УДК 801.7
Пермякова Т.М., Уткина Т.И.
Изучение степени профессионализации академического дискурса посредством анализа моделей когнитивных метафор
В статье исследуется степень профессионализации академического дискурса посредством анализа моделей когнитивных метафор в письменных работах по английскому языку студентов-экономистов с разным уровнем профессиональной компетенции. Рассмотрены вопросы соотнесения параметров академического и профессионального дискурсов, формирования профессиональной компетенции субъектов.
This paper deals with professional / non-professional degree of academic discourse by analyzing cognitive metaphor models in the English written texts produced by students with different competence in economics. It distinguishes a set of features that characterize academic and professional discourse. It also focuses on the problem of developing professional competence in economics.
Ключевые слова: академический дискурс, профессиональный дискурс, компетенции субъектов, когнитивная метафора.
Key words: academic discourse, professional discourse, competence, cognitive metaphor.
Актуальность исследований академического дискурса обусловлена рядом факторов. В настоящее время происходит движение от «англофо-нии» в изучении академического дискурса к традициям исследования дискурса в иных лингвокультурных средах. Такое движение способствует разработке разных методологий исследований, поиску методологий внутри лингвистики, поиску наибольших интегративных потенциалов в дискурсивных исследованиях [22, с. 1-4]. Для современных исследований характерны, например, обращения исследователей к разным формам дискурса -устным и письменным, обращения к разным дискурсивным жанрам, к изучению способов популяризации научного дискурса для академических целей. Одним из наиболее важных вопросов на повестке дня в изучении академического дискурса является исследование различной степени компетенции субъектов дискурса [22, с. 7].
Цель настоящего исследования заключается в изучении степени профессионализации академического дискурса посредством анализа моделей когнитивных метафор в письменных работах по английскому языку студентов-экономистов с разным уровнем профессиональной компетенции, а именно - студентов разных курсов обучения.
Мы исходим из предположения, что особенности используемых студентами моделей метафор характеризуют степень профессиональной ком-
© Пермякова Т.М., Уткина Т.И., 2014
152
петенции респондентов и, следовательно, степень профессионализации и/или специализации процесса обучения. Для достижения поставленной цели рассматриваются следующие вопросы:
1) как определяется академический дискурс?
2) по каким параметрам академический дискурс может быть охарактеризован как профессиональный?
3) почему изучение языка специальных целей (ESP) соответствует задачам изучения профессионализации дискурса?
4) проявляется ли степень профессиональной компетенции субъектов в моделях когнитивных метафор?
Под академическим дискурсом принято понимать вербализованную сферу деятельности: «все порождаемые на языке и на языках статьи, книги, тезисы, устные выступления, презентации, обзоры, рецензии, редакторские правки, обсуждения с коллегами и другими исследователями, участниками конференций и гостями ... при построении аргументации, теорий, обсуждении результатов.» [22, с. 2]. Изначально академический дискурс трактовался исключительно как научный дискурс, научный функциональный стиль, с соответствующим центральным жанром - статьей или монографией (в зависимости от научной сферы) как типами письменного текста.
Термин «академический дискурс» появился во Франции и относился к элитным научным институтам, например, Французской академии. Однако со временем практика академического дискурса пополнилась жанрами университетского образовательного дискурса [21]. Отметим, что в отечественной лингвистике принят термин «педагогический дискурс» для исследований в образовательной сфере [2; 8; 10; 11; 17], в том числе в высшем образовании.
Лингвисты разных стран обратились к вопросам проявления степени научности в разных популяризуемых областях - средствах массовой информации, а также в образовательной практике. Чрезвычайно важным вопросом для преподавания иностранного языка стало формулирование понятия языка специальных целей (LSP, для английского языка как иностранного - ESP), и позднее - языка академических/специальных целей (LAP/EAP/ESAP) [28].
Именно в ракурсе языка специальных целей академический дискурс и сопрягается с понятием «профессионального»: «Если академический дискурс определяется как дискурс, используемый для специальной цели, т.е. для передачи знания, будь то знание лингвистическое, педагогическое или предметное, то он уравнивается с профессиональным дискурсом в том, как его определил Гуннарсон (2009): .профессиональный дискурс включает тексты, произведенные профессионалами и предназначенные для других профессионалов с теми же или различными компетенциями, для полупрофессионалов, т.е. учащихся, или для непрофессионалов. <...> Это означает, что в разговор включён по крайней мере один профессионал» [22, с. 6].
Как и профессиональный дискурс, академическое общение может протекать в группах разной дискурсивной компетенции: специалист - специалист, опытный специалист - неопытный специалист/молодой исследователь, специалист - широкая аудитория, специалист - средства массовой информации.
Такая характеристика дискурса сопрягается с типологией специальной коммуникации Г. Пихта [29]. Таким образом, академический дискурс (для целей данной работы - ESP) может быть отнесен к профессиональному с учетом различной профессиональной компетенции участников.
Далее рассмотрим вопрос о возможности изучения академического дискурса для субъектов разной степени профессиональной компетенции, иными словами, разных типов определенного академического дискурса, посредством анализа моделей когнитивных метафор.
Поскольку типология текстов базируется на уровне профессиональной и коммуникативной компетенции субъектов дискурса (адресанта и адресата), иерархия образующихся типов текста представляет собой репрезентацию трансдискурсивного пространства [16, с. 27]. В дискурсе, в том числе академическом, профессиональная компетенция субъектов соотносится с наличием специального образования. При изучении отдельных типов текста с точки зрения уровня профессиональной компетенции субъектов мы обратились к типологии дискурса, включающей непрофессиональный и профессиональный уровни экономического академического дискурса.
В дискурсе как вербально опосредованной деятельности в специальной сфере происходит формирование специального знания [1]. Концептуализация специального знания в дискурсе находит свое отражение в метафоризации дискурса. В исследованиях, посвященных проблеме метафоры, подчеркивается ее важная роль в построении концептуальной и вербальной систем человека, ее активное участие в категоризации языка, процессах мышления и восприятия [1; 4; 5; 6; 7; 9; 12; 13; 14; 20; 23; 27].
При изучении академического дискурса, а именно при изучении разной степени концептуализации специального знания, целесообразно обратиться к построению моделей когнитивных метафор как одному из способов актуализации когнитивных процессов. Данные модели позволят сопоставить и сравнить результаты, полученные при исследовании разных типов академического дискурса - непрофессионального и профессионального типов.
В качестве языкового материала были изучены 22 текста эссе на английском языке, написанные студентами второго (9 эссе) и третьего курса (13 эссе) факультета «Экономика» Национально-исследовательского университета Высшей школы экономики Пермского филиала (НИУ ВШЭ -Пермь). В качестве одного из критериев анализа материала мы рассматривали уровень сформированности профессиональной компетенции у студентов в сфере экономики.
В соответствии с программой учебной дисциплины, которая устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности (Программа 2013) [19], содержание обучения иностранному языку на 2 курсе включает курс «Введение в специальность», на 3 курсе студентам предлагается курс языка для профессиональных целей (финансовый английский).
В связи с этим были отдельно проанализированы эссе студентов второго курса, которые не владеют языком специальности, и студентов третьего курса, которые способны к письменной и устной общей и профессиональной коммуникации на английском языке.
При определении контекстуальных значений использовались методы компонентного и дефиниционного анализа методики идентификации метафоры. Процедура идентификации метафоры в дискурсе представляет собой поэтапный алгоритм и состоит из четырех этапов: 1) прочитать текст; 2) определить все лексические единицы, составляющие текст; 3а) установить контекстуальное значение для каждой лексической единицы; 3б) определить, имеет ли каждая лексическая единица базовое значение; 3в) определить, является ли базовое значение лексической единицы отличным от контекстуального значения; 3г) определить, соотносится ли по сходству контекстуальное значение лексической единицы с более конкретным базовым значением; 4) в случае утвердительного ответа на вопросы 3в и 3г лексическую единицу следует отметить как лингвистическую метафору [30]. При анализе материала использовались словари Macmillan Dictionary for Advanced Learners [26] и Longman Dictionary of Contemporary English [25].
Контекстом метафоры является минимальный фрагмент текста, в котором репрезентированы два концепта, имеющие какое-либо основание для сравнения. Метафора в таком контексте может представлять единицу, включающую одно или несколько предложений, словосочетание, слово или морфему [16]. Материалом исследования послужили 406 контекстов метафор на английском языке из общего объема 6750 слов.
Следующим этапом нашего исследования стало выявление особенностей концептуальной метафоры на непрофессиональном и профессиональном уровне экономического академического дискурса, используя пятишаговый анализ, представляющий собой способ реконструкции концептуального отображения домена источника на домен цели, основываясь на предварительно идентифицированных лингвистических метафорах в дискурсе [31].
В ходе исследования мы опирались на структуру метафорической модели [5], таксономический фрейм метафор [15]. Под концептуальной метафорической моделью в исследовании понимается понятийная область, включающая связанные семантическими отношениями элементы, или таксономическое представление сигнификативного дескриптора. На основе метафорического моделирования в разных типах дискурса было выявлено,
что метафорическая модель состоит из двух базовых доменов: ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА. Первый из них включает метафорические модели Человек как биологическое существо и Человек как социальный субъект. Ко второму домену относятся метафорические модели Неживая природа и Живая природа [15; 16; 18].
Рассмотрим специфику метафорических моделей в непрофессиональном и профессиональном экономическом академическом дискурсе в зависимости от профессиональной компетенции студентов. Количественное соотношение метафорических моделей в работах студентов 2 и 3 курсов представлено в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика метафорических моделей
академического дискурса в зависимости от уровня профессиональной компетенции (средние значения) (%)
Дискурс Метафорическая модель
Человек как биологическое существо Природа живая Природа неживая Человек как социальный субъект
Непрофессиональный 24 - 50** 26*
Профессиональный 33* 2 32 34**
** - доминантная метаф )орическая модель;
* - вторая по активности метафорическая модель.
В ходе исследования было выявлено, что самой детализированной моделью внутри домена ПРИРОДА (50 %) в непрофессиональном экономическом академическом дискурсе является модель Неживая природа (50%), в которую входят следующие наиболее частотные видовые таксоны: пространство и ландшафт, природные явления, представленные метафорами: flow, movement, stream, holes, track. Примерами могут служить следующие контексты (написание сохранено):
Thus a flow of money is one of the important condition of economy existence (Candidate, 2nd year).
Another argument for cash flow is that companies work for getting profit which is the difference between earnings flows and costs flows, therefore it is important to know about movement of these flows (Candidate, 2nd year).
Cash flow is usually defined as the money stream into (revenues) and out (expenses) of a certain firm measured for a certain period of time (Candidate, 2nd year).
To begin with, company's accounts have a lot of holes, where huge amounts of money go out from the company (Candidate, 2nd year).
First of all, any firm needs to track incomes, costs and others ... (Candidate, 2nd year).
Внутри домена ПРИРОДА (50 %) вторым по репрезентативности является модель Человек как социальный субъект (26%), в которую входят следующие таксоны: таксон Профессиональная деятельность, представленный метафорами works, use, activity, building, safety, dangerous, и таксон Культура, представленный метафорами play a big role; paint an accurate picture. Например:
If money are involved in the process ofproduction and transaction in business, then money works and it is included in cash flow (Candidate, 2nd year).
Personally, I strongly believe that cash flow is a part of company activity, so it is important for any business (Candidate, 2nd year).
... because cash is a dangerous way of saving money (Candidate, 2nd year).
And cash flow play important role for it (Candidate, 2nd year).
To begin with, cash flow doesn't paint an accurate picture of a company's health (Candidate, 2nd year).
Многочисленной также является метафорическая модель Человек как биологическое существо (24 %), включающая видовой таксон Физиология, представленный метафорами go, go out, immovable, health, и видовой таксон Психология, представленный метафорами allow, help, worry. Примерами могут служить следующие контексты:
To begin with, company's accounts have a lot of holes, where huge amounts of money go out from the company (Candidate, 2nd year).
To begin with, cash flow doesn't paint an accurate picture of a company's health (Candidate, 2nd year).
First of all, any firm needs to track incomes, costs, and others, thus cash flows can help to do it (Candidate, 2nd year).
Nowadays many firms worry about cash flow because they think that is the main index (Candidate, 2nd year).
Все метафорические модели в профессиональном экономическом академическом дискурсе также были разделены на два основных домена ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА.
Самым многочисленным доменом является ЧЕЛОВЕК (67%), который в свою очередь включает Человек как социальный субъект (34%) и Человек как биологическое существо (33%). Метафорическая модель Человек как социальный субъект представлена видовыми таксонами Социальна я деятельность, Культура, Механизм, Политика и война, включающими такие метафоры: tool, competitive, profitable, built, building, generate, success, perform, performance, earn, operations, provide with a lot of important information, force, play a big role, an active player, show, show the whole picture, spiral, tied up, struggle.
Например:
For example, cash flows can be profitable but generate a very small operard
tional cash flow (Candidate, 3 year).
At the end we can say that a cash flow can provide us with a lot of impor-
rd
tant information about the business (Candidate, 3 year).
But on the other hand cash flows that built incorrectly can lead to a liquid-
rd
ity crisis (Candidate, 3 year).
For example, cash flows can be profitable but generate a very small operard
tional cash flow (Candidate, 3 year).
Furthermore, positive cash flow means that business is active player on the
rd
market (Candidate, 3 year).
On the other hand, it can't be used to estimate company's non-current as sets, therefore it doesn't show the whole picture (Candidate, 3rd year).
Wheares the growth of the business born more profits and liabilities, so the cash flow becomes rises faster. It's like a spiral. It can lead to the growth or to
rd
the fallth (Candidate, 3 year).
В профессиональном академическом дискурсе в экономике вторая по репрезентативности модель Человек как биологическое существо (33%) представлена видовыми таксонами: Физиология, включая подвидовые таксоны жизнедеятельность и болезни (come, return, position, health, vital, stimulate); память и познавательная деятельность (analyse, determine, define, illusion, informative, concepts, calculate, understand, identify, give information), Анатомия, включающий подвидовой таксон органы и их функции (lifeblood), Психология, включающий подвидовой таксон поведение человека (help, let, carefully). Например:
In my opinion, using cash flows is really important for evaluating company's performance, because cash flow itself is an important indicator which shows the net change in a company's cash position from one period to the
rd
next (Candidate, 3 year).
To sum up, I believe cash flow is of vital importance to a business, because
rd
it gives the necessary information for its health estimation (Candidate, 3 year).
Some people say that cash flow can help to analyse the profitability of an organization or a project because cash flow can be used to determine a project 's rate of return or define problems with a business liquidity (Candidate, 3rd year).
Other people believe that cash flow is unimportant to an organization because it can create an illusion that your financial statements are
rd
clean (Candidate, 3 year).
Furthermore, cash flows can be used as an alternative measure of business 's profits when it is believed that accounting concepts do not represent eco-
rd
nomic realities (Candidate, 3 year).
Firstly, cash flow can be used for calculating parameters in order to dis-
rd
close cash movements over the period (Candidate, 3 year).
Сравнительный анализ метафорических моделей в непрофессиональном и профессиональном типах экономического дискурса студентов выявляет различия концептуализации и вербализации экономического знания. Если в непрофессиональном академическом дискурсе в экономике самой
продуктивной моделью является Неживая природа (50 %), а второй по репрезентативности - модель Человек как социальный субъект (26 %), то в профессиональном дискурсе самой продуктивной моделью становится Человек как социальный субъект (34 %), а второй по репрезентативности -метафорическая модель Человек как биологическое существо (33 %).
Итак, результаты анализа позволили заключить, что специфика профессионализации академического дискурса проявляется в преобладании метафорической модели Неживая природа в непрофессиональном академическом экономическом дискурсе, что свидетельствует об освоении предметной области студентами на данном уровне обучения, иными словами, о формировании предметной компетенции. Однако, на профессиональном уровне академического экономического дискурса, представленном доминантной метафорической моделью Человек как социальный субъект, у студентов формируется межсубъектная компетенция, которая позволяет ин-териоризировать предмет изучения. Выявленная специфика непрофессионального и профессионального уровней академического экономического дискурса позволяет более точно определить содержание преподавания иностранного языка для специальных целей. Для непрофессионального дискурса, в котором модель Неживая природа представлена такими частотными видовыми таксонами как Пространство и ландшафт и Природные явления, необходимо учитывать интердискурсивные связи и рассматривать изучаемый предмет в ряду естественно-научных дисциплин, то есть рассматривать, как экономика соотносится, например, с экологией, географией, регионоведением. На профессиональном уровне академического дискурса, в котором модель Человек как социальный субъект представлена видовыми таксонами Социальная деятельность, Культура, Механизм, Политика и война, в обучении следует учитывать социальную значимость предметов специальности.
Так как данное исследование в качестве основного критерия анализа учитывало уровень профессиональной компетенции субъектов академического дискурса, степень компетенции студентов к иноязычной коммуникативной практике составило ограничение анализа. Полагаем, что в перспективе исследование культурных и языковых интерференций академического дискурса будет обладать значительной эвристической ценностью, главным образом в связи с тенденциями глобализации образовательных процессов.
Список литературы
1. Алексеева Л.М., Мишланова С.Л. Медицинский дискурс: теоретические основы и принципы анализа. - Пермь: Изд-во ПГУ, 2002. - 200 с.
2. Антонова Н.А. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Саратов, 2007. - 23 с.
3. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 5-32.
4. Баранов А.Н., Караулов Ю. Н. Русская политическая метафора. Материалы к словарю. - М.: Институт русского языка АН СССР, 1991. - 140 с.
5. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Словарь русских политических метафор. - М.: Помовский и партнеры, 1994. - 330 с.
6. Будаев Э.В. Сопоставительная политическая метафорология: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Екатеринбург, 2010. - 41 с.
7. Дэвидсон Д. Что означает метафора // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 173-193.
8. Ежова Т.В. Педагогический дискурс и его проектирование // Интернет-журнал "Эйдос", 30 сентября 2007. - [Электронный ресурс]: http://www.eidos.ru/ j ournal/2007/0930-5. htm.
9. Жоль К.К. Мысль. Слово. Метафора. Пробл. семантики в филос. освещении. -Киев: Наук. думка, 1984. - 301 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. - М.: Логос, 2000. - 656 с.
11. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М.: Гнозис, 2004. - 390 с.
12. Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. -С. 33-43.
13. Кубрякова Е.С. Семантика в когнитивной лингвистике (о концепте КОНТЕЙНЕРА и формах его объективации в языке) // Известия РАН. - 1999. - № 6. -Т. 58. - Сер. литературы и языка. - С. 4-39.
14. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.
15. Мишланова С.Л. Метафора в медицинском дискурсе. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. - 160 с.
16. Мишланова С.Л., Уткина Т.И. Метафора в научно-популярном медицинском дискурсе. - Пермь: Изд-во ПГУ, 2008. - 428 с.
17. Олешков М. Ю. Основные параметры модели профессиональной коммуникации (на примере дидактического дискурса) // Социокультурные проблемы в образовании. Межвуз. сб. науч. трудов / под ред. А.А. Вербицкого, Н.В. Жуковой. - М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. - С. 62-71.
18. Полякова С.В., Мишланова С.Л. Метафорическое представление о болезни в непрофессиональном медицинском дискурсе России и США // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. -Киров, 2010. - № 1 (2). - С. 60-62.
19. Программа учебной дисциплины "Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа ПУД «Иностранный язык (английский) для направления 080100.62 Экономика подготовки бакалавр. - [Электронный ресурс]: http://www.hse.ru/edu/courses/94100357.html; http://www.hse.ru/edu/courses/94100352.html
20. Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической метафоре: монография. - 2-е изд., стереотип. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2005. -248 с.
21. Biber D. A University Language. Corpus-Based Study of Spoken and Written Registers. - Amsterdam, the Netherlands: Benjamins, 2006. - 261 p.
22. Cross-linguistic and Cross-cultural perspectives on Academic Discourse. Ed. by E.Suomela-Salmi and F. Dervin. - John Benjamins Publishing, 2009. - 229 p.
23. Fauconnier G. Conceptual blending and analogy. - 1999. - [Электронный ресурс]: [http://www.wam.umd.edu/~mturn/WWW/blending/html].
24. Gunnarsson Britt-Louise. Professional discourse. Continuum Discourse Series. -London, 2009. - 275 p.
25. Longman Dictionary of Contemporary English. - Harlow: Longman, 2005. -2082 p.
26. Macmillan Dictionary for Advanced Learners. - London, 2006. - 1854 p.
27. Metaphor in cognitive linguistics: Sel. papers from the Fifth Ыет. cognitive linguistics conf., Amsterdam, 1997 / ed. by Gibbs R.W., Steen G. - Amsterdam; Philadelphia: Benjamins, 1999. - VIII. - 233 p. (Amsterdam studies in the theory a. history of ling. science. Ser. IV: Current issues in ling. Theory. - Vol. 175).
28. Myers G. Discourse studies of scientific popularization: Questioning the boundaries. Discourse studies. - 2003. - Vol. 5(2). - P. 265-279.
29. Picht H. The Concept in Terminology: a unit of thought, knowledge or cognition? // Научно-техническая терминология: науч.-техн. реф. сб. - М., 2002. - Вып. 2. - 71 p.
30. Pragglejaz Group. MIP: A method for identifying metaphorically used words in discourse // Metaphor and Symbol. - 2007. - 22(1). - P. 1-39.
31. Steen G.J. From linguistic form to conceptual structure in five steps: analyzing metaphor in poetry. In G. Brone& J. Vandaele (Eds.), Cognitive poetics: Goals, gains and gaps. - Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2009. - P. 197-226.