Научная статья на тему 'Изучение студентами высшей школы истории возникновения, становления и развития оптики'

Изучение студентами высшей школы истории возникновения, становления и развития оптики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ / ВОЛНОВАЯ И КВАНТОВАЯ ОПТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Фазылова Г. М.

Выделены дидактические элементы изучения студентами высших учебных заведений истории возникновения, становления и развития геометрической, волновой и квантовой оптики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение студентами высшей школы истории возникновения, становления и развития оптики»

3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Каримов М.Ф., Кашапова Ф.Ф., 2018

УДК 378.14

Каримов М.Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Фазылова Г.М. студент факультета физики и математики г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОПТИКИ

Аннотация

Выделены дидактические элементы изучения студентами высших учебных заведений истории возникновения, становления и развития геометрической, волновой и квантовой оптики.

Ключевые слова

Историчность обучения, геометрическая, волновая и квантовая оптика.

Накопленный нами в течение последних тридцати лет в ряде высших учебных заведений Уральского региона дидактический опыт [1] свидетельствует об эффективности рассмотрения со студентами на лекционных и практических занятиях нижеследующих кратких фрагментов по истории возникновения, становления и развития геометрической, волновой и квантовой оптике.

1. Античный период возникновения оптики благодаря научным трудам Пифагора (ок. 580 - ок. 500 до н.э.), Демокрита (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) [2] и Евклида (ок. 330 - ок. 270 до н.э.), в которых показано прямолинейность распространения света.

2. Высказывание арабским ученым средневековья Ибн аль-Хайсамом (965 - 1040) мысли о том, что источником световых лучей является не глаз, а светящиеся предметы явилось шагом вперед по сравнению с суждениями античных ученых о природе света.

4. Немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630) в 1604 году в трактате «Оптическая астрономия» изложил основы геометрической оптики, сформулировал закон об обратно пропорциональной зависимости освещённости и квадрата расстояния от источника.

5. Закон геометрической оптики о преломлении света был открыт в 1621 году голландским физиком и математиком Виллебрордом Снеллом (1580-1626) и в настоящее время носит название закона Снеллиуса.

6. Выдающийся английский физик и математик Исаак Ньютон (1643-1727) развил корпускулярную теорию света, исследовал явления интерференции и дифракции света и открыл явление дисперсии света в призме.

7. Представление о свете как о волновом процессе возникло после произведения нидерландского физика и математика Христиана Гюйгенса (1629- 1695) «Трактат о свете», где основой рассуждений является аналогия между акустическими и оптическими явлениями.

8. Победу волновой теории света обеспечил английский физик Томас Юнг (1773-1829), обосновавший теоретические положения интерференционной теории света и объяснивший природу происхождения цветны колец Ньютона.

9. Математическую теорию дифракции света и объяснение прямолинейного распространения света с

~ 144 ~

позиций волновой теории разработал французский физик Огюстен Френель (1788-1827).

10. Шотландец по происхождению физик Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879) в начале второй половины девятнадцатого века смог обобщить все имеющиеся знания в области электромагнетизма и сформулировать систему соответствующих дифференциальных уравнений, наиболее важным следствием которых оказалась возможность существования электромагнитных волн, распространяющихся со скоростью света.

11. Открытые в 1885 году немецким физиком Вильгельмом Рентгеном (1845-1923) невидимые, но сильно проникающие лучи оказались электромагнитными волнами, только во много раз более короткими длинами, чем волны видимого светового диапазона спектра.

12. Открытый русским физиком Александром Григорьевичем Столетовым (1839-1896) первый закон фотоэффекта внес определенный вклад в появление квантовой оптики, изучающей тепловое излучение, фотоэффект, эффект Комптона, эффект Рамана, фотохимические процессы и вынужденное излучение фотонов.

13. Научная статья 1955 года будущих лауреатов Нобелевской премии по физике Александра Михайловича Прохорова (1916-2002) и Николая Геннадьевича Басова (1922-2001) «Молекулярный генератор и усилитель» стала началом становления и развития лазеров, в которых используются квантовые свойства излучения вещества.

Дидактический опыт изучения студентами высших учебных заведений истории возникновения, становления и развития геометрической, волновой и квантовой оптики показывает его эффективность в повышении качества обучения естественно-математическим дисциплинам учащейся молодежи в современной высшей школе [3].

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что включение в содержание обучения студентов высшей школы исторического материла о возникновении, становлении и развитии геометрической, волновой и квантовой оптики способствует повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в высших учебных заведениях.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

2. Каримов М.Ф. Начала естествознания по Демокриту и их значения для становления науки и дидактики // История и педагогика естествознания. - 2012. - № 4. - С. 27 - 31

3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Каримов М.Ф., Фазылова Г.М., 2018

УДК 376.37

Коновалова Е.Г.

учитель-логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №1 "Снежинка" поселка Троицкий, Губкинского района, Белгородской области

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация

В данной статье рассмотрено особенности развития предложно-падежных конструкций у детей с

~ 145 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.