2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
3. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.
4. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 2 - С. 27 - 31.
5. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.
© Каримов М.Ф., Карамова А.А., 2018
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Е.Л.Филипов студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ МОДЕЛЕЙ АТОМОВ ВЕЩЕСТВА В СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Представлены элементы дидактики и методики изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы этапов создания и использования моделей атомов вещества от античности до современности.
Ключевые слова
Атом вещества, модель атома, электрон, протон, нейтрон.
Одной из основных учебных тем естественно-математических дисциплин содержания общего образования учащейся молодежи выделяется «Атом вещества и его строение» [1],
На основе дидактических принципов историчности [2], научности [3] и систематичности [4] обучения старшеклассников средних общеобразовательных школ рассмотрим проектирование и реализацию процесса изучения учащимися этапов создания и использования моделей атомов вещества от античных времен до двадцать первого века.
Первую атомистическую теорию строения вещества в виде качественной структурной модели создал в античности Демокрит из древнегреческих Абдер (ок. 460 - ок. 370 до н.э.). Согласно Демокриту все происходящее в мире представляет собой движение атомов - мельчайших неделимых частиц, различающихся по форме и величине, месту и расположению, находящихся в пустом пространстве в вечном движении, соединение или разъединение которых приводит к возникновению или гибели материальных тел или отдельных частей Вселенной [5].
Учителям химии и физики средних общеобразовательных школ следует перед старшеклассниками выделить о том, что открытие в конце девятнадцатого века радиоактивности химических элементов [6] способствовало усовершенствованию моделей атомов вещества.
В 1911 году уроженец Новой Зеландии профессор Манчестерского университета Эрнест Резерфорд (1871, Брайтуотер -1937, Кембридж) создал самое ценное в физике и химии - планетарную модель атома вещества, согласно которой атом состоит из положительно заряженного ядра и электронов, вращающихся вокруг ядра по замкнутым орбитам подобно движению планет вокруг Солнца [7].
Квантовая механика Эрвина Шредингера (1887, Вена - 1961, Вена), Вернера Карла Гейзенберга (1901, Вюрцбург - 1976, Мюнхен) и Поля Адриена Мориса Дирака (1902, Бристоль - 1984, Таллахасси) созданная в конце двадцатых годов двадцатого века позволила успешно осуществить математическое моделирование атомов простых и сложных веществ [8].
Согласно современной квантово-механической модели, ядро атома вещества состоит из положительно заряженных протонов и не имеющих заряда нейтронов и окружено отрицательно заряженными электронами.
Творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные старшеклассники на обязательных и факультативных занятиях по химии и физике под руководством учителей средних общеобразовательных школ находят обоснование тезису о том, что современная квантово-механическая модель атома вещества является методологической основой теории и практики проектирования и реализации квантовых устройств современной микроэлектроники.
Дидактический опыт показывает, что старшеклассники средних общеобразовательных школ, освоившие особенности моделей атомов вещества, построенных учеными в течение времени от античности до современности, сдают единые государственные экзамены по естественно-математическим дисциплинам на высокие баллы и успешно продолжают учебу в высших учебных заведениях [9].
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что спроектированное и реализованное на основе дидактических принципов изучение старшеклассниками средних общеобразовательных школ моделей атомов вещества способствует повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащейся молодежи.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демокрита и её значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т. 19. - № 3. - С. 67 - 70.
2. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
3. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
4. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т. 15 . - № 3. - С. 133 - 136.
5. Каримов М.Ф. Начала естествознания по Демокриту и их значения для становления науки и дидактики // История и педагогика естествознания. - 2012. - № 4. - С. 27 - 31.
6. Каримов М.Ф. Научные труды основоположников радиохимии - А.Беккереля, П.Кюри и М.Склодовской - Кюри и их значение в дидактике // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 5. - С. 80 - 86.
7. Rutherford E. The scattering of alpha and beta particles by matter and the structure of the atom // Philosophical Magazine, volume. -1911. - Vol. 21. - P. 669 - 688.
8. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.
9. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Каримов М.Ф., Филипов Е.Л., 2018