УДК 378
Pavlov I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Teaching Biology of Chemistry and Geography, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected] Solomonova A.A., biology teacher, MBAU "Amginskaya secondary school № 1 n.a. V.G. Korolenko with in-depth study of individual subjects" (Amga, Russia), E-mail: [email protected]
STUDYING THE THEME OF "A CELL" BY CREATING AND USING A COMIC BOOK IN BIOLOGY LESSON. The article is about methodical conditions of the lesson organization in studying of a topic of "A Cell", by creation of the comic book at a biology lessons. The paper has some justification of the role in application of the educational comic book in setting positive motivation, studying of biological processes, fixing of the material. The theoretical part of the article introduces the concept of private learning technology, which is built on the phased assimilation of educational material. The specifics of the technology lies in the possibility of creating an educational comic book that narrates the step-by-step process of the biological process, which in the contents of school biology is a single concept and often causes learning difficulties for students. The work resents a mechanism for the use of the technology, which reflects the stages of practical activity of schoolchildren in accordance with the consistent assimilation of the studied material. The article provides methodological assistance to practicing teachers in compiling planning and developing scenarios for extra-curricular activities.
Key words: comic book, cell, biology, lesson, formation of a concept, doing project, self-confident work.
И.И. Павлов, канд. пед. наук, доц. каф. методики преподавания биологии химии и географии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Республика Саха (Якутия), г. Якутск, E-mail: [email protected] А.А. Соломонова, учитель биологии МБОУ «Амгинская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.Г. Короленко с углубленным изучением отдельных предметов» Амгинского улуса Республики Саха (Якутия), с. Амга, E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «КЛЕТКА» ПУТЁМ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ КОМИКСА НА УРОКЕ БИОЛОГИИ
В статье описываются методические условия организации занятия по изучению темы «Клетка» посредством создания комикса на уроке биологии. Приводится обоснование роли применения образовательного комикса в установке положительной мотивации, изучении биологических процессов, закрепления пройденного учебного материала. В теоретической части статьи представлена концепция частной технологии обучения, направленная на поэтапное усвоение учебного материала. Особенность технологии заключается в возможности создания образовательного комикса, повествующего поэтапный ход биологического процесса, который в содержании школьной биологии представляется одним понятием и часто вызывает трудности усвоения у учащихся. Также приводится механизм реализации технологии, который отражает этапы практической деятельности школьников в соответствии с последовательным усвоением ими изучаемого материала. Статья окажет методическую помощь практикующим учителям по составлению поурочного планирования и разработки сценариев внеклассных мероприятий.
Ключевые слова: комикс, клетка, биология, урок, формирование понятия, проектирование, самостоятельная работа.
В настоящее время содержание образования меняется в сторону увеличения объема изучаемой информации и диверсификации форм ее изучения. То, что ранее считалось неодолимо сложным для изучения, помещается «гипертекстом» в рубрику «для интересующихся», хотя по сложности это может соответствовать как углубленному, так и профильному курсу. Сохранение информации в свернутой форме позволяет каждому учащемуся выбрать свой темп усвоения знаний и прохождения контроля его усвоения [1].
Школьный предмет «Биология» представлен системой научных понятий, представленных терминами, фактами, законами. Как показывает практика, одними из трудных в усвоении учебного материала являются знания, связанные с биологическими процессами, а именно с функциями отдельных биологических объектов. Знания, отражающие функции живых объектов, несут немалый объем информации и последовательность событий. Сложность усвоения данных понятий заключается в запоминании и установлении связи особенностей строения и функционированием.
В системе понятий биологии системообразующим понятием выступает понятие «Клетка». Хоть клетка и представляет наименьший структурно-функциональный уровень всего живого, трудность усвоения данного понятия заключается в установлении общей системы, позволяющей представить все параметры этого объекта, в том числе и функции органоидов.
В связи с этим возникает необходимость разработки эффективных путей и условий, отвечающих современным требованиям школьного образования и иллюстрирующих особенность жизнедеятельности живой клетки.
Таким подходом мы видим возможность организации урока по созданию образовательного комикса.
Комикс - это рассказы в картинках, серия изображений, в которой рассказывается какая-либо история; смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности. Образо-
вательный комикс, как конечный продукт учебной деятельности, представляется следующими компонентами:
• Сценарий: все письменные указания по сюжету комикса.
• Панели: прямоугольники или квадраты, где происходят действия.
• Воздушные шары слов и мыслей: чтобы показать, где люди говорят.
• Квадратные блоки: маленькие прямоугольники или квадраты, где рассказчик, может быть, персонаж из истории, рассказывает особую информацию для нас.
Помимо достижения предметных результатов по биологии, комикс развивает у детей художественный тип мышления. Формирование у школьников художественного типа мышления связано, в первую очередь, с обучением их работе со смыслом художественного произведения и с его формой (композицией) на шедеврах культуры. Комикс, как средство обучения, выступает схемой, иллюстрирующей биологический процесс. По мнению Громыко Н.В., роль схематизации в процессе обучения огромна: работа на схеме и со схемой способствует углублению понимания того и другого - и смысла художественного произведения [2]. Благодаря картинке становится понятно, что конкретно было до сих пор непонятно. Понимающее мышление, «обходя» картинку, «впивается» в само непонимание, изучая его как новый самостоятельный объект, полученный в виде зарисовки [2].
В конечном итоге путем схематизации биологического процесса получаем сам продукт, т.е. комикс. В данном случае, как результат интеллектуально-практической деятельности, комикс представляет некую модель, которая выступает наглядным средством, с одной стороны, и показателем достигнутого учащимися результатов усвоения учебного материала. А.А. Устиловская считает, что модель это не обязательно вещь, это идеальный объект. Она может быть материализована и представлена не только в макете, но и в схеме. Такого рода схемы называются объектно-онтологическими. Необходимость модели возникает
в том случае, когда интересующий нас объект недоступен для непосредственного исследования. Например, когда он относится к микромиру (молекула), или макромиру (солнечная система). Моделируются также взаимодействия, процессы, системы. Не имеет смысла моделировать то, что доступно чувственному восприятию [3].
Основная цель учителя за время урока это создание условий для развития понятий у школьников. Применение же такого методического приема предполагает постановки более конкретной цели по созданию комикса на уроке биологии, позволяющего активизировать познавательную деятельность школьников.
Однако занимательность дает хороший результат лишь при
ет провести проверочную работу. В качестве инструмента оценивания знаний и умений можно провести биологический диктант и использовать задания на установление правильной последовательности физиологических процессов.
В сюжетной линии комикса должна быть определенная история и конфликт. В процессе изучения понятия «Клетка» история это биологический процесс, а конфликтом выступает влияние тех или иных факторов на жизнедеятельность клетки. В связи с этим, в содержании изучаемого материала целесообразно включить проблемы, связанные с особенностями функционирования клетки.
Этапы формирования понятия «Клетка» в ходе составления комикса приведены в таблице 1.
Таблица 1
Процесс создания комикса по формированию понятия «Клетка»
Компоненты понятия Действия Средства Подходы
Строение компонентов и органоидов клетки Выделение ключевых моментов картинки, фото, модели Традиционный
Функции компонентов и органоидов клетки Установление последовательности протекания процесса видео, схемы
Факторы, влияющие на клетку Выявление проблемы, моделирование конфликта Карандаши, фломастеры, ватманы Концептуальный
Понятие «Клетка» Создание комикса Формирование понятия «Клетка»
условии, если она согласуется с логикой построения урока, органически связывается с его содержанием, а не уводить в сторону от главных вопросов. В противном случае она может принести даже вред [4]. Следовательно, важной задачей учителя становится преодоление однообразия на протяжении всего времени и организация интересной формы урока. Выбор формы учебной работы зависит от этапа урока. В процессе применения знаний и умений на практике, а создание комикса представляет этап закрепления, преимуществом могут пользоваться индивидуальная, парная, звеньевая формы работы, сочетаемые с фронтальной. При выборе форм также важно учитывать особенности класса и каждого учащегося [5].
Итак, создание биологического комикса это процесс схематизации процесса с целью получения системной модели, которое
Анализируя приведенные этапы можно констатировать, что этапы создания комикса и этапы формирования понятий по И.Н. Пономаревой сходны, то есть этап изучение биологического процесса и возникновение ассоциации и установление аналогии направляет на первый этап формирования понятия - это накопление, развитие опорных (фактов, соподчинённых понятий), как основных элементов содержания определяемого понятия. Выявление и создание художественного образа, а также разработка сюжетной линии относится к интеграции (синтезу) элементов содержания и определения (выведение) на этой основе понятий. Оформление и презентация комикса это использование сформированного понятия как целостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития (углубление, расширение, взаимовлияние с другими или, наоборот, от дифференцировки) (таблица 2).
Таблица 2
Формирование понятия «Клетка» путём создания и применения комикса на уроке биологии
№ Этапы создания комикса № Этапы формирования понятия
1 Изучение биологического процесса 1 Накопление, развитие опорных (фактов, соподчинённых понятий), как основных элементов содержания определяемого понятия
2 Возникновение ассоциации и установление аналогии
3 Выявление и создание художественного образа 2 Интеграция (синтез) элементов содержания и определения (выведение) на этой основе понятий
4 Разработка сюжетной линии
5 Оформление комикса 3 Использование сформированного понятия как целостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития (углубление, расширение, взаимовлияние с другими или, наоборот, диффе-ренцировка)
6 Презентация
реализуется на этапе закрепления и обобщения учащимися изучаемого материала.
Необходимыми материалами для создания комикса являются: ватман, маркеры, вырезки из старых журналов, цветные бумаги, клей и др. Создание комикса идет в несколько этапов:
1) изучение биологического процесса;
2) возникновение ассоциации и установление аналогии;
3) выявление и создание художественного образа (персонажа);
4) разработка сюжетной линии. Школьники должны придумать сюжет, аналогичный с протеканием биологического процесса;
5) оформление комикса;
6) Презентация.
После презентации комиксов учитель подводит итоги, проводит рефлексию, поощряет работы школьников. На следующем уроке для проверки уровня усвоения учебного материала следу-
Пример реализации методики по созданию комикса представим на примере технологической карты обобщающего урока по изучению темы «Клетка: строение и функции органоидов клетки».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Цели урок:
Содержательная - повторение, закрепление или обобщение пройденного материала.
Деятельностная - формировать у обучающихся навыков самим находить способы преодоления трудностей.
Планируемые результаты:
Предметные: повторить и систематизировать знания о строении клетки и функциях органоидов клетки.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
1. сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
2. Сформировать умение строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать взаимодействие при работе в группе;
2. сформировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определение цели и функций участников взаимодействия, оценка действий партнера;
3. сформировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
4. сформировать умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
1. сформировать способность к проектированию и построению собственной образовательной траектории;
2. сформировать умение определять цель, планировать последовательность действий и прогнозировать результат;
3. сформировать умение корректировать план и действие с эталоном.
Личностные: формировать понятие о ценности жизни во всех ее проявлениях, уникальности и неповторимости клетки как живого объекта.
Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями для групповой работы.
Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, ватман.
ХОД УРОКА:
1 этап: Мотивация к учебной деятельности.
Учитель приветствует детей, проверяет их готовность к уроку, настраивает на активную работу.
Учащиеся организовывают рабочее место. Здороваются с учителем.
2 этап: Постановка учебной задачи и её решение.
- Ребята, сегодня мы попробуем создать комикс «Враг проник внезапно!» по теме «Клетка». Для этого, в начале мы разделимся на творческие группы:
1) антиген проник в клетку;
2) клетка распознает антиген и синтезирует антитело;
3) антитело обезвреживает антиген.
Учащиеся делятся на группы.
- Теперь после того, как разделились на группы, каждая группа получает задание для создания комикса.
Задания для создания комикса.
Группа 1. Антиген проник в клетку - чужеродная бактерия пытается проникнуть в клетку через мембрану. Зная функции и строение клеточной мембраны, нарисуйте в виде комикса процесс, происходящий в процессе проникновеной бактерии.
Библиографический список
Группа 2. Клетка распознает антиген и синтезирует антитело - зная процесс биосинтеза белка и процесс иммунного ответа, нарисуйте в виде комикса данный процесс.
Группа 3. Антитело обезвреживает антиген - зная процессы иммунного ответа и биосинтеза белка, нарисуйте в виде комикса процесс обезвреживания антителом антигена.
Цель каждой группы на основе своих знаний о процессах, происходящих внутри клетки, нарисовать комикс. В комиксе должен отражаться внутриклеточный процесс.
Учащиеся вначале вспоминают внутриклеточный процесс. Далее у учащихся, опираясь на знания о биологических процессах, должны возникнуть ассоциации, на фоне которых создается художественный образ персонажей комикса. Все персонажи комикса являются вымышленными. Сценарий комикса предполагает решение какой-либо проблемы. Поэтому в комиксе присутствуют положительные и отрицательные персонажи.
Учитель подходит к группам объясняет технологическую схему построения комикса. Помогает и направляет возникновению ассоциации для создания комикса.
2 этап: Контроль и коррекция.
Каждая группа выходит и презентует свой комикс. Остальные группы в это время слушают и дополняют. Если в ходе выступления групп выявлены какие-нибудь недочеты и ошибки, то аудитория исправляет.
После выступления всех творческих групп учитель дает задание:
- Теперь вам необходимо составить общую картину. Какая команда должна выступить первой, чтобы картина получилась последовательной и целостной ?
Группы совместно на основе созданных комиксов создают общую картину взаимосвязанных процессов. Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что клетка - единая целостная система.
С помощью комиксов создается наглядная картина взаимосвязанных процессов. Таким образом создание образовательных комиксов помогает формировать у учащихся целостную картину о всех внутриклеточных процессах и естественнонаучной картины мировоззрения.
3 этап: Оценка результатов.
На данном этапе происходит обмен мнениями, высказывания учащихся и оценка работы групп. Учитель подводит итоги, и поощряет работы учащихся.
В качестве рефлексии предлагает составить каждой группе синквейн к понятиям «комикс» и «клетка».
Таким образом, применение образовательного комикса на уроке биологии позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, способствует системному восприятию изучаемого материала и развитию творческой деятельности школьников.
1. Назарова Т.С. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения. ФГНУ Институт содержания и методов обучения РДО. Под редакцией Т.С. Назаровой. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2012.
2. Громыко Н.В. Обучение схематизации в школе: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов: учебно-методическое пособие для учащихся 10 - 11 классов. Москва: Пушкинский институт, 2005. Серия: Мыследеятельностная педагогика.
3. Устиловская A.A. Метапредмет «Задача»: учебное пособие для педагогов. Москва: НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, Пушкинский институт, 2011. Серия «Мыследеятельностная педагогика».
4. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студ. пед. вузов. Под редакцией И.Н. Пономаревой. Москва: Aкадемия, 2008.
5. Якунчев МЛ., Волкова О.Н., Aксенова О.Н. и др. Методика преподавания биологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений. Под редакцией МЛ. Якунчева. Москва: Издательский центр <Лкадемия», 2008.
6. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. Москва: Мнемозина, 2002.
References
1. Nazarova T.S. Instrumental'naya didaktika: perspektivnye sredstva, sredy i tehnologii obucheniya. FGNU Institut soderzhaniya i metodov obucheniya RAO. Pod redakciej T.S. Nazarovoj. Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2012.
2. Gromyko N.V. Obuchenie shematizacii v shkole: Sbornik scenariev dlya provedeniya urokov i treningov: uchebno-metodicheskoe posobie dlya uchaschihsya 10 - 11 klassov. Moskva: Pushkinskij institut, 2005. Seriya: Mysledeyatel'nostnaya pedagogika.
3. Ustilovskaya A.A. Metapredmet «Zadacha»: uchebnoe posobie dlya pedagogov. Moskva: NII Innovacionnyh strategij razvitiya obschego obrazovaniya, Pushkinskij institut, 2011. Seriya «Mysledeyatel'nostnaya pedagogika».
4. Ponomareva I.N. Obschaya metodika obucheniya biologii: uchebnoe posobie dlya stud. ped. vuzov. Pod redakciej I.N. Ponomarevoj. Moskva: Akademiya, 2008.
5. Yakunchev M.A., Volkova O.N., Aksenova O.N. i dr. Metodika prepodavaniya biologii: uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Pod redakciej M.A. Yakuncheva. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.
6. Trajtak D.I. Problemy metodiki obucheniya biologii: Trudy dejstvitel'nyh chlenov Mezhdunarodnoj akademii nauk pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva: Mnemozina, 2002.
Статья поступила в редакцию 29.09.17