовательно, на каждом занятии необходимо проводить срезовый контроль, результаты которого заносятся в таблицу, где фиксируется уровень овладения материалом - “минимальный”, “общий” и “продвинутый”. Когда блок уроков подходит к концу, возникает необходимость обобщающего повторения, которое позволяет получить системное знание. Опыт показывает, что лучшей формой такого урока является правильно организованная консультация. После проведения контрольного урока, где учащиеся

выполняют задания необходимого “минимального”, “общего” и продвинутого уровня, проводится урок “коррекции”. Урок коррекции не является уроком работы над ошибками. Это скорее системный урок с проработкой отдельных сторон недостаточно усвоенного материала.

Изучение темы “Состав слова” необычайно важно для школьников по нескольким причинам:

1. Школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слова.

2. Дети узнают об основном способе словообразования, морфологическом.

3. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействуют формированию точности речи.

4. Анализ морфемного состава слова, упражнения в словообразовании являются действенным средством развития логического мышления и речи.

5. Без знания морфем, умения их вычленения невозможно усвоение орфографии, так как формирование орфографического навыка происходит по традиционным программам на основе морфологического принципа.

Исходя из анализа программы и опыта учителей, предлагаем систему работы с целью повышения уровня знаний учащихся при работе с составом слова.

Изучение темы “Состав слова” по модульно-блочной технологии возможно при следующих условиях:

1. В подготовительный период школьники усвоили понятие “значение слова”.

2. Умеют объяснять значение слова через родственные слова.

3. Различают понятия “изменение слова” (форма) и “изменение значения” слова (образовалось новое слово).

На первом этапе обучения даются все морфемы и их признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.