2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №4 / 2019
анализа и классической электродинамики способствует повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения нашей страны. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
2. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.
3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Каримов М.Ф., Порозова Э.В., 2019
УДК 373
Каримов М.Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Муллахметова А. З. студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СВОЙСТВ ГИДРООКСИДОВ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ И ГИДРООКСИДА ЛИТИЯ В ОТДЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Рассмотрен ряд дидактических элементов изучения учащимися старших классов средних общеобразовательных школ физических и химических свойств гидрооксидов щелочных металлов и гидрооксида лития вчастности.
Ключевые слова
Гидрооксиды химических s-элементов, свойства гидрооксида лития.
В процессе познания и преобразования химической действительности гидрооксиды s-элементов первой группы периодической системы Дмитрия Ивановича Менделеева (1834, Тобольск - 1907, Санкт-Петербург) [1] выделяются рядом представленных ниже физических и химических свойств.
При описании физических и химических свойств гидрооксидов щелочных металлов учителя химии средних общеобразовательных школ на собственных лекционных, практических и лабораторных занятиях используют словесные, графические и формульно-математические модели рассматриваемых объектов и связанных с ними процессов и явлений химической действительности [2].
1. В учебной и научной химии общая формула гидрооксидов щелочных металлов в настоящее время представляется в виде МОН.
2. Гидрооксиды лития LiOH, натрия №ОН, калия КОН, рубидия RbOH и цезия CsOH являются бесцветными гигроскопическими веществами, хорошо растворимыми в воде и этаноле, легко расплывающимися на воздухе.
3. Плотность и растворимость гидрооксидов щелочных металлов при переходе от соединения LiOH к CsOH увеличивается.
4. Гидрооксиды всех щелочных металлов, кроме лития, плавятся при повышении температуры без разложения на составные части.
5. Все гидрооксиды щелочных металлов в химических реакциях проявляют свойства сильных оснований.
6. Большинство гидрооксидов щелочных металлов реагирует с оксидами неметаллов, взаимодействует с кислотами, вступает в реакцию нейтрализации и обменную реакцию с солями и реагирует с галогенами.
7. В технологическом отношении гидроксиды лития, натрия и калия получают путем электролиза концентрированных растворов их хлоридов, при этом на катоде выделяется водород, на аноде образуется хлор, а гидроксиды рубидия и цезия получают из их солей при обменных реакциях.
Отдельно выделим физические, химические и технологические свойства наиболее слабого основания среди щелочных металлов - гидрооксида лития, гидроокиси лития или щелочи лития.
1. При стандартных физических условиях гидрооксид лития представляет собой бесцветные кристаллы с тетрагональной решеткой.
2. Гидрооксид лития имеет высокую растворимость в воде и малую растворимость в этаноле практически независящую от температуры.
3. Водные растворы гидрооксида лития имеют сильнощелочную реакцию, разрушают стекло, фарфор, взаимодействуют со многими силикатами, подвергают некоторые металлы коррозии.
4. На атмосферном, использованном живыми организмами воздухе гидроокись лития поглощает углекислый газ и образует углекислый литий.
5. Гидрооксид лития повышает электрическую емкость щелочных аккумуляторов, если его добавить для получения солей лития в электролит.
6. Лития гидроокись используют при производстве водоупорных или водостойких смазочных материалов, обладающих механической стабильностью в широком интервале температур.
7. Щелочь лития применяют как поглотитель углекислого газа в противогазах, подводных лодках самолетах и космических кораблях.
8. Лития гидрооксид находит себе использование в электротехнических устройствах в качестве добавки к электролиту для щелочных аккумуляторов.
9. Аналитическая химия использует гидрооксид лития в качестве исходного сырья для получения различных соединений лития.
10. Гидрооксид лития является компонентом ряда керамических материалов и теплоносителем в охладительных устройствах.
Дидактический опыт изучения старшеклассниками средних общеобразовательных школ физических и химических свойств гидрооксидов щелочных металлов и гидрооксида лития в отдельности на лекционных, практических и лабораторных занятиях по химии в средних общеобразовательных школах показывает его положительное влияние на формирование интеллектуальных и творческих способностей у учащейся молодежи [3].
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что для систематического и регулярного повышения уровня интеллектуального и творческого потенциала у старшеклассников средних общеобразовательных школ необходимо организовать и осуществить изучение ими свойств гидрооксидов щелочных металлов.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Научное и дидактическое значения «Основ химии» Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С.119 - 124.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Каримов М.Ф., Муллаахметова А.З., 2019