производном
d/(Wo) dl
, и справедливость фор-
мулы (8). Теорема доказана.
6. Вывод уравнения касательной плоскости к гладкой поверхности. Пусть функция z = f(x, y) дифференцируема в точке M0(x0; y0). Обоснование того, что касательная плоскость к графику этой функции в точке P0(x0, y0, f(x0; y0)) существует и имеет уравнение
z~zo -^-C*-*o) +-^-(y-y0) (12)
сводится (см., напр., [2, С. 173], [3, С. 385]) к доказательству соотношения
um /^-л^ь/^х*-*,)-/;^?-^ _0
^-x^+iy-ys ■ (13)
Установим его следующим образом. Учитывая дифференцируемость функции f в точке M0(x0; y0) по Каратеодори, выражение под знаком предела в (13) можно переписать так:
fix,у) - f(x0,y0) - fl(x,y\x-*„)-Гу{х,у)(у - Уь) л](х-х„У + (у- у „)2 _ (?,м. (Х'У) - Л(х°>у» ))*-*.) - (¡УМ, (Х>У) - fy(x0,y0)}y - у0) tJ(x-X„)2 + (у- у „У
Поскольку величины Г, ГГ77 ч^
Г, 7Г77 ограничены, а
У->Уо
У->Уо
, то
полученная дробь стремится к нулю при х ^ х0, у 6 уо Это доказывает (13), а следовательно, (12) действительно есть уравнение касательной плоскости к поверхности л = /(х; у) в точке Р0.
Заключение. Итак, мы рассмотрели определенное количество утверждений дифференциального исчисления действительных функций нескольких переменных, доказательство которых можно строить на использовании понятия диф-ференцируемости функции по Каратеодори. Описанный метод применим и при доказательстве некоторых других утверждений. Однако ради экономии места в данной работе упоминаемый материал мы не рассматриваем, предоставим возможность попытаться сделать это читателю.
Примечания
1. Калинин, С. И. Производная Каратеодори при изложении основ дифференциального исчисления
функций одной переменной [Текст] / С. И. Калинин // Математический вестник педвузов Волго-Вят. региона. Вып. 4. Киров: Изд-во Вят. госпед. ун-та, 2002. С. 74-88.
2. Уваренков, И. М. Курс математического анализа [Текст]: учеб. пособие для физ.-мат. фак. пед. ин-тов / И. М. Уваренков, М. 3. Маллер. Т. II. М.: Просвещение, 1976.
3. Фихтенгольц, Г. М. Курс дифференциального и интегрального исчисления [Текст] / Г. М. Фихтенгольц. Т. I. М.: Наука, 1966.
Т. Н. Кононова, В. И. Циркин, О. В. Туликова, Е. В. Четверикова, Е. А. Жукова, С. И. Трухина
ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ СОДЕРЖАНИЕМ В ОРГАНИЗМЕ ЭНДОГЕННЫХ
МОДУЛЯТОРОВ ХЕМОРЕАКТИВНОСТИ И УРОВНЕМ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В работе представлены данные о зависимости содержания в моче у детей эндогенных модуляторов хемореактивности от пола, уровня здоровья, гармоничности развития, зрительного восприятия, уровня внимания, степени адаптации к школе, успешности образовательной деятельности и типа темперамента.
Принятые в тексте сокращения: ВНД - высшая нервная деятельность, ВНС - вегетативная нервная система, ВПФ - высшие психические функции, ВСМ - визуально-структурное мышление, ЗВ - зрительное восприятие, ОД - образовательная деятельность, СА - сократительная активность, ЭБМХР - эндогенный блокатор М-холинорецепторов, ЭСБАР - эндогенный сенсибилизатор $-адренорецепторов.
Ранее было установлено [1, 2, 3, 4] наличие в организме человека эндогенных модуляторов прямого действия, в том числе эндогенного сен-
КОНОНОВА Татьяна Николаевна - кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры экологии и методики обучения экологии ВятГГУ ЦИРКИН Виктор Иванович - доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой нормальной физиологии КГМА
ТУЛЯКОВА Ольга Валерьевна - кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры экологии и методики обучения экологии ВятГГУ ЧЕТВЕРИКОВА Елена Валерьевна - кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин ВятГГУ ЖУКОВА Евгения Александровна - кандидат биологических наук, ассистент кафедры нормальной физиологии КГМА
ТРУХИНА Светлана Ивановна - доцент, кандидат биологических наук, зав. кафедрой анатомии, физиологии человека и валеологии ВятГГУ © Кононова Т. Н., Циркин В. И., Тулякова О. В., Четверикова Е. В., Жукова Е. А., Трухина С. И., 2006
сибилизатора ß-адренорецепторов (ЭСБАР) и эндогенного блокатора М-холинорецепторов (ЭБМХР). Вопрос о взаимосвязи содержания ЭСБАР и ЭБМХР в организме здоровых детей с уровнем их физического и психического развития, а также с успешностью образовательной деятельности до настоящего времени не изучался. Исследование этого вопроса и было целью данной работы, которая проводилась в рамках межвузовской программы «Школьные трудности первоклассников как одна из причин снижения их здоровья - диагностика, распространенность, этиология, коррекция и профилактика» и при финансировании Министерства образования РФ в рамках конкурса грантов для поддержки научно-исследовательской работы аспирантов вузов (грант А03-2.12-835).
Объем и методы исследования
Обследовано 102 первоклассника четырех общеобразовательных школ города Кирова (№ 16, 20, 57 и 70). Физическое развитие ребенка (гармоничность, соматотип) оценивали по антропометрическим данным [5] и по центильным таблицам, составленным для детей г. Кирова [6]. Информацию о группе здоровья получали из медицинской карты ребенка (форма 026/у). Зрительное восприятие оценивали по методу M. Frostig (1966) в модификации М. М. Безруких и Л. В. Морозовой [7]; внимание (точность и скорость переработки зрительной информации) и наличие признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - по методу Ту-луз-Пьерона в модификации Л. А. Ясюковой [8]; визуально-структурное мышление - по методу Равена в модификации Л. А. Ясюковой [9]; развитие речи и наличие школьных трудностей - по методике М. М. Безруких [10]; темперамент - по детскому варианту личностного опросника Г. Ай-зенка в модификации В. А. Худик [11]; успешность образовательной деятельности (ОД) за первый год обучения по письму чтению и математике - по общепринятому методу М. М. Безруких [10] на основе информации, представленной педагогами школы; мотивацию к обучению и степень адаптации к ОД - по методике Л. С. Лус-кановой [12]. На основе соответствующего признака (табл.) формировали группы, а в каждой из них - 2 или 3 подгруппы, причем для сравнительного анализа содержания ЭСБАР и ЭБМХР объем выборки в подгруппах стремились сделать одинаковым, ориентируясь на самую малочисленную подгруппу.
Содержание в моче ЭСБАР и ЭБМХР оценивали по методу В. И. Циркина и соавт. [1] на «миоцитографе», состоящем из механотрона 6МХ1С, самопишущего прибора Н-3020 и шпри-цевого дозатора, при 38°С и скорости перфузии раствора Кребса (в мМ - NaCl-136, KCl-4,7,
СаС12-2,52, MgCl2-1,2, КН2Р04-0,6, ^НС03-4,7, С6Н1206-11,0; рН=7,4), равной 0,7мл/мин. Мочу разводили раствором Кребса в 5, 10, 20, 30, 40 и 50 раз (при оценке содержания ЭБМХР) и в 50, 100, 5 00, 103, 104, 105 и 106 раз (при оценке содержания ЭСБАР). В опытах использовано 1242 продольных полоски рога матки 127 небеременных крыс. $-адренореактивность полосок оценивали по сократительной реакции на адреналин (10-10, 10-9 или 10-8 г/мл), а М-холинореактивность - по реакции на ацетилхолин (10-6 г/мл). Результаты исследования подвергнуты обработке методом параметрической статистики; различия оценивали по критерию Стьюдента и считали их достоверными при р<0,05. Авторы выражают благодарность администрации и педагогам школ № 16, 20, 57 и 70 за помощь в выполнении работы.
Результаты исследований
Показано, что полоски миометрия обладали спонтанной СА, которая усиливалась ацетилхо-лином и угнеталась адреналином. Моча в зависимости от кратности разведения оказывала $-ад-реносенсибилизирующий (рис. 1, А) и М-холи-ноблокирующий (рис. 1, Б) эффекты, что с учетом данных литературы [1, 2, 3, 4] объясняется наличием в моче соответственно ЭСБАР и ЭБМХР. Установлено, что вероятность проявления М-холиноблокирующей активности снижается по мере увеличения кратности разведения в диапазоне от 1:5 до 1:50 (рис. 2-10), а вероятность проявления ее $-адреносенсибилизирую-щей активности нелинейно зависит от кратности ее разведения (в диапазоне разведений от 1:50 до 1:106 ) - как правило, она максимальна для разведений 1:500 и 1:103 (рис. 2-10).
Выявлено (табл., рис. 2-10), что у детей содержание в моче ЭСБАР зависит от пола, уровня здоровья, гармоничности развития, зрительного восприятия, степени адаптации к школе, успешности ОД и типа темперамента, а ЭБМХР -от пола, уровня внимания, степени адаптации к школе и выраженности экстраверсии.
В частности, показано (рис. 2), что содержание ЭСБАР и ЭБМХР у девочек достоверно выше, чем у мальчиков. Действительно, у девочек $-ад-реносенсибилизирующая активность проявлялась чаще, чем у мальчиков, что достоверно (р<0,05) выявлено при исследовании разведений 1:100 (в 80,0% опытов против 50,9%), 1:500 (93,5% против 59,3%), 1:104 ( 82,9% против 56,4%) и 1:106 (65,4% против 25,0%). Аналогично, М-холиноблокиру-ющая активность у девочек проявлялась чаще, чем у мальчиков, что достоверно установлено для разведений 1:10 (в 78,9% опытов против 56,5%) и 1:50 (23,4% против 5,5%).
Содержание ЭСБАР в моче у детей со II и III группами здоровья было достоверно (р<0,05) выше (рис. 3), чем у детей с I группой. Так, в
Содержание ЭСБАР и ЭБМХР в моче детей (по результатам исследования различных ее разведений) в зависимости от пола, физического и психического развития, типа темперамента и успешности образовательной деятельности
Группы детей Всего обследовано Объем выборки при сравнительном анализе Заключение о содержании в моче детей
ЭСБАР ЭБМХР
Абс. % Абс.
Все дети 102 100 102 У девочек выше (1:100,1:500, 1:104и 1:106) У девочек выше (1:10,1:50)
мальчики 55 53,9 55
девочки 47 46,1 47
Группы здоровья 97 100 43 Выше в 11(1:100, 1:50 0) и Ш группах (1:104, 1:105), чем в I группе Достоверных различий не выявлено
I группа 26 26,8 15
II группа 58 59,8 15
Ш группа 13 13,4 13
Гармоничность развития 84 100 32 У детей с дисгармоничным развитием выше (1:100,1:500, 1:104и 1:106) Достоверных различий не выявлено
гармоничное 68 80,9 16
дисгармоничное 16 19,1 16
Соматотипы 85 100 46 Достоверных различий не выявлено Достоверных различий не выявлено
микросоматический 15 17,9 15
мезосоматический 53 63,1 15
макросоматический 16 19,0 16
Зрительное восприятие 82 100 60 При высоком уровне выше (1:105), чем при среднем и низком Достоверных различий не выявлено
высокий уровень 22 26,8 21
средний уровень 41 50,0 20
низкий уровень 19 23,2 19
Речевое развитие 29 100 29 Достоверных различий не выявлено Достоверных различий не выявлено
высокий и средний уровни 15 51,7 15
низкий уровень 14 48,3 14
Внимание 97 100 97 Достоверных различий не выявлено У детей без признаков СДВГ выше (1:50)
без признаков СДВГ 71 73,2 71
при наличии признаков СДВГ 26 26,8 26
Визуально- структурное мышление 91 100 42 Достоверных различий не выявлено Достоверных различий не выявлено
высокий уровень 30 33,0 14
средний уровень 47 51,6 14
низкий уровень 14 15,4 14
Адаптируемость к ОД в школе 70 100 70 У детей с успешной адаптацией выше (1:100) У детей с успешной адаптацией выше (1:30)
адаптированные 43 61,4 43
с дезадаптацией 27 38,6 27
Успешность ОД 100 100 41 При высокой успешности ОД выше (1:100), чем при низкой Достоверных различий не выявлено
высокая 14 14,0 14
средняя 74 74,0 14
низкая 12 12,0 13
Тип темперамента 48 100 30 У сангвиников выше, чем у холериков (1:105) Достоверных различий не выявлено
сангвинический 16 33,3 7
холерический 17 35,4 9
флегматический 5 10,4 5
меланхолический 10 20,8 9
Экстраверсия 48 100 30 Достоверных различий не выявлено У экстравертов выше (1:5)
экстраверты 39 81,3 16
интроверты 9 18,7 14
Нейротизм 48 100 34 Достоверных различий не выявлено Достоверных различий не выявлено
эмоционально стабильные 19 39,6 16
эмоционально нестабильные 29 60,4 18
сравнении с детьми I группы здоровья у детей с II группой ß-адреносенсибилизирующая активность мочи наблюдалась достоверно (p<0,05) чаще при исследовании разведений 1:100 (80,0% против 40,0% опытов) и 1:500 (86,7% против 53,3%), а у детей с III группой здоровья - при исследовании разведений 1:104 ( 84,5% против 40,0%) и 1:105 (38,5% против 6,7%).
У детей с дисгармоничным развитием (рис. 4) содержание ЭСБАР в моче было достоверно (p<0,05) выше, чем у детей с гармоничным развитием. Об этом свидетельствует более высокий процент выявления $-адреносенсибилизирующей активности мочи у дисгармонично развитых детей, что выявлено при исследовании разведений 1:100 (81,3% против 37,5% опытов), 1:500 (87,5% против 56,3%), 1:104 ( 93,8% против 50,0%) и 1:106 (50,0% против 6,3%).
У детей с высоким (50-54 по шкале М. М. Безруких и Л. В. Морозовой [7]) уровнем развития зрительного восприятия (ЗВ) содержание ЭСБАР в моче было выше, чем у детей со средним (4044 балла) и низким (?43 балла) уровнем развития ЗВ (рис. 5). Действительно, $-адреносенси-билизирующая активность разведения 1:105 у них отмечена достоверно (p<0,05) чаще (в 61,9%), чем у детей со средним (в 30,0% опытов) и низким (в 15,8% опытов) уровнями ЗВ.
Показано (рис. 6), что содержание ЭБМХР в моче у детей, не имеющих признаков СДВГ (коэффициент точности выполнения теста Ту-луз-Пьерона >0,90) выше, чем у детей с наличием таких признаков (коэффициент точности <0,89). Это достоверно установлено при исследовании разведения 1:50, при котором М-холи-ноблокирующая активность у детей без признаков СДВГ наблюдалась достоверно чаще (p<0,05), чем у детей с признаками СДВГ (в 16,9% опытов против 3,9%).
У детей с высокой (14-15 баллов по трем предметам) успешностью ОД содержание ЭСБАР в моче было выше, чем у детей с низкой (6-10 баллов) успешностью ОД (рис. 7). Об этом свидетельствует достоверно (p<0,05) более высокий процент наблюдений $-адреносенсибилизирую-щей активности разведения 1:100 (в 92,9% опытов против 53,9% опытов у детей с низкой успешностью ОД).
Показано (рис. 8), что у детей (мальчики и девочки) с успешной адаптацией к школе, т. е. имеющих 20-30 баллов по шкале школьной мотивации [12], содержание в моче ЭСБАР и ЭБМХР было выше, чем у детей с признаками дезадаптации (#19 баллов). Действительно, у успешно адаптированных детей чаще наблюдалась ß-адреносенсибилизирующая и М-холиноб-локирующая активности, что достоверно (p<0,05) установлено соответственно для разведения 1:100
(74,4% против 40,7% опытов) и 1:30 (30,2% против 11,1%).
Содержание ЭСБАР у детей с сангвиническим типом темперамента было выше, чем у детей с холерическим типом темперамента (рис. 9). На это указывает достоверно (р<0,05) более высокая частота наблюдения $-адреносенсибилизиру-ющей активности у разведения 1:105 (в 57,1% опытов против 11,1% опытов у холериков). В то же время флегматики и меланхолики не отличались достоверно от сангвиников по содержанию ЭС-БАР. Не выявлено и различий по этому признаку между экстравертами и интровертами, а также межу эмоционально нестабильными и эмоционально стабильными детьми.
У детей-экстравертов содержание ЭБМХР в моче было выше, чем у детей-интровертов (рис. 10). На это указывает достоверно (р<0,05) более высокая частота наблюдения М-холино-блокирующей активности 5-кратного разведения мочи у экстравертов (в 83,3%* опытов), чем у интровертов, у которых она отсутствовала.
Установлено (табл.), что содержание ЭСБАР и ЭБМХР в моче детей не зависело от соматоти-па - различия между детьми с микро-, мезо- и макросоматическим типами телосложения носили недостоверный характер. По этому же признаку не выявлено различий между детьми с низким (наличие дизартрии, заикания) уровнем развития речи по сравнению с детьми со средним (наличие фонематического и фонетико-фонема-тического недоразвития) и высоким уровнями развития речи, а также между детьми с низким (04 баллов), средним (5-8 баллов) и высоким (912 баллов) уровнями визуального мышления.
Обсуждение результатов исследования
Результаты наших исследований впервые показали, что в первом классе у девочек содержание ЭСБАР и ЭБМХР в моче достоверно выше, чем у мальчиков. Как известно, в 7-8 лет девочки отличаются от мальчиков по ряду показателей [10, 13-19]. В частности, отмечено, что девочки 6-8 лет отстают от мальчиков по физическому развитию [15, 16, 18], но опережают их по уровню развития высших психических функций (ВПФ) и успешности ОД [10, 13, 14, 18]. Так, по данным О. В. Туляковой [18], у первоклассниц г. Кирова, часть из которых и составила нашу группу исследования, был ниже уровень физического развития, но выше уровень соматического здоровья, выше уровень развития ЗВ, мышления и внимания, выше успешность ОД; среди них было меньше детей, имеющих школьные трудности. По нашим данным [17], в условиях покоя (положение лежа) у девочек-первоклассниц выше частота сердечных сокращений и ниже вариабельность сердечного ритма (ВСР), чем у мальчиков, что указывает на более высокую у них эффек-
тивность $-адренергических влияний на деятельность кардиомиоцитов и другие клетки организма. Результаты исследования содержания в моче ЭСБАР и ЭБМХР позволяют считать, что характерные для девочек высокая эффективность $-ад-ренергических воздействий на клетки-мишени (включая, вероятно, нейроны коры), а также высокий уровень развития у них ВПФ и их более высокая успешность ОД обусловлены тем, что у них выше содержание ЭСБАР и ЭБМХР, чем у мальчиков, так как ЭСБАР повышает эффективность взаимодействия адренергического медиатора с $-адренорецепторами, а ЭБМХР снижает ее эффективность взаимодействия ацетилхолина с М-холинорецепторами.
Согласно нашим данным, содержание ЭСБАР и ЭБМХР в моче детей не зависело от уровня развития речи: между детьми с низким (наличие дизартрии, заикания) уровнем развития речи по сравнению с детьми со средним (наличие фонематического и фонетико-фонематического недоразвития) и высоким уровнями развития речи не выявлено достоверных различий. Не выявлена зависимость содержания ЭСБАР и ЭБМХР в моче детей от уровня развития визуального мышления. В то же время показано, что содержание ЭСБАР выше у детей с высоким уровнем зрительного восприятия (ЗВ) по сравнению с детьми со средним и низким уровнями ЗВ, а также у детей с высокой успешностью ОД по сравнению с детьми с низкой успешностью ОД. Кроме того, содержание ЭБМХР оказалось выше у детей с высоким уровнем развития внимания по сравнению с детьми с низким уровнем внимания, т. е. с наличием признаков СДВГ. С учетом представлений о физиологических основах психической деятельности человека [20-23], представленные данные позволяют считать, что высокая эффективность $-адренергических воздействий (обеспеченная в том числе высоким уровнем ЭСБАР и/или ЭБМХР) на клетки-мишени, включая нейроны коры больших полушарий, является важнейшим условием формирования и реализации ВПФ человека. Этим можно объяснить тот факт, что самая высокая эффективность $-адренерги-ческих воздействий на клетки-мишени (т. е. высокая активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, или ВНС) наблюдается на первых этапах онтогенеза, когда поток входящей информации, необходимой для усвоения, -огромен. Вероятно, именно такая «конструкция» мозга позволяет обработать эту информацию (в том числе за счет активации энергетического обеспечения нейронов). Очевидно, что по мере накопления опыта эта активность может снижаться. Таким образом, мы приходим к заключению о важной роли симпатического отдела ВНС в развитии и становлении познавательных функ-
ций мозга, которое было сформулировано при обсуждении вопроса о половых различиях в содержании ЭСБАР и ЭБМХР. Исходя из таких представлений, полагаем, что с практической точки зрения является перспективным изучение вопроса о возможности повышения эффективности $-адренергических влияний на нейроны мозга, обеспечивающих реализацию ВПФ, с помощью экзогенных аналогов ЭСБАР (гистидина, триптофана, тирозина, предуктала, милдроната), а также диет, обогащенных гистидином, триптофаном и тирозином. С другой стороны, предлагаемая нами гипотеза ставит вопрос о коррекции сроков становления активности парасимпатического отдела ВНС на ранних этапах онтогенеза, в том числе с учетом ускоряющего влияния физической нагрузки аэробной направленности на этот процесс [24], в частности - о целесообразности раннего приобщения ребенка к физическим нагрузкам аэробной направленности. С нашей точки зрения, на ранних этапах онтогенеза лучше использовать нагрузки анаэробной направленности, которые в меньшей степени стимулируют становление парасимпатического отдела ВНС, чем аэробные нагрузки.
В нашем исследовании показано, что содержание ЭСБАР у сангвиников выше, чем у холериков. В то же время по содержанию ЭСБАР флегматики и меланхолики не отличались достоверно от сангвиников, экстраверты не отличались от интровертов, а эмоционально стабильные - от эмоционально нестабильных детей. Содержание ЭБМХР в моче у экстравертов выше, чем у интровертов. Результаты наших исследований, с учетом данных о физиологических основах индивидуально-типологических различий человека [11, 21-23, 25, 26], проблема которых была поднята в работах И. П. Павлова, указывают на то, что эффективность $-адренергических воздействий на нейроны коры больших полушарий влияет на проявление ВНД ребенка - она, вероятнее всего, выше у экстравертов и эмоционально стабильных, т. е. у сангвиников. Это предположение согласуется с данными О. В. Туляковой [18], демонстрирующими зависимость уровня развития ВПФ от выраженности экстраверсии, нейротизма и, в целом, от типа темперамента. Так, ею показано, что у детей-сангвиников выше уровень развития ряда ВПФ, чем у детей с не сангвиническим типом темперамента; у детей-экстравертов выше уровень развития речи, внимания, ниже уровень тревожности, выше успешность ОД, и они реже имеют школьные трудности, чем интроверты; у эмоционально стабильных детей в сравнении с эмоционально нестабильными выше уровень развития логического мышления, выше школьная мотивация, и среди них меньше детей, имеющих проблемы волевой регуляции психических процессов.
Нам не удалось выявить взаимосвязь между типом телосложения ребенка (микро-, мезо- и макросоматический типы) и содержанием ЭСБАР и ЭБМХР в моче. В то же время показано, что у детей с дисгармоничным развитием содержание ЭСБАР в моче было выше, чем у детей с гармоничным развитием. Установлено также, что содержание ЭСБАР в моче у детей II и III групп здоровья было выше, чем у детей I группы здоровья. Показано также, что детей с успешной адаптацией к школе содержание в моче ЭСБАР и ЭБМХР было выше, чем у детей с признаками дезадаптации. С учетом представлений о физиологических механизмах развития ребенка [19, 27, 28], о факторах, определяющих уровень соматического здоровья детей [29] и о механизмах адаптации [23, 24], в том числе к ОД в школе [10, 24], можно предположить, что повышение содержания ЭСБАР у детей с дисгармоничным развитием или с низким уровнем соматического здоровья (часто болеющие дети) отражает компенсаторную реакцию, направленную на повышение устойчивости организма к стрессорным воздействиям, в частности на увеличение мощности стресс-реали-зующей системы. Более высокое содержание ЭС-БАР, вероятно, создает условие для успешной адаптации к обучению в школе. Таким образом, мы не исключаем, что одна из физиологических функций ЭСБАР - это повышение эффективности адренергического механизма как начального этапа стресс-реакции. С этих позиций полагаем, что в дальнейшем целесообразно изучить вопрос о возможности применения экзогенных аналогов ЭСБАР и диет, обогащенных гистидином, триптофаном и тирозином, для профилактики дистресса у детей младшего школьного возраста.
В целом представленные данные литературы и результаты наших исследований указывают на важную физиологическую роль ЭСБАР и ЭБМХР как компонентов системы эндогенных модулято-
ров хемореактивности и перспективность дальнейшей разработки этой проблемы.
Выводы
1. Моча детей обладает $-адреносенсибили-зирующей и М-холиноблокирующей активностями (их выраженность зависит от кратности ее разведения), что указывает на наличие в моче соответственно ЭСБАР и ЭБМХР.
2. Содержание в моче ЭСБАР не зависит от соматотипа детей, уровня развития у них речи, визуально-структурного мышления и внимания, но зависит от пола (выше у девочек), от группы здоровья (выше у детей со II и III группами здоровья), от гармоничности развития (выше при дисгармоничном развитии), от степени адаптации к образовательной деятельности в школе (выше при хорошей адаптации), от уровня зрительного восприятия (выше у детей с высоким его уровнем), успешности образовательной деятельности, или ОД (выше у детей с высокой успеваемостью) и типа темперамента (у сангвиников выше, чем у холериков). Все это указывает на то, что ЭСБАР как фактор, усиливающий эффективность ß-адренергических воздействий, повышает резервные возможности детей, в том числе имеющих низкий уровень здоровья.
3. Содержание ЭБМХР в моче не зависит от уровня физического развития и здоровья ребенка, уровня развития речи, мышления, зрительного восприятия, успешности ОД, типа темперамента и эмоциональной устойчивости, но оно зависит от пола (выше у девочек), степени адаптации к ОД (выше у детей с хорошей адаптацией), уровня внимания (выше у детей без признаков СДВГ) и выраженности экстраверсии (выше у экстравертов). Эти данные свидетельствуют о том, что ЭБМХР как фактор, снижающий эффективность М-холинергических воздействий, вместе с ЭСБАР повышает резервные возможности организма.
Рис. 1. Механограммы продольных полосок рога матки небеременных крыс, демонстрирующие наличие $ -адреносенсибилизирующего эффекта 500-кратного разведения мочи 6—8 летних детей при воздействии адреналина в концентрации 10-8 г/мл (панель А), а также наличие М-холиноблокирующего эффекта
50-кратного разведения мочи при воздействии ацетилхолина в концентрации
10-6 г/мл (панель Б) и отсутствие такого эффекта у 100-кратного разведения мочи (панель В). Горизонтальные линии под механограммами отражают момент воздействия соответствующего разведения мочи и ацетилхолина (10-6 г/мл; АЦХ-6) или адреналина (10-8 г/мл; АДР-8), калибровка — 10 мН, 10 мин.
Рис. 2.
Процент опытов с продольными полосками рога матки небеременных крыс, в которых наблюдались $-адреносенсибилизирующая (панель А) и М-холиноблокирующая (панель Б) активности соответствующих разведений мочи девочек (темные столбики) и мальчиков (светлые столбики); * — различия между группами достоверны, р<0,05
Рис. 3.
Процент опытов с продольными полосками рога матки непеременных крыс, в которых наблюдается $ -адреносенсибилизирующая активность соответствующих разведений мочи детей с I (темные столбики), II (серые столбики) и III (белые столбики) группами здоровья;
а и в — различия с детьми II группы (а) и детьми III группы (в) достоверны, р<0,05
Рис. 4.
Процент опытов с продольными полосками рога матки небеременных крыс, в которых наблюдается $ -адреносенсибилизирующая активность соответствующих разведений мочи детей с гармоничным (темные столбики) и дисгармоничным (светлые столбики) развитием; * — различия между группами достоверны, р<0,05
1:100
1:500
1:10 Разведения
1:10
1:10"
1:10°
Рис. 5. Процент опытов с продольными полосками рога матки небеременных крыс, в которых наблюдается $ -адреносенсибилизирующая активность соответствующих разведений мочи детей с высоким (темные столбики), средним (серые столбики) и низким (белые столбики) уровнями зрительного восприятия (ЗВ); а и в — различия с детьми с высоким и средним уровнями ЗВ (а) и с детьми с низким уровнем ЗВ (в) достоверны, р<0,05
°л 90 soto -60 504030 2010 | [ 1 ti
1:5 1:10 1:20 1:30 1:40 1:50 Разведения
Рис. 6. Процент опытов с продольными полосками рога матки небеременных крыс, в которых наблюдается М-холиноблокирующая активность соответствующих разведений мочи детей без признаков СДВГ (темные столбики) и детей с признаками СДВГ (светлые столбики); * — различия между группами достоверны, р<0,05
м
1:100
1:500 1:10
Разведения
1:10
1:10"
1:10
Рис. 7. Процент опытов с продольными полосками рога матки небеременных крыс, в которых наблюдается $ -адреносенсибилизирующая активность соответствующих разведений мочи детей с высокой (темные столбики), средней (серые
столбики) и низкой (белые столбики) успешностью; в — различия с детьми с низкой успеваемостью достоверны, р<0,05
1:5 1:10 1:20 1:30 1:40 1:50 Разведения
Рис. 8. Процент опытов с продольными полосками рога матки небеременных крыс, в которых наблюдались $-адреносенсибилизирующая (панель А) и М-холиноблокирующая (панель Б) активности соответствующих разведений мочи детей, успешно адаптированных к школе (темные столбики), и детей с дезадаптацией (светлые столбики);
* — различия между группами достоверны, р<0,05
Рис. 9. Процент опытов с продольными полосками рога матки небеременных крыс, в которых наблюдается $ -адреносенсибилизирующая активность соответствующих разведений мочи детей-сангвиников (темные столбики) и холериков (светлые столбики); * — различия между группами достоверны, р<0,05
Рис. 10. Процент опытов с продольными полосками рога матки небеременных крыс, в которых наблюдается М-холиноблокирующая активность соответствующих разведений мочи детей-интровертов (темные столбики) и детей-экстравертов (светлые столбики); * — различия между группами достоверны, р<0,05
Примечания
1. Циркин, В. И. Сократительная деятельность матки (механизмы регуляции) [Текст] / В. И. Циркин, С. А. Дворянский. Киров, 1997. 270 с.
2. Циркин, В. И. Утероактивные, $-адреномодули-рующие и М-холиномодулирующие свойства сыворотки пуповинной крови человека [Текст] / В. И. Циркин, А. Д. Ноздрачев, М. Л. Сазанова, С. А. Дворянский, С. В. Хлыбова // Доклады РАН. Т. 388. 2003. № 5. С. 704-707.
3. Сизова, Е. Н. Экспериментальные данные о наличии в ликворе человека эндогенного сенсибилизатора $-адренорецепторов [Текст] / Е. Н. Сизова, В. И. Циркин // Фундаментальные исследования. 2004. № 2. С. 22-26.
4. Сизова, Е. Н. Физиологическая характеристика эндогенных модуляторов $-адрено- и М-холинореак-тивности и их участие в регуляции деятельности различных систем организма человека и животных [Текст] : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Е. Н. Сизова. М.: РУДН, 2005. 32 с.
5. Доскин, В. А. Морфофункциональные константы детского организма [Текст] / В. А. Доскин, Х. Келлер, Н. М. Мураненко. М.: Медицина, 1997.
6. Попова, И. В. Характеристика физического развития детей, проживающих в г. Кирове Кировской области России [Текст] : автореф. дис. . канд. мед. наук / И. В. Попова. Киров, 1994.
7. Безруких, М. М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет [Текст] : руководство по тестированию и обработке результатов / М. М. Безруких, Л. В. Морозова. М.: Новая школа, 1996. 48 с.
8. Ясюкова, Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций [Текст] : методическое руководство / Л. А. Ясюкова. СПб.: ГП «ИМА-ТОН», 1999.
9. Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе [Текст] / Л. А. Ясюкова. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1999.
10. Безруких, М. М. Проблемные дети [Текст] / М. М. Безруких. М.: Изд-во УРАО, 2000.
11. Худик, В. А. Психологическая диагностика детского развития [Текст]: методы исследования / В. А. Худик. Киев: Освгга, 1992. С. 92-96.
12. Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями обучения [Текст] / Н. Г. Лусканова. М., 1993. С. 32.
13. Пятков, А. В. Половой диморфизм и психофизиология обучаемости [Текст] / А. В. Пятков // Экология образования: актуальные проблемы. 1999. №1. С. 222-229.
14. Белых, А. И. Некоторые корреляты психофизиологического развития детей младшего школьного возраста г. Архангельска [Текст] / А. И. Белых, Н. В. Звягина, Т. С. Копосова, Л. В. Морозова, Н. В. Прилучная, Л. В. Соколова // Экология образования: актуальные проблемы / под ред. А. В. Пят-кова. Вып. 2. Т. 1. 2001. С. 24-29.
15. Казин, Э. М. Комплексное лонгитудинальное исследование особенностей физического и психофи-
зиологического развития учащихся на этапах детского, подросткового и юношеского периодов онтогенеза [Текст] / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Т. В. Ду-шенина, А. Р. Галеев // Физиология человека. Т. 29. 2003. № 1. С. 70-76.
16. Давыденко, Л. А. Физическое развитие школьников Волгограда [Текст] / Л. А. Давыденко // Гигиена и санитария. 2004. № 3. С. 52-54.
17. Циркин, В. И. Вариабельность сердечного ритма в период полового созревания и при беременности [Текст] / В. И. Циркин, Е. Н. Сизова, И. Г. Кайси-на, Т. Н. Кононова, А. Н. Трухин, С. А. Дворянский, И. А. Макарова, Н. С. Печенкина // Рос. вестник акушера-гинеколога. 2004. № 2. С. 4-9.
18. Туликова, О. В. Развитие детей и успешность образовательной деятельности в зависимости от пола, типа темперамента, функциональной асимметрии мозга и других факторов [Текст] : автореф. дис. ... канд. биол. наук / О. В. Тулякова. Киров, 2004. С. 21.
19. Четверикова, Е. В. Влияние пренатальных факторов, состояния здоровья и условий воспитания на уровень развития высших психических функций и успешность образовательной деятельности первоклассников [Текст] : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Е. В. Четверикова. Киров, 2004. 21 с.
20. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. 368 с.
21. Майдиков, Ю. Л. Основы психофизиологии [Текст]: учебное пособие / Ю. Л. Майдиков, Н. А. Литвинова, Э. М. Казин, Т. С. Панина. Кемерово, 1997. С. 125.
22. Семенова, О. А. Нейропсихологический анализ мозговой организации письма [Текст] : обзор литературных данных / О. А. Семенова // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2003. Т. 4. № 1. С. 115-130.
23. Циркин, В. И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека [Текст] / В. И. Циркин, С. И. Трухина. М.: Медицинская книга, 2001. 524 с.
24. Меерсон, Ф. 3. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам [Текст] / Ф. 3. Меерсон, М. Г. Пшеничникова. М.: Медицина, 1988. С. 256.
25. Bouchard, T. I. Evolution and Personality Behavior [Text] / T. I. Bouchard, C. J. Loehlin Genes // Genetics. 2001. V. 31. № 3. P. 243-273.
26. Eysenck, H. L. Personality and individual differences. A natural science approach. N.Y. [Text] / H. L. Eysenck, M. W. Eysenck, London: Plenum Pr., 1985.
27. Ямпольская, Ю. А. Сравнение параметров физического развития современных школьников Москвы и Горно-Алтайска [Текст] / Ю. А. Ямпольская, С. А. Михайлова // Гигиена и санитария. 1993. № 11. С. 35-37.
28. Матвеева, Н. А. Этническо-территориальные особенности физического развития школьников в регионах Приволжского федерального округа [Текст] / Н. А. Матвеева, Ю. Г. Кузмичев, Е. С. Богомолова и др. // Здравоохранение ПФО. 2003. № 1. С. 133-139.
29. Баранов, А. А. Здоровье детей России: научные и организационные проблемы [Текст] / А. А. Баранов // Вестник РАМН. 1999. № 9. С. 40-42.